Научная статья на тему 'Клинический случай как методическая форма преподавания в медицинском образовании'

Клинический случай как методическая форма преподавания в медицинском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1088
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ / HIGH EDUCATION / FORMS OF TRAINING / MEANS OF TRAINING / PROFESSIONAL COMPETENCE / CLINICAL CASE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазаренко В.А., Никишина В.Б., Кузнецова А.А.

Введение. В данной статье приводится теоретический анализ методической целесообразности применения клинического случая как формы и средства обучения студентов медицинского вуза. При наличии значительного арсенала активных и интерактивных форм только некоторые действительно формируют профессиональные компетенции, в которых осуществляются и отрабатываются способы и алгоритмы решения профессиональных задач. Еще меньший процент можно использовать в электронном, дистанционном формате. Наиболее методически целесообразный выход авторы видят в применении метода разбора клинического случая, который включает возможность освоения всех уровней компетенций от уровня знаний до навыков опыта деятельности. Методология. При обосновании методической целесообразности применения клинического случая как формы и средства обучения студентов медицинского вуза выделяются несколько аспектов. Первый о разграничении клинического случая как формы или средства обучения. Второй аспект ориентирует на возможности применения клинического случая как в традиционном академическом образовании, так и электронном, информационном образовательном пространстве. Третий аспект рассмотрения связан с возможностью применения клинического случая на всех ступенях профессионального медицинского образования: от среднего профессионального до дополнительного медицинского образования. Осуществлен библиометрический, тематический анализы публикационной активности по данному вопросу в информационных системах поиска eLIBRARY, PabMed. Результаты. Клинический случай предназначен для обучения ординаторов, будущих врачей, но может быть использован и на уровне специалитета, бакалавриата медицинского образования как форма и средство обучения. Использование метода «клинический случай» как интерактивной формы обучения эффективно, способствует формированию компетенций обучающихся за счет интеграции знаний, умений в навык опыт деятельности и привлекает эмоциональным сопровождением, реальностью клинических ситуаций. Заключение. Использование метода «клинический случай» как интерактивной формы обучения способствует интеграции знаний обучающихся за счет применения наглядных средств, эмоционального наполнения, реальности клинических ситуаций, что повышает уровень практической готовности студентов и их ответственности за приобретаемый опыт профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазаренко В.А., Никишина В.Б., Кузнецова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLINICAL CASE AS A METHODICAL FORM OF TEACHING IN MEDICAL EDUCATION

Introduction. This article is devoted to the theoretical analysis of the methodological feasibility of the clinical case as a form and means of teaching medical students. In the presence of a large toolkit of active and interactive forms, only some of them really form professional competence, which are implemented and practiced methods and algorithms of professional tasks. Even smaller percentage can be used in electronic, remote format. The most methodically expedient way out in the application of the method of analysis of the clinical case, which includes the possibility of mastering all levels of competence from the level of knowledge to the skills experience of activity. Methodology. The question of methodical expediency of application of a clinical case as a form and means of training of students of medical high School needs to be considered, having allocated several aspects. The first is about the differentiation of the clinical case as a form or means of training. The second aspect is about the possibility of using the clinical case in traditional academic education, as well as in electronic, information educational space. The third aspect of the consideration is related to the possibility of applying the clinical case at all stages of professional medical education from secondary special to additional medical education. Method of research. Bibliometric, thematic analysis of publication activity on this issue in information search systems eLIBRARY, PabMed is carried out. Results. The clinical case is intended for training residents, future doctors, but can be used at the level of specialty, bachelor of medical education, as a form and means of training. Using the method of clinical case as an interactive form of learning is effective, promotes the formation of competencies of students through the integration of knowledge, skills in the skill experience and attracts emotional support, the reality of clinical situations. Conclusion. The usage of the method of clinical case as an interactive form of training is effective, promotes the integration of students ‘ knowledge, enhanced through the use of visual aids, attracts emotional support, the reality of clinical situations in the skills, professional experience.

Текст научной работы на тему «Клинический случай как методическая форма преподавания в медицинском образовании»

ИННОВАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ INNOVATIONS AND TECHNOLOGIES OF MODERN EDUCATION

УДК/UDC 378:61 В. А. Лазаренко, В. Б. Никишина, А. А. Кузнецова

V. Lazarenko, V. Nikishina, A. Kuznetsova

КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ФОРМА ПРЕПОДАВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

CLINICAL CASE AS A METHODICAL FORM OF TEACHING IN MEDICAL EDUCATION

Введение. В данной статье приводится теоретический анализ методической целесообразности применения клинического случая как формы и средства обучения студентов медицинского вуза. При наличии значительного арсенала активных и интерактивных форм только некоторые действительно формируют профессиональные компетенции, в которых осуществляются и отрабатываются способы и алгоритмы решения профессиональных задач. Еще меньший процент можно использовать в электронном, дистанционном формате. Наиболее методически целесообразный выход авторы видят в применении метода разбора клинического случая, который включает возможность освоения всех уровней компетенций от уровня знаний до навыков — опыта деятельности.

Методология. При обосновании методической целесообразности применения клинического случая как формы и средства обучения студентов медицинского вуза выделяются несколько аспектов. Первый — о разграничении клинического случая как формы или средства обучения. Второй аспект ориентирует на возможности применения клинического случая как в традиционном академическом образовании, так и электронном, информационном образовательном пространстве. Третий аспект рассмотрения связан с возможностью применения клинического случая на всех ступенях профессионального медицинского образования: от среднего профессионального до дополнительного медицинского образования.

Осуществлен библиометрический, тематический анализы публикационной активности по данному вопросу в информационных системах поиска eLIBRARY, PabMed.

Результаты. Клинический случай предназначен для обучения ординаторов, будущих врачей, но может быть использован и на уровне специалитета, бакалавриата медицинского образования как форма и средство обучения. Использование метода «клинический случай» как интерактивной формы обучения эффективно, способствует формированию компетенций обучающихся за счет интеграции знаний, умений в навык — опыт деятельности и привлекает эмоциональным сопровождением, реальностью клинических ситуаций.

Заключение. Использование метода «клинический случай» как интерактивной формы обучения способствует интеграции знаний обучающихся за счет применения наглядных средств, эмоцио-

нального наполнения, реальности клинических ситуаций, что повышает уровень практической готовности студентов и их ответственности за приобретаемый опыт профессиональной деятельности.

Introduction. This article is devoted to the theoretical analysis of the methodological feasibility of the clinical case as a form and means of teaching medical students. In the presence of a large toolkit of active and interactive forms, only some of them really form professional competence, which are implemented and practiced methods and algorithms of professional tasks. Even smaller percentage can be used in electronic, remote format. The most methodically expedient way out in the application of the method of analysis of the clinical case, which includes the possibility of mastering all levels of competence from the level of knowledge to the skills — experience of activity.

Methodology. The question of methodical expediency of application of a clinical case as a form and means of training of students of medical high School needs to be considered, having allocated several aspects. The first is about the differentiation of the clinical case as a form or means of training. The second aspect is about the possibility of using the clinical case in traditional academic education, as well as in electronic, information educational space. The third aspect of the consideration is related to the possibility of applying the clinical case at all stages of professional medical education from secondary special to additional medical education.

Method of research. Bibliometric, thematic analysis of publication activity on this issue in information search systems eLIBRARY, PabMed is carried out.

Results. The clinical case is intended for training residents, future doctors, but can be used at the level of specialty, bachelor of medical education, as a form and means of training. Using the method of clinical case as an interactive form of learning is effective, promotes the formation of competencies of students through the integration of knowledge, skills in the skill — experience and attracts emotional support, the reality of clinical situations.

Conclusion. The usage of the method of clinical case as an interactive form of training is effective, promotes the integration of students ' knowledge, enhanced through the use of visual aids, attracts emotional support, the reality of clinical situations in the skills, professional experience.

Ключевые слова: высшее образование, формы обучения, средства обучения, профессиональные компетенции, клинический случай.

Keywords: high education, forms of training, means of training, professional competence, clinical case.

Введение

В современных условиях информатизации и компьютеризации всех сфер жизнедеятельности общества при увеличении объема получаемой информации также изменяется содержание знаний, умений, навыков и компетенций, которыми должен обладать современный специалист. Общепринятой практикой в системе высшего образования являются реализация и интеграция традиционных академических технологий обучения с инновационными. Традиционное обучение выступает как индивидуализированный процесс работы студента с информацией, содержащейся в речи преподавателя и тексте учебника. На современном этапе развития информатизации обучения использование традиционных технологий и процедур уже не может обеспечить требуемого качества подготовки конкурентоспособных специалистов, особенно в сфере медицинского образования.

Методология

В настоящее время образовательная деятельность высшей школы направлена на интеграцию соответствия нормативно-правовой базе — с одной стороны, и требований потенциальных работодателей — с другой. Так, образовательная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки РФ от 18.03.2016 № 227 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки», Приказа Минздрава России от 2.06.2016 № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов», порядка осуществления, применения и использования электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, отраженного в Приказе Министерства образования и науки

Российской Федерации от 23.08.2017 № 816; требованиями к будущему специалисту, представленными в профессиональном стандарте; также положениями федерального государственного образовательного стандарта (общекультурные, профессиональные компетенции), нормативами применения традиционных и активных форм обучения в образовательной программе (20 % интерактивности). Но даже полное соответствие этим требованиям и стандартам не дает нам ответа на самый важный вопрос в подготовке будущих врачей — как подготовить профессионально готового к самостоятельной врачебной практике специалиста? Какие методы наиболее эффективны?

При рассмотрении вопроса о методической целесообразности применения клинического случая как формы и средства обучения студентов медицинского вуза необходимо выделить несколько аспектов. Первый — разграничение клинического случая как формы или средства обучения. Второй аспект — о возможности применения клинического случая как в традиционном академическом образовании, так и электронном, информационном образовательном пространстве. Третий аспект связан с возможностью применения клинического случая на всех уровнях медицинского образования: от среднего профессионального до дополнительного медицинского образования.

Организация и методы исследования

Применены теоретические методы исследования: библиометрический, тематический анализ публикационной активности по проблеме исследования в информационной системе поиска е-иВЯАЯУ, РаЬМес1.

Целью исследования является обоснование целесообразности применения клинического случая как методической формы и средства в подготовке будущих специалистов-медиков и врачей на этапе дополнительного профессионального образования с целью формирования профессиональных компетенций.

Результаты

Первый аспект применения клинического случая как формы или средства обучения. Форма рассматривается как дидактическая категория и означает внешнюю сторону организации образовательного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов. Клинический случай — это определенная методическая форма представления медицинской научной информации, как отчет по НИРС, и т. д. Это подробный отчет о симптомах, признаках, диагнозе, лечении и наблюдении за отдельным пациентом. Средство обучения — источник получения знаний, формирования умений. Объекты используются в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Клинический случай может выступать в качестве оценочных средств текущей, промежуточной и итоговой аттестации.

Проводя библиометрический анализ статей в информационной системе поиска е-иВЯАЯУ с целью количественного изучения информационных, документальных потоков, авторы провели экспертную оценку степени актуальности и новизны информации, мониторинг имеющейся информации по проблеме исследования. Так, по ключевому слову «клинический случай» в отраслях наук по медицине найдено 29 540 публикаций из общего количества 30 694 144 публикации в данной системе, только за последнее десятилетие (2008-2018 г.) — 26 332 публикации. Тематический анализ публикационной активности по ключевым словам позволил выявить ряд качественных тенденций: содержательно все публикации объединены в несколько наиболее представленных тематических групп: «клинический случай в различных направлениях медицины: хирургия — 801 публикация, онкология — 147, психиатрия — 140, педиатрия — 95, пульмонология — 30» [1-6]; «описание наиболее редких случаев в практической лечебной деятельности» [7-11]. Наименее представлена тематическая компонента «организация и технологии обучения», таких публикаций менее десяти [12-13]. Рассматриваются проблемы современных методов обучения, а также существующие способы их решения, анализируются недостатки существующих методов в контексте обучения «мягким» и «жестким» навыкам, которые необходимы будущим выпускникам [14, с. 73]. Наиболее ценным инструментом совершенствования профессиональных навыков студентов медицинских вузов многие авторы считают методику симуляционного обучения [15, с. 167].

В информационной базе РаЬМеС по запросу «клинический случай» найдено 159189 публикаций. Тематически они распределены по медицинским направлениям, наиболее представлены

следующие рубрики: онкология — 31 432 публикации (19,76 % от общего количества публикаций по тематике «клинический случай»), хирургия — 16 469 (10,34 %), педиатрия — 6 982 (4,38 %), психиатрия — 5 891 (3,7 %), пульмонология — 4 972 (3,12 %), нейрохирургия — 4 425 (2,77 %), кардиология — 4 306 (2,7 %), офтальмология — 3 333 (2,09 %).

Таким образом, в актуальной образовательной и исследовательской практике клинический случай широко используется в медицине для трансляции накопленного опыта в сфере диагностики, терапии, однако наличие публикационной активности по данной теме не решает вопроса о возможности использования метода клинического случая в качестве формы и средства обучения с конкретизацией его методического назначения.

Как перейти от ознакомления с информацией студентов к практическому выполнению обучающих заданий, от знаний к применению в практической профессиональной деятельности? Эти и многие другие вопросы являются ведущими при подготовке будущего специалиста — врача.

В клинической практике и обновлении методов преподавания наряду с традиционными применяются и активные методы, может стать решением проблемы. Таких методов в настоящее время достаточное количество, их применение зависит от специфики изучаемой дисциплины (табл. 1).

Таблица 1

Используемые образовательные технологии, способы и методы обучения

Условные обозначения Форма Условные обозначения Форма

Традиционные

ЛТ Традиционная лекция УФ Учебный видеофильм

ЛВ Лекция-визуализация СИ Самостоятельное изучение тем, отраженных в программе, но рассмотренных в аудиторных занятиях

СЗ Семинарское занятие К Написание конспектов

Активные

ЛД Лекция-дискуссия ТР Тренинги

ЛП Проблемная лекция МК Мастер-классы экспертов и специалистов

ПС Проблемные семинары ВК* Посещение врачебных конференций, консилиумов

КПЗ* Клиническое практическое занятие ВП* Встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций

ЛР* Лабораторная работа АУН* Анализ и расшифровка учебных наборов (альбомов)

ПЗ* Практическое занятие НПК* Участие в научно-практических конференциях

ЗС* Решение ситуационных задач ИБ* Создание информационных бюллетеней

ДИ, РИ Деловая и ролевая учебная игра Д* Дежурства в отделениях лечебной базы

КС** Анализ клинических случаев ОТ* Работа на обучающих тренажерах

МШ Мозговой штурм ТУН* Создание тематических учебных наборов (альбомов)

МГ Метод малых групп НИРС* Научно-исследовательская работа студентов (составление информационного обзора литературы по предложенной тематике, подготовка реферата, подготовка эссе, доклада, написание курсовой работы, подготовка учебных схем, таблиц)

МК Метод кейсов УИРС* Учебно-исследовательская работа студента

ИБ* Подготовка истории болезни А* Работа в архиве ЛПУ

КС Круглый стол, дискуссии

*Деятельностно-ориентированые образовательные технологии (в процессе которых осуществляются и отрабатываются способы и алгоритмы осуществления профессиональных задач).

Для оценки качества образования существует целый спектр форм текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации: от проверки выполнения письменных домашних работ, проведения контрольных работ и комплексной оценки знаний до анализа клинического случая, отработки практических навыков на симуляционном оборудовании, оценки созданных студентами анатомических муляжей, оценки созданного морфологического препарата, написания и защиты «истории болезни» (что более характерно для образовательного процесса в медицинском учебном заведении) и т. д. Таким образом, существует достаточный массив деятельностно-ориентиро-ваных образовательных технологий, в которых отражаются принципы контекстного обучения, обеспечиваются системные концептуальные рамки принятия проектных решений по переходу на кон-текстно-компетентностную модель организации образовательного процесса.

При наличии большого арсенала активных форм только некоторые действительно формируют профессиональные компетенции, в которых отрабатываются способы и алгоритмы решения профессиональных задач. Еще меньший процент можно использовать в электронном, дистанционном формате. Введение клинических случаев в содержание электронных образовательных ресурсов, направленных на активное обучение, трудоемко, однако возможно и целесообразно.

Таким образом, наиболее методически целесообразный выход мы видим в применении метода разбора клинического случая как формы конкретных ситуаций [16] в практической подготовке студентов медицинского вуза (возможность применения в дистанционном формате). В мировой образовательной практике данный метод широко используется при обучении экономике, менеджменту [17] и считается одним из самых эффективных способов обучения студентов навыкам решения типичных и нетипичных ситуаций будущей профессиональной деятельности. Отличительной особенностью метода является создание проблемной ситуации на основе фактов реальной жизни, что позволяет смоделировать проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике. Результатом применения метода являются не только полученные знания, но и формирование профессиональных компетенций.

Алгоритм деятельности преподавателя при использовании метода «клинический случай» включает в себя два компонента. Первый — планирование и подготовка вопросов для анализа, разработка методического обеспечения работы студентов и обсуждение, а также методическое обеспечение предстоящего занятия [18; 19]. Второй — это непосредственная деятельность преподавателя в аудитории при обсуждении конкретного случая, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует дискуссию или презентацию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад обучающихся в анализ ситуации. Задача преподавателя — определить те модули и разделы дисциплины, где применение метода дает гораздо больший эффект [20], чем традиционные технологии обучения.

Важно определить те темы, которые являются потенциально трудными, наиболее или наименее распространенными в практической деятельности врача. И формирование компетенций невозможно только при теоретическом рассмотрении вопроса. Цель обучения — формирование или совершенствование, в зависимости от категории обучающихся, профессиональных компетенций.

Клинический случай предназначен для обучения ординаторов, будущих врачей, но может быть использован и на уровне специалитета, бакалавриата медицинского образования как форма текущего, промежуточного или итогового контроля. Упрощенная методическая структура «клинического случая» включает несколько разделов. В первом разделе должна быть указана вся необходимая информация: клинико-демографические данные должны включать возраст, пол, основное занятие, этническую принадлежность, вес, рост, анамнез (диагнозы, операции, по возможности с датами), семейный анамнез (серьезные или связанные с данным случаем диагнозы родителей, братьев и сестер, детей). Если пациент женщина, должны быть указаны число беременностей и родов. Должно быть указано, курит ли человек и сколько, потребляет ли алкоголь и сколько. Во втором разделе должны быть указаны все лекарства, которые получает больной. Если что-то из перечисленного неизвестно, это также должно быть указано. В третьем — течение заболевания. В четвертом задаются вопросы для дискуссии или индивидуального ответа. В пятом разделе должны быть представлены эталоны верного решения и критерии оценки, которые должны отвечать принципам объективности, обоснованности; систематичности; всесторонности и оптимальности (табл. 2), данная информация предназначена для преподавателя.

Таблица 2

Критерии оценивания разбора клинического случая

Оценка (балльная) Критерии оценки

Отлично Решено правильно, даны развернутое пояснение и обоснование сделанного заключения. Студент демонстрирует методологические и теоретические знания, свободно владеет научной терминологией. При разборе предложенного клинического случая проявляет творческие способности, знание дополнительной литературы. Демонстрирует хорошие аналитические способности, способен при обосновании своего мнения свободно проводить аналогии между темами курса

Хорошо Решено правильно, даны пояснение и обоснование сделанного заключения. Студент демонстрирует методологические и теоретические знания, свободно владеет научной терминологией. Демонстрирует хорошие аналитические способности, однако допускает некоторые неточности при оперировании научной терминологией

Удовлетворительно Решено правильно, пояснение и обоснование сделанного заключения были даны при активной помощи преподавателя. Студент имеет ограниченные теоретические знания, допускает существенные ошибки при установлении логических взаимосвязей, допускает ошибки при использовании научной терминологии

Неудовлетворительно Решено неправильно, обсуждение и помощь преподавателя не привели к правильному заключению. Обнаруживает неспособность к построению самостоятельных заключений. Имеет слабые теоретические знания, не использует научную терминологию

Компонентами «клинического случая» выступают:

— пациент, проблема: характеристики, состояние пациента, необычные симптомы и проявления заболевания;

— вмешательство: характер вмешательства, конкретный вид осуществляемых медицинских мероприятий;

— сравнение: рассматривается альтернативный случай или идет сравнение с эталоном (типичные примеры: группа плацебо, группа, принимающая иной вид лекарств, группа после операции, группа без операции и т. д.);

— результат: полученный результат; вывод; то новое, что получилось привнести в медицину благодаря этому случаю.

Полная методическая структура клинического случая включает несколько разделов, в них должна быть представлена следующая информация:

• анамнез жизни;

• симптомы и проявления болезни;

• проведенные диагностические процедуры;

• любые снимки, результаты визуализационных исследований;

• предварительный диагноз;

• все последующие диагнозы;

• фармакологическое лечение;

• хирургические вмешательства;

• любые другие вмешательства;

• исход.

Основная задача использования клинического случая заключается в том, чтобы детально и подробно отразить информацию образа жизни, полный анамнез, начало и течение заболевания, создать условия для тренинга обучаемых, закрепить знания, умения и сформировать (совершенствовать) владения (принятия решений) в данной ситуации. Ситуационное обучение учит поиску и использованию знания в условиях динамичной ситуации, которая представлена на примере клинического случая. Максимальная наглядность, детали, обмен информацией в ходе обсуждения в группе позволяют обучающимся обрести опыт оптимальной деятельности, а при возникновении подобной ситуации в реальных условиях выполнить в полном объеме все необходимые лечебно-диагностические мероприятия. При использовании этого метода обучающиеся из пассивных слушателей превращаются в активных участников процесса, возникает эффект сопричастности к происходящим событиям.

В процессе трансформации клинического случая как методической формы и средства преподавания в медицинском вузе в электронное образовательное пространство входят:

— электронная образовательная среда вуза, электронная оболочка будущего электронного образовательного продукта или ресурса (в зависимости от педагогических задач применения клинического случая в образовательном процессе);

— универсальная и алгоритмизированная структура клинического случая (анамнез, симптомы и проявления болезни; проведенные диагностические процедуры; любые снимки, результаты визуа-лизационных исследований; предварительный диагноз; все последующие диагнозы; фармакологическое лечение; хирургические вмешательства; любые другие вмешательства; исход).

— вопросы для индивидуального решения или дискуссии;

— эталоны верного решения клинического случая;

— критерии оценки.

Однако не стоит полагать, что инновационные методы могут заменить классические методы обучения — лекции, демонстрации больных и клинические разборы. Без овладения теоретическим материалом их использование невозможно. Безусловно, что инновационные методы следует применять в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе традиционными, формирующими у студентов обязательное нормативное знание.

Заключение

Использование метода клинического случая как интерактивной формы обучения эффективно и способствует интеграции знаний обучающихся за счет применения наглядных средств, привлекает эмоциональным сопровождением, реальностью клинических ситуаций и опыта профессиональной деятельности. В деятельности врача доминирует ситуационное знание и ситуационная деятельность. Результатом применения метода являются не только знания, но и формирование профессиональных компетенций. Введение «клинического случая» в технологию электронного обучения в медицинских вузах обусловлено его педагогическим потенциалом профессионально ориентированного обучения и заключается в овладении этим полифункциональным инструментом и его методическом обеспечении.

Литература

1. Комбинированная техника витреоретинальной хирургии по поводу осложненной ямки диска зрительного нерва (клинический случай) / А. Н. Куликов, С. В. Сосновский, К. С. Иванова и др. // Современные технологии в офтальмологии. 2018. № 1 (21). С. 226-230.

2. Современные возможности мини-инвазивной хирургии при лечении портальной гипертензии цирротического генеза (клинический случай) / Ю. В. Хоронько, М. А. Козыревский, Е. В. Косовцев, Я. В. Куликовских // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1. С. 55.

3. Глазные проявления ихтиоза у ребенка (клинический случай) / Л. С. Хамраева, Л. Ю. Бобоха, Ч. К. Абдурахманова и др. // Российская педиатрическая офтальмология. 2018. Т. 13, № 1. С. 54-56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Гобадзе Д. А., Жарков П. А. Сложности диагностики вторичной витамин к-зависимой коагулопатии у детей на примере клинического случая // Российский журнал детской гематологии и онкологии. 2018. Т. 5, № 1. С. 64-67.

5. Босиков Д. В., Иванова А. А., Потапов А. Ф. Сердечно-легочная реанимация на догоспитальном этапе: критерии прекращения реанимационных мероприятий (разбор клинического случая) // Сибирский медицинский журнал. 2018. Т. 33, № 1. С. 73-78.

6. Острый аппендицит. Клинический случай / В. О. Петрова, Е. К. Пантелеева, А. А. Самокаева и др. // Наука и образование сегодня. 2018. № 1 (24). С. 85-86.

7. Синдром Огилви. Клинический случай / В. О. Петрова, А. А. Самокаева, Е. К. Пантелеева и др. // Наука и образование сегодня. 2018. № 1 (24). С. 83-85.

8. Карельян В. И., Тимолянова Е. К., Байбикова Г. Ш. Клинический случай использования метода секвенирования нового поколения (ngs) в офтальмологии // Современные технологии в офтальмологии. 2018. № 1 (21). С. 182-183.

9. Сложности пренатальной диагностики сосудистых колец. Клинический случай / Р. М. Гасанова, Е. Д. Беспалова, М. Н. Бартагова и др. // Детские болезни сердца и сосудов. 2018. Т. 15, № 1. С. 56-59.

10. Онегин Е. В., Бердовская А. Н., Домаренко Т. Н. Синдром Гийена - Барре: клинический случай // Неврология и нейрохирургия Восточная Европа. 2018. № 1. С. 78-84.

11. Клинический случай нетипичного течения врожденной глаукомы Франк-Каменецкого / А. В. Колесников, Е. В. Бань, И. В. Кирсанова, М. А. Колесникова // Новости глаукомы. 2018. № 1. С. 57-60.

12. Покушалова Л. В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов // Молодой ученый. 2011. Т. 2, № 5. С. 155-157.

13. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / под ред. Ю. П. Сурмина. Киев, 2002. 286 с.

14. Вишневский П. Н. Метод моделирования проблемных ситуаций // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 71-77.

15. Зинченко О. В., Муравьева А. А., Владимирова О. В. Симуляционное обучение студентов-медиков // Высшее образование в России. 2016. № 4 (200). С. 166-168.

16. Стандарты контроля качества обучения в медицинском вузе / Е. Ю. Васильева и др. Архангельск, 2012. С. 54-61.

17. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / А. П. Панфилова, Л. А. Громова, И. А. Богачек, В. А. Абчук. СПб., 2004. 240 с.

18. Технология оценки эффективности видеолекции / В. А. Лазаренко, О. Ф. Природова, В. Б. Никишина, А. А. Кузнецова // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 1 (29). С. 45-52.

19. Кузнецова А. А., Никишина В. Б. Видеолекция как самопрезентация преподавателя вуза в условиях электронного образовательного пространства // Высшее образование в России. 2018. № 4. С. 149-155.

20. Свистунов А. А., Никишина В. Б., Кузнецова А. А. Интерактивные эффекты видеолекций в пространстве электронного обучения в высшей школе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 3 (27). С. 136-142.

References

1. Kulikov A. N., Sosnovsky S. V., Ivanova K. S., Nikolaenko E. N., Maltsev D. S. Kombinirovannaya tekhnika vitneonetinal'noj hirurgii po povodu oslozhnyonnoj yamki diska zritel'nogo nerva (klinicheskij sluchaj) [Combined technique of vitreoretinal surgery for complicated fossa of the optic disc (clinical case)]. Modern Technologies in Ophthalmology, 2018, no. 1 (21), pp. 226-230. (In Russian).

2. Horonko Yu. V., Kozyrevsky M. A., Kosovars E. V., Kulikovskikh Ya. V. Sovremennye vozmozhnosti miniinvazivnoj hirurgii pri lechenii portal'noj gipertenzii cirroticheskogo geneza (klinicheskij sluchaj) [Modern possibilities of minimally invasive surgery in the treatment of portal hypertension of cirrhotic origin (clinical case).] Modern Problems of Science and Education, 2018, no. 1, pp. 55. (In Russian).

3. Khamraeva L. S., Boboho L. Y., C. K. Abdurakhmanova, Kalanhodjaeva D. B., Mahmudova Z. A. Glaznye proyavleniya ihtioza u rebenka (klinicheskij sluchaj) [Ocular manifestations of ichthyosis in a child (a clinical case)]. Russian Pediatric Ophthalmology, 2018, vol. 13, no. 1, pp. 54-56. (In Russian).

4. Gobadze, D. A., Zharkov A. P. Slozhnosti diagnostiki vtorichnoj vitamin k-zavisimoj koagulopatii u detej na primere klinicheskogo sluchaya [Complexities of diagnostics of a secondary vitamin K-dependent coagulopathy in children on the example of a clinical case]. Russian Journal of Pediatric Hematology and Oncology, 2018, vol. 5, no. 1, pp. 64-67. (In Russian).

5. Bosikov D. V., Ivanova A. A., Potapov A. F. Serdechno-legochnaya reanimaciya na dogospital'nom etape: kriterii prekrashcheniya reanimacionnyh meropriyatij (razbor klinicheskogo sluchaya) [Cardio-pulmonary resuscitation in the prehospital phase: criteria for termination of resuscitation (a case report)]. Siberian Medical Journal, 2018, vol. 33, no. 1, pp. 73-78. (In Russian).

6. Petrova O. V., Panteleeva E. K., Samokaeva A. A., Zyambakhtina M. A., Styazhkina S. N. Ostryj appendicit. Klinicheskij sluchaj [Acute appendicitis. Clinical case]. Science and Education Today, 2018, no. 1 (24), pp. 85-86. (In Russian).

7. Petrova V. O., Samokaeva A. A., Panteleeva E. K., Zyambakhtina M. A., Styazhkina S. N. Sindrom Ogilvi. Klinicheskij sluchaj [Ogilvie Syndrome. Clinical case]. Science and Education Today, 2018, no. 1 (24), pp. 83-85. (In Russian).

8. Karelyan V. I., Timolyanova E. K., Baybikova G. S. Klinicheskij sluchaj ispol'zovaniya metoda sekvenirovaniya novogo pokoleniya (ngs) v oftal'mologii [Clinical case of using the method of new-generation sequencing (ngs) in ophthalmology]. Modern Technologies in Ophthalmology, 2018, no. 1 (21), pp. 182-183. (In Russian).

9. Hasanova R. M., Bespalova E. D., Bartagova M. N., Sypchenko E. V., Aleksandrova S. A., Svobodov A. A. Slozhnosti prenatal'noj diagnostiki sosudistyh kolec. Klinicheskij sluchaj [Complexity of prenatal diagnosis of vascular rings. clinical case]. Children's diseases of the heart and blood vessels, 2018, vol. 15, no. 1, pp. 56-59. (In Russian).

10. Onegin E. V., Berdovskaya A. N., Domarenko T. N. Sindrom Gijena - Barre: klinicheskij sluchaj [Guillain — Barré syndrome: a clinical case]. Neurology and Neurosurgery Eastern Europe, 2018, no. 1, pp. 78-84. (In Russian).

11. Kolesnikov A. V., Ban, E. V., Kirsanova I. V., Kolesnikova M. A. Klinicheskij sluchaj netipichnogo techeniya vrozhdennoj glaukomy Frank-Kameneckogo [Clinical case of atypical presentations of congenital glaucoma Frank-Kamenetsky]. News Glaucoma, 2018, no. 1, pp. 57-60. (In Russian).

12. Pokushalova L. V. Metod case-study kak sovremennaya tekhnologiya professional'no-orientirovannogo obucheniya studentov [The case-study method as a modern technology of professionally-oriented training of students]. Young Scientist, 2011, vol. 2, no. 5, pp. 155-157. (In Russian).

13. Situacionnyj analiz ili Anatomiya kejs-metoda [Situational analysis, or anatomy of a case-method]. Ed. Yu. P. Surmin. Kiev, 2002. 286 p. (In Russian).

14. Vishnevsky P. N. Metod modelirovaniya problemnyh situacij [Method of modeling problem situations]. Higher Education in Russia, 2017, no. 12 (218), pp. 71-77. (In Russian).

15. Zinchenko O. V., Muravyova A. A., Vladimirova O. V. Simulyacionnoe obuchenie studentov-medikov [Simulation training of students-medics]. Higher Education in Russia, 2016, no. 4 (200), pp. 166-168. (In Russian).

16. Vasilyeva E. Y. et al. Standarty kontrolya kachestva obucheniya v medicinskom vuze [Standards of quality of training in medical university]. Arkhangelsk, 2012, pp. 54-61. (In Russian).

17. Panfilova A. P., Gromova L. A., Bogachek I. A., Abchuk V. A. Osnovy menedzhmenta. Polnoe rukovodstvo po kejs-tekhnologiyam [Management basics. The complete guide to case-technologies]. Saint Petersburg, 2004, 240 p. (In Russian).

18. Lazarenko V. A., Prirodova O. F., Nikishina V. B., Kuznetsova A. A. Tekhnologiya ocenki effektivnosti videolekcii [Technology evaluation of the effectiveness of video lectures]. Professional Education in Russia and Abroad, 2018, no. 1 (29), pp. 45-52. (In Russian).

19. Kuznetsova A. A., Nikishina V. B. Videolekciya kak samoprezentaciya prepodavatelya vuza v usloviyah elektronnogo obrazovatel'nogo prostranstva [Video lecture-presentation as a high school teacher in the conditions of the e-learning environment]. Higher education in Russia, 2018, no. 4, pp. 149-155. (In Russian).

20. Svistunov A. A., Nikishina V. B., Kuznetsova A. A. Interaktivnye effekty videolekcij v prostranstve elektronnogo obucheniya v vysshej shkole [Interactive effects of video lectures in the space of e-learning in higher education]. Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 3 (27), pp. 136-142. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.