УДК 378.046.4 ББК Ч48-951
Сторожева Ольга Ивановна
преподаватель кафедра ТПУО Уральский государственный педагогический университет
г. Серов Storozheva Olga Ivanovna Lecturer Chair of TPUO Ural State Pedagogical University
Serov
Повышение квалификации как фактор формирования профессиональных компетенций руководителей образовательных учреждений Professional Skills Improvement as a Factor of Educational Establishment Heads’ Professional Competence Forming
Инновационная направленность современного общества; реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации; увеличение скорости устаревания знаний и умений в условиях постоянно обновляющегося производства; приоритетные направления государственной политики в сфере образования; влекут за собой потребность в профессионально мобильных руководителях системы образования и возрастание требований к их профессиональной компетенции. Повышение квалификации руководителей системы образования становится актуальным и действенным фактором формирования профессиональных компетенций.
Innovative orientation of a modern society; realization of plans of long-term development of economy and social sphere of the Russian Federation; increase in speed of the knowledge and skills obsolescence under the conditions of constantly updating manufacture entail the need for professionally mobile heads of the educational system and increase in requirements for their professional competence. Improvement of professional skills of the educational system heads becomes the actual and effective factor of professional competences forming.
Ключевые слова: профессиональные компетенции руководителя образовательного учреждения, структура профессиональных компетенций руководителя образовательного учреждения (социальная, познавательная, организационная, специальная и методическая компетенции), повышение квалификации.
Key words: professional competences of an educational establishment head, structure of the professional competences of an educational establishment head (social, cognitive, organizational, special, methodical competence), professional skills improvement.
Инновационная направленность современного общества, реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, увеличение скорости устаревания знаний и умений в условиях постоянно обновляющегося производства, приоритетные направления государственной
политики в сфере образования влекут за собой потребность в профессионально мобильных руководителях образовательных учреждений и возрастание требований к их профессиональным компетенциям.
Профессиональный стандарт в области управления (руководства) организацией диктует, что современный руководитель должен быть профессионально подготовлен в следующих направлениях: «разработка и руководство реализацией стратегии организации, осуществление мониторинга и оценки деятельности организации, руководство административной командой школы, руководство изменениями в организации» и т.д. Акценты профессионального развития, обозначенные в профессиональном стандарте, актуальны и для руководителей образовательных учреждений, поэтому они должны стать одним из векторов формирования их профессиональных компетенций.
Согласно национальной образовательной инициативы «Наша новая тттко-ла» на первый план выходят такие качества как «конкурентоспособность, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения». Ключевой характеристикой новой парадигмы образования становится «не только передача знаний и технологий, но и формирование готовности к переобучению». На первый план выходят основные направления развития общего образования (обновление образовательных стандартов, система поддержки талантливых детей, развитие учительского потенциала, современная школьная инфраструктура, здоровье школьников), которые предстоит решать руководителям образовательных учреждений.
Вместе с тем, в системе образования до сих пор распространена практика назначения руководителем образовательного учреждения наиболее опытного и компетентного педагога, который в процессе профессиональной подготовки в вузе получил компетенции в сфере педагогической деятельности. Управленческих знаний и опыта руководства организацией вновь назначаемые руководители из числа опытных педагогов не имеют. Более того, начинающему руководителю трудно представить весь объем управленческой деятельности, определить приоритетные направления, выбрать оптимальный вариант управленче-
ского решения. При этом, немалые затраты управленческого труда назначаемых руководителей направлены на поиск, освоение и использование на практике норм профессионального поведения, теоретических и практических знаний, накопленных системой управления образовательным учреждением, что говорит о несформированности у руководителей образовательных учреждений профессиональных компетенций в сфере менеджмента. В результате чего замедляется реализация приоритетных направлений образования.
Под профессиональными компетенциями руководителя образовательного учреждения мы понимаем: во-первых - круг профессиональных вопросов, в которых руководитель хорошо осведомлен; во-вторых - общую способность, которая позволяет руководителю установить связь между знанием и ситуацией, которая позволяет обнаружить систему действий для успешного решения профессиональных управленческих проблем. Причем, профессиональные компетенции руководителя как способности проявляются и формируются в управленческой деятельности и основаны на знаниях, ценностях и склонностях. В отличие от знаний, умений и навыков (предполагающих действие по аналогии с образцом) компетенции предусматривают наличие опыта самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний [1, 2].
Итак, мы видим, что понятие «профессиональные компетенции» руководителя образовательного учреждения является крупным, составным и требует некоторого структурирования. В связи с этим, назрела необходимость определения структуры профессиональных компетенций руководителя образовательного учреждения.
На основе работ Э.Ф. Зеера, Т.Н. Лобановой, Ю.А. Тихомирова, А.В. Хуторского и др. [1, 2] мы определили структуру профессиональных компетенций руководителя образовательного учреждения, состоящую из следующих компонентов: социальные компетенции, познавательные компетенции, методические компетенции, организационные и специальные компетенции.
Социальная компетенция - это способность к сотрудничеству, ведению дискуссий, восприятию критики, готовность к согласованным действиям, на-
правленным на достижение поставленных целей и др. Познавательная компетенция - это способность к сбору (отбору), оценке и систематизации информации, способность к самостоятельной идентификации собственных образовательных потребностей и др. Организационная компетенция - это способность и готовность самостоятельно организовывать учебно-профессиональную деятельность на основе ее планирования и оценки. Методическая компетенция -способность и готовность к самостоятельному выбору и применению освоенных методов и способов при выполнении управленческих заданий. В данном случае наиболее актуальным считаем не просто знание всех функций управления, но и эффективное их применение на практике. Специальная компетенция -способность самостоятельно решать профессиональные управленческие задачи в конкретной практической ситуации на основе полученных знаний с соблюдением соответствующих норм. Основным в развитии специальных компетенций является отработка умения и навыка оптимального принятия управленческого решения и решения профессиональных задач.
На основе функционального анализа деятельности руководителей образовательных учреждений мы определили, что большая часть руководителей имеют высшее профессиональное образование по специальностям: «История», «Русский язык и литература», «Педагогика и методика начального образования». В связи с этим, был осуществлен сравнительный анализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования педагогических («История», «Русский язык и литература», «Педагогика и методика начального образования») и управленческих специальностей («Менеджмент организации»), что позволило выявить общее и особенное в структуре профессиональных компетенций педагога и руководителя образовательного учреждения.
Сравнительный анализ позволил установить, что три из пяти профессиональных компетенций (социальные, познавательные и организационные) развиты у педагогов на достаточном уровне в процессе получения базового педагогического образования. Педагог, получив базовое педагогическое образование и выполняя педагогическую или управленческую деятельность, уже обладает
способностью к сотрудничеству, ведению дискуссий, восприятию критики; обладает готовностью к согласованным действиям, направленным на достижение поставленных целей (социальная компетенция); имеет способность к систематизации, оценке профессиональной информации, к самостоятельной идентификации собственных образовательных потребностей (познавательная компетенция); обладает способностью и готовностью самостоятельно организовывать профессиональную деятельность на основе ее планирования и оценки (организационная компетенция).
Поэтому формирование профессиональных компетенций руководителей образовательных учреждений должно быть акцентировано на формировании специальной и методической компетенциях.
Важным фактором преодоления недостаточного уровня профессиональных компетенций (методических и специальных компетенций) руководителей образовательных учреждений является повышение квалификации.
Основываясь на работах Ю.А. Савинкова, Н.А. Королевой, Э.М. Никитина, С.Г. Молчанова и др. [3] под повышением квалификации мы понимаем систему организационно-педагогических мероприятий с привлечением соответствующего содержания, форм, методов и средств, направленных на содействие в приращении уровня профессиональной компетенции.
Повышение квалификации руководителей образовательных учреждений направлено на осознание собственных личностных и профессиональных потребностей; к взвешенной оценке своих возможностей и вытекающих из этого проблем; к утверждению в необходимости поиска механизмов их разрешения через выстраивание своей траектории личностного и профессионального роста на протяжении всей жизни. Эффективность образования в процессе повышения квалификации предполагает вовлеченность слушателей в активную познавательную и рефлексивную деятельность. Будучи субъектами профессиональной деятельности и собственного профессионального развития, слушатели охотнее включаются в образовательный процесс, если им предоставляется возможность принимать активное участие в его организации, обсуждать волнующие их во-
просы и проблемы, делиться с другими своими знаниями и опытом, высказывать собственные суждения.
Сочетание многообразных форм, методов и технологий, используемых в процессе повышения квалификации, обеспечивает формирование профессиональных компетенций руководителей образовательных учреждений
Анализ полученных данных продемонстрировал необходимость моделирования процесса повышения квалификации руководителей образовательных учреждений, ориентированного на формирование их профессиональной компетенции. Разработанная модель процесса повышения квалификации руководителей образовательных учреждений состоит из 4 этапов: диагностический, организационный, развивающий и рефлексивный.
Диагностический этап в процессе повышения квалификации руководителей образовательных учреждений позволяет определить исходный уровень сформированности двух компонентов профессиональной компетенции руководителей образовательных учреждений - специальной и методической компетенций. В качестве инструментария для этого была использована методика решения профессиональных задач, на основе которой были составлены 33 управленческие ситуации, к каждой из них предлагалось по три варианта ответа. Первый вариант ответа соответствовал репродуктивному уровню решению задачи, второй - нормативному уровню, третий вариант ответа был свободным и предполагал возможность творческого решения предложенных профессиональных ситуаций (творческий уровень).
Выделенные уровни формирования профессиональной компетенции позволяют произвести с научных позиций оценку результатов повышения квалификации: репродуктивный уровень - фрагментарность управленческих знаний; неустойчивое воспроизведение управленческих умений; слабое проявление способности и готовности мобилизовать эти знания и умения в своей профессиональной деятельности; проекция опыта педагогической работы в новой профессионально-управленческой деятельности); нормативный уровень -большая целенаправленность деятельности; сформированная система управ-
ленческих знаний и умений; предпочтение решения управленческих задач по алгоритму); творческий уровень - выраженная профессионально-
управленческая направленность личности; творческая активность; самостоятельность; способность и готовность мобилизовывать в управленческой деятельности собственные знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий, приобретенные в процессе обучения; применение оригинальных способов решения управленческих задач; осознание значимости развития управленческих компетенций).
Целью следующего организационного этапа повышения квалификации руководителей образовательных учреждений является отбор содержания и технологий формирования профессиональной компетенции на основе выявленных на диагностическом этапе уровней специальной и методической профессиональных компетенций руководителей образовательных учреждений - слушателей курсов повышения квалификации. Задачи данного этапа: 1) комплектование групп слушателей с учетом выявленных уровней специальной и методической профессиональных компетенций руководителей образовательных учреждений; 2) разработка содержания модульной программы повышения квалификации руководителей образовательных учреждений; 3) разработка инвариатив-ных и вариативных модулей программы повышения квалификации с учетом выявленных уровней специальной и методической профессиональных компетенций руководителей образовательных учреждений профессиональных компетенций; 4) выбор технологий, методов и способов повышения квалификации руководителей образовательных учреждений; 5) научно-методическое сопровождение процесса формирования профессиональной компетенции руководителей образовательных учреждений.
Развивающий этап позволяет реализовать модульные программы повышения квалификации руководителей образовательных учреждений актуальные для данной группы слушателей. Цель этапа заключается в формировании профессиональных компетенций руководителей образовательных учреждений. Предлагаемые психолого-педагогические технологии формирования профес-
сиональных компетенций руководителей образовательных учреждений включает в себя следующие методы и способы: а) развивающие психодиагностики; б) организационно-деловые игры; в) формирование социальнопрофессиональных компетенций методом «case study»; г) метод проектов; д) тренинги; е) метод направляющих текстов.
Рефлексивный этап завершает процесс повышения квалификации руководителей образовательных учреждений. Он ориентирован на анализ уровня сформированности профессиональных компетенций руководителей.
Отправной точкой рефлексии является оценка как результат контроля и самоконтроля, которая решает три важные задачи:
- подводит итог деятельности по формированию профессиональных компетенций руководителей в процессе повышения квалификации. Для этого необходимо оценить работу с точки зрения результата, самого процесса и его субъективного состояния;
- целеполагание.
Всесторонняя оценка позволяет развиваться и самому субъекту, и его деятельности. В этом смысле оценка - старт для новой продуманной активности и преподавателя, и студента; сравнение. Сравнение с самим собой, с эталоном, с окружающими людьми. В данном случае субъект рефлексии помещает собственное Я в разные системы координат и осуществляет сравнительную оценку своих достижений.
Реализация модели процесса повышения квалификации руководителей образовательных учреждений, ориентированного на формирование профессиональных компетенций руководителей образовательных учреждений, была апробирована на базе факультета менеджмента, повышения квалификации и переподготовки кадров ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». В апробации приняли участие 280 руководителей образовательных учреждений городов Свердловской области (Асбест, Екатеринбург, Серов). Средний возраст руководителей образовательных учреждений, участвующих в исследовании составил 38 лет при 5-ти летнем среднем стаже работы.
Сравнительный анализ уровня сформированности профессиональной компетенции руководителей образовательных учреждений в процессе опытнопоисковой работы (табл. 1) позволяет сделать вывод о том, что в результате поэтапной реализации модели процесса повышения квалификации руководителей образовательных учреждений показатель нормативного уровня решения профессиональных задач повысился в среднем на 10,8% среди респондентов, на 4,4% повысился творческий уровень при снижении репродуктивного уровня и уровня отказа от ответа соответственно на 4,4% и 10,8% (табл. 4).
Таблица 1. Сравнительный анализ уровня сформированности профессиональной компетенции руководителей образовательных учреждений в процессе опытно-поисковой работы
Уровни развития Профессиональные компетенции
Методические Специальные
ЭГ КГ ЭГ КГ
репродуктивный 20,6% 18,8% 26% 19%
нормативный 65% 71,5% 50,7% 65,8%
творческий 8,2% 9,7% 7,9% 15,2%
отказ от ответа 6,2% 0% 15,4% 0%
Сопоставление результатов констатирующего и формирующего этапов опытно-поисковой работы показало положительную динамику в формировании профессиональных компетенций руководителей образовательных учреждений в процессе повышения квалификации. Можно отметить, что произошли статистически значимые изменения, о чем свидетельствуют результаты двух методик: 1-критерия Стьюдента и критерия согласия Пирсона.
Согласно этих методик, произошли статистически значимые изменения, о чем свидетельствуют результаты двух методик: 1-критерия Стьюдента и критерия согласия Пирсона.
Результаты статистического анализа данных (полученных в результате анализа уровней профессиональных компетенций руководителей образовательных учреждений) посредством 1-критерия Стьюдента для долей выборки свидетельствуют об эффективности программы в целом. Особо стоит отметить суще-
ственный рост творческого уровня по всем показателям профессиональных компетенций руководителей образовательных учреждений.
Результаты статистического анализа данных (полученных в результате анализа профессиональных компетенций руководителей образовательных учреждений) посредством критерия согласия Пирсона свидетельствуют об эффективности программы применительно и к специальной, и к методической компетенциям. Наибольший развивающий эффект программа оказывает: а) на умение организовать работу исполнителей и умение грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику; б) на развитие элементарных навыков анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач; в) на способность и готовность разрабатывать программы нововведений (составлять план мероприятий по реализации этих программ, следовать данному плану).
В целом специальные компетенции руководителей образовательных учреждений продемонстрировали большую сензитивность к развивающему эффекту, чем методические компетенции.
Таким образом, определим основные выводы по исследованию:
1. Реализация приоритетных направлений государственной политики в сфере образования, новых задач профессиональной деятельности во многом зависят от профессионально мобильных руководителей образовательных учреждений, что соответственно приводит к возрастанию требований к их профессиональным компетенциям.
2. На основе работ Э.Ф. Зеера, Т.Н. Лобановой, Ю.А. Тихомирова, А.В. Хуторского и др. мы определили структуру профессиональных компетенций руководителя образовательного учреждения, состоящую из следующих компонентов: социальная компетенция, познавательная компетенция, методическая компетенция, организационная и специальная компетенции.
3. Сравнительный анализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования педагогических и управленческих специальностей позволил установить, что три из пяти профессиональных ком-
петенций (социальные, познавательные и организационные) развиты у педагогов на достаточном уровне в процессе получения базового педагогического образования. Поэтому формирование профессиональных компетенций руководителей образовательных учреждений должно быть акцентировано на формировании специальной и методической компетенциях.
4. Важным фактором преодоления недостаточного уровня профессиональных компетенций (методических и специальных) руководителей образовательных учреждений является повышение квалификации.
5. Анализ полученных данных позволил смоделировать процесс повышения квалификации руководителей образовательных учреждений, ориентированного на формирование их профессиональной компетенции и состоящий из 4 этапов: диагностический, организационный, развивающий и заключительный.
Библиографический список
1. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход [Текст] / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: МПСИ, 2005. -216 с.
2. Зеер, Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании [Текст] / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. 2000. № 3 (5). -С.90-102.
3. Молчанов, С.Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации [Текст] / С.Г. Молчанов // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы Всерос. науч.-практ. конф.: в 4 ч. -Ч. 1. - Челябинск: Изд-во «Образование», 2003.
Bibliography
1. Molchanov, S.G. Professional Competence in the System of Professional Skill Improvement [Текст] / S.G.Molchanov // Integration of Methodical (Scientific-and-Methodical) Work and the System of Professional Skills Improvement of the Staff: Materials of the All-Russia Scientific-and-Practical Conference: In 4 Parts. - P. 1. - D.F.Ilyasov. - Chelyabinsk: «Education» Publishing House, 2003.
2. Zeer, E. F. Professional Training Modernization: Competence Approach [Text] / E.F. Zeer, A.M. Pavlova, E.E. Symanyuk. - M.: MPSU, 2005. - 216 p.
3. Zeer, E. F. Key Qualifications and Competences in Personal-Oriented Professional Training [Text] / E.F. Zeer // Education and Science. - 2000. - № 3 (5). - P. 90-120.