УДК 378.147 Коробий Елена Борисовна
доцент кафедры дизайна
Амурского государственного университета
АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Korobiy Elena Borisovna
Assistant Professor, Design Department, Amur State University
ENERGIZING OF STUDENTS’ LEARNING AND COGNITIVE ACTIVITIES AS AN EDUCATIONAL PROBLEM
Аннотация:
Проблема активизации учебно-познавательной деятельности в обучении одна из ведущих в педагогике. Анализируются понятия: активность, познавательная активность, учебно-познавательная деятельность. Рассматриваются пути активизации последней с использованием активных методов обучения.
Ключевые слова:
обучение, познание, активность личности, учебно-познавательная деятельность, активные методы обучения.
Summary:
The problem of learning activity energizing is a leading one in the education science. The author deals with such concepts as: activity, cognitive activity, learning activity. The ways to enhance the learning activities by application of active learning techniques are discussed in the paper.
Keywords:
learning, cognition, personal activity, educational and cognitive activities, active learning methods.
В настоящее время ориентация системы высшего профессионального образования на формирование компетенций как совокупности результатов обучения и элементов содержания (знаний, умений, навыков и опыта), предполагает создание педагогических условий, где студент может проявить себя как интеллектуальную, активно познающую личность, умеющую выражать свою социальную позицию и индивидуальность.
Система познавательных отношений, складывающихся в процессе обучения в вузе, во многом предопределяет качество общей и специальной подготовки выпускника, возможности его будущей профессиональной адаптации и роста.
Обучение в вузе как целенаправленно организованный педагогический процесс, стимулирующий активную учебно-познавательную деятельность студентов по усвоению и овладению знаниями, умениями, навыками, которые необходимы в будущей профессиональной деятельности, развитие творческих способностей, духовных убеждений и миропонимания, моральных и эстетических взглядов в традиционном понимании рассматривается как двухсторонний процесс преподавания и учения [1].
Преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансляция) системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение как активный познавательный процесс, в котором происходит усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование [2].
Обучение - это особый процесс познания, управляемый педагогом, который «не затрагивает реального бытия объекта, а если и изменяет его идеально, то лишь затем, чтобы мысленно запечатлеть его подлинное бытие, проникнуть в его глубины, постичь его суть» [3, с. 5].
В основе познавательной деятельности лежит познание. Если это постижение действительности и приобретение знаний, тогда в «познавательной деятельности активность субъекта, направленная на объект, не модифицирует его, не разрушает и не реконструирует, но отражается им и возвращается к субъекту в виде знания об этом объекте» [4].
Познавательная деятельность в общем смысле - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном этапе бытия человека, в различных видах деятельности и общественных отношений. Однако лишь познание через обучения может приобретать четкую форму в специфической, свойственной только человеку учебно-познавательной деятельности, которая затрагивает, например, выполнение таких предметно-практических действий в учебном процессе, как экспериментирование, конструирование, проектирование, решение исследовательских задач.
Проблема активизации учебно-познавательной деятельности через обучении относится к числу ведущих в современной педагогической науке. Ее актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных технологий обучения, которые бы позволили вывести
студентов - будущих дизайнеров - на уровень самообразования и саморазвития, так как становление личности дизайнера и совершенствование его профессионального мастерства выходят за рамки образовательного пространства вуза, происходит постоянно всю его жизнь.
В решении задачи по поиску эффективных технологий обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности, мы считаем необходимым определить такие базовые понятия как «активность» и «познавательная активность».
В психолого-педагогических исследованиях «активность» рассматривается с двух позиций:
- как динамическое свойство человеческой деятельности, свойство ее собственного движения [5];
- как внутренняя способность к взаимодействию, способность человека производить общественно-значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении [6].
Объединяя эти два подхода, А.В. Петровский предлагает рассматривать личность как подлинный субъект активности. Он пишет: «...активность детерминируется изнутри (со стороны отношений субъекта к миру) и реализуется вовне в процессах поведения» [7, с. 8].
Таким образом, активность - это деятельностное состояние субъекта, определяющее уровень и качество результатов обучения, процессуальные особенности деятельности через отношение субъекта к комплексу внутренних побуждений, установок, мотивов поведения и деятельности, направленности интересов. Иными словами, она обуславливается изнутри и реализуется вовне - в деятельности субъекта.
Активность личности в обучении проявляется как со стороны студентов, так и преподавателя. При этом для положительного результата обучения у студентов она не должна быть принуждаемой - должна стать актом, побуждающим к ней, где обучение - личностно-опосредованный процесс взаимодействия преподавателя и студентов, направленный на достижения единой образовательной цели. Функция преподавателя при этом заключается в управление процессом усвоения знаний и способов деятельности, а студента - овладевать ими.
Естественно, активность личности в обучении должна быть направлена на особые ее виды и способы, в результате которой формируются мотивация к учению, умения и навыки мыслительной деятельности.
Особенности мотивации, как ведущего фактора регуляции активности личности в учебнопознавательной деятельности зависит, как отмечает П.М. Якобсон, от индивидуальности личности: от потребности в достижении успеха или, наоборот, от лени, пассивности, нежелания совершать усилия над собой, устойчивости к неудачам (фрустрации) и т.п. [8].
Положительный результат активности определяет высшие эмоции, связанные с познавательными процессами, такими как любознательность, пытливость, чувство радости от удачной мысли, решения задачи и т.п., которые лежат в основе сохранения и систематизации познавательных интересов, что в итоге стимулирует активность в учебно-познавательной деятельности. Отсутствие или снижение мотивации к учению происходит вследствие несформированности навыков учебно-познавательной деятельности, которая в свою очередь приводит к снижению эффективности обучения.
Степень развития мотивация к учению, а также логика процесса обучения обуславливают следующие уровни активности личности в нем [9]:
- активность воспроизведения, которая характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами их применения по образцу;
- активность интерпретации, которая связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;
- творческая активность предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, интенсивному проявлению познавательных интересов.
Развитие творческой активности у студентов, обучающихся по направлению «Дизайн» как научно-обоснованной педагогической системы, является одной из главных целей, стоящих перед педагогикой сегодня.
Теоретический анализ проблемы активности личности в обучении требует принципиального осмысления основных элементов обучения (содержание, форма, методы) и направляет нас на мысль, что стратегической целью активизации обучения будет создание таких педагогических условий активизации учебно-познавательной деятельности, в результате которых студенты выходят на уровень саморазвития и самообучения.
В педагогической практике имеется возможность применения различных технологий, направленных на активизацию познавательной деятельности - это разнообразные формы, методы, средства обучения, сознательно-обоснованный выбор которых в условиях умелого научно-
оправданного сочетания существенно влияет на эффективность обучения, стимулирует активность и самостоятельность студентов.
Таким образом, в опоре на материалы исследований Т.И. Шамовой автор сформулировал следующие общие требования к организации обучения, направленного на активизацию учебнопознавательной деятельности в вузе:
- содержательный блок дисциплины должен стать основой активных мыслительных и практических действий студентов;
- средства активизации должны обеспечивать направленную активность на овладение знаниями и алгоритмами способов деятельности;
- отбор средств активизации должен осуществляться в соответствии с конкретной целью каждой ступени познания, воздействуя на каждый компонент учения.
При организации эффективного управления процессом обучения и отборе учебного материала дисциплины следует обеспечивать связь учебной информации между ее разделами и основным понятийным аппаратом.
Объединению знаний в единую систему способствуют также методические рекомендации, обобщения, представленные в свернутой форме в виде технологической документации.
Опыт преподавательской деятельности позволяет судить о том, что гармоничное сочетание законов логики построение процесса обучения и психологической сферы личности играют важную роль в активизации учебно-познавательной деятельности студентов. С целью повышения эмоциональной устойчивости к процессу обучения при организации занятий следует использовать такие его формы, как: лекции-дискуссии, обсуждения, рассказы, беседы, - связывая изучаемое с примерами из жизни и личным опытом студентов, тем самым предвосхищая адекватный чувственный отклик на изучаемый материал. При этом логика построения информационной части дисциплины, ее актуальность и практическая значимость, умение оперировать алгоритмами ее предметной области, восприятие студентами себя как активно-познающей личности, позволяет формировать и развивать у них познавательный интерес. Естественно в такой деятельности преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности учащихся как в организации аудиторной, так и самостоятельной работы.
В основе учебно-познавательной деятельности лежат знания, умения, навыки, опыт и готовность применять их на практике. Поэтому при работе с информацией студенты должны овладеть алгоритмами предметной области, операционными алгоритмами решения практических задач, которые используются безотносительно к предметной области учебной дисциплины и содержат следующие операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; а также обобщенными алгоритмами решения задач: анализ, диагноз, решение, результат.
В результате обучения студенты должны иметь опыт как разработки алгоритмов применения знаний, так и способности применять их при выполнении заданий. Сформированность такой деятельность у учащихся позволит сократить время самостоятельной работы и затраченные усилия по усвоению учебного материала.
В современной образовательной практике имеется широкая возможность использования разнообразных методов и форм обучения.
Теоретический анализ проблемы активизации учебно-познавательной деятельности при обучении и изучение передового педагогического опыта склоняют нас к убеждению, что конструктивным решением для создания педагогических условий, обеспечивающих активную познавательную позицию студентов, будут методы активного образования. К ним относят методы, побуждающие к активной мыслительной и практической деятельности при усвоение учебного материала со стороны студентов, тогда как задачей преподавателя будет создавать побуждающую к вышеуказанному ситуацию. Иными словами, активные методы обучения - это обучение деятельностью. В их основе лежит диалог между преподавателем и студентами, между учащимися. В процессе такого взаимодействия между ними формируются опыт группового решения поставленных задач, развивается речевая коммуникация. В настоящее время в высшей школе используются такие методы активного обучения, как: проблемный или метод проектов; игровой метод; исследовательский метод; модульный метод; анализ конкретных примеров и другие методы.
Практический опыт использования активных методов в обучении студентов - будущих бакалавров по направлению «Дизайн» приводит к положительным результатам и позволяет сформировать знания, умения и навыки, вовлекая учащихся в активную учебно-познавательную деятельность.
Поэтому, применение активных методов обучения выводит на новый качественный уровень методическую систему профессиональной подготовки специалистов в высшей школе.
Ссылки:
1. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М., 2002. 432 с.
2. Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах: учеб. пособие для вузов. М., 2006. 112 с.
3. Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М., 1974. 328 с.
4. Там же. С. 58.
5. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985.
431 с.
6. Дудьев В.П. Психомоторика: словарь-справочник. 2008.
7. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990. 494 с.
8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2002. 512 с.
9. Шахмартова О.М. Активные методы обучения: учеб. пособие. 2-е изд. Пенза, 2011. 131 с.