Черезова Яна Алексеевна, Засова Любовь Владимировна, Халиманенко Сергей Николаевич ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ...
УДК 378.147.34
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
© 2017
Черезова Яна Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Засова Любовь Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Халиманенко Сергей Николаевич, студент лечебного факультета Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (119991, Москва, Россия, ул. Трубецкая, д.8, стр.2, e-mail: [email protected])
Аннотация. В условиях модернизации отрасли здравоохранения качественная медицинская помощь невозможна без компетентных специалистов, обладающих организаторскими и лидерскими качествами. Процесс интернационализации и переход к новой платформе образования, основанной на международных образовательных стандартах, а также желание создать единое европейское пространство высшего образования сформировали необходимость перехода к образованию нового поколения и в России. Высшая медицинская школа должна обеспечить выпускникам систему интегрированных теоретических и клинических знаний, умений и навыков, помочь освоить высокие мировые медицинские технологии, но и сформировать способность к социальной адаптации специалиста. Реализация этих задач способствует целостной подготовке врача, опирающегося на прочную мотивационную установку, глубокую специализацию, актуализацию интеллектуальных и личностных возможностей студентов и реализующаяся через освоение общекультурных и профессиональных компетенций [1]. В статье рассмотрены предпосылки формирования управленческих компетенций у студентов-медиков, а также особенности организации учебного процесса в медицинском вузе путем применения интерактивных форм обучения, позволяющих использовать полученные знания на практике.
Ключевые слова: управленческие компетенции, профессиональное образование, компетентостный подход, интерактивные методы обучения, ситуационная задача, деловая игра, инновационные технологии в образовании, система менеджмента качества университета.
MANAGEMENT COMPETENCES FORMATION SPECIALITIES BY MEDICAL STUDENTS
© 2017
Cherezova Yana Alekseevna, candidate of economical sciences, associate professor
of the department of economics and management Zasova Lyubov' Vladimirovna, candidate of sociological sciences, associate professor of the department of economics and management Halimanenko Sergey Nikolaevich, student of Faculty of Medicine I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (119991, Russia, Moscow, 8-2 Trubetskaya st., e-mail: [email protected])
Abstract. Quality medical care is impossible without competent specialists with organizational and leadership qualities, under conditions of healthcare industry modernization. The process of internationalization and the transition to a new educational platform based on international educational standards, as well as the desire to create a unified European space for higher education, have created the need for a transition to the next generation of education in Russia as well. The higher medical school should provide the graduates with a system of integrated theoretical and clinical knowledge, skills and abilities, help master world-class medical technologies, and also create the ability to social adaptation of the specialist. Realization of these tasks contributes to a holistic training of a doctor, based on a strong motivation, deep specialization, and actualization of intellectual and personal abilities of students. It is realized through the mastering of general cultural and professional competencies [1]. The article considers the prerequisites for the formation of managerial competencies by medical students, as well as the specifics of the educational process organization in a medical institution by using interactive educational forms, which make it possible to apply the acquired knowledge in practice.
Keywords: managerial competence, professional education, competence approach, interactive teaching methods, case study, business game, innovative technologies in education, university quality management system.
Складывающаяся в настоящее время в России образовательная ситуация определяет необходимость переосмысления ключевых методологических подходов к практике принятия и реализации решений, связанных с обучением и профессиональной подготовкой молодежи к динамично изменяющимся рыночным условиям [2]. Концептуальной основой преобразований выступает компетентностный подход, который расширяет содержание подготовки квалифицированных специалистов, способствует формированию компетенций, востребованных реальными условиями профессиональной деятельности. С позиции компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний [3].
Изучение литературы, посвященной развитию современного профессионального образования, показывает, что к подготовке специалистов существует довольно большое число различных подходов. Среди них известные и устоявшиеся (знание-центристский, системный, деятельностный, комплексный, личностно-ориентиро-ванный, личностно-деятельностный) и относительно новые, вошедшие в теорию и практику сравнительно недавно (ситуационный, контекстный, полипарадигмаль-ный, информационный и др.). К последним относится и
компетентностный подход [4, 5].
Компетентный специалист, свободно владеющий своей профессией и ориентированный в смежных областях деятельности, профессионально мобильный, способный к саморазвитию и самореализации, отвечает приоритетным и перспективным запросам новой инновационной экономики государства [6, 3].
Формирование специалиста, обладающего профессиональной компетентностью, невозможно в процессе традиционного преподавания на предметно-содержательном уровне, необходим поиск новых форм и методов организации учебной деятельности для решения данной задачи [6, 7, 8, 9].
Особую актуальность приобретает проблема формирования управленческих компетенций будущих специалистов сферы здравоохранения, готовых на практике осуществлять масштабные задачи модернизации отрасли [4, 6, 3].
Данные положения обусловили выбор тематики исследования - изучить особенности и предпосылки к формированию управленческих компетенций у студентов - будущих врачей.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уро-
Черезова Яна Алексеевна, Засова Любовь Владимировна, Халиманенко Сергей Николаевич ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ...
вень специалитета) в число видов профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета, помимо прочих входит организационно-управленческая. В соответствии с данным видом профессиональной деятельности выпускник, освоивший программу специалитета, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
- применение основных принципов организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях;
- создание в медицинских организациях благоприятных условий для пребывания пациентов и трудовой деятельности медицинского персонала;
- ведение медицинской документации в медицинских организациях;
- организация проведения медицинской экспертизы;
- участие в организации оценки качества оказания медицинской помощи пациентам;
- соблюдение основных требований информационной безопасности [10].
Таким образом, в академическом учебном плане будущего врача большое значение приобретают дисциплины, формирующие управленческие компетенции.
Предпосылки формирования управленческих компетенций у будущих врачей
В сфере здравоохранения подготовка специалистов, обладающих управленческими компетенциями, очень актуальна. Это объясняется рядом причин. При этом наиболее существенной является активное становление системы здравоохранения и, соответственно, усложнение работы руководителя любого уровня. Помимо этого, недостаточная проработка технологий управления медицинским персоналом, учитывающих его социально-психологические проблемы, определяет потребность в совершенствовании управленческих навыков.
В настоящее время ключевую роль в образовании играет активное участие работодателей в формировании социального и человеческого капиталов выпускников [11]. Вузы и работодатели - звенья одной цепи. Работодатели должны формулировать требования как к количеству (целевой заказ), так и к качеству подготовки профессиональных кадров, а вузы удовлетворять эти требования [12]. Именно поэтому система менеджмента качества образования в медицинском вузе должна обеспечивать возможность проведения анкетирования и/ или опроса работодателей с целью выявления мнения работодателей о выпущенных специалистах и внесения корректировок в организацию образовательного процесса. В отношении формирования управленческих компетенций важно сотрудничество с работодателями в части внесения ими предложений по формированию практических управленческих навыков при решении задач, основанных на реальных проблемах в медицинских организациях.
Так, проведенный нами опрос представителей медицинских организаций позволил выявить ряд управленческих проблем, с которыми сталкиваются руководители подразделений в процессе своей работы, и представить их в виде ситуационных задач и деловых игр для обсуждения в группах студентов в рамках очных занятий.
Особенности деловых игр и ситуационных задач для формирования управленческих компетенций у студентов-медиков
Процесс формирования управленческих компетенций у будущих врачей связан с рядом специфических особенностей. Во-первых, поступая в медицинский университет, будущие студенты в основном сосредотачиваются на своей основной специальности, считая управленческие и экономические дисциплины «лишними» в своем учебном плане. Кроме того, сложность формирования управленческих компетенций у студентов-медиков связана с тем, что они, как правило, не имеют опыта работы в медицинской организации, и тем более в руководящих должностях.
Поэтому специфика управления медицинской организацией, ее отделениями и службами должна находить отражение в предлагаемых студентам ситуационных задачах и деловых играх.
Дидактическая цель деловой игры преимущественно заключается в улучшении методических компонентов компетенции действия, в частности при разрешении ситуаций принятия решений при выполнении деятельности.
Методическая цель деловой игры заключается преимущественно в тренировке навыков и в экспериментировании с принятием решений и прежде всего с их последствиями, а также в нахождении стратегий решения проблемы.
Преимуществом деловых игр и ситуационных задач является то, что каждый участник может образно представить и реально ощутить себя в той или иной ситуации, увидеть последствия и принять собственное решение [13, 14]. Деловые игры являются воссозданиями реальных ситуаций, в которых изображаются определенные фрагменты профессиональной действительности. Поэтому, с нашей точки зрения, задания должны включать решение тех задач и проблем, которые возникают в процессе функционирования организации здравоохранения.
При использовании интерактивных методов, какими являются деловые игры и ситуационные задачи, преподаватель не дает готовых знаний, а побуждает студентов к самостоятельному поиску, то есть к полноправному участию в процессе восприятия. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность [15, 16].
Например, изучение причин возникновения конфликтов среди персонала в медицинских организациях, закономерностей их развития, позволяет «проиграть» их на занятиях в вузе, что в последующем даст возможность будущему специалисту найти пути по управлению конфликтами в этой специфической сфере, разработать эффективный механизм по их предупреждению с целью оптимизации процесса оказания и повышения качества медицинской помощи.
Поскольку в процессе выбора метода лечения, получения согласия пациента на лечение, проведение конкретных процедур, прием назначенных лекарственных средств сохраняется вероятность возникновения конфликтных ситуаций между врачом и пациентом, то получение в процессе обучения организационных навыков и умения управлять конфликтом также представляется важным.
Кроме того, студенты-медики учатся решать профессиональные задачи в отношении планирования деятельности организации, построения организационной структуры, управления персоналом, повышения трудовой мотивации работников, выстраивания отношений с персоналом в конфликтных ситуациях и улучшения коммуникативных связей в организации.
Так, в процессе деловой игры «Разработка основных стратегических направлений развития организации» студенты-медики учатся проводить стратегический анализ деятельности организации, предоставляющей стоматологические услуги, разрабатывать основные стратегические направления развития ее региональных представительств, а также получают навыки эффективной коммуникации как условия принятия группового профессионально значимого решения. Для этого они осуществляют выбор наиболее приемлемой стратегии методом «матрицы долевого роста», проводят стратегический анализ факторов внешней и внутренней сред организации, составляют SWOT-матрицу, матрицы
Черезова Яна Алексеевна, Засова Любовь Владимировна, Халиманенко Сергей Николаевич педагогтесше
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ... науки
возможностей и угроз, выявляют, формулируют и обосновывают приоритетные стратегические направления развития предприятия. Кроме того, в результате у участников игры выявляются способности к коллективной работе.
В игре «Формирование команды отделения платных медицинских услуг», согласно условию, медицинская организация будет набирать новых сотрудников, строить системы материальной и нематериальной мотивации именно под указанное отделение. Обучающимся предлагается подумать над ключевыми характеристиками набираемых сотрудников в сфере продвижения и продаж медицинских услуг, определить основные «индикаторы», свидетельствующие о положительных тенденциях развития отделения платных медицинских услуг, предложить решение тех проблем, которые прогнозирует руководство медицинской организации.
Расширить знания о возможных системах мотивации сотрудников медицинской организации можно, распределив роли в деловой игре «Инструменты мотивации персонала в зависимости от целей организации», когда службе управления персоналом поставлена задача сфокусировать систему мотивации на закрепление в медицинской организации квалифицированных врачей и привлечение новых сотрудников данной категории.
В деловой игре «Делегирование, ответственность, полномочия» для оценки эффективности управления в поликлиническом отделении больницы студентам-медикам предлагается определить соответствие системы управления и ее организационной структуры объекту управления.
Деловая игра «Сокращение кадров» дает возможность обучающимся примерить на себя роль руководителя по управлению персоналом медицинской организации в ходе ситуации возможных сокращений: необходимо определить порядок действий работодателя при сокращении численности (штата) сотрудников организации в соответствии с Трудовым кодексом РФ и довести информацию до сотрудников.
Деловая игра «Организация обучения персонала» направлена на формирование умений студентов определить потребности в обучении персонала медицинской организации, составить заявки на профессиональное обучение с указанием направлений и сроков повышения квалификации, установить цели, преследуемые в ходе повышения квалификации, определить критерии оценки эффективности повышения квалификации и ее влияния на качество оказания медицинской помощи.
Практика показывает, что в некоторых организациях, в том числе сферы здравоохранения, введены «запреты» на конфликтные ситуации, что специально оговаривается в правилах, регламентирующих поведение сотрудников организации. В результате разрываются контакты, ситуация выходит из-под контроля, растет текучесть кадров. Вместе с тем мировой опыт свидетельствует о том, что именно конфликтные ситуации могут являться точками роста и развития организации, могут дать существенный толчок для формирования в ней новых отношений. Так, цели деловой игры деловой игры «Паспорт проблемы» включают отработку умения продуктивно действовать и принимать эффективные решения в кризисной ситуации, анализ конфликта, выработку стратегии решения конфликта, поиск преимуществ и недостатков различных стратегий на основе составления «паспорта» проблем, возникающих в процессе функционирования медицинской организации. Студенты получают возможность проверить, какая из стратегий поведения в конфликте характерна для каждого из участников деловой игры, оценить ее эффективность, потренироваться в определении четких целей деятельности, в выработке индивидуальной и совместной стратегии и тактики успеха.
Нередко специалисты на рабочем месте затрудняются в решении конфликтной ситуации не потому, что не 186
понимают сути проблемы, а из-за растерянности перед выбором эффективной тактики поведения. Деловая игра «Скульптура конфликта» поможет увидеть проблему в виде образа, задействует творческие способности студентов, так необходимые для эффективного и нетривиального действия.
Деловая игра «Оказание давления» проигрывает ситуацию общения с людьми или группами, желающими продемонстрировать особое значение своей роли или должности. Студентам предлагается обсудить методы оказания давления отдельными людьми или группами, занимающими ту или иную должность в иерархии медицинской организации.
Ролевая деловая игра «Зона комфорта» показывает, как управлять стрессом в связи с сокращением штата медицинской организации. Аудитория представляет собой реабилитационный центр для безработных. Каждый участник, кроме трех человек, исполняющих функции работников центра занятости, исполняют роль безработного, ищущего работу.
Деловая игра «Уровень организационной культуры» включает утверждения, собранные в процессе опроса руководителей различных отделений клиники. Все они значимы, при этом сгруппированы по четырем признакам, которыми характеризуется организационная культура: работа, управление, мотивация и мораль. Каждый показатель имеет балльную оценку. Поэтому показатель ниже 4 баллов по какому-то пункту свидетельствует о неблагополучном положении дел на этом направлении трудовой деятельности и в межличностном общении работников.
Своевременно принятые меры могут воспрепятствовать сползанию организационной культуры в кризисное состояние. Таким образом, работу по оздоровлению необходимо начинать с анализа дел, отраженных в конкретных утверждениях.
Для оценки эффективности вышеизложенных и подобных деловых игр и ситуационных задач, приближенных к реальной повседневной управленческой работе руководителей медицинских организаций и их структурных подразделений, нами были выбраны десять групп студентов, обучающихся по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета). Группы студентов, где применялись инновационные образовательные технологии, в том числе деловые игры и ситуационные задачи, направленные на формирование управленческих компетенций, показала в среднем лучшие результаты на итоговом централизованном тестировании и контроле практических навыков в отличие от контрольной группы студентов лечебного факультета, обучавшихся по классическому варианту «лекции-семинары» (рисунок 1). Оценка проводилась по 100-балльной шкале.
ш
Р езул ьтаты ЦТ Пр актические у ГЦ) а в ленч еские навыки
Рисунок 1. - Результаты оценки эффективности применения инновационных образовательных технологий в формировании управленческих компетенций студентов-медиков.
■ Группы с иннов ационным обучением
■ Группы с классическим обучением
Черезова Яна Алексеевна, Засова Любовь Владимировна, Халиманенко Сергей Николаевич
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ...
Таким образом, использование деловых игр в учебном процессе позволяет приблизить его содержание к практической деятельности и формировать компетенции для будущей профессии, активизировать участие в работе всех обучающихся, что способствует, в свою очередь, выработке навыков работы в команде, а также повысить уровень учебной мотивации у студентов-медиков к исследовательской деятельности, рефлексии и самооценки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Артюхина А.И. и др. Компетентностно-ориен-тированное обучение в медицинском вузе / Под ред. Е.В. Лопатиной. - Омск: Полиграфический центр КАН, 2012. - 198 с.
2. Осипова Г.В. Компетентностный подход в образовании. Электронный справочник «Информио» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www. informio.ru/publications/id1961
3. Русина Н.А. Компетентностный подход в системе высшего медицинского образования // Высшее образование в России. - 2010. - №2. - С. 100-107.
4. Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Образовательные технологии и общество. - 2007. - № 10. - С. 361-365.
5. Талалаева В.А., Сидоров А.В. Модульно-компетентностный подход в системе высшего образования / Ежегодник ИГМУ «Система менеджмента качества: опыт и перспективы», Под общей редакцией д.м.н. А.Н. Калягина, к.и.н. И.В. Орловой. - 2016. - Вып. 5 -330с. - С.108-110.
6. Михеева Н.М. и др. Учебная практика студентов медицинского вуза - новый стандарт овладения профессиональными компетенциями // Успехи современного естествознания. - 2012. - №7. - С. 41-45.
7. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Повышение познавательной активности студентов в профессиональном обучении с применением новых информационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2014. - №4. - С. 123-124.
8. Гузовская Е.В., Серебренникова С.Н., Николаева Л.А. Инновационные технологии в образовании: мнение студентов / Ежегодник ИГМУ «Система менеджмента качества: опыт и перспективы», Под общей редакцией д.м.н. А.Н. Калягина, к.и.н. И.В. Орловой. - 2016. - Вып. 5 - 330с. - С.132-134.
9. Марцева Л.А. Компетентность как качество личности специалиста и условие обновления современного профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - № 2 (13). - С. 198-200.
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. N 95 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.fgosvo.ru/ news/21/1807
11. Федченко И.В. Формирование человеческого и социального капиталов выпускников вузов в процессе сотрудничества высшей школы и работодателей // Экономика образования. - 2015. - № 06. - с. 79-93.
12. Давыденко Т.М., Пересыпкин А.П., Верзунова Л.В. Роль работодателей в процессе развития профессиональных компетенций студентов при реализации учебных и производственных практик // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2.
13. Сергеева Н.Д., Данилова И.Ю., Шкавро Т.К., Колесникова Л.Р. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе. / Ежегодник ИГМУ «Система менеджмента качества: опыт и перспективы», Под общей редакцией д.м.н. А.Н. Калягина, к.и.н. И.В. Орловой. -2016. - Вып. 5 - 330с.
14. Плаксина И.В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании: метод. пособие. - Владимир: Изд-
во ВлГУ, 2014. - 163 с.
15. Бордовский Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие - 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2011. - 432 с.
16. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Dubna Psychological Journal. - 2012. -№2. - С.18.
Статья поступила в редакцию 20.04.2017.
Статья принята к публикации 23.06.2017.