Научная статья на тему 'Методические аспекты организации деятельности малого предпринимательства'

Методические аспекты организации деятельности малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / БИЗНЕС-ПЛАН / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ / BUSINESS STRUCTURES / BUSINESS PLAN / ORGANIZATIONAL AND LEGAL FORM OF BUSINESS / THE ORDER OF REGISTRATION / TAXATION AUTHORITIES / EXTRA-BUDGETARY FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татаринова Мария Николаевна

Раскрываются законодательные особенности отнесения к субъектам малого предпринимательства, а также методиче- ские аспекты регистрации ИП и юридического лица.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты организации деятельности малого предпринимательства»

Вестник АПК

Экономика

№ 4(4), 2011

УДК 346.26:338.26.015

Татаринова М. Н.

Totarinova M. N.

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF SMALL BUSINESS

Раскрываются законодательные особенности отнесения к субъектам малого предпринимательства, а также методические аспекты регистрации ИП и юридического лица.

Ключевые слова: предпринимательские структуры, бизнес-план, организационно-правовая форма деятельности, порядок регистрации, налоговые органы, внебюджетные фонды.

Татаринова Мария Николаевна -

кандидат экономических наук Ставропольский государственный аграрный университет Тел.: (8652)35-75-87, 8-906-411-01-40 E-mail: Vetrovamn@yandex.ru

Признаком экономического роста рыночного государства является не только наращивание объемов валового внутреннего продукта (ВВП), но и рост жизненного уровня населения.

Для экономики страны темпы роста ВВП -важное, но не достаточное условие. России необходимы не только рост количественных показателей, но и качественное развитие экономики. Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует, что важнейшим условием качественного развития страны является одновременное функционирование крупных, средних, малых предприятий, а также осуществление деятельности, базирующейся на личном труде.

Доступность малого бизнеса как сферы деятельности для широкого круга людей обусловлена тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. В масштабе экономики страны положительная роль малого бизнеса выражается в том, что он более гибок, быстрее реагирует на изменения внешней среды, создает дополнительные рабочие места.

Несмотря на длительную историю развития рыночной экономики, в мировой практике нет унифицированного определения малого бизнеса. Более того, в большинстве развитых стран, как правило, не существует общего определения того, какие предприятия являются малыми. В то же время применяется более детальное деление предприятий по их размерам (микро-, малые, средние), при этом, как и в российском законодательстве, наиболее

The features of the legislative classification for small businesses, as well as methodological aspects of registration of individual entrepreneurs and legal entities are described in the article.

Keywords: business structures, business plan, organizational and legal form of business, the order of registration, taxation authorities, extra-budgetary funds.

Tatarinova Maria Nikolaevna -

Ph. D. in economic sciences Stavropol State Agrarian University

Tel.: (8652)35-75-87, 8-906-411-01-40 E-mail: Vetrovamn@yandex.ru

распространенным критерием является численность работников, наряду с которыми применяются и показатели, не контролируемые отечественным законодательством, - оценка чистых активов, финансовая независимость собственников предприятия и т. д. К примеру, в бельгийском законодательстве существует несколько определений малого и среднего бизнеса, различающихся, прежде всего, в зависимости от территории. Общим остается ограничение на число работающих (не более 50 человек). В Великобритании также отсутствует единое определение сектора малого и среднего бизнеса. Чаще всего с точки зрения количества работников к малым и средним относят предприятия с числом работающих не более 250 человек. Нет единого официального общепринятого определения малому и среднему бизнесу и в Ирландии. Обычно под малыми и средними подразумеваются предприятия с числом работающих не более 500 человек.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1] к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее -индивидуальные предприниматели), крестьян-

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

ские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Срочный трудовой договор может быть заключен с лицами, поступающими на работу в организации - субъекты малого предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, с численностью до 35 работников (в организациях розничной торговли и бытового обслуживания - до 20 работников), а также к работодателям - физическим лицам (ст. 59 ТК РФ). Заключение срочного трудового договора является правом, а не обязанностью работодателя. Кроме того, возможность заключения срочного договора на основании ст. 59 ТК РФ не будет являться безусловной и будет считаться правомерной, если работник докажет, что в силу характера и условий работы весьма затруднительно установить трудовые отношения на неопределенный срок.

Например, если организация осуществляет деятельность в сфере строительства и признается на основании Закона № 209-ФЗ субъектом

малого предпринимательства (число работников данной организации не превышает 100 человек). Однако в соответствии с положениями ст. 59 ТК РФ она не может заключать срочные трудовые договоры, так как ТК РФ установлен предельный размер численности работников организации - не более 35 человек.

Отсутствие единых подходов к определению субъектов малого предпринимательства на практике приводит к затруднениям при ведении предпринимательской деятельности, осуществляемой строго в соответствии с законодательством;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предусмотренные предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно постановлению правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 [2] микропредприятиями признаются компании с годовой выручкой, не превышающей 60 миллионов рублей, малыми - 400 миллионов рублей, средними - 1 миллиард рублей. Это постановление вступило в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. В первую очередь законодательное установление критерия отнесения субъектов предпринимательской деятельности к малому и среднему бизнесу по выручке позволит начать осуществление реальной государственной поддержки субъектов малого предпринимательства. Появится реальная возможность адресной поддержки предпринимателей. Хотя размер годовой выручки, установленный в качестве критерия прежде всего для микро- и малых предприятий, на сегодняшний день несколько завышен. На наш взгляд, оборот в 400 миллионов рублей в год может обеспечить только «хорошее» малое предприятие. Но с учетом набирающей темпы инфляции сегодня эта планка завышена, а завтра она окажется заниженной. Через пару лет заявленные критерии скорее всего будут соответствовать тому, что есть в действительности.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их

в

№ 4(4), 2011

Экономика

115

показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения.

В создании малого предприятия можно выделить несколько этапов. Прежде чем принять окончательное решение о создании малого предприятия, следует разработать бизнес-план будущей деятельности. Он создается либо предпринимателем самостоятельно (при наличии у него необходимых знаний), либо с помощью приглашенного специалиста. Бизнес-план детализирует стратегию будущей деятельности субъекта малого предпринимательства, раскрывает механизм приращения капитала, вложенного в организацию, позволяет оценить прибыль не после, а до начала финансирования проекта.

Бизнес-план - сложный, комплексный и чрезвычайно ответственный документ. Удачно составленный, в ряде случае он может помочь предпринимателю получить внешние заимствования, например банковские кредиты.

Начинается бизнес-план с краткой аннотации, цель которой - дать ясное представление о характере предполагаемого бизнеса и имеющихся деловых и финансовых возможностях. Далее следует ряд примерных разделов:

1. Основные продукты и услуги, предусмотренные проектом. Оценивается их будущая стоимость (с подразделением по отдельным статьям затрат), их конкурентоспособность.

2. Целевой рынок и его анализ. Приводятся сегментация рынка, его размеры и тенденции их изменения, характеристика покупателей.

3. Маркетинг: стратегия и тактика. Описываются способы продвижения продукции (услуг) на рынок, предполагаемые цены и сбытовые расходы.

4. Производство. Этот раздел присутствует в бизнес-планах будущих производственных, торговых предприятий, а также организаций, предполагающих оказывать услуги. Раскрывается структура будущего производственного процесса, оборудование, материалы, трудовые ресурсы, необходимые для организации производственного процесса.

5. Финансы. Этот раздел должен дать представление о движении будущих денежных потоков, о прибыльности будущего бизнеса и степени его риска. Необходимая финансовая информация разбивается при этом по годам.

Иногда бизнес-план представляется в трех вариантах - оптимистическом, пессимистическом и наиболее вероятном. Результаты представленных расчетов должны убедить пользователя бизнес-плана в целесообразности создания малого предприятия.

Если данные бизнес-плана вселяют уверенность в успех будущего бизнеса, можно приступать к его созданию.

Создание малого предприятия начинается с выбора организационно-правовой формы. Этот выбор окажет непосредственное влияние на многие стороны будущей деятельности: порядок организации бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, способы ее взаимодействия с другими организациями и государственными органами, степень государственного контроля, а также предопределит последствия возможных организационноструктурных изменений предприятия (смена учредителей, директора, преобразование или ликвидация и т. п.).

С юридической точки зрения малое предприятие может существовать в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных для коммерческих организаций в Гражданском кодексе РФ:

- хозяйственные товарищества и общества;

- производственные кооперативы.

Российская действительность свидетельствует, что из названных категорий в последние годы наиболее распространенными формами коммерческих организаций являются общества с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерные общества открытого и закрытого типов (ОАО и ЗАО). Это объясняется рядом причин:

- в отличие от товариществ или производственных кооперативов, где основополагающим признаком является объединение лиц (участников) на основе их членства, общества выступают прежде всего как объединения капиталов;

- участники товарищества, равно как и общества с дополнительной ответственностью, несут повышенную личную ответственность за результаты хозяйствования.

По сравнению с акционерным обществом ООО - более простая форма предпринимательской деятельности, удобная для функционирования малого бизнеса. Участники ООО вправе самостоятельно предусмотреть в учредительных документах большинство положений, касающихся управления предприятием, формирования органов управления, распределения прибыли и т. д.

Общество с ограниченной ответственностью не обязано публиковать свою финансовую отчетность. Тем самым необходимость взаимодействия с государственными органами у ООО значительно меньше, чем у акционерных обществ.

Размер уставного капитала общества не может быть менее минимального размера, установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества. Для ООО на сегодняшний день он составляет 10 000 руб., установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества. В ОАО уставный капитал не может быть меньше 100 000 руб.

116

Др Ставрополья

научно-практический журнал

Уставный капитал ООО на момент регистрации общества должен быть оплачен его участниками не менее чем наполовину. В учредительном договоре указывается, в течение какого срока капитал будет полностью сформирован. Этот срок не может превышать один год с момента государственной регистрации общества.

В декабре 2010 года на сайте Высшего арбитражного суда РФ размещен проект поправок в ГК РФ, касаемый увеличения минимального размера уставного капитала для всех компаний в 50-1000 раз. Так, размер уставного капитала для ООО составит 500 тыс. руб. (10 тыс. руб. на сегодняшний день), для ЗАО - 5 млн руб., для публичных АО (ныне ОАО) - 100 млн руб.

По российскому законодательству все организационно-правовые формы коммерческих организаций и физические лица - индивидуальные предприниматели имеют равные права как субъекты предпринимательской деятельности.

Для простоты сравним индивидуального предпринимателя и юридическое лицо, созданное единственным учредителем - физическим лицом, которое также является его руководителем (директором).

Основным отличием ИП от учредителя ООО или ЗАО является мера ответственности по их обязательствам перед кредиторами. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (согласно статье 24 Гражданского кодекса РФ). Иначе говоря, если в результате ведения бизнеса у предпринимателя образуются долги перед деловыми партнерами, погашать задолженность ему придется в полном объеме за счет имущества, не только приобретенного в процессе предпринимательской деятельности, но и за счет другого своего имущества, полученного из иных источников. Ответственность же учредителя ООО или ЗАО законодательно ограничена. Так, участники ООО и акционеры ЗАО, полностью оплатившие свои доли (акции), не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им долей (акций).

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Наименования «Россия», «Российская Федерация», слово «федеральный» и образованные на их основе слова и словосочетания используются в наименовании юридического лица с разрешения Правительственной комиссии (в данный момент не выдается).

Вышеуказанное обстоятельство можно отнести к преимуществам ООО и ЗАО по сравнению с Ип. Из недостатков же юридического лица, применяющего общую систему налого-

обложения (ОСН), следует отметить несколько более высокую налоговую нагрузку. Как видно, при использовании упрощенной системы налогообложения и ООО, и ИП уплачивают одни и те же виды налогов, но в отличие от ООО, применяющего ОСН, ООО «на упрощенке» хотя и обязано вести бухгалтерский учет, но освобождено от сдачи бухгалтерской отчетности.

Отметим еще один фактор, который можно отнести к плюсам ООО и ЗАО, носящий, впрочем, не юридический, а скорее психологический характер. Это - вопрос имиджа. Как уже подчеркивалось выше, юридические лица и индивидуальные предприниматели равноправны в возможностях ведения бизнеса. Действительно, и ООО, и ИП вправе осуществлять одни и те же виды деятельности, включая внешнеэкономическую (за исключением отдельных лицензируемых видов, лицензии для ведения которых предоставляются только юридическим лицам, например торговли алкогольной продукцией), могут открывать расчетные счета в банках, приобретать движимое и недвижимое имущество, принимать наемных работников и т. п. Закон не устанавливает никакой дискриминации ИП по сравнению с ООО или ЗАО. Однако в деловых кругах такая организационноправовая форма, как ИП (ПБОЮЛ), считается менее престижной. Возможно, это отчасти связано с тем, что юридическому лицу его учредители вправе дать любое наименование. Предприниматель же по закону не вправе иметь фирменное наименование и должен именоваться единственным, длинным и не особенно благозвучным выражением «индивидуальный предприниматель». Если исходить из этих позиций, то иметь собственное юридическое лицо, «фирму», более предпочтительно, чем регистрировать индивидуальную предпринимательскую деятельность.

Выбирая форму для вновь создаваемого бизнеса, необходимо помнить также и о возможности его продажи в будущем. Продажа долей в ООО - значительно более сложная процедура, чем продажа акций ЗАО, так как требует нотариальной формы совершения договора купли-продажи. Объем документов, которые необходимо предоставить нотариусу, достаточно велик, и по сложности совершение такой сделки вполне допустимо сравнивать со сделками по продаже недвижимости. Поэтому, если, создавая юридическое лицо, вы задумываетесь о возможности его будущей продажи, регистрировать ООО мы не советуем, лучше выбрать ЗАО.

Продать же бизнес индивидуального предпринимателя возможно только одним способом - путем продажи предприятия как имущественного комплекса, что еще более сложно в плане юридического оформления, чем продажа доли оОо, и таит немало «подводных камней», поэтому на практике подобные сделки практически не заключаются.

Что касается затрат на государственную регистрацию, то с этой точки зрения регистра-

в

№ 4(4), 2011

Экономика

117

ция ИП более выгодна, чем регистрация ЗАО или ООО, так как государственная пошлина за регистрацию предпринимателя составляет 800 рублей, а пошлина за регистрацию юридического лица - 4000 рублей. После регистрации ЗАО как юридического лица необходимо также зарегистрировать выпуск (эмиссию) его акций. Это отдельная процедура, за осуществление которой необходимо уплатить государственную пошлину - 20000 рублей. Как видно, создание ЗАО - более дорогостоящее мероприятие по сравнению с регистрацией ООО и, тем более, с регистрацией ИП. Но разницу в 3200 рублей для ООО и ИП, да и даже в 23200 рублей для ЗАО и ИП все-таки трудно назвать запредельной. Тем же, кто так не считает, может быть, есть смысл задуматься, а стоит ли вообще открывать бизнес, для которого сумма расходов 23200 рублей имеет критическое значение.

Таким образом, с нашей точки зрения, закрытое акционерное общества и общество с ограниченной ответственностью - более предпочтительные формы ведения предпринимательской деятельности, чем ИП. Некоторые недостатки ООО и ЗАО (более сложная отчетность, более высокие затраты на регистрацию) компенсируются многими вышеперечисленными преимуществами (меньшая ответственность учредителей по обязательствам юридического лица, более положительный имидж, легкость продажи компании).

Впрочем, несколько сотен тысяч индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в России, - наглядное подтверждение того, что и такая форма ведения предпринимательской деятельности является востребованной, так как вполне подходит для предприятий малого бизнеса.

Порядок создания малого предприятия начинается с его государственной регистрации, постановки на учет в налоговых органах и внебюджетных фондах.

Остановимся подробнее на содержании названных процедур.

Порядок регистрации юридического лица (в форме общества с ограниченной ответственностью) можно определить в следующей последовательности:

- определение органов управления общества (состава участников), избрание исполнительного органа, определение места нахождения (выбор юридического адреса), выбор наименования, утверждение уставного капитала, распределение уставного капитала;

- определение видов деятельности юридического лица по классификатору видов экономической деятельности ОКВЭД;

- подготовка устава;

- подготовка решения о создании юридического лица;

- подготовка договора об учреждении ООО;

- открытие временного (накопительного) счета для внесения уставного капитала (в случае оплаты уставного капита-

ла денежными средствами). На момент регистрации необходимо внести не менее 50 % уставного капитала, оставшиеся 50 % оплачиваются в течение года с момента регистрации;

подготовка заявления о государственной регистрации юридического лица при создании. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный порядок учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации; нотариальное удостоверение подписи заявителя на заявлении; оплата государственной пошлины за регистрацию юридического лица. С 29 января 2010 года в силу вступает Федеральный закон от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ», что прямым образом отразится на процедуре регистрации юридических лиц. В связи с принятием поправок в Налоговый кодекс РФ с 29 января 2010 года увеличивается пошлина за регистрацию юридических лиц и некоторые другие юридически значимые действия. Так, по новому закону с 29 января 2010 года официально вступают в силу следующие изменения:

1) государственная пошлина за регистрацию юридического лица (за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий) будет составлять 4 000 рублей;

2) государственная пошлина за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, - 20 процентов размера государственной пошлины;

3) государственная пошлина за регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя -800 рублей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) государственная пошлина за регистрацию прекращения физическим ли-

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

цом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя составит 20 процентов размера государственной пошлины, установленного новым законом, то есть будет равна 800 рублям;

- подача документов в регистрирующий орган (налоговую инспекцию);

- получение свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

- получение копии устава;

- получение информационного письма о присвоении кодов Госкомстата;

- изготовление печати юридического лица, регистрация печати;

- нотариальное удостоверение подписей на банковской карточке;

- открытие расчетного счета;

- уведомление территориальной ИФНС об открытии расчетного счета; во избежание штрафных санкций, на основании пункта 2 статьи 23 части первой Налогового кодекса Российской Федерации в течение семи календарных дней со дня открытия расчетного счета юридическому лицу необходимо уведомить налоговый орган сообщением об открытии счета. В сообщении об открытии расчетного счета указываются наименование юридического лица, ОГРН, ИНН, расчетный счет и реквизиты банка.

Сообщение об открытии расчетного счета подается в территориальную ИФНС непосредственно руководителем юридического лица или уполномоченным лицом, действующим на основании доверенности, либо направляется по почте заказным (ценным) письмом с описью вложения.

Для регистрации индивидуального предпринимателя представляются:

- заявление;

- документ, подтверждающий оплату госпошлины (800 руб.);

- паспорт (подлинник или нотариально заверенная копия);

- вид на жительство, если предприниматель - иностранец.

Таким образом, открыть бизнес путем создания ИП проще и дешевле: для этого не требуется наличия юридического адреса и специального названия.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган: для юридического лица - по месту нахождения указанного учредителями постоянно действующего исполнительного органа, а для индивидуального предпринимателя - по месту его жительства.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, служит основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган обязан выдать (или направить) заяви-

телю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Затем эта информация передается регистрирующим органом в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

Таблица - Сравнение организационных возможностей ООО и ИП

Показатель Форма ведения малого бизнеса

ООО ИП

Минимальная сумма, необходимая для открытия бизнеса, руб. 5450-8400 2550-3050

Необходимость юридического адреса и названия Существует Отсутствует

Возможность смены организационноправовой формы Существует Отсутствует

Степень материальной ответственности Юридически ограничена Не ограничена

Копии документов, содержащихся в регистрационном деле юридического лица (за исключением заявления и документа об уплате государственной пошлины), с сопроводительным письмом не позднее трех рабочих дней, следующих за днем внесения записи в ЕГРЮЛ, направляются в налоговый орган по месту нахождения организации заказным письмом с уведомлением, к которому прилагается опись вложения, или курьерской связью для формирования учетного дела налогоплательщика.

После регистрации субъекта малого предпринимательства в налоговом органе он подлежит постановке на учет в следующие внебюджетные фонды:

- Фонд социального страхования РФ;

- Фонд обязательного медицинского страхования РФ;

- Пенсионный фонд РФ.

Если вновь создаваемая организация планирует применять упрощенную систему налогообложения (УСН) в текущем календарном году, организация одновременно с заявлением о государственной регистрации должна подать заявление о применении УСН.

Вновь создаваемые организации не обязаны вставать на учет во внебюджетные фонды, последние осуществляют эту процедуру самостоятельно на основании информации, предоставляемой им налоговыми органами.

Регистрация производится во внебюджетных фондах в пятидневный срок с момента представления ему налоговой инспекцией сведений, содержащихся соответственно в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Нарушение страхователем установленного срока регистрации влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей.

Вестник АПК

Ставрополья

-----№ 4(4), 2011 =

При нарушении срока регистрации более чем на 90 дней взыскивается штраф в размере 10 тыс. рублей.

В последующем субъекты малого предпринимательства обязаны:

- своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды;

- представлять в территориальные органы страховщиков документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно по каждой части страхового взноса. Ежемесячно страхователи рассчитывают сумму авансовых платежей по страховым взносам. Она определяется исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса. Авансовый платеж по страховым взносам, подлежащий уплате за текущий месяц, осуществляется не позднее 15 числа месяца следующего за текущим.

Список литературы

1. Российская Федерация. Законы. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации от 27.07.2007. № 209-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Гурнович, Т. Г Оптимизация объема выпускаемой продукции предпринимательских структур / Т. Г. Гурнович, М. Н. Ветрова // Российское предпринимательство. -2006. - № 7. - С. 34-38.

4. Костюкова, Е. И. Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях / Е. И. Костюкова, М. Н. Ветрова // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - № 3. - 2011. -С. 76-83.

Уплата авансовых платежей производится не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который они начисляются.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь представляет во внебюджетные фонды по утвержденной форме.

Таким образом, развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосостояние и достойный уровень жизни являются основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Малый бизнес не только источник средств существования, но и способ раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно расширяющаяся реструктуризация средних и крупных предприятий вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью. Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а потому может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

List of references

1. The Russian Federation. Laws. About development of small and average business in the Russian Federation from 27.07.2007. № 209-FZ. Access from information legal system «ConsultantPlus».

2. The governmental order of the Russian Federation from 7/22/2008 N 556 «About limiting values of a gain from realization of the goods (works, services) for each category of subjects of small and average business». Access from information legal system «Consultant-Plus».

3. Gurnovich, T. G. Optimization of output of enterprise structures / T. G. Gurnovich, M. N. Vetrova // The Russian business. -2006. - № 7. - Р 34-38.

4. Kostyukova, Е. I. Arrangement of accounting at the small enterprises / Е. I. Kostyukova, M. N. Vetrova // The Financial bulletin: finance, taxes, insurance, accounting. - № 3. -2011. -Р76-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.