Научная статья на тему 'Прекрасное далёко: идея «Морального обновления» польского общества'

Прекрасное далёко: идея «Морального обновления» польского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
305
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЬША / ПАРТИЯ "ПРАВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ" / ПАРТИЯ "ГРАЖДАНСКАЯ ПЛАТФОРМА" / Я. КАЧИНЬСКИЙ / Д. ТУСК / ПОЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО / КОНСЕРВАТИЗМ / ПОЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ / КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / POLAND / LAW AND JUSTICE PARTY / CIVIC PLATFORM / J. KACZYńSKI / D. TUSK / POLISH SOCIETY / CONSERVATISM / POLISH TRADITIONS / CATHOLIC CHURCH

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лагно Анна Романовна

2015 год был годом триумфа консервативной партии «Право и справедливость» (ПиС) в Польше. Президентом страны стал кандидат от ПиС Анджей Дуда, а результаты парламентских выборов позволили этой партии сформировать правительство, не вступая ни с кем в коалицию. Придя к власти, ПиС начала активно реформировать практически все сферы жизни польского общества, руководствуясь идеей «исправления государства», автором которой стал председатель ПиС Я. Качиньский. В статье на основе анализа программы партии «Право и справедливость» 2014 г. и ряда других источников показана модель обновленного польского государства и общества, его ключевые ценности. Несмотря на то, что значительная часть польских граждан разделяет идеи ПиС о строительстве благополучного, справедливого, базирующегося на моральных основах государства, однако далеко не все принимают свойственные этой партии бескомпромиссные, агрессивные методы проведения политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Beautiful Far: the Idea of a “Moral Renewal” of Polish Society

In the 2015 parliamentary elections Kaczyńskis’ party Law and Justice (PiS) won against the governing Civic Platform (PO) and formed a majority government headed by Beata Szydło as a prime minister. PiS plans to radically reconstruct the Polish state and introduce social policy reforms. In this article, based on the analysis of the party program (2014) and other sources, the model of the renewed Polish state and society is shown. Despite the fact that a significant number of Poles share the PiS’s idea of building morally based state, PiS brought new levels of aggression to public discourse.

Текст научной работы на тему «Прекрасное далёко: идея «Морального обновления» польского общества»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2017. № 2

А.Р. Лагно

ПРЕКРАСНОЕ ДАЛЁКО: ИДЕЯ «МОРАЛЬНОГО ОБНОВЛЕНИЯ» ПОЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА

2015 год был годом триумфа консервативной партии «Право и справедливость» (ПиС) в Польше. Президентом страны стал кандидат от ПиС Анджей Дуда, а результаты парламентских выборов позволили этой партии сформировать правительство, не вступая ни с кем в коалицию. Придя к власти, ПиС начала активно реформировать практически все сферы жизни польского общества, руководствуясь идеей «исправления государства», автором которой стал председатель ПиС Я. Качиньский. В статье на основе анализа программы партии «Право и справедливость» 2014 г. и ряда других источников показана модель обновленного польского государства и общества, его ключевые ценности. Несмотря на то, что значительная часть польских граждан разделяет идеи ПиС о строительстве благополучного, справедливого, базирующегося на моральных основах государства, однако далеко не все принимают свойственные этой партии бескомпромиссные, агрессивные методы проведения политики.

Ключевые слова: Польша, партия «Право и справедливость», партия «Гражданская платформа», Я. Качиньский, Д. Туск, польское общество, консерватизм, польские традиции, католическая церковь.

In the 2015 parliamentary elections Kaczy skis' party Law and Justice (PiS) won against the governing Civic Platform (PO) and formed a majority government headed by Beata Szydlo as a prime minister. PiS plans to radically reconstruct the Polish state and introduce social policy reforms. In this article, based on the analysis of the party program (2014) and other sources, the model of the renewed Polish state and society is shown. Despite the fact that a significant number of Poles share the PiS's idea of building morally based state, PiS brought new levels of aggression to public discourse.

Key words: Poland, Law and Justice Party, Civic Platform, J. Kaczynski, D. Tusk, polish society, conservatism, polish traditions, Catholic Church.

Десять лет назад, анализируя внеочередные выборы в польский парламент, на которых партия «Право и справедливость» (далее — ПиС) проиграла «Гражданской платформе» (далее — ГП), европейские СМИ предвещали, что этот факт свидетельствует о политической зрелости Польши и открывает новый этап в развитии,

Лагно Анна Романовна — кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры международных организаций и проблем глобального управления факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: [email protected]

когда страна «вновь повернется лицом к миру»1. В период правления коалиции ПиС, национально-консервативной «Лиги польских семей» и крестьянской партии «Самооборона» (2005—2007 гг.) в обществе сложилась очень напряженная атмосфера. Политические провокации, скандалы и склоки возникали как между правящей коалицией и ГП, так и внутри самой коалиции, что породило в обществе высокий уровень взаимного недоверия, а некоторые польские публицисты даже стали использовать словосочетание «холодная гражданская война»2. Тем не менее трудности в работе польского парламента удалось преодолеть на основе демократических принципов: были проведены досрочные выборы, и правящую коалицию уже возглавила ГП, что и позволило некоторым экспертам заявить о зрелости демократии в Польше.

Однако через два парламентских срока политическая фортуна вновь повернулась лицом к ПиС, и 2015 г. стал для нее годом настоящего триумфа. Сначала на президентских выборах победу одержал кандидат от ПиС Анджей Дуда, а результаты парламентских выборов позволили этой партии сформировать правительство, не вступая ни с кем в коалицию. Придя к власти, ПиС начала активно реформировать практически все сферы жизни польского общества, руководствуясь идеей «исправления государства», автором которой стал председатель ПиС Ярослав Качиньский. Каким же должно быть «исправленное государство»? На каких принципах надо строить идеальное польское общество? А главное, что надо сделать, для его достижения?

В отечественной историографии проблемы политического и социального развития современной Польши исследует И.С. Яж-боровская3. В фокусе работ Л.С. Лыкошиной4 находятся полити-

1 См., напр.: Близнецы Качиньские получили оплеуху (обзор СМИ) // Мир перемен. 2007. № 4. С. 98-101.

2 Бухарин Н.И. Польша: отстаивая права // Вишеградская Европа: Откуда и куда? Два десятилетия по пути реформ в Венгрии, Польше, Словакии и Чехии / Под ред. Л.Н. Шишелиной. М., 2010. С. 486.

3 Яжборовская И.С. Смена парадигмы национальной идеи в современной Польше // Национальная идея: страны, народы, социумы. М.: Наука, 2007. С. 385-408; Она же. Политическая трансформация стран «Новой Европы» в составе Европейского союза // Новая и новейшая история. 2014. № 6. С. 83-91; Она же. Польша 2015-2016 гг. Хроника неоавторитарного реванша // Полис. Политические исследования. 2016. № 5. С. 49-65; Она же. Системная трансформация и кризисы в Центрально- и Юго-Восточной Европе. Современные социально-политические процессы в Польше // Политическое согласие: от теории к практике / Под ред. О.М. Михайленка. М., 2016. С. 222-243.

4 Лыкошина Л.С. Польская идентичность в контексте политического развития страны // Европеизм и национализм в странах Восточной Европы: сборник научных трудов. М., 2014. С. 27-47; Она же. Братья Качиньские и десятилетняя

ческие события в Польше и коллективная идентичность современного польского общества. Разработкой темы влияния церкви на общественную и политическую жизнь Польши занимаются Л.С. Лыкошина и Д.Ю. Мещеряков5. М.А. Булахтин6 в своих статьях проанализировал планы ПиС по кардинальному переустройству Польши. Экономической и политической проблематике Польши посвящены работы Н.И. Бухарина, И.С. Синицыной и Н.А. Чу-даковой7.

ПиС с момента своего образования в 2001 г. последовательно отстаивает идею необходимости проведения коренных преобразований во всех сферах общественной жизни Польши. Как и в 2005 г., так и в 2015 г. партия победила на выборах с лозунгом перехода к IV Речи Посполитой8 и проведения в стране моральной революции. III Речь Посполитая (далее — РП), возникшая в результате компромисса между властями социалистической

«польско-польская война». Конец «великого противостояния»? // Россия и современный мир. 2015. № 4 (89). С. 73—89; Она же. Десять лет спустя: о выборах 2015 г. в Польше // Современная Европа. 2015. № 6 (66). С. 89—98; Она же. «Польско-польская война»: Политическая жизнь современной Польши. М., 2015; Она же. Национализм в современной Польше // Россия и современный мир. 2016. № 2 (91). С. 71-89; и др.

5 Лыкошина Л.С. Церковь и общество в современной Польше // Религия и церковь в Центрально-Восточной Европе в начале XXI в. М., 2006. С. 18-37; Она же. Религия и церковь в повседневной жизни современного польского общества // Повседневная жизнь в странах Восточной Европы. М., 2011. С. 116-134; Мещеряков Д.Ю. Католическая церковь как политический актор в посткоммунистической Польше: влияние на партийную политику // Политическая наука. 2014. № 3. С. 249-259.

6 Булахтин М.А. Борьба партии «Право и справедливость» за новую модель польской республики // Ars Administrandi. 2013. № 4. С. 65-74; Он же. Партия «Право и справедливость» о проблемах развития современного польского государства // Ars Administrandi. 2014. № 4. С. 59-67.

7 Синицина И.С., Чудакова Н.А. Польша: два «потерянных года» // Свободная мысль. 2008. № 5. С. 117-130; Бухарин Н.И. Польша: отстаивая права // Више-градская Европа: Откуда и куда? Два десятилетия по пути реформ в Венгрии, Польше, Словакии и Чехии / Под ред. Л.Н. Шишелиной. М., 2010. С. 479-506; Он же. Феномен Польши // Власть. 2011. № 12. С. 148-151; Синицина И.С., Чудакова Н.А. Системная трансформация в Польше: трудный путь к успеху // Переход стран Центрально-Восточной Европы от социализма к капитализму: особенности и результаты / Под ред. С.П. Глинкиной, Н.В. Куликовой. М., 2016. С. 128-168.

8 Официальное название Республики Польша в польском языке — Rzeczpos-polita Polska. «Речь Посполитая» (Rzeczpospolita) — это калька с латинского res publica (общее дело, республика). За все время существования польской государственности существовало три республики. I Речь Посполитая — польское государство, существовавшее до конца XVIII в.; II Речь Посполитая существовала в период между двумя мировыми войнами; III Речь Посполитая — современная Польша с 1989 г.

Польской Народной Республики и оппозиционным профсоюзом «Солидарность» в 1989 г., не является, по мнению братьев Ка-чиньских, истинно демократическим государством. Лех и Ярослав Качиньские участвовали в «Круглом столе», и их смущала та легкость, с которой присутствующие договаривались друг с другом9. По их мнению, итогом уступок коммунистам стало то, что новый государственный аппарат так и не был заново построен, он лишь немного мутировал10. В результате вся политическая система III РП оказалась пронизанной политическими сетями, объединяющими бывших членов аппарата Польской объединенной рабочей партии, бывших сотрудников органов госбезопасности, либеральных политиков, олигархов, СМИ и криминальных элементов11. Помимо этой проблемы, очень серьезным пороком III РП является «отделение морали от политики»12, которое привело к социальному неравенству, коррупции, различным злоупотреблениям в политике и экономике.

Анализируя программу ПиС 2014 г., складывается впечатление, что самым отвратительным воплощением всех пороков III РП на данный момент является «лжеэлита» и выпестовавшая ее «система Туска13». «Лжеэлите», как считает Я. Качиньский, свойственно пренебрежительное отношение к собственному народу, она подчеркнуто высокомерно отделяет себя от него. Годы пребывания у власти ГП (2007—2015 гг.), воплощавшей в жизнь, как считает ПиС, идеи, не свойственные польской культуре, привели к «деконструкции национальной идентичности» поляков14. Именно ГП формировала информационную картину в стране: она навязывала полякам свое видение «естественного и нормального». «Деконструкция национальной идентичности» велась, с точки зрения ПиС, путем разрушающих действий в области школьного и высшего образования, науки, культуры и СМИ.

1. Школьное образование. Отсутствие единых учебников, по которым учились бы школьники, с одной стороны, не позволяло

9 Лыкошина Л.С. Братья Качиньские и десятилетняя «польско-польская война». С. 78.

10 Sadecki J. Trzynastu: premierzy wolnej Polski. Krakow, 2009. S. 297—298.

11 Как отмечал Н.И. Бухарин, большинство польских политологов и журналистов наличие таких сетей считают мифом (Бухарин Н.И. Польша: отстаивая права. С. 484).

12 Лыкошина Л.С. Польская идентичность в контексте политического развития страны. С. 32.

13 Дональд Туск — лидер ГП, с 2007 по 2014 гг. был премьер-министром Польши, с 2014 г. и по настоящее время — председатель Европейского совета.

14 Program PiS 2014. S. 26—28. URL: http://pis.org.pl/dokumenty (дата обращения: 16.05.2017).

формировать общую идентичность у учеников, с другой же, давало возможность учителям рассказывать на уроках скандальные вещи, касающиеся, например, преуменьшения коммунистических преступлений или преступлений гитлеровцев во время Второй мировой войны. Отрицательными чертами в школьном образовании ПиС также считает отсутствие государственного надзора над школами, сосредоточенность учебного процесса исключительно на решении тестовых заданий, недостаточность государственных расходов на повышение квалификации учителей и стипендии, нерешенность проблем гимназий и профессиональных школ.

2. Наука и высшее образование. Упадок высшего образования и науки, в первую очередь, связан с уменьшением финансирования. В программе ПиС также отмечается, что научное сообщество подвергалось политическому давлению со стороны правительства. Во-первых, навязывалась совершенно несвойственная Польше европейская точка зрения на развитие науки и образования, во-вторых, утверждалась гендерная идеология, изменения в культуре, обычаях. И, наконец, научному сообществу не позволялось критиковать тогдашнее правительство, а особенно, демонстрировать согласие с оппозицией, т.е. с ПиС.

3. Культура. В области культуры «деконструкция национальной идентичности» выглядит значительно опасней, поскольку очень часто творческим поиском и новыми формами выражения в искусстве прикрывается атака на польские традиции, ценности и патриотизм. На деньги налогоплательщиков финансировались сомнительные культурные институты и проекты, которые, по мнению идеологов ПиС, никак нельзя отнести к области искусства. Например, проводилась политика, преуменьшающая вину немцев за их преступления времен Второй мировой войны, более того, ответственность за различные темные стороны истории этого периода, в частности, за Холокост, возлагалась на поляков. В программе подчеркивается, что самым возмутительным примером такого рода была поддержка из государственного бюджета съемок фильма «Колоски» (Pokhsie). Эта кинолента режиссера Владислава Пасиковского, посвященная теме Холокоста, вышла на экраны в 2012 г. Фильм является своего рода экранизацией книги американского историка Яна Гросса «Соседи» (2000)15, посвященной исследованию массового убийства евреев небольшого польского городка Едвабне в июле 1941 г. Гросс доказал, что в условиях оккупации этого города нацистскими войсками, тем не менее, по-

15 Подробней о дискуссии на тему книги Я. Гросса см.: Яновский М. Едвабне,

10 июля 1941 г.: дискуссия о событиях одного дня // Историческая политика в XXI веке / Под ред. А. Миллера, М. Липман. М., 2012. С. 124-159.

гром был учинен именно поляками, причем без участия немцев. Фильм Пасиковского, равно как и книга Гросса, вызвали бурную дискуссию в польском обществе. На официальном уровне президент Польши Александр Квасьневский еще в 2001 г. извинился перед евреями за это преступление. ПиС считает это неправильным, и занимает по этому вопросу нерушимую позицию: поляки не были коллаборационистами, поляки не участвовали в Холоко-сте, наоборот, они спасали евреев от неминуемой гибели, и наконец, поляки сами являются жертвами нацистской и советской агрессии16. ПиС решительно выступает против пропаганды «ложного образа истории Польши»17, изображающего поляков как сообщников преступников. Поведение же представителей ГП, которые не только не дистанцировались от таких сомнительных манипуляций, но еще и финансировали их, а затем и хвалили авторов этих «произведений» (среди поддержавших киноленту был тогдашний министр культуры Богдан Здроевский), заслуживают всяческого осуждения.

4. Средства массовой информации. В «системе Туска» произошла дегенерация СМИ: ГП по сути атаковала польское радио и польское телевидение финансовыми ограничениями и личными репрессиями. ПиС считает, что задачей СМИ является усиление национальной сплоченности, поэтому на государстве лежит обязанность их поддерживать.

В 2015 г. стало очевидным, насколько идеалы ПиС близки полякам. Партия более чем на 10% превзошла свой успех 2005 г.: 37,58% голосов и 235 мест в сейме из 460 в 2015 г.18 В 2005 г. партия получила 26,99% голосов и 155 мест19. Таким образом, для ПиС во второй раз возникла возможность реализовать на практике свой идеальный образ польского государства. Социологиче-

16 Одним из примеров продвижения именно такого видения истории польского народа является недавнее выступление министра обороны Антония Маче-ревича. 8 мая 2017 г. по случаю годовщины окончания Второй мировой войны он заявил: «Польский народ и польское государство никогда не были коллаборационистами. Польша — это единственное государство, которое не сотрудничало ни с советскими, ни с немецкими захватчиками, которое не создало в период Второй мировой войны коллаборационного правительства, не опустилось до этого». См.: Obchody 72. rocznicy zakonczenia II wojny swiatowej. Macierewicz: Polska nigdy nie kolaborowala // Tygodnik spoleczno-polityczny "Wprost". 08.05.2017. URL: https:// www.wprost.pl/kraj/10053746/0bchody-72-rocznicy-zakonczenia-II-wojny-swiatowej-Macierewicz-Polska-nigdy-nie-kolaborowala.html (дата обращения: 17.05.2017).

17 Program PiS 2014. S. 27.

18 Wybory do Sejmu i Senatu Rzeczypospolitej Polskiej 2015. Wyniki wyboröw do Sejmu RP. URL: http://parlament2015.pkw.gov.pl/349_Wyniki_Sejm (дата обращения: 21.04.2017).

19 Wybory do Sejmu Rzeczypospolitej Polskiej 25 wrzesnia 2005. Wyniki wyboröw do Sejmu RP. URL: http://www.wybory2005.pkw.gov.pl/SJM/PL/WYN/M/index.htm (дата обращения: 21.04.2017).

ские опросы свидетельствуют, что политика, которую проводит ПиС в Польше уже более полутора лет, в целом отражает чаяния достаточно большой части польского общества. Так, если бы парламентские выборы проводились в первой половине мая, то ПиС превзошла бы свой результат 2015 г., получив 39% голосов20. Однако, согласно данным Центра исследования общественного мнения (Centrum Badania Opinii Spolecznej — CBOS), в апреле 38% опрошенных полагает, что страна в целом развивается в правильном направлении, в то время как 47% респондентов придерживаются противоположного мнения21. Как отмечает Л.С. Лыкошина, бытующее среди поляков представление о единстве народа — миф. Причем отсутствие единства обусловлено не столько экономическими факторами, сколько уровнем образования, возрастом, сектором экономики, в котором занят тот или иной человек22. Это как раз и подтверждают социологические опросы. Поляки не доверяют друг другу: согласно европейским исследованиям 2012 г. только 15% опрошенных верят в добрые намерения своих сооте-

23

чественников23, а стремление к совместной деятельности серьезно понизилось с 30,5% в 1989 г. до 13,4% в 2015 г.24 Как считает бывший глава польской академии наук М. Клейбер, причина низкого уровня социального капитала заключается в идеологии периода трансформации страны. Поляков убеждали, что забота об общем благе — это пережиток прошлого, каждый сам строит свое будущее, и поэтому человека мало что должно интересовать, помимо собственных дел25.

Я. Качиньский признает раскол польского общества: и в интервью, и в программе партии неизменно подчеркивается, что поляков надо объединить, солидаризировать26. III РП с ее модернистскими, европейскими ценностями должна уйти в прошлое. «Польшу надо изменить, очень сильно изменить, — резюмирует Качиньский и, скромно добавляет, — сделать это можем только мы»27.

20 CBOS: PiS — 39 proc.; PO — 26 proc., w Sejmie jeszcze Kukiz'15 i Nowoczesna // Rzeczpospolita. 15.05.2017. URL: http://www.rp.pl/Polityka/170519337-CB0S-PiS---39-proc-P0---26-proc-w-Sejmie-jeszcze-Kukiz15-i-Nowoczesna.html#ap-1 (дата обращения: 17.05.2017).

21 CBOS. Komunikat z badan nr 46/2017. Nastroje spoleczne w kwietniu. Warsza-wa, 2017. S. 1. URL: http://www.cbos.pl/SPISK0M.P0L/2017/K_046_17.PDF (дата обращения: 17.05.2017).

22 Лыкошина Л.С. Польша после выборов 2005 г. М., 2006. С. 49.

23 Diagnoza spoleczna 2015. Warunki i jakosc zycia Polakow / Red. J. Czapinski, T. Panek. Warszawa, 2015. S. 22.

24 Ibid. S. 353.

25 Давайте строить новую модель капитализма. Беседа с профессором Михаилом Клейбером // Новая Польша. 2016. № 10. С. 5.

26 Sadecki J. Trzynastu: premierzy wolnej Polski. S. 299; Program PiS 2014. S. 7—8.

27 Program PiS 2014. S. 320.

Как отмечает Л.С. Лыкошина, «в мучительном неприятии Качиньскими современной действительности видится некое мессианство, претензии на воплощение всего истинно польского, неизменного, настоящего»28. ПиС считает, что полякам чужда излишне прагматическая, либеральная идеология, идеология достижения успеха любой ценой, за счет страданий и упадка своих соотечественников. Партия неоднократно заявляла о кризисе европейских ценностей, о том, что они уже устарели. В свою очередь ГП и ЕС обвиняют Польшу в том, что она разрушает европейские ценности, за что угрожают ей лишением права голоса в Совете министров ЕС. При этом ГП и ЕС имеют в виду в первую очередь ценности демократии, правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Я. Качиньский же выстраивает иерархию ценностей в другом порядке, начиная ее с католических ценностей, а безграничную терпимость по отношению к поведению других людей считает патологией. По его стойкому убеждению, эффективную демократическую систему необходимо выстраивать на этических основах. В обществе должны быть ясные представления о добре и зле, которые закреплены в учении церкви29. ПиС всячески подчеркивает свою верность этическим религиозным традициям, что обеспечивает ей поддержку населения и церковной иерархии30. Поляки традиционно были одними из самых верующих в Европе. Социологические исследования констатируют, что в 2015 г. 42,7% взрослого населения Польши систематически участвует в службах и различных церковных праздниках31.

Таким образом, европейским ценностям противопоставляются ценности польские. Главную свою задачу ПиС видит в восстановлении связи поляков с традицией, польскостью, в преодолении «глубокого кризиса полонизма»32. Достичь успеха в этом нелегком деле можно лишь серьезными реформами в области школьного и высшего образования, наведением порядка в СМИ, проведением правильной культурной и исторической политики. Все это должно вернуть полякам национальную гордость, сплотить их, воспитать

28 Лыкошина Л.С. Братья Качиньские и десятилетняя «польско-польская война». Конец «великого противостояния»? С. 88.

29 Лыкошина Л.С. Польская идентичность в контексте политического развития страны. С. 46.

30 Яжборовская И.С. Польша 2015-2016 гг. Хроника неоавторитарного реванша. С. 52.

31 Diagnoza spoleczna 2015. Warunki i jakosc zycia Polaköw. S. 21.

32 Sadecki J. Trzynastu: premierzy wolnej Polski. S. 312.

в подрастающем поколении патриотические ценности и помочь защитить польские интересы за границей33.

Большинство поляков поддерживает идею о возвращении к своим польским корням, однако методы, которыми ПиС проводит свою политику, часто вызывают недоумение и осуждение. Исследователи неоднократно отмечали, что братья Качиньские идут напролом, не боясь конфликтов. Более того, Я. Качиньский уверен в позитивной роли, которую играет конфликт, в его очищающих и выясняющих последствиях34. Это человек с сильным характером, история показала, что он умеет бороться, ждать и использовать благоприятный момент35. В годы его премьерства (2006—2007 гг.) сложился специфический конфронтационный, агрессивный стиль правления: «основными методами осуществления власти стали социальный патернализм, науськивание одних поляков на других и нагнетание страха в обществе»36. Примечательно, что в своем выступлении после победы на выборах 2015 г. Я. Качиньский зародил надежду, что подозрительность и шпиономания, характерная их правлению в 2005—2007 гг., не повторится. Председатель ПиС подчеркнул, что в поисках правды и справедливости его партия не будет мстить проигравшим, распространять негативные эмоции, сводить счеты с недругами и оппонентами37. Однако средства массовой информации ежедневно пестрят очередными скандальными новостями, в которых замешаны представители предыдущего правительства: обманутые вкладчики Amber Gold; коррупция и вопиющие нарушения процедуры и сделок варшавских городских властей во время реприватизации; расследование смоленской катастрофы 2010 г. и многое, многое другое.

Таким образом, консервативная партия «Право и справедливость» во главе с Я. Качиньским, победившая на президентских и парламентских выборах 2015 г., стала последовательно и достаточно жестко реформировать почти все сферы жизни польского общества. Цели, которые поставила перед собой ПиС, достаточно амбициозны: построить благополучную, справедливую, базирующуюся на моральных основах, IV Речь Посполитую. Идеальное польское государство, по мысли ПиС, должно окончательно ос-

33 Ibid. S. 312.

34 Бухарин Н.И. Польша: отстаивая права. С. 482—484.

35 Лыкошина Л.С. «Польско-польская война»: Политическая жизнь современной Польши. С. 145.

36 Бухарин Н.И. Польша: отстаивая права. С. 483.

37 Kaczynski: zemsty nie b^dzie. „Zadnego kopania tych, ktorzy upadli. Nawet jezeli upadli z wlasnej winy i slusznie" // Portal wPolityce.pl. URL: http://wpolityce.pl/ polityka/269644-kaczynski-zemsty-nie-bedzie-zadnego-kopania-tych-ktorzy-upadli-nawet-jezeli-upadli-z-wlasnej-winy-i-slusznie (дата обращения: 17.05.2017).

вободиться не только от негативного наследия социалистического прошлого, но и от приобретенных за последние двадцать с лишним лет сомнительных ценностей либерального общества. В своей политической практике партия противопоставляет европейские и польские ценности, основанные на христианских традициях. Для того чтобы достичь успеха в деле «исправления государства» и общества, правительство реализует целый ряд серьезных реформ в области школьного и высшего образования; наводит порядок в СМИ; проводит правильную культурную и историческую политику. Все это должно вернуть полякам национальную самобытность и достоинство; научить уважать свою историю и ее настоящих, а не навязанных извне, героев; смело и решительно отстаивать свою позицию в Европе и мире. Как показывают социологические опросы, значительная часть польских граждан разделяет эти идеи ПиС, но не всегда приветствует свойственные этой партии жесткие, агрессивные методы проведения политики.

Список литературы

Близнецы Качиньские получили оплеуху (обзор СМИ) // Мир перемен. 2007. № 4. С. 98-101.

Булахтин М.А. Борьба партии «Право и справедливость» за новую модель польской республики // Ars Administrandi. 2013. № 4. С. 65-74.

Булахтин М.А. Партия «Право и справедливость» о проблемах развития современного польского государства // Ars Administrandi. 2014. № 4. С. 59-67.

Бухарин Н.И. Польша: отстаивая права // Вишеградская Европа: Откуда и куда? Два десятилетия по пути реформ в Венгрии, Польше, Словакии и Чехии / Под ред. Л.Н. Шишелиной. М., 2010. С. 479-506.

Бухарин Н.И. Феномен Польши // Власть. 2011. № 12. С. 148-151.

Давайте строить новую модель капитализма. Беседа с профессором Михаилом Клейбером // Новая Польша. 2016. № 10. С. 5.

Лыкошина Л.С. Братья Качиньские и десятилетняя «польско-польская война». Конец «великого противостояния»? // Россия и современный мир. 2015. № 4 (89). С. 73-89.

Лыкошина Л.С. Десять лет спустя: о выборах 2015 г. в Польше // Современная Европа. 2015. № 6 (66). С. 89-98.

Лыкошина Л.С. Национализм в современной Польше // Россия и современный мир. 2016. № 2 (91). С. 71-89.

Лыкошина Л.С. Польская идентичность в контексте политического развития страны // Европеизм и национализм в странах Восточной Европы: сборник научных трудов. М., 2014. С. 27-47.

Лыкошина Л.С. «Польско-польская война»: Политическая жизнь современной Польши. М., 2015.

Лыкошина Л.С. Польша после выборов 2005 г. М., 2006.

Лыкошина Л.С. Религия и церковь в повседневной жизни современного польского общества // Повседневная жизнь в странах Восточной Европы. М., 2011. С. 116-134.

Лыкошина Л.С. Церковь и общество в современной Польше // Религия и церковь в Центрально-Восточной Европе в начале XXI в. М., 2006. С. 18-37.

Мещеряков Д.Ю. Католическая церковь как политический актор в посткоммунистической Польше: влияние на партийную политику // Политическая наука. 2014. № 3. С. 249-259.

Синицина И.С., Чудакова Н.А. Польша: два «потерянных года» // Свободная мысль. 2008. № 5. С. 117-130.

Синицина И.С., Чудакова Н.А. Системная трансформация в Польше: трудный путь к успеху // Переход стран Центрально-Восточной Европы от социализма к капитализму: особенности и результаты / Под ред. С.П. Глинкиной, Н.В. Куликовой. М., 2016. С. 128-168.

Яжборовская И.С. Политическая трансформация стран «Новой Европы» в составе Европейского союза // Новая и новейшая история. 2014. № 6. C. 83-91.

Яжборовская И.С. Польша 2015-2016 гг. Хроника неоавторитарного реванша // Полис. Политические исследования. 2016. № 5. C. 49-65.

Яжборовская И.С. Системная трансформация и кризисы в Центрально-и Юго-Восточной Европе. Современные социально-политические процессы в Польше // Политическое согласие: от теории к практике / Под ред. О.М. Михайленка. М., 2016. С. 222-243.

Яжборовская И.С. Смена парадигмы национальной идеи в современной Польше // Национальная идея: страны, народы, социумы. М.: Наука, 2007. С. 385-408.

Яновский М. Едвабне, 10 июля 1941 г.: дискуссия о событиях одного дня // Историческая политика в XXI веке / Под ред. А. Миллера, М. Лип-ман. М., 2012. С. 124-159.

CBOS. Komunikat z badan nr 46/2017. Nastroje spoleczne w kwietniu. Warszawa, 2017. S. 1. URL: http://www.cbos.pl/SPISK0M.P0L/2017/K_046_17. PDF

CB0S: PiS — 39 proc.; P0 — 26 proc., w Sejmie jeszcze Kukiz'15 i No-woczesna // Rzeczpospolita. 15.05.2017. URL: http://www.rp.pl/Polityka/ 170519337-CB0S-PiS---39-proc-P0---26-proc-w-Sejmie-jeszcze-Kukiz-15-i-Nowoczesna.html#ap-1

Diagnoza spoleczna 2015. Warunki i jakosc zycia Polakow / Red. J. Cza-pinski, T. Panek. Warszawa, 2015.

Kaczynski: zemsty nie b^dzie. „Zadnego kopania tych, ktorzy upadli. Na-wet jezeli upadli z wlasnej winy i slusznie" // Portal wPolityce.pl. URL: http:// wpolityce.pl/polityka/269644-kaczynski-zemsty-nie-bedzie-zadnego-kopania-tych-ktorzy-upadli-nawet-jezeli-upadli-z-wlasnej-winy-i-slusznie

0bchody 72. rocznicy zakonczenia II wojny swiatowej. Macierewicz: Polska nigdy nie kolaborowala // Tygodnik spoleczno-polityczny "Wprost". 08.05.2017. URL: https://www.wprost.pl/kraj/10053746/0bchody-72-rocznicy-zakonczenia-II-wojny-swiatowej-Macierewicz-Polska-nigdy-nie-kolaborowala.html

Program PiS 2014. URL: http://pis.org.pl/dokumenty

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sadecki J. Trzynastu: premierzy wolnej Polski. Krakow, 2009.

Wybory do Sejmu i Senatu Rzeczypospolitej Polskiej 2015. Wyniki wyborow do Sejmu RP. URL: http://parlament2015.pkw.gov.pl/349_Wyniki_Sejm

Wybory do Sejmu Rzeczypospolitej Polskiej 25 wrzesnia 2005. Wyniki wyborow do Sejmu RP. URL: http://www.wybory2005.pkw.gov.pl/SJM/PL/WYN/ M/index.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.