Научная статья на тему 'К вопросу о мотивации студентов в учебно-познавательной деятельности'

К вопросу о мотивации студентов в учебно-познавательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лушникова О. Ю.

В статье рассматривается познавательная мотивация, обеспечивающая решение отдельных направлений проблемы активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Формирование потребности, интереса и мотива деятельности обеспечит повышение активности студентов в учебно-познавательной деятельности и повысит эффективность его деятельности в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о мотивации студентов в учебно-познавательной деятельности»

Список литературы:

1. Аббасова О.С. Система непрерывного образования: реальность и перспективы / О.С. Аббасова, А.П. Владиславлев / Под ред. В.Г. Афанасьева. - Ташкент: Укитувчи, 1983. - 159 с.

2. Батаршев А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе / А.В Батаршев. -СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1996. - 90 с.

3. Владиславлев А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы / А.П. Владиславлев. - М.: Мол. гвардия, 1978. - 175 с.

4. Горохов В.А. Основы непрерывного образования в СССР / Предисл.

B.Г. Онушкина / В. А. Горохов, А. А. Коханова. - М.: Высш. шк., 1987. -381 с.

5. Дендебер И.А. Реализация принципа преемственности в формировании ментального опыта подростка : автореф. дне. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И. А. Дендебер ; Воронеж, гос. пед. ун-т. - Воронеж, 2002. - 20с.

6. Еремина Е.И. Особенности управления профессиональным учебным заведением в системе непрерывной подготовки экономических кадров / Е.И. Еремина. - СПб.: СПбГУЭФ, 1997. - 160 с.

7. Кондауров А.Т. Концепция непрерывного профессионального образования / А. Кондауров, А.М. Степанова, В.М. Арапова // Материалы XXXVII отчет, науч. конф. за 1998 год. - Воронеж: ВГПУ, 1999. - Ч. 2. -

C. 230-231.

8. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе / В.П. Максимова. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1979. - 79 с.

К ВОПРОСУ О МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Лушникова О.Ю/

Магнитогорский строительный колледж, г. Магнитогорск

В статье рассматривается познавательная мотивация, обеспечивающая решение отдельных направлений проблемы активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Формирование потребности, интереса и мотива деятельности обеспечит повышение активности студентов в учебно-познавательной деятельности и повысит эффективность его деятельности в процессе обучения.

Анализ литературы по проблеме активизации учебно-познавательной деятельности студентов показывает, что активность личности в учебном

♦ Преподаватель, аспирант Магнитогорского государственного университета

процессе связывают в первую очередь с мотивацией учебной деятельности. Положительная мотивация может компенсировать недостаточно высокие способности или недостаточный запас знаний, умений и навыков.

Без положительной мотивации невозможно достижение значительных результатов в развитии личности студента (А.Н. Леонтьев, Л.Н. Божович, В. Оконь и др.). Мотивы деятельности оказывают существенное влияние как на сам процесс деятельности, так и на ее результаты.

В ситуации обучения существует несколько групп мотивов. Во всех случаях деление происходит в зависимости от того, что лежит в основе мотивации - побуждение или потребность в познания. С учетом этого признака В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов все мотивы учебной деятельности представляют тремя группами:

1. непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях: яркость, новизна, занимательность; интересное преподавание, привлекательность личности преподавателя; желание получить похвалу, награду и т.п.;

2. перспективно-побуждающие, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности; связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью и т.п.;

3. интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач и т.п. [5, С. 157].

Данная классификация ориентирует преимущественно на стимуляцию побуждающих мотивов и на мотивацию достижения.

Другой классификации придерживается А.К. Маркова и Л.И. Божович. Все мотивы учения они делят на две большие группы. К первой относятся мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения - это познавательные мотивы, а ко второй - мотивы, связанные со взаимоотношениями учащихся с окружающей средой -социальные мотивы [3, С. 12].

Говоря о формировании познавательной мотивации, следует заметить, что она включает не только потребности, но и интересы, поэтому целесообразно использовать следующую классификацию мотивов, которую предлагает в своих исследованиях В.А. Беликов: 1) мотивы, основанные на потребностях человека; 2) мотивы, основанные на интересе; 3) мотивы, основанные на чувстве долга, ответственности [1, С. 143].

Потребности определяют как исходные побуждения к деятельности, которые означают испытываемую человеком нужду в чем-то вне его находящемся. В психолого-педагогической литературе выделяют познавательные потребности как нужда человека в новых знаниях о мире.

К познавательным потребностям относятся собственно познавательная потребность, потребность в самообразовании, потребность творческого подхода к своей познавательной деятельности.

Познавательная потребность определяется целым рядом специфических для учебной деятельности факторов: 1) определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; 2) организацией образовательного процесса; 3) субъективными особенностями обучающегося (возраст, интеллектуальное развитие, способности, самооценка и т.д.); 4) субъективными особенностями преподавателя и прежде всего системой его отношений к студенту, к делу; 5) спецификой учебного предмета [4, С. 79].

Формирование познавательной мотивации затрудняет:

- устойчивый интерес к одним предметам в ущерб усвоения других предметов;

- неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;

- отрицательное отношение к формам жесткого контроля со стороны преподавателя;

- сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути и т. д. [3, С. 80-81].

Однако, организация и управление учебно-познавательной деятельностью студентов не может быть успешной, если не сформирован познавательный интерес. Интерес, так же как и потребность, формируется в деятельности. Поэтому интерес в учебно-познавательной деятельности может быть сформирован только путем организации ее на высоком уровне [1, С. 145].

В работах В.С. Ильина, Ю.В. Шарова, Г.И. Щукиной и др. рассматривается интерес, его связь с активным учением.

Среди многообразия мотивов учения, основанных на интересе, можно назвать следующие:

- непосредственный интерес к содержанию учебного предмета;

- интерес к характеру той мыслительной деятельности, которой требует предмет;

- интерес, основанный на удаче, успехе в изучении предмета, склонностях к его изучению;

- опосредованный интерес, вызываемый связью предмета с будущей деятельностью;

- интерес, основанный на положительном влиянии личности преподавателя, его качеств.

Условием устойчивого интереса к учебно-познавательной деятельности является понимание студентами ее особенностей, логики строения, овладение основными учебно-познавательными умениями.

Существенную роль в развитии и формировании познавательных действий, мотивов учения и личности студентов, когда активизируется их собственная продуктивная творческая деятельность, как считают П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский - играет взаимодействие. Они подчеркивают, что ситуация продуктивного учебного взаимодействия расширяет спектр мотивов и обеспечивает наиболее высокий уровень самосознания ученика и самомотивации им учебной деятельности.

О роли совместной учебной деятельности в формировании учебно-познавательных мотивов подчеркивает в своей работе Т. А. Матис. Основной упор делая на специфику отношений, складывающихся между учащимися при реализации той или иной формы совместной учебной деятельности и имеющих принципиальное значение для становления их мотивации.

За основу формирования учебно-познавательных мотивов мы взяли следующие признаки совместной деятельности, которые выделяет в своей работе Л.В. Жарова [2, С. 18-19]:

1. Осознание общей цели, которая мобилизует преподавателя и студента; стремление к ее достижению, взаимная заинтересованность в этом; положительная мотивация деятельности.

2. Высокая организация совместного учебного труда участников учебного процесса, их общие усилия; взаимная ответственность за результаты деятельности.

3. Активно-положительный, гуманистичный стиль взаимоотношений учащихся и взрослых при решении учебных задач; взаимное доверие и т.д.

4. Стимулирование интересов учащихся, их самостоятельность, практическую и интеллектуальную инициативу, творчество. Исключение принуждения, пассивного восприятия учащимися готовой информации.

5. Взаимодействие учащихся друг с другом, их деловое общение и коллективная ответственность за результат общего труда.

Проблему активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа мы посчитали возможным рассматривать с позиции формирования познавательной мотивации, которая осуществляется путем целенаправленной организации совместной деятельности преподавателя и студентов.

Таким образом, создавая необходимые условия для формирования потребностей, интересов и мотивов деятельности, мы получаем возможность стимулировать активность студента и добиваться эффективности его деятельности в процессе обучения.

Список литературы:

1. Беликов В.А., Кривощапова Н.Г., Савинков Л.В. Образование учащихся на основе учебно-познавательной деятельности: методическое пособие для учителей и руководителей образовательных учреждений / В. А. Беликов, Н.Г. Кривощапова, Л.В. Савинков. - М.: Владос, 2006. -394 с.

2. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: кн. для учителя / Л.В. Жарова. - М.: Просвещение, 1993. - 205 с.

3. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. -96 с.

4. Разумова Л.Н. Активизация самостоятельной работы студентов вузов в процессе профессиональной подготовки / дис. ... канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2006. - 186 с.

5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СЛЕДСТВИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

© Миляева Е.А.*

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, г. Шахты

В статье говорится о поликультурном образовании как приоритетном направлении в современном мире, целью которого выступает поликультурная личность, рассматриваются основные подходы и методы поликультурного образования.

Значительные изменения во многих сферах жизни, как нашего общества, так и мирового сообщества в целом отражаются на образовании, которое во все времена определяло положение государства в мире и человека в обществе. В современных условиях глобализации особую актуальность приобретает поликультурное образование как ответ на социально-экономические, юридические, личностные и другие потребности.

Поликультурное образование необходимо правительственным и крупным неправительственным организациям, осуществляющим региональные или международные проекты, и вообще всем в некоммерческом

♦ Учитель английского языка МОУ СОШ № 40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.