doi: 10.12731/2218-7405-2017-1-18-31 УДК 378
познавательная Активность студентов вузов КАК Психолого-ПЕДАгогичЕсКАя проблема
Бочкарева Т.Н.
Цель. Статья посвящена проблеме подготовки будущих бакалавров в условиях компетентностного подхода. Предметом анализа выступают познавательная активность студентов вузов и условия ее формирования. Автор ставит своей целью раскрыть категорию «познавательная активность» и определить ее сущность и значение в формировании профессиональной компетентности студентов вузов.
Результаты. Результаты работы заключаются в том, что автор дает определение понятия «познавательная активность», рассматривает пути и средства развития активности в познании студентов, и предлагает решение проблемы активизации учебно-познавательной деятельности студентов строить на основе системного подхода через средства активизации: содержание предмета; методы и приемы обучения; формы организации учения студентов. Автор предлагает условия развития познавательной активности студентов вуза.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере подготовки бакалавров в учебном процессе высшего образования.
Ключевые слова: познавательная активность; профессиональная компетентность; студенты вуза; системный подход; компоненты и уровни познавательной активности.
cognitive activity of university students as a psychological and pedagogical problem
Bochkareva T.N.
Goal. The article looks at the problem of applying competency building approach when training Bachelor 's degree students. University stu-
dents' cognitive activity and its shaping are being studied. The author's goal is to specify on the concept of 'cognitive activity'and define its role in building professional competence in university students.
Results. As the result of the study the author will define the concept of 'cognitive activity', research the ways and means of its developing in students and offer the solution to the problem of facilitating academic and cognitive activity in students by means of the system approach through the following instruments: the subject matter; educational methods and techniques; forms of student academic activity. The author specifies on the conditions for developing cognitive activity in university students.
Scope of application of the results. The results of the study can be applied in the Bachelor's degree training.
Keywords: cognitive activity; professional competence; university students; system approach; components and levels of cognitive activity.
Одним из приоритетных задач образования на современном этапе развития общества является развитие личности, призванного претворить идеи национального возрождения страны, способного адаптироваться к часто меняющимся условиям общества.
Проблема активизации познавательной деятельности студентов является актуальной не только в педагогике, но и является серьезной социальной задачей. Проблема заключается в том, что в процессе профессиональной подготовки студент усваивает лишь те знания, который вызвал у него интерес, и в процессе его усвоения происходило интеллектуальное напряжение. Студент - это будущее общество, представитель нового поколения профессионалов. Поэтому важное значение придается его познавательной активности в образовательном процессе.
Результаты обучения студента в высшей школы определяются его активностью, где он выступает не как пассивный объект педагогического управления, а становится субъектом познавательной деятельности, формируя свою компетентность. Собственно познавательная активность студентов способна стать показателем качества процесса обучения в вузе. Эффективность организации подготовки
будущих бакалавров зависит от создания таких условий, при которых проявляется познавательная активность студентов.
Проблема исследования познавательной активности на протяжении длительного времени является привлекательной для педагогической науки. Имеющиеся научные данные доказывают, что познавательная активность представляет собой сложное по своей структуре и выполняемым функциям качество личности, не сложившееся в отчетливо описанную и разработанную систему [1].
В ряде исследований учеными отмечается, что познавательная активность указывает на наличие тесной связи между внутренней готовностью личности к умственной работе и интенсивным показателем такой готовности (Л.П. Аристова, Л.И. Божович, Н.Ф. Добрынин, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов и др.).
С другой стороны, исследователи отмечают, что познавательную активность следует рассматривать как показатель динамики взаимодействия личности с объектами познания, направленный на приобретение опыта социальной культуры и расширение системы личностных ценностей (И.Я. Лернер, Р.А. Низамов, Н.А. Половни-кова, М.И. Махмутов, И.Ф. Харламов, Т.И. Шамова и др.). В таком понимании изучаемого феномена акцент смещается на деятельное состояние личности в учебном процессе и обращается внимание на те педагогические условия, которые определяют это состояние.
Интересным представляется точка зрения Л.П. Аристовой, рассматривающая познавательную активность личности как проявления ее преобразовательного отношения к окружающим явлениям и предметам [2]. Отсутствие преобразовательного отношения у обучаемых не приводит к появлению познавательно активных действий: «в лучшем случае могут говорить лишь о моторности, что отнюдь не тождественно пониманию активности познания» [2, с. 98].
Как отмечает Т.И. Шамова, при освоении знаний и способов деятельности учащимися происходит целенаправленная воспроизводительная деятельность, которая является по форме активной со стороны обучаемого, но уровень активности ее будет низким [12, с. 112].
К познавательной активности побуждают такие мотивы, как: любознательность; получаемое удовольствие от процесса познания или его результатов; практическая деятельность людей, их проблемы и потребности, вынуждающие искать пути решения насущных задач, возникающих в ходе развития и совершенствования. Познавательная активность создается, выражается и оказывает влияние на качество познавательной деятельности. Разным студентам свойственна разная интенсивность активности в познании. Получение теоретических знаний становится итогом познавательной активности, которое лишь в процессе деятельности приобретает смысл [12, с. 176].
Существуют два взаимносвязанных источника, оказывающих влияние на познавательную активность. К ним относятся: 1) само обучающее воздействие, возникающее в процессе реализации основной профессиональной образовательной программы, воздействия учебника и преподавателя; 2) личный опыт студента, включающий опыт его взаимодействия с миром и результаты обучения.
Пути и средства развития активности в познании и самостоятельности учащихся рассмотрены в трудах крупного отечественного дидакта М.И. Махмутова. Им выделены следующие направления развития [8]:
1) организация поисковой, проблемной ситуации на занятиях;
2) использование принципа индивидуализации последовательно в процессе обучении;
3) применение системы самостоятельных работ учащихся, использование разнообразных дидактических и наглядно-технических средств, обеспечивающих более рациональную организацию занятий и активизацию деятельности обучающихся;
4) обеспечение связи обучения и реальной жизнью;
5) развитие самостоятельности и практической активности в процессе обучения.
Д.В. Вилькеев выделил основные методы познавательной активности:
- реальный и мыслительный эксперимент;
- индукция и дедукция;
- аналогия моделирование;
- гипотеза [5].
В его работах показана тесная взаимосвязь указанных методов и сделан вывод об обеспечении единства эмпирического и теоретического уровней в познании при возрастающей роли теоретического познания в научных исследованиях.
Повысить познавательную активность учащихся на основе синтеза традиционных и игровых способов обучения предлагает А.И. Дыдыкина [7]. Автором сформулированы основные тезисы, отражающие логику исследования в указанном направлении: для познавательной деятельности игра предстает как мощный активатор; мониторинг познавательной активности с применением игровых методов обучения следует проводить при помощи разработки критериев и показателей познавательной активности.
Познавательную активность как ориентировочно-исследовательскую активность, как потребность во впечатлениях, как творческую активность рассматривает С.А. Мышкина [9]. Автором были исследованы две группы студентов русской и удмуртской национальностей. На основе эмпирических данных С.А. Мышкиной сделаны следующие выводы: представители различных этногрупп имеют этнотипические стилевые характеристики познавательной активности, и эти модели представлены в культурных образцах этнической общности. Для представителей русского этноса характерны уверенность в себе, автономность, самостоятельность и при проявлении познавательной активности они опираются на собственное мнение. У представителей разных народов по разному проявляются такие качества, как обязательность, ответственность, умеренность, ориентация на мнение коллектива, на сохранение публичного образа [13].
В работе Э.И. Бергер [3] рассмотрено одно из свойств познавательной деятельности учащихся - любознательность. Автором выдвигается тезис любознательности, как первоосновы развития активной познавательной деятельности, которую во многом определяет активность подрастающей личности, ее неудовлетворение достигнутым. В результате исследований делается вывод о том,
что в процессе длительного, систематического и целенаправленного применения стимула познавательной перспективы и других сопутствующих ему педагогических стимулов, возросла любознательность учащихся, что повлияло на заметный рост их познавательной активности.
Познавательная активность связана с личными целями и намерениями, личностными потребностями. Во многом именно они определяют эмоциональное избирательное отношение к действительности. Потребность в соответствующих знаниях становится предпосылкой активной познавательной деятельности обучающихся. Стремление разрешить проблему, выйти из ситуации затруднения, решить противоречие между известными знаниями и новыми данными формирует познавательную потребность.
Таким образом, под познавательной активностью понимается интеллектуально-эмоциональный ответ на процесс познания, склонность к обучению, к выполнению личных и совместных заданий, интерес к совместной работе с преподавателем и другими студентами, стремление к практической и интеллектуальной деятельности, определяющих динамику продвижения в знаниях. Необходимо рассматривать познавательную активность как глубинный внутренний мотив, построенной на природной потребности в познании нового. Ее выраженность у обучающихся является основным условием обеспечения качества обучения и доказательством правильной организации образовательного процесса, а отсутствие становится показателем неэффективности организации обучения.
Такое педагогического явления как познавательная активность представляет собой двусторонний процесс: это форма самореализации и самоорганизации студентов; результат стараний педагога в организации учебной деятельности студента.
Т.А. Гусева предлагает такую структуру познавательной активности, в которой отражена сущность активности как самодвижения:
- регуляторный уровень;
- уровень потенциальной активности;
- динамический уровень;
- рефлексивно-оценочный уровень;
- уровень результативной активности [6, с. 13].
Автором выделены основные характерные признаки познавательной активности, входящие в базовые свойства личности, направленные на обеспечение его информационно-познавательные и регуляторно-рефлексивные устремления (ответственность, любознательность, инициативность, настойчивость, организованность). В такой структуре [6, с. 14] познавательную активность представлена как самодвижение: от мотивационного потенциала с помощью регуляции к динамическим показателям, затем к рефлексивно оцениваемому результату, каждый раз создавая новый потенциал, и так каждый раз по спирали саморазвития.
Не смотря на большой интерес исследователей к проблеме повышения познавательной активности, она по прежнему остается не решенной [11]. Пассивность студентов в вузовском обучении остается одной из серьезных затруднений в учебном процессе, вопрос повышения эффективности развития познавательной активности будущих бакалавров часто приводит к объективным трудностям жизни [16].
Кроме того, изучение нами теоретических источников показало отсутствие в психолого-педагогической литературе системного описания моделей развития и активизации познавательной активности обучающихся [14].
Разработка системы способов и приемов активизации учебной деятельности в вузе позволит разрешить проблему познавательной активности студентов, что потребует поиска действенных условий и средств обучения, активной деятельности самого преподавателя [10].
Для того, чтобы понять особенности развития данного процесса, необходимо выявить те проблемы, которые существуют в организации педагогического процесса.
Формирование профессиональных компетенций определяется уровнем профессионального самоопределения и активной познавательной деятельностью, направленной на приобретение профессиональных знаний и умений, и все это обеспечивает качество подготовки бакалавров [17].
Если познавательный интерес и профессиональный интерес становятся устойчиво доминирующими мотивами, побуждающими к активному овладению необходимыми для успешной профессиональной деятельности знаниями, умениями и навыками, то результатом их взаимодействия является формирование профессиональной направленности личности, профессионально значимых качеств.
Проведенный анализ научной литературы позволил разработать три компонента познавательной активности: мотивационный, волевой и содержательно-операционный; рассмотреть три уровня развития познавательной активности как качества личности: репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский [4].
Профессиональные компетенции формируются в два этапа - в ходе вузовского обучения и на послевузовском этапе. В ходе обучения в вузе становление бакалавров как профессионалов обеспечивается при помощи познавательной активности студентов. Послевузовский этап связан с самостоятельной профессиональной деятельностью, в процессе которого должны развиваться компетенции бакалавра до высшего уровня профессионализма. Однако базой для такого развития является его познавательная активность, сформированная в период профессиональной подготовки в вузе. Оказывая влияние на становление личности будущего бакалавра, познавательная активность формирует его отношение к самому себе, к другим людям, к производству. При этом познавательная активность становится основой формирования у студентов готовности к самоопределению в будущей профессиональной деятельности. Поэтому, познавательная активность выступает важным условием обеспечения качества обучения студентов в вузе, эффективности формирования компетенций, достижение учебно-познавательных целей.
Итак, под условиями развития познавательной активности обучающихся нами понимаются следующие:
- интерес студента в приобретении знаний;
- сформированность знаний, умений и навыков студента;
- ориентация взаимоотношений в группе на получение знаний и профессиональную компетентность;
- активный, творческий и демократический стиль педагога в учебно-воспитательном процессе вуза;
- сформированность общественного мнения на необходимость качественного образования.
Таким образом, исследование вопросов формирования познавательной активности студентов в вузе, позволил нам вывести ряд важных положений.
- Познавательная активность студента объединяет в себе два начала: природное, которое представляет нам человека как «творца в задатке»; культурное, доказывающее возможность целенаправленного развития этого качества в ходе образования личности.
- Познавательная активность развивается у человека на протяжении всей его жизни, она изменяется со сменой жизненных планов и установок личности, оказывает содействие в инновационной деятельности. Поэтому, познавательная активность одновременно и предпосылка, и результат профессионального мастерства бакалавра.
Регулятором социального поведения студента является его ценностная сфера, поэтому центральное место в процессе формирования познавательной активности должна занять его познавательная деятельность.
Исследование проблемы формирования познавательной активности студента вуза, должно строиться и основываться на целях и содержании высшего образования [15]. Профессиональные компетенции бакалавра в любом направлении включает в себя три составляющие: теоретическую, практическую и психологическую.
Теоретическая составляющая направлена на формирование целостного представления о предстоящей работе как об активном процессе.
Практическая составляющая обеспечивает подготовку будущего бакалавра к решению задач профессионального характера.
Психологическая составляющая связана с теми личностными качествами, которые необходимы в профессиональной деятельности. Выпускнику вуза необходимы такие качества личности как
адаптивность к условиям современного производства, положительная мотивация, стремление к личностному и профессиональному росту, коммуникабельность.
Установление преемственности между дисциплинами позволит формировать и развивать непрерывно познавательную активность студентов на протяжении всего обучения в вузе. Эффективность формирования познавательной активности студентов будет достигнута в том случае, если формы, методы и средства обучения, будут адекватны целям обеспечения формирования профессиональной компетентности. В этой связи необходимо уделить внимание методам формирования компонентов познавательной активности. Для усвоения знаний студентами рекомендуется применять информационно-рецептивные методы, основанных на применении специально отобранных знаний, организацию восприятия сведений, демонстрация образцов профессиональной деятельности, в которых эта информация используется на практике профессиональной деятельности.
Для усвоения способов мыслительной и практической деятельности студенту необходимо неоднократно применить знания и умения в сходной ситуации так, чтобы они стали совершенными.
Освоение опыта творческой деятельности происходит у студентов путём применения проблемных методов обучения. Введение форм проблемного обучения в учебный процесс также способствует формированию познавательной активности. Это может быть в виде проблемного изложения, частично-поисковой деятельности, исследовательской деятельности. Развитию познавательной активности способствует позитивное отношение к процессу обучения, к учебной и профессиональной деятельности, овладение практическими умениями, формирование профессиональных и личностных качеств студентов, их мотивация, когнитивная и организационная готовность к самообразованию. Все это позволит создать свой индивидуальный стиль профессиональной деятельности, обеспечить профессиональной мобильности будущего бакалавра, его готовность к инновационной деятельности.
Таким образом, рассмотрев познавательную активности как психолого-педагогическую проблему, можем сделать вывод о том, что проблема познавательной активности студентов вузов на современном этапе развития в своем решении требует системного подхода. В систему средств формирования познавательной активности входят: а) содержание предмета; б) методы и приемы обучения; в) формы организации учения студентов. Применение принципа активности в обучении студентов вуза обеспечит эффективность и оптимизацию, целенаправленную самоуправляемую отражательно-преобразующую деятельность студентов.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. 183 с.
2. Аристова Л.П. Активность учения школьника. М., 2001. 356 с.
3. Бергер Э.И. Стимул познавательной перспективы как средство развития любознательности учащихся в процессе обучения: Автореф. дис. ... канд. пед.наук. Казань: Каз. гос. ун-т, 1980. 19 с.
4. Бочкарева Т.Н. Влияние познавательной активности на формирование профессиональной компетентности студентов вузов: Монография. Набережные Челны: НГПУ, 2016. 180 с.
5. Вилькеев Д.В. Методы научного познания в школьном обучении. Казань: Татарское книжное издательство, 1975. 160 с.
6. Гусева Т.А. Стили познавательной активности личности студента: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. Новосибирск: Новосибирский гос. пед. ун-т, 2009. 31 с.
7. Дыдыкина А.И. Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся музыкальной школы // Современные наукоемкие технологии, 2007. №7. С. 35-36.
8. Махмутов М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Казань: Татарское книжное издательство, 1963. 80 с.
9. Мышкина С.А. Ценности как культурные факторы этнотипических стилевых характеристик познавательной активности // Вестн. Удмуртского ун-та. Психология и педагогика, 2007. № 9. С. 125-134.
10. Платонова Т. А. Экспериментальное исследование процесса порождения познавательной мотивации: Автореф. ...канд. пед. наук. М., 1980. 23 с.
11. Рослякова С.В. Развитие познавательной активности учащихся подросткового возраста в учебном процессе: Автореф. ... дис. канд. пед. наук. Екатеринбург: Челябинский гос. пед. ун-т, 2007. 23 с.
12.Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 208 с.
13.Anderson J.R. Congnitive Styles and Multicultural Populations // Journal of Teacher Education. 1988. Vol. 39 № 1.
14.Gadamer H.-G. Education is Self-Education // Journal of Philosophy of Education. Vol. 35, No. 4, 2001, рр. 531-542.
15.Merzon, E.E., Nurgatina, I.E., Bakhayeva, G.M. The Technology of Teacher Reflexive Competence Development in Modern Conditions // Review of European Studies; Volume 7, Issue 4, 2015, рр. 112-117.
16.Raven J. Quality of Life, the development of Competence, and Higher Education. Higher Education, 1984.
17.While R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence// Psychological review, 1959. №66.
References
1. Abul'khanova-Slavskaya K.A. Aktivnost' i soznanie lichnosti kak sub-"ekta deyatel 'nosti. Psikhologiya lichnosti v sotsialisticheskom obsh-chestve: Aktivnost'i razvitie lichnosti [The Individual's Consciousness of a Doer. Personality Psychology in the Socialist Society. Activity and Personality Development]. M., 1989. 183 p.
2. Aristova L.P. Aktivnost'ucheniyashkol'nika [Activity of the schoolboy's teaching]. М., 2001. 356 p.
3. Berger E.I. Stimul poznavatel'noy perspektivy kak sredstvo razvitiya lyuboznatel'nosti uchashchikhsya v protsesse obucheniya [Cognitive
Perspective as a Stimulus for Developing Cognitive Need in Students]. Kazan: Kaz. gos. un-t, 1980. 19 p.
4. Bochkareva T.N. Vliyanie poznavatel'noy aktivnosti na formirovanie professional'noy kompetentnosti studentov vuzov [The Influence of Cognitive Activity on Building Professional Competence in University Students]. Naberezhnye Chelny: NGPU, 2016. 180 p.
5. Vil'keev D.V. Metody nauchnogo poznaniya v shkol'nom obuchenii [Scientific Cognition Methods in School Education]. Kazan: Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1975. 160 p.
6. Guseva T.A. Stili poznavatel'noy aktivnosti lichnosti studenta [Types of Student Personal Cognitive Activity]. Novosibirsk: Novosibirskiy gos. ped. un-t, 2009. 31 p.
7. Dydykina A.I. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2007. №»7, pp. 35-36.
8. Makhmutov M.I. Razvitie poznavatel'noy aktivnosti i samostoyatel'no-sti uchashchikhsya [Developing Cognitive Activity and Independence in Students]. Kazan: Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1963. 80 p.
9. Myshkina S.A. Vestn. Udmurtskogo un-ta. Psikhologiya i pedagogika, 2007. № 9, pp. 125-134.
10. Platonova T.A. Eksperimental'noe issledovanieprotsessaporozhdeniya poznavatel'noy motivatsii [Experimental Study of the Cognitive Motivation Emergence]. M., 1980. 23 p.
11. Roslyakova S.V. Razvitie poznavatel'noy aktivnosti uchashchikhsya po-drostkovogo vozrasta v uchebnom protsesse [Developing Cognitive Activity in Teenage Students when Studying]. Ekaterinburg: Chelyabinskiy gos. ped. un-t, 2007. 23 p.
12. Shamova T.I. Aktivizatsiya ucheniya shkol'nikov [Facilitating Educational Motivation in School Students]. M.: Pedagogika, 1982. 208 p.
13. Anderson J.R. Congnitive Styles and Multicultural Populations. Journal of Teacher Education. 1988. Vol. 39 № 1.
14. Gadamer H.-G. Education is Self-Education. Journal of Philosophy of Education. Vol. 35, No. 4, 2001, pp. 531-542.
15. Merzon E.E., Nurgatina I.E., Bakhayeva G.M. The Technology of Teacher Reflexive Competence Development in Modern Conditions^ Review of European Studies; Volume 7, Issue 4, 2015, pp. 112-117.
16. Raven J. Quality of Life, the development of Competence, and Higher Education. Higher Education, 1984.
17. While R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence. Psychological review, 1959. №66.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Бочкарева Татьяна Николаевна, доцент кафедры экономики и менеджмента, кандидат педагогических наук Елабужский институт Казанского федерального университета
ул. Казанская, 89, г. Елабуга, Республика Татарстан, 423600,
Российская Федерация
data about the author Bochkareva Tatyana Nikolaevna, Associate Professor of the Department of Economics and Management, Candidate of Pedagogical Sciences
Elabuga Institute of the Kazan Federal University
89, Kazanskaya, Elabuga, Republic of Tatarstan, 423600, Russian
Federation
doi: 10.12731/2218-7405-2017-1-32-53 УДК 378.147.88
реализация Долгосрочной стратегии самостоятельной работы студентов по иностранному языку как эффективное средство профессионального развития будущего специалиста
Галишникова Е.М., Кудрявцева М.Г.
В данной статье рассматриваются вопросы разработки и реализации долгосрочной стратегии организации самостоятельной работы студентов и магистрантов средствами иностранного языка, которая позволяет спроектировать вектор дальнейшего профессионального и личностного развития будущего специалиста. Предлагаемая стратегия основывается на четырехэтапном подходе, предусматривающем интеграцию коммуникативных средств обучения с информационными технологиями, упорядочение эффективных средств и форм реализации СР и контроль, укрепление взаимосвязей преподавателя-студента, соблюдение принципа преемственности и последовательности. Были использованы методы теоретического и эмпирического исследования; описаны этапы подхода, являющегося основой самой стратегии, при помощи которых определена последовательность пошаговых элементов управляемой самостоятельной работы; сгруппированы и конкретизированы ее формы и виды; определены и уточнены критерии результативности овладения компетенциями по дисциплине «Иностранный язык». Авторы приводят данные проведенного экспериментального исследования, доказывающего положительное влияние реализации долгосрочной стратегии организации самостоятельной работы студентов на формирование профессиональной иноязычной компетенции.
Ключевые слова: долгосрочная стратегия; студент; магистрант; иностранный язык; самостоятельная работа; контроль; профессиональные компетенции.