Научная статья на тему 'Обзор трудов III Международной Интернет-конференции «Инновационные информационно-педагогические технологии в системе IT-образования - 2013»'

Обзор трудов III Международной Интернет-конференции «Инновационные информационно-педагогические технологии в системе IT-образования - 2013» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИТ-ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухомлин Владимир Александрович, Давлеткиреева Лилия Зайнитдиновна

В статье сделан аналитический обзор статей, принятых оргкомитетом III Международной Интернет-конференции «Инновационные информационно-педагогические технологии в системе ИТ-образования 2013». Актуальность инновационных информационно-педагогических технологий рассматривается посредством поддержки и стимулирования педагогического творчества вузовских преподавателей и школьных учителей, аккумулирования и пропаганды лучшей педагогической практики в условиях информатизации общества и системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухомлин Владимир Александрович, Давлеткиреева Лилия Зайнитдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор трудов III Международной Интернет-конференции «Инновационные информационно-педагогические технологии в системе IT-образования - 2013»»

Сухомлин В.А.1, Давлеткиреева Л.З.2

1 МГУ имени М.В.Ломоносова, заведующий лабораторией открытых информационных технологий факультета ВМК, профессор, д.т.н., sukhomlin@mail.ru 2 ФГБОУ «Магнитогорский государственный университет», заместитель декана по научной работе факультета информатики, к.п.н., доцент кафедры ИС, ldavletkireeva@masu-inform.ru

Обзор трудов III Международной Интернет-конференции «Инновационные информационно-педагогические технологии в системе IT-образования -

2013»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Информационно-педагогические технологии, образовательные технологии, ИТ-образование, Интернет-конференция.

АННОТАЦИЯ:

В статье сделан аналитический обзор статей, принятых оргкомитетом III Международной Интернет-конференции «Инновационные информационно-педагогические технологии в системе ИТ-образования - 2013». Актуальность инновационных информационно-педагогических технологий рассматривается посредством поддержки и стимулирования педагогического творчества вузовских преподавателей и школьных учителей, аккумулирования и пропаганды лучшей педагогической практики в условиях информатизации общества и системы образования.

Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими,

мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования.

Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.

Задачей технологии как науки является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий,

требующих меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения какого-либо результата.

Инновации (англ. Innovation — нововведение) — внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.

Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на живых людей, а степень формализации и алгоритмизации технологических образовательных операций вряд ли когда-либо будет сопоставима с промышленным производством. В связи с этим наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно—деятельностного подхода. Глубинные процессы, происходящие в системе образования и в нашей стране, и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и методологии образования как идеологии и методологии инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, позволяющих снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, — основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.

Учитывая переход к глобальному информативному обществу и становлению знаний, об адекватности образования социально-

экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не только и не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу - в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований. Как социальный институт, воспроизводящий интеллектуальный потенциал страны, образование должно обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциального работодателя.

Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Доказано, что уровень развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в производственную деятельность определяет успех любой фирмы. Основой информационно-коммуникационных технологий являются

информационно-телекоммуникационные системы, построенные на компьютерных средствах и представляющие собой информационные ресурсы и аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на расстояние.

Развитие — неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.

Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования. Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России. Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации.

Педагогическая инновация — это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п.

Соединение интенсивного и экстенсивного путей развития педагогических систем позволяет осуществлять так называемые «интегрированные инновации», которые строятся на стыке разноплановых, разноуровневых педагогических подсистем и их компонентов. Интегрированные инновации, как правило, не выглядят надуманными, чисто «внешними» мероприятиями, но являются осознанными преобразованиями, происходящими из глубинных потребностей и знания системы. Подкрепив «узкие» места новейшими технологиями, можно повысить общую эффективность педагогической системы.

Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:

1) разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;

2) обновление содержания образования;

3) изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;

4) совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;

5) улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;

6) проектирование новых моделей образовательного процесса;

7) обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровье сберегающих технологий обучения;

8) обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;

9) разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.

Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему

уровню относятся инновации, затрагивающие всю педагогическую систему.

Прогрессивные нововведения возникают на научной основе и способствуют продвижению практики вперед. В педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление — теория новаций и инновационных процессов. Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.

Компьютерные технологии обучения — это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является:

• средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;

• средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации;

• средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;

• универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;

• средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения;

• одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого.

Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором учащиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.

Одной из форм обмена опытом между образовательными учреждениями стала ежегодная международная Интернет-конференция «Инновационные информационно-педагогические технологии в системе ИТ-образования».

Цель конференции-конкурса - поддержка и стимулирование педагогического творчества вузовских преподавателей и школьных учителей, аккумулирование и пропаганда лучшей педагогической практики в условиях информатизации общества и системы образования.

Главной задачей проекта является создание постоянно действующей профессионально - ориентированной информационной технологии для формирования и развития общедоступной электронной библиотеки лучшей преподавательской практики и инновационных педагогических решений, использующих новые информационные технологии в образовании.

Регистрация участников конференции-конкурса и загрузка их работ в информационную базу материалов конференции осуществляется через сайт конференции, размещенный по адресу - http: //ip2013.it-edu.ru. Конкурсные работы принимались до 10 октября 2013 г.

Характерной особенностью данной конференции - конкурса является ориентированность на высокотехнологичные решения и упрощенный формат представления материала, не требующий доведение его до статейного уровня.

Тематические направления конференции: Секция 1. Теоретические и учебно-методические решения в непрерывном образовании (включая школьное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, дополнительное ИТ - образования, самообразование).

Секция 2. ИП - технологии в системе ИТ - образования (развитие профессиональных ИТ - компетенций).

Секция 3. ИП - технологии в предметных областях.

Рассмотрим более подробно работы секции 1, посвященной теоретическим и учебно-методическим решениям в непрерывном образовании. На секции представлено более 30 докладов, включая школьное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, дополнительное ИТ - образования, самообразование.

В докладах описываются автоматизированные системы, которые можно использовать на всех ступенях образования, начиная школьной ступенью и заканчивая самообразованием. Примеры докладов:_

Теоретические и учебно-методические решения в непрерывном образовании

1 Краев Андрей Владимирович Видеоурок по теме "Построение фазовых портретов в Simulink" Теоретический материал по нестандартной технологии построения фазовых портретов динамических систем в среде Matlab-Simulink был представлен студентам для заочного ознакомления в виде видеоурока

2 Бессонов Леонид Валентинович Медиалогия как форма междисциплинарной подготовки специалистов в сфере ИТ Работа посвящена обобщению опыта Саратовского государственного университета и университета Ольборга (Дания) в области междисциплинарной подготовки специалистов в сфере ИТ на примере образовательной программы "Медиалогия"

3 Михайлов Сергей Николаевич Технологии обучения естественной русской речи с использованием компьютерной коммуникативной среды В предлагаемом методическом пособии представлена модель построения учебных занятий по овладению учащимися естественной речью изучаемого языка в поликультурной среде

4 Ефремова Ирина Владимировна Открытая информационно-образовательная среда В статье показана важность создания и развития единого открытого образовательного пространства учреждения, которое содержит ресурсы и инструменты обеспечения оптимизации процессов обучения и воспитания

5 Нестеренко Екатерина Сергеевна Методические рекомендации по работе с программой Hot Potatoes В работе описаны основные инструменты и приемы работы с программой Hot Potatoes

6 Дымина Варвара Владимировна Конспект урока_Пакетные файлы Представлен конспект урока на тему «Пакетные файлы» по учебной дисциплине "Операционные системы и среды"

7 Клименко Елена Васильевна Образовательный сайт для дистанционного обучения магистров В проекте представлен цифровой образовательный ресурс -динамический сайт «Информационные технологии в профессиональной деятельности», расположенный в сети Интернет в свободном доступе

8 Филиппович Андрей Юрьевич Тематический научно-образовательный интернет-кластер в области компьютерной лингвистики, искусственного интеллекта и мультимедиа-технологий Для методической поддержки читаемых в вузе дисциплин и связанной с ними научно-исследовательской и проектной деятельности шесть лет назад была разработана и с тех пор постоянно совершенствуется оригинальная образовательная технология (методология) создания и ведения научно-образовательной среды в области компьютерной лингвистики, искусственного интеллекта и мультимедиа-технологий

9 Алешкина Ольга Владимировна Создание электронного учебного пособия по компьютерной графике на Visual Basic Данное электронное учебное пособие используется для обучении учеников 9-х классов факультативному курсу «Компьютерная графика»

10 Кречетников Константин Геннадьевич Методика использования информационно-педагогических технологий Рассматриваются особенности применения информационно-педагогических технологий в образовательной среде вуза: случаи, когда наиболее целесообразно или наоборот нежелательно использовать данные технологии, а также вопросы распределения функций между преподавателем и информационно-педагогическими технологиями

11 Абарихин Николай Павлович. Гавшин Виктор Васильевич. Буравлева Екатерина Владимировна Разработка учебно-методических пособий "Чертежи деталей машин и приборов", "Основы выполнения и чтения технических чертежей" Освоение теоретического материала и выполнение практических заданий, особенно по дисциплине «Инженерная графика», связано у многих студентов, при работе с чертежами сборочных единиц промышленных изделий, с трудностями в определении геометрии (формы) деталей.

12 Борискина Юлия Марковна Вопрос эффективности использования поисковых ресурсов Интернет в образовательной В статье систематизирована информация, касающаяся оптимального алгоритма эффективного поиска информации в сети Интернет. Проведен

практике сравнительный анализ различных поисковых систем, описана специфика и даны рекомендации в каком случае рациональней пользоваться тем или иным ресурсом

13 Бубенцева Наталья Александровна Опорный конспект по информатике для 5 класса Опорный конспект по информатике для 5 класса содержит теоретический материал и практические задания по основным темам информатике, изучаемым в 5 классе в МАОУ гимназия № 2 имени А.П. Чехова г. Таганрога

14 Грищенкова Галина Александровна Учет результатов выполнения самостоятельной работы Приведено описание уникальной конфигурации «Журнал учета самостоятельной работы», разработанной с целью автоматизации планирования самостоятельной работы по дисциплинам и учета результатов ее выполнения обучающимися

15 Сидоренко Оксана Сергеевна Основы обучения в современной информационно -образовательной среде Статья посвящена теоретическим вопросам и проблемам внедрения и освоения элементов медиадидактики как актуального направления в условиях современной информационно -образовательной среды учреждения

16 Ульченко Екатерина Николаевна Разработка интерактивных мультимедийных ресурсов при помощи социальных сервисов сети Интернет Рассматриваются социальные сервисы интернета, позволяющие создавать сетевой контент «с нуля». Приводятся аннотации сервисов создания презентаций, лент времени, постеров и карт знаний. подробно раскрываются способы использования основных сервисов указанных категорий

17 Курзаева Любовь Викторовна Базовый инструментарий разработки основных образовательных программ в парадигме компетентностного подхода (на примере информационных систем) В статье приводится анализ принципиальных отличий действующих федеральных государственных образовательных стандартов ВПО от стандартов первого и второго поколения, а также особенности разработки образовательных программ на основе данных стандартов. Представлен обзор требований международных образовательных стандартов к профилю информационные системы, рассмотрен такой инструмент

компетентностного подхода, как рамка квалификаций

18 Кузенкова Галина Владимировна Электронный учебный материал в виде презентации лекции для самостоятельной работы В работе рассматривается процесс создания презентаций лекций с применением программы MS PowerPoint и iSpring Pro

19 Блохин Константин Александрович Использование ментальных карт при проектировании современного образовательного курса Об использовании технологии "ментальные карты" в процессе преподавания учебных дисциплин и профессиональные программные средства для визуализации мышления

20 Моисеева Надежда Николаевна Разработка сайтов как решение профессиональной и социальной ориентации учащегося и студента Учебно-методическая разработка предназначена для обучения учащихся старших классов школ, студентов и включает в себя следующие разделы: основы разработки сайтов на HTML, расширенные возможности языка HTML, разработка скриптов на VBScript

21 Баранова Елена Константиновна Информационная безопасность Лабораторный практикум Информационная безопасность с CD включает 12 лабораторных работ посвященных изучению вопросов шифрования и эффективного кодирования информации

22 Грищенкова Галина Александровна Разработка и использование информационной системы «Электронное портфолио преподавателя» Приведено описание уникальной конфигурации «Электронное портфолио преподавателя», разработанной и используемой в ГОУ СПО ЮТМиИТ с целью автоматизации учета «достижений» преподавателя образовательного учреждения в учебных и неучебных видах деятельности

Секция 2 представляет собой ИП - технологии в системе ИТ -образования. Авторами представлено более 50 докладов, которые характеризуют развитие профессиональных ИТ - компетенций. Наиболее яркие примеры таких докладов:_

ИПТ в ИТ-образовании

1 Краев Андрей Владимирович Учебно- аттестационный комплекс «Электронный балл» Учебно-методическое пособие по использованию учебно-аттестационного комплекса на основе Интернет-технологий в образовательном процессе

2 Ахметшин Алексей Фаритович Оптимизация хранения УМК Приложение предназначено для организации хранения учебно-методических комплексов с целью сокращения временных затрат и

повышения качества преподавания

3 Селетков Илья Павлович Нечёткий алгоритм для многофакторной оценки рейтинга студента Рассматривается матричная реализация алгоритмов нечеткого вывода, позволяющая свести применение правил modus ponens к решению линейных алгебраических уравнений с обычными условиями существования решения

4 Лепихин Тимур Андреевич Использование мобильных роботов в учебном процессе В статье идет речь о применении современных мобильных роботов в качестве лабораторных устройств в учебном процессе

5 Журова Лариса Борисовна Проектирование АСУТП на базе SCADA - системы TRACE MODE в рамках курсового и дипломного проектирования В статье представлен анализ применения шахтног оборудования в реальном времени на базе Scada - системы Trace Mode

6 Фролов Александр Борисович Дистанционный электронный образовательный ресурс «Алгебраический процессор «НИУ «МЭИ» Обеспечивает удаленный доступ к алгебраическим библиотекам, в частности к алгебраической библиотеке MPEI AAL, при вычислениях в различных числовых, полиномиальных и эллиптических структурах по составляемым с подсказками алгебраического процессора программам или по готовым программам из лабораторного практикума

7 Кирдяшева Лия Шамильевна Электронное пособие по дисциплине «Информатика» для групп направлений бакалавриата Разработано электронное пособие по дисциплине «Информатика» для групп направлений бакалавриата, в связи с тем, что в ФГОС ВПО по многим направлениям бакалавриата содержатся схожие компетенции, связанные с информационными технологиями

8 Пономарева Юлия Сергеевна Разработка комплекта электронных учебных материалов к уроку на базе вики-портала сообщества учащихся и учителей Рассмотрены вопросы разработки комплекта электронных учебных материалов на базе вики-портала сообщества учащихся и учителей. Каждый раздел издания посвящен конкретному виду учебных материалов, содержит вводную информацию, постановку задания, пояснительный материал, рекомендации по проведению занятий и дополнительные вопросы

9 Сергеев Алексей Николаевич Построение Windows-сетей: презентации для курса лекций В работе предлагается набор презентаций для курса лекций по дисциплине "Построение Windows-сетей" (подготовка будущих учителей информатики)

10 Бакулева Марина Разработка и Описывается успешная практика

Алексеевна внедрение открытого программного обеспечения для создания электронных образовательных ресурсов одновременного использования разработанной компьютерной учебной программы и свободно распространяемого средства видеозаписи экрана, позволяющая оптимизировать (распараллеливать) деятельности преподавателя

11 Губина Татьяна Николаевна Пакет офисных приложений LibreOffice: задания для самостоятельной работы Предлагается учебно-методическое пособие для организации самостоятельной работы студентов при изучении свободно распространяемого офисного пакета LibreOffice (OpenOffice.org)

12 Якупова Марина Мансуровна Перспективы использования компьютерного моделирования и спутниковых Интернет технологий в общеобразовательн ом процессе Основу спутниковых интернет-технологий составляет спутниковая интернет-платформа. Главной целью внедрения СИП является удовлетворение образовательных потребностей учащихся. Достижение поставленной цели осуществляется на основе передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий

13 Торгашин Геннадий Владимирович Набор заданий для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Операционные системы и среды» В работе представлен комплект заданий для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Операционные системы» для специальности «Компьютерные системы и комплексы»

Секция 3 представляет ИП - технологии в предметных областях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторами представлено более 100 докладов. Примеры докладов:

ИПТ в предметных областях

1 Краев Андрей Владимирович Матлаб для студентов Электронное учебно-методическое пособие по курсу "Современные компьютерные технологии в теории управления и оптимизации"

2 Бабаев Александр Александрович Опыт участия в конкурсе мегагрантов СПБГУ Рассматривается система организации конкурса заявок на создание научно-исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых. В качестве примера оформления заявки на мегагрант взята заявка от коллектива кафедры информационных систем в экономике экономического факультета СПбГУ

3 Андрющенко Марина Вячеславовна Электронная поддержка темы «Уравнения гиперболического типа» Электронная поддержка темы «Уравнения гиперболического типа» поможет студенту ознакомиться с основными понятиями, освоить методы и способы решения уравнений

указанного типа.

4 Журова Лариса Борисовна Разработка виртуальной модели микропроцессорной системы мониторинга и управления техническими системами Микропроцессорная система мониторинга технологических параметров и управления работой отдельных узлов проходческого комбайна "Ковчег" разработана на базе микроконтроллеров семейства AVR, программирование которых выполнено на языке Си, отладка программ осуществлена в режиме эмуляции в среде Flow Code. Разработка виртуальных моделей и отладка аппаратно-программного комплекса выполнена в среде Proteus VSM

5 Шаромов Юрий Юрьевич Интерактивный многоуровневый тест по физике на языке программирования С#, 10 класс Интерактивный многоуровневый тест по физике на языке программирования C# для 10 класса, который позволяет проверять знания учащихся и хранить результаты тестирования в электронном виде

6 Новожилов Василий Павлович Методический комплекс для дистанционного обучения физике в старших классах общеобразовательно й средней школы Комплекс включает в себя компьютерные программы «Конструктор обучающих диалоговых систем «LEBI» и интерактивный электронный учебник-задачник «Физика в диалоге с компьютером «PhysCoD»

8 Ченцова Елена Викторовна Презентация к лекции по дисциплине «Введение в электрохимическую технологию» по теме «История развития науки «Электрохимия» для студентов 1 курса Лекционный материал предназначен для учащихся 1 курса (1 семестр), направлен на получение учащимися знаний об изучаемом направлении подготовки в ВУЗе, значимости будущей профессии в научном и прикладном отношении

9 Кречетников Константин Геннадьевич Постановка учебных целей при разработке информационно-педагогических технологий Рассматриваются вопросы целеобразования при разработке информационно-педагогических технологий

10 Кречетников Константин Геннадьевич Проектирование образовательных ресурсов для информационно- педагогических технологий Рассматриваются основные принципы, пути, отправные моменты формирования содержания образования в условиях широкого использования информационно-педагогических технологий. Акцент сделан на обеспечение наполнения образовательной среды,

способствующего самодетерминации, самоактуализации и саморазвитию обучающихся

11 Нарышкин ДГ Интерактивный сетевой справочник физико-химических величин Методы равновесной термодинамики используются для исследования свойств термодинамических систем и моделирования физико-химических процессов.

12 Андрющенко Марина Вячеславовна Электронная поддержка темы «Уравнения гиперболического типа» Тема «Уравнения гиперболического типа» рассматривается при изучении дисциплины «Уравнения математической физики».

13 Буркова Елена Александровна Методическая разработка занятия по дисциплине «Инженерная графика». Тема занятия «Моделирование тел вращения в Компас-3D» Рассматривается, возможность использования системы САПР, а именно программы КОМПАС - 3D, для моделирования тел вращения. Рассказывается о преимуществах трехмерного моделирования и о различных способах построения валов.

14 Сидоренко Оксана Сергеевна Урок - сотворчество "Кодирование графики в компьютере" План-конспект урока - победителя на краевом конкурсе педагогического мастерства среди студентов педагогических колледжей

15 Тихонова Лилия Михайловна Международная интернет-олимпиада по латинскому языку и основам медицинской терминологии Представлен анализ работы Всероссийской учебно-научно-методической конференции заведующих кафедрами и курсами латинского языка и основ терминологии медицинских и фармацевтических вузов

16 Фролова Наталья Хайдаровна Особенности тестирования в системе LMS Презентация посвящена краткому описанию возможностей образовательной среды LMS E FRONT, краткой характеристике тест мастера, особенностям применения тестирования в процессе обучения иностранным языкам в вузе

17 Ширинская Любовь Анатольевна Интерактивные, информационно- коммуникационные технологии в преподавании географии Современные интерактивные, информационно коммуникативные технологии все более активно вторгаются в процесс обучения как детей и подростков, так и взрослых

18 Вольхин Константин Анатольевич Резьбовые соединения деталей Электронное учебное пособие предназначено для самостоятельного изучения темы "Резьбовое соединение деталей" общепрофессиональной дисциплины "Инженерная графика"

студентами направлений 270800.62 "Строительство", 270100.62 'Архитектура" и 221700.62 "Стандартизация и метрология"

19 Михайлова Валентина Михайловна Разработка урока по алгебре (7 класс) в спортивном классе на тему "Действия с многочленами. решение задач с практической направленностью" Данная разработка урока будет полезна для учителей математики, работающих в спортивных классах. В ходе урока учащиеся закрепляют правила раскрытия скобок, приведения подобных слагаемых, сложения и вычитания многочленов, умножения многочленов, умения применять формулы при решении задач, а так же вычислительные навыки, отрабатывают алгоритм решения задач с помощью уравнений

20 Виноградова Людмила Сергеевна Цифровой образовательный ресурс «Беспроводные технологии передачи данных» В настоящее время появилась потребность расширить знания учащихся по такому направлению в курсе информатики, как беспроводные технологии передачи информации

21 Алферьева Мария Константиновна План-конспект урока информатики в 7 классе на тему «Персональный компьютер как система» Урок с использованием социальных сервисов Web2.0

Кроме того были представлены статьи секции 9 — «Инновационные информационные педагогические технологии» VIII Международной научно-практической конференции «Современные информационные технологии и ИТ-образование». Авторами было представлено более 40 научных статей.

Основным критерием будут выступать схожие цели и направления статей:

• методика использования информационно-педагогических технологий;

• инновационные составляющие в педагогической деятельности

преподавателя;

• разработки электронных образовательных ресурсов;

• анализ педагогической деятельности._

Инновационные составляющие в педагогической деятельности преподавателя

1 Бабаев А. А. Санкт-Петербургский государственный университет Инновацио нные составляющие в педагогической деятельности Рассматривается опыт работы кафедры информационных систем в экономике, которая является выпускающей по специальности «Прикладная

преподавателя информатика в экономике» (ПИЭ) и обеспечивающей по всем другим специальностям факультета

2 Бобонова Е.Н. Воронежский государственный педагогический университет Инновационно- педагогические технологии преподавания математики в педагогическом вузе Статья посвящена инновационным образовательным задачам педагогического вуза, анализу целесообразности использования ИКТ в учебном процессе, дидактическим возможностям компьютера, эффективности обучения математике с применением компьютерной техники, роли электронных учебников

3 Борискина Ю.М. Московский Институт Открытого Образования Ментальные карты как современная информационно- педагогическая технология в системе образования Развитие цифровых ресурсов оказывает значительное влияние как на систему образования, так и на педагогические технологии, преобразуя и видоизменяя формы, методы и традиционные методики обучения по всем предметам

Разработки электронных образовательных ресурсов

4 Булгаков И.Е., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1360 г. Москвы Соснина Л.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Чекменёвская ООШ» Разработка электронных образовательных ресурсов и их применение на уроках литературы Авторами статьи создано более 100 инсталляций под общим названием «Видеоантология русской поэзии», разрабатываются и другие формы

Анализ педагогической деятельности

5 Чиркова Л.Н. ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический ) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Проектирование модели развития ИКТ-компетентности педагогов В статье рассматривается проблема формирования и развития ИКТ-компетентности сотрудников общеобразовательных учреждений с тесной связи с аттестацией педагогов

6 Фатеева К.С. ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Организация образовательного процесса обучения людей пенсионного возраста информационным технологиям В данной статье представлен опыт организации процесса обучения пожилых людей информационным технологиям

7 Галимов И.А. ГУП Центр ИКТ РБ Проблемы дистанционного Статья посвящена актуальным проблемам подготовки

Уразаева Л.Ю. Нижневартовский государственный университет Уразаева Н.Ю. Уфимский институт (филиал) Российского государственного торгово- экономического университета тьюторства как вида деятельности на рынке труда преподавателей к тьюторской деятельности в свете потребностей рынка труда. Определяются основные требования к менеджменту тьюторской деятельности с использованием ИКТ

8 Головачев Г.М. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения Смирнов А.О. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения Анализ результатов контрольных работ и тренировочных заданий, выполненных в системе MOODLE Приводятся количественные и качественные данные, характеризующие работу студентов в системе Moodle. Показано, что проведение контрольных работ и организация обучения в интерактивной форме могут рассматриваться как средство решения методических задач, возникающих при обучении студентов высшей математике.

Методика использования информационно-педагогических технологий

9 Худякова А.В. Пермский государственный гуманитарно- педагогический университет (ПГГПУ) Цифровые лаборатории как средство реализации требований нового ФГОС в основной школе В современном школьном образовании при переходе на новый ФГОС большое внимание уделяется системно-деятельностному подходу к обучению

10 Ишакова Е.Н. Оренбургский государственный университет Сорокина Н.Н. Оренбургский государственный университет Интеллектуальное управление рисками ИТ-образования В статье предложена методика интеллектуального управления рисками ИТ-образования на основе сетей Кохонена. Представлена ментальная карта рисков ИТ-образования и алгоритм программной реализации сети Кохонена

11 Корчажкина О.М. НИИ столичного образования МГПУ Концепция оценки метапредметных образовательных результатов методами нечёткого моделирования В рамках компетентностного похода рассматривается понятие метапредметные компетенции как лингвистическая неопределённость

12 Кречетников К.Г. Дальневосточный федеральный университет Проектирование образовательных ресурсов для информационно- Рассматриваются основные принципы, пути, отправные моменты формирования содержания образования в

педагогических технологий условиях широкого использования информационно-педагогических технологий

13 Кречетников К.Г. Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) Методика использования информационно- педагогических технологий Рассматриваются особенности применения информационно-педагогических технологий в образовательной среде вуза: случаи, когда наиболее целесообразно или наоборот нежелательно использовать данные технологии, а также вопросы распределения функций между преподавателем и информационно-педагогическими технологиями.

14 Кречетников К.Г Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) Постановка учебных целей при разработке информационно- педагогических технологий Качество информационно-педагогических технологий зависит от степени обоснованности при их проектировании трёх основных узлов: цели обучения; содержания обучения; принципов организации учебного процесса. Учебные цели являются исходным, системообразующим пунктом проектирования информационно-педагогических технологий

15 Новожилов В.П. АНО «Региональный научно-технологический парк «Удмуртия» Жданова Л.И. Ижевский государственный технический университет Галлямов С.Р. АНО «Региональный научно-технологический парк «Удмуртия» Методический комплекс для дистанционного обучения физике в старших классах общеобразователь ной средней школы Комплекс включает в себя компьютерные программы «Конструктор обучающих диалоговых систем <^ЕВ1» и интерактивный электронный учебник-задачник «Физика в диалоге с компьютером «PhysCoD». Конструктор предназначен для создания текстов урока и сценария урока

16 Нурбекова Ж.К. Абильдинова Г.М. Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева Контроль знаний обучающихся на основе экспертных систем В данной статье рассматривается использование экспертных систем в образовании. Экспертные системы предназначены для проведения контроля знаний обучающихся, как один из эффективных средств повышения качества образования в целом

17 Ширинская Л.А. учитель географии Лицея №1 Интерактивные, информационно- коммуникационны Сегодня новый образовательный стандарт нового поколения ставит перед каждым учителем, какой бы

города Киселевска Кемеровской области е технологии в преподавании географии предмет он ни преподавал, задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности

18 Софронова Н.В. ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева Педагогические процессы как слабоструктуриро ванные системы: возможности анализа и управления Процессы в области образования относятся к классу слабоформализованных, слабоструктурированных задач с расплывчатыми ограничениями, неполными и нечеткими данными, сильно зависящими от изменений внешней среды и субъективных предпочтений лица, принимающего решение

19 Власов Д.А. Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова Технологии WolframAlpha при изучении количественных методов студентами бакалавриата: опыт МГГУ им. М.А.Шолохова Цель данной статьи -представление основных результатов исследования дидактических возможностей новых технологий WolframAlpha при изучении количественных методов студентами бакалавриата

20 Ярошевич О.В. НОЧУ СОШ «Премьерский лицей» Использова ние технологии Microsoft Mouse Mischief для PowerPoint в урочной деятельности для повышения мотивации учащихся Компания Microsoft предлагает различные ресурсы для изучения технологий в образовательной области. С инструментами Microsoft проводить уроки интереснее и эффективнее, а учителя и ученики могут установить эти инструменты на домашние компьютеры бесплатно

21 Жилинская Т.С, Белорусский государственный университет культуры и искусств Методические аспекты формирования знаний и умений социальной коммуникации в электронной медиасреде при обучении ИТ: на примере специальности «Культурология» Обоснован подход к обучению студентов гуманитарных специальностей применению информационных технологий, который предусматривает расширение и обновление содержания обучения за счет знаний и умений практических видов деятельности, характерных для конкретной гуманитарной специальности в условиях информационного общества и осуществляющихся на базе информационно-коммуникационных технологий

22 Бабенко В. В. К вопросу об В статье обсуждаются вопросы

Сыктывкарский государственный университет управлении качеством подготовки специалистов в системе высшего профессиональног о образования построения системы оперативного управления качеством при подготовке специалистов в вузе

23 Майер Р. В. Глазовский государственный педагогический институт Изучение метода больших частиц в вузе Курс "Компьютерное моделирование" предполагает изучение основных методов моделирования физических систем. Это относится и к методу больших частиц, который является развитием метода молекулярной динамики

24 Мамараджабов М.Э. Туракулова А.И. Ташкентский государственный педагогический университет Создание Е-портфолио педагога в конструкторе «Е-publish» В настоящее время в образовании Республики Узбекистан идет процесс перехода к стандартам нового поколения, при этом определяется роль информатизации

25 Мартемьянов В.В. учитель географии высшей категории МБОУ «СОШ № 134» «Некоторые возможности Macromedia Flash в компьютерном моделировании на уроках географии в школе» В статье предложены требования к компьютерным программам в школьном моделировании, рассмотрены некоторые возможности Macromedia Flash на уроках географии в средней школе. Такие проблемно - деятельностные уроки наилучшим образом соответствуют новым требованиям Федерального Стандарта в образовании

26 Марценюк М.А. Поляков В.Б. Селетков И.П. Пермский государственный национальный исследовательский университет Нечёткий алгоритм многофакторной оценки рейтинга студента Рассматривается матричная реализация алгоритмов нечеткого вывода, позволяющая свести применение правил modus ponens к решению линейных алгебраических уравнений с обычными условиями существования решения

27 Нарышкин Д. Г. ФГБОУ ВПО Национальный исследовательский университет «МЭИ» Прогнозирование свойств физико-химических систем как элемент подготовки инженера-исследователя В статье рассмотрены образовательные возможности современных информационных технологий поиска данных и средств компьютерной математики при формировании навыков исследовательской деятельности на примере прогнозировании неизвестных свойств веществ и

систем при изучении курса "Физическая химия"

28 Тельной В.И. Рычкова А.В. Куткина Н.А. Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого О применении современных информационных технологий При проведении занятий по компьютерной графике Рассматриваются особенности преподавания раздела компьютерная инженерная графика дисциплины инженерная графика с использованием графического редактора «КОМПАС-3D» для формирования профессиональных качеств будущих военных специалистов

29 Кузнецов А.В. ООО "АГРОНЭТ" (agronetinfo.ru) Генеральный директор, zzuppo@gmail.com «Система агрономического интернет- консультирования агронэт как решение проблемы сельского ИТ- образования». Статья посвящена решению проблемы внедрения ИТ-технологий в сельское хозяйство на всей территории РФ.

30 Майер Р.В. Глазовский государственный педагогический институт, профессор кафедры физики и дидактики физики, гаЬеЛ maier@mail.ru Изучение метода больших частиц в вузе Курс "Компьютерное моделирование" предполагает изучение основных методов моделирования физических систем. Это относится и к методу больших частиц, который является развитием метода молекулярной динамики. Он состоит в замене тела совокупностью крупных шарообразных частиц, взаимодействующих и движущихся в соответствии с законами классической механики.

31 Мамараджабов М.Э. Туракулова А.И. Ташкентский государственный педагогический университет, Республика Узбекистан Создание Е-портфолио педагога в конструкторе «Е-риЬШЬ> В настоящее время в образовании Республики Узбекистан идет процесс перехода к стандартам нового поколения, при этом определяется роль информатизации.

32 Бакулева М.А. к.т.н., зав. каф. Информационных технологий Рязанского филиала Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Современные информационные технологии в интерактивных лекциях по теории графов В докладе рассматривается успешная практика внедрения в учебный процесс современных программных и аппаратных средств для увеличения степени интерактивности лекционных занятий.

marina.bakuleva@gmail.co m Бакулев А.В. к.т.н., доцент каф. САПР ВС Рязанского государственного радиотехнического университета(РГРТУ) alex.bakulev@ gmail. com

33 Мартемьянов В.В. МБОУ «СОШ № 134» г. Пермь, учитель географии высшей категории, wstalkerl @vandex.ru «Некоторые возможности Macromedia Flash в компьютерном моделировании на уроках географии в школе» В статье предложены требования к компьютерным программам в школьном моделировании, рассмотрены некоторые возможности Macromedia Flash (на примерах авторских программ) на уроках географии в средней школе. Такие проблемно - деятельностные уроки наилучшим образом соответствуют новым требованиям Федерального Стандарта в образовании.

34 Марценюк М.А. Поляков В.Б. Селетков И.П. Пермский государственный национальный исследовательский университет, mrcn@psu.ru polvakov@mpm.ru iseletkov@gmail.com Нечёткий алгоритм многофакторной оценки рейтинга студента Рассматривается матричная реализация алгоритмов нечеткого вывода, позволяющая свести применение правил modus ponens к решению линейных алгебраических уравнений с обычными условиями существования решения. Приводится сравнение реализаций классического и предлагаемого подходов на микропроцессорной системе.

35 Момотов А.М. учебный центр «Интеграл класс», г. Волгоград, руководитель, mmtv68@live.ru Момотова Г.В. учебный центр «Интеграл класс», г. Волгоград, коммерческий директор, преподаватель информатики, МОУ СОШ №85 Дзержинского района г. Волгограда, учитель математики и информатики, momotova gala@mail.ru Простые и эффективные решения. Облачное хранилище данных как важный элемент индивидуальной информационной среды педагога. Одним из противоречий информатизации современного Российского образования является то, что компетенция участников образовательного процесса, будь то учитель, ученик или руководитель, не всегда соответствует уровню сложности информационной системы образовательного учреждения.

36 Нарышкин Д. Г. ФГБОУ ВПО Национальный исследовательский университет «МЭИ», доцент, NaryshkinDG@mpei.ru Прогнозирование свойств физико-химических систем как элемент подготовки инженера-исследователя В статье рассмотрены образовательные возможности современных информационных технологий поиска данных и средств компьютерной математики при формировании навыков исследовательской деятельности на примере прогнозировании неизвестных свойств веществ и систем при изучении курса "Физическая химия" -фундаментальной естественнонаучной дисциплины классического химического и инженерно-технического образования.

37 Никитина Ю.И. г. Казань Инновационные технологии формирования политехнической компетентности врача в процессе изучения интегрированной дисциплины «физика, математика» В статье рассматриваются инновационные технологии формирования политехнической компетентности врача и алгоритм проектирования содержания дисциплины «физика, математика», как средства ее формирования.

38 Тельной В.И. Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (ВА РВСН им. П. Великого), доцент кафедры, tvi 007@mail.ru Рычкова А.В. Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (ВА РВСН им. П. Великого), доцент кафедры, angel rvch@mail.ru О применении современных информационных технологий При проведении занятий по компьютерной графике Рассматриваются особенности преподавания раздела компьютерная инженерная графика дисциплины инженерная графика с использованием графического редактора «КОМПАС-3D» для формирования профессиональных качеств будущих военных специалистов и их готовности к самостоятельной работе по выполнению и оформлению конструкторских документов.

Куткина Н.А. Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (ВА РВСН им. П.

Великого), старший преподаватель кафедры, Kutkina.nina@mail.ru

39 Цветкова А.Л. Методический центр Северо-Западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы Создание электронной библиотеки школы как условие современного информационного обеспечения образовательного процесса Электронная библиотека школы, являясь необходимой составляющей информационно-образовательной среды, позволит организовать качественное информационное обеспечение образовательного процесса

Таким образом, анализ многочисленных статей, представленных на сайте конференции показал, что на современном этапе во многих учебных заведениях разрабатываются и используются как отдельные программные продукты учебного назначения, так и автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам.

С появлением компьютерных систем в сфере образования открылись новые возможности. Прежде всего, это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание.

Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа. Современное обучение уже трудно представить без этих технологий, которые позволяют расширить области применения компьютеров в учебном процессе.

Автоматизированные обучающие системы, построенные на основе гипертекстовой технологии, обеспечивают обучаемость не только благодаря наглядности представляемой информации. Использование динамического, т. е. изменяющегося, гипертекста позволяет провести диагностику обучаемого, а затем автоматически выбрать один из возможных уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающие системы представляют информацию так, что и сам обучаемый, следуя графическим или текстовым ссылкам, может использовать различные схемы работы с материалом.

Применение компьютерных технологий в системе образования способствует реализации множества педагогических целей: развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности; реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества; интенсификация образовательного процесса в профессиональной школе.

Статья публикуется при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научного исследования по теме: «Разработка и апробация модели подготовки научно-педагогических кадров к обеспечению информационной безопасности в ИКТ-насыщенной среде», № 11-06-01006а.

Литература

1. Алексеева Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2010. - № 3. - с. 78.

2. Бычков А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2009. - № 6. - с. 83.

3. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2012. - № 3. - с. 79.

4. Кваша В.П. управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. М., 2011. - 345с.

5. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2010. - 289с.

6. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2012. - 456 с.

7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.