Научная статья на тему 'Особенности функционирования издательской системы, обеспечивающей выпуск учебной литературы по экономическим дисциплинам для высшей школы'

Особенности функционирования издательской системы, обеспечивающей выпуск учебной литературы по экономическим дисциплинам для высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования издательской системы, обеспечивающей выпуск учебной литературы по экономическим дисциплинам для высшей школы»

Особенности

функционирования

издательской системы,

обеспечивающей

выпуск учебной

литературы

по экономическим

дисциплинам

для высшей школы

О.В. Володченкова,

аспирант кафедры издательского дела и редактирования

Сегодня одним из наиболее значительных сегментов учебного книгоиздания для высшей школы является выпуск литературы по экономическим дисциплинам. Связано это в первую очередь с неугаса-ющим интересом к экономическому образованию в российском обществе. Выпуск специалистов экономического профиля государственными и негосударственными вузами увеличивается с каждым годом и на сегодняшний день составляет более 550 тыс. человек (см. рис.).

Хотя статистика выпуска книг в России, представляемая Книжной палатой, не отражает объемов выпуска изданий для высшей школы по экономическим дисциплинам, можно предположить, что он составляет не менее 25% общего выпуска изданий для высшей школы, т. е. порядка 6000-7000 названий в год суммарным тиражом не менее 3,7 млн экз. (в соответствии с долей студентов-экономистов в общем составе обучающихся в высших учебных заведениях).

Читателями учебных изданий по экономическим дисциплинам являются:

- студенты, обучающиеся на экономических факультетах вузов (бакалавры и магистры);

- студенты всех российских вузов, изучающие дисциплины социального и экономического цикла (согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта ВПО);

Рис. Выпуск специалистов высшими учебными заведениями по направлению подготовки «Экономика и управление»1

- учащиеся курсов повышения квалификации при вузах, программ MBA, а также иных программ бизнес-образования.

Современную книгоиздательскую систему, обеспечивающую потребности ВПО и бизнес-образования в учебной литературе по экономическим дисциплинам, можно обозначить как многоукладную. На сегодняшний день выпуском учебной литературы данного сегмента занимаются как издательские подразделения вузов, ведущие подготовку специалистов по определенному кругу специальностей и имеющие различный статус и формы собственности, так и коммерческие специализированные и универсальные издательства, а также некоторые научные организации и фонды.

Следует отметить, что репертуарная политика вузовских и коммерческих издательств различна. В первую очередь различие касается доли тех или иных изданий в общем выпуске и средних тиражей выпускаемой литературы (см. табл.).

Сравнительная характеристика деятельности вузовских и коммерческих издательств, выпускающих литературу по экономическим дисциплинам

Характеристики деятельности Издательские подразделения вузов Коммерческие издательства

Репертуар Издания по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, дисциплинам специализации, курсам по выбору. Большая часть вспомогательной и вся учебно-методическая литература Учебные издания для специальностей с широким континентом (особое внимание уделяется учебникам и учебным пособиям). Краткие курсы, шпаргалки, курсы в схемах и таблицах

1 Составлено по: Молодежь в России. 2010 : стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М. : ИИЦ «Статистика России», 2010. С. 79-80.

Характеристики деятельности Издательские подразделения вузов ^ммерческие издательства

Средний тираж 50-500 экз. 1000-2000 экз.

Основная задача деятельности Обеспечение литературой учебного процесса внутри вуза Получение прибыли

Издательская деятельность вузов, в отличие от коммерческого книгоиздания, в большинстве случаев не является маркетинго-ориентированной. Использование средств маркетинга при формировании издательского портфеля в университетском книгоиздании очень ограничено. В связи с этими и некоторыми другими причинами тематическое планирование и формирование репертуара издательства вуза во многом напоминает издательское тематическое планирование в советский период, когда издательства не являлись инициаторами выпуска книги, а были фактически только ее исполнителями, производителями.

Формирование издательского портфеля в коммерческом книжном издании основывается, в первую очередь, на изучении платежеспособного спроса, оценке деятельности конкурентов, выявлении каналов распределения продукции.

В настоящее время в учебном книгоиздании для вузов существует проблема дублируемости изданий по одной и той же дисциплине и, как следствие, затоваривания рынка схожими изданиями. Так, например, на рынке сосуществуют серии учебников для программы MBA издательств «Инфра-М» («Учебники для программы MBA»), «Эксмо» («Полный курс MBA»), Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте РФ, «Питер» («Классика MBA»), «РИД Групп» («Российское бизнес-образование») и др.

Еще в середине 1990-х гг. директор издательства Московского государственного горного университета Л.Х. Гитис выдвинул предложение для решения проблемы дублируемости репертуара вузовских издательств «иметь одно издательство на группу однопрофильных вузов»2, как это и было при функционировании централизованной системы книгоиздания. Однако, на наш взгляд, на настоящий момент нет никаких предпосылок для создания единых учебных изданий для студентов, изучающих ту или иную дисциплину. Одними из основных причин сложившейся ситуации можно назвать: современную систему аттестации преподавателей, оценку деятельности кафедр, стремление различных

2 Гитис Л.Х. Университетские издательства России и их роль в насыщении рынка учебной, справочной и научной литературой // Издательское и библиотечно-информационное обеспечение высшего образования. М. : Издательство МГГУ, 1995. С. 84.

научных школ выпустить свой комплект изданий, отражающий научные взгляды на проблемы той или иной предметной области.

Для коммерческих издателей проблема дублируемости может быть решена при условии проведения более полных маркетинговых исследований, включающих в себя изучение спроса на издания по той или иной дисциплине, деятельности конкурентов, выпускающих схожую книжную продукцию, а также более четкого определения собственной ниши (например, выпуск учебных изданий конкретных научных школ). Целесообразным может оказаться сотрудничество издателей-конкурентов и объединение прайсов, когда издатели через свои оптовые структуры продают свои не только собственные издания, но и продукцию других издательств, издания которых близки по тематике. Повышению эффективности репертуарной политики коммерческого издательства может также способствовать налаживание контактов с издательскими подразделениями вузов. Так, например, издательство вуза, имеющее значительный опыт, налаженные контакты с авторами-преподавателями и отлично знающее современные требования к учебным изданиям и характеристики спроса, может заниматься подготовкой текстового оригинала изданий, а затем передавать на взаимовыгодных условиях текстовый оригинал в коммерческое издательство, в котором на более высоком уровне будет проводиться верстка будущего издания и макетирование. Коммерческое издательство, имеющее более обширные связи с полиграфическими предприятиями, оптовиками и библиотечными коллекторами и не скованное в своей деятельности требованиями закона (система госсзакупок и т. д.), способно издать более качественное (с точки зрения полиграфии) издание и более эффективно довести его по конечного покупателя.

Библиографический список

1. Молодежь в России. 2010 : стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. -М. : ИИЦ «Статистика России», 2010. - С. 79-80.

2. ГитисЛ.Х. Современное университетское издательство / Л.Х. Гитис. - М. : Изд-во Московского государственного горного университета, 2005.

3. Рынок учебно-методических изданий для профессиональной школы: текущее состояние и основные тренды // Книжная индустрия. - 2010. - № 9. - С. 26-30.

4. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2011 : Отраслевой доклад. - М. : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2011.

5. Комаров Е.И. Эффективное издательство. Менеджмент и маркетинг в издательской деятельности : учеб.-методич. пособие для системы повышения квалификации / Е.И. Комаров, Н.П. Маковеев. -М. : Логос; Московский государственный университет печати, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.