ИДЕИ И ТЕХНОЛОГИИ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ УНИВЕРСИТЕТСКОМУ ИЗДАТЕЛЬСТВУ ОПРАВДЫВАТЬ СВОЕ ИМЯ
Гитис Л.Х.
Издательство МГГУ
В конце XX века взгляды на издательскую деятельность в России существенно изменились. При этом сами издатели оказались наиболее консервативной частью общества, а читатели и авторы книг быстро научились пользоваться открывшимися возможностями. В отличие от недавнего прошлого сегодня в технологии книгоиздания активно используются современные компьютерные технологии, компактные и высококачественные печатающие устройства, другая неизвестная ранее техника. Демократизация общественной жизни и доступность издательской деятельности для широкого круга образованных людей свели роль издателей-специалистов к определенному технологическому минимуму. Естественно, крупные отраслевые издательства, не желавшие расставаться со старыми привилегиями, попали в сложное положение, а многие из них, не приняв во внимание новые условия хозяйствования, просто разорились.
Определенная часть университетских издательств и сегодня построена по образу и подобию крупных отраслевых издательств, отличаясь от них только масштабом деятельности. А это делает их также неэффективными и недееспособными в рыночных условиях. В первую очередь можно отметить неумение подобных издателей выпускать качественно малотиражную литературу, а также неразумно высокую стоимость производства учебных и научных книг. Чтобы разобраться в пропорциях трудозатрат на выпуск книг, надо ответить на вопрос: что же такое издательская деятельность в традиционном смысле? Так вот, если уйти от политической риторики, а сосредоточиться на практических задачах, то это подготовка оригинал-макета книги или журнала, с которых впоследствии и делается тираж. Далее традиционный издатель определяет тираж, размещает заказ в типографии, передает полученный тираж книгораспространителю и ждет доходов. Вокруг всей этой работы ведется кипучая коммерческая деятельность. Вот и все.
Рассмотрим теперь традиционную издательскую деятельность с позиций просвещенного автора. Имея дома компьютерную НИС (на-
стольную издательскую систему), он может и самостоятельно подготовить оригинал-макет книги. Сегодня многие авторы отказываются от услуг редактора текста, не сомневаясь в собственной грамотности. Верстать книги на компьютере умеют даже школьники. Да и разместить в типографии заказ на изготовление тиража не очень сложно.
В своей издательской практике мы десятки раз сталкивались с таким явлением: автор самостоятельно редактирует свою рукопись, по аналогии с уже вышедшими книгами подбирает стиль верстки, аккуратно верстает текст, рисунки, формулы и таблицы, выдает на лазерном принтере оригинал-макет. И зачастую делает это весьма квалифицированно. Далее он обращается в любое зарегистрированное издательство и уже от его имени заказывает тираж своей книги в какой-либо типографии. В результате автор экономит значительные средства на издательских расходах и время на тщательное редактирование. В конце концов не очень сложно получить и индивидуальную лицензию на издательскую деятельность, что позволит автору не очень заботиться о содержании и качестве оригинал-макета.
Кстати, не зря многие ученые и администраторы не видят разницы между издательством и типографией. По их мнению достаточно растиражировать написанную специалистом рукопись, - и книга готова. При этом, естественно, не принимается в расчет работа редакторов, корректоров, дизайнеров и других специалистов по подготовке оригинал-макета книги. По моему мнению, издателям не стоит возмущаться таким «невежеством» автором.
Во-первых, история книгопечатания свидетельствует о том, что еще столетие назад автор прекрасно обходился без издателя и сам стоял около наборщика (элитного высококвалифицированного рабочего типографии), помогая ему и в разработке дизайна книги, и в редактировании. Эта технология авторами не забыта и многим представляется идеальной. Во-вторых, добросовестный автор считает, что его рукопись выполнена достаточно квалифицированно, чтобы никакой редактор не вносил в нее исправлений. И, наконец, в-третьих, хорошо образованные специалисты предвидят новые возможности авторского самоообслужива-ния, предоставляемые компьютерными технологиями.
А если учесть, что в современных условиях издательские расходы сопоставимы с полиграфическими, то несомненно сторонникам традиционных технологий нужно было бы сформулировать веские аргументы для доказательства их полезности и пригодности. Конечно, сегодня в издательском деле еще рано заменять профессионалов - технических редакторов на авторов-любителей (редкие исключения погоды не делают). Но завтра процесс индивидуальной компью-
теризации населения и самостоятельной издательской деятельности получит масштабное распространение. И об этом надо думать уже сегодня.
Когда мне приходится подобные мысли высказывать в кругу профессиональных издателей, они вызывают раздражение и неприятие. А напрасно. Не лучше ли заранее подготовиться к неизбежным переменам, тщательно проанализировать ситуацию и очевидные факты, и с учетом тенденций упрощения издательского труда, наметить эффективные пути развития университетского книгоиздания.
Комплексный подход к проблеме обеспечения некоторой предметной области печатными информационными и аналитическими материалами ставит задачу ретроспективного исследования развития тех технических и естественных наук, которые требуют подобного обеспечения. Еще важнее на каждом этапе развития исследований обнаружить их связь с определенным типом издательской продукции. На рис. 1* представлена авторская концепция рациональной системы книгообеспечения абстрактного научно-исследовательского направления от момента его зарождения до состояния стабильного развития.
Действительно, каждому этапу развития науки соответствует книжно-информационное сопровождение. В начальной стадии ученые и практики наблюдают явления, накапливают знания, привлекают внимание общественности к возникающим проблемам. На этом этапе публикуются какие-либо прогностические статьи, ученые намечают пути развития нового направления, фантасты стараются предугадать возможные последствия от массового использования результатов открытий.
На следующем этапе формируются научные школы, ведутся интенсивные исследования, пишутся диссертации. Естественно, в этот период накапливается большой объем научной информации, статистики, экспертных оценок. Все это сопровождается изданием препринтов (оперативных малотиражных изданий для специалистов), научных статей в периодической печати, монографий и справочников. Таким образом создается обширная информационная база предметной области. Этот этап длится десятки лет, вплоть до исчерпания предмета исследования. Естественно, на этом этапе приходится периодически переосмысливать содержательные элементы предметной области, выпускать новые монографии, справочники, учебники. После окончания этого периода развития сама предметная область может существовать еще сколь угодно долго как объект изуче-
* Рисунки в тексте выполнены магистром МГГУ О.Н. Киреевой
ния, энциклопедического насыщения, или в качестве элемента культуры.
Остальные этапы развития предметной области связаны с образованием, передачей опыта, дискуссиями, популяризацией идей. В эти периоды выпускается многочисленная учебная и методическая литература, словари, глоссарии, стандарты и энциклопедии. Появляются популяризаторы идей. И новые фантасты, обобщая накопленный опыт и информационные материалы, подводят черту под всеми этапами развития предметной области.
В этой модели комплексного обеспечения печатной продукцией отдельным энтузиастам-авторам остается функционально ограниченное место деятельности в каких-либо звеньях технологической цепочки. Очевидно, справиться с масштабной задачей комплексного обеспечения литературой предметной области науки может только квалифицированный коллектив авторов, экспертов, читателей и издателей. В перечисленном множестве книг и статей не все материалы могут быть оригинальными, блестяще написанными и хорошо встреченными читателями. Но все они необходимы и полезны.
В любой отрасли знания появление превосходной книги предполагает наличие множества плохих книг.
К. Гельвеций
Специалистам хорошо известна закономерность: среди 5...10 слабых, компилятивных работ удается отыскать, как правило, одну интересную, с новыми идеями и решениями. Предположим, издатели решили не выпускать плохие книги и статьи. Но это не очень продуктивно, потому что в результате таких действий пропорционально уменьшится и число качественных работ. Парадоксально, но соотношение сильных и слабых печатных работ практически постоянно и почти не зависит от усилий научных коллективов редакционных советов, спонсоров изданий. Естественно возникает вопрос: а кто будет издавать слабые работы? В университетском издательстве такие вопросы решаются в общем потоке проблем книгоиздания, а у частника, ограниченного финансовыми и материальными ресурсами, это становится неразрешимой проблемой.
Думаю, что изложенные соображения, объединенные с необходимостью коллективного творчества, и являются главными аргументами против самостоятельного существования автора-издателя или существенного ограничения его деятельности. Эти же аргументы объясняют и высокую значимость университетского издательства.
Ведь в университете имеются все элементы рассматриваемой модели. Но речь при этом идет не о том издательстве, где выполняются только производственные функции (их-то несложно заменить «самиздатом»), а совершенно новом типе университетского издательства, которое умеет сотрудничать с научными школами, квалифицированно помогает развивать новые предметные области, живет интересами университета-учредителя. А для этого у издательства много возможностей.
Именно благодаря этой, важнейшей для образования и технического прогресса сфере деятельности, университетское издательство может стать одним из центров научно-технического творчества университета. Немаловажно и то, что интеллектуальное творчество является естественным продолжением производственных функций университетского издательства, и однажды возникнув, будет развиваться учеными и издателями без административного нажима.
Университетское издательство нового типа имеет и другие отличия от устоявшихся моделей. Эффективность его деятельности зависит от уровня инициативы и творчества дизайнеров, редакторов, полиграфистов и консультантов. Именно постоянное улучшение качества макетов и тиражей делают соперничество с редакторами-любителями неперспективным. Ведь зачастую любителям не удается даже расшифровать новинки, в основе которых лежит коллективное творчество профессиональных редакторов.
Немаловажна и материальная составляющая университетского издательства, наличие которой способствует созданию эффективной издательской стратегии, разработке разнообразных технологий выпуска книг. Умение подобрать оптимальную технологию книгоиздания в зависимости от исходных данных рукописи и потребности в конкретном издании, а также довести задуманное до тиража книги, выгодно отличает университетское издательство и от старой отраслевой системы книгоиздания, и от авторского «самиздата».
Вместе с тем университетское издательство, оказавшееся в сложных рыночных условиях, имеет возможность пойти по пути части научно-литературных агентств, превратившись в посредника между автором, частными издателями, работающими по демпинговым расценкам без лицензий, и такими же типографиями. Этот порочный путь теневой экономики приводит не только к нарушениям законов, но и к потере качества учебной и научной литературы, снижению авторитета университетского издательства и доверия к нему. В конце концов такое агентство вытесняется из жизни учебного заведения другим законопослушным агентством или университетским издательством, способным самостоятельно задумывать и осуществ-
лять проекты по выпуску книг. Для осуществления проектов издательство имеет определенный финансовый резерв и производственные мощности, которые могут использоваться для творческого поиска, компенсации убытков от издания нерентабельной литературы, кредитования перспективных книжных проектов.
Для того, чтобы не пускать на самотек планирование выпуска учебной литературы, вуз и университетское издательство способны самостоятельно изучать вопросы обеспеченности отдельных учебных курсов необходимыми книгами. Если бы учебное заведение ограничилось закупкой выпущенных учебников и устранилось от инициирования издательских проектов, то неравномерность обеспеченности учебного процесса литературой сказалась на качестве образования. Заказать написание учебника у ведущего специалиста может и научно-литературное агентство, но выполнить задуманный издательский проект целиком от идеи - до тиража способно только самостоятельное университетское издательство.
Для того, чтобы университетское издательство могло выдержать конкуренцию с «самиздатом» авторов, важно эффективно использовать собственную полиграфическую базу, а также наработанные связи с различными типографиями, поставщиками материалов, фирмами инфраструктурного типа. При квалифицированном подходе к издательскому делу учитываются не только технологические знания специалистов, но и возможность их реализации в условиях региона при минимальных затратах. Особенно это важно в случае работы над сложными заказами, которые выполняются коллективом специалистов разного профиля. Таким образом создаются условия для постоянного повышения качества полиграфической продукции, выпускаемой университетским издательством. Но в сегодняшних условиях наблюдается обратный процесс: издательства избегают выполнять сложные заказы, упрощают замысел автора и дизайнера книги, мотивируя это соображениями экономии средств. Естественно, в условиях примитивного книгоиздания частный (индивидуальный) книгоиздатель имеет множество преимуществ: сокращение расходов, ускорение работ и т.д. Поэтому, университетское издательство, думающее о перспективах своего существования и развития, вынуждено использовать сложные технологии и выпускать высококачественные книги, недоступные «самиздату».
На рис. 2, 3, 4 изображены схемы взаимодействия отдельных авторов и научных школ с различными типами книгоиздающих организаций от самых примитивных схем до сложных издательских комплексов. Каждой схеме соответствуют определенные возможности издающих организаций, стадия их развития и уровень взаимодействия с учеными и педагогами университета.
Думаю, что в недалеком будущем произойдет естественное разделение книгоиздания в соответствии с возможностями издателя и научно-литературного агентства. Еще недавно крупные отраслевые научно-технические издательства пытались подавить университетские издательства, низводя их до уровня второсортных. Сегодня их конкурентная борьба решается в пользу последних, а ее результат объективно предопределен. Не хотелось бы, чтобы подобная ситуация повторилась на уровне университетских издательств и «самиздата». Очевидно, в демократической стране запретить частную издательскую деятельность невозможно, и поэтому эффективнее найти возможность сотрудничества с частными издателями или «самизда-телями», но не игнорировать их. Несомненно путь разделения деятельности требует от работников университетских издательств постоянного совершенствования своей деятельности, ее диверсификации и повышения профессионального мастерства. И те, кто вовремя не уловят этой тенденции или же просто неспособны изменить что-либо в своей работе, рискуют в недалеком будущем проиграть это соревнование и остаться без заказов.
Кстати, конкуренция между университетскими издательствами и частниками-специалистами имеет и оборотную сторону. Уже несколько лет солидные издательства сталкиваются с проблемой неэтичной конкуренции теневого рынка частных редакторов, дизайнеров, компьютерных специалистов, работающих без лицензий и не выплачивающих налогов. Их реклама заполнила газеты и другие СМИ. С одной стороны, как свидетельствует наша практика, качество их работы чрезвычайно низко, но, с другой стороны, сверхнизкие цены весьма привлекательны для инвесторов. Этот теневой рынок изготовления оригинал-макетов книг наносит серьезный урон законопослушным издателям, лишая их заказов и дискредитируя саму деятельность.
И все-таки главная проблема вытеснения профессионального издателя высокопроизводительным любителем состоит не в том, что в результате широкого распространения таких теневых услуг десятки тысяч редакторов и издателей могут остаться без работы, а в том, что книга будет постоянно терять в качестве, ее культура также будет снижаться. И, в конце концов, дойдет до того, что научнотехническая книга окажется невостребованной. Ведь преодолев книжный дефицит мы начинаем понимать, что книга имеет ценность не только как источник знания, но и как центр притяжения групп ученых. Она создает возможности для формирования научных школ, притягивает интеллектуалов к этой сфере деятельности. На базе книгоиздания создаются пен-клубы, авторские ассоциации, клубы чита-
телей. Поэтому неряшливо и некачественно изданная книга вряд ли сможет стать центром притяжения групп ученых, студентов и аспирантов.
* * *
Сформулировать передовые идеи, овладеть лучшими технологиями книгоиздания мало, надо еще научиться пользоваться своими преимуществами.
Модели работы и непрерывного развития современного университетского издательства обсуждаются вузовской общественностью уже несколько лет, имеют ряд наработок и практических результатов, которые описаны в работах [1, 2, 3] и некоторых других. Предлагаемые идеи, модели и технологии настолько прагматичны, естественны и логичны, что будут реализованы при любом сценарии развития образования и книгоиздания. Тем не менее сроки воплощения этих моделей в жизнь во многом зависят от понимания специалистами возможных путей развития научно-технического и учебного книгоиздания.
Во-первых, важно преодолеть заблуждение о второсортности университетских издательств и достаточно внятно определить их роль в учебном процессе, фундаментальных и прикладных исследованиях. Во-вторых, было бы полезным непредвзято оценить возможности трех моделей научного и учебного книгоиздания (рис. 2, 3, 4) и определить пропорциональную нагрузку на каждый тип издательской деятельности. В-третьих, предусмотреть возможность оснащения университетских издательств и типографий лучшими образцами современной техники, а также изыскать возможность привлечения к работе высококвалифицированных специалистов, эффективная деятельность которых требует соответствующей оплаты. Не вызывает сомнения, что старые отраслевые издательства, а также некоторые университетские издательства, построенные как уменьшенная модель отраслевого издательства, и ориентированные только на исполнение производственных функций (редактирование, верстка, выпуск оригинал-макетов), в свободных рыночных условиях малоперспективны. Поэтому модель работы таких издательств здесь и не рассматривалась. И все-таки существует определенная вероятность перерастания наиболее жизнеспособных отраслевых издательств или динамично развивающихся университетских издательств в эффективные объединения по выпуску специальной литературы. Крупные международные издательские объединения доказали свою эффективность в Европе и США, но создание их в России пока невозможно из-за нерентабельности научного книгоиздания.
Для того, чтобы университетское издательство могло выдержать конкуренцию с «самиздатом» ему необходимо осваивать сложные технологии, непрерывно повышать качество книг, иметь собственные производственные мощности и расширять сферу деятельности. Не менее важно в новой модели университетского издательства предусмотреть взаимодействие с вузом-учредителем и Учебнометодическими объединениями в области работы с авторами книг, перспективность планирования своей деятельности, осуществления связей с научной общественностью, практическими работниками, аспирантами и студентами.
В реальных условиях нетребовательности авторов и читателей к качеству учебной литературы и законности ее выпуска университетское издательство должно прилагать все возможные усилия для разъяснения и пропаганды качества профессионально выпущенной книги. Авторы и читатели должны понимать значимость лицензий, кодов КВК и ISSN, соблюдения стандартов, дизайна верстки и переплета, множества других элементов книги, делающих ее профессионально изданной.
Процесс реформирования в области учебного книгоиздания будет продолжаться еще длительное время и сулит нам множество непривычных ситуаций, которые потребуют нетривиальных решений. Исходя из необходимых объемов выпуска литературы (рис. 1), можно предположить, что востребованы будут различные виды издательской деятельности, описанные в этой статье, хотя университетское книгоиздание и научно-литературные агентства имеют объективные преимущества перед конкурентами и постепенно будут их вытеснять.
* * *
В заключение приведу основные отличительные особенности нового университетского издательства от издающих организаций других типов, предъявляющие к нему повышенные требования и дающие значимые преимущества в конкурентной состязательности.
Итак , университетское издательство имеет возможности:
• определить место предлагаемой рукописи книги в комплексе книгоиздания предметной области; достаточно квалифицированно рассчитать тираж, адресность, оценить круг читателей;
• выполнить необходимый объем работ по редактированию, верстке и дизайну для того, чтобы книга была выполнена на профессиональном полиграфическом уровне, качественно отредактирована, эстетична и удобна в работе;
• подтвердить своей торговой маркой высокое качество книги и установить связь между автором и читателем;
• использовать наработанные производственные коммуникации и собственную инфраструктуру книгораспространения;
• организовать взаимодействие авторского коллектива с научными школами, другими заинтересованными специалистами в рамках формальной деятельности и клубной работы;
• организовать финансирование издания из внешних источников и стабильную производственную работу на всех этапах технологической цепочки;
• выбрать оптимальные параметры книги (формат, бумагу, переплет, количество цветов и т.д.) за счет широких возможностей использования собственной и сторонней полиграфической базы, подобрать наилучшую технологию книгоиздания;
• организовать презентации книги и другие рекламные мероприятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Издательства в процессе перемен. Сб. трудов. М., Логос, 1999, 188 с.
2. Издательское и библиотечно-информационное обеспечение высшего образования. Сб. трудов. М., Изд-во МГГУ, 1995, 176 с.
3. Гитис Л.Х. Современное университетское издательство. Т. 1, М., Изд-во МГГУ, 1997, 235 с.