Научная статья на тему 'Использование коммуникативного метода в преподавании испанского языка'

Использование коммуникативного метода в преподавании испанского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ТЕОРИЯ / ПРАКТИКА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ИСПАНСКИЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турдикулова Райхон Турдикул Кизи

В статье приведены задания для студентов с использованием коммуникативного метода. Перечислены некоторые аспекты при обучении студентов испанскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Турдикулова Райхон Турдикул Кизи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование коммуникативного метода в преподавании испанского языка»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО МЕТОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА Турдикулова Р.Т.

Турдикулова Райхон Турдикул кизи — старший преподаватель, кафедра теории и практики испанского языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье приведены задания для студентов с использованием коммуникативного метода. Перечислены некоторые аспекты при обучении студентов испанскому языку. Ключевые слова: методика, теория, практика, преподаватель, испанский язык.

В процессе изучения второго иностранного языка перед преподавателем стоит задача как можно более быстрого приобщения студентов к языку, при котором они должны сразу овладеть навыками разговорной речи и преодолеть психологический барьер общения на этом языке. Для этого используется коммуникативный метод, ориентированный на то, чтобы понять, «кому» и «что» нужно сказать в той или иной ситуации. При традиционном подходе к преподаванию испанского языка вначале студентов знакомят с алфавитом и правилами чтения. При использовании коммуникативного метода в учебниках даны упражнения с заданиями: определить имя, фамилию, место рождения и т.д. После этого, под заголовком «Откуда ты?» даются 10 стран с названиями жителей. Затем даются личные местоимения, спряжение глагола «быть», вопрос и ответ на тему «Как тебя зовут?», где употребляется возвратный глагол, но никаких грамматических объяснений нет. Дальше предлагается прослушать запись диалогов, где спрашивают друг у друга, как пишется его фамилия, и называют ее по буквам. Студенты должны все понять на слух. Алфавит вводится только в 4-ом упражнении и дается по географическому принципу: А - Америка, В - Бразилия, С - Канада, Ch - Чили, D - Дания и т.д. Здесь же студентам объясняется, что у испанцев две фамилии: первая (из двух) - фамилия отца и вторая - фамилия матери. Студенту предлагается вообразить себя испанцем и придумать две фамилии. Потом предлагается студентам формуляр, который нужно заполнить, прибыв в Испанию. При помощи всех этих заданий студент сразу включается в коммуникативный процесс. Он уже знает, как сделать «первые шаги» в Испании, написав свои данные. Затем студента знакомят с цифрами, но не простым их перечислением, как мы привыкли при традиционном методе, а при помощи фотографий карт-ключей отеля, где на каждой написана цифра (до 10). Потом приводится, как образец, заполненный бланк отеля. Помимо видеоряда ту же информацию студент получает при прослушивании аудиозаписи на диске. Далее вводится неправильный глагол «иметь». Этот глагол сразу используется в составлении мини-диалогов на тему «Отель». Затем дается задание по заполнению web-страницы, где речь идет о бронировании номера в отеле. Использование таких материалов в учебнике учитывает ситуацию последних лет - все возрастающего распространения Интернета во всем мире. Потом вводится понятие «профессия» при помощи фотографий многочисленных визитных карточек и аудиозаписей, а также вопросы и ответы на тему «Учеба и работа». Только после этого вводятся три спряжения правильных глаголов настоящего времени с их окончаниями. Такие планомерные действия дадут студентам возможность как можно быстрее заговорить на испанском языке. При изучении этого языка в настоящее время активно применяются игровые методы. Студенты получают карточки с неполными выражениями, которые заканчиваются многоточием и картинкой, например, «Ser una media...» и дальше нарисован апельсин. Эго идиоматическое выражение, означающее «быть половиной апельсина». Эти методы повышают интерес к предмету, позволяют студентам лучше усвоить лексику и оживляют учебное занятие.

Кроме того, студентам дается перечень имен и фотографий известных испаноязычных людей, которые нужно соотнести друг с другом (король Испании Хуан Карлос, писатель Габриэль Гарсиа Маркес, певец Хулио Иглесиас и др.).

При закреплении тем «Природа» и «Погода» можно дать студентам прослушать записанные на диске звуки природы (гроза, ливень, морские волны, крики дельфинов, пение птиц и т.д.), чтобы потом они могли их назвать на испанском языке.

При обучении студентов испанскому языку как иностранному особое внимание следует уделить следующим аспектам: 1) роль контекста. Изучение грамматики оказывается недостаточным, если не учитывается соответствующий контекст. Возникает коммуникативная неудача: Как Вас зовут? - 11 часов. Говорящие не понимают друг друга; 2) личность учащегося. Центральную роль в процессе обучения занимает обучающийся; 3) роль учителя на уроке. Существует две модели, свидетельствующие о положении учителя на уроке. Между учителем и учеником существует большое расстояние. В Испании учитель руководствуется другой моделью (общение на равных), в которой

учитель и ученики садятся в круг и вместе работают. Это помогает обучающимся чувствовать себя комфортно [1, с. 17].

Таким образом, использование коммуникативного подхода в изучении студентами испанского языка позволит ориентировать их на практическое овладение этим языком.

Список литературы

1. Sánchez, Aquilino. La enseñanza de idiomas en los últimos cien años: Métodos y enfoques. Madrid: SGEL, 2009.

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТУРЕЦКОГО ЯЗЫКА Ахмеджанова Д.Б.

Ахмеджанова Дилафруз Батировна — старший преподаватель, кафедра интенсивного обучения второму иностранному языку, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности у студентов. Она связана с активизацией у обучающихся волевых усилий. Ключевые слова: обучение, турецкий язык, студент, вуз.

Для современного образования характерен динамизм, а также быстрые и глубокие структурные сдвиги, что вызывает кардинальные изменения для подготовки кадров высокой квалификации. Перспективная потребность в подготовке узкоспециализированных кадров в определенной мере сокращается по отношению к подготовке кадров широкого профиля, приобретающих и меняющих специализацию в рамках системы непрерывного образования. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности у студентов. Ее особая значимость состоит в том, что обучение направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование положительного отношения студентов к самой познавательной деятельности.

Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают у обучающихся определенные трудности при их использовании или при решении конкретных задач, что обусловлено формальным изучением теоретических положений и неумением их применять на практике. Интерес к обучению, инициативность в учебной работе, познавательная самостоятельность, напряжение умственных сил при решении задач обучения турецкому языку положительно влияют на активность студентов в учебе, создают соответствующие условия для развития у них учебно-познавательной деятельности. Специфика учебной деятельности студента обусловливается целью, соответствующими условиями и положительной мотивацией, которые имеют профессиональную направленность.

Понятие мотивации содержит совокупность факторов, механизмов, процессов, побуждающих к реальной или потенциальной конкретно направленной активности. Устойчивый научно -познавательный мотив способствует тому, что личность не испытывает потребности во внешних стимулах, уровень его самостоятельности достаточно высок. Общестроительные социальные и профессиональные мотивы важны. Оптимальным вариантом развития мотивации личности к непрерывному получения образования является достижение такого соответствия мотивов, которые способствует росту эффективности познавательной деятельности.

С точки зрения современного подхода к исследованию проблемы, познавательная активность выступает как условие формирования у студентов потребности в знаниях, овладении умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний. Объективные факторы, в свою очередь, обусловлены качеством организации учебного процесса. Создать условия, которые способствовали бы формированию у студентов познавательной активности - это путь, который обеспечит всестороннее развитие личности. Активизация преподавателем познавательной сферы студентов происходит на основе понимания основных свойств психики личности и использования специальных приемов управления его психической деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.