Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ ЛАГЕРЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ ЛАГЕРЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
702
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗОВАННЫЙ ДЕТСКИЙ ОТДЫХ / ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ / КАНИКУЛЯРНЫЙ ДОСУГ / СМЕНА ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солнцева О.Г., Цунаева Ю.О.

Статья посвящена исследованию актуальных проблем в сфере организации и развития детского отдыха. Основные характеристики детских лагерей дают понять, что это специфические предприятия, требующие особого внимания при организации деятельности. В последнее время организованный детский отдых претерпел существенные изменения. Это касается не только введения новых законодательных актов и реестров детских лагерей, но и самой структуры рынка и потребительских предпочтений. Основой развития детского отдыха на территории России в современных условиях является участие в госпрограммах, разработка прозрачных законодательных актов, привлечение СМИ для формирования объективного образа лагеря, организация тематических конференций и профессиональные объединения позволяют достичь партнерского взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солнцева О.Г., Цунаева Ю.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FUNCTIONING OF CHILDREN'S CAMPS IN MODERN CONDITIONS

The article is devoted to the study of current problems in the field of organization and development of children's recreation. The main characteristics of children's camps make it clear that these are specific enterprises that require special attention when organizing activities. Recently, organized children's recreation has undergone significant changes. This concerns not only the introduction of new legislative acts and registers of children's camps, but also the structure of the market and consumer preferences. The basis for the development of children's recreation in Russia in modern conditions is participation in state programs, development of transparent legislative acts, involvement of the media to form an objective image of the camp, organization of thematic conferences and professional associations enable to achieve partnership.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ ЛАГЕРЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Особенности функционирования детских лагерей в современных условиях

Солнцева Оксана Глебовна

к.э.н., доцент кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», ogsolntse@mail.ru

Цунаева Юлия Олеговна

старший преподаватель кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», tsunayev@mail.ru

Статья посвящена исследованию актуальных проблем в сфере организации и развития детского отдыха. Основные характеристики детских лагерей дают понять, что это специфические предприятия, требующие особого внимания при организации деятельности. В последнее время организованный детский отдых претерпел существенные изменения. Это касается не только введения новых законодательных актов и реестров детских лагерей, но и самой структуры рынка и потребительских предпочтений. Основой развития детского отдыха на территории России в современных условиях является участие в госпрограммах, разработка прозрачных законодательных актов, привлечение СМИ для формирования объективного образа лагеря, организация тематических конференций и профессиональные объединения позволяют достичь партнерского взаимодействия.

Ключевые слова: организованный детский отдых, детский лагерь, каникулярный досуг, смена профильного лагеря.

Такая форма организации отдыха как детский лагерь имеет ряд весомых отличий от иных предприятий гостиничной индустрии. Соответственно, их важно учитывать при разработке стратегии по управлению развитием [9]. Ниже представлены основные характеристики лагерей, которые дают нам понять, что это специфическое предприятие, требующие особого внимания при организации его деятельности.

В последнее время организованный детский отдых претерпел существенные изменения. Это касается не только введения новых законодательных актов и реестров детских лагерей, но и самой структуры рынка и потребительских предпочтений [2]. Современный рынок рекреационных услуг способен предложить широкий спектр программ в лагерях, которые максимально охватывают особенности воспитательных, образовательных и спортивных мероприятий. Наряду с традиционным делением детских лагерей на российские и зарубежные, государственные, муниципальные и частные появляется все больше новых типов лагерей - семейные, профориентационные, образовательные, с разнообразными активными, подчас экзотическими видами спорта [3].

Самым актуальным изменением в законодательстве, регулирующем организованный детский отдых, является введение реестра детских лагерей с 1 июня 2020 года. Чтобы войти в реестр, организациям необходимо иметь разрешения на работу от всех федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют надзор в этой области. Рассмотрим, что изменилось в структуре детского отдыха в связи с этим.

Это нововведение в первую очередь повысило ответственность организаторов детского отдыха, ведь теперь все необходимые данные о детских лагерях находятся в открытом доступе, и каждый родитель вправе ознакомиться с ними. Это благотворно влияет на повышение уровня доверия родителей к детскому отдыху. С другой стороны, в том числе благодаря многочисленным проверкам и ужесточению требований надзорных органов, порой противоречащих друг другу, сокращению финансирования снижается число организаций отдыха и оздоровления, снижается доля частного бизнеса, а в ряде регионов, например, исчезли палаточные лагеря.

х

X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м

сч

0 сч

сч

01

о ш Ш X

<

т о х

X

Но меняется не только это, ощущается необходимость ввести новый понятийный аппарат в отрасли и разделить лагеря на стационарные и программные. Стационарные - с собственной базой, входящей в реестр. Программные - с отдельной программой детского отдыха, которая проводится на арендованной стационарной базе, входящей в реестр.

В свою очередь лагеря также очень различны между собой. Они могут делиться по целям, интересам, направленности, тематике, расположению.

Детский лагерь в зависимости от внешних и внутренних условий (кадры, материальная обеспеченность, тип учреждения) может иметь следующие цели своей организации:

• социальная и педагогическая защита подростков и детей;

• развитие кругозора, интересов и способностей ребенка, защита прав личности, установление позитивных и благоприятных отношений между членами коллектива, исключение конфликтов на межличностной основе;

• развитие лидерских и деловых качеств подростков и детей;

• формирование самостоятельности участников лагеря, развитие способностей по контролю своей жизни, обучение эффективному решению различных проблем;

• развитие творческого потенциала детей и подростков;

• адаптация или повторная адаптация ребенка к окружающему его миру;

• восполнение недостатка общения среди сверстников, в семье, в образовательном учреждении;

• дополнительное образование, которое полностью соответствует интересам и планам ребенка.

Как видно из этого обширного перечня, цели воспитательной работы в лагерях имеют большой спектр разнообразия.

Отметим базовые виды услуг, которые предоставляются ребятам в организациях по осуществлению детского оздоровления и отдыха:

• стандартные услуги, которые обеспечивают жизнедеятельность ребенка - питание, размещение, организация режима и т.д.;

• медицинские услуги, оказывающие лечебное и профилактическое воздействие, например, ЛФК, закаливание, массаж, электрофорез и т.д.;

• педагогические услуги, связанные с обучением школьным предметам плюс максимальное расширение кругозора и повышение уровня эрудиции;

• психологические услуги, адаптирующие детей и подростков к их кругу общения;

• правовые услуги, которые состоят в оказании помощи ребенку и его родителям для защиты своих законных интересов и прав;

• услуги культурологического характера, прививающие «любовь к прекрасному» и рассказывающие детям об основах религии;

• услуги по физическому развитию обучающихся ребят: спортивные секции, секция по ориентированию и т.д.;

• услуги по предоставлению информации об учреждениях, оказывающие выше названные услуги.

Смена профильного лагеря - это вид оздоровительной и образовательной работы с активными или одаренными ребятами. В качестве примеров таких смен можно привести смены юных натуралистов, туристов-исследователей, путешественников, автолюбителей, летняя и зимняя школа по разным видам искусства и творчества. Такие смены должны проводиться в период весенних, осенних, зимних или летних каникул, предусматривая круглосуточное или дневное присутствие детей и их кураторов.

Смена профильного лагеря состоит, главным образом, из детей, которые стали победителями или призерами различных олимпиад или конкурсов по предметам школьной программы, спортивных соревнований на уровне региональном или федеральном уровне, творческих фестивалей, выставок и смотров, имеющих высокие баллы ГТО, проявляющие иную полезную активность для окружающего мира или общества.

Кроме того, чтобы попасть в профильный лагерь, ребенок должен быть не старше 17 лет, а некоторые смены закладывают более жесткие ограничения по возрасту в зависимости от образовательных, творческих и иных программ [6].

Смены в лагере труда и отдыха могут быть как круглосуточными или дневными. Дневным пребыванием в лагерной смене называется такой вид образовательной, творческой или оздоровительной деятельности, когда эта деятельность осуществляется исключительно в дневное время, а ночное время ребенок проводит дома, причем во время нахождения в лагере должно быть организовано полноценное питание в количестве, зависящим от времени пребывания.

Другой вид смены - это смена в лагере труда и отдыха, другими словами, ТОШ (трудовое объединение школьников). В такой смене дети приобщаются к труду, получают полезные навыки, начинают верно оценивать свои возможности в той или иной сфере трудовой деятельности, а, кроме того, ведут здоровый образ жизни и получают рекомендации, как продолжать его поддерживать и после окончания лагерной смены. Существует система бесплатных детских лагерей от школ, где смены включают посещение культурно-массовых мероприятий, профориентационные занятия, физкультурно-оздоровительный блок и участие в социальных, патриотических или экологических акциях.

Исходя из вышесказанного, можно подчеркнуть тот факт, что сегодня в нашей стране представлено существенное множество видов детских лагерей, которые оказывают различные услуги. Ввиду глобальных ограничений туристической индустрии из-за пандемии можно ожидать повышения спроса на услуги детских лагерей, так как не все родители имеют возможность взять количество дней отпуска, необходимого для полноценного отдыха ребенка. Более того, в рамках действующих ограничений и загруженностью региональных детских турбаз создается необходимость в подобной диверсификации услуг. Также многие лагеря, адаптируясь к новым антиковидным мерам, предлагают различные онлайн-смены.

У организаторов детского отдыха меняется мнение относительно конкуренции внутри отрасли [5]. Чтобы развивать детский отдых, нужно прилагать огромные усилия. Здесь важно и участие в госпрограммах, и разработка прозрачных законодательных актов, и привлечение СМИ для формирования объективного образа лагеря, и организация тематических конференций. Разрозненным компаниям такое не под силу, а профессиональные объединения помогают совместно двигаться к результату [7]. Еще одной задачей индустрии является привлечение профессиональных педагогов и медиков, так как именно факторы безопасности и здоровья, в том числе психологического, являются решающими при выборе лагеря родителями.

Детский туристический лагерь невозможно отделить от образовательной системы [1]. Необходимо рассматривать детские лагеря через призму их возможного влияния на личность ребенка, а это образовательный процесс. Сюда входит и обучение навыкам общения, и решение внутренних и внешних конфликтов, и умение познавать себя и окружающий мир.

Ассоциация программных лагерей провела исследование о влиянии детского лагеря на воспитание и развитие детей среди родителей и детей, которые отдыхали в детских лагерях. По результатам исследования 83 % опрошенных родителей отмечают у детей рост коммуникативных навыков, которые в современном мире 1Т-технологий и га-джетов могут развиться только в секциях или кружках, 77 % родителей отметили, что у детей возросла уверенность в собственных силах, а 72 % сказали, что дети стали гораздо самостоятельнее в быту после окончания смены [8].

Согласно прогнозам Федеральной службы статистики, количество детей школьного возраста ежегодно будет увеличиваться на 2-3 %, отрасль детского отдыха имеет огромный потенциал. По данным исследования ГАУК «Мосгортур» и «Де-лойт» по оценке потенциала рынка детского отдыха, к 2023 году количество детей вырастет почти на 14 % и составит 19,7 миллиона [4], в связи с чем можно говорить о росте внимания, в том

числе и интереса инвесторов, к отрасли. Следовательно, в ближайшей перспективе - расширять линейку продуктов, предлагая разнообразные формы каникулярного досуга за счет развития партнерского взаимодействия.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 02.07.2021 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021).

2. Всероссийский навигатор по детскому отдыху: Каникулам — быть: летний детский отдых в 2021 году - Текст: электронный URL: http://sn.ria.ru (дата обращения: 05.11.2021).

3. Колочко Ю.А. Проблемы и перспективы развития международного туризма в России- Материалы 33-й Всероссийской научной конференции молодых ученых. ГУУ, 2018. С. 46-49.

4. Население России до 2030 г.: демографические и функциональные прогнозы - Текст: электронный URL: http://gks.ru (дата обращения: 02.11.2021).

5. Офицерова Н.А. Роль туризма в российской экономике. / Материалы VI Всероссийской научной конференции «Львовские чтения», — Москва: ГУУ — ЦЭМИ РАН, 2018. С. 137-140.

6. Семененко М.М. Особенности сервиса и организации детских лагерей на примере "ДРУ-ЖИТЕ.РУ" / Наука через призму времени. 2019. № 5 (26). С. 179-181.

7. Солнцева О.Г. Благоприятные рекреационные и экономические условия как аспект развития туризма В книге: Общество, Экономика, Право: Актуальные вопросы и векторы развития / монография. Петрозаводск, 2020. С. 158-168.

8. Солнцева О.Г. Образовательный туризм как инструмент воспитания эмпирического образования в социально-культурной среде - В сборнике: Лучший преподаватель 2018. Сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса. 2018. С. 63-67.

9. Федорова П.А. Роль инновационной составляющей в развитии региональной экономической политики в современных условиях Вестник Университета (Государственный университет управления). 2016. № 5. С. 166-170.

Features of the functioning of children's camps in modern conditions Solntseva O.G., Tsunaeva Yu.O.

State University of Management

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

The article is devoted to the study of current problems in the field of organization and development of children's recreation. The main characteristics of children's camps make it clear that these are specific enterprises that require special attention when organizing activities. Recently, organized children's recreation has undergone significant changes. This concerns not only the introduction of new legislative acts and registers of children's camps, but also the structure of the market and consumer preferences. The basis for the development of children's recreation in Russia in modern conditions is participation in state programs, development of transparent legislative acts, involvement of

X X О го А С.

X

го m

о

2 О

м

the media to form an objective image of the camp, organization of thematic conferences and professional associations enable to achieve partnership.

Keywords/ organized children's recreation, children's camp, vacation leisure,

profile camp session. References

1. On education in the Russian Federation: Federal Law of December 29,

2012 N 273-FZ (as amended on July 2, 2021, as amended and supplemented, entered into force on September 1, 2021).

2. All-Russian navigator on children's rest: Vacations - to be: summer

children's rest in 2021 - Text: electronic URL: http://sn.ria.ru (date of access: 05.11.2021).

3. Kolochko Yu.A. Problems and prospects for the development of

international tourism in Russia - Materials of the 33rd All-Russian scientific conference of young scientists. GUU, 2018.S. 46-49.

4. Population of Russia until 2030: demographic and functional forecasts -

Text: electronic URL: http://gks.ru (date of access: 02.11.2021).

5. Ofitserova N.A. The role of tourism in the Russian economy. / Materials of

the VI All-Russian Scientific Conference "Lviv Readings", - Moscow: GUU - CEMI RAS, 2018. P. 137-140.

6. Semenenko M.M. Features of the service and organization of children's

camps on the example of "DRUZHITE.RU" / Science through the prism of time. 2019. No. 5 (26). S. 179-181.

7. Solntseva O.G. Favorable recreational and economic conditions as an

aspect of tourism development In the book: Society, Economics, Law: Topical issues and vectors of development / monograph. Petrozavodsk, 2020.S. 158-168.

8. Solntseva O.G. Educational tourism as a tool for the upbringing of empirical

education in a socio-cultural environment - In the collection: The best teacher 2018. Collection of articles of the III International research competition. 2018.S. 63-67.

9. Fedorova P.A. The role of the innovation component in the development of

regional economic policy in modern conditions University Bulletin (State University of Management). 2016. No. 5. S. 166-170.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CS

0

CS CS

01

o m m

X

J

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.