Научная статья на тему 'АУТСОРСИНГ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ'

АУТСОРСИНГ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / МИКРОБИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наконечная Татьяна Викторовна, Артемьева Д.А., Елизарьева А.А., Степанова Надежда Васильевна

В статье рассмотрены критерии субъектов малого предпринимательства и их показатели. Аутсорсинговая компания значительно снижает затраты, связанные с содержанием бухгалтерии. Бухгалтерская компания несет ответственность перед предпринимателем в рамках заключенного договора. В России основная целевая аудитория - это микробизнес, у которого относительно простой учет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUTSOURCING FOR SMALL BUSINESSES IN RUSSIA

The criteria of small business entities and their indicators are considered. The outsourcing company significantly reduces the costs associated with the maintenance of the accounting department. The accounting company is liable to the entrepreneur within the framework of the concluded agreement. In Russia, the main target audience is microbusiness, which has relatively simple accounting.

Текст научной работы на тему «АУТСОРСИНГ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66

УДК 334.7 https://doi.org/10.33619/2414-2948/66/32

JEL classification: M1; P41

АУТСОРСИНГ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

©Наконечная Т. В., канд. экон. наук, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Уфа, Россия, TVNakonechnaya@fa.ru ©Артемьева Д. А., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Уфа, Россия, artemyeva.darya1992@yandex.com ©Елизарьева А. А., Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации, г. Уфа, Россия, morjak.82@hotmail.com ©Степанова Н. В., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Уфа, Россия, stepanova07_12@mail.ru

OUTSOURCING FOR SMALL BUSINESSES IN RUSSIA

©Nakonechnaya T., Ph.D., Financial University under the Government Russian Federation,

Ufa, Russia, TVNakonechnaya @ fa.ru ©Artemyeva D., Financial University under the Government of the Russian Federation,

Ufa, Russia, artemyeva.darya1992@yandex.com ©Elizarieva A., Financial University under the Government of the Russian Federation,

Ufa, Russia, morjak.82@hotmail.com ©Stepanova N., Financial University under the Government of the Russian Federation,

Ufa, Russia, stepanova07_12@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены критерии субъектов малого предпринимательства и их показатели. Аутсорсинговая компания значительно снижает затраты, связанные с содержанием бухгалтерии. Бухгалтерская компания несет ответственность перед предпринимателем в рамках заключенного договора. В России основная целевая аудитория — это микробизнес, у которого относительно простой учет.

Abstract. The criteria of small business entities and their indicators are considered. The outsourcing company significantly reduces the costs associated with the maintenance of the accounting department. The accounting company is liable to the entrepreneur within the framework of the concluded agreement. In Russia, the main target audience is microbusiness, which has relatively simple accounting.

Ключевые слова: аутсорсинг, предпринимательство, бухгалтерский учет, микробизнес.

Keywords: outsourcing, entrepreneurship, accounting, microbusiness.

Аутсорсинг — передача организацией, на основании договора, определенных видов или функций производственной предпринимательской деятельности другой компании, действующей в нужной области (www.consultant.ru). Бухгалтерский аутсорсинг — частный случай аутсорсинга бизнес-процессов и один из способов бухгалтерского обеспечения деятельности фирмы. Подразумевает вынесение функций, связанных с организацией, ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности на предприятии за пределы компании, передачу их для исполнения аутсорсеру. В отличие от бухгалтерских услуг,

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66

оказываемых внешними исполнителями, бухгалтерский аутсорсинг является формой взаимодействия, при которой внешняя компания включается в рабочие бизнес-процессы компании-заказчика как целостное функциональное подразделение, оставаясь при этом организационно и юридически самостоятельным (https://www.garant.ru).

Зарубежные эксперты в области аутсорсинга отмечают, что вместе с передачей определенных финансовых функций, выполнение которых аутсорсером происходит часто в ежедневном режиме, обычно передается также управление этими функциями и процессами.

Введение термина «аутсорсинг» в теорию менеджмента связано с использованием ресурсов внешних организаций или провайдеров (от англ. to provide — «предоставлять услуги») в области информационных технологий. Многие специалисты полагают, что аутсорсинг получил распространение в связи с развитием информационных систем и технологий, и относят начало «эпохи аутсорсинга» к 60-м годам ХХ века, а именно — к 1962 г, дате основания Electronic Data System Corporation (EDS).

В начале 1990 годов в России начинается переход с плановой к рыночной экономики, которая в свою очередь коренным образом изменила отношение к частной собственности, конкуренции, предпринимательству. Предпринимательство стало составным и основным компонентом рыночной экономики.Предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг [1].

Субъекты МСП — это индивидуальные предприниматели, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, потребительские кооперативы, хозяйственные партнерства, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые относятся к малому и среднему бизнесу (Таблица 1).

Таблица 1.

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Критерии Содержание критерия

отнесения_

По цели Малыми предприятиями могут признаваться только коммерческие организации,

деятельности основной целью которых является извлечение прибыли_

По составу Малыми предприятиями могут являться только коммерческие организации, в учредителей уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и

религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не должна превышать 25% Доля иностранных юридических лиц в уставном капитале предприятия не должна

_превышать 25%_

По средней Малыми предприятиями могут признаваться только коммерческие организации, в численности которых средняя численность работников за отчетный период не превышает

работников за следующих предельных уровней:_

отчетный Отрасли Количество

период _работников, человек

Промышленность, строительство, транспорт 100

Наука, научное обслуживание и сельское хозяйство 60

Оптовая торговля 50

Розничная торговля и бытовое обслуживание населения 30

Остальные отрасли 50

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66

Таблица 2.

КРИТЕРИИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 2021 ТАБЛИЦА ПО ДОХОДАМ И РАБОТНИКАМ В РОССИИ

Категория и масштаб Максимальные ограничения

деятельности По выручке за год По персоналу в среднем за год

Микропредприятие В пределах 120 млн. руб. До 15-ти трудящихся

Малый бизнес Не больше чем 800 млн. руб. До 100 работающих

Средний бизнес Не превышая 2 млрд. руб. От 101 до 250 занятых До 1000 человек - для работающих в отрасли легкой промышленности

В результате получается, что соответствие текущим критериям малых предприятий в 2021 году означает доходность бизнеса за оконченный год не более 800 млн рублей с участием наемного штата до 100 людей (https://www.nalog.ru/rn02) (Таблица 2, 3, 4).

Таблица 3.

КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ К СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ И США

Европейский союз США

Критерий Пороговое значение Критерий Пороговое значение

1. Число < 10 человек для 1. Число Менее 10 человек для

работников микропредприятий. работников микропредприятий. Для малого

От 10 до 49 человек для малых бизнеса. Добыча полезных

предприятий. ископаемых до 500 человек.

От 50 до 249 для средних Промышленное производство до

предприятий 500-1500 человек. СМИ и

телекоммуникации 500-1500

человек.

2. Ежегодный Не более 2 млн евро для 2. Годовая Для малого бизнеса

оборот и микропредприятий. выручка в Сельское хоз-во - до 0,75

баланс Не более 10 млн евро - для малых миллионах Строительство - до 33,5.

предприятия предприятий. долларов Финансовые и страховые услуги

Оборот не более 50 млн евро, 7.Розничная торговля до 7-35,5.

баланс до 43 млн евро - для Образовательные услуги до 7-25.

средних предприятий Медицинские услуги до 7-35,5

Таблица 4.

СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МСП

Страна Количество МСП на 1000 жителей Доля МСП в ВВП, %

Англия 46 50-53%

Германия 37 50-52%

Италия 68 57-60%

США 74,2 50-52%

Япония 49,6 52-55%

Россия 7 10-11%

Граждане, у которых имеется начальный капитал и желание открыть свое дело, но являются новичками в бизнесе обращаются в аутсоринговую компанию. Большинство

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66

аутсорсинговых компаний оказывают полный спектр аутсорсинговых услуг: консультации и рекомендации при открытии бизнеса; регистрация в налоговом органе и при необходимости в внебюджетных фондах, ведения бухгалтерского, налогового и кадрового учета; закрытие бизнеса и т.д. [2]. Самые распространенные ошибки при регистрации фирмы или ИП:

1. неправильно оформленные документы (наличие орфографических ошибок, неверно указаны данные и т.д.),

2. неверно указаны коды экономической деятельности,

3. неверно указан адрес регистрации фирмы или ИП,

4. неверно оплаченная госпошлина,

5. неверно указана сумма уставного капитала (расхождение суммы между Уставом фирмы и в заявлении на регистрацию фирмы),

6. при наличии нескольких учредителях, могут быть неверно отражены доли в заявлении на регистрацию фирмы,

7. отсутствии каких-либо документов при регистрации фирмы.

Все эти ошибки могут привести к отказу от регистрации фирмы или ИП регистрирующим налоговым органом. Какие-то ошибки можно исправить, не понеся дополнительные финансовые потери, но некоторые приводят к тому, что появляется необходимость вновь собирать пакет документов, заверять его у нотариуса и оплачивать повторно госпошлину. Все это приводит к потере времени и к дополнительным финансовым тратам [3].

После регистрации предприятия или ИП возможны еще ошибки. Это, прежде всего, выбор режима налогообложения. Срок выбора системы налогообложения составляет 30 дней с даты регистрации ИП или ООО. Если в течении данного срока не выбрана система налогообложения, то фирма или ИП автоматически переходит на общий режим налогообложения. Иными словами, фирма или ИП становится налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (НДС). Менять режим налогообложения, согласно законодательства РФ можно один раз в год в декабре месяце текущего года.

Для вновь открывшегося предприятия или ИП, появляются виды работ и затрат:

1. определить бухгалтера (главного бухгалтера),

2. оборудовать рабочее место для бухгалтера (стол, тумбочка, кресло, шкаф, компьютер, принтер-сканер, телефон-факс, интернет, программа 1С и т.д.)

3. приобретения программного обеспечения для сдачи отчетности,

4. услуги программиста для настройки программного обеспечения,

5. выплачивать заработную плату и оплачивать налоги с ФОТ,

6. приобретение канцелярских товаров,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. затраты по содержанию офисного помещения для предприятия и при необходимости для ИП. У некоторых предприятий склады могут находиться за городом, а офис находиться в черте города. Согласно законодательству РФ, ИП регистрируется по месту своей прописки и наличие офисного помещение по закону не обязателен, но для бухгалтера ИП должен предоставить помещение для работы,

8. если у бухгалтера частично разъездной характер работы, то работодатель должен предоставить водителя или компенсировать затраты на проезд, а при наличии автомобиля у бухгалтера, работодатель должен компенсировать затраты по использованию автомобиля сотрудником в служебных целях,

9. прочие затраты возникающие при деятельности предприятия или ИП.

При обращении в аутсорсинговую компанию, ничего из выше перечисленного не

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66

нужно. Заключив договор с аутсорсинговой компанией, предприниматель несет затраты связанные с условиями договора на бухгалтерское обслуживание.

Открыв предприятие или ИП, — некоторое время может отсутствовать финансово-хозяйственная деятельность. В этих случаях аутсорсинг самый выгодный вариант. Так как при отсутствии деятельности, и нулевую отчетность необходимо предоставлять в установленные законом сроки [4]. За несданную в срок отчетность предпри В данных компаниях имеется свой штат бухгалтеров и юристов. Один бухгалтер, в зависимости от хозяйственных операций одновременно может вести до 35 компаний. В ее задачу входит правильно, грамотно и своевременно выполнить свою работу в рамках заключенного договора на бухгалтерское обслуживание.ятию, государственные органы, согласно законодательства применят штрафные санкции (Таблица 5, 6).

Таблица 5.

ПОЧЕМУ АУТСОРСИНГ БУХГАЛТЕРСКИХ УСЛУГ ВЫГОДЕН ВАШЕМУ БИЗНЕСУ

Примерные ежемесячные затраты на бухгалтерию Штатный бухгалтер Услуги аутсорсинговой компании

Оклад постоянного бухгалтера (главного бухгалтера) 70 000 50 000

Отчисление налогов с ФОТ (30,2%), за исключением

НДФЛ-13% (НДФЛ удерживается с заработной платы сотрудника) 21 140 0

Аренда площади рабочего места (в т.ч. интернет, телефонная и сотовая связь) и офисной мебели 10 000 0

Амортизация оргтехники 500 0

Сопровождение и обновление бухгалтерской программы 1С, программ «Налогоплательщик» и Пенсионного фонда РФ, 3 000 0

программы для сдачи отчетности по ТКС «Сбис», «СКБ

Контур» и прочее, справочно-правовых систем

Затраты на переподготовку в связи с изменением в

законодательства, участие в семинарах, повышение квалификации 2 000 0

Расходные материалы, канцелярские товары и литература 1 000 0

Компенсация при наличии транспортных расходов, связанные с рабочими моментами 1 000 0

Прочее непредвиденные затраты 1 000 0

Итого 109 640 50 000

Таблица 6.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ АУТСОРСИНГА

_Преимущества_Недостатки_

1. Избавление компании и руководства от лишней 1. Малое количество на рынке аутсорсеров и нагрузки_потенциальный диктат монополиста_

2. Концентрация собственных ресурсов на 2. Отсутствие надежных поставщиков услуг основных видах деятельности_аутсорсеров_

3. Передача ответственности за выполнение 3. Снижение оперативности бизнес-процесса конкретной функции_ниже требуемого уровня_

4. Снижение себестоимости процессов и функций, 4. Сокращение или передача персонала другому финансовая выгода_предприятию_

5. Повышение качества оказываемых услуг 5. Возможность потери контроля над своими _ресурсами_

6. Перераспределение инвестиционных ресурсов и 6. Риск расставания с партнером аутсорсером экономия на аренде помещений для сотрудников_

7. Доступ к новейшим технологиям, к ресурсам_7. Усложнение логического взаимодействия

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66

_Преимущества_Недостатки_

8. Повышение надежности выполнения функций и 8. Увеличение доли транзакционных издержек на бизнес-процессов_

9. Возможность утечки конфидициальной _информации_

10. Отсутствие законодательной базы и _правовые риски_

В Европе услугами бухгалтерских фирм пользуются 86% компаний, а в США — 92%. Для России это явление еще достаточно новое. Хотя первые бухгалтерские компании появились в конце 90-х, а пик роста пришелся на 2010 гг, до сих пор бухгалтерский аутсорсинг использует не более 15% малого и 3% среднего бизнеса [1].

В России основная целевая аудитория — это микробизнес: компании и индивидуальные предприниматели, у которых нет загрузки для бухгалтера фулл-тайм и у которых относительно простой учет (в основном, это бизнесы, находящиеся на упрощенной системе налогообложение) (Таблица 7).

Таблица 7.

КАТЕГОРИИ, НА КОТОРЫЕ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ БУХГАЛТЕРСКИЕ КОМПАНИИ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕ АУТСОРСИНГ (https://www.rbc.ru)

№ Какому бизнесу подходит микро малый средний

I удаленные бухгалтеры-фрилансеры (часто оформляют себя, как ИП) v

II приходящие бухгалтеры (работают в офисе клиента несколько дней в месяц) v v

III онлайн-сервисы самообслуживания («Мое дело», «Эльба» и пр.), с помощью которых можно самостоятельно сформировать и сдать отчетность v

IV мелкие бухгалтерские фирмы (ИП и ООО), где работает 3 -10 бухгалтеров (по качеству и уровню организации труда - аналог фриланса) v v

V средние бухгалтерские фирмы (ООО) - есть какая-то внутренняя автоматизация, поставлены бизнес-процессы (но обслуживают в основном микробизнес, для более крупных клиентов не хватает квалификации, технологических инструментов и пр.) v v

VI солидные бухгалтерские фирмы (ТОП-10 рейтинга «Эксперт РА») -обладают разносторонней экспертизой, высоким уровнем учетных и бизнес-процессов v v

VII аудиторские и юридические фирмы, для которых бухгалтерский v v аутсорсинг - побочный вид деятельности (на обслуживании может быть

всего 20-30 клиентов), подают себя как профи, но на самом деле процессы не поставлены, качество зависит от уровня конкретного _бухгалтера_

VIII бухгалтерский аутсорсинг от банков (возможны 2 варианта: либо v v бухгалтерский сервис встроен в банковскую инфраструктуру и

оказывается силами самого банка, либо под брендом банка выступает _бухгалтерские фирмы, с которой у банка заключен договор)_

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66

Аутсорсинговая бухгалтерию, критерии выбора:

- длительность работы и масштаб компании (если бухгалтерской фирме менее 7-10 лет, и в ней менее 50 сотрудников - у такой компании просто не было времени и ресурсов, чтобы развиться в зрелый технологичный бизнес; вам не обеспечат взаимозаменяемость сотрудников, будет бардак в коммуникациях, отсутствие должного контроля качества и пр.),

- наличие подробных регламентов (эти документы - залог того, что бухгалтерская фирма имеет стандарты работы и обучает им своих сотрудников; изучив Регламенты, которые обычно прилагают к Договору, вы будете лучше понимать, как работает удаленная бухгалтерия, что и в какие сроки ждать от нее, а что потребуется от вас),

- технологичность (попросите продемонстрировать, каким образом в бухгалтерской фирме осуществляется контроль качества, как будет обеспечиваться сохранность вашей бухгалтерской базы и конфиденциальность информации, какими способами вы будете получать результаты работы бухгалтера и вообще общаться с провайдером — все это те аспекты, в основе которых у солидных бухгалтерских компаний лежат дорогостоящие ИТ-технологии, без них все превращается в бардак),

- финансовая ответственность (запросите полис страхования профессиональной ответственности, проверьте, что срок его действия не истек; убедитесь, что ответственность провайдера прописана в Договоре), наличие рекомендательных писем - убедитесь в наличии у бухгалтерской фирмы отраслевого опыта, запросите отзывы клиентов (из вашей сферы деятельности) на фирменном бланке, с печатью и подписью.

Личные впечатления (на первой, второй, третьей встрече) дают самое правильное представление — подходит ли вам эта компания. Бухгалтер может посоветовать или рекомендовать руководству компании как правильно оптимизировать затраты предприятия. От правильного и грамотного применения налогового законодательства, правильно оформленных документов и их отражение на счетах бухгалтерского и налогового учета можно снизить налоговую нагрузку компании. Прибыльная и успешная компания — это не только работа одного бухгалтера. Это работа всей команды.

Список литературы:

1. Лазарева Н. В., Егорова А. Аутсорсинг как прогрессивное явление мировой экономики // Стратегии развития предпринимательства в современных условиях. 2020. С. 280-283.

2. Манакова С. С., Удовикова А. А. Бухгалтерский аутсорсинг, его сущность // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. 2020. С. 386-389.

3. Логинова Т. В. Аутсорсинг и проблемы его применения на предприятиях малого бизнеса // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. №9-1. С. 398-403. https://doi.org/10.34670/AR.2019.90.9.040

4. Зверева В. А. Современные формы предпринимательской деятельности: аутсорсинг в России // Перспективы развития предпринимательства в России. 2017. С. 148-155.

References:

1. Lazareva, N. V., & Egorova, A. (2020). Autsorsing kak progressivnoe yavlenie mirovoi ekonomiki. In Strategii razvitiyapredprinimatel'stva v sovremennykh usloviyakh (pp. 280-283). (in Russian).

2. Manakova, S. S., & Udovikova, A. A. (2020). Bukhgalterskii autsorsing, ego sushchnost'.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 7. №5. 2021 https://doi.org/10.33619/2414-2948/66

In Nauka i obrazovanie: otechestvennyi i zarubezhnyi opyt (pp. 386-389). (in Russian).

3. Loginova, T. V. (2019). Autsorsing i problemy ego primeneniya na predpriyatiyakh malogo biznesa. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra, 9(9-1), 398-403. (in Russian). https://doi.org/10.34670/AR.2019.90.9.040

4. Zvereva, V. A. (2017). Sovremennye formy predprinimatel'skoi deyatel'nosti: autsorsing v Rossii. In Perspektivy razvitiyapredprinimatel'stva v Rossii (pp. 148-155). (in Russian).

Работа поступила в редакцию 09.04.2021 г.

Принята к публикации 14.04.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Наконечная Т. В., Артемьева Д. А., Елизарьева А. А., Степанова Н. В. Аутсорсинг для субъектов малого предпринимательства в России // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №5. С. 327-334. https://doi.org/10.33619/2414-2948/66/32

Cite as (APA):

Nakonechnaya, T., Artemyeva, D., Elizarieva, A., & Stepanova, N. (2021). Outsourcing for

Small Businesses in Russia. Bulletin of Science and Practice, 7(5), 327-334. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/66/32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.