Научная статья на тему 'Самоотверженный труд и праздник (педагогическая деятельность Н. М. Дудинской)'

Самоотверженный труд и праздник (педагогическая деятельность Н. М. Дудинской) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
371
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самоотверженный труд и праздник (педагогическая деятельность Н. М. Дудинской)»

И. Б. Ваганова

САМООТВЕРЖЕННЫЙ ТРУД И ПРАЗДНИК (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н. А.

ДУДИНСКОЙ)

На раскрытие творческого и педагогического таланта Наталии Михайловны Дудинской повлияли два человека, которым она была благодарна всю жизнь: «Мама дала мне путевку в жизнь, первые шаги на сцене я делала под ее руководством. Агриппина Яковлевна Ваганова открыла мне душу искусства хореографии, его главную тайну»1.

Наталия Александровна Дудинская2 считалась основательницей профессионального балета на Украине: из учеников ее балетной студии были сформированы первые балетные труппы в Киеве и Харькове3. В Студии Тальори (сценический псевдоним Н. А. Дудинской) занималась будущая легенда эстрады Клавдия Шульженко. В письме к участникам встречи выпускников студии Н. Дудинской-Тальори, которая состоялась в 1975 г., певица вспоминала о ней, как о «замечательной женщине и великолепном педагоге»4.

Переехав в 1923 г. с дочерью в Петроград, Наталия Александровна продолжила педагогическую работу. Помимо занятий с ученицами, она устраивала балетные вечера в клубах. В этих концертах принимали участие артисты академических театров и учащиеся Петроградского театрального балетного училища5.

Когда началась война, Н. М. Дудинская с матерью поехала в Молотов, эвакуировавшись вместе с Кировским театром. И здесь Наталия Александровна также занималась педагогикой. Об этом времени в письме к Наталии Михайловне Дудинской вспоминает одна из учениц Н. А. Дудинской: «Я помню институт, где Наталия Александровна учила девушек танцевать, а меня всегда ставила впереди, чем я ужасно гордилась. <...> Интересно, что мы никогда не говорили о будущем (я этого не помню). Мы, видимо, жили

настоящим. Наталия Александровна - своей любовью к Вам, Вашей жизнью, Вашими успехами и бедами»6.

А. Я. Ваганова, великий русский педагог-хореограф, стала для Дудинской близким другом и наставником в жизни и творчестве. И не случайно, приехав в 1923 г. с дочерью в Петроград, Н. А. Дудинская привела ее именно к А. Я. Вагановой, чтобы та определила способности будущей танцовщицы.

В автобиографии Наталия Михайловна Дудинская пишет, что отсчет ученическим годам, а это было за три года до выпуска, она начала с того дня, когда стала заниматься у А. Я. Вагановой, сразу почувствовав ту атмосферу творчества, которой был пронизан каждый урок выдающегося педагога-хореографа. «Я поверила в Ваганову с первого мгновения, подчинилась безоглядно и на всю жизнь»7. Все, кто выходил на сцену из класса Вагановой, обладали единым стилем и единым танцем, который был присущ ленинградскому балету. А проявлялось это и в гармоничной пластике, и в выразительности рук, и в благородной посадке головы, и при необычайной гибкости -в стальном апломбе корпуса.

Годы учебы в классе Вагановой завершили период формирования Дудинской. Она стала не только безупречной технической танцовщицей, но и подлинной артисткой. Всем своим существом Н. М. Дудинская восприняла один из главных принципов русской хореографической школы: безукоризненное исполнение всех приемов классического танца должно раскрепощать танцовщицу, открывать простор выразительному, образному танцу.

Стоит отметить, что именно в хореографическом училище у Тали Дудинской проявилась склонность к педагогике, которую сразу же разглядела Ваганова. Так, она всегда могла подсказать своей соученице не только то, почему у нее не получается то или иное движение, но тут же показать, как надо его делать, используя при этом наиболее правильный и удобный прием.

В 1931 г. Дудинская заканчивает училище и поступает в труппу Кировского театра. Характеризуя ее как балерину, Ваганова писала: «Почти нет ни одного балетного спектакля в ре-

пертуаре нашего театра, в котором бы она не блистала, демонстрируя разнообразие своего таланта»8.

Совершенное владение мастерством классического танца, умение анализировать свой и чужой опыт и, наконец, педагогический талант Дудинской позволили Вагановой сделать ее своей преемницей в педагогике. В 1951 г. она передала Дудинской, прима-балерине Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова, свой класс усовершенствования балерин и ведущих солисток Кировского театра. Таким образом, педагогическая деятельность Дудинской началась в разгар её сценической карьеры.

В классе усовершенствования балерин Дудинская работает до 1971 г., двадцать лет давая уроки «по-вагановски». При этом она не дублировала уроки своего педагога, а пропускала ее методику через себя, свой опыт, находя то главное, что надо сохранить.

Репетируя текущие спектакли с артистками балета, Дудинская передавала им свой сценический опыт. На репетициях она уделяла основное внимание созданию образа, путь к которому намечала через танец. Урок Дудинской превращался в предвестье того сценического танца, который расцветал в балетном спектакле. Порядок на репетиции был такой: сначала работа с балериной, потом с другими солистами. Причем каждая репетиция должна была проходить с полной отдачей сил, как на спектакле и обязательно с самого начала. Ведь выход в таких балетах, как «Корсар» и «Дон Кихот» - это не только каскад прыжков и вращений, но и большая эмоциональная нагрузка, так как создается настроение на весь спектакль. «Выход - это паспорт балерины», - говорила Дудинская.

Школу Дудинской прошли многие ведущие танцовщицы Кировского театра. В классе усовершенствования балерин одиннадцать лет занимались такие мастера танца, как Нинель Кур-гапкина, Алла Осипенко, Ирина Колпакова и многие другие.

В 1963 г. в театре им. С. М. Кирова организовали молодежный класс из только что окончивших хореографическое училище артистов балета, и заниматься с молодыми артистками стала

Дудинская. Если в классе, перешедшем к ней от Вагановой в 1951 г., никого не приходилось переучивать, а только продолжать начатое, то в молодежном классе собрались танцовщицы от разных педагогов, некоторые из них не могли свободно владеть техникой танца. Дудинская точно определяла возможности каждой танцовщицы, вырабатывала дыхание и волю, которые помогали артисткам в продолжительных репетициях при больших нагрузках. «Класс Дудинской был уникален уже потому, что на ее уроке можно было воочию убедиться в единстве вагановской методики и исполнительской практики», - пишет Габриэла Комлева9.

Один из важных моментов в работе Дудинской-педагога -бережная передача ученицам партий в балетах, которые она танцевала. Г. Комлева вспоминает: «В "Дон Кихоте" Дудинская исполняла две свои оригинальные вариации - во "Сне" и заключительном па-де-де, нетрадиционные, отвечающие особенностям ее танцевальной техники и исполнительского стиля. Уважение к мастерам в то время было столь велико, что никому не приходило в голову "посягнуть" на вариации Дудинской - даже после того, как она этот спектакль перестала танцевать. Обе вариации Наталия Михайловна любовно передала мне»10. То же относилось и к партиям в балетах, поставленных специально для нее. Это были роли Золушки, Лауренсии, Сари.

В 1965-1971 гг. Дудинская устраивала творческие вечера с участием артисток балета класса усовершенствования Кировского театра. Среди них были Наталия Макарова, Габриэла Ком-лева, Калерия Федичева, Наталия Большакова и многие другие. Главная цель этих вечеров - показать работу педагога и ее учениц, их совместные достижения и успехи. Постановки для них готовили К. Сергеев, Л. Якобсон, Г. Алексидзе, Б. Эйфман, а партнерами танцовщиц были Б. Брегвадзе, Ю. Соловьев, С. Ви-кулов. Вечера проходили в Большом зале филармонии в Ленинграде, или в Колонном зале Дома Союзов и в Концертном зале им. П. И. Чайковского в Москве. Они начинались всегда с класс-концерта, то есть показывался урок Дудинской, а затем шли два

концертных отделения, в которых каждая артистка демонстрировала один или два сольных номера, участвовала в дуэтах или ансамблях. Стоит отметить, что Дудинская, как и Ваганова, умела почувствовать индивидуальность каждой ученицы и выбирала для каждой из участников номер, учитывая именно ее артистические способности.

Немаловажно и то, что основой этих концертов, как писала В. Красовская, был «репертуар наследия»: восстанавливались забытые шедевры М. Петипа и М. Фокина, постановки советских хореографов - А. Вагановой, Ф. Лопухова, К. Голейзовского. На этих вечерах зрители впервые увидели хореографический шедевр Ж. Перро «Па-де-катр», воссозданный А. Долиным, фрагменты из зарубежных балетов «Хрустальный дворец» Дж. Баланчина и «Фестиваль цветов в Дженцано» А. Бурнонвиля. Вечера Дудинской стали прекрасной практикой для артистов, своеобразной школой их мастерства.

Отметим, что вначале и сама Дудинская участвовала в этих концертах: 12 июня 1967 г. Дудинская с Б. Брегвадзе исполняла «Миниатюру» на музыку А. Крейна в постановке Р. Гербека, а также «Испанский танец» с Анатолием Гридиным и Игорем Чернышевым, поставленный для нее испанским балетмейстером Х.-В. Гомесом11.

В 1963 г., после ухода со сцены, Дудинская становится педагогом классического танца в ЛХУ имени А. Я. Вагановой. Развивая методику занятий, разработанную Вагановой, она в то же время совершенствовала ее, исходя из богатейшего личного опыта и последних достижений хореографического искусства. Дудинская, как и ее любимый педагог, учила «жить в балете», уделяя большое внимание основам классического танца, отрабатывая технологию каждого движения. Именно в этом она видела образность хореографической речи. Дудинская давала насыщенные, напряженные уроки, которые изобиловали сложными комбинациями. Приучая своих учениц к перегрузкам в классе, она готовила их к тому, что они легко справятся с ними на сцене. К тому же Дудинская всегда говорила, что у Вагановой

уроки были куда труднее. Дудинская, обладавшая виртуозной техникой, умела передать ее своим подопечным. Она воспитывала в них трудолюбие и выносливость, любовь к танцу, веру в свои силы. Уроки вела всегда динамично. Фанатично работая с ученицами, была постоянно в движении, мелочей для нее не существовало: любая деталь в костюмах, прическах или головных уборах были важны. Дудинская сама подбирала костюмы для сцены, учитывая при этом особенности строения фигуры каждой ученицы.

Если свойствами школы Вагановой считали «стальной апломб» и послушную гибкость корпуса, то приметами танца Дудинской называли легкость полета и стремительность туров. Педагог приобщала своих воспитанниц к вагановским принципам - «от совершенного владения техникой танца - к построению танцевального образа, от кропотливой каждодневной работы - к свободному самочувствию на сцене».

На выпускных экзаменах класса Дудинской в ЛХУ демонстрировался классический танец в чистом виде, его безграничные возможности, красота и выразительность. Одна из коллег Дудинской, Ева Хаген, писала в 1975 г. из Мюнхена: «Теперь мы понимаем, почему Вас называют самым лучшим педагогом балета в мире. <...> У Вас превосходные результаты: замечательные, милые ученики выпускного класса! У них не только отличная техника, но и удивительная выразительность. Все ученики как солисты. Вы замечательно преподаете, раскрывая талант в учениках»12.

За десятилетия преподавания в ЛХУ имени А.Я. Вагановой Дудинская воспитала немало балерин, которые продолжают традиции отечественного хореографического искусства. Маргарита Куллик, одна из любимых учениц Дудинской, рассказывает: «Судьба подарила мне двадцать три счастливых года13 общения с Наталией Михайловной Дудинской. Она была моим педагогом, репетитором, наставником и другом. В наших отношениях не существовало превосходства учителя над учеником. Наталия Михайловна учила нас, своих детей радоваться каждой

встрече со сценой. Артистов балета, закончивших танцевать, ждет другая жизнь. Вот уже 4 года, как и я существую в другом измерении14, пытаясь передать своим ученикам то, чему меня научила Н. М. Дудинская. Не проходит дня, чтобы я не вспомнила, мысленно не обратилась за помощью к ней. Особенных тайн в наших репетициях не было. Минимум глобальных замечаний. Агриппина Яковлевна Ваганова научила Наталию Михайловну давать свободу творческому началу своих учеников. Сейчас я чувствую, что именно это важно для человека, которого пытаешься поставить на ноги. Но не скрою, что у Н. М. Дудинской были свои профессиональные замечания, без которых трудно чисто танцевать. Сейчас я вижу: как только девочка выполнит ряд требований, всё получится. Это касается в основном вращений. Любимое выражение Наталии Михайловны - «танцевать носиком», и ведь действительно танец оживает, если это применить на практике. Для нее было очень важно не отходить от текста в исполнении вариаций; это и для меня сейчас одна из первых задач. У меня был потрясающий учитель, и я чувствую большую ответственность. Очень хочется достичь успехов»15.

Параллельно с работой в училище Дудинская организовывала различные курсы усовершенствования, участвовала в балетных конкурсах и семинарах, проводила показательные уроки в нашей стране и за рубежом. В класс Дудинской приезжали начинающие артисты и звезды мирового балета. В архиве Н. М. Дудинской и К. М. Сергеева хранятся письма из самых разных стран от педагогов и артистов балета с просьбой присутствовать на уроках классического танца в училище и на репетициях в Кировском театре.

Творческая дружба ЛХУ имени А. Я. Вагановой и Дрезденской балетной школы, которая началась благодаря энтузиазму Дудинской, стала одной из форм союза русской классики и зарубежной методики и практики преподавания танца. Художественный руководитель балетной школы в Дрездене Грета Па-лукка говорила: «Педагогический почерк Дудинской бережно хранит в себе лучшие черты русского балета. Мои подопечные, <... > бывая на ее уроках, <...> стремятся усвоить суть пластической

образности, в основе которой элементы чистой классики. Можно быть сторонником разных стилей, приверженцем разных направлений в развитии хореографического искусства. Но когда классику преподает Дудинская, не увлечься нельзя, нельзя не стать последователем»16.

В 1966 г. во время гастролей Кировского театра в Лондоне Дудинскую пригласили провести семинар - серию уроков классического танца с балетной труппой театра Ковент-Гарден. Под ее руководством занимались прославленные английские артисты Марго Фонтейн, Надя Нерина, Светлана Березова и другие.

В 1984 г. Наталия Михайловна Дудинская и Константин Михайлович Сергеев принимали участие в Международном фестивале балета на Кубе. Знаменитая Алисия Алонсо попросила Дудинскую провести тренировочный класс. И приехавшие на Кубу танцовщики из тридцати девяти стран пришли на этот урок. Несмотря на то, что у всех была разная профессиональная подготовка, они с интересом постигали школу и методику Вагановой, которую преподавала ее ученица и последовательница.

Признанная балерина assoluta, талантливый педагог, Дудинская в течение всей своей долгой плодотворной жизни передавала ученикам красоту и благородство классической традиции петербургской хореографической школы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1ДудинскаяН.М. Наброски к воспоминаниям. [1990-е гг.] Архив Н. М. Дудинской и К. М. Сергеева (Ф. 1477), хранящийся в ОР РНБ (далее - архив).

2Н. А. Дудинской посвящены страницы автобиографии Н. М. Дудинской в книге: Наталия Дудинская. Жизнь в искусстве. Вспоминания, статьи. СПб., 1999. С. 9-13. Далее - Наталия Дудинская. Жизнь в искусстве.

3Подробно о балетной студии Н.А. Дудинской-Тальори см.: Чепалов А. Педагогическая династия Н. А. Дудинской-Тальори - Н. М. Дудинской. Ранние страницы творческой биографии // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2006. № 1S. С. 112-120.

4Архив.

'Подробнее об этом см. Ваганова И.Б. «Балетный вечер под управлением Н.А. Дудинской-Тальори»: к истории сценического псевдонима Н.М. Дудинской // Вестник АРБ им. А.Я. Вагановой. 2007. № 16.

6Письмо Н. Осьминой (Метавниной) к Н.М. Дудинской. Архив, [1980-е гг.].

'Наталия Дудинская. Жизнь в искусстве. С. 24.

8Ваганова А.Я. Статьи. Воспоминания. Материалы. Л.-М., 19S8. С. 111.

'Наталия Дудинская. Жизнь в искусстве. С. 328.

10Там же. С. 333-334.

"Архив.

12 Архив.

"Отметим простое совпадение: двадцать три года училась и Н. М. Дудинская у А.Я. Вагановой: три года в Хореографическом училище и двадцать лет в классе усовершенствования артисток балета, которые Ваганова вела в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова.

14Маргарита Куллик с мужем и партнером по сцене Владимиром Кимом после окончания сценической карьеры преподают в Корее.

15Из записи беседы с М. Куллик 1 марта 2007 года.

16Ороховацкий Ю. Большое классическое па // Ленинградская правда, 21 августа 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.