Научная статья на тему 'Активизация познавательной деятельности студентов в процессе изучения турецкого языка'

Активизация познавательной деятельности студентов в процессе изучения турецкого языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ТУРЕЦКИЙ ЯЗЫК / СТУДЕНТ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмеджанова Дилафруз Батировна

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности у студентов. Она связана с активизацией у обучающихся волевых усилий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация познавательной деятельности студентов в процессе изучения турецкого языка»

учитель и ученики садятся в круг и вместе работают. Это помогает обучающимся чувствовать себя комфортно [1, с. 17].

Таким образом, использование коммуникативного подхода в изучении студентами испанского языка позволит ориентировать их на практическое овладение этим языком.

Список литературы

1. Sánchez, Aquilino. La enseñanza de idiomas en los últimos cien años: Métodos y enfoques. Madrid: SGEL, 2009.

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТУРЕЦКОГО ЯЗЫКА Ахмеджанова Д.Б.

Ахмеджанова Дилафруз Батировна — старший преподаватель, кафедра интенсивного обучения второму иностранному языку, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности у студентов. Она связана с активизацией у обучающихся волевых усилий. Ключевые слова: обучение, турецкий язык, студент, вуз.

Для современного образования характерен динамизм, а также быстрые и глубокие структурные сдвиги, что вызывает кардинальные изменения для подготовки кадров высокой квалификации. Перспективная потребность в подготовке узкоспециализированных кадров в определенной мере сокращается по отношению к подготовке кадров широкого профиля, приобретающих и меняющих специализацию в рамках системы непрерывного образования. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности у студентов. Ее особая значимость состоит в том, что обучение направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование положительного отношения студентов к самой познавательной деятельности.

Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают у обучающихся определенные трудности при их использовании или при решении конкретных задач, что обусловлено формальным изучением теоретических положений и неумением их применять на практике. Интерес к обучению, инициативность в учебной работе, познавательная самостоятельность, напряжение умственных сил при решении задач обучения турецкому языку положительно влияют на активность студентов в учебе, создают соответствующие условия для развития у них учебно-познавательной деятельности. Специфика учебной деятельности студента обусловливается целью, соответствующими условиями и положительной мотивацией, которые имеют профессиональную направленность.

Понятие мотивации содержит совокупность факторов, механизмов, процессов, побуждающих к реальной или потенциальной конкретно направленной активности. Устойчивый научно -познавательный мотив способствует тому, что личность не испытывает потребности во внешних стимулах, уровень его самостоятельности достаточно высок. Общестроительные социальные и профессиональные мотивы важны. Оптимальным вариантом развития мотивации личности к непрерывному получения образования является достижение такого соответствия мотивов, которые способствует росту эффективности познавательной деятельности.

С точки зрения современного подхода к исследованию проблемы, познавательная активность выступает как условие формирования у студентов потребности в знаниях, овладении умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний. Объективные факторы, в свою очередь, обусловлены качеством организации учебного процесса. Создать условия, которые способствовали бы формированию у студентов познавательной активности - это путь, который обеспечит всестороннее развитие личности. Активизация преподавателем познавательной сферы студентов происходит на основе понимания основных свойств психики личности и использования специальных приемов управления его психической деятельностью.

Познавательная активность как ситуативное состояние студента в определенный момент деятельности проявляется в готовности реагировать на значимые для него сигналы. Эта готовность указывает на нахождение его психики в актуальном состоянии для восприятия и усвоения учебного материала. Началом и необходимым условием усвоения учебного материала по турецкому языку является внимание. Именно этот психический процесс обеспечивает выбор личностью значимых сигналов из окружающей среды и отбрасывает все неактуальное в данный момент из сферы психического анализа. Учебной информации представляется много и в большом объеме. Даже осознание ее значения в будущем не обеспечивает ее восприятие и обработку психикой. Любые более сильные и актуальные раздражители могут отвлечь внимание студента.

Полученная информация может стать знанием и личным приобретением студента только тогда, когда она приобретает для него личностный смысл. Большую роль в этом играет эмоциональный компонент. Эмоциональное состояние студента в процессе обучения является своеобразным индикатором его успешности и, кроме того, играет роль обратной связи [1, с. 27]. Волевая сфера объединяет высшие проявления психической активности: активное восприятие, произвольное внимание, запоминание и обработку учебной информации. Познавательная активность выражается в том, что все познавательные процессы, эмоции и воля готовы к работе с учебным материалом. Именно использование приемов активизации познавательной деятельности способствует оптимизации обучения, что в итоге влияет на его качество, которое становится главным механизмом решения целого комплекса социально-экономических проблем, определяющих развитие страны.

Список литературы

1. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.

190 с.

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ РЕФЛЕКСИВНЫХ НАВЫКОВ И

УМЕНИЙ Баракаева С.Х.

Баракаева Сурайё Халиловна — старший преподаватель, кафедра практических дисциплин английского языка № 3, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье названы некоторые аспекты рефлексии. Перечислены три вида рефлексии. Ключевые слова: практика, английский язык, рефлексия, вуз.

В результате изменения стратегических ориентиров в развитии системы высшего образования в Узбекистане происходят изменения учебных и воспитательных целей образования, переход от «знаниевой» парадигмы к «компетентностной», обеспечивающей формирование у студентов таких знаний, умений и навыков, познавательных и личностных качеств, которые обеспечивали бы их готовность к саморазвитию и профессиональному самоопределению в современных условиях.

Саморазвитие невозможно без познания личностью собственных качеств и потенциальных возможностей. Понимание и переосмысление собственного опыта обеспечивает рефлексия, которая служит одним из механизмов самопознания. Нынешнему обществу нужна личность, способная осуществлять своё саморазвитие, опираясь на рефлексию своих способностей, знаний, умений, деятельности и ее результатов.

Философские основы понимания и развития рефлективных процессов изложены в работах Р. Декарта, Г. Гегеля, И. Канта, Д. Локка, М.М. Бахтина, В.А. Лекторского и др. На методологическом уровне проблемы рефлексии исследованы В.В. Краевским. Основой становления рефлексии являются рефлексивные умения, без которых невозможно конструирование нового знания, понимания, новых способов деятельности. Согласно К.А. Абульхановой-Славской, способность к конструктивной рефлексии, к рефлексивной работе с проблемами наиболее эффективно развивается в студенческом возрасте, и это объясняет необходимость их формирования в период обучения, когда закладываются основы личностных и профессиональных качеств человека.

В понимании рефлексии мы выделяем философский, педагогический и психологический аспекты.

В философском понимании рефлексии для нас особенно важны несколько позиций, а именно: рефлексия есть психический процесс, который объективно связан с процессом познания и может

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.