Научная статья на тему 'Использование психодиагностики в процессе интеллектуально-развивающего обучения'

Использование психодиагностики в процессе интеллектуально-развивающего обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОДИАГНОСТИКА / РАЗВИВАЮЩАЯ СИТУАЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА / САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PSYCHO DIAGNOSIS / DEVELOPING SITUATION / INTELLECTUAL SPHERE / SELF DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарук Н. П., Сагдеева Г. С.

В статье рассматривается психодиагностика как один из методов психологического обеспечения интеллектуально-развивающего обучения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарук Н. П., Сагдеева Г. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article examining the psycho diagnosis. It is one of the methods of the psychological securing of the intellectual evolving education.

Текст научной работы на тему «Использование психодиагностики в процессе интеллектуально-развивающего обучения»

Н. П. Гончарук, Г. С. Сагдеева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Ключевые слова: психодиагностика, развивающая ситуация, интеллектуальная сфера,

саморазвитие личности.

В статье рассматривается психодиагностика как один из методов психологического обеспечения интеллектуально-развивающего обучения.

Keywords: Psycho diagnosis, developing situation, intellectual sphere, self development of the

personality.

In the article examining the psycho diagnosis. It is one of the methods of the psychological securing of the intellectual evolving education.

Тенденция гуманизации высшего образования соотносится с поиском психологопедагогических условий перехода от жестко регламентированных способов организации учебного процесса к развивающим, стимулирующим и активизирующим. Однако традиционная система подготовки специалистов недостаточно отражает познавательные потребности студентов в самообразовании, саморазвитии и самопознании. Усредненный подход к личности, невостребованность творческой индивидуальности и интеллектуальной активности могут привести к деинтеллектуализации общества, падению престижа высокообразованности. Будущий специалист высшей квалификации должен овладеть общей культурой умственного труда, высоким уровнем интеллектуальной компетентности, которые обеспечат ему возможность принятия эффективных решений в различных областях профессиональной деятельности. Высшее образование, наряду с познавательной функцией, состоящей в передаче системы научных знаний, а также методов научного познания, должно реализовывать психологическую функцию, состоящую в создании условий для формирования внутреннего мира личности студента с учетом уникальности и самобытности психологических возможностей каждого студента.

Необходимость формирования «рефлексирующей личности» студента требует перехода от информационно-пассивной к рефлексивно-деятельностной парадигме обучения. Это означает, что целью обучения в вузе является не просто усвоение вузовских дисциплин, но, прежде всего, развитие у студентов способности к самопознанию, самообразованию, саморазвитию, рефлексии; расширение и усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности средствами этих учебных предметов. Сущностной чертой этого процесса является организация в процессе обучения широкого спектра развивающих ситуаций, стимулирующих процессы самопознания и саморазвития.

Становится все более очевидным, что дальнейшее повышение качества обучения в вузе возможно только при более действенном применении достижений психологической науки. Специалисты в области профессионального образования единодушны в признании важности и значимости концептуальных положений психологической науки для разработки инновационных образовательных подходов. Результаты психологических исследований должны закладывать фундаментальные основы педагогики, использоваться в практической деятельности педагогов. Однако современные достижения психологии все еще находят весьма ограниченное применение, как в практике высших учебных заведений,

так и в проектировании содержания образования, конструировании технологий обучения и воспитания. Существуют определенные проблемы в разработке текущего психологического сопровождения и психологической поддержки развития личности студента в реальном учебном процессе. Это обусловлено многими причинами, главная из которых состоит в недостаточно высоком уровне психологической культуры участников образовательного процесса. Без усвоения определенной системы психологических понятий студенту трудно разобраться в своих поступках, эмоциях, осознать свои индивидуальнотипологические особенности.

Результаты психологических исследований показывают, что у ряда студентов крайне узкий спектр вербализуемого уровня внутриличностного познания. Следовательно, необходимо уделять большое внимание разработке содержательных и процессуальных компонентов психологического сопровождения учебного процесса, реализующего следующие функции: развивающую, стимулирующую, диагностическую, коррекционную.

Психологическая поддержка развития личности студента в образовательном процессе включает следующие элементы: цели, функции, задачи, методы, средства, формы реализации, принципы, этапы деятельности, а также прогнозируемые результаты. Осуществление психолого-педагогической поддержки обеспечивает: формирование у студентов активной позиции в решении задач личностного и интеллектуального саморазвития; преемственность и взаимообусловленность личностного и интеллектуального развития студентов на последовательных этапах непрерывного образования; создание условий для реализации способностей студентов к самопознанию, самоисследованию, самоуправлению, самореализации; направленность на личностную модель педагогического взаимодействия в образовательном процессе, на формирование творческого взаимодействия преподавателей и студентов.

Деятельность преподавателя по организации психолого-педагогической поддержки развития личности студентов должна содержать следующие этапы:

• Диагностический этап, цель которого состоит в изучении основных субъективных показателей личностно и интеллектуальной сферы студентов.

• Аналитический этап, который заключается в выявлении причин возникновения познавательных и личностных проблем у студентов, а также в стимулировании у них желания и потребности в глубоком анализе, исследовании своих затруднений и их причин.

• Организационный этап, состоящий в установлении доверительных отношений со студентами, в совместном выявлении проблем, способов их решения и оценивании значимости решения этих проблем для дальнейшей познавательной деятельности.

• Проектировочный этап, который заключается в разработке развивающих ситуаций, направленных на стимулирование самостоятельности студентов в преодолении личностных и познавательных барьеров и затруднений.

• Деятельностный этап, состоящий в оказании помощи студентам в процессе самореализации в учебной деятельности.

• Рефлексивный этап, который состоит в обсуждении предыдущих этапов деятельности, осмыслении полученного опыта, как условия самопознания себя с позиции субъекта, реализующего потребность в самопреобразованиях.

Отождествляя интеллект с особенностями организации индивидуального ментального (умственного) опыта, обеспечивающего возможности продуктивного восприятия, понимания и объяснения происходящего (М.А.Холодная), можно заключить, что суть интеллектуально-развивающего обучения состоит в формировании культуры

внутренних процессов, протекающих в структуре ментального опыта личности. Поэтому при проектировании системы интеллектуально-развивающего обучения необходимо учитывать глубинные психологические механизмы и закономерности интеллектуального развития личности, связанные с процессами, идущими в пространстве индивидуального ментального опыта [1].

Интеллектуально-развивающее обучение является одним из перспективных направлений в период перехода от традиционного обучения к инновационному. Сущность данного обучения заключается в ориентации образовательного процесса на обогащение интеллектуальной сферы студентов, развитие их самообразовательной компетентности. Интеллектуальная сфера, как считает О.С.Гребенюк, - это область психики,

характеризующаяся видами мышления (познавательное, творческое, теоретическое, эмпирическое, дивергентное, конвергентное и др.); стилем мышления (аналитический склад ума, образное мышление, наглядно-образное); качествами ума (сообразительность, гибкость, самостоятельность, критичность, способность действовать в уме и др.); познавательными процессами (восприятие, внимание, воображение, память);

мыслительными операциями; познавательными умениями (умение поставить вопрос, вычленить и формулировать проблему, выдвинуть гипотезу и доказать ее, сделать выводы, применить знания); внепредметными знаниями и умениями; умениями учиться (планировать, ставить цели, читать и писать в должном темпе, конспектировать и пр.); целостной системой общеобразовательных и специальных знаний [2].

Оценочная система интеллектуально-развивающего обучения должна

реализовывать несколько целей. Прежде всего, она должна предоставлять информацию преподавателю о разных аспектах учебно-познавательной деятельности студента, об уровнях развития его интеллектуальных умений. Она должна также являться средством обогащения рефлексии студента и формирования способности действовать в соответствии с собственными внутренними установками, адекватно и полно осознавая их. Такая диагностическая система становится основой активизации и направления поиска индивидуального вектора самореализации и саморазвития студента.

Следовательно, важным компонентом интеллектуально-развивающего обучения является своевременная диагностика интеллектуальной сферы, в которой делается акцент на изучении проблем и трудностей учебно-познавательной деятельности студентов, исследовании динамики их интеллектуальных достижений, создании психолого-педагогических условий для самопознания.

Психодиагностика, как область психологической науки и практики, направлена на распознавание индивидуальных психологических особенностей и различий людей, социальных групп. Развивающий характер психодиагностики заключается в том, что в процессе интерпретации результатов диагностики индивидуально-психологических характеристик и сообщения их студентам происходит актуализация имеющихся у них психологических знаний, а также расширяется их психологическая компетентность [3].

Объяснение сущности диагностируемых характеристик приобретает особую личностную значимость, так как в этом случае психологические знания не только усваиваются, но и присваиваются, происходит формирование аутокомпетентности, которая становится фактором самореализации психологического потенциала личности, стимулятором личностного и интеллектуального развития.

Основу психодиагностической развивающей ситуации составляет система отношений педагога-психолога и студента. В рамках диалогового подхода педагог-психолог вступает в доверительный контакт со студентами. Развивающая ситуация

включает следующие основные компоненты: создание внутренней мотивации

саморазвития и самосовершенствования в ходе разъяснения диагностируемых показателей личности; ориентация результатов диагностики на обогащение представлений студентов о своих личностных и интеллектуальных качествах; направленность диагностики на формирование аутокомпетентности (образ - Я); активное участие студентов в проектировании и обсуждении профессионально - психологического профиля личности, обработке полученных данных и их интерпретация; использование при проведении личностно-развивающей диагностики различных диалогических методов (беседа, тренинги, психологическое консультирование); интерпретация индивидуальных данных осуществляется в щадящем режиме; направленность психодиагностики на комплексную оценку личности.

Результаты диагностики используются не только для организации индивидуальной работы со студентами, но и могут быть обобщены по всей группе студентов. Материалы, полученные в процессе диагностики, составляют основу для конструирования интеллектуально-развивающих ситуаций в процессе преподавания различных дисциплин.

В зависимости от задач психодиагностики подбираются разнообразные методики, которые позволяют выявить важные характеристики личностной и интеллектуальной сферы. Наряду с такими диагностическими методами, как наблюдение, беседа, интервью, применяются анкеты, тесты, тренинги. Традиционное применение педагогического тестирования направлено на оценку качества процесса образования, качества усвоения учебного материала, уровня знаний и умений студентов по конкретному учебному предмету. Развивающий характер педагогического тестирования состоит в том, что с их помощью можно не только определить уровень усвоения предметных знаний, умений, но и качество и уровень развития надпредметных умений, метазнаний, метапознавательных стратегий. Кроме того, результаты тестирования дают богатый материал для создания программы по коррекции ошибочных способов учебной работы, стереотипов восприятия, мышления, которые затрудняют эффективное решение учебных задач и способствуют дальнейшему саморазвитию. Однако, кроме стандартных тестов в виде готовых вопросов и предложенных вариантов ответов, существует множество других, позволяющих формировать у студентов интерес к психологической деятельности. Например, большой интерес у студентов вызывают графические проектные тесты «Конструктивный рисунок человека» (от испытуемого требуется в порядке предпочтения разместить ломаную линию, квадрат, треугольник, круг). Порядок расположения позволяет интерпретировать показатель черт личности. В ходе выполнения теста развивается творческое воображение, индивидуальность, особенности характера. Следующий графический тест «Несуществующее животное» предлагает подумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем. В процессе выполнения задания реализуется механизм проекции, развивается воображение, речь, смягчается действие механизмов психологической защиты; динамика нажима свидетельствует об импульсивности, лабильности, тревожности, напряженности испытуемого.

Тренинг, как вид групповой работы, направлен не только на приобретение знаний, умений и навыков, но и на коррекцию и формирование установок, необходимых для успешной учебно-познавательной деятельности. Применяются тренинги личностного и умственного развития (интеллектуальный тренинг, тренинги рефлексии, тренинги самопознания, тренинги мотивации, тренинги взаимодействия с другими людьми), приоритетная роль при этом принадлежит совершенствованию личности, развитию метаобразований.

Кроме развития интегративных характеристик личности, в содержание тренингов развития включаются следующие приемы изменения психических состояний: приемы, способствующие снижению ненужной напряженности, скованности, преодолению личностного сопротивления изменениям («разогрев»); приемы лабилизации, способствующие осознанию человеком неадекватности своего поведения в определенных ситуациях, созданию положительной мотивации к обучению, готовности к усвоению нового; приемы, способствующие закреплению новых способов деятельности, интеграции их в личность («замораживание»). Благоприятные условия для работы группы создаются благодаря рефлексии, положительной эмоциональной атмосфере, снижению психологической напряженности, последовательным овладением правил поведения.

В процессе анкетирования создаются ситуации, стимулирующие студента к размышлению над полученными результатами, к анализу новой информации и рефлексии полученных данных. Это создает большие возможности для формирования у развивающейся личности интереса к своему внутреннему миру, стремления к самоизучению, к овладению соответствующими способами рефлексивной деятельности. Отвечая на вопросы анкеты, студент одновременно получает более глубокое представление о сущности личностных и интеллектуальных качеств, об их основных признаках и проявлениях, об основных показателях их развития (которые играют важную роль в развитии самооценки), об индивидуальных психологических особенностях своей личности. Использование психодиагностических методик и процедур позволяет выявить факторы риска в образовательной среде, трудности, барьеры, нерациональные формы организации познавательной деятельности студентов с целью их профилактики и дальнейшей коррекции. Психодиагностика, используемая в процессе интеллектуальноразвивающего обучения, дает новый импульс для формирования интереса студентов к собственному внутреннему миру, реализующемуся в стремлении к самопознанию, самоисследованию и рефлексии. Использование заданий диагностического характера может стать стимулом формирования интеллектуально-познавательной мотивации и совершенствования разных форм самообразовательной деятельности.

Таким образом, есть все основания рассматривать профессионально

ориентированную психодиагностику как фактор, инициирующий включение внутренних механизмов личностного и интеллектуального развития и саморазвития. Психологическая поддержка развития личности студента должна выступать альтернативой жестким авторитарным технологиям обучения и обеспечивать психологическую безопасность образовательной среды.

Литература

1. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А.Холодная.- СПб.: Питер, 2002. - 272с.

2. Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности / О.С.Гребенюк. - Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2000. - 571с.

3. Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентационного профессионального образования / Э.Ф.Зеер. - Екатеринбург: Изд-во Ур. ГППУ, 2000. - 218с.

© Н. П. Гончарук - д-р пед. наук, профессор каф. методологии инженерной деятельности КГТУ; Г. С. Сагдеева - соискатель каф. социальной работы, педагогики и психологии КГТУ, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.