О ПУТЯХ СБЛИЖЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА НА
МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
А.А. Фрейдлин, магистрант
Н.Ю. Глубокова, канд. экон. наук, доцент
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
(Россия, г. Москва)
DO1: 10.24411/2411-0450-2019-11406
Аннотация. Малый бизнес играет важную роль в экономике и во многом определяет темпы экономического роста страны. Однако, в отличие от крупных и средних организаций, большинство субъектов малого предпринимательства не могут себе позволить содержать отдел бухгалтерии, а многие индивидуальные предприниматели самостоятельно ведут учёт, заполняют необходимые формы и декларации. Кроме бухгалтерского, необходимо вести и налоговый учёт. Одновременное ведение двух видов учёта увеличивает работу предпринимателей и осложняет расчёт обязательных налоговых платежей. В статье анализируются сложности совмещения бухгалтерского и налогового учёта и предлагаются конкретные направления для их сближения, что позволит упростить соответствующую работу малого бизнеса и повысить достоверность расчёта налогов, подлежащих уплате.
Ключевые слова: учет, бухгалтерский учет, налог, налогообложение, налоговый учет.
Хозяйствующие субъекты, относящиеся к малому бизнесу вправе применять различные налоговые режимы. Наряду с основной системой налогообложения, они вправе применять специальные налоговые режимы. Однако, один из сдерживающих факторов применения упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход - отмена уплаты НДС, что может существенно сократить круг контрагентов таких налогоплательщиков [1, 2].
Требование одновременного ведения бухгалтерского и налогового учёта существенно увеличивает объем учетной работы. В отношении этих форм учёта действуют разные правила, которыми необходимо руководствоваться. Кроме того, несогласованность бухгалтерского и налогового учёта требует достаточно высокого уровня подготовки специалиста бухгалтерской службы [3, 4].
В 2020 году вступает в действие новая редакция ПБУ18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», которая вносит изменения в порядок их применения и направлена на приведение правил бухгалтерского учета налоговых обязательств и связанных с ним объектов бухгалтерского учета в со-
ответствие с МФСО (1Л8)12 «Налоги и прибыль» [5, 6]. В статье предложены способы сближения налогового и бухгалтерского учёта для предприятий, применяющих общую систему налогообложения (ОСНО) и упрощенную систему налогообложения (УСНО) со стороны налогоплательщиков и выделены направления по созданию необходимых условий со стороны законодателя.
Степень разработанности проблемы.
Проблемы введения учёта на малых предприятиях проанализированы в научных работах И.В. Ершовой, Е.А. Кировой, И.В. Сибиряткиной, С.Д. Надеждина, А.А. Шишковой. Однако нельзя выделить ни одну конкретную работу, в которой содержались бы методические научно-обоснованные рекомендации по сближению бухгалтерского и налогового учёта.
Цель статьи и решаемые задачи.
Цель данной статьи заключается в обобщении путей совершенствования учета и налогообложения субъектов малого предпринимательства.
Задачи, решаемые исходя из цели статьи:
- привести основные положения бухгалтерского и налогового учета, приме-
няемые субъектами малого предпринимательства;
- обобщить пути сближения бухгалтерского и налогового учета на малых предприятиях.
В России, как и в большинстве стран, государство осуществляет поддержку малого предпринимательства, что связано с наличием экономических и внеэкономических барьеров входа малого бизнеса на рынок и необходимостью выдержать конкуренцию крупных компаний, получающих значительную прибыль за счет эффекта масштаба. Субъекты малого бизнеса играют важную социально-экономическую роль, в частности, заполняют ниши, непривлекательные для крупных предприятий, обеспечивают рабочие места, способствуют формированию среднего класса и поддержанию конкурентной среды. Считается, что малый бизнес в силу высокой гибкости инновационно подвижен, то есть более восприимчив к новым разработкам, чем крупный [7, 8].
В качестве форм поддержки государство на конкурсной основе предоставляет субсидии при открытии предприятия, позволяет использовать упрощённый режим налогообложения (освобождение от НДС, кассовый метод признания доходов и расходов по налогу на прибыль и порядку его уплаты, пониженные ставки по страховым взносам), упрощённую форму бухгалтерского и налогового учёта, предоставляет льготы при аутсорсинге, выступает гарантом при оформлении лизинговых и кредитовых договоров.
В 2018 году критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категориям малого и среднего бизнеса несколько изменились. В частности, установлена предельно максимальная доля (49%) в отношении участия иностранных юридических лиц в уставном капитале малых и средних предприятий. Кроме того, к субъектам малого предпринимательства могут относиться хозяйственные товарищества.
По действующим критериям, для микропредприятий максимальный размер выручки установлен на уровне 120 млн. руб., а максимальная штатная численность работников - не может составлять более 15
человек. Для малых предприятий максимально предельная выручка составляет 800 млн руб., а предельная численность работников 16-100 человек. Для средних предприятий: максимальный оборот: 2000 млн руб., предельная численность: 101— 250 человек [9, 10].
Организация бухгалтерского учета малого предприятия, как система определенных критериев и частей построения учетного процесса, предусматривает самостоятельное определение формы, способов бухгалтерского учета и технологии обработки учетных данных, разработку системы внутреннего учета и контроля при соблюдении общих методологических принципов учета [11].
Состав бухгалтерской отчетности регулируется ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которым для малого предприятия предусмотрена возможность ведения учета в упрощенной форме. От того, насколько продумана организация ведения в организации бухгалтерского учёта, зависит эффективность финансово-хозяйственной деятельности, достоверность данных финансовой отчётности, позволяющих осуществлять анализ эффективности управления. Ведением бухгалтерского и налогового учета обычно занимается отдел бухгалтерии, в котором соответствующие обязанности распределены между главным бухгалтером и его подчинёнными (отдел бухгалтерии может вести и один специалист). Все работники бухгалтерии наделены определенными правами и обязанностями по исполнению дисциплины, несут ответственность за неправильное отображение информации в учете. Чем больше штатных единиц отдела бухгалтерии, тем выше непроизводственные издержки собственника предприятия [12, 13].
Однако для малого предприятия наличие самостоятельного отдела часто проблематично. Следует обратить внимание, что если до 1 августа 2019 нужно было считать объем выручки от продажи товаров, то начиная с 1 августа — доход от предпринимательской деятельности по описанной методике НК РФ. То есть, статус малого предпринимательства больше
не нужно подтверждать документально, он присваивается автоматически.
В рамках упрощённой системы налогообложения документом, подтверждающим эти критерии, является Книга учёта доходов и расходов.
В целях снижения налоговой нагрузки и упрощения учётных процедур для малых предприятий (за исключением хозяйствующих единиц, занятых подакцизной деятельностью и международной торговлей) предусмотрены специальные режимы: режим упрощённой системы налогообложения, единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вменённый доход, патентной системы налогообложения (последний применяется только индивидуальными предпринимателями).
Таким образом, субъекты малого предпринимательства вправе применять общую систему налогообложения, основными налогами в рамках которой являются НДС и налог на прибыль), и специальные налоговые режимы [14, 15].
При ведении учёта предприятия должны учитывать существующие различия нормативно-правовых норм бухгалтерского и налогового учёта. Так, могут возникнуть отличия в фиксировании учёта курсовых разниц, отражении заёмных средств, амортизации, формирования резервов [16]. Поэтому малый бизнес заинтересован в том, чтобы минимизировать расхождения в ведении бухгалтерского и налогового учета (которые вызваны появлением постоянных и временных разниц). Выделим некоторые рекомендуемые способы по сближению бухгалтерского и налогового учета.
1. Установление одинаковых способов амортизации.
Несовпадение сумм амортизационных отчислений создает возникновение временных и постоянных разниц в бухгалтерском учете.
Как известно, разнообразие способов амортизационных отчислений бухгалтерского учёта значительно шире, чем налогового. При использовании разных способов возникают временные разницы, и увеличивается объём работы бухгалтера, что может привести к искажению данных фи-
нансовой отчётности. Поэтому в некоторых случаях целесообразно использовать одинаковый способ начисления амортизации (линейный способ), однако он не подходит для снижения налоговой нагрузки в первые годы эксплуатации дорогостоящего основного средства [17, 18].
Кроме того, наличие амортизационной премии в налоговом учете так же приводит к возникновению расхождения с бухгалтерским учетом. Следует учитывать, что принципы формирования стоимости основных средств, а также моменты начала и прекращения начисления амортизации, в налоговом и бухгалтерском учете существенно различаются. Расхождению способствует и наличие возможности пересмотра амортизации в бухгалтерском учете.
2. Установление единого способа списания сырья и материалов.
Использование разных способов списания сырья и материалов тоже усложняет систему учёта и увеличивает нагрузку на отдел бухгалтерии. Поэтому в целях сближения бухгалтерского и налогового учёта целесообразно применять метод ФИФО (учёт по первоначальной стоимости приобретаемых товаров/услуг) и производить оценку по средней стоимости [19].
3. Приведение в соответствие видов затрат в бухгалтерском и налоговом учете. В бухгалтерском и налоговом учёте затраты могут быть приняты по-разному (в связи с разной их классификацией), что увеличивает нагрузку бухгалтера и может привести к искажениям итоговой отчётности.
4. Отказ от проведения переоценки основных средств. Одна из основных целей переоценки - сближение российской системы бухучёта и МСФО. Но для малого бизнеса переоценка не даёт значимых финансовых выгод, так как практически не отражается в данных налогового учёта.
5. Отказ от проведения консервации основных средств. Отметим, что малые предприятия, применяющие УСНО, не имеют право использовать процедуру консервации основных средств. Для средних предприятий, как и в отношении процедуры переоценки, результат отразится в бухгалтерском, но не в налоговом учёте, то есть, организация конкретной выгоды в
виде перераспределения налоговой нагрузки от этого не получит [20, 21].
Однако, консервация основных средств также создаст разрыв в принимаемых к учёту суммах бухгалтерского и налогового учёта, то есть - увеличит объём работы.
Для сближения различных видов учета крайне важна их согласованность с целесообразностью ведения хозяйственной деятельности предприятия.
В целом решение задачи сближения бухгалтерского и налогового учёта достигается при реформировании налогового и бухгалтерского законодательства. Следует предоставлять налогоплательщикам возможность применять методы учёта, которые они используют при формировании финансовой отчётности [22, 23]. В частности, требует переосмысления закреплённые правила налогообложения прибыли. Необходимо работать в следующих направлениях:
- устранение бухгалтерских норм, содержащихся в налоговом законодательстве, которые непосредственно не связаны с расчётами налоговой базы;
- отмена требований к аналитическому учёту, которые непосредственно не связаны с расчётом базы налогообложения;
- устранение требований, которые ограничивают более раннее признание доходов и позднее (по сравнению с фактическим), признание расходов на основе определения предельного момента времени, аналогичного в отношении финансовой отчётности.
Рассмотренные методы сближения бухгалтерского и налогового учета для субъектов малого предпринимательства упрощённой и общей системы налогообложения со стороны налогоплательщика представлены в таблице 1.
Новации в ПБУ 18/02 существенно обновили понятийный аппарат, в частности, постоянное налоговое обязательство (актив) переименованы в постоянный налоговый расход (доход); уточнено и расширено понятие и порядок определения временных разниц; введено понятие и порядок определения расхода (дохода) по налогу на прибыль; уточнено понятие «текущий налог на прибыль»; изменение порядка расчета чистой прибыли. Основной целью внесенных изменений является сближение бухгалтерского и налогового учета.
Подводя итог, можно сказать, что сближение бухгалтерского и налогового учёта должно обеспечиваться внесением необходимых поправок в законодательство, прежде всего, регулирующее порядок определения базы налогооблагаемой прибыли. Для снижения трудоёмкости бухгалтерской работы предложены пути сближения учёта на уровне предприятия. Однако, прежде всего, следует исходить из хозяйственной целесообразности, то есть - максимизации результата финансовой деятельности хозяйствующего субъекта.
Выводы и рекомендации.
Сближение бухгалтерского и налогового учёта позволит снизить трудоёмкость ведения учетного процесса для налогоплательщиков, повысит прозрачность опреде-
Таблица 1. Способы сближения налогового и бухгалтерского учёта для предприятий, применяющих ОСНО и УСНО_
Способ сближения предприятия, применяющие йСНй предприятия, применяющие УСНО
Применять одинаковый способ амортизации основных средств + +
Установить единый способ списания сырья и материалов + +
Моменты признания доходов и расходов должно соответствовать налоговым ограничениям + +
Не осуществлять переоценку основных средств + + (если остаточная стоимость менее 150 млн. рублей)
Не осуществлять консервацию основных средств + - (не вправе осуществлять консервацию)
ления налогооблагаемой базы, снизит вероятность допущения ошибок в расчёте налогов. Со стороны субъекта малого бизнеса-налогоплательщика направлениями сближения учёта являются:
- применение одинакового способа амортизации основных средств;
- установление единого способа списания сырья и материалов;
- соответствие моментов признания доходов и расходов налоговым ограничениям;
Библиографический список
1. Башарина, А.В. Бухгалтерский и налоговый учет на малых предприятиях / А.В. Башарина, А.Ф. Черненко. - М.: Феникс, 2016. - 320 с.
2. Буров, В. Ю. Особенности влияния государства на экономическую деятельность субъектов малого предпринимательства в современной России // Вестник-экономист ЗА-БГУ. - 2016. - № 12. - С. 1-13.
3. Косов В.В. Проблемы в развитии малого и среднего предпринимательства в России // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. - 2018. — № 1 (17).
4. Надеждина, С.Д. Единая учетная система отражения информации о дебиторской задолженности в управлении международными компаниями в России / С.Д. Надеждина, А.А. Сандаков // Известия Байкальского государственного университета. - 2016. - Т. 26, № 5. - С. 758-766.
5. Сибиряткина, И.В. Сближение бухгалтерского и налогового учёта финансовых результатов / Сибиряткина И.В., Анохина Е.В. // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 4-2.
6. Шишкина, А. А. Малый и средний бизнес: проблемы и перспективы развития // Молодой учёный. — 2017. — № 18 (152).
7. Ващекин А.Н. Моделирование и выбор рациональных стратегий коммерческой деятельности предприятий оптовой торговли: монография. - М.: изд-во ВЗФЭИ, - 2004. -120 c.
8. Поздняев А.С. Модель формирования налоговой базы и ее управления в соответствии с принципами налогообложения, предусмотренными налоговым законодательством // Экономические и гуманитарные науки. - 2010. - №11. - С. 89-96.
9. Ekimova K., Nikeriasova V., Ivanova Y., Hvostenko O. Mortgage lending as a financial management tool // Espacios. - 2017. - Т. 38. № 49. - С. 34.
10. Кузнецов Н.В. Особенности оценки рентабельности и цены капитала современных акционерных обществ // Фундаментальные исследования. - 2011. - №12-3. - С. 628-633.
11. Кузнецов Н.В. Комплекс финансовых моделей для информационной поддержки принятия управленческих решений на предприятии // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - №40. - С. 22-32.
12. Кораблева О.Н., Калимуллина О.В., Магомедова В.Р. Оценка инновационной активности стран на основе индексации и формирования рейтингов: проблемы и перспективы // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2017. -№ 6 (100). - С. 27.
13. Морозова Т.В. Концепции поддержки капитала // В сборнике: Бухгалтерский учет и аудит сборник научных трудов. Российская экономическая акад. им. Г.В. Плеханова. - М., 2007. - С. 398-411.
14. Калачева О.Н. Система внутреннего контроля - необходимый элемент управления субъектами малого предпринимательства // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). - 2011. - № 3. - С. 43-49.
- отказ от проведения переоценки основных средств;
- отказ от консервации основных средств.
Учитывая все вышеизложенное, представляется необходимым дальнейшее совершенствование законодательства в области бухгалтерского и налогового учета.
15. Турищева Т.Б. Основы формирования, роль и место внутреннего контроля в системе управления автономных учреждений // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 81 (85-1). - С. 1171-1174.
16. Поздняев А.С. Методологические основы формирования и верификации налогооблагаемых показателей с позиций системного подхода // Управленческий учет. - 2011. -№1. - С. 84-92.
17. Борзенков, Р. Малый бизнес в современной России // Общество и экономика. -2018. - № 6. - C. 133-157.
18. Ахмадеев Р.Г., Быканова О.А., Агапова А.А. Применение патентной системы налогообложения: фактор стабильности экономики // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - Т. 7. №1 (22). - С. 31-34.
19. Ершова, И.В. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение: монография. - Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Юриспруденция, 2014. - 457 с.
20. Чиркова М.Б., Малицкая В.Б., Леонова О.И. Сравнение российского учета резервов под обесценение финансовых вложений с международно признанными стандартами / М.Б. Чиркова, В.Б. Малицкая, О.И. Леонова // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - №2. - С. 69-76.
21. Бондаренко Н.О. Поиск стимулов роста Российской экономики в рамках налоговой системы // Экономика. Бизнес. Финансы. - 2019. - №3. - С. 10-13.
22. Ianenko M., Stepanov M., Iliashenko S. Peculiarities of product policy in the internet of things. В сборнике: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering 2019. С. 012119.
23. Кирова Е.А. Проблемы сближения налогового и бухгалтерского учёта // Вестник Университета. - 2015. - №10. - С. 222-227.
THE WAYS OF HARMONIZING OF ACCOUNTING AND TAX ACCOUNTING OF
SMALL ENTERPRISES
A.A. Freudlin, Graduate Student
N. Y. Glubokova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Plekhanov Russian University of Economics (Russia, Moscow)
Abstract. Small business plays an important role in the economy and determines the pace of economic growth of the country. However, unlike large and medium-sized organizations, most small businesses cannot afford to maintain an accounting department, and many individual entrepreneurs independently keeps records, fill out the necessary forms and declarations. In addition to accounting, it is necessary to keep tax records. Simultaneous maintenance of two types of accounting increases the work of entrepreneurs and complicates the calculation of mandatory tax payments. The article analyzes the complexity of combining accounting and tax accounting and offers specific directions for their convergence, which will simplify the relevant work of small businesses and increase the reliability of the calculation of taxes payable. Keywords: accounting, tax, taxation, tax accounting, small business.