Выводы. Подводя итоги проведенного исследования еще раз подчеркнем, что система профессиональной подготовки будущих педагогов должна строиться на основе актуальных тенденций развития общества и системы образования. Особенно это касается педагогической практики, которая призвана обеспечить не только взаимосвязь теоретической и практической подготовки, но и погружение в реальную профессиональную среду, что позволяет обучающимся освоить разнообразные элементы деятельности, сформировать объективное представление об избранной профессии, выработать ценностное к ней отношение, оценить себя как субъекта данной деятельности, наметить ориентиры дальнейшего профессионального развития.
Цифровизация образования требует пересмотра организационных и учебно-методических аспектов педагогической практики, более полного учета дидактических возможностей современных информационных технологий. Это положительно скажется не только на повышении качества подготовки будущих педагогов, но и позволит сформировать у них компетенции необходимые для успешной жизнедеятельности в условиях цифрового общества.
Литература:
1. Ведерникова Л.В. Педагогическая практика как среда профессионального самоопределения студентов // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - №2. - С. 98-107.
2. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / Под науч. ред. В.И. Блинова. -М, 2020. - 98 с.
3. Мкртчян Н.М. Формирование профессиональной рефлексии студента во время прохождения педагогической практики // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - №12-3 (66). - С. 204-206.
4. Пазухина С.В., Пономарёва Т.М. Совершенствование учебно-методического обеспечения психолого-педагогических дисциплин в условиях цифровизации высшего образования // Педагогика и просвещение. - 2021. - № 2. - С. 113-129.
5. Потехина Н.В. Организация педагогической практики студентов педагогического вуза // Дискуссия. - 2010. - №5. -С. 100-102.
Педагогика
УДК 377
кандидат педагогических наук, доцент Петрова Нина Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Семенова Надежда Эдуардовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Манукян Мэри Эдгаровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ К ТВОРЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Умение рисовать, самореализовываться и получать положительный результат - основная мотивация к визуальной деятельности, без такой мотивации могут быть причины отказаться от творчества. Таким образом, в статье рассматривается актуальная проблема, связанная с формированием мотивации у подростков в процессе обучения дисциплинам творческого цикла, ее выявления и дальнейшей реализации в условиях современного образовательного процесса.
Ключевые слова: мотивация, социальный, познавательный, мотив, школьник, творческая деятельность, учебная деятельность.
Annotation. The ability to draw, self-actualize and get a positive result is the main motivation for visual activity, without such motivation there may be reasons to abandon creativity. Thus, the article deals with an urgent problem related to the formation of motivation among adolescents in the process of teaching disciplines of the creative cycle, its identification and further implementation in the conditions of the modern educational process.
Keywords: motivation, social, cognitive, motive, student, creative activity, activity, educational activity.
Введение. Одной из актуальных проблем современной школы является так называемая мотивационная дефицитарность, т.е. нежелание ребенка обучаться, потеря мотивации, а зачастую, и полное ее отсутствие. Педагоги нередко сталкиваются с такой проблемой, как утрата интереса к изучению у школьников их области знаний, это относится как к техническим, гуманитарным, так и творческим дисциплинам. Так, авторы в своем исследовании отмечают, что любой педагог должен уметь делать то, чему планирует научить школьников [7].
Проблема формирования мотивации у обучающихся - это проблема современного образования и школы в частности. У обучающихся в большинстве своем наблюдается полное отсутствие желания обучаться каким-либо дисциплинам, формирования самостоятельного приобретения знаний и навыков. Мотив учения не возникает сам по себе. Такие мотивы, а именно учебно-познавательные формируются в ходе деятельности и поэтому важно понять, как такая деятельность должна осуществляться. Имеет место быть существование одного важного фактора, который влияет на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, а именно, содержание обучения, но сама по себе информация не побуждает к учебной деятельности, поэтому следует учитывать потребности обучающихся данного возраста.
Изложение основного материала статьи. С самого начала обучения у детей возникает активная социальная роль. Но интерес к новой роли постепенно угасает у школьника и теряет свое значение, из-за чего у ученика возникает мотив принуждения или соперничества, нежели содержательный мотив. Д.Б. Эльконин считал, что контрадикторность между всеобъемлющей общественной позицией школьников и содержанием той деятельности, которой они занимаются в своем учебном заведении, может быть снята «путём воспитания и формирования новых мотивов деятельности, соответствующих содержанию обучения».
Согласно периодизации Д.Б. Эльконина каждая эпоха состоит из двух взаимодополняющих друг друга периодов: период развития мотивационно-потребностной и период развития операционально-технической сфер. Мотивационно-потребностная сфера - сфера личностная, операционально-техническая - сфера умственная. Эпохи разделяются между собой большими кризисами, периоды - малыми. Большой кризис - это перестройка отношений ребёнка с миром. Он проявляется в ситуации, когда требуется новая жизненная позиция, а новые мотивы и потребности ещё не сформировались. Малый кризис - перестройка отношений с самим собой, то есть подготовка, рождение и развитие индивидуального сознания. Его противоречие связано со сформированностью мотивов, но отсутствием необходимых средств, для реализации деятельности. Большие кризисы протекают в 3, 12 и 17 лет. Малые - в 1, 7, 15 лет [9].
Возникновение качественно нового уровня самосознания является психологическим показателем начала подросткового периода. Основу данного этапа составляет новая позиция подростка по отношению к себе и окружающим. В своих исследованиях, И.А. Донцов, А.Г. Ковалев, А.И. Кочетов, Д.В. Колесов, И.Ф. Мягков и другие, отмечают, что средний школьный является тем периодом, когда ведется активная работа над собой, это возраст не только становления самостоятельности, но появляется потребность в самоопределении и самоутверждении, а также саморегуляции учебной деятельности и ее рефлексии. Развитие мотивации служит средством для поднятия на определенный уровень собственную организацию в учебной деятельности. Благоприятными предпосылками и необходимыми условиями развития саморегуляции деятельности подростка являются - склонность к самоанализу и развитие личностной рефлексии. Самовоспитание личности представляет собой важную составляющую процесса саморегуляции, и этот процесс впервые становится возможным именно в среднем школьном возрасте. Коренная перестройка структуры волевой активности происходит в подростковом возрасте. Подростки, в отличие от младших школьников, значительно чаще регулируют свое поведение на основе внутренней саморегуляции. Механизмы волевой активности у подростков еще сформированы в недостаточной мере, что затрудняет их саморегуляцию на эмоционально-волевом уровне. Также вызывает трудности саморегуляции отсутствие согласованности в мотивационной сфере. В этот период большое значение имеет учебная деятельность. В процессе обучения важно сформировать мотивации обучения. По мнению А.М. Прихожана, развитие индивида в подростковом возрасте предполагает выполнение одной из таких важных задач, как развитие мотивации в освоении теоретических и прикладных дисциплин [8]. Ещё одной отличительной особенностью подросткового возраста является развитие склонности к экспериментам, в нежелании всё принимать на веру и, наоборот, перепроверить, убедиться в истинности.
Л.С. Выготский писал, что для привития ребенку какой-либо деятельности прежде всего его нужно уметь правильно завлечь. Педагоги видят, что дети находятся на грани потери всяческого интереса к обучению и стремлению узнать что-то новое, то, чем они хотели бы заниматься в будущем и в какой сфере развиваться. Педагог должен не только давать заученные шаблоны, но, любить свой предмет сам. Следовательно, обучающиеся будут видеть горящие глаза самого педагога и его увлеченность своим предметом, что даст ученикам толчок к изучению и пониманию любого предмета [3].
Так, например, Л.Г. Карпова, определяя творческие способности школьника как интегративное, динамическое образование, в их структуре выделяет мотивационный компонент, определяющийся мотивами, интересами, потребностями, которые побуждают школьника к творческой деятельности [5]. Например, работа с нетрадиционными техниками стимулирует мотивацию художественной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх и боязнь не справиться с процессом рисования, позволяет детям ощутить положительные эмоции от творчества.
Авторы в своем исследовании отмечают, что ключевым условием профессионального развития педагога является непрерывность и системность данного процесса, а основанием - способы организации профессиональной деятельности, ориентированные на культурные ценности и идеалы, обновление имеющихся знаний и умений, в том числе посредством информационно-коммуникационных технологий художественного образования [1].
Отечественная педагогическая психология уделяет большое внимание проблеме учебной мотивации. Мотивация учения представляет собой основной фактор продуктивности учебного процесса. Так, Л.И. Божович говорит, что мотив познавательной деятельности - это побуждения, определяющие личность учащегося, его направленность, воспитанную обществом и семьей [2].
В отличие от мотивации, мотив имеет более узкое значение [4]. Так, А.К. Маркова предлагает другую трактовку учебного мотива как направленности школьника на некоторые стороны учебной работы, связанные с когнитивным отношением обучающегося к ней [6]. Мотивация, как правило, широкое понятие, и в настоящее время она определяется по-разному. Мотивация (motivatio) - это процесс побуждения человека к выполнению тех или иных действий. Слово «мотивация» произошло от латинского «movere», двигать.
Помимо всего прочего у обучающегося присутствуют собственные творческие мотивы. Особенно это проявляется в старших классах, когда обучающийся самостоятельно может усвоить данную ему информацию, а также находит новые способы учебных действий и форм взаимодействия с окружающим миром и людьми. Творческие мотивы воспитываются в различных кружках, секциях, факультативах, на внеклассной работе и в кругу семьи. Стоит отметить, что для гармоничного развития личности необходимо сочетание различных мотивов.
Допустим, у обучающегося прекрасно развиты познавательные мотивы, если они имеют сильную индивидуалистическую направленность, если взор ученика направлен исключительно на личное благополучие и достижения успеха в будущей профессиональной деятельности без отдачи обществу.
Социальные мотивы обеспечивают основу коллективизма в целом, ответственность за коллектив и общее дело, но бывает и так, что социальные мотивы приобретают другую направленность, желание добиться успеха и авторитета среди товарищей.
Мотивация к учебе у детей проявляется в начальной школе, дальше она постепенно снижается, что характеризуется тем, что в начальной школе педагог детально объясняет информацию, дает готовые шаблоны, по которым ученики выполняют задания. Далее интерес утрачивается, задания усложняются, требуют большего внимания и самостоятельности.
Стоит отметить, что в обучении также важна эмоциональная окраска. Роль эмоций в обучении преуменьшается. Положительные эмоции очень важны и могут послужить главным фактором в формировании мотивации к обучению. Эмоции следует рассматривать как ключевой фактор становления школьника.
Исследования показывают, что эмоции помогают решать системные проблемы на этапе школьного обучения. При организации учебной деятельности опытные педагоги обращают особое внимание на учебную мотивацию школьников.
На сегодняшний день в нынешней системе образования все больше уделяется внимание формированию устойчивой мотивации к изучению тех или иных предметов.
Ряд отечественных и зарубежных исследователей в области психологии и педагогики анализирует особенности формирования внутренней мотивации. Дж. Брунер писал о таких связываемых им с интересом мотивах, как любопытство, стремление к компетентности (стремление к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний). Любознательность рассматривается в качестве основного мотивационного фактора ученого, считал венгерский биохимик А. Сент-Дьерди.
Таков еще один мотив деятельности. А Вальтер Скотт говорил: «Чем бы там ни объясняли побудительные мотивы сочинительства, я считаю, что единственный стимул - это наслаждение, даруемое напряжением творческих сил и поисками материала. На любых других условиях я писать отказываюсь - точно так же, как не стану охотиться только ради того, чтобы пообедать кроликом. Однако коль скоро сему занятию будут способствовать хвала и деньги, возражать против этого было бы так же нелепо, как выбрасывать убитого кролика».
Также рассматривая мотивы, нужно внести коррективы в понимание неких каузаторов человека. Побуждение является главным каузатором человека, при котором личность, входя в некое психическое состояние, может совершать ряд активных действий. Для действия человеку необходимо волевое усилие над собой. Побуждение является основой для выполнений различных действий, которые удовлетворяют потребности человека.
Потребностью, в свою очередь, можно считать нужду того или иного индивида, необходимую ему для поддержания своей организмической системы и личностного прогресса и роста. Потребности активизируют человека, канализируя его динамичность в сторону закрытия того или иного гештальта. Тем самым, потребность индуцирует внутренние аспекты поведения и деятельности индивида. Человеческие потребности фундируют возникновение деятельностных побудителей, ее стимулирующих. Мотив - это инспиратор активности, а цель - это объект устремлений субъекта, выполняющего эту деятельность.
Выводы. Таким образом, мотив есть источник деятельности и выполняет функцию каузатора и смыслосозидания. Деятельность человека без мотивов и целей является крайне нестабильной и изменчивой.
В среднем школьном возрасте выделяют следующие особенности мотивации:
• Позитивные - стремление быть взрослым, заработать авторитет сверстников, выйти на новую ступень социального положения, именно это объясняет стремительное освоение способов изучения; активность в работе, желание заняться какой либо деятельностью; стремление к самостоятельности, для этого необходимо выбрать способ приобретения знаний; стремление к определению мотива.
• Негативные - незрелость самооценки, а также отрицательная оценка других людей, сверстников может повлиять на цели в учебе, на социальные мотивы.
Немалая доля педагогов игнорируют цели учащегося и то, для чего он хочет учиться, тем самым различные методики не дают должного результата и не оказывают никакого влияния на формирование правильной учебной мотивации и развитие самого ученика. Главной целью школы остается изложение материала максимально доступным образом для детей с разным уровнем подготовки и способностями. Выполнение всех факторов в комплексе влияет на общее развитие ребёнка.
Оценки для учащегося являются жизненно важным показателем его знаний и умений, и на формирование учебной мотивации они накладывают существенный отпечаток. Оценки, похвала и различные поощрения должны быть оправданы за успехи учащегося в учебной деятельности. Стимул, для учащегося, это наказания за неудачи в учебном процессе. Наказания оказывают стимулирующую роль и активизируют мотивы учебной деятельности.
Учебная деятельность для ребенка - это единая цепь, сформированная из мотивов и побуждений, которые соединяются между собой и остаются неразрывными на протяжении всего процесса обучения.
Мотивационная сфера - ядро личности. С самого начала обучения ребенок хочет учиться и не просто, а хорошо и отлично. Главное для ребенка - это доставить радость родителям, приобрести новые знания, и чтобы на уроке было интересно, благодаря своим знаниям ребенок получает высокие оценки, это является гарантией психологического равновесия.
Повышение эффективности образовательного процесса сопряжены с выстраиванием правильно понимаемых мотивов и мотивов, реально действующих. Таким образом, для того, чтобы повысить у обучающихся мотивацию и заинтересованность к обучению, педагогу следует:
1. Использовать такие формы художественной деятельности, например, как работа в группе, самостоятельная и игровая деятельность, направленная на освоение нетрадиционных техник.
2. Учитывать возрастные особенности и индивидуальные способности обучающихся.
3. Повышать свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление и освоение новых приемов и способов.
Литература:
1. Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №3. - С. 5.
2. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под редакцией Божович Л.И. и Л.В. Благонадежной. - М., 2010. - 256 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2013. - (Мастера психологии). - 512 с.
5. Карпова Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников во внеучебной деятельности: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Карпова Людмила Григорьевна; [Место защиты: Моск. псих.-соц. ин-т]. - Москва, 2011. - 23 с.
6. Маркова А. К. Психология обучения подростка. - М. - 1975. - С. 4.
7. Перевощикова Е.Н., Бычков А.В. Методические аспекты формирования у студентов новых компетенций по разработке заданий для учащихся в рамках модульного подхода // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №1. - С. 6.
8. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. - М.: АНО «ПЭБ», 2007. - 56 с.
9. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.