Научная статья на тему 'Некоторые особенности технологии модерации в формировании учебно-познавательной деятельности будущих специалистов'

Некоторые особенности технологии модерации в формировании учебно-познавательной деятельности будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
588
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АКТИВИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЯ МОДЕРАЦИИ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баходирова Гулноз Камаловна, Омарова Маржона Асилбековна

В статье рассматриваются инновационные образовательные технологии, направленные на активизацию учебно-познавательной деятельности будущих специалистов. Среди технологий выделяется технология модерации, способная заинтересовать обучающихся в образовательном процессе и их нацеленности на конечный результат, активизирующая коммуникативные, аналитические и рефлексивные способности, а также навыки работы в команде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баходирова Гулноз Камаловна, Омарова Маржона Асилбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности технологии модерации в формировании учебно-познавательной деятельности будущих специалистов»

2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М, 1982.

3. Белая Е.Н. Теория и практика межкультурной коммуникации: Учебное пособие / Е.Н. Белая. М.: ФОРУМ, 2011. 208 с.

4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам / Е.Н. Соловова. М.: Просвещение, 2002. 239 с.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

1 2 Баходирова Г.К. , Омарова М.А.

1Баходирова Гулноз Камаловна - преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков;

2Омарова Маржона Асилбековна - студент, медико-педагогический факультет, Ташкентская медицинская академия, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются инновационные образовательные технологии, направленные на активизацию учебно-познавательной деятельности будущих специалистов. Среди технологий выделяется технология модерации, способная заинтересовать обучающихся в образовательном процессе и их нацеленности на конечный результат, активизирующая коммуникативные, аналитические и рефлексивные способности, а также навыки работы в команде. Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, активизация технология модерации, учебно-познавательная деятельность.

Изменения, происходящие в социально-экономической сфере современного общества, обусловили новые требования, предъявляемые к педагогу-профессионалу. Это должен быть специалист, обладающий широким спектром общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, способный адекватно реагировать на новые профессиональные требования и условия труда. Именно такой специалист сможет качественно выполнять свои функциональные обязанности, отличаясь высокой социально-профессиональной мобильностью. Подготовить учителя-профессионала, готового жить и работать в быстро меняющемся социуме - это стратегическая задача, стоящая перед системой профессионального педагогического образования. Именно поэтому актуализируется сегодня переход к компетентностной парадигме образования. При компетентностном подходе приоритетной целью образования становится не обученность как таковая, а способность специалиста реализовать ее в конкретной практической ситуации [1].

С другой стороны, необходимо признать, что профессиональная подготовка будущего специалиста не может обеспечить приобретение всех необходимых в профессиональной педагогической деятельности компетенций и отвечать его индивидуальным потребностям. Современному специалисту предстоит работать в новых условиях разработку рабочих программ по учебным предметам и внеурочной деятельности младших школьников, качественное обновление системы отношений, складывающихся между всеми участниками образовательно-воспитательного процесса. В такой ситуации возникает необходимость совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка, решения задачи не только формирования определенной

системы личностных качеств, профессиональных компетенций будущего педагога, но и стимулирование их саморазвития.

Обучение специалиста, отвечающего современным требованиям, может обеспечить система среднего профессионального образования, основанная одновременно на выверенной специальной и фундаментальной подготовок. Необходимо сформировать у обучающихся потребность и готовность к непрерывному образованию и самообразованию, навыки и умения самостоятельно приобретать знания, включать новые знания, способы деятельности в систему уже усвоенных и применяемых на практике.

Новая образовательная парадигма заключается не в формальной передачи знаний будущему специалисту, а в формировании такой личности, которая соответствует требованиям профессионального стандарта; обладает высоким интеллектуальным потенциалом, навыками самостоятельного умственного труда и способностью креативно мыслить [2]. Большая роль в подготовке будущего учителя в соответствии с новыми требованиями принадлежит преподаванию общепрофессиональной дисциплины «Общая педагогика», направленная на формирования у будущего учителя общих и профессиональных компетенций, формирование коммуникативных умений и навыков, творческой самореализации личности студентов, креативного мышления.

Работая над данной проблемой, возникает необходимость сотрудничества с преподавателями психологии, частных методик и других смежных дисциплин. Тем самым обеспечивается интеграция знаний студентов. В целях решения проблемы активизации учебно-познавательной деятельности студентов широко применяю элементы таких технологий, как проблемного обучения, проектного обучения, игровые технологии, технологии модерации и интеракции.

Технология интерактивного обучения позволяет разрешить данную проблему и вывести современное образование на новый качественный уровень. Сущность данной технологии можно раскрыть через понятие «модерация» (moderare - от лат. приводить в равновесие, управлять, регулировать). Модерация, как образовательная технология, впервые была разработана в Германии в 70-е годы и в своей основе содержала психолого-педагогические аспекты, направленные на заинтересованное участие обучающихся в образовательном процессе и их нацеленности на конечный результат [3].

Немецкий ученый Ганс Фриц в 1975 г. ввел понятие интерактивной педагогики, основными принципами которой являются: диалогическое взаимодействие; работа в малых группах на основе кооперации; игровая деятельность; тренинговая организация обучения.

С 1980 г. В.В. Гузеев, В.А. Сластенин, В.М. Кларин и др. исследователи внедряют в практику школ активные методы обучения на основе диалоговых групповых форм познания. Существенный вклад в развитие технологии интерактивного обучения внесли и такие известные исследователи, как В.Н. Бурков, А.А. Вербицкий, А.М. Смолкин и др.

Сегодня модерация — это эффективная технология, позволяющая значительно повысить результативность образовательного процесса путем использования таких методов и форм организации познавательной деятельности, которые направлены на активизацию коммуникативных, аналитических и рефлексивных способностей, а также навыков работы в команде.

Процесс совместной работы педагога с обучающимися способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности. Субъект субъектные отношения формируют самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности человека.

Современный педагог должен быть не только компетентным в области преподаваемой дисциплины, но и выступать в роли наставника, консультанта,

170

старшего партнера, что позволяет принципиально изменить отношение к нему - из «контролирующего органа» педагог превращается в опытного товарища, авторитет которого неоспорим.

Технология модерации направлена на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в обсуждение темы, выполнение заданий, презентации результатов самостоятельной работы. И не просто вовлечь, а сделать их участие боле мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов. Модерация эффективно решает эту сложную задачу путем организации групповой работы. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах, малых группах, либо со всей аудиторией.

Для обеспечения эффективности образовательного процесса необходимо руководствоваться следующими принципами: структурированность (содержание урока рационально делится на четко определенные фазы (этапы, части)); систематичность (все части урока взаимосвязаны и логически следуют друг за другом, создавая полноценное содержание урока); комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы направлены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся); прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна педагогу, всем участникам ясно представлены ход образовательного процесса, промежуточные и итоговые результаты).

При подготовке будущего специалиста в области иностранного языка необходимо на занятиях по педагогике не только раскрывать теоретические аспекты данной технологии, но и развивать практическую направленность личности студента. На основе анализа теории и практики интерактивного обучения можно утверждать, что это новое, интересное, творческое и перспективное направление педагогики.

Внедрение интерактивных форм обучения - это одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном образовательном учреждении. Хотя новые взгляды на обучение не принимаются многими преподавателями, нельзя игнорировать активные методы обучения, так как они являются наиболее эффективным путем, способствующим обучению студентов. Они легче понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

В процессе обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на те методы, при которых слушатели идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение.

Учебный процесс организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, групповая и парная работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, образовательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Ведущий преподаватель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Поэтому интерактивное обучение призвано изначально использоваться в интенсивном обучении будущих специалистов.

Список литературы

1. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под редакцией Сластенина. М.: Академия, 2002. 576с.

2. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб.для студ.выс.и сред. учеб. заведений/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. Под редакцией С.А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 512 с.

3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателя. СПб.: КАРО, 2001. 368 с.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОГО ПОДХОДА. Каринова Ж.М.

Каринова Жанна Мурадымовна - учитель английского языка, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 10, муниципальное образование «Ахтубинский район», пос. Верхний Баскунчак, Астраханская область

Аннотация: четкий социальный заказ современного общества требует от школы и соответственно от учителя иностранного языка обеспечить деятельностный аспект образованности, построить обучение иностранному языку на компетентностной основе.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность.

Нет ничего более лёгкого, чем быть занятым.

И нет ничего более трудного, чем быть результативным.

Ален Макензи

Моя компетенция - это то, что я знаю, моя компетентность - это то, что я могу. Развивая свою профессиональную компетентность - мы развиваем свою творческую индивидуальность, формируем восприимчивость к педагогическим инновациям, адаптируемся в меняющейся педагогической среде. И от нашего профессионального уровня зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности учителя иностранных языков в современном образовательном учреждении:

1. работа в методических объединениях и творческих группах;

2. инновационная деятельность, освоение новых технологий;

3. активное участие в педагогических конкурсах, форумах, фестивалях;

4. использование информационных технологий;

5. и наконец, различные формы педагогической поддержки.

Но все это не будет эффективным, если каждый из нас сам не осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. А для этого необходимо создавать благоприятные условия и сильную мотивацию для педагогического роста. Процесс формирования профессиональной компетентности сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие, т. е. в самом образовательном учреждении, на мой взгляд, должна быть система стимулирования сотрудников, различные формы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.