-------------------------------------------------- © Л.Х. Гитис, 2004
МИР ГОРНОЙ КНИГИ. Статья 6
УДК 002.622 Л.Х. Гитис
МАСТЕРСТВО НАУЧНОГО КНИГОИЗДАНИЯ И ПРИМИТИВНЫЙ РЫНОК
Пусть сделает лучше, кто может. Пусть всякий упражняется в том искусстве, которое он знает.
Латинские пословицы
ынок и конкуренция очень избира-
-шГ тельны. Успех довольно часто сопутствует не тем, кто выполняет свою работу качественно и добросовестно. К тому же и разумные цены в эффективности бизнеса не играют особой роли. А что же делает бизнес успешным? Сколько ни задумываюсь, не могу постичь этой тайны. Особенно это заметно в издательском деле.
За последние годы разорились или переориентировали свою деятельность десятки ранее успешных научно-технических издательств, не вписавшихся в рыночные условия хозяйствования. Замечу, что ранее эти издательства выпускали качественную и нужную специалистам литературу, которая имела спрос и поддержку отрасли и государства. Но как только эта поддержка ослабела, а ценообразование не смогло компенсировать падение рентабельности, многие отрасли остались без своих издателей.
А произошло вот что. Рыночное хозяйство при существующей модели книгоиздания и выпуск малотиражной научно-техни-ческой литературы оказались несовместимыми. Забота только о прибыли издателей неизбежно вымывает из планов выпуска книги интеллектуального характера, нешаблонные учебники, микротираж-ные монографии.
В чистом виде рыночный подход к книгоизданию приносит больше вреда, чем пользы. Пытаясь угодить невзыскательным вкусам множества неискушенных в книжной культуре людей, издатели идут на сокращение выпуска малотиражной специальной литературы, делая упор на массовость, издательский кич. Крупные издательства отказываются от проектов, если тираж не будет распродан за полгода.
Дешевизна издания некачественных книг многих вводит в заблуждение: мало того, что подобная книга позорит автора (читатель не будет разбираться по чьей вине плоха книга), так она еще и не будет признана публикацией из-за несоблюдения правил оформления. Поэтому экономия получается мнимой.
По рыночным законам несомненным приоритетом будут пользоваться книги, распродаваемые за два-три месяца. Но для малотиражной учебной и научной литературы такие сроки нереальны. Здесь и возникают непреодолимые противоречия между рыночной экономикой и качественным научно-техническим книгоизданием.
Издатели, не вовлеченные в творческие процессы обслуживаемых ими отраслей, руководствуются только выгодой от выпуска заказных изданий или от реализации книг. Конечно, высококачественная книга, имеющая к тому же малый тираж, в производстве невыгодна. И далекий от проблем отрасли издатель теряет к ней интерес. Примитивно-конъюнктурный подход к отраслевому книгоизданию ведет не только к потере нужных книг, но и к значительному сокращению числа авторов научнотехнических произведений. Если рукописи таких книг окажутся невостребованными, то и ученые перестанут их писать. В дальнейшем произойдет разрыв поколений и уже некому будет передавать молодым ученым знания и авторские навыки.
Привычка к некачественным изданиям была привита в течение десятилетий некорректных взаимоотношений ученых и издателей. По каким-то неведомым нам причинам услуги издателей, редакторов, полиграфистов, чертежников были для авторов научных книг бес-
платными или выполнялись за символическую плату.
Невелика ценность мастерства издателя, если он не умеет воплощать его в жизнь в неблагоприятных условиях рыночного отторжения.
Таким образом, выработалась уверенность в том, что сложнейшая издательская инфраструктура должна оказывать свои услуги, не требуя с заказчиков денег. Не считаясь с реальными затратами на выпуск книг и журналов, апеллируя к прошлому опыту и не пытаясь разобраться в объективных производственнофинансовых закономерностях, авторы старшего поколения не умеют рационально распределять выделенные им ресурсы, допускают низкое качество публикаций, выдавая схоластические, малоинформативные материалы за научные достижения.
Не все, что делает превосходный мастер, сделано превосходно.
И. Гете
Расточительство в заявках на публикацию может компенсироваться только дешевизной выпуска книг и низкокачественной работой издателей. Психологический барьер безразличного отношения авторов, инвесторов и читателей к качеству книги постепенно преодолевается. Появились книги, отлично отредактированные, великолепного дизайна и полиграфического исполнения. И уважающие свой труд авторы принимают их за образцы качества. Кстати, по признаку качества можно отличить компилятивную работу от оригинальной: компиляторы безразличны к редактированию и деталям дизайна.
Издателей не должна демобилизовывать нетребовательность авторов и читателей к качеству книги. Профессионалы в любой обстановке обязаны работать с полной самоотдачей. Сегодняшняя невостребованность в хорошо изданной книге объясняется скорее всего соображениями экономии средств, желанием как можно быстрее получить тираж. В условиях дефицита нужной литературы, падения уважения к мастерству профессиональных специалистов любая необходимая в работе книга будет вынужденно принята читателями.
Работа в издательском бизнесе не терпит даже мельчайшей небрежности. Конечно, издатели могут ошибаться, но это исключительные случаи. Если же ошибки и небрежности всплывают систематически, то они могут погубить все издание.
Восстановление уважения к высокому качеству издаваемых книг находится в первую очередь в руках издателей. Именно высокопрофессиональные издатели несут ответственность за состояние рынка научно-технической литературы. Остановить поток халтуры, фальсифицированных изданий, малограмотных
книг, полиграфического кича можно только с помощью объединенных усилий издателей, научных редакторов, критики. Несмотря на трудности нового этапа научного книгоиздания, издатели обязаны инициировать высокое качество работы, пропагандировать лучшие образцы своего искусства, разъяснять значимость качественных характеристик.
Практически никого из авторов научной литературы не занимает вопрос о количестве возможных читателей его книги. Иначе невозможно объяснить безразличие к наличию у выбираемого издательства системы книгораспро-странения, Пен-клуба, связей с библиотеками, вузами, регионами.
Большинство издателей учебной научнотехнической литературы выпускают ее тиражами 300-500 экземпляров и отдают все книги автору или инвестору. А те не знают, как распорядиться этим богатством. Возникает вопрос: а зачем издавалась книга, чего ждет автор от публикации? Впрочем, ответ на этот вопрос хорошо известен и много раз озвучивался и мною, и другими издателями, болеющими за дальнейшую судьбу научного книгоиздания. Ведь формальные требования к публикации результатов исследований могут ослабнуть, а престиж автора книги упасть.
Низкое качество даже одной книги довольно точно характеризует всех специалистов, принимавших участие в ее выпуске, и порочит честь издательской марки.
Разумному отношению к учебно-научному книгоизданию противоречит деятельность отдельных издателей, для которых целью их работы является только получение финансовых средств за выпуск книг. Просветительство, стабилизация деятельности, корпоративная солидарность их не волнуют. Что ж, даже один неразумный и неразборчивый издатель может подорвать сбалансированность рынка специальной книги.
Рынок поставил еще одну ловушку для легковерных и неискушенных в жизненных проблемах молодых людей. Открытие огромного количества коммерческих учебных заведений по модным специальностям привлекло к учебе в них миллионы неподготовленных юношей и девушек. И, как следствие этого, на образова-
тельный рынок было выброшено множество высокотиражных, низкокачественных самозванных учебников (мало кто разбирается в сложной многоступенчатой экспертизе учебной литературы) по юриспруденции, экономике, менеджменту, компьютерным технологиям, бизнес-
технологиям и другим модным дисциплинам.
Мастерство в книжном деле накапливается десятилетиями по капле. Поэтому мне не приходилось встречать серьезной конкуренции между профессионалами-книжниками, их слишком мало. Несмотря на малое число специалистов, общество обращается с ними очень расточительно, пренебрегая их мнением и плохо оплачивая труд.
А вот нужных книг по узким технологическим специальностям, имеющим тысячи направлений в промышленности, сельском хозяйстве, медицине и т.д., найти в магазинах невозможно. Да и самих магазинов, торгующих малоприбыльной отраслевой научно-
технической литературой, практически не осталось.
Мастерство начинается с уважения к традициям. Профессионал, не изучающий историю книгоиздания и лучшие образцы издательско-полиграфического искусства, вряд ли достигнет вершин в своем ремесле.
И несколько слов о мастерстве. Работа дизайнера, редактора, полиграфиста допускает широкий диапазон индивидуального мастерства. При этом ключевым является вопрос: кто же оценит это мастерство? Если б<льшая часть читателей и авторов не воспринимает непростую культуру книжного мира, то и успех у профессионала весьма проблематичен. Члены жюри многих книжных конкурсов и выставок, не говоря уже про рядового читателя, выбирают в призеры такие издания, что диву даешься их эстетике, культуре и образованности.
В таких условиях низкоквалифицированный ремесленник бывает куда более успешным, чем настоящие мастера своего дела. Здесь надо учитывать, что мастер-творец книги находится в поиске, долго подбирает варианты будущей книги, старается понять замысел и ключевые позиции автора. Ремесленнику подобные искания неведомы, и поэтому у него более высокая производительность труда. К тому же квалифицированный мастер держится более независимо, бывает у него и сложный характер. Стоит ли удивляться тому, что в современных условиях его карьера менее успешна, чем у бесталанного ремесленника. Конечно,
мастер не может работать плохо, и это не зависит от зарплаты и карьеры. У него срабатывает инстинкт качества. Но не стоит бездумно эксплуатировать уважающих свой труд мастеров. Их и сейчас уже остается мало, а через 10 - 20 лет их можно совсем потерять.
Для демонстрации мастерства у издателей должны быть образцы их искусства. Тогда утверждения о высоком качестве работы могут быть подтверждены этими образцами. В противном случае самовосхваление не заслуживает доверия.
Мастерство книжного дизайна формируется десятилетиями. В нем соединяются опыт, художественный вкус, любовь к книге, культура, увлеченность, понимание законов жанра. Но если окружающие не будут понимать основ дизайна, не научатся отличать лучшие образцы от дизайнерского кича, то скорее всего это искусство зачахнет. К сожалению, отсутствие вкуса демонстрируют и сами издатели. Издатели-руководители, вместо того чтобы внятно ставить задачи перед дизайнерами, радуются откровенной безвкусице, поощряя эклектику, примитивные цветовые решения. Им бы заняться собственным художественным образованием, сходить в Третьяковку, на выставки. Но они уверены, что в праве диктовать дизайнерам свои неразвитые представления о внешнем виде книги. Не говоря уже о том, что за столетия выработаны традиции книгоиздательского дизайна, которые профессионалы обязаны изучать и следовать им, бережно и осторожно улучшая.
Книгу делает не один человек. Если автор - мастер высокого класса - принесет рукопись к малограмотному редактору, неумелому и необразованному издателю, то велика вероятность того, что исключительно важная информация, подготовленная автором, будет потеряна для общества, а идеи окажутся невостребованными. Немало вреда могут натворить технические редакторы, дизайнеры, книгораспространители и другие сотрудники издательства, если они окажутся не мастерами своего дела. Но даже при самом благоприятном раскладе авторско-изда-тельского дела, возможен неуспех нужной книги, если обнаружится отсутствие интереса потенциальных читателей к новым идеям.
Информационная насыщенность учебника, его эстетические достоинства, полиграфическое качество являются важными элементами
образования, пренебрежение которыми существенно снижает пользу от выпуска книги.
Невостребованность значительным числом читателей высококачественной книги делает бессмысленной работу больших коллективов издателей, авторов и полиграфистов. Они не могут с амбициозностью советских писателей заявлять о самодостаточности и самоценности своего труда. Если научные и учебные книги не будут покупаться, то скорее всего вся система подобного бизнеса самоликвидируется. Поэтому главная ответственность за дальней-
шую судьбу научно-технического узкоспециализированного книгоиздания остается за профессионалами этого сектора интеллектуальной деятельности - издателями. Пока профессиональные издатели специальной литературы контролируют деятельность некоторых производственных структур, еще не все потеряно. И независимо от коммерческих результатов профессионалы обязаны поддерживать высокий уровень изданий всеми доступными им средствами.
— Коротко об авторах
Гитис Леонид Хаскелевич — директор Издательства Московского государственного горного университета
------------------------------------- ДИССЕРТАЦИИ
ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ
Автор Название работы Специальность Ученая степень
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЛЕВЧЕНЯ Жанна Брониславов- на Повышение надежности стыковых соединений конвейерных лент на горнодобывающих предприятиях (на примере РУП «ПО Беларуськалий») 05.05.06 К. т. н.
ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ НЕДР РАН
ВЕРЕВОЧ- КИН Игорь Евгеньевич Разработка метода проектирования массовых взрывов на карьерах на основе энергетического принципа расчета параметров зарядов (на примере Стойленского ГОКа) 25.00.20 к. т. н.
А