Научная статья на тему 'К. М. Сергеев о работе над балетом «Золушка» (из рукописного наследия)'

К. М. Сергеев о работе над балетом «Золушка» (из рукописного наследия) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
261
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К. М. Сергеев о работе над балетом «Золушка» (из рукописного наследия)»

И.Б. Ваганова

K.M. СЕРГЕЕВ О РАБОТЕ НАД БАЛЕТОМ «ЗОЛУШКА» (из рукописного наследия)

В архиве народных артистов СССР Н.М. Дудинской и K.M. Сергеева1 сохранилась рукопись (тридцать два листа в тетради), озаглавленная «Моя работа над бал[етом «Золушка»]»2. Это воспоминания K.M. Сергеева, написанные им в 1963 году, с вкраплением дневниковых записей 1943-1945 годов3. Во время войны Театр оперы и балета им. С.М. Кирова находился в эвакуации в Молотове (ныне Перми), где Сергеев и начал вести дневник; последние записи сделаны уже после возвращения театра в Ленинград.

Дневник имел большие пропуски (например, 27 сентября 1943 г. - 8 февраля 1944 г. и т. д.). В данной работе мы попытались восстановить события в их хронологической последовательности.

Почерковедческий и текстологический анализ документа указывают на то, что Сергеев, вспоминая те годы, не только переписывал дневник, но и редактировал его. Так, некоторые строки им тщательно зачеркнуты; в то же время отдельные дневниковые записи сопровождены подробным комментарием.

К.М. Сергеев обратился к воспоминаниям, скорее всего, потому, что история создания и процесс постановки балета «Золушка» явились для него новым этапом в творчестве -балетмейстерской работой.

В начале рукописи излагаются обстоятельства, при которых руководство театра предложило ведущему танцовщику поставить этот балет.

Идея создания «Золушки» возникла в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова в 1940 году. Либретто написал Николай Дмитриевич Волков4, музыку сочинял Сергей Сергеевич Прокофьев, постановку должен был осуществить артист балета Кировского театра Вахтанг Михайлович Чабукиани5. Он уже имел опыт

балетмейстерской работы, поставив на сцене театра балеты «Сердце гор» (1938) и «Лауренсию» (1939).

В результате нескольких встреч зимой 1940-1941 гг., либреттист, композитор и балетмейстер успели обдумать первые два акта «Золушки», но потом работа приостановилась. Причинами тому были крайняя загруженность Чабукиани в театре6, разные города, в которых находились композитор и постановщик, и разразившаяся война. С.С. Прокофьев с В.М. Чабукиани оказались в Тбилиси, Кировский театр - в Молотове.

17 декабря 1941 года Прокофьев писал директору театра Евгению Михайловичу Радину7: « <...> для меня вновь встает вопрос о «Золушке» <...>. К тому же в Тбилиси находится Чабукиани, с которым я мог бы разработать хореографию третьего акта»8. Но совместной работе не суждено было продолжиться, в связи с серьезной болезнью В.М. Чабукиани9. И тогда Е.М. Радину пришлось срочно искать другого балетмейстера. Сергеев, знавший все перипетии этой истории, пишет в дневнике: « <.. .> постановку поручили Голейзовскому10, давшему вначале согласие, а затем бестактно увильнувшему».2 И тогда выбор директора пал на ведущих артистов: «Не знаю, каким образом Радин решил испытать мои возможности и предложил ставить с Улановой»11.

Имя Галины Сергеевны Улановой возникло не случайно. Выйдя замуж за Юрия Александровича Завадского12, главного режиссера Театра им. Моссовета, она находилась в Алма-Ате, куда был эвакуирован его театр. Чтобы вернуть ведущую балерину в г. Молотов, Радин хотел заинтересовать ее постановкой «Золушки». К тому же еще до войны она была назначена на главную роль (партию Принца должен был исполнять В.М. Чабукиани). Обращался директор и к Ю.А. Завадскому с предложением взять на себя консультацию по постановке бале-та13. Однако оба они от этой работы отказались. Уланова, как пишет Сергеев, «боясь ответственности», предложив, правда, «посильную помощь», Завадский - «по причине неясности сроков переезда театра [в] Москву»14.

Узнав об отказе Улановой, Константин Сергеев почувствовал облегчение: «Меня это даже устраивало, потому что работу вдвоем я мало представлял - вероятно, по актам - иначе будем только мешать друг другу и проводить время в спорах, учитывая наши «милые» характеры, а по актам может привести к разрыву в стилистике спектакля и разного языка. С Радиным мы почти договорились, что Уланову можно будет привлечь как сорежиссера <...>, кроме того, будучи первой Золушкой, она все равно будет принимать участие в разработке центральной партии <.. .>»15. К работе над балетом Константин Михайлович Сергеев приступил вместе с артисткой балета Кировского театра, своей женой, Феей Ивановной Балабиной16, которая стала его ассистентом. Они проработали и частично развили сценарий. Отметим, что в 1947 году в статье, посвященной создателям «Золушки», балетмейстер напишет: « <.. .> своим успехом она <«Золушка». - И.В.> обязана не фее-бабушке, а Фее Балабиной, которая благословила ее рождение и, бережно выращивая, помогла ей встать на ноги»17.

31 августа 1943 года на совещании дирекции театра была утверждена постановочная бригада: К.М. Сергеев - постановщик, Г.С. Уланова - сорежиссер (так в тексте! - И.В.), Ф.И. Балабина - ассистент, П.В. Вильямс18 - художник, П.Э. Фельдт19 - дирижер. Узнав, что Вильямс не сможет работать над спектаклем20 договорились, что спектакль будет оформлять Б.Р. Эрдман21. Премьеру «Золушки» назначили на март 1944 года.

В г. Молотов для работы над балетом приехали С.С. Прокофьев и Н.Д. Волков, и Сергеев сразу же включился в работу. Договорившись по основным вопросам, он внес ряд предложений композитору, «написавшему более половины балета чудесной музыки»: « <.. .> танец в па де шаль двух сестер закончить на сцене, а на уход дописать музыку, увеличить резвые кусочки у Золушки в сцене портретов, чтобы не делать ее нудной, написать адажио с отцом, где полнее раскрылась бы душа Золушки и отношение отца к ней, сократить отъезд на бал,

сократить гавот Золушки, написать другой вальс на финал первого акта (в написанном вальсе, правда, очень красивом, звучание приобретает порой драматический характер, а для танца фей, провожающих Золушку на бал, это не оправдано). Для второго акта я ввожу танец 4-х кавалеров с сестрами (паспье) и танец кавалеров (бурре), а затем уже две вариации сестер (были только две вариации). На музыку, написанную для вариации влюбленного принца, <...> будет танец сверстников с принцем. Договорились о характере музыки в вариации влюбленного принца, а также и по танцам в третьем

акте»22.

С Прокофьевым и Волковым было еще несколько встреч. К.М. Сергеев набросал план работы. В сентябре с Феей Бала-биной он поставил сцену Золушки (очевидно, из 1-го акта. -И.В.) и наметил адажио с отцом, предполагая закончить постановку обеих сцен к октябрю, чтобы «приняться за гавот Золушки». Однако эта работа затруднялась большой репертуарной нагрузкой: возобновление «Спящей красавицы», репетиции «Тщетной предосторожности»; к тому же с афиш не сходила «Жизель». Во всех этих балетах начинающий балетмейстер исполнял главные партии.

В декабре 1943 года Сергеев отправился в Москву, чтобы встретиться с художником и композитором. В его дневнике появилась запись: «Провел большую работу. Договорился с Эрдманом. Получил новый музыкальный материал от Прокофьева и дал ему новые задания по окончанию третьего акта». В Москве в это время находилась и Г.С. Уланова «по делам постановки балета "Золушка"»23. Однако в дневнике К.М. Сергеева читаем: «С Завадским и Улановой честно выполнял задания Радина24, но она ни шьет, ни порет - как всегда, а он, видимо, не заинтересован, поскольку «Галюша» не ставит»25.

В феврале 1944 года Сергеев представил труппе экспозицию балета и списки участников. К этому времени уже закончены сцены с Феями времен года и поставлен Вальс II акта.

25 февраля 1944 года он записывает: «Чтобы не останавливать работу с актерами и скорее освобождаться от нашего багажа, мы решили сдать мазурку 11-го акта»26. Правда, балетмейстера беспокоит неумение мужчин ее танцевать, поэтому он приходит к выводу: «Придется ставить наших «орлов»: Андрее-ва27, Георгиевского28 и т. д. Мужчины привыкли к гопакам и правильные формы - классические формы им чужды»29. Далее Сергеев продолжает: «Вначале показали Лопухову, который очень одобрительно отнесся к нашей постановке <...>. Понемножку повторяя сделанное и с другими составами, переходим к персонажу. Завтра начну с сестер30 - Вечесловой31 и Балаби-ной, а затем и с Дудинской32 - Золушку»33. Последнее требует пояснения: Г.С. Уланова не торопилась приехать в г. Молотов и таким образом тормозила постановочный процесс, а значит, Сергеев не мог приступить к работе над главной женской партией. Радин, возмущенный ее поведением, предложил начать работать с Н.М. Дудинской.

О ней балетмейстер позже напишет: «<...> Н. М. Дудинская работала, «не покладая ног» и вынесла одна на себе все трудности длительной «черной» репетиционной работы, частых бессменных спектаклей и сама заработала своё счас-

тье»34.

В начале июня 1944 года К.М. Сергеев снова отправился в Москву, откуда привез музыкальный материал 3-го акта. Однако некоторые номера его не устраивали. Так, например, картина галопа, разбитая на небольшие номера, не представляла, по мнению Сергеева, цельности. Его предложение соединить весь материал в симфоническую картину «Галоп принца» Прокофьев не принял, «не желая, видимо, ничего переделывать, перерабатывать, дописывать»35.

Между тем постановщик получил согласие педагога-репетитора Елены Михайловны Люком36 работать с солистами. Главное для него состояло в том, что образ Золушки «она прекрасно чувствует». Педагог Николай Павлович Ивановс-кий37 взялся работать над придворным танцем.

Думал Сергеев и об оформлении спектакля. Ему нравились эрдмановские декорации ко второму акту, но он не принимал оформление первого и третьего актов, потому что в музыке не было ничего русского: «<...> нужно, чтобы спектакль звучал как сказка, а не быт, а декорация первого акта сделана в стиле Петра I и слишком натуралистична»38.

В июне 1944 года Театр оперы и балета им. С.М. Кирова вернулся в Ленинград. В декабре сменилось его руководство. Новый директор Н.А. Цыганов39 «<...> заинтересовался «Золушкой», попросил либретто балета и музыку, т.е. клавир. Сказал, что ему понравилось, но дело не ускорилось. Руководство наметило «Золушку» на июнь месяц 1945 г. Но сейчас совершенно ясно, что раньше будущего сезона ничего не выйдет. Восстановление репертуара проходит очень мед-ленно40. <...> Мы с Феей прекратили постановочную работу. Я читал Лопухову Ф.В.41 экспозицию балета и проигрывал ему музыку. У него впечатление, в общем, хорошее, хотя он Прокофьева не любит. Самое скверное, что мы начинали работу и получили «благословение» от лиц, которых сейчас нет: Лавровского, Радина, Пазовского42, и жизнь нужно начинать чуть ли не с начала. Найдем ли общий языкС»43. Осложняло постановочный процесс также «большое подводное течение и колебания дирекции» в отношении «Золушки». К.М. Сергеев с горечью приводит слова Е.М. Ради-на о том, что «друзей» у него в театре больше, чем достаточно. Лишь через год после возвращения в Ленинград его официально утвердили постановщиком «Золушки». К тому времени было поставлено больше половины спектакля. Трудности продолжались. Не было ни места, ни времени для сценических репетиций. «Где же место для «Золушки». Бедная «Золушка»!»44 - восклицает Сергеев.

Несмотря на непростую ситуацию в театре, работа над балетом продолжалась. Выпустить спектакль стало делом чести балетмейстера: слишком много сил - творческих, душевных и физических - было затрачено на эту работу.

Вскоре в Ленинграде стало известно, что «Золушку» ставит и Большой театр. Отдавая должное П.В. Вильямсу, как «очень талантливому художнику», К. Сергеев пишет: «В Москве стремятся к грандиозности постановки, большому блеску и пышности, мы же хотим создать обстановку, в которой персонажи были [бы] еще выпуклее. Мы хотим интимности и тепла в сценах Золушки. <...> В Москве <...> хотят выпустить спектакль к октябрьским праздникам. <.. .> «»Золушка»» будет первый балет, который раньше осуществят в Москве45. Всегда бывало иначе. Это тем более обидно, что «Золушка» является детищем нашего театра»46.

Последние дневниковые записи заканчиваются октябрем 1945 года. «Начали постановку новых номеров и вспоминаем старые. Сделали составы по всему балету и план количества репетиций. <...> На второй репетиции присутствовал Лопухов Ф.В. <...> он высказал мне положительное мнение о моей работе. «Вы знаете, что делаете» - были его слова»47.

Премьера «Золушки» состоялась в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова 8 апреля 1946 года и была прекрасно принята прессой. Балетмейстер получил за нее Сталинскую премию48.

Рукопись К.М. Сергеева «Моя работа над бал[етом] «Золушка»» интересна тем, что в ней отражены все этапы постановки балета, невероятно тяжелые условия, в которых рождался его балетмейстерский дебют, творческое сотрудничество постановщика с композитором, художником и артистами.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 1477. Далее -ОР РНБ.

2 В связи с тем, что архив находится в стадии обработки, не представляется возможным сообщить шифр этого документа. Далее - Воспоминания.

3 К сожалению, дневник К.М. Сергеева в архиве пока не обнаружен.

4 Волков Николай Дмитриевич (1894-1965) - театральный критик, искусствовед, драматург.

5 Чабукиани Вахтанг Михайлович (1910-1992) - артист балета, балетмейстер, педагог.

612 декабря 1940 г. Дирекция филиала Кировского театра заключила с В.М. Чабукиани договор о постановке балетного акта «Вальпургиева ночь» в опере Ш. Гуно «Фауст» // ЦГАЛИ. Ф. 337 (Ленинградский театр оперы и балета им. С.М. Кирова). Дело 227. - Л. 7. Далее - Ф. 337. 31 января 1941 г. театр заключил с В.М. Чабукиани и художником В.И. Пономаревым договор, по которому «<...> постановщики берут на себя обязательство капитального возобновления балета «Баядерка» на сцене театра с перестановкой и вводом новых танцев <...> не позднее 10 февраля 1941 г.». Кроме того, «<...> постановщики проводят работу по возобновлению балета «Баядерка» двумя составами исполнителей» // Ф. 337. Опись 1. Дело 227. - Л. 2.

7 Радин Евгений Михайлович (1897-1944) - директор Театра оперы и балета им. С.М. Кирова в 1940-1944 гг.

8 Ф. 337. Опись 1. Дело 200. - Л. 31.

9 Это подтверждают письма В.М. Чабукиани, адресованные Н.М. Дудинской. В одном из них, от 3 января 1942 г., он пишет: «<...> до сих пор у меня болит нога, и ни разу не пришлось выступить. Консилиум нашел, что у меня растяжение сухожилий и отрывы связок. Как только дохожу в запястьях до больших прыжков, то сразу резкая боль и потом боль продолжается неделями. Больно и ходить, и даже сидеть» // ОР РНБ.

10 Голейзовский Касьян Ярославич (1892-1970) - артист балета, балетмейстер.

11 Уланова Галина Сергеевна (1910-1998) - солистка балета. Воспоминания. - С. 1-1 об.

12 Завадский Юрий Александрович (1894-1977) - режиссер, актер, педагог, театральный деятель.

13 Е.М. Радин не впервые обращался к Ю.А. Завадскому: в 1941 г. в Молотове (пока там была Г.С. Уланова) режиссер проводил занятия по актерскому мастерству для артистов оперы и балета Кировского театра // РГАЛИ. Ф. 2718 (Ю.А. Завадский) Опись 1. Ед.хр. 2254.

14 Ф. 337. Опись 1. Дело 200. - Л. 49.

15 Воспоминания. - С. 2.

16 Балабина Фея (Феона) Ивановна (1910-1982) - артистка балета Театра оперы и балета им. С.М. Кирова, педагог.

17 Сергеев К. «Золушка» и ее создатели // За советское искусство. - 1947. -10 июня. Далее - «Золушка» и ее создатели.

18 Вильямс Петр Владимирович (1902-1947) - живописец, театральный художник.

19 Фельдт Павел Эмильевич (1905-1960) - композитор, дирижер.

20 Причиной отказа П.В. Вильямса явилось, скорее всего, то, что в планах Большого театра уже тогда была постановка «Золушки» с его оформлением.

21 Эрдман Борис Робертович (1899-1960) - театральный художник.

22 Воспоминания. - С. 3-4.

23 Там же. - С. 6.

24 Ф. 337. Опись 1. Дело 200. - Л. 54.

25 Воспоминания. - С. 6.

26 Там же. - С. 7 об.

27 Андреев Алексей Леонидович (1920-2004) - артист балета, балетмейстер.

28 Георгиевский Михаил Сергеевич (1910-2001) - артист балета.

29Воспоминания. - С. 7 об., 8.

30 Имеются в виду сестры Золушки - Злюка и Кривляка.

31Вечеслова Татьяна Михайловна (1910-1991) - артистка балета, педагог.

32 Дудинская Наталия Михайловна (1912-2003) - солистка балета, педагог.

33 Воспоминания. - С. 8.

34 К. Сергеев. «Золушка» и ее создатели // За советское искусство. - 1947. -10 июня.

35 Воспоминания. - С. 8 об.

36 Люком Елена Михайловна (1891-1968) - артистка балета, педагог-репетитор.

37 Ивановский (Иванов) Николай Павлович (1893-1961) - артист балета, педагог. Преподавал в Ленинградском Хореографическом техникуме историко-бытовой (салонный) танец.

38 Воспоминания. - С. 9.

39 Цыганов Николай Алексеевич (1898-?) - директор Театра оперы и балета им. С.М. Кирова в 1944-1951 гг.

40 За четыре месяца Кировский театр возобновил балеты: «Спящая красавица», «Жизель», «Дон Кихот», «Тщетная предосторожность». Предстояла работа над «Коньком-Горбунком» или «Гаянэ», «Лебединым озером» и, возможно, «Лауренсией». «Золушка» шла в этом списке последней, что, несомненно, огорчало К.М. Сергеева.

41 Лопухов Федор Васильевич (1886-1973) - артист балета, балетмейстер, педагог.

42 На место Л.М. Лавровского, ставшего в 1944 г. балетмейстером Большого театра, был назначен Ф.В. Лопухов; Е.М. Радина сменил новый директор Кировского театра Н.А. Цыганов; дирижер А.М. Пазовский уехал работать в Большой театр и за дирижерский пульт встал П.Э. Фельдт.

43 Воспоминания. - С. 10 об., 11.

44 Там же. - С. 12 об.

45 Действительно, «Золушку» поставили в Большом театре 21 ноября 194S г., а в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова 8 апреля 1946 г.

46 Воспоминания. - С. 13 об., 14 об.

47 Там же. - С. 14 об.,

48 Сталинская премия второй степени «за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1946 год» была присуждена постановщикам балета К.М. Сергееву и Ф.И. Балабиной, а также исполнителям главных партий -Н.М. Дудинской, Т.М. Вечесловой и А.Я. Шелест.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.