10. Зимняя, И.А. Психологические особенности начального овладения иностранным языком / И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев // Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе. - М.: Русский язык, 1976.
11. Шаталов, В.Ф. Точка опоры: Об эксперим. методике преподавания. - М.: Педагогика, 1987.
12. Кунин, В.И. Обучение монологическому высказыванию на основе логико-синтакси-ческих схем: дис. ... канд. пед. наук. - Витебск, 1975.
13. Богданова, О.С. Логико-коммуникативные программы при обучении монологическому высказыванию // Иностр. яз. в шк. - 1988. - № 5.
14. Подковырова, В.Н. Основы педагогического дизайна. [Э/р] Единой коллекции цифровых ресурсов. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cd9ae8e0-6880-4ee5-9e6f-f46b7629d00b-/podkovirova-design.pdf
Статья поступила в редакцию 08.10.10
УДК 378
Т. В. Блохина, ст. преп. ОГПУ, г. Оренбург; О. В. Звада, зам. директора МГППК, г. Магнитогорск, Е-mail: [email protected]
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ -ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье уточняется роль учебно-познавательной деятельности в реализации процесса формирования профессиональной культуры студентов, определяются педагогические условия ее позитивного влияния на повышение эффективности процесса профессионального образования в целом.
Ключевые слова: учебно-познавательная деятельность, активизация учебно-познавательной деятельности, профессиональная культура, педагогические условия.
Современный этап развития высшего профессионального образования актуализирует необходимость подготовки конкурентоспособного специалиста, обладающего социальной и профессиональной мобильностью, высоким культурным уровнем воспроизводства своей жизнедеятельности, обеспечивающих ему возможность профессионального совершенствования в новых условиях труда и производства. Изучение современных педагогических стратегий высшего образования, существующих технологий обучения в высшей школе показывает, что в учебных планах подготовки специалистов увеличилось количество дисциплин, и как следствие, увеличился объем получаемой студентами информации. Причем, в связи с фундаментализацией университетского образования, увеличился объем информации по естественнонаучным дисциплинам, в том числе и по математике. В указанном контексте проблема повышения эффективности процесса профессионального образования студентов вузов является многоаспектной и актуальной.
Для современной теории профессионального образования и педагогики высшей школы на современном этапе развития характерно формирование шкалы ценностей, в которой на первый план выдвигается индивидуализация образования, гуманитаризация и внедрение образовательных технологий, рассчитанных на активизацию познавательной деятельности студентов [1]. При этом исследователи говорят о необходимости присутствия обеих тенденций (гуманитаризация и техно-логизация) в современной системе профессионального образования.
На современном этапе развития педагогическая наука располагает совокупностью знаний, предполагающих решение данной проблемы. Работы СИ. Архангельского,
А.П. Беляевой, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого, Ю.М. Коля-гина, М.И. Махмудова, В.А. Сластенина и др. раскрывают теоретико-методологические основы формирования содержания профессионального образования: состав и принципы структурирования материала, дидактические нормативы построения учебных программ, обосновывают выбор оптимальных технологий обучения студентов.
Однако вопросы качественного совершенствования подходов к отбору содержания учебных программ курса дисциплин различных циклов, конкретизации целей и задач преподавания данных дисциплин, уточнение методики проведения занятий, способствующих активизации учебно-
познавательной деятельности студентов с целью формирова-
ния их профессиональной культуры, пока не стали предметом широкого научно-педагогического изучения.
В последние десятилетия в содержании подготовки будущих специалистов происходит обновление за счет введения современных достижений науки, в частности разделов математики таких как, теория игр, теория массового обслуживания, линейное и нелинейное программирование и других областей математического знания, которые становятся все более значимыми в практическом приложении.
В рамках поставленной проблемы мы рассматриваем понятие «культура» как степень овладения личностью того или иного вида деятельности, как характеристику процессов саморазвития личности, его познавательных потребностей. Одним из видов культуры является профессиональная культура специалиста.
На сегодняшний день определений этого понятия существует достаточно много. Под профессиональной культурой понимают:
- систему знаний, умений и навыков, органически входящих в фонд общей культуры учащихся, которые могут свободно оперировать ими в практической деятельности;
- интегративный результат взаимодействия культур, отражающий различные аспекты развития: знаниевая, самообразовательная и языковая культуры;
- личностное качество, представляющее собой совокупность взаимосвязанных базовых компонентов: знания и умения, язык, мышление, профессиональное самообразование [2].
Мы отмечаем, что с одной стороны, прослеживается индивидуальность профессиональной культуры, с другой стороны, выделяется совокупность компонентов, присущих каждому специалисту. Исходя из общего понимания профессиональной культуры как сложной системы и на основе анализа психолого-педагогической литературы, мы выделим следующие компоненты культуры:
- объем и качество профессиональных знаний и умений;
- объем и качество умений самообразования;
- владение профессиональной терминологией (языком);
- сформированность профессионального мышления, рефлексивных процессов.
Эффективное формирование профессиональной культуры будущего специалиста невозможно без активизации познавательной деятельности студентов. Согласно положениям о ведущей деятельности, разработанным в отечественной пси-холого-педагогической науке, можно сделать вывод, что учебно-познавательная деятельность обеспечивает основные
психологические преобразования личности студентов. Ядром учебно-познавательной деятельности является осознание обучающимся мотивов, целей, приемов учения, осознание самого себя как субъекта учебной деятельности, который организует, направляет и контролирует процесс учения [3].
В связи с этим активизация познавательной деятельности личности студентов является одной из важных проблем современной психологии, педагогики и теории профессионального образования, исследование которой осуществляется в различных направлениях:
- формирование познавательных интересов личности в общедидактическом аспекте;
- развитие познавательной активности личности как условие повышения качества знаний;
- организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;
- организация деятельности творческого, поискового характера;
- поиск оптимальных методов и приемов учебнопознавательной деятельности учащихся.
В рамках нашего исследования мы определяем активность как качество, характеризующее состояние личности, которое обуславливает деятельность и поступки личности и определяется направленностью личности; уровнем развития познавательных потребностей и интересов и стремлением их удовлетворить; мотивационной сферой личности; наличием убеждений. Анализ психолого-педагогических исследований рассматриваемой проблемы позволил сделать вывод о том, что личностный и деятельностный подходы к сущности активности личности нельзя отделять друг от друга. В рамках нашего исследования мы рассматриваем познавательную активность как целенаправленную деятельность и как качество личности, это две неразрывно связанные стороны понятия «познавательная активность».
Мы учитываем, что познавательная активность как свойство личности, формируется и развивается в деятельности и характеризуется: поисковой направленностью личности в учении; уровнем развития познавательных потребностей и познавательных интересов и стремлением их удовлетворить в процессе учебной деятельности; степенью сформированности мотивов учения; наличием убеждений, которые формируются вследствие усвоений знаний; проникновения в сущность явлений и являются одним из важных условий дальнейшего успешного овладения учебным материалом.
В нашем исследовании мы основываемся на следующих положениях:
1. Познавательная активность - индивидуальнопсихологическая черта личности, которая характеризуется осознанностью целей обучения, устойчивостью познавательных мотивов, мобилизацией волевых усилий на достижение высоких результатов учения.
2. Познавательная активность - энергичная познавательная деятельность, направленная на овладение знаниями, умениями и навыками, как выражение познавательных потребностей и удовлетворение познавательных интересов.
3. Личностно-деятельностный подход, положенный в основу исследования проблемы познавательной активности определяет единство потенциальной активности, включающей стремление и готовность к деятельности, и актуальной активности, включающей реализацию стремлений.
4. Формирование познавательной активности как личностно-деятельностного качества личности требует специального отбора методов и средств обучения.
5. Критерии сформированности познавательной активности определяются учебно-познавательными достижениями, которые характеризуются познавательной самостоятельностью, добросовестностью, учебными результатами, сознательностью, уровнем учебно-познавательной деятельности.
В рамках нашего исследования мы выделяем два пути активизации познавательной деятельности:
- экстенсивный путь сопряжен с увеличением количества учебных дисциплин, увеличением времени для усвоения материала.
- интенсивный путь предполагает оптимизацию учебных программ, совершенствование средств и методов обучения, ориентированных на развитие активности, самостоятельности, творческих способностей.
Важно при этом иметь в виду, что указанные характеристики познавательной активности согласуются с характеристиками и компонентами профессиональной культуры студентов, отражают ее деятельностную природу.
В связи с этим основными принципами подхода к активизации познавательной деятельности с целью формирования профессиональной культуры студентов, на наш взгляд, являются:
1) принцип индивидуальности, который заключается в создании условий для развития индивидуальных качеств личности каждого студента;
2) принцип самоактуализации, предполагающий создание условий для пробуждения и поддержания стремлений каждого студента к проявлению и развитию своих способностей (интеллектуальных, коммуникативных, физических и т.д.);
3) принцип субъективности, основанный на том, что необходимо создать условия для обогащения субъективного опыта студента;
4) принцип творчества определяющий, что именно в творческой деятельности студент выявляет свои способности и возможности.
Отдельно стоит отметить принцип успеха, предполагающий создания психологического комфорта в обучении, что повышает интерес и стимулирует к осуществлению дальнейшей работы по профессиональному самосовершенствованию.
Эффективность достижения цели созданной нами модели активизации учебно-познавательной деятельности как основы формирования профессиональной культуры определяется реализацией комплекса педагогических условий.
При обосновании комплекса педагогических условий мы исходим из следующего:
- педагогические условия представляют собой комплекс мер (качественное соединение определенных элементов в единое целое, отличное от простой суммы элементов) образовательного процесса, соблюдение которых обеспечивает достижение поставленных целей;
- взаимодействие и взаимоотношение элементов комплекса носит неиерархический характер и при исключение любого элемента из комплекса оставшиеся продолжают функционировать, но с меньшей эффективностью;
- действенность комплекса педагогических условий является такой характеристикой, которая отражает отношение между достигнутым уровнем активизации познавательной деятельности и поставленной целью.
В ходе теоретического и экспериментального этапа исследования нами доказано, что активизация учебнопознавательной деятельности студентов способствует формированию их профессиональной культуры при выполнении нижеследующего комплекса педагогических условий:
1. Обеспечивается формирование устойчивой познавательной мотивации учения и развития познавательного интереса студентов.
2. На высоком уровне сформировано умение преподавателей управлять активной познавательной деятельностью студентов.
3. Осуществляется вовлечение студентов в активные формы самостоятельной деятельности (развитие познавательной самостоятельности) и в различные виды учебнопознавательной деятельности, содержащей элементы творчества (развитие творческих способностей).
4. Используются технологии проблемного обучения, за-дачного обучения.
5. При определении комплекса педагогических условий учитывается структура профессиональной культуры, особенности ее формирования и развития, а также присутствует высокая степень соответствии направлений активизации учебнопознавательной деятельности структурных компонентам профессиональной культуры.
Анализ психолого-педагогических исследований, раскрывающих отличительные черты творческой деятельности, показал важность проблемы включения студентов в творческую учебно-познавательную деятельность.
В ходе эксперимента мы выделили и апробировали пути реализации выделенных условий на занятиях по одной из учебных дисциплин - на занятиях по математике:
- использование в учебном процессе методов, способствующих развитию у студентов логического мышления, самостоятельности;
- вовлечение студентов в разнообразные виды познавательной деятельности учащихся;
- насыщение учебного процесса творческими ситуациями;
- обеспечение нарастания сложности решаемых задач;
- ознакомление студентов с методами, применяемыми в научных исследованиях и их использование в исследовательской деятельности студентами;
- организация индивидуальных заданий творческого характера;
- организация самостоятельной работы творческого характера;
- включение студентов в активные формы познавательной деятельности.
Особый интерес для нашего исследования представляют познавательные и творческие задачи, так как активизировать Библиографический список
творческую деятельность, развивать творческие способности можно посредством решения таких задач, способ решения которых известен студентам, которые оставляют свободу для выбора способа решения, при решении которых недостаточно применения готовых формул и алгоритмов, которые требуют поиска новых путей решения.
При выборе задач, направленных на активизацию познавательной деятельности студентов с целью формирования профессиональной культуры мы ориентировались на следующие требования:
- совокупность задач не должна быть случайной, она должна представлять систему;
- при определении совокупности задач необходимо соблюдать принцип возрастания уровней сложности, от алгоритмических задач к поисковым;
- система задач должна дополнять, углублять и уточнять теоретические знания, должен присутствовать элемент новизны;
- при построении системы задач необходимо ориентироваться на специфику профессиональной ситуации;
- система задач должна обеспечивать осуществление контроля и самоконтроля;
- совокупность задач должна быть направлена на создание положительной мотивации;
- совокупность задач должна обеспечивать развитие мышления, творческих процессов.
Таким образом, обеспечив путем реализации педагогических условий высокий уровень активности учебнопознавательной деятельности, мы обеспечиваем достаточно высокий уровень сформированности профессиональной культуры студентов.
1. Сластенин, В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. - М.: МПГУ, 1993.
2. Жукова, Е.Д. Культурологическая компетентность как основная составляющая процесса социализации личности педагога // Культура и образования - Уфа: БГНОЦ, 2002.
3. Каган, М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. - М.: Политиздат, 1974.
4. Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - Москва - Белгород, 1993.
Статья поступила в редакцию 08.10.10
УДК 371
А.Л. Николаев, директор НОУ «Автокурсы», г. Челябинск; О.В. Поленин, вед. специалист Министерства образования и науки Челябинской области. г. Челябинск, Е-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается один из путей решения актуальной проблемы современной теории и практики профессионального образования -выделение содержательных компонентов и определение условий эффективности повышения профессиональной квалификации педагогов учреждений профессионального образования различных типов.
Ключевые слова: профессиональная квалификация, система повышения профессиональной квалификации, педагогические условия эффективности внутренней системы повышения профессиональной квалификации.
Одной из возможных задач модернизации образования в В отечественной педагогике этой проблеме уделяется
России может стать задача повышения статуса и профессио- большое внимание и уже определены общие основания про-
нализма работников системы начального профессионального цесса повышения профессиональной квалификации педагогов.
образования (НПО). Эффективность повышения профессио- В то же время, давая общую предварительную оценку со-
нальной квалификации обуславливается теми обстоятельства- стояния проблемы повышения профессиональной квалифика-
ми, которые непосредственно касаются организации и развер- ции педагогов в рамках образовательного учреждения, отме-
тывания системы повышения квалификации педагогических тим, что дискуссионным остается понятийный аппарат прокадров внутри образовательного учреждения. блемы, отсутствуют четкие определения понятия «внутренняя
система повышения квалификации педагогов», которые бы