Научная статья на тему 'Украинский вопрос в «исторической политике» партии Ярослава Качиньского'

Украинский вопрос в «исторической политике» партии Ярослава Качиньского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
43
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Польша / Украина / ОУН-УПА / «Волынская резня» / операция «Висла» / партия «Право и справедливость» / Я. Качиньский / историческая политика
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Украинский вопрос в «исторической политике» партии Ярослава Качиньского»

центральноевропейскими государствами, т.н. Вишеградской группы - Венгрия, Польша, Словакия, Чехия) стали основными критиками ЕС и требовали учета их предложений, заставив некоторых европейских политиков говорить, что евроинтеграция стран Восточной Европы была ошибкой.

Можно отметить, что возросшие возможности и расширение инструментария малых стран привели одновременно и к повышению их авторитета, и к росту напряженности между ними и их более влиятельными союзниками, которые не рассчитывали на их столь рьяную позицию по отдельным вопросам международной (в основном европейской) повестки. Н. Кавешников причины подобной деградации видит в том, что малые государства не обладают стратегическим видением и ответственностью, им свойственны потребительские настроения и низкое качество политической элиты4.

Примечания

1 Koncepce zahranicni politiky CR2015. URL: https://www.mzv.cz/jnp/cz/zahranicni_ vztahy/analyzy_a_koncepce/koncepce_zahranicni_politiky_cr.html (accessed: 01.04.2019).

2 Zemanova S., Drulakova R. Cesky zahranicnepoliticky aktivismus. Moznost a meze. Praha, 2016. S. 54.

3 Смирнов В.А. К вопросу о теоретических аспектах изучения политических элит малых государств // Вестник МГИМО-Университета. 2017. № 2 (53). С. 256.

4 Кавешников Н. Ю. «Малые и вредные?» // Международные процессы. 2008. Т. 6. № 3 (18). С. 89.

DOI: 10.31168/2619-0869.2019.1.35 А.Р. ЛаГНО

Украинский вопрос в «исторической политике» партии Ярослава Качиньского

Ключевые слова: Польша, Украина, ОУН-УПА, «Волынская резня», операция «Висла», партия «Право и справедливость», Я. Качиньский, историческая политика.

Официальная статистика, а также отчеты правозащитных организаций и польские СМИ обращают внимание, что в последнее время в Польше растет количество преступлений на почве расизма, антисемитизма и ксенофобии, причем отмечается более чем шестикратный рост преступлений против украинцев: если в 2014 г. было зафиксировано 29 таких случаев1, то в 2017 г. - 1902. Примечательно, что к 2017 г. несколько изменились объекты ненависти: если в 2014 г. основными жертвами были евреи, то в 2017 г. они переместились на третью позицию, а на первом и втором местах оказались мусульмане и украинцы соответственно3. Однако польские СМИ, освещая проблемы расовой дискриминации и ксенофобии, основное внимание по-прежнему уделяют проблеме антисемитизма.

Официальный Первый польский телеканал (ТУР!) регулярно включает в новостные выпуски сюжеты, которые демонстрируют телезрителям относительно невысокий уровень антисемитизма в Польше по сравнению с другими европейскими странами, особенно с Германией (например, в 2016 г. в Германии было зафиксировано 1 468 инцидентов, а в Польше - 101)4. Такое внимание к еврейской проблеме легко объяснимо: именно обвинение поляков в антисемитизме вызывает острую реакцию со стороны правящей партии «Право и справедливость» (ПиС).

ПиС стремится защищать доброе имя польского народа, используя для этого разнообразные средства, в том числе инициируя разработку и введение правовых норм, которые могли бы юридически воздействовать на тех, кто распространяет ложные сведения и «приписывает польскому народу [...] ответственность или пособничество за совершенные Третьим рейхом нацистские преступления»5. Как раз по поводу попытки польского правительства установить наказание за подобные действия в прошлом году разгорелся скандал между Израилем и Польшей, к которому подключились США и другие страны.

Министерство юстиции подготовило поправки к закону об Институте национальной памяти (ИНП), которые можно свести к двум ключевым темам: 1) ответственность украинских

националистов за совершенные ими преступления по отношению к гражданам Польши и 2) наказание штрафом или заключением на срок до трех лет тех, кто обвиняет поляков в коллаборационизме с нацистами. Процесс принятия закона был очень быстрым6. Единственное, президент Анджей Дуда подписав законопроект, одновременно решил проверить его на соответствие конституции. Тем не менее 1 марта 2018 г. поправки к закону вступили в силу. Однако уже 22 марта министр юстиции и генеральный прокурор З. Зёбро счел их не соответствующими конституции. Ситуация стала анекдотичной, поскольку получилось, что Зёбро в качестве генерального прокурора признал неконституционными поправки к закону, которые подготовило руководимое им же министерство юстиции. Примечательно, что евреи в этом законопроекте упоминались только один раз, да и тот был связан с перечислением преступлений совершенных украинскими националистами. Украинцы же упоминаются в этом документе не менее семи раз. Киев тоже выразил протест по поводу поправок к закону об ИНП, однако он утонул в волнах полемики, разгоревшейся между Польшей, Израилем и США.

Украинская проблематика занимает важное место в «исторической политике» ПиС, однако тяжелая экономическая и внутриполитическая обстановка в стране, а также сложное международное положение, отсутствие твердой поддержки со стороны более сильных игроков на мировой арене не позволяют украинской стороне убедительно «доказывать» свою версию исторических событий. Наиболее часто обсуждаемыми сюжетами непростого украинско-польского прошлого являются: 1) деятельность Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армии; 2) события на Волыни в 1943-1944 гг.; 3) «Операции "Висла"» 1947 г. В данном контексте нас интересуют не столько причины и последствия самих исторических событий, сколько их интерпретация, отраженная в общественно-политическом дискурсе, а также влияние этой интерпретации на польско-украинские отношения со времени прихода ПиС к власти в 2015 г. и до настоящего времени. То, как изображаются перечисленные исторические

сюжеты, я попробую показать на основе анализа новостных выпусков ТУР1, высказываний ведущих политиков, а также некоторых других источников.

1. На тему деятельности ОУН-УПА имеется достаточно обширная литература как украинских, так и польских историков. Позицию польской правящей партии по этому вопросу очень емко демонстрирует фраза ее лидера: «Я четко сказал президенту Порошенко, что с Бандерой они в Европу не войдут»7.

2. Первые публичные заявления относительно официальной оценки событий на Волыни в 1943-1944 гг. прозвучали в 2003 г. Тогда президенты Л. Кучма и А. Квасьневский постановили не выдвигать взаимных обвинений, ориентироваться на будущее, а не на прошлое в выстраивании взаимных отношений. ПиС отказалась от этого взвешенного подхода, и 7 июля 2016 г. Сенат принял постановление «по вопросу увековечения памяти жертв геноцида», а через несколько дней Сейм проголосовал за резолюцию об установлении 11 июля «Национальным днем памяти жертв совершенного украинскими националистами геноцида граждан II Речи Посполитой».

3. Операция «Висла» должна была закрыть «украинский вопрос» в Польше: те украинцы, которые не выехали в УССР в рамках обмена населением, были принудительно переселены на некогда немецкие территории, которые после войны вошли в состав Польши. Операция сопровождалась насилием, убийствами и арестами. В 2007 г. В. Ющенко и Л. Качинь-ский выступили с совместным заявлением, осуждавшим эту операцию. Однако в 70-летнюю годовщину, в 2017 г., представители ПиС отказались присутствовать на официальных мероприятиях, организованных Объединением украинцев в Польше. С 2016 г. операция «Висла» ни разу не была упомянута в новостях на канале ТУР1, который в принципе достаточно часто включает в свои выпуски исторические сюжеты по случаю тех или иных годовщин.

Примечания

1 Sprawy prowadzone w 2014 r. w jednostkach organizacyjnych prokuratury z pobudek rasistowskich lub ksenofobicznych. 2015. 11 VI. URL: https://pk. gov. pl/dzialalnosc/ sprawozdania-i-statystyki/sprawy-prowadzone-2014-r-jednostkach-organizacyjnych-prokuratury-pobudek-rasistowskich-lub-ksenofobicznych/ (дата обращения: 30.03.2019).

2 Wycigg ze sprawozdania dot. spraw o przest^pstwa popetnione z pobudek rasistowskich, antysemickich lub ksenofobicznych prowadzonych w 2017 roku w jednostkach organizacyjnych prokuratury. 2018. 25 VI. URL: https://pk. gov. pl/ dzialalnosc/sprawozdania-i-statystyki/wyciag-ze-sprawozdania-dot-spraw-o-przestepstwa-popelnione-z-pobudek-rasistowskich-antysemickich-lub-ksenofobicznych-prowadzonych-w-2017-roku-w-jednostkach-organizacyjnych-prokuratury/ (дата обращения: 30.03.2019).

3 Wycigg ze sprawozdania dot. spraw o przest^pstwa popetnione z pobudek rasistowskich, antysemickich lub ksenofobicznych prowadzonych w I potroczu 2017 roku w jednostkach organizacyjnych prokuratury. 2017. 20 XII. URL: https://pk. gov. pl/wp-content/uploads/2017/12/8ffee219b2f4dd56387508008eee13a5. pdf (дата обращения: 30.03.2019).

4 Wiadomosci TVP1. 2018. 08 VIII. URL: http://wiadomosci. tvp. pl (дата обращения: 15.08.2018).

5 Ustawa z dnia 26 stycznia 2018 r. o zmianie ustawy o Instytucie Pami^ci Narodowej Komisji Scigania Zbrodni przeciwko Narodowi Polskiemu, ustawy o grobach i cmentarzach wojennych, ustawy o muzeach oraz ustawy o odpowiedzialnosci podmiotow zbiorowych za czyny zabronione pod grozbg kary // Dziennik Ustaw. 2018. Poz. 369. URL: http://prawo. sejm. gov. pl/isap. nsf/DocDetails. xsp?id=WDU20180000369 (дата обращения: 26.03.2019).

6 В частности, посол Израиля в Польше Анна Азарий была удивлена и датой принятия этого законопроекта в Сейме (канун Дня памяти жертв Холокоста) и быстротой принятия его Сенатом (см. ее интервью Радио Zet 5 февраля 2018 г.: https://www. radiozet. pl/Radio/Programy/Gosc-Radia-ZET/Ambasador-Izraela-w-Polsce-Jesli-prezydent-podpisze-ustawe-o-IPN-to-Izrael-uzna-ze-wszystko-juz-skonczone (дата обращения: 26.03.2019)).

7 Marzymy o wi^kszosci konstytucyjnej (wywiad z J. Kaczynskim) // Do rzeczy. 2017. N 6/208. S. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.