Научная статья на тему 'Н. Анисимова на концертных площадках Ленинграда'

Н. Анисимова на концертных площадках Ленинграда Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЕТ / ЛЕНИНГРАД / ЭСТРАДА / ГАТОБ / КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / BALLET / LENINGRAD / CONCERT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пушкина Ирина Алексеевна

В статье рассматривается довоенный период творчества Н. Анисимовой-танцовщицы на концертных площадках Ленинграда, приводятся собранные воспоминания и впечатления партнеров М. Михайлова, С. Кореня, Р. Гербека и её современников о стиле и исполнительской манере танцовщицы. Рассматривается период, который впоследствии оказался подготовительным для Анисимовой-балетмейстера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

N. Anisimov at Lenigrad's concert venues

The subject of the article is pre-wav period of Anisimova»s career as a ballet dancer on the concert stages of Leningrad. Collected reminiscences and impressions of her partners M.Mikhailova, S.Korenia, R.Guerbek and her contemporaries about Anisimova style and dancing miners are in clouded. The period which became preparatory for Anisimova as a ballet master is studied.

Текст научной работы на тему «Н. Анисимова на концертных площадках Ленинграда»

И.А. Пушкина

Н. АНИСИМОВА НА КОНЦЕРТНЫХ ПЛОЩАДКАХ ЛЕНИНГРАДА

В статье рассматривается довоенный период творчества Н. Анисимовой-танцовщицы на концертных площадках Ленинграда, приводятся собранные воспоминания и впечатления партнеров М. Михайлова, С. Кореня, Р. Гербека и её современников о стиле и исполнительской манере танцовщицы. Рассматривается период, который впоследствии оказался подготовительным для Анисимо-вой-балетмейстера.

Ключевые слова: балет, Ленинград, эстрада, ГАТОБ, концертная деятельность.

Первые десятилетия после революции отмечены невиданным интересом к театральному искусству новой народной аудитории. Балетные спектакли также вызывали сильные эмоции и отклик у неискушенного зрителя. Хотя именно с балетом для новой власти еще было не ясно, что делать. Артисты бывшего Мариинского театра выживали, кто как мог: в свободное от репетиций и спектаклей время, или преподавали в студиях, или выступали в номерах перед киносеансами или, собравшись небольшим коллективом, выезжали на гастроли в провинцию. На эстраде танцовщики исполняли номера на модные танцевальные ритмы, чаще всего в хореографии собственного сочинения или показывали эффектные танцы из балетов классического репертуара. С 1920-х годов в театральную жизнь Петрограда полноправно вошли эстрадные концерты известных танцовщиков, певцов, музыкантов. Постепенно они становились серьезным и принципиальным явлением в искусстве тех лет.

Сначала своей самостоятельной взрослой жизни в театре Н.Анисимова стала выступать на эстраде. После выпуска в 1926 году молодая танцовщица часто выходила в сборных концертах для рабочих и в кино-дивертисментах, в летних садах и на сцене Филармонии. Она исполняла характерные танцы из старых академических спектаклей и номера, специально поставленные для концертов. Ее выступления на эстраде привлекали

внимание широкой публики зажигательным темпераментом и непосредственностью исполнения.

Во всех танцевальных номерах артистка удивительно верно передавала особенности народной пластики: кантиленность переходов и стройную связь одного движения с другим. При этом ощущалась внутренняя гармония всего танца. Каждая пластическая комбинация становилась органическим слиянием хореографии с исполнительской природой артистки. Даже самые простые зрители чувствовали неординарность исполнительницы, и постепенно Н.Анисимова становится одной из любимых ленинградских эстрадных танцовщиц.

В разное время её партнерами были Н. Ивановский, Р. Славянинов, М.Михайлов, С.Корень.

С опытным солистом балета ГАТОБа Н.Ивановским, танцовщица начинала работать на эстраде. Сразу после окончания училища летом она уехала в гастрольную поездку на Кавказ. Там выступления Н.Анисимовой и Н.Ивановского в русских, испанских, польских танцах вызывали неподдельный интерес и энтузиазм у неискушенных зрителей.

Один из следующих партнеров Н. Анисимовой М. Михайлов тоже был солистом ГАТОБа. Он великолепно исполнял и партии классического репертуара и партии, требующие мимического дара, актерского мастерства. Но пара совсем недолго танцевала вместе. Постепенно Михайлов (танцовщик более мягкого лирического склада) стал замечать, что бурный темперамент и сочность исполнительской манеры партнерши преобладают в их дуэте. Рядом с Анисимовой он терял свою индивидуальность, танец переставал «звучать», исчезала собственная, выработанная годами, манера исполнения. Итогом стало бурное объяснение партнеров и прекращение совместных выступлений.

Буйная натура Анисимовой проявлялась не только в танце... Не ощущая себя в полной мере творчески реализованной Н. Аниси-мова стала сочинять концертные номера. Она ставила в содружестве с партнерами в стихии родного характерного танца. Пробы исполнялись артисткой на эстраде. В мемуарах

М. Михайлова читаем: «Танцы на эстраде сочиняла [Н. Аниси-мова - И.П.] сама изобретательно и исполняла их с шумным успехом» [5. С. 256]. Добавим, что ко многим своим постановкам танцовщица сама моделировала костюмы. Они всегда выглядели роскошно, свежо, привлекали внимание и кроем и необычным сочетанием ярких красок.

С 1936 года началось плодотворное сотрудничество артистки с С. Коренем. В это время Н. Анисимова и С. Корень были одними из ведущих характерных танцовщиков театра им. С. Кирова. Его исполнительская манера отличалась изяществом и элегантностью. Отточенность движений и графичность поз сочетались в этом танцовщике с убедительностью сценического перевоплощения. Как позже писал М. Михайлов: «вне всякого сомнения [С. Корень - И. П.], в тысячу раз больше подходил Анисимовой, чем я...» [5. С. 257]

«До того момента как [мы] решили, наконец, работать вместе, мы долго говорили об этом, обсуждали, раздумывали. Всё как-то не клеилось, не выходило» [3. С. 32] - вспоминал позже С. Корень. Реальным толчком к их совместной работе явилось предложение сделать номер для творческого вечера артистов эстрады, на котором Н. Анисимова и С. Корень «должны были показать свои достижения в области хореографического искусства» [3. С. 32]. Это предложение очень заинтересовало обоих и, совершенно закономерно, что этот возникший танцевальный дуэт имел огромный успех у публики.

А далее артисты с упоением танцевали, перевоплощаясь в персонажей любой народности. Но их исполнение не было этнографическим. Фольклорные пляски преображались в благородные характерные сценические танцы: «Анисимова и Корень искали какого-то особого синтеза национального танца, они свободно комбинировали его отдельные элементы, всегда дополняя их своей творческой фантазией» [4. С. 47].

По актерской природе они были очень разные. Каждый дополнял партнера. Н. Анисимова лучше чувствовала лирико-драматические партии, С. Корень тяготел к острой и смелой

характерности. «В испанских танцах [он] обычно брал себе "аллегро", а я танцевала лирику. Иногда не выдерживала и бунтовала, просила: "Дай мне что-нибудь темпераментное!"» [4. С. 46]. Так проявлялись экспрессивная натура танцовщицы и творческое желание пробовать себя в разном качестве.

Артист эстрады - совершенно особое амплуа. Здесь важно не перешагнуть ту грань, которая отделяет искусство от фиглярства на потребу зрителей, не пойти «на поводу» модных течений, не поддаться кажущейся легкости завоевания аудитории. Всего этого счастливо избегали и Н. Анисимова, и С. Корень. Хотя в начале существования их дуэта у артистки был момент, который тут же заметил новый партнер. «К сожалению, Анисимова любила "легкие" номера - писал С. Корень - этой склонностью к некоторой «легкости» были отмечены все тогдашние эстрадные номера: "Мексика", "Яюп1а" и другие» [3. С. 31]. Но с Коренем начинается серьезная и увлеченная, даже одержимая работа над программами танцев, над стилем и манерой их исполнения. Никаких скидок на усталость. «По сути дела, своей эстрадной "карьерой" я обязана Кореню, его воле, настойчивости» [4. С. 45], - вспоминала танцовщица позже. Итогом кропотливой подготовительной работы, тщательных репетиций становились концерты и вечера характерного танца.

Со второй половины тридцатых годов наблюдался повышенный интерес к танцам разных народов, особенно испанским. Анисимова и Корень стали той парой, которая явилась эталоном в сценическом исполнении народных танцев Испании. Задавшись целью узнать как можно больше о традициях исполнения, о манере поведения партнеров в танце, о костюмах, о работе с кастаньетами, танцовщики собирали любые сведения, доступные им. Рассматривали картины испанских художников, вслушивались в мелодии испанской народной музыки, разыскивали людей, которые могли показать подлинные движения испанских танцев, присутствовали на концертах Паулины Конер (Конер Полин (Паулина) (р. 1912) американская танцовщица, хореограф, педагог, гастролировала в СССР в 1935 году). Артисты

позволяли себе фантазировать на темы полюбившихся испанских танцев. Тщательно продуманные композиции составили целую сюиту.

Концерты, включавшие испанскую сюиту, всегда проходили с успехом: «Балетная пара - Анисимова и Корень принесла много радости любителям балетного искусства. <...> Форсированным темпом они подготовили сольный концерт и весьма успешно показали его в Большом зале Филармонии. В программу входили танцы разных народов, а основным лейтмотивом её была Испания» [5. С. 257].

Любопытное свидетельство об исполнительской манере Анисимовой находим в необычной брошюре посвященной лучшим ленинградским танцовщикам академических театров и эстрады 1930-х годов. О каждом артисте, характеризуя его творчество, авторы сказали несколько поэтических фраз. Как раз в это время публика «ломилась» на «испанские» концерты Н. Анисимовой и С. Кореня.

Танцовщица удостоилась таких строк:

«И режиссер, и педагог Не чует под собою ног... На вихрь цветной испанской шали Смотрели мы и не дышали: -В театре среди бела дня -Какое зарево огня!!» [2. С. 21]

Неожиданное подтверждение этим стихам возникает и в воспоминаниях характерного танцовщика театра Р. Гербека. Артист писал: «Я в шутку прозвал её [Анисимову - И. П." "золотой зажигалкой"» и далее он отмечал «наше партнерство называли "огненным дуэтом"» [1. С. 49].

Если с С. Коренем танцовщица в основном работала в концертных залах, то на театральных подмостках с ней танцевал Р. Гербек. Его воспоминания существенно дополняют представление об исполнительском творчестве Анисимовой. Он пишет: «Искусство Нины Анисимовой было удивительно гармонично.

Она танцевала страсть как божественную силу, тело артистки словно пело, вызывая у зрителей искренний восторг и восхищение, а взгляд источал поистине обжигающую силу». Далее Гер-бек высказывает интересную мысль: «Анисимову можно назвать психологической танцовщицей, ее вдохновляла, в основном, музыка. Анисимова поражала нас своей духовной интенсивностью (курсив мой - И.П.). В ее творчестве не только танцовщицы, но и балетмейстера преобладало удивительно волевое начало» [I. С. 49].

Пятнадцать лет прошло с момента появления Анисимовой на профессиональной сцене. За это время она освоила поистине необъятный характерный репертуар. Благодаря выступлениям на эстраде танцовщица приобрела огромный опыт в исполнении народно-характерных номеров.

С активной сценической деятельностью, успешно сочиненными танцевальными номерами артистка приобретала необходимый опыт для сочинения полноценного балетного спектакля. Создание, которого вскоре было ей предложено...

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Гербек Р. Характерный танец: его настоящее и будущее // Советский балет. - М. - 1990, № S, сент.-окт.

2. Гинзбург И., Лео Б., Флит А. Ленинградский балет дружеские шаржи и эпиграммы. - Л. - 1940.

3. Корень С. // Творческие высказывания и воспоминания молодых мастеров балета. Ленинградское Отделение Всероссийское Театральное Общество. -год отсутствует.

4. Львов-Анохин Б. Сергей Корень. - М.: Искусство. - 1988.

5. Михайлов М. Жизнь в балете. - Л.-М.: Искусство. - 1966.

Abstract

The subject of the article is pre-wav period of Anisimova»s career as a ballet dancer on the concert stages of Leningrad. Collected reminiscences and impressions of her partners M.Mikhailova, S.Korenia, R.Guerbek and her contemporaries about Anisimova style and dancing miners are in clouded. The period which became preparatory for Anisimova as a ballet master is studied.

Keywords: ballet, Leningrad, concert activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.