ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОЦЕСС: СТРАНЫ И РЕГИОНЫ
УДК 327
Любовь ШИШЕЛИНА
БУДАПЕШТ И ВАРШАВА: ПРОТИВОСТОЯНИЕ С БРЮССЕЛЕМ
Статья поступила в редакцию 02.11.2020
Аннотация. В статье автор исследует анатомию современного конфликта Венгрии и Польши с Еврокомиссией по поводу механизма распределения бюджетных средств, создавшего на фоне других проблем - брекзита и коронавируса - еще одну большую «головную боль» для Брюсселя. Отношения между участниками противостояния складывались по-разному на отдельных этапах интеграции и конвергенции. На практике они оказались сложнее, нежели это изначально представляли себе стороны, принимая решение о присоединении стран Центральной Европы (ЦЕ) к Евросоюзу. С одной стороны, по мере «вживания» стран ЦЕ в европейскую систему, они чувствуют себя все более уверенно и, видя ее несовершенства, все чаще либо отступают от норм, ранее принятых в ЕС, либо предлагают свое видение. С другой стороны, Евросоюз по-прежнему отказывается воспринимать эти страны как абсолютно равноправных членов, не видит их региональной и исторической специфики и пытается подстроить под себя. Это усиливает латентный конфликт в рамках ЕС и формирует внутри него коалицию сторонников более свободной политической интеграции. С данной точки зрения и с учетом истории взаимоотношений ЕС со странами ЦЕ и эволюции внутренней политической среды в вишеградских странах, проблема исследована впервые.
Ключевые слова. Центральная Европа, Венгрия, Польша, распределение бюджетных средств, антикризисный пакет.
У Венгрии и Польши всегда были особые отношения с западными соседями, семью которых они пополнили в 2004 г. Еще с советских времен именно эти две страны рассматривались как наиболее слабые звенья системы, через которые считалось возможным расшатать единство социалистического содружества. Средств на это тратилось немало. Так, в 1989 г. в недрах ЕЭС возникла программа PHARE (Poland and Hungary: Assistance for Restructuring their Economies), которая позже охватила и остальные страны бывшего соцлагеря. С 1993 г. программа была пере-
© Шишелина Любовь Николаевна - д.и.н., заведующая отделом исследований Центральной и Восточной Европы Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope720200515
ориентирована на поддержку стран, подавших заявки на членство в Европейском союзе. Одновременно аналогичный пакет помощи под абревиатурой SEED (Support for East European Democracy) был одобрен Палатой представителей Конгресса США1. Польше был выделен один миллиард долларов в целях поддержания ее программы стабилизации экономики [Support... 1989: 7]. Венгрии тем же документом была представлена более скромная помощь. Именно в эти две страны летом 1989 г. приехал президент Джордж Буш. Варшава и Будапешт стали наиболее посещаемыми западными политиками восточноевропейскими столицами, и ни у кого не вызывало сомнений, что они будут первыми приняты в НАТО и в ЕС. Хотя на заключительном этапе договорный процесс находился в руках центральноевропейских социалистов, такие политики как Виктор Орбан, ставший сегодня мишенью для критики, да и Лех Качиньский, брат нынешнего лидера «Право и справедливость» (ПиС), тогда были на хорошем счету. Их страны считались локомотивами состава центральноевропейских государств, возвращавшихся, как они это трактуют, в «Европу».
Противостояние друг с другом и с Брюсселем
Сегодня мы наблюдаем небывалую сплоченность поляков и венгров, которая позволяет им формировать внушительную оппозицию планам Брюсселя по созданию идеально функционирующего не только экономически, но и политически механизма. Между тем так было не всегда, а нынешняя солидарность объясняется мировоззренческим совпадением идеологий правящих партий.
Исторически в Центральной Европе (ЦЕ) сложился миф о венграх и поляках, как друзьях при любых обстоятельствах: «венгр и поляк две братанки и до сабли, и до склянки»2. Здесь можно вспомнить, что перед венгерским МИД стоит памятник Иосифу Бему, польскому генералу, командовавшему венгерскими войсками во время революции 1848 г. Народы сочувствовали друг другу в отстаивании своих прав во второй половине ХХ в., оказывая главным образом моральную и информационную, но ощутимую поддержку [Mitrovits, 2020; Kiss, 2016]. В дни смоленской трагедии, когда погиб президент Польши Лех Качиньский и верхушка государства, сторонники Фидес пришли к памятнику Бему в Будапеште с поминальными свечами.
Контакты Будапешта и Варшавы с 1990-х гг. осуществлялись в двух плоскостях: в рамках двусторонних отношений и региональных встреч Вишеградской группы (В4), усиливая или ослабляя ее. Общественные связи подкреплялись десятками обществ дружбы и взаимными симпатиями. 24 марта 2006 г. президенты Венгрии Ласло Шойом и Польши Лех Качиньский в венгерском Дьёре открыли памятник польско-венгерской дружбе. В то же время Ференц Дюрчань, находясь во главе кабинета министров, не принял главу польского государства, поскольку тот осудил правительство Венгрии за состоявшийся накануне визит российского президента В. Путина в Будапешт [Шишелина, 2006].
1 Support for East European democracy (SEED) act of 1989. URL: https://www.finance.senate.gov/imo/media/doc/confrpt101-377.pdf (дата обращения: 21.10.2020)
2 "Polak, W^gier, dwa bratanki, i do szabli, i do szklanki".
После своего переизбрания на пост премьер-министра Венгрии в 2010 г. Виктор Орбан первый официальный визит совершил в Польшу, где возобновил деятельность закрытого ранее социалистами из соображений экономии консульства в Кракове. В 2019 г. венгры открыли еще одно консульство во Вроцлаве. Во времена Шенгена это скорее символические акции, но тем не менее они олицетворяют тесные отношения между руководством двух стран. В 2011 г. уже при Фидес рядом с памятником польско-венгерской дружбе в Дьёре, который открыл Лех Качиньский за 5 лет до того, появился памятник самому Качиньскому, погибшему в смоленской авиакатастрофе.
Все же отношения в этот период складывались не просто. Когда в феврале 2015 г. Виктор Орбан прибыл с официальным визитом в Варшаву, его встретили в польской столице более чем холодно. Все дело в том, что за сутки до этого он принял в Будапеште президента России В. Путина1, для которого это стал первый визит в Европу после бойкота РФ по поводу политики в отношении Украины2. Руководитель в то время все еще оппозиционной, но родственной по идеологии партии ПиС Ярослав Качиньский отказал Орбану во встрече в знак протеста против сближения Будапешта и Москвы. Премьер-министр Польши Эва Копач после весьма прохладной встречи сообщила, что «у нас был честный и непростой разговор об отношениях Европейского союза с Россией и Украиной, как это принято между друзьями. В этом откровенном и трудном разговоре я проинформировала премьер-министра Орбана о том, что единство стран ЕС и Вишеградской группы имеет важное значение для ситуации в Украине»3. Таким образом, украинский вопрос и энергетика (читай отношения с Россией), на какое-то время рассорили венгров и поляков.
Поле для сохранения отношений тем не менее оставляли встречи в рамках Ви-шеградской группы, выдвинувшей свою программу по помощи Украине. Ситуация в корне изменилась после парламентских выборов 2015 г., когда партия ПиС победила на выборах и сформировала правительство. Уже в январе 2016 г. по приглашению Ярослава Качиньского Виктор Орбан прибыл в курортное местечко Ни-еджица (Niedzica) вблизи словацкой границы на неофициальную встречу с лидером родственной партии, причем ни премьер-министр Беата Шидло, ни президент Ан-джей Дуда не были поставлены в известность о готовящейся встрече4. Возможно,
1 Глава российского государства посетил Будапешт 17 февраля 2015 г. с рабочим визитом. Венгрия стала первой страной - членом ЕС, куда российский президент приехал после воссоединения Крыма с РФ, событий на востоке Украины и введения Евросоюзом антироссийских санкций.
2 Totalisan elcseszödött a lengyel-magyar viszony. Index. 19.02.2015. URL: https ://index.hu/kulfold/2015/02/19/igy_cseszodott_el_a_lengyel-magyar_viszony/ (дата обращения: 21.10.2020)
3 A lengyel kormanyfo finoman figyelmeztette Orbant. Index. 19.02.2015. URL: https://index.hu/kulfold/2015/02/19/a_lengyel_kormanyfo_finoman_figyelmeztette_orbant^ (дата обращения: 21.10.2020)
4 PiS leader Kaczynski meets with Hungarian PM Viktor Orban: What does it mean? The Krakow Post. 11.01.2016. URL: http://www.krakowpost.com/11017/2016/01/kaczynski-orban-meeting (дата обращения: 21.10.2020)
место было выбрано не случайно, поскольку недалеко от него до 1918 г. находился пограничный переход между Польшей и Венгрией, а сам курорт (Nedec) был венгерской территорией. Официальных документов о встрече не появилось, но эксперты предположили, что речь могла идти о предстоявшем вскоре визите в Будапешт британского премьера Дэвида Кэмерона, предлагавшего обсудить со странами В4 реформу политической системы ЕС, а также о совмещении позиций не только Венгрии и Польши, но и всей Вишеградской группы в связи с нарастающей критикой со стороны Брюсселя. Вероятно, стороны обсудили и тактику противостояния брюссельской миграционной политике. Аналитики также не исключили, что во время пятичасовой встречи поднимался вопрос о совместных действиях на случай применения Брюсселем в отношении Варшавы и Будапешта ст. 7 Лиссабонского договора. В адрес Будапешта такие угрозы звучали не раз, и как раз незадолго до встречи в декабре 2015 г. Комиссия ЕС раскритиковала Венгрию за ужесточение политики по отношению к иммигрантам. Польша ожидала возможного давления из-за одобренного президентом Дудой уже в августе 2015 г., сразу после избрания, закона о печати и начинавшейся схватки президента с конституционным судом.
Таким образом, Будапешт и Варшава нашли общие основы для сближения вне контекста отношений с Россией. Тем более, что в это время достаточно активную политику в регионе проводила Великобритания, которая сама, будучи неудовлетворенной политической зависимостью от Брюсселя, формировала из известных своей революционностью политиков ЦЕ передовую группу, выступающую за внесение изменений в конституцию ЕС1.
Один в поле не воин
Отличие нынешней ситуации от всех предыдущих случаев противостояния ви-шеградских стран с ЕС состоит в том, что теперь они действуют не в одиночку. Первое крещение в схватке с ЕС они прошли летом 2004 г., во время обсуждения первого бюджета расширившегося ЕС. Тогда во главе Союза находилась как раз Великобритания, ответственная за работу по составлению очередного бюджета Евросоюза, забыла о пополнивших ЕС десяти новых членах. Это недоразумение удалось сравнительно быстро разрешить, благодаря настойчивости премьеров В4.
Во время кризиса 2009 г. общая позиция Будапешта, Братиславы, Варшавы и Праги не сложилась. Возможно, сказались личные антипатии между венгерским премьером Ференцом Дюрчанем и чешским Миреком Тополанеком, возглавлявшим Совет ЕС во время председательства Чехии в то время. На прошедшем в Брюсселе 1 марта 2009 г. неформальном саммите Совета ЕС Дюрчань попытался объединить действия восточноевропейских государств, озвучив, в том числе, и просьбу о досрочном принятии этих стран в зону евро, что позволило бы им избежать стремительного обесценивания национальных платежных средств. Однако это предложение было встречено в штыки Тополанеком, заявившим, что восточноев-
1 EU referendum: Budapest trip vital in Cameron's battle for welfare reform. The Guardian. 07.01.2016. URL: https ://www. theguardian. com/politics/2016/j an/07/eu-referendum-trip-budapest-pivotal-camerons-battle-welfare-reform (дата обращения: 21.10.2020)
ропейский регион, по его мнению, не является особым регионом ЕС1. Не исключено также, что повлиял процесс обсуждения Лиссабонского договора, когда Чехия и Словакия настояли на принятии специального приложения к Договору. Оно выводило эти страны из сферы возможного преследования в связи с послевоенными декретами Бенеша, в результате которых имели место массовые выселения немцев и венгров с территории Чехословакии как народов, входивших в гитлеровскую коалицию.
Непросто приходилось лидерам «четверки» доказывать свое право на консолидированное выражение региональной позиции, прежде чем это начало восприниматься как данность. Накануне каждого очередного саммита лидеры В4 стали собираться в одной из стран «четверки» для выработки позиций по вопросам предстоящей встречи. Это поначалу вызывало неодобрительные отклики из Парижа и Берлина, но постепенно такие события исчезли из фокуса зрения лидеров ведущих стран ЕС.
Громкая критика Европейского союза в отношении Венгрии начала отсчет с осени 2010 г., буквально с момента возвращения к власти Виктора Орбана и возглавляемой им партии Фидес. Это было вызвано тем, что со второй половины 2000-х гг. национал-консервативная коалиция Фидес/ХДНП стала остро критиковать либеральные тренды во внутренней политике, еврочиновничество, встраиваясь в антиглобалистскую линию. Поводом для обвинений со стороны ЕС были инициированные партией Фидес и получившей 2/3 в парламенте Закон о печати и новая Конституция Венгрии. Первую «порку» Европарламент устроил Виктору Орбану в январе 2011 г. во время его выступления перед европейскими депутатами в качестве премьера страны, заступавшей на пост председателя Совета ЕС [Шишелина, 2011].
В феврале 2012 г. Европарламент сделал запрос о состоянии основополагающих прав в Венгрии. В июне 2013 г. появился заказанный Европарламентом отчет португальского депутата Руи Товареса от фракции «Зеленые - Европейский свободный альянс» о ситуации с Законами о печати и о Конституционном суде в Венгрии. Обращает на себя внимание, что каждый 3-4-й параграф отчета начинается со слов «с нарастающей тревогой отмечаем».
Среди предложений депутата от Португалии было расследование в отношении Венгрии и возбуждение дела о невыполнении своих обязательств по договорам и о нарушении прав человека, закрепленных в Хартии основных прав ЕС. В документе также упоминается возможность применения ст. 7 Договора о Европейском союзе и создания с этой целью «механизма быстрого и независимого мониторинга и системы раннего предупреждения»2. В докладе, среди прочего, содержится призыв к венгерскому правительству и парламенту «полностью восстановить примат Основного закона, отменив положения, ранее признанные Конституционным судом неконституционными» или «восстановить без исключения право Конституционного суда пересматривать все законы», а также «обеспечить всем парламентским партиям максимально широкое участие в конституционном процессе». На своем пленарном заседании 3 июля 2013 г. Еврапарламент принял предложения, содержавшиеся
1 Informal meeting of the European Council Brussels - 1st march 2009. BQE, № 9851, 1.03.2009.
2 AZ EUROPA PARLAMENT ÄLLÄSFOGLALÄSÄRA IRÄNYULÖ INDiTVÄNY. URL: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/A-7-2013-0229_HU.html?redirect#title1 (дата обращения: 21.10.2020)
в «отчете Товареса», 370 голосами. При этом 249 депутатов голосовали против и 82 воздержались.
Этот шаг был воспринят руководством и парламентом Венгрии как недружественный и не отражающий венгерские реалии. По венгерской конституции, все поправки в законодательство конституционного уровня могут вноситься только 2/3 голосов депутатов.
Еще одна крупная попытка атаковать правительство В. Орбана состоялась в 2017 г., а 12 сентября 2018 г. Европарламент проголосовал за «доклад Саргентини», осуждающий «антидемократический поворот» Венгрии и инициирующий процедуру, связанную со ст. 7 (1) Договора о ЕС [Шишелина, 2018]. Голосование и сам доклад привлекли большое внимание к этим событиям, поскольку такая мера впервые принималась в рамках ЕС. Понятно, что ко всем предыдущим «недостаткам» Орба-на в глазах Европарламента добавилась его позиция по нелегальной миграции и, кроме того, состоявшееся весной того же года третье подряд переизбрание на пост премьер-министра (четвертое в его досье) после того, как Фидес вновь получила 2/3 голосов избирателей. К этому можно добавить развивавшееся взаимодействие с Москвой, в частности, начало строительства нового блока атомной электростанции в Пакше. Не следует забывать и о далекой от украинофильской позиции Орбана после 2014 г. [Воротников, 2020]. Впервые в истории Европарламент принял решение об инициации процедуры 2/3 голосов1. Аналогичная процедура была запущена против Польши, однако не парламентом, а Европейской комиссией в целях «соблюдения независимости судебной системы»2. Вскоре внимание к этим вопросам временно ослабло в связи с подготовкой к предстоявшим выборам в Европейский парламент.
К Польше за все это время претензий все же было меньше. Президент Лех Ка-чиньский, хоть и ветировал Лиссабонский договор и был - как и его брат - убежденным консерватором, не раздражал Брюссель так, как Орбан, поскольку не дружил с Россией, как это делал к тому времени его венгерский коллега.
Тем не менее, несмотря на наметившееся потепление в отношениях после прихода к власти в Польше ПиС, Будапешт и Варшава не всегда шагали в ногу. Так, в 2017 г. Будапешт не поддержал вето Варшавы на переизбрание Дональда Туска на пост председателя Европейского совета.
Нынешняя ступень конфликта
Ситуация с противостоянием двух центральноевропейских столиц Брюсселю получила продолжение после утверждения нового состава Еврокомиссии и после снижения неопределенности, связанной с распространением пандемии. Первый оч-
1 The Sargentini Report - Its background and what it means for Hungary and for the EU. Heinrich Boll Stiftung. 19.09.2018. URL: https://www.boell.de/en/2018/09/19/sargentini-report-its-background-and-what-it-means-hungary-and-eu (дата обращения: 21.10.2020)
2 European Commission acts to defend judicial independence in Poland. European Comission Pressrelease, 12.09.2017. URL:
https ://ec .europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_17_5367 (дата обращения: 21.10.2020)
ный летний саммит ЕС в 2020 г. прошел относительно спокойно и даже миролюбиво. Похоже, многим в Европе не понравилась уже укоренившаяся привычка ЕС считать страны ЦЕ догоняющими и на этом основании выделять им больше денег, нежели другим, не проходившим системных трансформаций [Габарта, 2017]. Однако ближе к осени, на фоне усиления экономического постпандемического кризиса вновь стали раздаваться голоса о том, что экономические показатели этих государств приближаются к средним среди стран ЕС, а потому их пора переводить из «младшей группы» и спрашивать как и с других стран, не тративших время и силы на посткоммунистическую трансформацию.
Таким образом, интриги продолжились, как только на столе оказался огромный пирог - бюджет ЕС на предстоящие 7 лет, приправленный деньгами из фонда возрождения европейских экономик.
Возвращаясь к началу коллизий вокруг распределения бюджета, напомним, что 3 июля 2020 г. премьер-министры вишеградских стран провели традиционную встречу перед саммитами ЕС, на которой обсудили возможные противоречия с Брюсселлем и тактику своих действий. В принципе, и Орбан, и Моравецкий, и Ба-биш понимали уязвимость своих позиций. Польша и Венгрия опасались возможности возвращения к вопросам, связанным с применением ст. 7 Лиссабонского договора. Премьер-министр Бабиш уже неоднократно становился объектом критики как у себя в стране, так и в европейских судебных инстанциях по поводу распределения средств ЕС. Единственным представителем «четверки», у кого не было причин волноваться, был новоизбранный премьер Словакии Игорь Матович.
Первая встреча завершилась распределением средств, после которого все четыре вишеградские страны могли вздохнуть спокойно. На пресс-конференциях по итогам все выражали удовлетворение результатами самого продолжительного саммита ЕС. Наибольшим бенефициаром, как всегда, оказалась Польша, но и остальные страны испытывали удовлетворение и надежды на возможность скорого восстановления своих экономик.
Однако, видимо, не всех в Брюсселе это устроило.
5 ноября 2020 г. Европейский парламент, Европейская комиссия и Совет ЕС достигли предварительного соглашения о механизме, который связывает выделение средств из фондов ЕС с принципом соблюдения верховенства права. Многие евро-парламентарии охарактеризовали данное соглашение как историческое1. В Варшаве и Будапеште его назвали большой ошибкой, понимая, что именно Польша и Венгрия являются главными мишенями, на которые оно нацелено.
В качестве ответных мер 16 ноября на заседании Комитета постоянных представителей стран ЕС Польша и Венгрия заявили, что накладывают вето на проект бюджета Европейского союза на 2021-2027 гг. и фонд восстановления. Начались эмоциональные дискуссии. Председатель Государственного собрания Венгрии Ласло Кёвер в интервью ведущей венгерской газете «Мадьяр Хирлап» (Magyar Hirlap) высказался в духе «С нас достаточно!»: «Институциональная система Союза созрела для реформирования, потому что она слишком оторвана от принципов, ко-
1 BQE, 12596, 06.11.2020.
торые когда-либо провозглашались»1. Создавшуюся ситуацию политики правящий партии нередко относили на счет действий Дьердя (Джорджа) Сороса и поддерживаемых им лоббистов в Брюсселе и в самой Венгрии, к которым они причисляют бывшего премьер-министра от либерал-социалистов Ференца Дюрчаня и ставшей в 2019 г. евродепутатом его супруги Клары Добрев2.
В те же дни премьер-министр Виктор Орбан объяснил вето «долгом патриота своей страны»3.
И Польша, и Венгрия стояли в те дни перед непростым решением, какой вариант действий выбрать: красивый жест с демонстрацией национальной гордости либо чашу, полную денег, опять же ради своего населения, но подвергнуться публичной порке. Руководители двух стран несколько раз встречались лично для обмена мнениями и согласования позиций перед заключительным в том году саммитом ЕС. Между тем в своем письме в адрес канцлера Германии Ангелы Меркель венгерский премьер назвал ее действия политическим самоубийством накануне ухода с политической арены .
Польский премьер-министр Матеуш Моравецкий поддержал своего венгерского коллегу, отправив письмо с обращением к лидерам ЕС, в котором заявил, что «дискриминационные механизмы, основанные на произвольных, политически мотивированных критериях, не могут быть приняты, поскольку они не учитывают жизненно важные аспекты европейского права»5. Он заявил, что введение подобного механизма рассматривается Польшей как вмешательство во внутренние дела стран-членов. «ЕС со своей европейской олигархией, которая наказывает самых слабых, -это не тот ЕС, к которому мы когда-то присоединились»6. В общем переговоры Будапешта и Варшавы проходили чрезвычайно сложно, что вынудило Моравецкого буквально накануне саммита ЕС заявить, что, возможно, для выхода из ситуации потребуется еще одна встреча на высшем уровне7.
17 ноября к протесту Польши и Венгрии присоединилась Словения. Хотя она и не накладывала вето на бюджетный план и фонд помощи, премьер-министр Янез
1 Ennyi volt, elég volt! Magyar Hírlap. 28.11.2020. URL: https://www.magyarhirlap.hu/belfold/20201128-ennyi-volt-eleg-volt (дата обращения: 21.10.2020)
2 Ibidem.
3 Orbán Viktor: A vétó hazafias k0telességem volt / Magyar Hírlap, 26.11.2020. URL: https://index.hu/kulfold/2020/11/26/orban_viktor_veto_eu_magyarorszag_lengyelorszag/ (дата обращения: 21.10.2020)
4 Orbán Viktor inteijúja a Die Zeit cimü németországi hetilapnak. 26.11.2010. URL: http://www.miniszterelnok.hu/orban-viktor-interjuja-a-die-zeit-cimu-nemetorszagi-hetilapnak/ (дата обращения: 30.10.2020)
5 Polish PM addresses EU leaders over conditionality mechanism. 12 November 2020. URL: https://www.thefirstnews.com/article/polish-pm-addresses-eu-leaders-over-conditionality-mechanism-17537 (дата обращения: 30.10.2020)
6 BQE, 12604, 19.11.2020.
7 Morawiecki: Újabb uniós csúcstalálkozóra lehet szükség a k0ltségvetés ügyében. 08.12.2020. URL: https://www.magyarhirlap.hu/kulfold/20201208-morawiecki-a-lengyel-veto-a-szabad-es-szolidaris-europa-letrejottet-szolgalja (дата обращения: 30.10.2020)
Янша написал президенту Европейского совета Шарлю Мишелю письмо, в котором указал, что «некоторые политические группы открыто угрожают использовать инструмент, ошибочно названный "верховенством права", чтобы воспитывать отдельные государства-члены ЕС, используя парламентское большинство. Только независимая судебная система способна определить, что такое верховенство закона, а не политическое большинство»1.
Поддержал своих партнеров по Вишеградской группе и чешский президент Милош Земан. На встрече в Праге с президентом Польши Анджеем Дудой он заявил, что «Вишеградская четверка должна быть едина в поддержке Польши и Венгрии в их споре с Еврокомиссией по поводу бюджета ЕС»2.
Параллельно главы государств и правительств ЕС под руководством страны-председателя Совета Германии работали над уступками, которые они готовы были предложить Венгрии и Польше в отношении толкования текста, связывающего выделение средств ЕС с соблюдением верховенства права, что позволило бы Будапешту и Варшаве снять свое вето. Предложенный проект текста соглашения Совета ЕС (декларация о толковании) с этими двумя странами должен был подтвердить, что механизм будет применяться объективно, беспристрастно и в соответствии с принципом равного обращения3.
Польша и Венгрия согласились с проектом. Важный пассаж в нем позволял Венгрии и Польше сэкономить время, подав апелляцию в Европейский суд без риска санкций (приостановления финансирования ЕС) во время судебного разбирательства. В документе также говорилось о возможности для государства-члена, находящегося под угрозой санкций, передать этот вопрос на рассмотрение Европейского совета для углубленного обсуждения, что ни в коей мере не означает блокирующего потенциала на уровне Совета.
10 декабря главы государств и правительств стран-членов ЕС наконец дали добро на принятие многолетних финансовых рамок ЕС на 2021-2027 гг., фонда восстановления и регламента, устанавливающего связь между выделением европейских средств и соблюдением верховенства права. Это стало возможно благодаря принятию Европейским советом декларации о толковании «механизма верховенства права», позволившей Польше и Венгрии снять свое вето. Ознакомившись с документом, премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что выводы Евросовета имеют более высокую юридическую ценность, чем положение о верховенстве права.
Канцлер Германии Ангела Меркель напомнила в начале саммита, что Германия, председательствующая в Совете ЕС, «пыталась найти решение проблем Венгрии и Польши, сохраняя при этом механизм, согласованный с Европейским парламентом». Тем не менее в Европарламенте еще оставались критики компромисса из числа соотечественников А. Меркель, среди которых и председатель Европейской
1 BQE, 12604, 19.11.2020.
2 V4 by mela byt jednotna ve sporu o unijni rozpocet, rekl Zeman po setkani s Dudou. 09.12.2020/ ceskatelevize.cz URL: https://ct24.ceskatelevize.cz/svet/3238232-zive-milos-zeman-prijal-polskeho-prezidenta-andrzeje-dudu (дата обращения: 21.10.2020)
3 Europe Daily Bulletin No. 12619, 10 December 2020.
народной партии ЕС в Европарламенте Манфред Вебер, постоянно ведущий позиционные бои с членами этой еврогруппы от Фидес. Как и сопредседатель группы «Зеленые - Европейский свободный альянс» / ОДВ в Европейском парламенте Ска Келлер, он выразил сожаление, что ЕС вынужден ждать решения Европейского суда о введении санкций и что механизм верховенства права не будет применяться уже в следующем году1.
Таким образом, проблема была отложена, но не решена. Одновременно были созданы возможности для получения средств всеми 27 странами-членами ЕС. Вернувшись на родину, и Виктор Орбан, и Матеуш Моравецкий заявили, что такое решение их устроило, и их согласие позволило сохранить единство Европейского союза. В данном случае речь идет не о победе какой-либо из сторон, а о разумном компромиссе на фоне бремени переговоров по брекзиту.
* * *
Вето Польши и Венгрии не было сюрпризом, как не стало неожиданным и решение ЕС пойти на компромисс ради начала распределения бюджетных денег с целью спасения экономик 27 стран. Ситуация может рассматриваться как важный сигнал для обеих сторон. Для Брюсселя это очередное напоминание о специфике центральноевропейских стран, которую до сих пор он предпочитал учитывать лишь в экономических категориях. Для стран Центральной Европы - это еще одно напоминание о том, что они присоединились к организации, где основные правила уже были выработаны при взаимном согласии, и выход за их рамки может быть чреват санкциями. Для Европы в целом это еще одно доказательство необходимости реформирования политических «скреп» сообщества в пользу «Европы государств» с б0льшими свободами для национальных парламентов.
Это не первое и, судя по всему, не последнее противостояние вишеградских стран и Брюсселя. Однако исход расхождений в отсутствие альтернативы всегда будет предсказуем. Государства Центральной Европы вынуждены идти на компромиссы, чтобы не потерять лицо, а западноевропейцы по умолчанию не готовы отталкивать от себя Польшу и Венгрию, за которые они так долго боролись.
Список литературы
Габарта А.А. (2017) Социально-экономическая модель стран Центральной Европы. Современная Европа, № 7. С. 104-113.
НАТО versus PESCO: экономические аспекты. (2020) Под ред. В.В. Воротников, Н.П. Грибин, Е.В. Пименова, Д.А. Петляева, У.В. Якутова. Мировая экономика и международные отношения. Т. 64. № 6. С. 40-50. DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-6-40-50
Шишелина Л.Н. (2006) Венгрия: весна надежд и сомнений. Современная Европа, № 2. С. 84-100.
Шишелина Л.Н. (2011) Венгрия: смена власти в ЕС и в Будапеште. Современная Европа, № 2. С. 67-77.
1 Europe Daily Bulletin No. 12620, 11 December 2020.
Современная Европа, 2020, № 7
Шишелина Л.Н. (2018) Виктор Орбан и общеевропейский спор о ценностях. РСМД. 17.09.2018. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/viktor-orban-i-obshcheevropeyskiy-spor-o-tsennostyakh-/ (дата обращения: 21.10.2020).
References
Gabarta A.A. (2017) Social'no-ekonomicheskaya model' stran Central'noj Evropy [Social and economic model of Central European countries]. SovremennayaEvropa, № 7, pp. 104-113.
Kiss Csaba G. (2016) Powinowactwa wyshehradzkie. Wspomnienia, szkice, eseje. W-wa.
Mitrovits Miklos. (2020) Tiltott kapcsolat. A magyar-lengyel ellenzeki egyuttmukodes 1976-1989. Jaffa kiado. Bp.
NATO versus PESCO: ekonomicheskie aspekty [NATO versus PESCO: Economic Aspects]. (2020) Pod red. V.V. Vorotnikov, N.P. Gribin, E.V. Pimenova, D.A. Petlyaeva, U.V. Yakutova. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. T. 64. № 6, pp. 40-50. DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-6-40-50
Orban Viktor interjuja a Die Zeit cimu nemetorszagi hetilapnak. 26.11.2010. URL: http://www.miniszterelnok.hu/orban-viktor-interjuja-a-die-zeit-cimu-nemetorszagi-hetilapnak/ (accessed: 21.10.2020).
Shishelina L.N. (2006) Vengriya: vesna nadezhd i somnenij [Hungary: spring of hopes and doubts]. Sovremennaya Evropa, № 2, pp. 84-100.
Shishelina L.N. (2011) Vengriya: smena vlasti v ES i v Budapeshte [Hungary: the Change of Power in the EU and in Budapest]. Sovremennaya Evropa, № 2, pp. 67-77.
Shishelina L.N. (2018) Viktor Orban i obshcheevropejskij spor o cennostyah [Viktor Orban and the pan-European values debate]. RSMD. 17.09.2018. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/viktor-orban-i-obshcheevropeyskiy-spor-o-tsennostyakh-/ (accessed: 21.10.2020).
Support for East European Democracy (SEED) Act of 1989. November 17, 1989.
The Sargentini Report - Its background and what it means for Hungary and for the EU. (2018) Heinrich Boll Stiftung. 19.09.2018. URL: https://www.boell.de/en/2018/09/19/sargentini-report-its-background-and-what-it-means-hungary-and-eu (accessed: 21.10.2020).
Budapest and Warsaw: Confrontation with Brussels
Received 02.11.2020
Author: Shishelina L., Doctor of Sciences (History), Head of Department for Central and Eastern European Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected]
Abstract. The article examines the anatomy of the conflict of Hungary and Poland with the European Commission over the mechanism of budget allocation, which created another big "headache" for Brussels against the backdrop of other problems, such as post-Brexit and COVID-19. The relations between the conflicting parties have been developing in different ways at certain stages of integration and convergence. In practice, they turned out to be more complicated than the parties initially imagined when deciding on the accession of the Central European countries to the European Union. On the one hand, as the CE countries "get used" to the European system, they feel more confident and, knowing its imperfections, more often either deviate from the norms previously adopted in the EU or offer their own vision. On the other hand, the European Union still refuses to perceive these countries as absolutely equal members, does not see their regional and historical specifics and tries to adapt them to itself. This increases the latent conflict within the European Union and stimulates within it a coalition of States that support looser political integration. Taking into account the history of relations between the EU and the countries of Central Europe and the evolution of the internal political environment in the Visegrad countries, the problem is explored for the first time.
Keywords: Central Europe, Hungary, Poland, budget allocation, anti-crisis package.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope720200515