УДК 373.5(47)(043) ББК 74.00
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ С КИБЕРКОММУНИКАТИВНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
© Тончева А.В.*
Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары
Статья посвящена влиянию киберкоммуникативной зависимости на мотивацию учебной деятельности учащихся подросткового возраста. В статье рассматриваются способы формирования мотивации учебной деятельности различными исследователями.
Ключевые слова: киберкоммуникативная зависимость, мотивация учебной деятельности, способы формирования.
В современных условиях одной из причин отрицательной мотивации учебной деятельности подростков является киберкоммуникативная зависимость. Учащийся подросткового возраста с киберкоммуникативной зависимостью - это личность, обладающая отличительными особенностями, что проявляется как специфической внутренней картиной характерологических свойств, так и внешними поведенческими паттернами, т.е. эмоциональной неустойчивостью, повышенной возбудимостью, высокой тревожностью, чувством беспомощности, неспособностью справиться с жизненными неудачами, сниженной самооценкой, избеганием ответственности и реальности в целом и как следствие недостаточным уровнем развития коммуникативных способностей и сниженной мотивацией к учению. В связи с этим вопрос о способах формирования положительной мотивации учения звучит в современной педагогике наиболее остро и актуально.
Формирование и развитие положительной мотивации это не спонтанный, а контролируемый процесс в ходе всей учебно-воспитательной и внешкольной деятельности.
По мнению А.К. Марковой, формировать у учащихся положительной устойчивой мотивации учения это значит поставить его в условия активной деятельности, в которых предпочтительные мотивы могут развиваться на основе внутренних устремлений учащегося, его опыта и индивидуальности [15, с. 11].
Асеев В.Г. выделяет два направления процесса формирования мотивации: 1) «снизу вверх», 2) «сверху вниз». В первом направлении в специаль-
* Соискатель кафедры Педагогики и развития образования. Научный руководитель: Кириллова О.В., профессор кафедры Педагогики и психологии, доктор педагогических наук, доцент.
но организованной деятельности создаются условия для возникновения и усиления определенных мотивов. Недостатком первого направления является неуверенность в возникновении и упрочнении необходимых мотивов. Сущность второго направления заключается в том, что учащемуся предлагают «нормы» побуждений, идеалов, взглядов, принятых в социальной среде, в которой он существует. В результате учащийся, направляя свою деятельность на овладение тем или иным объектом, перенимает взгляд взрослых или окружающих на данный объект и возникает потребность в овладении им, т.е. новый мотив [2, с. 73-74].
В результате анализа психологической и педагогической литературы можно выделить следующие эффективные способы формирования положительной мотивации учения: 1) показ значимости знаний для детей; 2) оценка учебной деятельности; 3) содержание учебного материала; 4) методы, приемы и формы организации учебной деятельности; 5) коллективные формы учебной деятельности; 6) методы и приемы обучения; 7) теории и концепции обучения; 8) стиль педагогической деятельности учителя.
Добрынин Н.Ф. способ формирования мотивов учения находит через показ значимости знаний для детей. Показ значимости знаний в формировании мотивации учебной деятельности будет результативным, если учащиеся понимают, зачем и для чего нужно овладевать знаниями, какой смысл они обретают для него. Поэтому, по мнению Н.Ф. Добрынина, важно уметь понять, что для учащегося является главным.
Ананьев Б.Г. считает, оценка учебной деятельности является действенным способом формирования положительной мотивации, побуждая учащегося к действию или к знанию.
Исследователи Ш.А. Амонашвили, И. Лингарт, А.И. Липкина, М.В. Ма-тюхина, К. Деметр проявляют единодушие с мнением Б.Г. Ананьева.
Так, И. Лингарт в результате исследования влияния поощрения оценкой на отношение к учению установил, что поощрение оценкой существенно повышает качество и скорость выполнения заданий, тем самым усиливает эффективность учебной деятельности. Лингарт И. отмечает: «... поощрение настраивает индивида на само содержание деятельности и что успех закрепляет реакции, связанные с правильным решением этой содержательной стороны деятельности» [14, с. 214-215].
Липкина А.И. указывает на двойственный характер влияния оценки учебной деятельности на мотивацию учения. Оценивание, являясь сильным фактором мотивации учебной деятельности, вместе с тем отрицательное влияние оказывает на формирование личности неуспевающего учащегося, воспитывая у него чувство собственной неполноценности и, как следствие, отрицательное отношение к учению.
Деметр К. выделяет эффективность оптимального сочетания оценки учителя и самоконтроля школьника в формировании положительной мотивации учебной деятельности.
Матюхина М.В. отмечает положительное влияние оценки учебной деятельности и частоты поощрения похвалой на активность, заинтересованность учащихся младшего школьного возраста, их ответную реакцию.
Содержание учебного материала получаемое учащимся из учебной литературы, учебных телевизионных передач и информационных образовательных ресурсов сети Интернет, способствует возникновению и развитию необходимых мотивов учебной деятельности лишь в том случае, когда оно удовлетворяет потребности школьников в тренировке памяти, мышления, воображения; новых ощущениях; эмоциональном насыщении, уравновешенных положительных и отрицательных настроениях.
Влияние содержание учебного материала на формирование положительной мотивации учения рассматривалось в работах А.К. Марковой, Т.А. Пушкиной, О.А. Ларионова.
Исследованием формирования мотивации учебной деятельности использованием разнообразных методов, приемов и форм организации учебной деятельности занимались П.Голу, В.Ф. Моргун, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова, Н.Ф. Талызина, Л.К. Золотых, Т.И. Лях, А.К. Дускавицкий. Основной принцип исследований данного направления -изучение развития мотивов в условиях формирующего эксперимента.
Маркова А.К. исследовала влияние овладения учащимся приемами получения новых знаний на формирование положительной мотивации учения.
Золотых Л.К. под руководством Марковой А.К. исследовала способ формирования мотивации учения школьников через организацию основных содержательных характеристик учебной деятельности. Она изучала изменение отношения учащихся к учению в зависимости от формирования у них теоретического мышления.
Дускавицкий А.К. в результате исследования характера интересов учащихся младшего школьного возраста, изучающих математику и лингвистику по обычным и экспериментальным программам, выявил условие целенаправленного формирования у учащихся младшего школьного возраста мо-тивационно-потребностной составляющей учебной деятельности. Таким условием является форма учебной деятельности, содержанием которой выступают теоретические понятия изучаемых предметов.
Лях Т.И. выявлено условие формирования смыслообразующего учебно-познавательного мотива. Данным условием является формирование у учащегося позиции оценки собственной мотивационной сферы.
Формированию положительной мотивации учебной деятельности способствует и коллективная (групповая) учебная деятельность, расширяющая взаимодействия учащихся в учебной работе. Взаимодействие благоприятствует введению новых социальных мотивов и самостоятельной проработке приемов и готовности их передать другому учащемуся. Коллективная (групповая) работа не оставляет в стороне даже инертных, слабо мотивирован-
ных учащихся, вовлекает их в активную работу благодаря непроизвольно, на подсознательном уровне возникающему желанию соревноваться и не быть в числе отстающих.
Матюшкин А.М. исследовал влияние диалогичности, как формы взаимодействия, на формирование положительной мотивации учебной деятельности.
Злочевский С.Е. для формирования положительной мотивации учения предлагает развивающе-волевую форму коллективной (групповой) учебной деятельности, суть которой состоит в том, чтобы часть функций (ролей) учителя передать учащимся. В процессе обучения в определенный период времени учащиеся будут выполнять роли советников, критиков, экспертов, информаторов и т.д. Сначала самые деятельные учащиеся включаются в учебный процесс, а затем вовлекают менее активных, и тем самым обеспечиваются максимальная деятельность всех учащихся на уроке.
По мнению М.И. Лисиной, удовлетворение потребности в общении с одноклассниками, классом развивает познавательную активность учащегося, формирует положительную мотивацию учебной деятельности. Потребность в общении удовлетворяется с помощью специально организованных мероприятий, в ходе которых сверстники общаются с участием взрослых.
Бурыхиной Ю.А. считает, что организация коллективной формы учебной деятельности малыми группами способствует формированию положительной мотивации учения подростков среднего возраста. Состав малых групп можно сгруппировать по желанию, случайным образом, по определенному признаку, по выбору «лидера», по выбору педагога [5, с. 24].
Осин А.К., Беркова Л.В. отмечают, что процесс формирования мотивации учения учащихся подросткового возраста будет протекать эффективнее, если сочетать коллективные (групповые) и индивидуальные формы организации и учебной деятельности [19, с. 21; 3, с.15].
Разнообразные методы, приемы и средства обучения, используемые в учебном процессе и способствующие формированию положительной мотивации учения учащихся, находим и в исследованиях последних лет.
Проблема формирования положительной мотивации учебной деятельности на уроках гуманитарного цикла рассматривается в работах Т.М. Артишев-ской, О.В. Канарской, Л. Шипелевич, Ю.В. Нефедовой и В.Н. Тарасова.
По мнению Т.М. Артишевской, педагогическим условием формирования положительной мотивации учения является творческая среда, в которой учащийся в процессе изучения предметов чувствует себя свободно и непринужденно в общении с учителем, а учитель, в свою очередь, имеет возможность учитывать индивидуальные психологические качества такие, как силы нервной системы, уровня интеллектуального развития, самооценки и притязаний [1, с. 21].
Канарская О.В. считает, что формирование положительной мотивации учебной деятельности при изучении русского языка обеспечивает иннова-
ционное обучение, построенное на активизации эмоциональной сферы ученика через предвосхищение результата учения учащимся и позволяющее включить всех учащихся в процесс познания на максимальном уровне успешности и перевести деятельность на более плодотворный уровень [11, с. 57].
Шипелевич Л. предлагает путь формирования мотивации обучения русскому языку, как иностранному в Польше, посредством построения учебного процесса с использованием современных средств хранения, обработки и передачи информации.
Нефедова Ю.Ф. выделяет совокупность методических условий в концепции развивающего обучения, способствующих формированию положительной мотивации учебной деятельности учащихся - VII-ых классов на уроках русского языка. К ним автор относит использование наглядных средств, вовлечение учащихся в самостоятельную работу с материалом, обучение рациональным способам умственной деятельности, использование упражнений с обратной связью, создание благоприятной эмоциональной и психологической атмосферы [17, с. 190].
Дюжевой О.А. разработан комплекс стимулирующих педагогических условий для формирования положительной мотивации учебной деятельности, состоящий из сочетания учебных занятий с внеклассной деятельностью, индивидуальных и коллективных (групповых) форм работы; обоснованного способа работы с учебным материалом; правильной организации учебного места; рейтинговой системы оценки знаний; тестов к упражнениям. По мнению автора, другие, более совершенные и инновационные методы, приемы, формы и средства могут дополнять и расширять разработанный комплекс [10, с.20].
Бобренко О.С. предложены методики обучения, обеспечивающие формирование положительной мотивации учебной деятельности, основанные на графовых моделях отбора и построения содержания учебной информации, включенных в учебные предметы [4, с. 85].
По мнению Н.В. Надеиной, контроль за эффективностью учебно-познавательной деятельностью способствует формированию положительной мотивации учения [16, с. 196].
Теории и концепции обучения как средство формирования мотивации учения рассматривались в работах В.В. Ковалева, С.В. Гусевой, О.И. Ларионова.
Исследование В.В. Ковалева направлено на формирование учебной мотивации подростков, испытывающих затруднения в учебной деятельности, в рамках концепции коррекционно-развивающего обучения. Коррекционно-развивающий процесс обучения подростков на уроках иностранного языка представлена в виде системы личностно ориентированных ситуаций, которые направлены на актуализацию индивидуальной деятельности. Этому процессу будет способствовать целенаправленный отбор содержания обу-
чения предмету с опорой на опыт ценностно-смыслового отношения учащихся к учебной деятельности [12, с. 22].
Гусева С.В. также рассматривала коррекционно-развивающую работу как средство формирования учебной мотивации младшего подростка. Воздействие на мотивационную сферу младшего подростка осуществляется в ходе коррекционно-развивающей работы посредством оптимизации отношений «ученик-учитель», «ученик-психолог» и изменения самоотношения подростка. Эффективность коррекционно-развивающей работы достигается индивидуальным подходом, поддержкой эмоциональной оценки любого достижения учащегося доброжелательностью, отсутствием порицания [10, с. 137].
Гребенкина С.А. в результате исследования различных методов и приемов проблемного обучения установила, что если уровень учебной мотивации на начало обучения истории в 8 классе был невысок, то к 11 классу количество детей с низкой учебной мотивацией составляло 12,78 %, а высокий уровень достиг 57,33 % от общего количества обучающихся класса [8].
На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности учителя, различные стили формируют различные мотивы. Авторитарный стиль педагога формирует внешнюю мотивацию учения, демократический стиль - внутреннюю, либеральный стиль снижает мотивацию учения.
По мнению Е.А. Кувалдиной на формирование мотивов учения оказывает такое содержание деятельности классного руководителя, как: 1) координация взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса; 2) организация целенаправленной работы по стимулированию познавательных интересов подростков; 3) создание воспитывающих ситуаций [13, с. 21].
Тарасов В.Н. к педагогическим условиям, способствующим формированию познавательной мотивации старшеклассников при изучении дисциплин гуманитарного цикла, относит личностные качества учителя и его профессиональные способности. Среди личностных качеств педагога автор выделяет педагогическая эрудицию, стремление к самосовершенствованию, общительность, тактичность, эмоциональность, речь учителя (правильность и чистота, уместность, точность, коммуникативная целесообразность), из профессиональных способностей учителя - конструктивные и коммуникативные способности как наиболее важные для формирования познавательной мотивации учащихся в процессе изучения гуманитарных дисциплин [21, с. 19].
Рабаданов Х.М. отмечает, что для повышению мотивации учебной деятельности способствуют профилактика психической напряженности учащихся, которая состоит в изменении отношения к неудачам; актуализация положительных эмоций; создание ситуации успеха [20, с. 144].
Ноева Л.Н. считает, что развитию положительной мотивации учения у школьников способствуют специальные задания на упрочнение отдельных
сторон мотивации: упражнения на сотрудничество со взрослым, закрепление самооценки, устойчивость целей, снятие тревожности и напряженности, укреплении положительных эмоций [18, с. 21].
На характер взаимоотношений между учителем и учащимися как фактора формирования учебной мотивации указывает В.Л. Грабал. Положительные отношения между учителем и учеником способствуют формированию интереса к преподаваемому предмету. Если отношения учителя и ученика постоянно положительные (или отрицательные), то это важный положительный (отрицательный) фактор, приводящий как к повышению мотивации, так и к снижению мотивации учебной деятельности [7, с. 56-59].
Варлашина С.В. указывает на диагностику подготовки как специального средства формирования положительной мотивации учебной деятельности. Автором разработана мотивационно-ориентированная система диагностики математической подготовки школьников [6, с. 20].
Таким образом, анализ различных способов формирования положительной мотивации учения показывает, что возможно целенаправленное формирование и изменение мотивов. Однако практически все перечисленные пути и средства формирования мотивов учения касались лишь нормально развивающихся подростков. Нам не удалось встретить специальных исследований, посвященных изучению проблемы мотивации учения у учащихся подросткового возраста с киберкоммуникативной зависимостью. Очевидно, что в отношении детей с зависимым поведением требуется более длительная работа по формированию положительной мотивации учения.
Мы предполагаем, что эффективным методом формирования положительной мотивации учения учащихся подросткового возраста с киберком-муникативной зависимостью является эмоциональный тренинг для улучшения их психологического состояния (снятия тревожности, возбудимости, укрепления положительных эмоций, повышения самооценки и т.д.).
Список литературы:
1. Артишевская Т.М. Формирование учебной мотивации подростков при изучении гуманитарных дисциплин в общеобразовательной школе: ав-тореф. дисс. ... канд. пед. наук специальность: 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / Татьяна Михайловна Артишевская; Челябинский гос. ун-т. - Челябинск, 2003. - 22 с.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. - М.: Мысль, 1976. - 158 с.
3. Беркова Л.В. Дидактические условия воспитания мотивации учебной деятельности старшеклассников: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / Лариса Валерьевна Беркова; Уральская гос. акад. физической культуры. -Челябинск, 2000. - 15 с.
4. Бобренко О.С. Педагогические условия формирования положительной мотивации к учебной деятельности у учащихся средней школы: дисс. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Ольга Сергеевна Бобренко. - М., 1998. - 95 с.
5. Бурыхина Ю.А. Педагогические условия формирования учебной мотивации учащихся среднего подросткового возраста: на предметах гуманитарного цикла: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / Юлия Андреевна Бурыхина; ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет». - Челябинск, 2012. - 25 с.
6. Варлашина С.Ю. Диагностика математической подготовки школьников как средство развития их учебной мотивации: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания» / Светлана Юрьевна Варлашина; Пензенский гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского. - Нижний Новгород, 2009. - 22 с.
7. Грабал В.Л. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности / В.Л. Грабал // Вопросы психологии. - 1987. - № 1. - С. 56-59.
8. Гребенкина С.А. Использование приёмов и методов проблемного обучения как средства повышения [Электронный ресурс] / С.А. Гребенкина. -Режим доступа: http://nsportal.ru/grebyonkina-svetlana-anatolevna (дата обращения: 07.12.12).
9. Гусева С.В. Коррекционно-развивающая работа как средство формирования учебной мотивации младшего подростка: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Светлана Владимировна Гусева. - Москва, 1997. - 170 с.
10. Дюжева О.А. Педагогические условия формирования учебной мотивации школьников: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / Ольга Александровна Дюжева; Костромской гос. ун-т им. Н.А. Некрасова. - Кострома, 2010. -23 с.
11. Канарская О. Научные основы формирования мотивации при обучении русскому языку: инновационный подход: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения русскому языку» / Ольга Викторовна Канарская; Научно-методический центр инновационного обучения управления образования. - М., 1998. - 60 с.
12. Ковалев В.В. Педагогические условия формирования мотивации учения в процессе коррекционно-развивающего обучения: автореф. дисс. . соиск. канд. пед. наук: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / Владимир Владимирович Ковалев; Воронежский гос. пед. ун-т. - Воронеж, 2004. - 23 с.
13. Кувалдина Е.А. Педагогическое стимулирование познавательных интересов подростков в деятельности классного руководителя: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / Елена Алексеевна Кувалдина; Вятский гос. гуманитар. ун-т. - Киров, 2005. - 22 с.
14. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения / И. Лингарт. -М.: Прогресс, 1970. - 686 с.
15. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
16. Надеина Н.В. Формирование положительной мотивации учения в ходе дидактического контроля: на примере средних специальных учебных заведений: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Наталья Владимировна Надеина. - Майкоп, 2003. - 231 с.
17. Нефедова Ю.В. Пути формирования мотивации на уроках русского языка: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Юлия Викторовна Нефедова. - М., 2002. - 282 с.
18. Ноева Л.Н. Педагогические условия развития положительной мотивации учения у школьников: на примере математики: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»/ Любовь Николаевна Ноева; Якутский гос. ун-т. - Якутск, 2001. - 21 с.
19. Осин А.К. Педагогическая система формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности учащихся сельской школы: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / Алексей Константинович Осин; Шуйский гос. пед. ун-т. - Шуя, 2000. - 22 с.
20. Рабаданов Х.М. Педагогическое содействие повышению мотивации учебной деятельности учащихся подросткового возраста: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Хасбулла Мусаевич Рабаданов. - Челябинск, 2006. - 168 с.
21. Тарасов В.Н. Педагогические условия формирования познавательной мотивации учащихся старших классов: на примере изучения дисциплин гуманитарного цикла: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / Владимир Николаевич Тарасов; Шуйский гос. пед. ун-т. - Шуя, 2001. - 20 с.