Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА'

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЗДАНИЕ НОВОГО БИЗНЕСА / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Анна Александровна

В статье раскрыты особенности малого бизнеса в России. Представлены особенности организации и функционирования предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА»

УДК 334.012.64:658(470)

Иванова А.А.

Ivanova A.A.

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА FEATURES OF SMALL BUSINESS FUNCTIONING

В статье раскрыты особенности малого бизнеса в России. Представлены особенности организации и функционирования предприятия.

The article reveals some features of small business functioning in Russia. It highlights the peculiarities of enterprises' organization and functioning.

Ключевые слова: малое предпринимательство, создание нового бизнеса, организационные проблемы.

Key words: small business, new business foundation, organizational problems.

Малый бизнес - это залог успешного развития экономики и государства в целом. Во многих развитых странах мира для малого бизнеса создаются особые условия и предоставляются различные льготы, в том числе и налоговые. В России понятие малого бизнеса, как впрочем, и бизнеса в целом сравнительно новое.

Малое предприятие как юридическое лицо имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо признаётся малым предприятием при соблюдении ряда условий, таких как:

- численность работников на предприятии - до ста человек включительно (до 15 человек - микропредприятия);

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельных значений (60 млн. руб. для микропредприятий и 400 млн. руб. для малых предприятий).

Субъектом малого предпринимательства может быть признано не только юридическое лицо, но и физическое лицо, зарегистрировавшееся в качестве индивидуального предпринимателя. Индивидуальный предприниматель, в отличие от учредителей юридического лица, несёт ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Учредители юридического лица несут ответственность только в пределах принадлежащей им доли.

Главной целью коммерческой организации, в том числе и малого предприятия, является извлечение прибыли, а значит, малое предприятие является потенциальным плательщиком налоговых поступлений в бюджет.

Для организации коммерческой деятельности субъекты предпринимательской деятельности, в том числе малые предприятия и индивидуальные предприниматели, подлежат обязательной государственной регистрации. Регистрация юридического лица и индивидуальных предпринимателей осуществляется уполномоченным на то органом -инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации (ИФНС России).

Юридическим лицом в лице его представителя - руководителя, главного бухгалтера или иного доверенного лица - подаётся заявление о постановке на учёт в налоговый орган.

Для регистрации юридического лица, помимо заявления, необходимо также представить учредительные документы (устав, учредительный договор) и квитанцию, подтверждающую оплату госпошлины. Регистрация юридического лица осуществляется в пятидневный срок. При отказе в регистрации юридического лица регистрирующий орган обязан указать причину. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица недопустим. Учредительными документами малого предприятия являются устав юридического лица, учредительный договор (при наличии).

Зарегистрированному юридическому лицу присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учёт (КПП), основной государственный регистрационный номер (ОГРН). Зарегистрированное юридическое лицо включается в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) и Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Физическому лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, новый ИНН не присваивается. ИНН индивидуального предпринимателя является его ИНН как физического лица. Индивидуальный предприниматель вносится в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

На момент регистрации уставный капитал юридического лица должен быть внесён в размере 50%, оставшиеся 50% должны быть внесены в течение года. Также зарегистрированное юридическое лицо должно иметь расчётный счёт, на котором должны храниться все свободные денежные средства.

Предприятия коммерческого направления создаются для извлечения прибыли и поэтому, в том числе малый бизнес, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности не могут обойтись без ведения бухгалтерского учёта. Основным локальным документом, регламентирующим бухгалтерский учёт на предприятии, является учётная политика. Учётная политика организации, в том числе и малого предприятия, разрабатывается организацией самостоятельно, но в соответствии с требованиями законодательства. В том числе посредством бухгалтерского учета осуществляется достижение основной цели - получение максимально возможной прибыли коммерческой организации. Субъекты предпринимательской деятельности стремятся к извлечению максимальной прибыли при минимальных издержках - максимизация прибыли и минимизация затрат. Существует множество законных способов снижения издержек, в частности, снижения налоговой нагрузки, однако нельзя сказать о том, что представители малого бизнеса применяют только законные способы снижения затрат и налогооблагаемой базы, что, безусловно, ведет к огромным потерям государства в наполнении бюджета. Это обусловлено рядом факторов:

- во-первых, недостаток знаний предпринимателя. Представители малого бизнеса, обычно начинающие предприниматели, не обладают необходимым объёмом знаний и нередко упускают возможность снизить свою налоговую нагрузку;

- во-вторых, нежелание предпринимателя заниматься рутинной работой и, что не менее значимо, платить за её выполнение. Бухгалтерский и налоговый учёт, налоговое планирование - всё это достаточно утомительная работа, выполнять кторую может как штатный бухгалтер, так и сторонняя организация (услуги аутсорсинга);

- в-третьих, нежелание предпринимателя платить налоги в полном объёме. Это может быть обусловлено отечественным менталитетом и отсутствием деловой культуры в обществе. На протяжении всего периода существования советского государства понятие предпринимательства полностью отсутствовало. Следовательно, системы налогообложения в современном понимании тоже не существовало.

Малый бизнес является залогом успешного развития экономики и государства. Государство, поддерживая малый бизнес, способствует самозанятости населения, созданию новых рабочих мест, но главное - это повышение доходной части государственного бюджета. Доходы государственного бюджета на 80% состоят из

налоговых поступлений. Однако государство не только предоставляет возможности развития малым предприятиям. Малый бизнес, являясь налогоплательщиком, подлежит контролю. Государство осуществляет внешний контроль за финансово -хозяйственной деятельностью малого предприятия с целью полноты исчисления налогов и наполнения бюджета. Внешний контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов осуществляют налоговые органы.

Предприятие организует собственными силами внутренний контроль, который является следствием внешнего и направлен на защиту прав предпринимателя, учредителя или инвестора. Внутренний контроль может проводиться не только силами самой организации, но и привлекаемыми сторонними компаниями. Предприятие чаще всего использует услуги аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Одной из форм контроля является аудит, который, как способ общественного контроля, позволяет определить достоверность бухгалтерской финансовой отчетности, являющейся информационной базой для проведения финансового анализа и последующего принятия финансового управленческого решения другими организациями в отношении данного предприятия. В современных условиях возрастает актуальность соответствующих форм организации бухгалтерского учета и аудита.

Нормативно-правовые акты, регулирующие аудиторскую деятельность на малом предприятии, подразделяются на внешние и внутренние документы. К внешним документам относятся законодательные акты, касающиеся бухгалтерского учета и аудиторской деятельности. К внутренним нормативным актам предприятия относятся учетная политика, различные методические материалы по организации учета, которые также должны быть проанализированы и сопоставлены с действующей методологией. Взаимодействие предприятия и аудитора может существенно повысить уровень финансового менеджмента и обеспечить экономическое обоснование принимаемых решений. Сторонний аудитор всегда должен работать в интересах клиента. В отличие от государственного проверяющего, аудитор не назначает штрафы, а лишь указывает на недостатки и дает рекомендации по их устранению. Аудиторские фирмы помимо проведения аудита нередко оказывают услуги аутсорсинга, то есть ведения бухгалтерского и налогового учёта, составления и сдачи отчётности, консультирования предпринимателя.

Налоговые органы осуществляют внешний контроль за правильностью исчисления и уплатой налогов и сборов, а также за полнотой и достоверностью данных бухгалтерского учёта путём проведения камеральных и выездных налоговых проверок.

В условиях рыночной экономики малые предприятия являются её значимым элементом. Во-первых, малые предприятия создают рабочие места и способствуют самозанятости населения. Во-вторых, малые предприятия являются объектами налогообложения. Малые предприятия вправе пользоваться льготами при налогообложении и имеют возможность уменьшить свою налоговую нагрузку не только за счёт льгот, предоставляемых государством, но и с помощью мероприятий, способствующих оптимизации налоговой нагрузки. Однако никакие налоговые льготы и мероприятия по оптимизации налоговой нагрузки не могут полностью освободить малое предприятие от налогов. Обязанность исчислять и оплачивать налоги и сборы возложена на все субъекты предпринимательской деятельности, в том числе и на малые предприятия.

Каждое юридическое лицо независимо от вида деятельности и организационно-правовой формы подлежит налогообложению. Малое предприятие обязано вести бухгалтерский и налоговый учёт и предоставлять бухгалтерскую и налоговую отчётность в налоговый орган в установленный срок. Малое предприятие является плательщиком федеральных, региональных и местных налогов и сборов. К федеральным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акциз, налог на прибыль организации и др. К региональным налогам, уплачиваемым юридическими лицами, относятся транспортный налог, налог на имущество организаций. К местным налогам относится земельный налог.

Однако предусмотрены специальные налоговые режимы, которые вправе применять микропредприятия.

Субъекты малого предпринимательства обязаны исчислять и выплачивать все виды налогов и сборов, плательщиком которых они признаются законодательно. Несоответствующая организация ведения учета, исчисления налогов, непредоставление или несвоевременное предоставление бухгалтерской и налоговой отчётности, несвоевременная уплата налога, а также неверное исчисление налогов влечёт за собой санкции в виде пени и штрафов, которые существенно ухудшают финансовое состояние организации.

Непосредственно налоговая нагрузка снижает уровень финансового успеха организации. Но существуют вполне законные способы, применяя которые, малое предприятие способно уменьшить свою налоговую нагрузку. Для оптимизации налоговой нагрузки малое предприятие может разработать необходимые мероприятия для ее снижения планированием. Значимым элементом налогового планирования является проверка своих контрагентов, особенно поставщиков и подрядчиков. В настоящее время достаточно распространена схема ухода от налогообложения с помощью «номинальных» предприятий. В случае наличия у предприятия проблемного («номинального») поставщика или подрядчика все сделки с ним могут быть признаны фиктивными. Задача субъекта не допустить такой ситуации, что возможно при соответствующей организации управления, бухгалтерского и налогового учета.

Аппарат управления малым предприятием должен владеть информацией с целью своевременного принятия управленческих решений по налогообложению. Своевременно предоставленная информация дает возможность разработки управленческих решений и внедрения их в процесс деятельности предприятия, что предотвращает отрицательные факты его деятельности. Решения управленцев, принятые на основе предоставленной информации, уменьшают риски организации в различных областях ее деятельности [2, с. 27]. Однако решения по налоговому планированию, как и обращения к услугам по разработке налоговой нагрузки, не пользуются популярностью среди учредителей и руководителей малых предприятий.

Малые предприятия достаточно часто прибегают к услугам аудиторских и бухгалтерских фирм в части передачи на аутсорсинг ведения бухгалтерского и налогового учета, предоставления бухгалтерской, финансовой, статистической отчетности. Многие аудиторские, бухгалтерские и консалтинговые фирмы оказывают услуги налогового консультирования в условиях предоставления услуг аутсорсинга. Отказ от налогового планирования, несомненно, отрицательно влияет на эффективность работы и развитие малого бизнеса в целом, а значит, нужно обращать внимание на возможности предоставления аутсорсинговых услуг. Поэтому оказываемая поддержка предпринимателям Челябинской области в части аутсорсинговых услуг может сослужить хорошую службу как развитию малого бизнеса, так и развитию аутсорсинговых и консалтинговых аудиторских предприятий, среди которых есть и представители малого бизнеса.

Развитие малого бизнеса является залогом успешного функционирования экономики государства. Существующие программы поддержки малого предпринимательства создают условия для развития и функционирования малых предприятий. Возможность применения налоговых льгот можно считать одним из самых значимых элементов государственной поддержки малого бизнеса. К тому же малые предприятия могут самостоятельно разрабатывать и проводить мероприятия по оптимизации налоговой нагрузки, используя при этом методы финансового менеджмента и налогового планирования.

Литература

1. Зайцева Г. В. Управленческий учет в системе деятельности хозяйствующего субъекта: Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития регионов : сб. науч. тр. Челябинск : Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина, 2013. С. 21-27.

2. Малый бизнес Челябинской области // Официальный сайт Министерства экономического развития Челябинской области. URL: http://chelbiznes.ru/ (дата обращения: 24.09.2014).

3. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ. Не действует. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.