Научная статья на тему 'Учебная, научная и профориентационная литература для издательской отрасли'

Учебная, научная и профориентационная литература для издательской отрасли Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
468
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебная, научная и профориентационная литература для издательской отрасли»

Учебная,научная

и профориентационная

литература

для издательской

отрасли

Б.А. Кузнецов,

доцент кафедры издательского дела и редактирования

Современное книгоиздание - сложный процесс, требующий от всех его участников специфической подготовки и системных навыков, что подразумевает существование соответствующей системы подготовки кадров для издательств и необходимой для обучения литературы.

В доперестроечный период основой системы обучения кадров для отрасли в целом был Всесоюзный институт повышения квалификации работников печати. Ежегодно переподготовку в нем проходили более 600 специалистов (данные середины 80-х гг.). Через различные формы обучения с отрывом и без отрыва от производства, в том числе при Полиграфическом институте (ныне Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова), Академии общественных наук, Высших партийных школах каждый год проходили свыше 5 тыс. человек. Таким образом, можно сказать, что в тот период действовала отлаженная система подготовки и переподготовки издательских кадров. Специализированная подготовка кадров, например, в сфере учебного книгоиздания, происходила непосредственно в издательствах. Учитывая монопольное тогда положение издательства «Просвещение» в области учебной книги для общеобразовательной школы, такое положение дел было вполне оправдано.

Позже, в 90-х гг., существовал Институт повышения квалификации работников отрасли печати. Однако лишь 10-15% учебных программ повышения квалификации были ориентированы на издателей, остальные адресовались специалистам СМИ. Для издателей же проводилось три-четыре недельных семинара в год. Носили они, как правило, общий характер и главным образом отслеживали развитие ситуации на книжном рынке России. Институт прекратил существование в 1998 г.

177

С развитием рыночных отношений достаточно регулярно стали проходить различные семинары при поддержке посольств США, Германии, Франции, Швеции. С 1993 по 2000 г. ежегодно проводилось по несколько семинаров с приглашением специалистов из этих стран. Участвовали в работе по 35-100 специалистов из российских издательств и книготорговых предприятий. Тематика семинаров была достаточно разнообразной, но основное внимание уделялось освоению рыночного опыта работы западных издательств и предприятий книжной торговли, а также вопросам авторского права.

В течение всего времени формирования нового книжного рынка России вопросами повышения квалификации активно занимались сами издательские и книготорговые структуры, в частности, «Инф-ра-М», «Ниола-пресс», ТД «Библио-Глобус», «Топ-Книга», «Мастер-книга» и др. Эта работа проводится и в настоящее время.

Специфика современного российского книжного рынка заключается не только в его географических особенностях (сосредоточение субъектов книгоиздания в Центральном и Северо-Западном регионах, что, в общем-то, не является исключительно российским обретением), не только в неблагоприятных экономических условиях функционирования участников рынка (введенный с 2002 г. 10%-ный налог на добавленную стоимость, не отрегулированные отношения по списанию продукции, решение о повышении страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 26 до 34%, крайне слабая развитость книгопроводящей торговой сети, низкая покупательная способность населения и пр.), не только в продолжающемся стремительном падении среднего тиража одной книги (говорят, это общемировая тенденция, хотя по отношению к российскому книжному рынку, в силу его закрытости, мировые тенденции имеют слабое отношение). Со времен формирования нового книжного рынка в конце 80-х - начале 90-х гг., характерной для субъектов рынка стала проблема кадрового обеспечения собственной деятельности. Не будем вдаваться в причины возникновения проблемы, скажем только, что одной из составляющих ее решения является информационное обеспечение подготовки и переподготовки кадров в области книжного дела, основой которого была и остается книга для профессионалов.

Литература для издательской отрасли выпускается сегодня многими издательствами. Можно назвать «АСТ. Астрель», «Эксмо», ИД «Университетская книга», «Дашков и Ко», «Юристь», «БХВ», «Терра», «ЮНИТИ», «ЭКОМ», «Школа издательского и медиабизнеса», «Принт-Медиа Центр», «Новое литературное обозрение», «Студия Артема Лебедева», некоторые университетские издательства и др. Однако это, как правило, одиночные издания, совокупность которых не представляет собой целостную систему. Наиболее полный спектр литературы для под-

178

готовки специалистов издательского дела выпускает Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова (МГУП имени Ивана Федорова). Это и понятно, ведь МГУП - это единственный вуз России, осуществляющий комплексную подготовку кадров с высшим профессиональным образованием для всего спектра профессий в области медиаиндустрии - издательского дела, дизайна и рекламы, полиграфии и упаковки, распространения печатной продукции и других направлений. Например, по направлению подготовки «Издательское дело» МГУП имени Ивана Федорова выпускает книги по специальным дисциплинам: Авторское право, Экономика и организация издательской деятельности, Художественно-техническое оформление печатной продукции, Теориятекста, Теория литературы, Текстология, Редакторская подготовка изданий, Электронные издания. Наряду с этим, выходит литература по базовым курсам: Технология редакционно-издательского процесса, Современное отечественное и зарубежное книжное дело, Управление современным издательским процессом, Стандарты в книжном деле, Предпринимательство вкнижномделе, Маркетингв книжномделе, Подготовка и презентация издательского проекта книжного издания, Аппарат издания, Реклама книги, Психология и социология чтения и др.

Кому предназначена эта литература? Как правило, адресуется она студентам, руководителям и специалистам отрасли печати, и далее более широкому кругу читателей, интересующихся проблемами книжного дела и книжного рынка. А сколько у нас потенциальных потребителей этой литературы? В 27 вузах России по специальности «Издательское дело и редактирование» обучается более 4 тыс. студентов. К этому нужно добавить учащихся 16 специализированных колледжей. Так что, обучающихся книжному делу в средних и высших учебных заведениях около 5 тыс. По данным НИЦ «Экономика», средняя численность работников в издательствах 14 человек, а всего в России действует, т. е. издает хотя бы несколько книг в год, около 6 тыс. издательств и издающих организаций. Таким образом, профессиональная аудитория, на которую могут рассчитывать издатели отраслевой литературы для книгоиздания, в целом по стране вряд ли превышает 90 тыс. (без полиграфистов и книготорговцев). Впрочем, если сюда добавить тех же полиграфистов и книготорговцев, то круг потенциальных потребителей такой литературы существенно расширится. Притом, что средний тираж одной книги сегодня менее 5 тыс. экземпляров (4624 экз. в 2012 г.), это достаточная для коммерческого интереса аудитория.

Но все эти цифры не служат ориентиром для издателей, не стимулируют рост числа наименований и тиражей профессиональной литературы. Прежде всего, потому, что вообще профессиональную книгу (и литература, о которой мы ведем речь, здесь не исключение) негде продавать: общеторговым и книжным сетевым магазинам она не инте-

179

ресна, а прочая розничная книжная торговля в целом по России настолько неразвита и слаба, что ей вовсе не до малотиражной литературы. Остаются не до конца раскрытые, не всегда удобные для использования, не всем доступные, наконец, возможности интернет-торговли. Кроме того, за последние годы в книжный бизнес пришло множество «универсальных менеджеров», для которых книга - это не интеллектуальный товар, обладающий спецификой и требующий особых к себе подходов, а просто один из товаров, наряду с колготками, консервами, колбасой и пр. При подобной психологии мелкого лавочника нет необходимости в учебе, подготовке и переподготовке себя и своих сотрудников, достаточно общих навыков торговли и управления «товарными и финансовыми потоками», тем более, если ранее подобные навыки успешно использовались ими в некнижных сегментах товарного рынка. Конечно, в относительной неразвитости сегмента литературы для издательской отрасли «виноваты» и другие факторы: ограниченность круга специалистов, способных создавать актуальные книги; относительно быстрая смена применяемых в редакционно-издательском процессе технологий; отсутствие стабильной и достаточно разветвленной системы переподготовки и повышения квалификации издательских кадров; география издательского и книготоргового бизнеса; отсутствие «отраслевого заказа» на эту литературу.

Тем не менее, учебная, научная и иная литература для издательской отрасли существует и в какой-то мере отвечает ее запросам. Учебная литература, поскольку она должна отвечать определенным программам и требованиям, выпускается преимущественно профильными учебными заведениями (учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций и др.). Практически по всем перечисленным выше направлениям подготовки специалистов отрасли существует системный продукт - книга. Выпущены они разными издательствами, часто авторами их являются преподаватели МГУП имени Ивана Федорова. Это учебные книги А.А. Беловицкой «Книговедение. Общее книговедение» (МГУП, 2007), И.В. Свечниковой «Авторское право» (ИД «Дашков и Ко», 2009), Н.З. Рябининой «Технология редакционно-издательского процесса» (Логос, 2008), Б.А. Кузнецова «Экономика и организация издательской деятельности» (АСТ. Астрель, 2006; второе издание - ИД «Университетская книга», 2012), С.Г. Антоновой, В.И. Васильева, И.А. Жаркова и др. «Редакторская подготовка изданий» (Логос, 2004), М.М. Невежи-ной «Теория литературы» (Издательство «Приор», 2005), Н.С. Валги-ной «Теория текста» (Логос, 2004), Е.В. Далады «Управление современным издательским процессом» (МГУП, 2008), А.Е. Шиманова «Издания отраслевой литературы» (МГУП, 2009), Б.С. Есенькина и А.Ф. Когана «Предпринимательство в книжном деле» (МГУП, 2004), В.И. Перлова «Маркетинг на предприятиях отрасли печати» (МГУП, 2000), Л.В. Зими-

180

ной «Переводные издания» (МГУП, 2010), Б.А. Кузнецова, Е.П. Шемето-вой «Организация управления международной деятельностью в издательском бизнесе» (МГУП, 2010) и другие издания.

Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана в 1997 г. выпустило учебное пособие С.С. Водчица «Эстетика книжных пропорций», а издательство Санкт-Петербургского государственного политехнического университета книгой «Азбука книжного дизайна» открыла в 2002 г. серию «Культура издательского дела», продолженную в 2008 г. книгой Г.П. Вильберга «Путеводитель по шрифтам».

За последние годы вышло несколько книг известнейшего в издательском деле специалиста Аркадия Эммануиловича Мильчина, в том числе «Культура издания, или Как не надо и как надо делать книги: Практическое руководство» (Логос, 2002; Новое литературное обозрение, 2013). Издана книга «Подготовка и редактирование аппарата книги: Как сделать книгу удобной для читателя» (ИД «Университетская книга», 2001).

Существенное место на рынке литературы по издательскому делу занимает справочная литература. Стоит выделить, пожалуй, относительно недавно вышедший фолиант А.Е. Мильчина и Л.Чель-цовой «Справочник издателя и автора», 3-е издание (Студия Артема Лебедева, 2009), где на более чем 1000 страницах приводится масса сведений практического характера. Так что это настольная книга и автора, и редактора, и верстальщика. Из иных книг отметим 2-е издание «Энциклопедии книжного дела» Ю.Ф. Майсурадзе, Н.П. Маковеева, А.Э. Мильчина и др. (Издательство «Юристъ», 2004), «Издательский словарь-справочник» А.Э. Мильчина (Олма-Пресс, 2003), справочную книгу Е.В. Малышкина и др. «Настольная книга издателя» (АСТ, 2004), «Основные стандарты по издательскому делу» (составители А.А. Джи-го и С.Ю. Калинин, ИД «Университетская книга», 2010).

Наконец, стоит напомнить, что в 1999 г. научное издательство «Большая Российская энциклопедия» выпустило энциклопедию «Книга» - универсальное справочное издание, в котором трактуются проблемы создания, распространения и использования книги. Предыдущее издание (энциклопедический словарь «Книговедение») выходило в 1981 г., так что новая энциклопедия, посвященная книге, появится, по всей видимости, не скоро.

Надо сказать, что в силу скоротечности многих процессов, сопровождавших с конца 80-х гг. формирование нового книжного рынка, возникло множество проблем, с которыми ранее нашим издателям не приходилось сталкиваться. Современному российскому издательскому делу не очень «повезло», ведь оно вместе со всеми пережило переход общества из одной экономической системы в другую и, соответственно, должно было измениться само и изменить некоторые

181

сущностные стороны собственной организации и экономики. Мало того, в силу незначительного временного интервала, занятого этими процессами, характер преобразований можно было бы даже назвать революционным. Впрочем, это обстоятельство не столь существенно, хотя оно и сказалось на качественной стороне дела, поскольку при отсутствии опыта и, зачастую, понимания хотя бы теоретических основ работы в новых экономических условиях, а проще - в условиях рынка, многие необходимые преобразования становились результатом эмпирического поиска. Более значимо, что формы организации издательского дела и его экономика изменялись на фоне активного внедрения в отечественную практику уже действующих и имеющих собственную историю в иных странах моделей развития, мало соотносящихся с наработанным на момент внедрения российским опытом и окружающей российской действительностью. В итоге, отдельные составляющие издательского дела в постсоветской России, включая создание авторского оригинала, издательский процесс и реализацию уже готовой издательской продукции, невзирая на их взаимосвязанность и взаимообусловленность, развивались как бы в отрыве друг от друга, с разной скоростью и с разными результатами. Но важно, что все эти процессы требовали информационного обеспечения, особенно систематизированной информации в виде книг. И прежде всего это касалось реализации издательского продукта, откуда и повышенный интерес к зарубежному опыту в области маркетинга. До сих пор не утратили актуальность выпущенные в начальный рыночный период в переводе с английского сборники статей «Книгоиздательский бизнес» (перевод Б.В. Ленского, СП «Бук Чембэр Интернэшнл», 1993), «Книжный маркетинг: Руководство к действию» (перевод Б.В. Ленского, издательство «Терра», 1996), книга Элисон Бэй-версток «Книжный маркетинг» (издательство БХВ-Санкт-Петербург, 1999). Более-менее системно основные аспекты книгоиздания изложены в книге Джона Пикока «Издательское дело: книга от замысла до упаковки» (Издательство «ЭКОМ», 2000). Из более поздних переводных изданий можно выделить серию «Школа издательского бизнеса», выпущенную ИД «Университетская книга» совместно с издательством «ШКИМБ» в 2008-2009 гг.: Патрик Форсайт «Маркетинг в книгоиздании», Джил Дэвис «Отбор и оценка рукописей», Дженни Маккей «Все о журналах», Крист Фрост «Дизайн газет и журналов», Джон Мориш «Издание журнала: от идеи до потребителя».

Особо стоит остановиться на книгах Гордона Грэма «Книжный бизнес. Практика книгоиздания и книжной торговли» (издательство «РосКонсульт», 1999), Леонарда Шацкина «Математика книготорговли» (МГУП, 2001), Андре Шиффрина «Легко ли быть издателем. Как транснациональные концерны завладели книжным рынком и отучили нас читать» (Новое литературное обозрение, 2002, переиздана этим же

182

издательством в 2011 г.), Яна Уайта «Редактируем дизайном» и «Сборник графических идей» (ШКИМБ, 2010-2011). Это не совсем обычные издания для нашего рынка и для наших специалистов. Наш рынок - это закрытый рынок, не только в части экономики и финансов, но и в части оценки и описания технологий работы конкретных издательских структур, специалистов. У нас почти нет оригинальных авторских книг с изложением опыта работы в книгоиздании, с личностной оценкой происходящего. В какой-то степени к ним можно отнести, пожалуй, небольшую работу Андрея Ильницкого «Книгоиздание современной России», выпущенную издательством «Вагриус» в 2002 г., книгу Б.С. Есенькина, Ю.Ф. Майсурадзе. «Книжное дело: взгляд журналиста и специалиста», изданную МГУП в 2001 г. и, в большей мере, - живо и со знанием дела написанную книгу Л.Х. Гитиса «Современное университетское издательство» - Издательство МГГУ, 2005. Так что изредка появляющиеся переводные издания в этой практически свободной нише «личного взгляда и опыта специалиста» вполне уместны, к тому же они, как показывает практика, медленно устаревают.

Существенным изъяном в книжном ассортименте остается отсутствие научно-популярных книг для издательской отрасли, посвященных не книге, а издательской деятельности, ее технологиям, экономике, организации. Из книг последних лет можно назвать, пожалуй, только книгу И.В. Маркиной «Основы издательских технологий» (БХВ-Петербург, 2005), адресованной, в том числе, и старшеклассникам. Это учебное пособие рассказывает об издательском деле - от истории книгопечатания до тенденций развития современных издательских технологий, насыщено практическим материалом. Впрочем, отсутствие научнопопулярной литературы, адресованной подросткам и рассказывающей о тех или иных видах человеческой деятельности, это беда не только издательской отрасли. Научно-популярная литература такого рода постепенно (впрочем, не очень-то и постепенно) исчезает с книжного рынка. Сегодня, например, на одного школьника «приходится» всего лишь 0,3 научно-популярной книги (в 1991 г. - 10 книг, в 2008 г. - 1 книга). Так что у подрастающего поколения почти нет шансов увлечься вдруг книжным делом и связать свою жизнь с книгой.

Помимо учебной, справочной и научно-популярной литературы, важной частью информационного обеспечения развития отрасли является ее научная составляющая. С 1959 г. издается научно-книговедческий сборник «Книга. Исследования и материалы». Сегодня его выпускает издательство «Наука». Постоянными разделами сборника на протяжении лет остаются «Современное книжное дело», «Теория и методология книговедения», «Искусство книги». В 2004 году появилась серия «Книжная культура в мировом социуме» (Наука), а в 2005 г. -серия «Московское книжное дело сегодня» из шести книг, подготовлен-

183

ная Российской книжной палатой (РКП), в которых отражены материалы научно-исследовательских разработок РКП по мониторингу книжного рынка Москвы. В 2006 г. издательство «Наука» выпустило монографию Н.А. Селиверстовой «Книжные культуры стран СНГ и Балтии», а в 2008 г. Н.Ф. Овсянникова, В.К. Солоненко «Развитие книгоиздания в контексте ярмарочной деятельности». Ежегодно только МГУП имени Ивана Федорова выпускает 20-30 монографий своих преподавателей. Университет издает научно-технические журналы «Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела» (выходит 6 раз в год), «Вестник МГУП» (12 выпусков в год), сборники научных трудов.

Выпускают монографии и другие российские издательства. Некоторые из них, как, например, монографии Б.В. Ленского «Книгоиздательская система современной России» (Наука, 2001), Б.С. Есенькина, Ю.Ф. Майсурадзе «Книжный рынок России: 1990-2000 гг.: динамика, экономика, организация» (МГУП, 2001), Л.В. Зиминой «Современные издательские стратегии: от традиционного книгоиздания до сетевых технологий культурной памяти» (Наука, 2004), на длительный период определяют системообразующие подходы к решению проблем российского книгоиздания. К такого рода изданиям относится и книга «Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета» (Издательство «Традиция», 2000), которая содержит материалы международной конференции «Информационное общество и социокультурное пространство книги», подготовленной Институтом философии РАН и издательством «ПрогрессТрадиция». Редко появляются книги, подобные этой, в которых можно было бы познакомиться с широким спектром мнений о проблемах и тенденциях развития информационного общества и влиянии его на будущее положение книги, в том числе с учетом бурного развития и внедрения в издательскую практику новых информационных технологий. А ведь издателю перспективный взгляд на книгоиздание просто необходим, поскольку он в значительной мере помогает определить современную издательскую политику. Ранее, в период плановой экономики, издательская политика не была собственно политикой, а была лишь деятельностью, выражающей политику государства, и не имела самостоятельного значения применительно к конкретному издательству. Совокупный выпуск книг издательствами страны отражал исключительно государственную издательскую политику, которая в свою очередь была плодом соответствующей идеологии и плановой экономики. Само понятие «издательская политика» отсутствовало, поскольку речь в этом смысле могла идти исключительно о государственной издательской политике, реализуемой в конечном итоге в тематических планах государственных издательств. Самостоятельное значение издательская политика в России приобретает применительно к издательствам лишь на

184

этапе формирования рыночных отношений в постсоветский период. Сегодня издательская политика является обязательным атрибутом информационного поля цивилизации и включает взаимосвязи, неизменно возникающие у издательства в ходе его деятельности, с внешней и внутренней средой. Для того чтобы издательская политика для каждого конкретного издательства обретала реальные основания, издатель должен иметь возможность формировать собственный взгляд на самые основания книгоиздательской деятельности, что невозможно без соответствующего информационного обеспечения, без научной, учебной и справочной книги.

185

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.