Научная статья на тему 'Университетские издательства в развитых странах не могут служить моделью для нас'

Университетские издательства в развитых странах не могут служить моделью для нас Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университетские издательства в развитых странах не могут служить моделью для нас»

Р

сформирование университетского книгоиздания давно назрело, и это видно невооруженным глазом. Но хотелось бы иметь образцы для осмысления и использования опыта. И, в первую очередь, интересно рассмотреть практику книгоиздания в тех университетах, которые существуют сотни лет и имеют мировую славу. Посетив некоторые из них и изучив различные источники информации [1-4], можно придти к выводу, что поучительный опыт известных университетов не может быть без изменений перенесен на отечественную почву. Для Издательства МГГУ поиск образца для подражания был очень важным, потому что задумано оно как издательство нового типа, в противовес старым стандартам и правилам.

Из доступной для сравнения информации оказалось возможным понять несопоставимость инвестиционных программ и экономических показателей, разницу в гонорарной, содержательной и тиражной политике, несовпадение в культурных и образовательных традициях, диктующих содержание книг, их объем и качество. Впрочем, по мере роста уровня благосостояния населения и экономического потенциала нашей страны опыт ведущих университетских издательств будет, возможно, востребован.

Наиболее важными проблемами учебного книгоиздания в России следует признать экономическую нестабильность народного хозяйства и трудности в поиске инвесторов издательских проектов. Существует устоявшееся мнение, что коммерческие

издательства отличаются от прочих тем, что они выпускают литературу за свой счет или берут для этого банковский кредит. В наших условиях, особенно в научно-техническом книгоиздании, такое правило разделения не очень корректно, потому что источники финансирования обычно не рекламируются, да и продажная цена малотиражной литературы ниже себестоимости. Думаю, что, следуя заданному определению, абсолютно все университетские издательства (может быть, кроме Издательства МГУ) следует признать некоммерческими. Или же в разряд коммерческих отнести те издательства, которые умудряются получать прибыль из спонсорских инвестиций. Таким образом, надежды на выгодную продажу тиража даже при минимальных вложениях в малотиражное издание научной и учебной книги и коммерческое везение в наших условиях не существует.

Совершенно невозможно также использовать в наших условиях западный опыт ценообразования. Научная малотиражная книга имеет высокую себестоимость, о чем уже много раз говорилось. Если такая книга объемом 25 а. л., выпускаемая тиражом 500 экз., стоит во Франции около 200 франков, в США - до 100-150 долларов, то в России невозможно представить цены и в десять раз меньшие (при вполне сопоставимой себестоимости). Поэтому учебная и научная книга, выпускаемая тиражом до одной тысячи экземпляров, у нас продается значительно ниже себестоимости.

В связи с этим любое российское издательство, выпускающее малотиражную литературу, вынуждено искать спонсоров для покрытия убытков от издания каждой книги. А это меня-

ет не только экономику издательства, но и технологические процессы в сторону их упрощения. Если в США часть малотиражных книг выходит на уровень самоокупаемости, а в других случаях убытки погашаются из различных фондов, то в России мелкие инвесторы книгоиздания довольно редки. В основном расходы на научно-техническое книгоиздание несут учебное заведение, крупные предприятия, сотрудничающие с автором книги, и в редких случаях - министерства и региональная администрация.

Серьезные разночтения с зарубежными издателями у нас существуют и в планировании выпуска книг. Из-за нерентабельности малотиражного учебнонаучного книгоиздания российские университетские издатели принимают к выпуску только ту литературу, которая обеспечена спонсорскими инвестициями. Невзирая на качество рукописи и ее научную и методическую ценность. И хотя при лучших издательствах существуют редакционные советы, составленные из ведущих профессионалов, реально контролирует качество только спонсор книги. А он может быть и автором работы, и его товарищем, может также и зависеть от автора. Естественно, это сказывается и на качестве книг, и на издательских приоритетах. В зарубежном книгоиздании, если верить публикациям [4, 5], поиском перспективных авторов и книг, новых идей занимаются ведущие специалисты издательств. Поэтому

главным действующим лицом в западном издательстве является автор, а в российском - спонсор.

В коммерческом книгоиздании авторские идеи оцениваются чрезвычайно высоко, но и редактор несет свою долю ответственности за раскупаемость книги. Из этого следует, что редактор не может слепо выполнять все предложенное автором. Ведь кроме идей важное значение имеют стиль и легкость изложения авторского языка, логика и убедительность аргументации. В отечественном книгоиздании управлять этими факторами достаточно проблематично, поскольку уровень продаж книги мало интересует инвесторов: они не рассчитывают на возврат затраченных средств. Отсюда и низкое качество редактирования, и нежелание редакторов повышать свою квалификацию. Ради справедливости надо заметить, что главенство спонсоров нередко встречается и у западных издателей научной литературы, но у них оно не превратилось в правило.

В мировой практике принято платить авторские гонорары с проданных экземпляров книги. Но в малотиражном научном книгоиздании России это невозможно, потому что книги продаются по ценам ниже себестоимости, большая часть тиража автором отдается коллегам по специальности без оплаты (таковы традиции), и никаких финансовых резервов такой «книжный бизнес» не оставляет. В то же время отсутствие авторских гонораров подрывает мотивацию написания необходимых обществу технических книг. Очевидно, и в этом вопросе опыт иностранных издательств в наших условиях неприменим.

Различаются подходы отечественных и зарубежных издателей к вопросу подбора авторов книг. Коммерческий подход к научному книгоизданию требует привлечения в качестве авторов известных ученых, авторитетных в кругу специалистов. Это логично, потому что узнаваемый автор больше внушает доверия читателям и его имя способствует росту продаж. В результате молодые, не очень известные авторы годами хранят свои рукописи дома и не могут найти издателя. Естественно, это отбивает охоту к научному сочинительству, что препятствует, в свою очередь, росту у них мастерства. Отечественные издатели, не обремененные коммерческими ограничениями, намного чаще, чем их зарубежные коллеги, выпускают работы начинающих авторов, поощряя их творческий рост, повышение квалификации и позволяя для общества сохранить новые идеи. Думаю, что в этом смысле российские традиции научного книгоиздания имеют несомненные преимущества.

Несмотря на различия в подходах, существуют такие позиции в деятельности зарубежных издательств, которые можно принять целиком. Многие зарубежные университетские издатели предпочитают принимать к производству книги фундаментального, энциклопедического характера даже в том случае, если они не имеют прямого инвестора. Поскольку такие книги пишут известные ученые, найти для них спонсора значительно легче, чем для книг малоизвестных авторов. Проекты издания фундаментальных объемных работ трудоемки, непросты в исполнении, но дают блестящий результат для вузовского издательства, да и всего вуза как в России, так и за границей.

Зарубежные университетские издательства поддерживают высокую культуру книгоиздания, не допуская отношения к учебной книге как второсортност-ной продукции. Изредка встречаются заказные некачественно изданные брошюры, но в основном учебная и научная литература, даже малотиражная, выпускается в красивых, профессионально выполненных переплетах, на высококачественной бумаге, как правило, в цвете. Для большинства российских вузовских издательств такое качество пока недостижимо, но добиться подобного уровня полиграфии можно и у нас.

Несмотря на различия в подходах и ценностных ориентациях, отечественные и зарубежные издатели едины в том, что старательно избегают выпуска малотиражных убыточных книг. Известно, что наиболее развитая индустрия учебного книгоиздания США выработала философию, согласно которой не существует разли-

чия между научно-технической литературой и беллетристикой. Определяющей при этом является только прибыль от продажи тиража. Мы тоже не отказываемся от экономических критериев успеха, но учитываем и не менее важные цели: обеспеченность учебного процесса необходимой литературой, публикация и сохранение для общества новых идей и технологий. Ратуя за разумный подход к решению задач учебного книгоиздания и заботясь о перспективе развития технических наук, важно найти такие разумные прагматические мотивы, которые позволили бы издателям с выгодой для себя выпускать малотиражную литературу и насытить ею рынок.

По весьма авторитетному утверждению директора Издательства МГУ Н.С. Тимофеева, [1, с. 69-70] структура финансирования университетских издательств США состоит из трех частей: около 15 % годового бюджета предоставляет вуз - учредитель и работодатель, 20-25 % выделяют различные попечительские фонды, в том числе учрежденные выпускниками данного университета. Третий источник финансирования - федеральные и региональные программы. Из этих программ выделяются «совсем небольшие деньги!» -3-5 тысяч USD на одно издание. Конечно, в сумме такое финансирование дает неплохие результаты. Но такая стабильная система финансирования отлаживалась не одно десятилетие.

Попытаемся обобщить сказанное и кратко сформулировать сходства и различия в подходе отечественных и зарубежных издателей к проблемам выпуска малотиражных работ.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИИСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ УНИВЕРСИТЕТСКИХ ИЗДАТЕЛЬСТВ (ВЫПУСКАЕМЫХ КНИГ) И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ СБЛИЖЕНИЯ

Показатель Российский подход Американский подход Приоритеты и прагматика

Цель деятельности • Нужность издания; • личная заинтересованность в выпуске книги; • потребность автора в передаче своих знаний; • эклектика Получение прибыли Российский подход более разумен

Стоимость малотиражных (до одной тысячи экз.) книг При цене более 5 USD книга объемом 20 п. л. не реализуема Реальная цена книги объемом 20 п. л. в переплете доходит до 200 USD Подходы к ценообразованию и экономические возможности читателей несопоставимы

Инвестиции в издательские Каждому проекту необходим спонсор Для отдельных изданий возможен коммерческий подход В существующих экономи-ческих условиях изменить что-либо не-

проекты возможно

Уровень технологии полиграфического производства Использование устаревшей техники или ручной труд. Иногда высо-копроизводи-тельная техника ис-пользует-ся не по назначению Трудоемкие операции в большинстве случаев автоматизированы, существует индустрия малой полиграфической техники Российские типографии не в состоянии приобрести дорогостоящее оборудование

Опыт и стабильность работы Большинство университетских издательств находятся в стадии поиска технологий и решения задач выживаемости Известные университетские издательства работают в устоявшемся режиме сотни лет Необходимы ускорение развития, приобретение опыта и стабилизация деятельности

Гонорарная политика Авторские гонорары выплачиваются очень редко, источники финансирования инициируются автором Авторские гонорары выплачиваются из прибыли издательства или из специальных фондов Материальное стимулирование авторского труда необходимо, но американская мо-дель в наших условиях не может быть применена

Формирова-ние авторского актива Целенаправленной планомерной работы с авторами не ведется Авторитетные ученые и изобретатели, технические писатели, влиятельные администраторы Университетские издательства должны создавать творческие клубы, помогать способной молодежи

Продукция и ее качество Издатель не имеет рычагов влияния на качество книги, в результате издания выходят, как правило, низкого качества Коммерческие книги высокого качества, полнообъемные, энциклопедического характера с прекрасной полиграфией Полезный опыт, который может быть использован и у нас

Кадровая структура 80-90 процентов работников выполняют производственные функции, и только считанные единицы занимаются торговлей Около 50 процентов штатных сотрудников издательств выполняют маркетинговую и экономическую работу [1, с. 68] По примеру США можно смелее выводить производство за штат издательства и вступать с ним в кооперацию, а торговля книгами требует повышенного внимания

Издательская автономия Университетские издательства находятся в прямой и полной зависимости от вуза-учредителя, который имеет десятки рычагов управления, вплоть до ликвидации издательства В США около 80 университетских издательств, которые работают в условиях жесткой конкуренции, но свободны в выборе авторов, тематики, тиражей и т. д. [1, с. 66-70] Эта несхожесть обусловлена разницей менталитетов и что-либо изменить здесь практически невозможно

Льготы Не выплачиваются налоги на имущество, на прибыль, НДС (2000 г.), вузы не взимают арендную плату, снижены таможенные пошлины Практически полностью снято налогообложение, в 3 раза снижены почтовые тарифы, вузами-учредителями оказывается и другая помощь Льготы практически эквивалентны и соответствуют экономикам рассматриваемых стран

Таким образом, просвещенный университетский издатель, конечно же, должен изучать мировой опыт организации выпуска учебной и на-

учной литературы, но воспользоваться им в практической деятельности в настоящее время он вряд ли сумеет. И в этой работе нам при-

1. Издательское и библиотечно-информационное обеспечение высшего образования: Сб. трудов. - М.: Изд-во МГГУ, 1995. - 176 с.

2. Сухорукое К. Маркетинг и управление книжным делом за рубежом// Книжный бизнес. - 1994. -№ 21.

дется искать свои нетривиальные решения задачи массового выпуска специальной технической литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Пикок Дж. Издательское дело -. М.: изд-во «Эком», 1998. -399 с.

4. Громека В.И. и др. США: наука и образование. - М.: Наука, 1974.- 479 с.

5. Книгоиздательский бизнес: Сб. статей (пер. с англ.). - М.: СП «Бук Чембэр Интернэшнл», 1993.- 464 с.

Гитис Леонид Хаскелевич директор Издаїе.іьсіва Московскою іосударсівенною і орног о университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.