Нужны многосторонне подготовленные, опытные преподаватели, владеющие в совершенстве содержанием ключевых дисциплин подготовки специалистов в сфере общественного питания, методикой конструирования задач, а так же активными формами и методами обучения.
Список литературы:
1. Коваленко A.B., Сыромятников И.В. Профессионализм и его развитие как научная проблема в психологии // Инновации в образовании. -2008. - № 10. - С. 58-70.
2. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы: учебное пособие по спецкурсу для студентов пединститутов [Текст]. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
3. Профессионально-педагогические понятия: слов. / Сост. Г.М. Роман-цев идр. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-т 2005. - 315 с.
4. Тюнников Ю.С. Интегративная сущность профессионально-технической подготовки учащихся и проблемы педагогического проектирования [Текст] // Интегративные процессы в педагогической теории и практике. Технологический аспект: тез. докл. на V сессии Всесоюзной школы-семинара. - Свердловск, 1991. - С. 3-6.
КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
© Образ H.H.*
Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского, г. Брянск
В данной статье рассматриваются некоторые подходы к развитию познавательных интересов студентов, связанные с педагогическим сопровождением их учебной деятельности, со способами подачи материала; анализируются психолого-педагогические критерии успешного формирования познавательной мотивации учения, способствующей максимальной эффективности образовательного процесса.
Проблема повышения качества знаний остаётся одной из самых актуальных для педагогической науки. Будущий специалист с высшим профессиональным образованием должен обладать достаточным запасом знаний и умений, которые позволят ему быть конкурентоспособным на современном рынке труда. Существует ряд факторов, влияющих на эффективность обу-
* Аспирант кафедры Общей и профессиональной педагогики.
чения, но одним из решающих является правильная учебная мотивация, так как успешность формирования любых знаний и действий зависит, прежде всего, от желания учащихся получить эти знания и действия.
Вопросам мотивации учебной деятельности посвящен ряд исследований в отечественной и зарубежной психологии и педагогике (Е.П. Ильин, Н.В. Бордовская, Г И. Щукина, А.К. Маркова, А.Г. Маслоу, X. Хекхаузен и др.). Трудности в изучении данного явления заключаются в том, что у различных учёных существуют определённые расхождения в толковании основных понятий. Поскольку мотивация рассматривается как совокупность факторов или мотивов, или как механизм их реализации, то необходимо определиться, что же такое мотив. Достаточно подробно данная проблема представлена Е.П. Ильиным. Анализируя разные подходы к трактовке мотива, автор выделяет следующие: мотив есть 1) потребность субъекта; 2) цель, или какой-либо предмет, удовлетворяющий потребность; 3) побудительная сила, намерение совершить действие; 4) устойчивые свойства личности, или даже; 5) особое состояние человека, заставляющее его действовать или бездействовать. Каждая из вышеупомянутых концепций столкнулась с определённой долей критики, что справедливо, так как любое психическое явление, к коим относится и мотив, определяется не одной-единственной, а системой детерминант [3].
Рассуждая о мотивах учения, разумно остановиться на рабочем определении, сформулированном Н.В. Бордовской: «Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности» [2, с. 184].
Существуют различные классификации мотивов учения. Выделяют внутренние и внешние, положительные и отрицательные, социальные, познавательные, моральные и другие мотивы. Обычно продуктивную творческую деятельность личности в процессе обучения исследователи связывают именно с познавательной мотивацией.
Щукина Г.И., рассуждая о чрезвычайной важности познавательных мотивов в образовательном процессе, подчёркивает, что именно они делают учащегося «открытым» для учения. Автор проводит параллель между познавательным мотивом и познавательным интересом учащихся. Ученику «интересно узнавать новое», «видеть своё продвижение в познании», проникать в теоретические основы той предметной области, которая их привлекает. Именно познавательные интересы лежат у основания активности и самостоятельности учеников [8, с. 50].
О наличии познавательного интереса у учащихся свидетельствует их интеллектуальная активность, о которой можно судить по определённым действиям. Во-первых, интерес к учению показывают вопросы, задаваемые учителю. Здесь следует отметить, что хотя любой самостоятельный вопрос
уже указывает на существующий интерес, всё же о высоком уровне позна-вательной ценности свидетельствуют те вопросы, которые носят истинно познавательный смысл и обнаруживают желание ученика уточнить оставшееся неясным или открыть перед собой перспективу познания данной области. Ещё одним доказательством интеллектуальной активности являются стремления учащихся по собственному побуждению участвовать в учебной деятельности. Показателем познавательного интереса высокого уровня становится активное оперирование приобретёнными знаниями и умениями в различных ситуациях. По интеллектуальной активности обучаемых педагог без труда сможет определить уровень их познавательных интересов.
Формирование познавательной мотивации, придающей учёбе значимый смысл, должно стать одной из главных задач педагога, как в школе, так и в вузе. К сожалению, сегодня далеко не всегда познавательная или профессиональная мотивация является ведущей в учебной деятельности студентов. Как показывают данные анкетирования, проведённого со студентами первых трёх курсов специальности «Регионоведение», зачастую преобладают прагматические (получить диплом о высшем образовании) или отрицательные мотивы (например, боязнь лишиться стипендии из-за недостаточно высокой экзаменационной оценки). При доминировании одних внешних мотивов не активизируются психические процессы, лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской деятельности студентов, а это неизменно ведёт к невысокой продуктивности их учебной деятельности. Именно положительные внутренние мотивы, к которым относится и познавательный интерес, делают возможным переход внешних форм деятельности во внутренние процессы, а затем и состояния обучаемых, что является основой развивающего обучения. Под влиянием познавательного интереса активней протекает восприятие, острее становится наблюдение, интенсивней работает воображение. Очевидно, что эффективность обучения тех студентов, у которых сформированы положительные познавательные мотивы, будет достаточно высокой.
В многочисленных психолого-педагогических исследованиях по проблемам вузовского образования выявлено множество факторов, обуславливающих развитие тех или иных характеристик мотивации учебно-профессиональной деятельности [1-3, 6]. Разберём некоторые критерии, влияющие на формирование познавательной мотивации студентов:
1. содержание учебного материала;
2. использование коллективных форм деятельности;
3. стимулирование самостоятельной деятельности студентов;
4. стиль педагогической деятельности преподавателя;
5. учёт возрастных особенностей учащихся;
6. оценочная деятельность преподавателя и студентов и др.
Разрабатывая содержание учебного материала, педагогам необходимо
учитывать направленность студентов на получение профессии и их индиви-
дуально-возрастные особенности. Опираясь на уже имеющиеся знания, материал должен давать возможность учащимся открывать в этих знаниях новые грани, рассмотреть их под новым углом зрения. Чтобы вызвать у студентов эмоциональный отклик, в изложение материала советуют включать занимательные примеры или парадоксальные факты из жизни, вызывающие удивление учащихся. Разнообразные педагогические приёмы помогут преподносить учебный материал в интересной и необычной форме. Это познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание проблемных ситуаций, где решение проблемы принимается в ходе спора или дискуссии.
Коллективные формы деятельности часто создают лучшую мотивацию, чем индивидуальные. Ведь работая в группе, студент чувствует ответственность за выполнение своей части задания, не справившись с которой, он может подвести товарищей.
Немало педагогических исследований посвящено разработке проблемы самостоятельной работы учащихся [2, 4, 8]. В процессе обучения педагогу необходимо подготовить разнообразные виды самостоятельной работы: одни могут быть направлены на отыскание знаний, другие - на закрепление определённых умений и навыков, на использование знаний в новых условиях и т.д. Главную ценность таких работ составляет то, что они учат студентов не только решать задачи, но и ставить цели, планировать действия и способы их выполнения, отыскивать новые, объективно ценные способы в различных вариантах. Выполняя работу самостоятельно, студенты совершают поисковую и творческую деятельность, которая укрепляет их познавательную активность [8].
Стиль педагогической деятельности также оказывает значительное влияние на формирование познавательных мотивов. Внутренняя положительная (познавательная) мотивация будет преобладать при демократическом стиле педагога. Авторитарный стиль способствует закреплению внешних отрицательных мотивов, так как в данном случае преподаватель не даёт развернуться инициативе и самостоятельности учащихся. Познавательный интерес у студентов скорее будет присутствовать на занятиях у эмоционально от -зывчивого педагога, который увлечён своим предметом и доброжелательно настроен к учащимся. Отношения учителя и учащегося должны строиться в форме сотрудничества: учитель должен оказывать помощь «не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение» [4, с. 55].
Учёт возрастных особенностей учащихся - важное условие эффективного формирования их учебной мотивации. У старшеклассников и студентов отмечается развитие самосознания, проявляется избирательное отношение к изучаемым дисциплинам в соответствии с планами на будущее. В процессе образования отвергаются стандарты, формальные способы получения знаний, возрастает познавательная активность, развивается
их сознательность и самостоятельность. Процесс учения приобретает личностно-значимый характер. Учитывая эти прогрессивные тенденции, педагог должен способствовать развитию познавательных интересов учащихся: развивать их организационные умения, необходимые в самообразовании, увеличивать количество творческих заданий, возможно, даже привлекать студентов к участию в планировании учебных занятий.
Оценочной деятельности педагога и студентов посвящено немало научных работ, в которых отмечается, что получение хороших отметок часто становится самоцелью для учащихся, а это приводит к ослаблению познавательных мотивов. На сегодняшний день существуют результаты исследований, доказывающие, что укреплению познавательной мотивации способствует такая организация оценочной деятельности студентов, в результате которой у них формируются навыки самоконтроля и самооценки [1, 3, 4, 6]. Необходимо развивать умение студентов адекватно оценивать свои способности и определять реалистичность целей. Чтобы неудачи в решении поставленной учебной задачи не привели к отрицательному отношению к научной дисциплине, нужно учить студентов анализировать не только внешние причины неудачи (повышенная трудность задачи), но и внутренние (свои усилия при её решении). В этом могут помочь как специальные упражнения на развитие самооценки, так и разумное поощрение педагога. Существует множество психолого-педагогических критериев, которые следует принимать в расчёт при оценивании деятельности учащихся. При поощрении необходимо руководствоваться следующими общими правилами: 1) не хвалить студента за достаточно лёгкие задания, так как у того может сложиться впечатление, что преподаватель невысоко оценивает его возможности; 2) оценивать не способности учащегося в целом, а те усилия, которые он прилагает при выполнении задания; 3) сравнивать успехи учащегося не с успехами других, а с его прежними результатами, что позволит слабому студенту чаще переживать чувство успеха, а сильному - сталкиваться с периодическими и необходимыми для него переживаниями неудачи.
В статье рассмотрены лишь некоторые рекомендации, соблюдение которых способствует эффективному формированию учебно-познавательной мотивации студентов вузов. Следует отметить, что данная проблема на сегодняшний день находится на стадии разработки, и, несмотря на то, что многое уже сделано в этой области, поле научного интереса ещё полностью не изучено. В центре внимания нашего дальнейшего исследования лежит изучение путей использования электронно-образовательного проектирования как одного из средств формирования познавательных мотивов студентов.
Список литературы:
1. Бутакова С.М. Организация оценочной деятельности студентов как условие формирования их познавательной мотивации: дисс. ... канд. пед. наук / С.М. Бутакова. - Красноярск, 2006.
2. Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика: учебное пособие. - СПб: Питер, 2008. - 304 с.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2008. - 508 с.
4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
5. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - СПб: Евразия, 1999. - 478 с.
6. Ненастьева Л.В. Педагогические условия формирования познавательной мотивации студентов вуза: дисс. ... канд. пед. наук / Л.В. Ненастьева. - Шуя, 2007.
7. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 1986. -Т. 1. - 408 с.
8. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ О ДИАГНОСТИКЕ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ
© Овсянникова С.К.*, Евдокименко И.И.4
Нижневартовский государственный гуманитарный университет, г. Нижневартовск
Рассматривается проблема диагностики нравственной воспитанности подростков в условиях общеобразовательной школы, выделяются показатели сформированное™ уровня воспитанности, предлагаются правила осуществления диагностики.
В последнее время значительно усилился педагогический интерес к нравственной проблематике. И этот факт не случаен. Отказ от прежних идеалов, отсутствие четко определенных целей, задач и ценностей вызывают нежелательные последствия в нравственном становлении подрастающего поколения. Молодое поколение воспитывается в принципиально иных условиях, нежели прежнее. В таких условиях актуальным является не только развитие и воспитание у детей с детства гуманного отношения к «другому», но одновременно и выявление их уровня становления и проявления на каждой возрастной стадии развития ребенка нравственных качеств личности. Следовательно, поднимается вопрос диагностики нравственной воспитанности подростков.
Под воспитанностью традиционно понимают совокупность знаний о нормах поведения в обществе и умений применять эти знания во взаимоотношениях с окружающими людьми. Поскольку все, что касается пове-
* Доцент кафедры Общей и социальной педагогики, кандидат педагогических наук.
* Студент факультета Педагогики и психологии.