Научная статья на тему 'Проблема готовности будущих педагогов к самообразовательной деятельности'

Проблема готовности будущих педагогов к самообразовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / СТЕПЕНИ СФОРМИРОВАННОСТИ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY / STUDENTS / DEGREES OF FORMATION / TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вегеро Мария Валерьевна

В статье рассматривается проблема формирования готовности студентов первых курсов классического университета к самообразовательной деятельности, раскрывается структура готовности к самообразовательной деятельности, приводятся данные оценки степени сформированности мотивационного компонента самообразовательной деятельности у студентов первых курсов университета, обосновывается необходимость использования активных методов обучения в качестве средства профилактики снижения мотивированности учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF READINESS OF FUTURE TEACHERS TO SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY

The article deals with the problem of formation of readiness of first-year students of the classical University for self-educational activities, reveals the structure of readiness for self-educational activities, provides data on the degree of formation of the motivational component of self-educational activities of first-year students of the University, substantiates the need for the use of active teaching methods as a means of prevention of reducing the motivation of educational activities.

Текст научной работы на тему «Проблема готовности будущих педагогов к самообразовательной деятельности»

3. Грунина, С.О. Формирование социальной активности студентов в условиях воспитательной системы педагогического вуза: монография / С.О. Грунина, Н.С. Морова. - Йошкар-Ола: МГПИ им.Н.К.Крупской, 2007. - 104 с.

4. Енин, А.В. «Творчески активная личность» как педагогическое понятие: статья / А.В. Енин, Е.В. Лысенко // Профессиональное образование в современном мире - 2011. - №1. - С. 114-119

5. Кобышева, Л.И. Влияние социальной активности на нравственное самоопределение студентов [Электронный ресурс] / Л.И.Кобышева // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2013. - №4. - С. 2-3. -Режим доступа: http://naukovedenie.ru. - (Дата обращения 07.06.2018)

6. Колесникова, М.В. Педагогические исследования в области социальной активности личности: [электронный ресурс] / М.В.Колесникова. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru. - (Дата обращения

14.01.2017)

7. Майкова, Л.В., Формирование социальной активности у студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки: дисс.на соискание ученой степени канд.пед.наук по специальности 13.00.08 Теория и методика профессионального образования / Л.В. Майкова - Чебоксары, 2011. - 224 с.

8. Овчинников, С.С. Подготовка будущего учителя к общественной деятельности в процессе внеучебной работы в педагогическом вузе: автореф. дисс... канд. пед. наук [Электронный ресурс] / С.С. Овчинников - Иркутск, 1969. - 18 с. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/. - (Дата обращения

20.06.2018)

9. Просецкий, П.А. Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива [Электронный ресурс] / П.А. Просецкий и др. - М.: МГПИ, 1978. - 87 с. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/ - (Дата обращения 22.05.2018)

10. Савченко, В.С. Формирование социальной активности студентов вуза в досуговой деятельности: [текст] / В.С.Савченко // Вектор науки ТГУ. - Серия: Педагогика, психология. - 2014. - № 3 (18). - С. 74-78

11. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования / В.А. Сластенин. - М.: МГПИ, 1981. - 171 с.

12. Шанц, Е.А. Формирование социальной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза: [электронный ресурс] / Е.А. Шанц. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 23934366_ 85780618.pdf. - (Дата обращения 20.05.2018)

13. Kornilova, A.G., Danilov, D.A., Vasilyeva, A.N., Nogovitsyna, N.M. Formation of the Subjective Position of a Student as a Condition for Social Risk Prevention // Indian Journal of Science and Technology, Vol 9(14), April 2016 (SCOPUS) http: // www.indjst.org/index.php/indjst/article/view/91516

14. Mahoney J. L., Cairns B. D., Farmer T. W. (2003). Promoting interpersonal competence and educational success through extracurricular activity participation. Journal of Educational Psychology, 95, 409-418. -http://dx.doi.org/10.1037/0022-0663.95.2409

15. Marsh H. W. (1992). Extracurricular activities: Beneficial extension of the traditional curriculum or subversion of academic goals? Journal of Educational Psychology, 84, 553-562. -http://psycnetapa.org/doi/10.1037/0022-0663.84A553

Педагогика

УДК 378.146

старший преподаватель кафедры теории и практики английского языка Вегеро Мария Валерьевна

Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины (г. Гомель)

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования готовности студентов первых курсов классического университета к самообразовательной деятельности, раскрывается структура готовности к самообразовательной деятельности, приводятся данные оценки степени сформированности мотивационного компонента самообразовательной деятельности у студентов первых курсов университета, обосновывается необходимость использования активных методов обучения в качестве средства профилактики снижения мотивированности учебной деятельности.

Ключевые слова: самообразовательная деятельность, студенты, степени сформированности, методы обучения.

Annotation. The article deals with the problem of formation of readiness of first-year students of the classical University for self-educational activities, reveals the structure of readiness for self-educational activities, provides data on the degree of formation of the motivational component of self-educational activities of first-year students of the University, substantiates the need for the use of active teaching methods as a means of prevention of reducing the motivation of educational activities.

Keywords: self-educational activity, students, degrees of formation, teaching methods.

Введение. До недавнего времени, в процессе подготовки будущих специалистов в высших учебных заведениях, самообразовательная деятельность, не являясь ведущей, все же играла важную роль. Однако сегодня, в связи с изменениями во всех сферах общественной жизни, вызванных переходом к информационному обществу, массовостью высшего образования, и как следствие, его стандартизацией и технологизацией, быстрым обновлением знания и необходимостью для специалиста непрерывно в течении жизни повышать свой уровень компетентности, проблема готовности студентов к самообразовательной деятельности актуализируется.

Изложение основного материала статьи. Высокую личностную значимость самообразовательной деятельности для успешной профессиональной жизни подтверждают результаты проведенного нами опроса студентов первых курсов ГГУ имени Ф. Скорины. В анкетировании приняли участие 140 студентов первого курса факультетов физики и информационных технологий, биологии, физической культуры, психологии и педагогики. Так, все респонденты утвердительно ответили на вопрос о том, считают ли они самообразование важной составляющей профессиональной деятельности. Большинство участников выразили желание

заниматься самообразовательной деятельностью в будущем. Однако на вопрос о том, занимаются ли они в настоящее время самообразованием регулярно либо время от времени, утвердительный ответ дали лишь 12% опрошенных студентов. При этом, самообразовательная деятельность среди первокурсников носит в основном компенсаторный характер, поскольку в качестве цели самообразования в основном было обозначено устранение пробелов в знаниях, препятствующих адекватному восприятию учебной информации во время аудиторных занятий. Таким образом, можно отметить наличие противоречия между признаваемой значимостью самообразования и недостаточной практической вовлеченностью студентов в самообразовательную деятельность. Мы предположили, что причина обозначенного противоречия может заключаться в недостаточной готовности студентов к осуществлению самообразовательной деятельности и необходимости в организации специального обучения, целью которого будет формирование у студентов умений самообразовательной деятельности.

Решение поставленной задачи затрагивает ряд теоретических и практических аспектов. Если проблема подготовки человека к определенному виду деятельности, в основном трудовой, всегда представляла для общества интерес, то форму научного исследования данная проблема обрела только в середине прошлого века.

В исследованиях Б.Г. Ананьева, В.А. Крутецкого, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича, В.А. Сластенина,

A.А. Смирнова и др. готовность рассматривалась как личностное отношение к деятельности. Так, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович [1] психологическую готовность к деятельности определяли как предрасположенность субъекта ориентировать свою деятельность определенным образом. Данная предрасположенность является интегральной характеристикой и включает чувства, отношения, мотивы, суждения, убеждения личности. Авторы выделяют следующие виды готовности:

- заблаговременную;

- временную (в определенный момент времени);

- ситуативную (готовность действовать в условиях данной ситуации).

В структуре готовности авторами были выделены следующие компоненты:

- мотивационный, включающий интерес к предстоящей деятельности и потребность в ее успешном выполнении;

- познавательный, включающий понимание сущности задачи и ее значимости, владение средствами решения задачи, представление о возможных вариантах изменения ситуации;

- эмоциональный, предполагающий наличие чувства ответственности и уверенности в успехе;

- волевой, куда входит самоуправление, преодоление и сосредоточение на задаче.

Исследования М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича нашли отражение в работах Р.А. Гаспарян, Е.Г. Козлова, А.И. Пуни, где готовность также рассматривается как интегральное качество, включающее эмоциональный, мотивационный, познавательный и волевой компоненты.

В педагогике исследованы различные виды готовности, однако наибольший интерес у исследователей нашли готовность детей к обучению в школе, готовность к учащихся к будущей профессиональной деятельности, а также готовность педагогов к повышению своего профессионального уровня. Проблема готовности к систематической самообразовательной деятельности актуализировалась, как было отмечено выше, только в последние десятилетия.

В Педагогической энциклопедии готовность к самообразованию определяется как интегральное качество личности, которое характеризуется наличием стремления постоянно расширять диапазон восприятия жизни с целью более глубокого ее понимания и способности к систематической учебной деятельности [2].

В контексте нашего исследования интерес представляет работа Т.Я. Яковца [3], где, отмечая комплексный характер готовности к самообразованию как личностной характеристики, в ее структуре автор выделяет следующие компоненты:

- умение мотивировать и осуществлять самообразование;

- специальная образованность в виде осведомленности, сознательности, действенности, умелости;

- умение работать с основными источниками информации (книги, конспекты, ПК, медиа-платформы, и т.д);

- умения организационно-управленческого характера (самопланирование, самоорганизация, самоконтроль, самооценка, самокоррекция).

На наш взгляд мотивационный компонент структуры является ключевым, поскольку именно он изначально придает «энергию» и направляет деятельность. При этом сама мотивационная сфера является динамическим образованием, постоянно претерпевающим изменения в результате внешних воздействий. Таким образом, формируя и развивая мотивацию учащихся в направлении определенного вида деятельности, мы тем самым оказываем влияние и на развитие самой деятельности, что позволяет выделить формирование мотивации в качестве одной из главных задач, решаемых в ходе учебно-воспитательного процесса.

Проведенное нами исследование мотивационного компонента самообразовательной деятельности [4] показало достаточно высокий уровень сформированности данного компонента у учащихся младших курсов университета. Так, используя методику изучения мотивов учебной деятельности в модификации А.А. Реана и

B.А. Якунина, мы смогли установить, что к наиболее значимым мотивам учебной деятельности студентов относятся (в порядке убывания): стать высококвалифицированным специалистом (мотив под №1 в таблице 1); обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности (№10, Таб.1); получить диплом; (№2, Таб. 1); успешно продолжить обучение на последующих курсах (№3, Таб.1); приобрести глубокие и прочные знания (№6, Таб. 1).

Таблица 1

Оценка мотивов учебной деятельности студентов

номер мотива 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

среднее

значение

оценки

мотива

3 9 4 3 2 6 1 4 7 1 6 5 3 5

4. 2. 1. 8. 6. 0. 5. 3. 2. 4. 6. 5. 2. 6. 7.

.6 ю ю .4 6 .5 .5 .5 ю .5 .5 .4 .5 .4 1П

стандартное отклонение 0.86 1 1 2. 1.65 1.23 1.58 1.52 1.55 2. 1.50 1.51 1.55 1.56 1.61 6.

При этом, по тем же мотивам был выявлен и наименьший показатель отклонения данных от среднего: 0.86 - по мотиву «стать высококвалифицированным специалистом»; 1.1 - по мотивам «получить диплом» и «успешно продолжить обучение на последующих курсах», 1.2 - по мотивам «приобрести глубокие и прочные знания» и «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности». Последними по степени значимости респонденты определили такие мотивы, как: «постоянно получать стипендию» (№5, Таб. 1), «быть примером сокурсникам» (№13, Таб.1), и «избежать осуждения и наказания» (№15, Таб. 1). Полученные данные говорят о преобладании внутренней мотивации учебной деятельности и познавательного интереса у большинства респондентов.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельность преподавателя должна быть направлена скорее на поддержание мотивированности учащихся, нежели на ее формирование. В данном контексте важное значение приобретает деятельность преподавателя по предупреждению демотивации учащихся. Список факторов, ведущих к снижению учебной мотивации может быть продолжительным и включать источники как личного, так и социального характера, однако в качестве основного демотивирующего фактора, связанного с организацией процесса образования в вузе, можно выделить значительное расхождение между его содержанием и практическими требованиями будущей профессиональной деятельности. В такой ситуации, мы полагаем, использование активных методов обучения может рассматриваться в качестве средства профилактики снижения учебной мотивации студентов, что объясняется рядом их особенностей. Так, активные методы предполагают на простое сообщение знаний, а обучение умениям их практического применения; обучение проходит в максимально приближенным к реальным условиях; активные методы характеризуются более высокой эмоциональной насыщенностью благодаря проблемной, творческой составляющей деятельности. Активные методы способствуют создания атмосферы любознательности и «познавательного психологического климата» [5], что позволит предотвратить развитие отрицательной учебной мотивации учащихся.

Литература:

1. Дьяченко, М. И., Кандыбович, Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко. - Минск, 1976. - 25 с.

2. Педагогическая энциклопедия. В 4-х томах / ред. И.А. Каиров, Ф.Н. Петров - Советская энциклопедия, 1964. - Т. 1 - 831с.

3. Яковец, Т.Я. Комплекс условий формирования готовности студентов вуза к самообразованию: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Т.Я. Яковец - Курган, 1999. - 23 с.

4. Вегеро, М.В. Мотивация учебной деятельности как фактор готовности студентов университета к самообразованию / М.В. Вегеро // Достижения и перспективы развития науки: сб. науч. статей. - №31 - Уфа, 2017. - С. 224-227.

5. Ярошенко, С.Н. Активные методы обучения как интегративный фактор повышения мотивации учебной деятельности студентов / С.Н. Ярошенко // Вестник ОГУ - №9 - 2005 - С. 79-81.

Педагогика

УДК 37.013.43

кандидат педагогических наук, доцент Вишневский Владимир Анатольевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); доктор педагогических наук, доцент Шушара Татьяна Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена анализу понятия «профессиональная компетентность» педагога, которое рассматривается в контексте его профессиональной деятельности. Анализируются основные аспекты деятельности педагога в условиях поликультурного образования.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, поликультурное образование, педагогическая деятельность, образовательный процесс.

Annotation. The article focuses on the analysis of the term «professional competency» of a teacher which is regarded in the context of his/her professional activity. It reviews the main aspects of a teacher's activity in the terms of polycultural education.

Keywords: professional competency, polycultural education, pedagogical activity, educational process.

Введение. Система современного высшего образования в условиях поликультурного пространства обусловливает обновление профессиональной педагогической подготовки, ориентированной на формирование целого ряда компетенций у будущих педагогов. В зависимости от характера общественных отношений и тенденций общественного развития некоторые функции педагогической деятельности приобретают приоритетное значения. К таким функциям относится поликультурная образовательная и воспитательная деятельность будущих педагогов, направленная на подготовку обучающихся к эффективному существованию в условиях поликультурного общества. Вместе с увеличением количества функций педагога расширяется и его профессиональная компетентность.

Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. В современной науке под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.

Современная социокультурная ситуация в России активно выдвигает новые требования к профессиональной подготовке будущих педагогов, которые должны в первую очередь стать компетентно-мобильными специалистами, способными эффективно работать в различных условиях, в том числе с учетом специфики поликультурной среды, что значительно увеличит возможности их трудоустройства и карьерного роста. Будущий педагог, обладающий жизненными (ключевыми) компетенциями и одновременно являющийся профессионалом своего дела, способный формировать и развивать эти компетенции и у своих воспитанников, что в конечном итоге поможет им стать полноправными субъектами современной жизни.

Осуществляя какой-либо вид профессиональной деятельности в современном высокотехнологическом обществе человеку необходимо обладать рядом способностей, дающих возможность и качественно выполнять поставленные задачи и четко понимать векторы дальнейшего личностного развития. Говоря о таких универсальных характеристиках Дж. Равен, автор книги «Компетентность в современном обществе», на основании проведенных исследований выделяет следующие способности: работать самостоятельно без постоянного руководства; брать на себя ответственность по собственной инициативе; проявлять инициативу, не спрашивая других, как следует это делать; замечать проблемы и искать пути их решения; анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа; ладить с другими; усваивать любые знания по собственной инициативе; принимать решения на основе здравых суждений [3].

Формулировка цели статьи. Особую важность названные способности приобретают в рамках педагогической деятельности, ведь успех инновационных изменений в обществе, в первую очередь зависит от педагога, его творческого потенциала, готовности к непрерывному самообразованию, способности к гибкому социально-педагогическому мышлению, гуманистической направленности личности. Цель исследования - анализ особенностей формирования профессиональной компетентности педагога и ее реализации в современном поликультурном образовательном пространстве.

Важную роль в обеспечении положительных изменений в системе образования должно обеспечить совершенствование профессиональной компетентности педагогических кадров и повышение их научного и общекультурного уровня.

Изложение основного материала статьи. Резюмируя подходы большого количества ученых к данной проблеме можно утверждать, что педагогическая компетентность - это процесс и результат творческой профессиональной деятельности, интегрированный показатель личностно-деятельностной сущности педагога, обусловленный уровнем реализации его гуманистически-творческой направленности.

Педагогическая деятельность - сложная и многокомпонентная. Из всего многообразия ее компонентов выделяют три основных: содержательный, методический и социально-психологический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса.

Более детально анализируя названные компоненты, выделим, по нашему мнению, самые важные структурно-образующие компетентности, необходимые для педагога:

1. Предметная, в содержание которой входит владение определенными средствами обучения в сфере учебного процесса (специальность).

2. Продуктивная - умение работать, получать результат, принимать решения и отвечать за них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.