ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
СТОРОЖЕВА О.И.
В статье рассматриваются психологопедагогические технологии формирования управленческих компетенций руководителей общеобразовательных учреждений.
In article psychological and pedagogical technologies of development administrative the competence of heads of educational institutions are considered.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», декларирует, что успешность планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Новая парадигма образования теперь характеризуется не только передачей знаний и технологий, но и формированием готовности к переобучению [1]. Доминирующими становятся основные направления развития общего образования (обновление образовательных стандартов, система поддержки талантливых детей, развитие учительского потенциала, современная школьная инфраструктура, здоровье школьников), которые предстоит реализовать руководителям общеобразовательных учреждений.
Утверждение Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ Минздравсоцразвития России от 14 августа 2009 г. №593) вносит значительные изменения в квалификационные характеристики должностей работников образования. Теперь, одним из требований к квалификации руководителя образовательного учреждения и его заместителей является наличие высшего образования по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» или высшего профессионального образования и дополнительная профессиональная подготовка в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики.
Профессиональный стандарт в области управления (руководства) организацией диктует, что современный руководитель должен быть профессионально подготовлен в таких направлениях как разработка и руководство реализацией стратегии организации, осуществление мониторинга и оценки деятельности организации, руководство административной командой, руководство изменениями в организации и т.д. Акценты профессионального развития, обозначенные в профессиональном стандарте, актуальны и для руководителей общеобразовательных учреждений, поэтому они должны стать одним из векторов формирования их управленческих компетенций.
Вместе с тем, в системе образования до сих пор распространена практика назначения руководителем общеобразовательного учреждения наиболее опытного и компетентного педагога, который в процессе профессиональной подготовки в вузе освоил компетенции в сфере педагогической деятельности. Управленческих знаний и опыта руководства организацией вновь назначаемые руководители из числа опытных педагогов не имеют, что говорит о недостаточном развитии у руководителей общеобразовательных учреждений профессиональных управленческих компетенций в сфере менеджмента.
При таком положении дел вывод можно сделать только один, а именно: существующая профессиональная педагогическая подготовка назначаемых руководителей общеобразовательных учреждений не соответствует потребностям современного общества, т.к. у данных руководителей недостаточно развиты управленческие компетенции.
Важным фактором преодоления недостаточного уровня управленческих компетенций руко-
водителей общеобразовательных учреждений является дополнительная профессиональная подготовка повышение квалификации. В связи с этим вопрос развития управленческих компетенций у руководителей общеобразовательных учреждений должен рассматриваться как приоритетный в процессе дополнительной профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Опираясь на различные точки зрения (Н.А.Королева, В.В.Краевский, С.Г.Молчанов, Э.М.Никитин, Ю.А.Савинков, Л.Д.Ясникова) под повышением квалификации целесообразно понимать систему организационно-педагогических мероприятий с привлечением соответствующего содержания, форм, методов и средств, направленных на содействие в приращении уровня профессиональной компетенции.
Ориентация на глобальные и перспективные цели образования требует не только иных подходов к проектированию его содержания, структуры, но и особых образовательных технологий, используемых в процессе повышения квалификации.
Технология - это совокупность знаний о способах и средствах проведения каких-либо процессов, а также сами эти процессы, при которых происходит качественное изменение какого-либо объекта.
В научно-педагогической литературе используются термины «педагогические технологии», «технологии обучения», «психотехнологии», «инновационные технологии» и др.
Педагогическая технология - это совокупность способов, приемов, упражнений, процедур, обеспечивающих продуктивное взаимодействие субъектов образовательного процесса и направленных на достижение планируемого результата (В. М. Монахов, Д.Г. Левитес).
Развивающая образовательная технология - это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, направленных на развитие личности, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в профессиональнопедагогических ситуациях, образующих интеграционное единство форм и методов обучения при взаимодействии обучаемых и педагогов в процессе развития индивидуального стиля деятельности (Э.Ф.Зеер).
В психолого-педагогической литературе накоплен огромный арсенал форм и методов обучения, воспитания и развития обучаемых, которые можно отнести к развивающим технологиям. К ним относятся развивающая диагностика, тренинги развития, организационно-деятельностные игры, метод проектов и др.
Рассмотрим особенности этих технологий, получивших распространение в профессиональном и последипломном образовании, способствующих развитию управленческих компетенций руководителей общеобразовательных учреждений.
Одной из эффективных психотехнологий, способствующих развитию управленческих компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в системе повышения квалификации является развивающая психодиагностика.
Психодиагностика - область психологической науки и практики, направленная на распознавание психологических особенностей и различий людей и социальных групп.
Чтобы психодиагностика удовлетворяла требованиям развития управленческих компетенций руководителя общеобразовательного учреждения, необходимо создание особой ситуации развития
- специфической системы открытых и доверительных отношений в процессе повышения квалификации между педагогом-психологом и обучаемыми. В связи с этим, есть все основания рассматривать профессионально ориентированную психодиагностику как фактор, инициирующий развитие и саморазвитие слушателя (руководителя школы), его компетентностей, компетенций и личностных качеств.
Подбор методов диагностики основывается на адекватном понимании профессиональной управленческой деятельности руководителя школы и научно обоснованном представлении о
составе качеств личности. Содержательный анализ профессии позволяет определить состав профессиональных управленческих компетентностей и компетенций, а структура личности личностные качества.
К психологическим технологиям, способствующим развитию управленческих компетенций руководителя общеобразовательного учреждения можно также отнести тренинги развития личности (интеллектуальный тренинг, тренинги рефлексии, уверенности в себе, креативности и др.), широко применяемые в системе последипломного образования и в процессе повышения квалификации в том числе. Их особенностью является направленность на раскрытие и развитие индивидуальности обучаемых, активизацию и реализацию их потенциала, оптимизацию взаимоотношений всех участников профессионально-образовательного процесса. Тренинги предоставляют возможность организации режима саморазвития и самосовершенствования личности как непрерывного процесса.
Проведение тренингов развития управленческих компетенций руководителей общеобразовательных учреждений предполагает хорошее знание управленческой профессии, социальнопрофессиональных и психологических характеристик личности руководителя.
Результатами развивающих профессионально ориентированных тренингов и критериями их эффективности являются: повышение аутопсихологической, психологической и профессиональной компетентности; переход руководителя школы на новый уровень профессионализма; развитие готовности к самоизменению, саморазвитию и самореализации в области управленческой деятельности; создание оптимистической профессиональной перспективы и овладение технологиями профессионального самосохранения; преодоление деструктивных профессиональных управленческих изменений.
Тренинги развития способствуют также формированию социальных, познавательных, организационных и других управленческих компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в процессе повышения квалификации, развитию таких качеств, как коммуникативность, рефлексивность, ассертивность (уверенность в себе), толерантность, креативность.
Развитие управленческих компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в процессе повышения квалификации возможно с помощью организационно-деятельностных игр (к ним относятся деловые и плановые игры). Игра это разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом которой является не ее результат, а сам процесс.
Деловые игры выполнят функцию выявления и оценки (в том числе измерения) с помощью определенных испытаний индивидуальных качеств личности, ее знаний, умений, компетенций, личностных качеств и образцов поведения.
Деловые игры позволяют решить следующие задачи:
- определить индивидуальные компетенции участников, степень их подготовленности к выполнению профессиональной деятельности;
- повысить интерес участников к процессу работы, усилить их вовлеченность в решение профессиональных задач;
- наглядно представить реальную ситуацию и определить стратегию собственных действий;
- изучить составные части организационной проблемы, выявить важнейшие из них и отработать комплексное поэтапное решение в имитационном режиме;
- приобрести компетенции по решению проблем в условиях, максимально приближенных к реальной ситуации.
Деловые игры способствуют развитию следующих управленческих компетенций руководителей общеобразовательных учреждений:
- видеть управленческую ситуацию в целом, уметь анализировать составные части объекта управленческой деятельности и условия его функционирования;
- выделять в управленческой ситуации предмет действий, средства и ожидаемые результаты;
- формулировать и ставить задачу, выделять систему действий, обеспечивающих достижение цели в данных условиях;
- строить модель деятельности по преобразованию условий поставленной задачи, подбору недостающей информации, изменению условий функционирования объекта или его свойств;
- осуществлять действия по решению управленческой задачи;
- проводить оценку и обобщение полученных результатов управленческой деятельности.
В развитии управленческих компетенций руководителей общеобразовательных учреждений, кроме перечисленных технологий, способствует и метод проектов - система обучения, при которой слушатели приобретают знания, умения и навыки, а также компетентности, компетенции и личностные качества в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий (проектов).
Основная цель метода проектов для руководителей общеобразовательных учреждений - интегрировать профессиональную подготовку слушателей для установления тесного взаимодействия теории с практикой в профессиональном управленческом процессе. Дидактическая ценность метода проектов заключается в использовании самостоятельной проектировочной деятельности руководителей школ как основного средства их профессионального развития.
Основной принцип метода проектов заключается в такой организации деятельности слушателей курсов повышения квалификации, при которой обеспечивается их максимальная самостоятельность.
Проектное задание заключается в проектировании и создании (или только проектировании) какого-либо предмета профессиональной управленческой деятельности. Руководители школ в процессе повышения квалификации, осуществляя метод проектов, выполняют проектное задание самостоятельно, используя литературу, методические пособия, консультации. По окончании работы над проектом производится проверка изученного материала. Позже результаты работы обсуждаются, определяются трудности и профессионально значимые характеристики участников работы.
Наиболее эффективными на сегодняшний день признаны групповые проекты, имеющие междисциплинарный характер и являющиеся комплексными. Такие формы метода проектов наиболее удачно имитируют реальную профессиональную деятельность современных руководителей школ.
К развивающим технологиям профессионального образования относится когнитивное инструктирование. Его сущность заключается в предоставлении обучаемому информации в знаковосимволическом, наглядно-графическом виде (тексты книг, дидактические карточки, рисунки, схемы, чертежи, таблицы и т.д. для решения учебно-познавательной задачи, выполнения практикоориентированного задания, а в отдельных случаях для усвоения нового материала, новой информации).
Когнитивное инструктирование осуществляется с помощью направляющих текстов, дидактическая ценность которых заключается в ориентации на действенное усвоение знаний и формирование компетенций.
В процессе повышения квалификации возможно существование трех типов учебнопознавательных ситуаций [2]:
1. проблемной ситуации;
2. ситуации задачи;
3. ситуации понимания, запоминания и воспроизведения.
Эти ситуации в процессе повышения квалификации могут возникать стихийно, но могут быть созданы в соответствии с поставленной целью. Естественно, наиболее ценным является сознательное, преднамеренное и целенаправленное их создание.
Психологической основой направляющих текстов является саморегулируемое учение. Са-
морегуляция - это целесообразное управление своими психическими состояниями и действиями. Она осуществляется в единстве энергетических, динамических и содержательносмысловых аспектов.
Направляющие тексты позволяют решить следующие задачи управленческой деятельности руководителей школ:
- осуществить взаимосвязь профессиональных управленческих знаний и опыта при выполнении задания;
- научить сотрудничеству и кооперации при выполнении групповых заданий;
- организовать самостоятельное выполнение управленческого задания и научить самостоятельно контролировать процесс и результат своего управленческого труда.
Рассмотренные развивающие технологии получили широкое распространение на курсах повышения квалификации, в меньшей степени в профессиональной школе. Объясняется это не только приверженностью традиционным инструментально-технологическим формам и методам обучения. Применение развивающих технологий требует соответствующих условий:
- возможности организации небольших учебных групп;
- особой организации учебно-пространственной среды (комбинированные учебные столы, комплексное оборудование, компьютерное оснащение и др.);
- наличия социально и профессионально значимых управленческих ситуаций, задач и проблем, дополненных информационно-справочными данными.
По своей сути развивающие технологии это технологии мастер-классов. Принципы их построения: атмосфера открытости, сотворчества, взаимодействия; эмоциональная приподнятость, доброжелательность, психологическое гостеприимство; социально-педагогическое равноправие всех субъектов профессионально-образовательного процесса; эмоциональноположительное восприятие участников обучающихся групп; создание чувства уверенности в собственных силах и потенциальных возможностях.
По мнению Э.Ф.Зеера, реализация развивающих технологий предполагает выполнение функций «действующего лица». Человек не просто усваивает готовые знания (компетентности), а активно участвует в их «открытии», самостоятельно определяет способы действия в разнообразных жизненных и профессиональных ситуациях (компетенции). При этом он раскрывается для самого себя, у него развивается аутокомпетентность, формируются качества, обеспечивающие профессиональную успешность, мобильность и конкурентноспособность (метапрофессиональные качества).
Таким образом, психолого-педагогические технологии (психодиагностики, тренинги развития, организационно-деятельностные игры, метод проектов, метод направляющих текстов) способствуют развитию управленческих компетенций руководителей общеобразовательных учреждений.
Библиографический список:
1. Смирнов И.П. Будущее образования - гипотеза ученого // Профессиональное образование. Столица, №3, 2009. С. 39-42.
2. Смирнов И.П. Теория профессионального образования. — М.: Российская академия образования; НИИРПО, 2006. — 320с.
Ключевые слова: психолого-педагогические технологии, компетенции, развитие управленческих компетенций, тренинги развития, метод проектов.
Keywords: psychological and pedagogical technologies, the competence, development administrative the competence, development trainings, a method of projects.