Научная статья на тему 'Особенности формирования зрительской культуры на концертной эстраде'

Особенности формирования зрительской культуры на концертной эстраде Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
744
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
СONCERT / CONCERT ACTIVITY / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES / POP / SKETCH / HUMOR / ENTERTAINER / ARTIST / NARRATOR / STAGING / КОНЦЕРТ / КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭСТРАДА / СКЕТЧ / ЮМОР / КОНФЕРАНСЬЕ / АРТИСТ / РАССКАЗЧИК / ПОСТАНОВКА НОМЕРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Эгамбердиев Фаррух Тухтаевич

Формирование зрительской культуры подрастающего поколения является актуальной задачей не только для педагогики, но и всей общественности. Искусство составляет основу художественной культуры и выражается в непосредственном эстетическом и эмоциональном понимании реальности. Педагогическая практика показывает, что нынешняя ситуация в детских и юношеских театрах и на концертах в корне отличается от прошлых лет. В данной статье рассматривается взаимоотношение современного зрителя и исполнителя концертных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF SPECTATOR CULTURE ON THE CONCERT STAGE

The formation of the audience culture of the younger generation is an urgent task not only for pedagogy, but also for the whole public. Art forms the basis of artistic culture and is expressed in a direct aesthetic and emotional understanding of reality. Pedagogical practice shows that the current situation in children's and youth theaters and at concerts is fundamentally different from past years. This article discusses the relationship of the modern audience and the performer of concert programs.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования зрительской культуры на концертной эстраде»

ART

FEATURES OF THE FORMATION OF SPECTATOR CULTURE ON THE CONCERT STAGE Egamberdiyev F.T. (Republic of Uzbekistan) Email: Egamberdiyev450@scientifictext.ru

Egamberdiev Farrukh Tukhtaevich - Acting Associate Professor, DEPARTMENT OF VARIETY ART AND MASS PERFORMANCES, FACULTY OF THEATER ARTS, STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the formation of the audience culture of the younger generation is an urgent task not only for pedagogy, but also for the whole public. Art forms the basis of artistic culture and is expressed in a direct aesthetic and emotional understanding of reality. Pedagogical practice shows that the current situation in children's and youth theaters and at concerts is fundamentally different from past years. This article discusses the relationship of the modern audience and the performer of concert programs.

Keywords: concert, concert activity, cultural and leisure activities, pop, sketch, humor, entertainer, artist, narrator, staging.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА КОНЦЕРТНОЙ ЭСТРАДЕ Эгамбердиев Ф.Т. (Республика Узбекистан)

Эгамбердиев Фаррух Тухтаевич - и.о. доцента, кафедра искусства эстрады и массовых представлений, факультет театрального искусства, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: формирование зрительской культуры подрастающего поколения является актуальной задачей не только для педагогики, но и всей общественности. Искусство составляет основу художественной культуры и выражается в непосредственном эстетическом и эмоциональном понимании реальности. Педагогическая практика показывает, что нынешняя ситуация в детских и юношеских театрах и на концертах в корне отличается от прошлых лет. В данной статье рассматривается взаимоотношение современного зрителя и исполнителя концертных программ.

Ключевые слова: концерт, концертная деятельность, культурно-досуговая деятельность, эстрада, скетч, юмор, конферансье, артист, рассказчик, постановка номера.

Концерт как форма культурно-досуговой деятельности, в силу своих специфических особенностей обладает значительным потенциалом в современном мире, потому как является одной из самых востребованных форм. Популярность концертных программ позволяет воздействовать на сознание разных возрастных слоев населения и тем самым привлекать внимание общественности к тем или иным проблемам, существующим в современном обществе.

Работа над постановкой концертных программ, концертов - процесс творческий и многогранный. И у этого процесса, безусловно, есть объективные законы. Существует определённая, выработанная практикой многих режиссёров методология, которая помогает организовать творческий процесс, определить его последовательность.

В принципе, артист эстрады любого жанра в той или иной мере импровизатор. Даже в самых жестко организованных, с точки зрения техники исполнения, номерах, на каждом новом концерте артист вносит более или менее значительные коррективы в свое выступление.

В жанре эстрады наиболее всего проявляется приспособляемость в каждом новом концерте к новой аудитории, пространству зала и сцены, городу и стране, времени года и погоде, социальному, возрастному, профессиональному составу публики и т. п. - проявляется в жанре эстрада. Более того, реакция на весь спектр этой динамики -прямая обязанность артиста эстрады.

В связи с этим нужно заметить, что предлагаемые обстоятельства в искусстве эстрады порой означают совсем не то, что под этим термином подразумевают в драматическом театре. Огромное значение имеет и реакция зрительного зала, которая может заставить пойти концерт по не выстроенному заранее руслу, поменять местами номера, изъять какие-то из них, заставить артиста импровизировать, сократить или удлинить номер. Конечно, и в драматическом театре зал может быть непредсказуем в своих реакциях, однако непредвиденные реакции не могут внести радикальные изменения в выстроенный спектакль момент его исполнения.

«Лучший способ общаться со зрителями это через персонажи, участвующие в спектакле»,1 - говорит Станиславский. Константин Сергеевич рассматривает свой живой диалог со зрителями в позитивном свете.

Действия актера на сцене должен быть последовательными, его диалоги с партнером и его внутренние чувства непрерывными. В некоторых случаях отношения и преемственность теряются, например, из-за повторного воспроизведения роли, взаимодействие актера с партнером становится слабее и становится очевидным искусственное представление актеров. Опытная публика может быстро понять это, и игра не имеет значение. К. Станиславский говорит, что процессы общения со зрителем разные.

Ремесленное общение - это актерское обращение к зрителям прямо со сцены. По словам Станиславского, в таком стиле исполнения актер мысленно отделен от своего партнера и направляет свои слова в зрительный зал. Это приводит к искусственному исполнению спектакля. На самом деле, актер должен иметь возможность использовать любой из методов игры, а не ограничивать его. Только тогда он сможет найти свой собственный стиль, свою индивидуальность и свободно выражать собственные чувства.

Воспринимая действие в некоем коллективе, зритель как бы растворяется в нем, представая уже не только руководствующейся лишь индивидуальном вкусом личностью. В его поведении, восприятии, оценках многое определяют коллективные эмоции и установки. Имея в виду эту особенность коллективного восприятия, Вс. Мейерхольд справедливо замечал, что «если один момент спектакля у 75% зрителей вызовет одинаковые реакции, то это означает овладение всем зрительным залом, потому что остальные 25 % пойдут за этими 75%.»2

В связи с этим заслуживают внимания соображения А. Кугеля о функции хора в греческой трагедии: «Хор была та кучка наиболее нервных, восприимчивых зрителей, которые заражались первыми, свои чувства выражали замечаниями, криками и суждениями и принимая как бы активное участие в представлении, передавали свое настроение, свою энергию зрителям. Таково происхождение хора древнегреческой трагедии».3

Самая популярная и классическая форма общения «Четвертая стена». Зритель просто внешний наблюдатель. В этом спектакле актер читает маленькие реплики или

1 Станиславский К.С. Работа актёра над собой. (перевод). Ташкент: Янги аср авлоди, 2010. 468 с.

2 В.Э. Мейерхольд Статьи, письма, речи, беседы. Часть вторая. Москва: Искусство. 1968. 465 с.

3 Театр и искусство: еженедельный иллюстрированный журнал / под ред. А. Р. Кугеля: в 40 т.

монологи аудитории. По словам автора пьесы, такие маленькие реплики, которые доставляются зрителю, не принадлежат партнеру и называются apart (с французкого языка - apart), это означает «раздельность» или не для всех.

Следующий тип общения относится к аффективным значениям происходящего (на английском языке - happening). В стиле «хеппенинг» общение является единственной целью выражения событий в произведении, то есть идея автора. Это может не быть частью истории произведения. Но способ получить «хеппи», смешивая различные типы театральных элементов и применяя их на сцене к гармонии жизненных событий к примеру у хеппинга сюжет может быть нелогичным и непоследовательным в последовательности событий, но они имеют психо-эмоциальную связь. Хотя в спектаклях «Хеппи» есть несколько не связанных между собой эпизодов, они все еще имеют идеологическое единство. Актер «Хеппинга» не теряет свою личность во время шоу, поэтому зритель может видеть, что он актер и служит только для того, чтобы передать то, что он видит.

Представления «Хеппи» могут быть показаны в галереях, музеях, на площадях и в парках. В некоторых случаях их также часто можно увидеть на сцене. Но в этом процессе форма «сцена-аудитория» отменяется, так как он отвергает концепцию «зрительская аудитория».

Стоит отметить, что сегодняшнее разнообразие представлений, как одна из основных форм общественного развлечения для культурного досуга людей, играет важную роль в разнообразных концертах.

Потому что концерт стал своеобразным сочетанием небольших эстрадных представлений и функции, которые могут конкурировать с драматическим театральным представлением. Концерт стал событием, которое объединяет знаменитостей и профессиональных артистов.

Каждый вид искусства имеет свою единицу измерения. В драматических, оперных и балетных театрах - спектакль составлен в целостном, законченном и художественном виде. В эстрадном искусстве это концерт, но он имеет уникальную и отличительную форму. Концерты бывают симфоническими, эстрадными, филармоническими, с оркестрами, ансамблями и солистами с сольным или групповым стилем. Артисты разных жанров часто участвуют в эстрадных концертах. Основной частью концерта является номер. Расположение номеров в композиционной последовательности создает эстрадный концерт.

Стоит отметить, что это не относится ко всем типам эстрады. Например, мы также называем сольные выступления покойного артиста Ходжибоя Тожибоева или мастера слова Мирзы Холмедова концертом. Но они могут не содержать элементы, которые мы только что упомянули. С начала и до конца концерта артисты могут исполнять длинные юмористические монологи. Однако это не означает, что подобные концерты не имеют отношения к эстраде. Поэтому настоящее искусство в некоторых случаях может быть упущено из виду или пропущено научными и теоретическими концепциями.

Задача науки - объяснить читателю простым языком любую работу, имеющуюся на сцене. Мы не ошибаемся, говоря, что концерты солистов упомянутые выше отличаются в исполнении, вставляя последовательность скетчов или юмористических рассказов по иным законам. Каждый скетч (латифа) нужно рассматривать как номер. Если сатирические монологи соединяются и организуют целый концерт, то паузы между ними разбивают все на мелкие кусочки.

Когда речь идет о значении термина «концерт», мы все же предоставляем более подробную информацию о нем. Итак, эстрадное искусство в форме становится все более и более экспансивным, но этот процесс не теряет своей сингулярности, так как в одном концерте воплощается множество видов искусства.

Как известно, все виды искусства подразделяются на жанры и направления, каждое со своими научными и теоретическими законами и формами. Эстрада не

исключение. С появлением эстрады возросло число тех, кто стремился изучать его теоретически. В России этим искусством занимались Д.И. Тимофеев, И.А. Богданов, С.С. Клитин, И.Г. Шароев, И. Виноградский. В Узбекистане Б.С. Сайфуллаев, М.Б. Умаров, М.Р. Юсупова, Ф.Э. Ахмедов которые внесли большой вклад в развитие этой науки.

Мы можем увидеть много разнообразия в области эстрадного искусства. Среди них концертные номера и театральные миниатюры. Важно отметить, что когда дело доходит до классификации жанров эстрады, то торопиться не следует. Некоторые даже не замечают взаимосвязи массовых праздников и эстрады. Нетрудно понять, что одним из самых популярных праздников является концертное шоу с независимыми от друг друга номерами. Поскольку изучая широкий спектр разнообразных программ эстрады и массовых представлений, важно признать, что многообразие в этом виде искусства практически безгранично. На самом деле, казалось бы, стабильная форма меняет облик в исполнении другого художника по-новому, до неузнаваемости. Мало того, что разнообразие на эстраде не заканчивается, а развивается с появлением новых актёрских номеров которые порождают современные стили и формы. Так как каждый актер в своем собственном стремлении создаст оригинальность, уникальный образ или номер. Желание развивать найденный образ даёт возможность улучшить эти формы.

Искусство эстрады появилась в кафе и кабаре под шум блюд, где официанты ходят между посетителями разнося подносы, которые и являются зрителями. В связи с этим сохраняются негативные отношения культурологов и искусствоведов к определенным жанрам эстрады.

На самом деле, концерт является результатом нескольких лет труда профессиональных специалистов, и их экзаменом перед публикой. Эстрадный концерт - одно из важнейших событий в жизни артиста. Часто поклонники ждут концертов известных и профессиональных артистов, которых они любят, и хотят попасть туда и насладиться их талантом. Каждый художник хочет показать свой потенциал и возможность перед публикой. Демонстрирует навыки которые приобрёл в течение всего года, делится своими достижениями со своей публикой.

Концерт как форма культурной деятельности, в силу своей специфики обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания, и особенно подрастающего поколения. Его социальные функции включают в себя культурно-просветительную и образовательно-воспитательную функцию.

Задача концерта - воспитать зрителя. И очевидным является то что, что без зрителей не будет сценического искусства. Мы привели в качестве доказательства нашего мнения множество примеров ответственности актера перед аудиторией. Но перед театральным и концертным искусством у зрителя также есть ряд задач. И не осознавая этого зрителю не возможно будет понять произведение искусства. Прежде всего, посетитель театра или концерта должен быть одаренным и умным. К сожалению, большинство посетителей концерта посещают театры и концерты без надлежащей подготовки. В результате они покидают концерт без необходимых выводов. Итак, какую подготовку нужно провести и что нужно знать зрителю перед посещением концерта? Эстетическая подготовка к концерту и художественная зрелость - одна из главных задач зрителя. Следовательно, чтобы зритель сделался причастным к творчеству, чтобы в нем пробудился художник, на нынешнем этапе развития искусства необходимо общее повышение художественной культуры зрителя.

Создатели любой концертной программы стремятся обеспечить эстетическое удовольствие зрителям, а также духовное воспитание аудитории. Стоит отметить, что перед концертом ведущие объясняют зрителям, как они должны вести себя во время концерта. Влияние на духовное сознание зрителя этим не заканчивается. Любой номер концертной программы направлен на улучшение внутреннего мира человека, поощрение его роста и духовное очищение.

Сцена и зритель являются неразделимыми структурами. Искусство должно питать свою аудиторию и формировать ее эстетический вкус. Если искусство в процессе отстанет от зрителя оно создаст напряжение, то есть основная функция искусства будет нарушена и будет бесполезной. Тем не менее, важно помнить, что исполнение концерта таким образом, чтобы оно было полностью понятным для аудитории, не всегда является позитивным. Любой, кто смотрит концерт заранее не должен знать что произойдет после и если возможно, не должен предсказать как событие развернется дальше. Только в этом случае представление его заманит и зритель откроет для себя что-то новое, будет испытать события, которые не были пережиты, замечены или известны для него.

В последние годы стало традицией привлекать конкретные организации или компании к концертным программам. Общение за стеной сотрудников одной организации может оказать положительное влияние на сближение и дружбу людей. Действительно приятно пойти на концерт после тяжелого дня в офисе. Мы знакомимся с нашими друзьями по ближе, шутим, делимся нашими новостями, а иногда мы забываем о сложной работе. В результате такого подхода со стороны администрации организации отношение людей к рабочему месту определенно улучшится и как вы видите производительность возрастет.

К сожалению, некоторые люди не знают о необходимости являться на концерт на полчаса раньше. Прежде всего, после начала концерта опоздавшая публика мешает другой аудитории. Таким образом, он также отвлекает аудиторию, которая уже вошла в концертную атмосферу. Когда зрители отвлекаются, актеры и певцы на сцене чувствуют себя неловко, и ритм концерта нарушается. Эти мысли также относятся к тем, кто пытается уйти до окончания концерта. Во время выступления артистов запрещается шуметь. Но если номер артистов вам приглянулся то приняты овации. Искусствоведы советуют зрителям прийти на концерт пораньше, выйти из зала посмотреть декорации, взять программы и кратко познакомиться с артистами концерта. Сама программа - является маленьким кусочком концерта.

К сожалению, индустрия развлечений в стране еще не полностью развита, и в результате люди не приходят к определенному выводу о том, как проводить свой досуг. Поэтому процесс должен начинаться с образования, в детских садах и школах. Надо наслаждаться литературой и искусством с детства и часто приводить детей в музеи, театры, на симфонические и классические концерты, различные шоу. Культура и искусство играют важную роль в развитии духовного мира человека.

Отличительной особенностью восприятия концертных программ является следующее: «Если сравнить механизм восприятия театральных и концертных постановок, то необходимо разобрать и проанализировать эмоциональное воздействие зрителя и исполнение концерта. Опыт переплетается с визуализацией жизненных процессов, происходящих на сцене и моделирующих те части сцены, которые инструменты визуальных образов не могут заполнить.»1 Вокальные и музыкальные концерты в некоторых отношениях отличаются от театрального представления. Это отражается не только в визуализации видимых процессов, но и в скрытых аспектах общественной жизни.

Рассказчик фокусируется на одном или нескольких важных аспектах истории, раскрывая мысли и эмоции героя. Зритель опирается на недостающие части истории или создает трехмерное представление на сцене, используя действия актера и его собственное воображение. Филармонический способ общения с аудиторией принципиально отличается от театра. Актер театра общается со зрителем через свой художественный образ. Чем глубже его образ, тем больше вероятность, что он приведет аудиторию к самой сути истории. Но канал прямого общения с аудиторией

1 Клитин С.С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики. Л. Искусство 1987г. 192 с. 81 ■ European science № 1 (50)

также не теряет контроля. Из этого канала актеру все равно, смотрит ли зритель или слышит, то есть он создаст непрерывную передачу информации со сцены.

Исполнитель концерта тесно связан с зрительским залом. Таким образом, он также чувствует влияние аудитории на близость. В некоторых случаях, даже в жанрах филармонии, он исполняет диалог художника и создает театральный стиль. В этом случае создаваемый образ становится многогранным объектом. За исключением общения актера со зрителем от имени рассказчика или лирического героя, каждый концерт будет иметь свою собственную эмоциональность, близость, дружбу и уважение между актером и аудиторией. Потому что актёр и зритель - одновременно находятся в одной временной среде обитания. Конечно, это зависит от художественной ценности выполняемой работы, таланта и мастерства актера, настроения аудитории и желания общаться с друг другом. Если наладиться связь, то это прекрасная возможность для актеров и зрителей насладиться представлением.

Как известно, концертные выступления включают разговорные и вокальные жанры. Но есть также номера, где эти два жанра смешаны, дополняют и синтезируют друг друга. Это направление можно назвать литературно-музыкальным жанром. Художественное восприятие музыкального произведения требует от слушателя высокой внимательности и умственной подготовки. При восприятии классической музыки, наше сердцебиение начинает резонировать с его ритмом, и мы вспоминаем наши замечательные моменты жизни. Мы слышим как актеры читают и говорят литературные произведения. Но другие средства исполнения также не менее важны. Эстрадный-музыкальный номер сочетает в себе не только средства исполнения, но грим, костюмы, бутафорию, мимику и пластику которые также оказывают влияние на человеческий разум.

Поэтому мы должны использовать все нашего воображения, чтобы постичь произведение вокального направления, которые объединяют два синтезированных жанра. Номера, созданные путем добавления танцевальных элементов к вокальным номерам, более эмоционально привлекательны и красочны.

Примером этого является работа Тамары Ханум. Мы помним, что исполнение народных песен и танцев вызвало большой интерес и аплодисменты зрителей.

Эстрадный концерт - это чаще всего череда сменяемых артистов, музыки, костюмов, темпо-ритмов, тем и сюжетов, жанров, трюков, эффектов. Ведь само слово «Концерт - (concerto) означает «соревнование». В музыке - это соревнование инструментов и музыкальных тем, на эстраде - соревнование номеров и артистов. А там, где соревнование, - там борьба, противостояние. Зритель эстрадного концерта изначально настроен на частую смену впечатлений. Но номер номеру - рознь: один -веселый и эксцентричный, другой - лирический; третий - легковесный и незатейливый, в четвертом - глубокая социальная или нравственная тема, и так далее. Но в целом он должен быть подчинен вечной идеи гармонии воспитания зрителя.

Список литературы /References

1. Словарь терминов культуры и искусства. Под редакции Б.С. Сайфуллаева. Ташкент: Гафур Гулям, 2015. 352 с.

2. Ахмедов Ф.Э. Режиссура Эстрады и массовых представлений. Ташкент: Алокачи, 2008. 424 с.

3. Рашидов Т. Эстрадное искусство Центральной Азии. Монография. Ташкент: Лессон Пресс, 2015.

4. Ризаев Ш. Сахна маънавияти. Ташкент: Маънавият, 200. 176 с.

5. Умаров М.Б. История эстрады и массовых представлений. Ташкент: Янги аср авлоди, 2009. 324 с.

6. Сайфуллаев Б.С., Маматкосимов Ж.А. Актёрское мастерство. Ташкент: Наука и технология, 2012. 388 с.

7. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. (перевод). Ташкент: Янги аср авлоди, 2010. 468 с.

8. Юсупова М.Р. и др. Актёрское мастерство. Ташкент: АНРесп. Узб. Главная библиотека, 2015. 128 с.

9. Клитин С.С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики. Л. Искусство 1987г. 192 с.

10. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. Л. Искусство, 1980. Т. 1. О профессии режиссера. 303 с. Т. 2. Статьи. Записи репетиций. 311 с.

11. Театр — зритель: Проблемы социологии театрального искусства. М.: 1973. 169 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.