Научная статья на тему 'книжная торговля в сибири в условиях постсоветского развития (90-е гг. xx в. - начало xxi в.)'

книжная торговля в сибири в условиях постсоветского развития (90-е гг. xx в. - начало xxi в.) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
SIBERIAN BOOKS' DISTRIBUTION / СИБИРСКОЕ КНИГОРАСПРОСТРАНЕНИЕ / РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ / КНИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ / ИЗДАТЕЛЬСТВА / КНИГОТОРГОВЫЕ СЕТИ / DENATIONALIZATION / BOOK TRADE / PUBLISHERS / BOOK TRADE NETWORKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Альшевская Ольга Николаевна

В статье рассмотрена трансформация сибирской книжной торговли как элемента российского книжного рынка на рубеже веков (1991-2008 гг.) Выявлены основные тенденции перехода от единой государственной централизованной системы к системе рыночной многоукладной. Поэтапная трансформация системы книжной торговли и отдельных ее элементов проявлялась в последовательном изменении ее структуры, форм и методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the transformation of Siberian book trade as a part of the Russian book market at the turn of the centuries (1991-2008). The main tendencies of the transition from the united centralized state system to a multi-market one are identified. Stage-by-stage transforma-tion of the book trade system and its individual components revealed in the consequent changes of its structure, forms and methods.

Текст научной работы на тему «книжная торговля в сибири в условиях постсоветского развития (90-е гг. xx в. - начало xxi в.)»

БИБЛИОСФЕРА, 2010, № 3, с. 78-81

Материалы научной сессии ГПНТБ СО РАН -7/

УДК 655 ББК 76.18

КНИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ В СИБИРИ В УСЛОВИЯХ ПОСТСОВЕТСКОГО РАЗВИТИЯ (90-е гг. XX в. - НАЧАЛО XXI в.)

© О. Н. Альшевская, 2010

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, 15

В статье рассмотрена трансформация сибирской книжной торговли как элемента российского книжного рынка на рубеже веков (1991-2008 гг.) Выявлены основные тенденции перехода от единой государственной централизованной системы к системе рыночной многоукладной. Поэтапная трансформация системы книжной торговли и отдельных ее элементов проявлялась в последовательном изменении ее структуры, форм и методов.

Ключевые слова: сибирское книгораспространение, разгосударствление, книжная торговля, издательства, книготорговые сети.

The article describes the transformation of Siberian book trade as a part of the Russian book market at the turn of the centuries (1991-2008). The main tendencies of the transition from the united centralized state system to a multi-market one are identified. Stage-by-stage transforma-tion of the book trade system and its individual components revealed in the consequent changes of its structure, forms and methods.

Key words: Siberian books' distribution, denationalization, book trade, publishers, book trade networks.

Масштабные социальные трансформации, произошедшие в России в последнее десятилетие ХХ в. обусловили, в числе прочего, и существенные изменения системы книжной торговли. В этот период в России сформировалась и продолжает развиваться новая система книгораспространения, коренным образом отличающаяся от той, которая функционировала в стране на протяжении 60 лет (1930-1991 гг.) [6]. Прежде всего, изменилось сущностное значение книгораспространения, прошедшего за неполные 20 лет путь от важнейшего идеологического ресурса социалистического государства до полноправного субъекта рыночной экономики России [5]. За столь короткое, по историческим меркам время, из рынка дефицитного, каким он был еще совсем недавно при социализме, он превратился в рынок насыщенный. В конце ХХ в. в стране произошел переход от единой государственной централизованной системы к системе рыночной многоукладной.

Период 1991-2008 гг. внутренне неоднороден. Процесс зарождения, становления и развития современной организации книготоргового рынка в России может быть разделен на несколько этапов: • 1991-1995 гг. - демонтаж и демонополизация советской государственной системы книгорас-пространения и стихийное формирование элементов рыночной книжной торговли;

• 1995-1999 гг. - интеграция субъектов книготоргового рынка, формирование рыночной инфраструктуры книжной торговли;

• 2000-2008 гг. - стабилизация и закрепление современной многоукладной системы книжного рынка; возможно выделение времени «гиперроста», «расцвета сетей» и времени стагнации, перепроизводства, предкризисного периода.

Первому этапу переходного периода книгорас-пространения (1991-1995 гг.), содержанием которого являлось проведение комплекса мероприятий по ликвидации старых форм хозяйствования и созданию новых рыночных отношений и механизмов [1]. были присущи все общеисторические российские характеристики того времени. Либерализация экономики и приватизация, проводимая в стране для создания корпуса рыночной экономики, в книгораспространении характеризовалась двумя параллельно идущими процессами: разгосударствлением книжной торговли путем перехода государственных предприятий в частную собственность различными способами и созданием новых частных издательских и книготорговых структур.

Несмотря на огромные издержки, реформы в книжной торговле были осуществлены, и книготорговая отрасль стала, в основном, частной, но цена спешно проведенных реформ оказалась ог-

ромной. Была совершенно разрушена централизованная система оптовой торговли, которая полностью не смогла восстановиться и по прошествии 20 лет. Практически перестала существовать книжная торговля в сельской местности, осуществляемая в советский период системой «Центросоюза». Ликвидация централизованной книготорговой системы с ее сетями книжных магазинов, оптовых баз, книготоргов, системой предварительных заказов и тематических планов не прошла незаметно и привела к снижению экономических показателей книготорговли - рентабельности, эффективности, срока оборачиваемости средств, ликвидности активов. Лакуну, образованную разрушением старой системы книгораспространения и не заполненную еще несформировавшейся новой книжной торговлей, заполняли примитивные лотки и книжные базары.

Вместе с тем именно в этот период начала появляться так называемая «новая» книготорговля: частные, муниципальные и фирменные магазины издательств, полиграфических предприятий, оптовых и розничных книготорговых структур.

Одной из важнейших тенденций, значительно повлиявших на расстановку сил на книжном рынке России, стала организация книжной торговли издательствами в различных формах. Для продвижения своей продукции в этот период были созданы представительства центральных издательств в регионах и, соответственно, региональных книготорговых предприятий в центре. На местах издательства образовывали специальные склады для хранения и обработки производимых ими книг. Характерной особенностью книготорговой деятельности в 1991-1995 гг. было появление и развитие дилерских и дистрибьюторских издательских структур. Развитые дилерские (дистрибьюторские) структуры в Сибирском регионе имели центральные издательства «Эксмо-Пресс», «АСТ», «Просвещение», Центрполиграф, «Росмен», «Слово», «Дрофа», «Кнорус» [4].

Второй этап - 1996-1999 гг. - характеризуется активными и порой безрезультатными поисками путей преодоления дезинтеграции книготоргового рынка как государственными органами, так и «старыми» и «новыми» издательскими и книготорговыми структурами. В целом процессы изменения формы собственности и появление новых собственников негативно отразились на функционировании различных форм книжной торговли. В большинстве сибирских областей в этот период не была преодолена деформация важнейших элементов инфраструктуры: системы оптовой торговли, экспедирования, информирования о выпущенных изданиях, предварительных заказах на литературу, розничной торговой сети. Имеющийся разрыв в цепях между районами производства

книг и их потребления в отдаленных местностях являлся причиной значительного сокращения емкости регионального книжного рынка и одновременно снижал общий выпуск книжной продукции в стране, рентабельность центральных и местных издательств и книготорговых структур [7].

Продолжалось разрушение государственной оптовой торговли, как в центре, так и на местах. По сведениям АСКР, книготорговые предприятия, обладающие материальной частью бывших баз областных книготоргов, действовали в 1997 г. на территории 71 из 89 субъектов РФ. Однако их товарооборот составлял лишь 10% общего российского оптового товарооборота книжных товаров. По данным РКП в книжную торговлю Сибири, Дальнего Востока поступало лишь от 50 до 60% названий книг от общего выпуска [3]. Особенно затруднительным для этих регионов стало приобретение малотиражной научно-технической, специальной литературы. В регионах закрывались специализированные магазины. Например, в Новосибирске перестали существовать: «Детская книга» (1991 г.), «Политическая книга» (1997 г.), «Здоровье» (медицинская книга) (1999 г.), «Сибирская книга» (1992 г.), «Дружба» (книги на иностранных языках) (1997 г.), «Букинист» (антикварная и букинистическая книга) (1997 г.), в 2005 г. исчезла «Техническая книга».

Сложной и драматичной была судьба ставших самостоятельными книжных магазинов. В Кемеровской области из 20 магазинов, работавших в областном центре, в 1996-1999 гг. работали государственные унитарные предприятия «Книжный мир» и «Книга», индивидуальные частные предприятия Пенкина, Андреева, Деева, имевшие довольно широкую сеть лоточников. В Омской области от «старой» «Омсккниги» осталось всего 5 магазинов и 4 магазина принадлежали ИЧП «Принт» [2].

Негативной тенденцией было резкое сокращение числа книготорговых предприятий в сельской местности, где проживало 28% населения РФ. В 1999 г. объем продаж книг по этому каналу оценивался суммой менее 100 млн руб. (0,5% всего книготоргового оборота в стране) [7].

Одновременно и параллельно с разрушением «старой» шло появление и развитие «новой» книжной торговли. Значимой тенденцией развития книжного рынка, во многом определившим его дальнейшее развитие, стало совершенствование форм книжной торговли издательств: создавались издательско-книготорговые холдинги с оптовыми складами, сетью собственных магазинов в регионах («АСТ», «Эксмо», «ОЛМА», «Просвещение» и др.), появились и стали популярными книжные клубы.

К этому периоду относится становление и интенсивное развитие книготорговых сетей, объеди-

МАТЕРИАЛЫ НАУЧНОЙ СЕССИИ ГПНТБ СО РАН

няющих в себе оптовую и розничную торговлю, построенных на активном использовании компьютерных технологий. 1995-1998 гг. стали временем создания сетей центральных издательств: «АСТ» (1997 г.), «Эксмо» (1994 г.); региональных книго-продавцов: «Литэкс» (1996 г.), «Мила» (1995 г.), «ПродаЛитЪ» (1999 г.) и других: «Снарк» (1998 г.).

В конце 1990-х гг. появилась сибирская компания «Топ-книга», оказавшая весомое влияние на состояние и развитие не только регионального, но в целом и российского книжного рынка. Компанией была создана система оптово-распредели-тельных центров и на ее основе самая большая в России сеть книжных магазинов.

Таким образом, характерной особенностью данного периода стало системное изменение структуры книжного рынка. Доминирующая в советское время государственная планово-распределительная система уступила место горизонтально-сетевой конфигурации книжного рынка.

В XXI в. экономика России развивалась, в полном объеме, на рыночной основе. Страна начала пожинать плоды перемен 1990-х гг. и политической стабильности 2000-х гг. В развитии книго-распространения в 2000-2008 гг. можно выделить два этапа: активного роста и, начиная с 20052006 гг. - перепроизводства и стагнации. Важнейшей причиной этой тенденции является слабое развитие книгопроводящей системы страны.

Анализируя современное состояние российской книжной торговли, необходимо отметить факторы, негативно влиявшие на ее развитие.

Сокращение населения России и падение интереса к чтению у россиян, особенно у молодой части читательской аудитории, вело к сокращению числа потребителей книг. Недостаточное государственное регулирование книжной отрасли, отсутствие помощи государства издателям и книготорговым компаниям стало причиной медленного развития книжного бизнеса, сделало высокими риски для потенциальных инвесторов. Большой проблемой являлась непрозрачность рынка - в России не существовало до 2010 г. единой системы учета выпущенной и проданной книжной продукции, не собирались и не публиковались данные по оборотам книготорговых компаний. Традиционно сложившаяся ярко выраженная концентрация издательского и книготоргового бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге на фоне сильнейшего дефицита книготорговых и издательских компаний в остальных регионах страны способствовала кризису перепроизводства, вызванному отсутствием региональных рынков сбыта. Практически полное отсутствие маркетинговой стратегии, направленной на продвижение конкретной продукции к конкретному покупателю вело к потере издательствами потребителей. Одновременно происходило не-

обоснованное расширение ассортимента за счет повторяющихся позиций, что приводило к снижению объемов продаж. Серьезной проблемой стал острый дефицит квалифицированных кадров на всех уровнях предприятий книжной торговли.

Несмотря на большое количество проблем, тормозящих развитие российской книжной торговли, происходили и позитивные изменения. Развитие регионального сетевого книжного ритейла осуществлялось несколькими крупными компаниями (ИГ «АСТ», «Эксмо», «Топ-книга»). Активно раз-вивавалась сетевая торговля (ИГ «АСТ», «Топ-книга», «Инфра-М», «Библиосфера», «Литэкс», «ПродаЛитЪ»), появились современные форматы торговли, совмещающие в себе культурно-досуго-вый центр и место покупки книг («Буквоед», «Лас-Книгас»); книжные магазины в торговых центрах («Новый книжный», «Топ-книга»); распределительные центры. Развитие интернет-торговли, появление книжных интернет-магазинов способствовало привлечению более молодой части аудитории, развитию дополнительного канала сбыта.

Помня о том, что сибирский книжный рынок -неотъемлемая часть общероссийского со всеми присущими ему плюсами и минусами, мы считаем, что в силу сложившихся обстоятельств, он занимает особое место на книжном рынке страны. При всей сложности и противоречивости его современного состояния многие достигнутые показатели развития книжной торговли региона могут служить ориентиром, определяющим качественное состояние национального книжного дела.

Изучение книгораспространения в Сибири в 1991-2008 гг. - судьбоносного периода революционных изменений во всех областях жизни российского общества - становится одной из наиболее актуальных задач регионального и в целом отечественного книговедения. В этот небольшой по протяженности отрезок времени оказалась полностью разрушенной государственная система книгорас-пространения, функционировавшая на протяжении многих десятилетий советского периода российской истории, сложилась в основном новая многоукладная книжная торговля с неведомыми ранее «независимыми» книжными магазинами, «книжными сетями», «издательско-книготорговыми холдингами» и интернет-магазинами. Изучаемый период отличался динамизмом, противоречивостью и драматизмом. Система несколько раз менялась, будучи разрушенной до «основания, а затем» возрождалась от лотков и книгонош до гипермаркетов.

Список литературы

1. Герасимов Г. И. История современной России. Поиск и обретение свободы. 1985-2000 гг. : учеб. пособие для вузов. - М. : Ин-т общ. проектирования, 2008. - 408 с.

2. Горбунов А. В. О состоянии книжной торговли в Западно-Сибирском регионе // Вестн. Ассоц. книгорас-пространителей независимых государств. - 2001. -№ 7. - С. 5-11.

3. Горбунов А. В., Сапожников Ю. Н. Проблемы каналов книгораспространения в России и пути их решения // Кн. бизнес. - 1997. - № 8. - С. 37-39.

4. Есенькин Б. С., Майсурадзе Ю. Ф. Книжный рынок России: 1990-2000 годы. Динамика, экономика, организация. - М. : МГУП, 2001. - 190 с.

5. Ильницкий А. М. Книгоиздание в контексте социально-экономических преобразований в современной России. - М. : Альвис, 2002. - С. 13-40.

6. Ленский Б. В. Основные факторы становления и развития книгоиздательской системы современной России: книговедческие аспекты : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - М. : [б.и.], 2001. - 91 с.

7. Матрюхин Г. И. Состояние и некоторые пути оптимального развития регионального книжного рынка России. - М. : МГУП, 2002. - С. 26-36.

Материал поступил в редакцию 26.05.2010 г.

Сведения об авторе: Альшевская Ольга Николаевна - аспирант,

тел.: (383) 266-26-30, e-mail: [email protected]

Вышли в свет

УКАЗАТЕЛИ

Указатель каталогов военных библиотек русской армии (вторая половина XIX - начало ХХ века) /

Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук ; сост.: А. М. Панченко (отв. сост.), Н. А. Ба-луткина, Л. А. Мандринина ; науч. ред. С. Н. Лю-тов. - Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2010. -217 с. : ил.

Включены сведения об изданных в 1862-1916 гг. систематических (в основном) и алфавитных каталогах военных библиотек русской армии: Генерального и Главного штабов, окружных, гарнизонных, корпусных, войсковых офицерских, солдатских библиотек. Информация о большинстве каталогов вводится в научный оборот впервые.

Для специалистов в области библиотечного и книжного дела, работников военных библиотек, а также читателей, интересующихся военной историей России.

Гурий Иванович Марчук : биобиблиогр. указ. (19502009 гг.) : к 85-летию со дня рождения / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук ; сост. Л. А. Мандринина. - Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2010. - 184 с. - (Материалы к биобиблиографии сибирских ученых).

Указатель посвящен выдающемуся российскому математику, организатору науки и общественному деятелю академику РАН Гурию Ивановичу Марчуку. Издание подготовлено на основе ранее изданного библиографического пособия (Гурий Иванович Марчук (1950-2005) / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. Новосибирск, 2005). Включены новые материалы за 2005-2009 гг. и ряд документов за прежние годы.

Пособие предназначено для ученых-исследователей, преподавателей и студентов вузов, работников библиотек и информационных служб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.