Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимов Л.А., Скибинский Д.Г.

В работе рассматриваться вопросы организации бухгалтерского учета на малом предприятии, а также преимущества и ограничения в рамках которых работают субъекты малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF ACCOUNTING & TAXATION OF SMALL BUSINESSES

The paper deals with the organization of accounting in a small enterprise, as well as the advantages and limitations within which small businesses operate.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

УДК 657.22

Ефимов Л.А.

бакалавр

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

(Россия, Владивосток)

Скибинский Д.Г.

бакалавр

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

(Россия, Владивосток)

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация: в работе рассматриваться вопросы организации бухгалтерского учета на малом предприятии, а также преимущества и ограничения в рамках которых работают субъекты малого предпринимательства.

Ключевые слова: малый бизнес, бухгалтерский учет, учетная политика, налогообложение, предпринимательство.

Бухгалтерский учет - основа для упорядочивания деятельности любой организации, суть которой заключается в систематизации и обобщении информации о состоянии организации. Организации малого сектора предпринимательства не являются исключением.

Согласно данным реестра субъектов малого и среднего предпринимательство на текущий момент в РФ зарегистрировано более 200 тысяч малых предприятий (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), которые ведут деятельность, обеспечивая рабочие места для более чем 6 000 000 человек, таким образом, более 5% всего населения страны (не только

лиц находятся в трудоспособном возрасте), заняты на малых предприятиях. Один это факт позволяет говорить о том, что малый бизнес оказывает значительное влияние на экономику РФ.

Данная тема непрерывно изучается многими исследователями, что кроме её значимости обусловлено также тем, что малый бизнес, как и любое другое предприятие находиться под постоянным надзором государства, которое и регулирует его деятельность. Постоянно меняющиеся законодательство в области контроля за предпринимательством, в области особенностей ведения учета н налогообложения, а также в требованиях к предприятию для получения статуса «малое», также характеризует актуальность данной темы.

Таким образом, постоянное меняющееся законодательство, показывает интерес государства в регулировании сектора малого бизнеса. И цель данной статьи разобрать преимущества и ограничения, накладываемые на деятельность малых предприятий с позиции деятельности, бухгалтерского учёта и налогообложения в 2021 году. Для этого рассмотрим процесс организации бухгалтерского учета с момента регистрации предприятия.

Первый шаг к организации бухгалтерского, управленческого и налогового учета это определение ответственного лица, на которого будет возложена обязанность ведения бухгалтерского учета. Законодательно ответственность об организации учета ложиться на руководителя предприятия, и вне зависимости от выбранного варианта действий для организации учета, он будет продолжать нести ответственность за ведение учета. Для выполнения первого шага есть несколько вариантов действий:

1) самостоятельное ведение учета руководителем;

2) наем специалиста (бухгалтера) и введение его в штат организации;

3) создание структурного подразделения, ответственного за ведение

учета;

4) передача по договору об оказании услуг обязанностей по ведению учета на стороннюю фирму (аутсорсинг).

Каждый из этих вариантов имеет собственные преимущества и недостатки, в случае, когда обязанность по ведению учёта берет на себя руководитель, организация несет меньшие управленческие расходы по сравнению с иными альтернативами, но в этом случае от руководителя требуются советующие знания и навыки. Так же ведение учета отвлекает руководителя предприятия от иных обязанностей, что может быть приемлемо только для организаций с крайне низким уровнем документооборота.

Второй вариант имеет ряд преимуществ таких как: разделение ответственности между руководителем и бухгалтером и достаточный уровень контроля со стороны руководителя без отрыва от основных обязанностей. Из недостатков можно выделить только невозможность работы одного сотрудника при высоком уровне документооборота, что плавно подводит нас к решению об организации отельного структурного подразделения.

Создание отдельной бухгалтерской службы подразумевает, высокие затраты, для малых предприятий это в большинстве случаев может оказаться неприемлемым, самым главным положительным аспектом организации учета является возможность высокого уровня детализации регистрируемых фактов хозяйственной жизни, разделение бухгалтерского и управленческого учета, а также возможность более детально контролировать налоговую нагрузку на предприятие.

Последний вариант - передача обязанности по ведению учета в специализированую фирму. Этот вариант наиболее приемлем для предприятий с высоким уровнем документооборота, но у которых нет достаточных резервов для содержания собственной бухгалтерской службы, поскольку не предполагает разовых денежных вливаний для организации технической базы, а требует только своевременной оплаты по договору, заключаемой с аутсорсинговой компанией.

Не стоит забывать об основополагающем документе, без которого ведение бух учета невозможно. Второй шаг организации бухгалтерского учета

на предприятии - это утверждении учетной политики. Поскольку законодательство регламентирует обязанность утверждение этого документа не позднее 90 дней с даты регистрации предприятия, требуется выполнять первый и второй шаги параллельно.

Процесс создания учетной политики можно условно разбить на три этапа:

1) внесение в учетную политику порядка регистрации и группировки хозяйственных операции в соответствии с нормативной базой;

2) создание форм первичной документации и плана счетов;

3) утверждение учетной политики, плана счетов и первичных форм.

В данный список не включено определение вопросов «Кто?» и «Как?» и «В какой срок?» будет вести бухгалтерский учет, поскольку данные вопросы должно было решить при реализации первого шага - выбора ответственного лица.

В.А. Лемеш в своей работе: «Методика формирования учетной политики» обосновывает необходимость создания учетной политики следующим образом: «для того чтобы информационная система организации максимально обеспечивала соответствующих пользователей необходимой для принятия управленческих решений информацией». [4 стр. 28]

Иными словами, при создании учетной политики малого предприятия требуется учитывать какие аспекты деятельности и факты хозяйственной жизни нужно наиболее полно детализировать в условиях конкретного предприятия. Для малых предприятий главным из таких условий является система налогообложения.

Наиболее популярными системами налогообложения для малых предприятий являются:

1) общая система налогообложения (ОСНО) - представляет собой совокупность налогов, подлежащих своевременному исчислению и уплате. Конкретного определения этой налоговой системе в налоговом кодексе нет, в отличии от других систем. Организации, находящиеся на этой системе, должны

оплачивать налог на прибыль организации по ставке 20%; НДС по ставке в зависимости от вида реализованных товаров или услуг; налог на имущество организации по ставке определяемой законодательством субъекта РФ. Если же ИП будет находиться на этой системе налогообложения, то он обязуется уплачивать НДФЛ, НДС и налог на имущество физических лиц. Именно эта систему налогообложения считается самой нагруженной.

2) упрощенная система налогообложения (УСН). Она, в свою очередь, делится на две подсистемы - "УСН Доходы" и "УСН Доходы минус расходы". Для применения этих систем существуют ограничения. Список категорий налогоплательщиков, не имеющих право работать на УСН перечислен в статье 346.12 НК РФ.

3) патентная система налогообложения - система, подразумевающая начисления налогов с потенциального годового дохода. Регламентируется данная система 26.5 главой НК РФ. Использовать данную систему могут лишь индивидуальные предприниматели. Налоговая ставка составляет 6% на весь потенциальный доход.

В зависимости от выбранной системы малое предприятие может использовать некоторые послабления при ведении учета. Так, например, предприятия на УСН вправе не использовать при создании учетной политики: ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»; ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»; ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»; ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности; ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»; ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств».

Не только система налогообложения, но и вид деятельности влияет на список используемой нормативной базы. К примеру, ПБУ 12/2010 применяется только организациями, которые размещающими ценные бумаги на организованном рынке ценных бумаг, а ПБУ 24/2011 касается только

организаций, которые заниматься поиском и разработкой залежей полезных ископаемых.

Таким образом, на условном предприятии после выполнения вышеизложенных шагов уже возможно полноценно ведение учета, далее проявляться ограничения на деятельность малых предприятий. Согласно закону № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» малые предприятия считаются таковыми только при выполнении определенных условий, а конкретно соответствию максимального порога выручки и численности работников. Малое предприятие считается таковым и пользуется предоставленными государством послаблениями только до тех пор пока численность рабочих не превышает 100 человек, а годовая выручка не превышает 800 млн. руб., при этом действует ограничения на размер участия бюджетных, благотворительных и иностранных организаций в уставном капитале организации (25% для бюджетных организаций и благотворительных фондов и 49% для иностранного капитала и капитала иных юридических лиц), а также запрещает малым предприятиям продавать свои акции на организованном рынке.

Также стоит отметить ограничение для малых предприятий, использующих УСНО - невозможность использовать выбранную систему налогообложения при наличии филиалов, таким образом, все ограничения направлены на сдерживание малого бизнеса в определенных рамках по принципу «расширение сверх нормы - лишение преференций».

Здесь можно поднять вопрос о целесообразности нахождения в этих рамках, которые дают предприятию статус «малое». Для ответа на этот вопрос стоит рассмотреть сами льготы, которыми пользуется малый бизнес.

Как было сказано выше, малый бизнес в праве не использовать некоторые ПБУ и вести бухгалтерский учет по упрощенной форме. Это означает в первую очередь, что можно начислять амортизацию по основным средствам только один

раз в год, можно списывать на издержки материальные и производственные затраты сразу, а не только при использовании.

Так же малый бизнес вправе отказаться от фиксированного лимита денежных средств в кассе предприятия, вправе воспользоваться возможностью на финансирования своего развития со стороны госбюджета, вправе применять пониженные налоговые ставки при использовании упрошенной системы налогообложения.

Это не все льготы для малого бизнеса, в 2021 году также действует право на налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей, которые впервые зарегистрировались в качестве ИП, применяющих УСН или патентную систему налогообложения или те ИП, которые работают в научной, социальной или сфере услуг.

Так же для малых предприятий в 2021 году действует льгота на страховые взносы в пенсионный фонд и на обязательное медицинское страхование -налогооблагаемая база (сумма начисленной заработной платы), превышающая МРОТ облагается не по полной ставке ПФР, а по сниженной (10%), взносы на ОМС с базы превышающей МРОТ выплачиваются по ставке 5%.

Помимо организации бухгалтерского и управленческого учета, важно правильно организовать налоговый учет. Зачастую из-за неправильного налогового планирования, предприятие может потерять серьезную долю чистой прибыли.

Организация налогового учета - это очень сложные процесс, который требует высокого уровня знаний, богатого практического опыта, готовность отстаивать свою позицию, а также непрерывного отслеживания нормативной базы. Это связанно, прежде всего с непрерывно меняющими налоговым законодательством, при ведении налогового учета крайне важно быть в курсе всех актуальных изменений в особенности касающихся введением и прекращения действий налоговых льгот льгот.

Второй причиной к требованию высокой квалификации бухгалтера при ведении налогового учета является то, что налоги - это основной доход государства. Главная задача налоговой службы - проконтролировать правильность начисления и поступления от всех физических и юридических лиц. Разумеется, в интересах налоговой службы взыскать с налогоплательщика как можно больше денежных средств. Эффективность проверок с каждым годом растет. И бухгалтер, и руководитель организации должны быть готовы к тому, что придется отстаивать свои права в рамках действующего законодательства.

Малый бизнес - это очень важная часть экономики любого государства. Малые предприятия дают большое количество рабочих мест и удовлетворяют большинство повседневных потребностей населения. А потому государство ведет активную поддержку малого предпринимательства. Для этих целей и существуют специальные системы налогообложения и льготы, с помощью которых каждая организация и индивидуальный предприниматель в малом секторе экономики может снизить свое налоговое бремя.

Но крайне важно понимать, что государство именно поддерживает малый бизнес, а потому осуществляет жесткий контроль за тем, чтобы малые предприятия не переходили за ограничения, определяющие их статус. Таким образом малые предприятие могут свободно использовать предоставляемые государством преференции только до тех пор, пока готовы контролировать свое расширение, что снижает их потенциальную конкурентоспособность и позволяет зародиться и существовать аналогичным предприятиям в той же сфере деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. От 17.02.2021) // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 26.05.21)

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 01.01.2020) // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consuИantru/document/cons_doc_LAW_122855/(дата обращения: 26.05.21)

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. 30.12.2020) // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 26.05.21)

В.Н. Лемеш «Методика формирования учетной политики» / Лемеш В.Н. -Минск. 2016 г. - 222 с.

Efimov L.A.

bachelor

Vladivostok State University of Economics and Service (Russia, Vladivostok)

Skibinsky D.G.

bachelor

Vladivostok State University of Economics and Service (Russia, Vladivostok)

ORGANIZATION OF ACCOUNTING & TAXATION OF SMALL BUSINESSES

Abstract: the paper deals with the organization of accounting in a small enterprise, as well as the advantages and limitations within which small businesses operate.

Keywords: small business, accounting, accounting policy, taxation, entrepreneurship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.