Научная статья на тему 'Артисты балета Кировского театра Н. М. Дудинская и К. М. Сергеев в годы войны'

Артисты балета Кировского театра Н. М. Дудинская и К. М. Сергеев в годы войны Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
593
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.М.ДУДИНСКАЯ / К.М.СЕРГЕЕВ / А.Я.ВАГАНОВА / В.М.ЧАБУКИАНИ / КИРОВСКИЙ ТЕАТР / ЭВАКУАЦИЯ / СОВЕТСКИЙ БАЛЕТ / КОНЦЕРТ / МОСКВА / ЛЕНИНГРАД / N.M.DUDINSKAYA / K.M.SERGEYEV / A.YA.VAGANOVA / V.M.CHABUKIANI / THE KIROV THEATRE / EVACUATION / PERFORMANCES / MOSCOW / LENINGRAD

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ваганова И. Б.

Работа посвящена выступлениям артистов балета Кировского театра Н.М.Дудинской и К.М.Сергеева во время эвакуации на Урал. В статье на основе архивных материалов описываются спектакли и концерты танцовщиков в разных городах страны. Особое внимание уделено гастрольным поездкам Дудинской и Сергеева в Москву и Ленинград.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALLET DANCERS OF KIROV THEATER N.M. DUDINSKAYA AND K.M. SERGEEV IN THE WAR YEARS

The work is devoted to N.M.Dudinskaya and K.M.Sergeev performances during their evacuation to Ural. The author, based on the archive documents, describes the performances and concerts of these dancers in different towns and cities of the country. Particular attention is given to their tours to Moscow and Leningrad.

Текст научной работы на тему «Артисты балета Кировского театра Н. М. Дудинская и К. М. Сергеев в годы войны»

УДК 792.8

АРТИСТЫ БАЛЕТА КИРОВСКОГО ТЕАТРА Н.М.ДУДИНСКАЯ И К.М.СЕРГЕЕВ

В ГОДЫ ВОЙНЫ

© 2010 И.Б.Ваганова

Российская национальная библиотека. Санкт-Петербург

Статья поступила в редакцию 18.01.2010

Работа посвящена выступлениям артистов балета Кировского театра Н.М.Дудинской и К.М.Сергеева во время эвакуации на Урал. В статье на основе архивных материалов описываются спектакли и концерты танцовщиков в разных городах страны. Особое внимание уделено гастрольным поездкам Дудинской и Сергеева в Москву и Ленинград.

Ключевые слова: Н.М.Дудинская, К.М.Сергеев, А.Я.Ваганова, В.М.Чабукиани, Кировский театр, эвакуация, советский балет, концерт, Москва, Ленинград.

Сложившиеся к середине 1941 года танцевальные дуэты Дудинская - Чабукиани и Уланова - Сергеев распались из-за войны: Вахтанг Чабукиани уехал в Тбилиси, Галина Уланова после непродолжительного пребывания в Моло-тове - в Алма-Ату1. Наталия Дудинская и Константин Сергеев, оставшись без своих постоянных партнеров, все чаще выступали вместе.

Концертная деятельность большинства артистов стала в эвакуации неотъемлемой частью их работы. С балетными спектаклями и шефскими концертами они выступали, кроме Молотова, в Уфе, Магнитогорске и Кизеле, а Свердловск и Челябинск стали своеобразными филиалами Кировского театра. На одной из фотографий, подаренных Свердловскому театру оперы и балета, Наталия Дудинская написала: «На память о наших выступлениях в Театре им. Луначарского в 1942 г.»2. Один из зрителей назвал их «вечерами ликований».

В 1943 году состоялись гастроли артистов Кировского театра в Челябинске. В статье «Мастера советского балета»3, посвященной этому событию, говорилось: «В этих концертах участвуют выдающиеся мастера балетного искусства во главе с лауреатом Сталинской премии

Ваганова Ирина Борисовна, старший научный сотрудник отдела рукописей, аспирант Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой. E-mail: vaganova@nlr. ru; irfel@peterlink. ru

1 В Молотов (ныне Пермь) был эвакуирован Ленинградский театр оперы и балета им. С.М.Кирова; В Алма-Ате находился муж Г.С.Улановой - режиссер Театра им. Моссовета Ю.А.Завадский.

2 Дудинская Н.М. Фотография с дарственной надписью Свердловскому театру оперы и балета им. А.В. Луначарского. 23 мая [1942 г.?] // Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 2391 (Б.С.Арканов). Оп. 1. Ед. хр. 67. Далее РГАЛИ.

3 Шувалов Н. Мастера советского балета // Челя-

бинский рабочий. - 1943. - 23 мая.

заслуженной артисткой республики тов. Н.Дудинской». Далее отмечались выступления Т.Вечесловой, Ф.Балабиной, С.Каплана, А.Ло-пухова и других артистов. Константин Сергеев пленял «тончайшими эмоциями, романтичностью» в дуэтах из балетов «Лебединое озеро» и «Жизель». В этом же концерте ученики хореографического училища танцевали классическое трио из «Щелкунчика».

Помимо концертов Дудинская с Сергеевым устраивали и сольные вечера, в которых исполняли дуэты из балетов «Жизель» и «Щелкунчик», вальсы на музыку Шопена и Штрауса. Правда, не всегда эти выступления приносили артистам настоящее творческое удовлетворение. Константин Сергеев в одном из писем к жене, Фее Ивановне Балабиной, поделился впечатлениями после одного из концертов: «<...> наше выступление с Дудинской без помощи постороннего глаза можно определить как плохое. Тале сделали такие тюники, что подойти к ней, чтобы поддержать, не представляется возможности, а поднять, не рискуя быть раздавленным, невозможно - (говорят, старались иждивенцы) - отсюда все последствия»4.

Артисты Кировского театра создавали и специальные тематические концерты. Особое внимание уделялось концертам-спектаклям ко Дню Советской Армии. Среди архивных материалов тех лет есть благодарность Н.М.Дудинской от Молотовского Областного отдела по делам искусств «За активное участие в подготовке и проведении торжественного концерта-спектакля, посвященного 24 годовщине Рабоче-Кресть-

4 Сергеев К.М. Письмо Ф.И.Балабиной [не ранее 9 дек. 1942 г.] // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 1477 (Н.М.Дудинская и К.М.Сергеев). Оп. 1. Ед.хр. 395. Л. 1 - 1 об. Далее Ф. 1477. Если документ не зашифрован, указывается только номер фонда (1477).

янской Красной Армии»5. В одном из первомайских концертов 1942 года зрители увидели балет «Карнавал», а затем - «Три мая»6 с участием Татьяны Вечесловой и Константина Сергеева. В другом концерте, программа которого хранится в архиве, после исполнения героико-патриотических песен была показана хореографическая сюита Нины Анисимовой «Дружба народов» с участием всей балетной труппы Кировского театра. Завершали программу отдельные номера: классический дуэт на музыку Шумана танцевали Галина Уланова и Семен Ка-план, курдский танец - Нина Анисимова и Владимир Фидлер, Вальс на музыку В.Ребикова -Фея Балабина и Николай Зубковский, Вальс на музыку Рубинштейна - Наталия Дудинская и Семен Каплан.

19 ноября 1942 года в Свердловске состоялся Концерт артистов Кировского театра для участников юбилейной сессии Академии наук СССР. Выступали ведущие оперные артисты (Г.Нэ-лепп, О.Кашеварова, Ф.Розен, И.Яшугин, Г.Орлов, Т.Смирнова, Б.Фрейдков, Н.Середа) и солисты балета (А.Блатова, А.Лопухов, Т.Капустина, М.Михайлов, С.Каплан, Ф.Балабина, Н.Зубковский, С.Падве, А.Шелепов). Н.Дудинская и К.Сергеев исполнили в тот вечер классический дуэт из «Лебединого озера», а затем выступили с другими артистами: Наталия Дудинская - с Семеном Капланом (Вальс на музыку Рубинштейна), Константин Сергеев - с Феей Балабиной (Вальс Венявского).

В декабре 1944 года, уже работая в Ленинграде, Н.М.Дудинская получила письмо от директора Кировского областного драматического театра. Напоминая о предварительной договоренности с Дудинской о концертах в январе 1945 года, он писал: «Антураж <...> будет скромный, скрипки и певица. Партнер, конечно, по Вашему усмотрению. Чабукиани - это блестяще, но это не имеет значения; если Зубков-ский - тоже хорошо, основной вопрос это Вы!!»7. Участие в концертах К.М.Сергеева не рассматривалось, вероятно, в связи с его работой над балетом «Золушка». Состоялись концерты в Кирове или нет, установить не удалось. Во всяком случае, среди известных нам материалов какого-либо упоминания об этой поездке нет.

Во время войны артисты выступали также в Москве и Ленинграде. Первое московское вы-

5 Молотовский Областной отдел по делам искусств Молотовского Областного Совета депутатов трудящихся. Выписка из приказа об объявлении благодарности Н.М.Дудинской. 26 февр. 1942 г. Л. 1 // Ф. 1477.

6 «Три мая» - балет на сборную музыку. Хореограф Н.А. Анисимова.

7 Циклис У.С. Письмо Н.М.Дудинской. 28 дек. 1944 г. // Ф. 1477. Ед.хр. 104. Л. 2.

ступление Константина Сергеева после начала войны состоялось 5 октября 1941 года. Он танцевал «Лебединое озеро» в филиале Большого театра для делегаций глав антигитлеровской коалиции. А через сорок с лишним лет, 5 января 1984 года, артист был награжден значком «Летопись славы» за участие в этом спектакле.

Наталия Дудинская приезжала в Москву с концертами и спектаклями, начиная с июня 1942 года. В мае она получила телеграмму от начальника Главного управления театров Комитета по делам искусств А.В.Солодовникова: «Ждем Вас [в] Москву одну или [с] Сергеевым [в] начале июня. Сердечный привет. Солодовников»8. Архивные документы (командировочное удостове-рение9 и пропуск на «въезд и временное проживание в Москве») подтверждают, что в столице Дудинская пробыла с 26 мая по 26 июня 1942 года10. Вероятно, к 1942 году относится набросок статьи Н.М.Дудинской, где она писала: «<...> Я много раз танцевала в Москве <до войны. - И.В. >, но сейчас, как никогда, мне хочется вложить в мое искусство всю свою душу. Я буду счастлива, если мои танцы принесут хотя бы маленькую радость моим зрителям -москвичам и приезжающим с фронтов войны моим соотечественникам, которые удивляют мир своей героической борьбой за счастье, свободу и расцвет культуры нашей великой Родины»11.

В свой первый приезд артистка выступала с солистом балета Большого театра Александром Руденко: 5 и 17 июня 1942 года они танцевали в «Лебедином озере». В письме к матери Наталии Александровне Дудинская писала: «Спектакль 5-го прошел очень хорошо, успех был очень большой. Я даже, честно сказать, не ожидала. Руденко очень хорошо держал, у него немного болело плечо, но он так старался, такой он внимательный, что мне с ним просто приятно было танцевать. В акте Лебедей я очень волновалась <...>. Но потом я взяла себя в руки, и тогда успокоилась, а в Одиллии, ведь здесь это 3 акт, я уже танцевала с удовольствием. Я кое-где усложнила. Во-первых, в адажио Одиллии я, пе-

8 Солодовников А.В. Телеграмма Н.М.Дудинской. 13 мая 1942 г. // Ф. 1477.

9 Государственный академический Театр оперы и балета им. С.М.Кирова. Командировочное удостоверение, выданное Н.М.Дудинской для поездки в Москву на гастроли в Большом театре Союза ССР. 21 мая 1942 г. Л. 1 // Там же.

10 Управление НКВД по Милиции Свердловской области. Пропуск на «въезд и временное проживание в Москве сроком по 26 июня 1942 г.». 26 мая 1942 г. Л. 2 // Там же.

11 Дудинская Н.М. «С чувством огромного волне-

ния.». Статья [не позднее декабря 1942 г.]. Рукой

неустановленного лица. Подпись-автограф

Н.М.Дудинской. Л. 1 - 1 об. // Там же.

ред началом самого адажио, делала не простые туры en dehors, а двойные en dedans, а в конце сделала четыре. Ну, это, конечно, сразу приняли. Потом, во второй коде, я делала прыжки по диагонали, знаешь, как я делала в вариации из «Корсара». Ну, словом, кажется, всем понравилось. Кое-кто, конечно, немножко шипел, но ведь это как раз хороший показатель12.

14 июня Дудинская и Руденко танцевали «Шопениану». Накануне артистка должна была выступить по московскому радио в передаче, посвященной этому балету, о чем она сообщила в телеграмме к Н.А.Дудинской. К сожалению, ей не довелось услышать дочь: именно в этот день радио г. Молотова передавало трансляцию молодежного митинга.

20 июня 1942 года в Концертном зале имени П.И.Чайковского состоялся Вечер балета солистов государственного ордена Ленина Ленинградского академического театра оперы и балета им. С.М.Кирова Лауреата Сталинской премии, заслуженной артистки Республики Наталии Михайловны Дудинской и заслуженного артиста Республики Сергея Гавриловича Кореня. В концерте также участвовали солисты балета Большого театра Ядвига Сангович и Александр Руденко, музыканты Ю.Брюшков, С.Кнушевицкий и Ансамбль восточных инструментов. Наталия Дудинская исполнила с Сергеем Коренем «Мазурку» Ф.Шопена, которую, как стало известно из ее письма к Вахтангу Чабукиани, Корень «показал за две репетиции»13, и испанский народный танец «Малагуэнья» в его же постанов-ке14. СА.Руденко артистка танцевала па-де-де из балета «Корсар» и Седьмой вальс Шопена. Исполнила Н.Дудинская и танец Баядерки из одноименного балета. О шопеновских номерах одна из зрительниц писала Дудинской 6 июля 1942 г.: «... Все было очень хорошо, но «Шопениана» буквально смутила мой покой, ибо я долгое время находилась под впечатлением Вашего танца и Вашей игры. Глядя на Вас, мне казалось, что возродились фокинские времена, это буквально греза, мечта в Вашем исполнении»15.

Находясь в Москве, Наталия Дудинская стремилась увидеть как можно больше спектаклей других театров. Так, побывав на премьере балета «Виндзорские проказницы» в музыкаль-

12 Дудинская Н.М. Письмо Н.А.Дудинской. 8 июня [1942 г.] Л. 3 об.- 4 // Ф. 1477.

13 Дудинская Н.М. Письмо В.М.Чабукиани. [Не ранее 28 июня 1942 г.] Л. 1 об. / / Там же.

14 Сюиту испанских танцев на музыку И.Альбениса С.Г.Корень поставил для себя и Н.М.Дудинской перед войной. Выбор для их исполнения классической балерины, а не характерной танцовщицы Г.Д.Кремшевская объясняет танцами Дудинской в балете «Лауренсия».

15 Иванова В. Письмо Н.М.Дудинской. 6 июля 1942 г. Л. 1 // Ф. 1477.

ном театре им. К.С.Станиславского и Вл.И.Не-мировича-Данченко16, она с помощью балетного критика Виктора Петровича Ивинга написала рецензию17. Участие в этой работе В.П.Ивинга подтверждают архивные документы. В его личном фонде хранится набросок статьи Н.М.Дудинской с письмом следующего содержания: «Виктор Петрович, простите за мои каракули, и умоляю помочь <...>, я уверена, что Вы все, что ни сделаете - будет хорошо. <...> Уважающая Вас Н.Дудинская»18. Ивинг действительно помог. Его развернутая рецензия была опубликована в газете «Литература и искусство» под фамилией Н.М.Дудинской19.

«Спектакль «Виндзорские проказницы», на мой взгляд, большая творческая удача театра. «<...> во всем видна искусная рука режиссера, все продумано до малейших подробностей и, мне кажется, многое сделано исключительно талантливо <...>. В постановке Бурмейстера видна свежесть хореографической мысли». Анализируя понравившиеся ей сцены, Дудинская отмечает танцевальную и драматическую игру артистов Н.Игнатовой (мисс Пэдж), И.Иноземцевой (мистрис Форд), В.Терентьева (пастор Эванс), А.Тольского (Слендера) и других. Исполнительницу главной роли мисс Пэдж, - артистку М.Сорокину, Дудинская назвала «технически сильной танцовщицей. <...> Движения ее смелы, уверены. Во всем, что она делает, чувствуется легкость, полное отсутствие напряжения». Единственное, к чему Дудинская отнеслась критически, - это музыкальная сторона спектакля: «Музыка В. Оранского неудобна для танцев». О декорациях же, «выдержанных в нежных пастельных тонах», она писала: «В них <...> много воздуха, они не отяжеляют сцену, а помогают танцорам». В целом «Виндорзские проказницы» - на редкость удачный спектакль»20. Откликнулся на эту рецензию и А.В.Солодовников, написав Дудинской: «Вашу статью в «Литературе и искусстве» рассматриваю как начало, - пиши-

16 Балет по комедии В.Шекспира. Постановка В.Бурмейстера, музыка В.Оранского. Премьера 10 июня 1942 г.

17 Дудинская Н.М. «Виндзорские проказницы». Рецензия на балет. [Не ранее 10 июня 1942 г.] Рукой В.П.Ивинга. Л. 1 - 5 (авторск. нумерац.) // Ф. 1477.

18 Дудинская Н.М. «Виндзорские проказницы». Рецензия. Автограф. Приложено: письмо Н.М.Ду-динской В.П.Ивингу. [Не ранее 10 июня 1942 г.] // РГАЛИ. Ф. 2694 (В.П.Ивинг). Оп. 1. Ед.хр. 123. Л. 1.

19 Дудинская Н. «Виндзорские проказницы» // Литература и искусство. - 1942. - 27 июня.

20 Дудинская Н.М. «Виндзорские проказницы». Ре-

цензия на балет. [Не ранее 10 июня 1942 г.] Рукой

В.П.Ивинга. Л. 3 - 5 // Ф. 1477.

те еще о спектаклях, о жизни балета Вашего театра, об общих задачах балетного искусства»21.

Вернувшись с московских гастролей в Молотов, Наталия Дудинская вместе с другими артистами продолжала вести репертуар театра, участвовала в больших концертных программах и шефских концертах. По воспоминаниям К.М.Сергеева, артистка работала как одержимая. «Она не берегла силы, не жаловалась на трудности и всегда находилась, что называется, в состоянии боевой готовности»22. Дудинская всегда рвалась в Москву. В одном из писем к М.Б.Храпченко она просит дать ей возможность снова побывать в столице, несмотря на то, что в разгаре была работа над балетом «Гаянэ»: «Я буду счастлива и благодарна Вам, т.к. это обновляет меня и даст мне опять творческую зарядку»23. Как известно, премьера балета состоялась 9 декабря 1942 года, но только летом следующего 1943 года Дудинская приехала в Москву вместе с Феей Балабиной и Константином Сергеевым.

Гастроли артистов проходили в филиале Большого театра в течение двух месяцев. Зрители увидели балеты «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Баядерка», а также побывали на сольном концерте Н.М.Дудинской и К.М.Сергеева в Концертном зале им. П.И.Чайковского. Почти вся программа состояла из танцевальных дуэтов: па-де-де из балета «Щелкунчик», фрагмент из балета «Жизель», фантазия «Жар-птица и Иван-царевич» на музыку А.К.Скрябина, «Хореографический этюд» на музыку М.Равеля, «Воспоминание» Ф.Дрдля, «Вальс» И.Штрауса24. Рецензенты отмечали испанский танец на музыку И.Альбениса в постановке С.Г.Кореня. «Классический танец - стихия Дудинской», -писала Викторина Кригер, - «и тем неожиданнее было ее выступление в испанской пляске Альбениса, доказавшей, что и характерный танец не чужд ее артистическому дарованию»25. Во время этих гастролей артистам представилась возможность поехать в Ленинград. Н.Дудинская хотела добраться до родного города еще во время своей первой поездки в Москву. В упоминавшемся письме к матери от 8 июня 1942 года

21 Солодовников А.В. Письмо Н.М.Дудинской. 28 июля 1942 г. Л. 1 // Там же.

22 Сергеев К. Балерина по призванию // Наталия Дудинская: Жизнь в искусстве. Воспоминания, статьи. - СПб.: 1997. - С. 79.

23 Дудинская Н.М. Письмо М.Б.Храпченко. Без начала. [16 сентября 1942 г.] Л. [3] // Ф. 1477.

24 Концертный номер «Жар-птица и Иван-царевич» поставила Н.А.Анисимова, «Хореографический этюд» Л.В.Якобсон, «Воспоминание» и «Вальс» В.М.Чабу-киани.

25 Кригер В. Концерт Дудинской и Сергеева в Москве // Правда. - 1943. - 6 авг.

она писала: «<...> так приятно опять быть в Москве. Город совсем не изменился, прямо впечатление, что ни в Перми, ни в Свердловске не была, а как всегда поеду домой в Ленинград. Уж очень соблазнительна его близость»26. Попытки Дудинской попасть в Ленинград продолжались, о чем свидетельствуют письма одного из участников фронтовой концертной бригады, сформированной из артистов Кировского театра. В конце января 1943 года, находясь в Москве и ожидая поездки в Ленинград, он встретился, скорее всего, по просьбе Наталии Дудинской, с начальником Главного управления театров Комитета по делам искусств при СНК СССР А.В.Солодовниковым, которому рассказал о ее «горячем желании» участвовать в концертах бригады. Однако, как сказал Солодовников, директор театра Е.М.Радин «<...> будет, конечно, энергично возражать и будет по существу прав, т.к. театр оголять нельзя»27. 28 января артист фронтовой бригады пишет Дудинской: «<...> по тому, как складываются дела и перспективы, Ваше присутствие и участие в бригаде для Вас будет явно не целесообразным. Условия, очевидно, предстоят тяжелые и риск очевиден»28. В последнем письме от 29 января 1943 года он сообщает: «Кажется, едем в Ленинград. <...> Вам ехать не надо. Эта поездка достается таким трудом и всевозможными превратностями, выдержать которые может только человек одержимый маниакальным стремлением увидеть Ленинград»29.

И все-таки долгожданная поездка состоялась. Наталия Дудинская, Фея Балабина и Константин Сергеев выступили с двумя концертами в Большом зале Ленинградской филармонии девятого и одиннадцатого августа 1943 года. Открывали вечер Дудинская и Сергеев, исполнив адажио из балета «Щелкунчик». В этом номере артисты продемонстрировали «строгую четкость формы, исключительный по своему благородству рисунок, музыкальность, и вместе с тем поразительную виртуозность»30. Следующие два номера - «Приглашение к танцу» Вебера и па-деде из балета «Корсар» танцевали Фея Балабина и Константин Сергеев. Рецензент отмечал, что мастерство их «выросло и шагнуло далеко вперед». Ф.Балабина исполнила также танец Нунэ

26 Дудинская Н.М. Письмо Н.А.Дудинской. 8 июня 1942 г. Л. 3 // Ф. 1477.

27 Дудинская Н.М. Письмо от неустановленного лица.

27 января 1943 г. Л. 1 об. // Там же.

28 Дудинская Н.М. Письмо от неустановленного лица.

28 января 1943 г. Л. 2 // Там же.

29 Дудинская Н.М. Письмо от неустановленного лица.

29 января 1943 г. Л. 2 об. // Там же.

30 Рудник Л. Концерт Н.Дудинской, Ф.Балабиной и

К.Сергеева // Ленинградская правда. - 1943. -

11 авг.

из нового балета «Гаянэ». Н.Дудинская, танцевавшая испанскую «Кордову», показала «безукоризненный по своей чистоте образец классического танца». В конце вечера Дудинская и Сергеев танцевали дуэт «Жар-птицы и Ивана-царевича» на музыку А.Н.Скрябина. В заметке, опубликованной в «Ленинградской правде», отмечалось, что столь разнообразная программа продемонстрировала различные стороны их дарования.

К пребыванию артистов в Ленинграде относится письмо директора областного Дома учителя Н.Н.Локтевой от 13 августа 1943 года, которой посчастливилось побывать на концерте в Большом зале Филармонии. Обращаясь к ним, она писала: «Глубокоуважаемые Наталия Михайловна, Фея Ивановна и Константин Михайлович! Дайте согласие выступить в областном Доме учителя (бывш. Юсуповский дворец, Мойка, 94). Ведь не все имели счастье видеть вас в Филармонии. Простите мою дерзость и смелость, но я выполняю наказ нашей интеллигенции, которая жаждет вас видеть. Люди устали от оборонных работ, погрузки дров, торфа, с[ельско]-х[озяйственных] работ, лагерей и трудностей пережитого. Дайте немножко красоты в нашу суровую жизнь. Мы не найдем Вам слов благодарности. Пусть это будет хоть одно отделение, что сможете. Легковая машина будет к вашим услугам. Ждем вашего ответа с замиранием сердца, даже наш главный повар Василий Михайлович Ильин, который жаждет вас видеть и угостить своим мастерством»31.

Состоялось выступление артистов в областном Доме учителя или нет, до недавнего времени было не известно. Однако найденное в архиве письмо Надежды Николаевны Локтевой от 9 августа 1992 года проливает свет на эту историю. Спустя почти шестьдесят лет после описываемых событий она, поздравляя Наталию Михайловну Дудинскую с 80-летием, сообщила, что в 1982 году журнал «Нева» опубликовал ее воспоминания о работе областного Дома учителя в годы блокады32, где, в частности, упоминается тот самый концерт. Как оказалось, только Н.М.Дудинская согласилась выступить в Юсуповском дворце (Сергеев отказался «по весьма уважительной причине», имя Ф.И.Ба-лабиной не упоминается вовсе). Дудинскую волновало лишь одно, - как она будет танцевать без партнера. Тогда было решено дать программу из сольных номеров.

31 Областной дом учителя. Директор. Письмо Н.М.Дудинской, Ф.И.Балабиной и К.М.Сергееву. 13 авг. 1943 г. Л. 1 - 2 // Ф. 1477.

32 Локтева Н. «Увижу сей дворец ...» // Нева. -1982. - № 3. - С. 188.

«Творческий вечер Н.М.Дудинской», как гласила неброская афиша, состоялся в переполненном Концертном зале Дома учителя. Места были оставлены лишь для выздоравливающих раненых. Наталия Дудинская «танцевала с истинным вдохновением и показала все лучшее из своего сольного репертуара: от классических вариаций из русских балетов до пламенного испанского танца «Кордова» Альбениса»33. Все присутствовавшие на концерте хотели хоть как-то выразить балерине свою признательность: были машина и цветы, даже раскатали хранившуюся «за семью печатями» розовую ковровую дорожку, которую проложили от машины до артистической комнаты. А тот самый шеф-повар Василий Михайлович Ильин действительно приготовил угощение для Наталии Михайловны Дудинской, хотя сделать это было не просто.

Но вернемся к 13 августа 1943 года. В этот день во Дворце искусств им. К.С.Станиславского состоялась Творческая встреча ленинградского балета с заслуженными артистами Н.М.Дудинской, Ф.И.Балабиной и К.М.Сергеевым. На вечере присутствовали оставшиеся в Ленинграде артисты балета Кировского театра Ольга Иордан, Нина Пельцер, Роберт Гербек, Наталия Сахновская, Мария Кирхгейм и другие. Стенограмма34 вечера дает представление о том, как он проходил. В начале Константин Сергеев рассказал о трудностях, с которыми столкнулись в Молотове эвакуированные артисты: небольшая и необжитая сцена, репетиционный зал, который «можно руками развести», отсутствие художественного руководителя35, срочное восстановление репертуара наряду с шефскими концертами в Молотове и гастролями в других городах, В планах театра была работа над балетами «Золушка», «Дон Жуан», и «Граф Нулин». Правда, докладчик сожалел, что «Театр намечал эти постановки, а Большой театр Союза взял их себе»36. Сказанное, как показало время, коснулось только «Золушки» С.С.Прокофьева. На сцене Большого театра премьера этого балета состоялась 25 ноября

1945 года, а в Кировском театре - 8 апреля

1946 года.

После двух недель, проведенных в Ленинграде, артисты вернулись в Молотов. Константин Сергеев рассказал об этой поездке на засе-

33 Там же.

34 Творческая встреча ленинградского балета с лауреатом Сталинской премии Н.М.Дудинской и заслуженными артистами Ф.И.Балабиной и К.М.Сергеевым. Стенограмма. 13 авг. 1943 г. Машиноп. Л. 1 - 3 // Рукописный отдел Библиотеки СПбО СТД. Персоналия «Н.М.Дудинская». Далее - Творческая встреча.

35 Вскоре художественным руководителем был назначен В.И.Пономарев.

36 Творческая встреча. Л. 2.

дании Творческого клуба балетной труппы37. В воспоминаниях Мариэтты Франгопуло38, подробно записавшей его впечатления, есть такие слова: «Каждый день мы точно впервые знакомились с этим знакомым городом. Каждый уголок мы рассматривали вновь. Ленинград мы всегда любили, но, когда потеряли, еще больше полюбили его»39.

37 Творческий клуб балетной труппы организовали артисты балета Кировского театра А.В.Лопухов и М.Х.Франгопуло. В заседаниях клуба принимали участие ведущие артисты Кировского театра, читая доклады и лекции об искусстве балета и выдающихся мастерах сцены.

38 Франгопуло М. Годы мира, годы войны // Константин Сергеев. Сб. ст. - М.: 1978. - С. 164 - 171.

39 Там же. - С. 169.

BALLET DANCERS OF KIROV THEATER N.M. DUDINSKAYA AND K.M. SERGEEV

IN THE WAR YEARS

© 2010 LB.Vaganova

National Library of Russia, St. Petersburg

The work is devoted to N.M.Dudinskaya and K.M.Sergeev performances during their evacuation to Ural. The author, based on the archive documents, describes the performances and concerts of these dancers in different towns and cities of the country. Particular attention is given to their tours to Moscow and Leningrad.

Keywords: N.M.Dudinskaya, K.M.Sergeyev, A.Ya.Vaganova, V.M.Chabukiani, the Kirov theatre, evacuation, performances, Moscow, Leningrad.

Vaganova Irina Borisovna, Senior research assistant

of the Manuscript department, Post-graduate student

of Vaganova Academy of Russian Balelt. E-mail: vaganova@nlr. ru; irfel@peterlink. ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.