Научная статья на тему 'Проблемы определения компетентности руководителя муниципального образовательного учреждения'

Проблемы определения компетентности руководителя муниципального образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1150
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РУКОВОДИТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкляева Надежда Анатольевна

Статья посвящена анализу подходов, посвященных определению содержания профессиональных компетенций руководителя муниципального образовательного учреждения. В статье предпринята попытка раскрыть особенности деятельности руководителя муниципального образовательного учреждения в современных условиях. Автор сравнивает трудовые функции, представленные в квалификационном справочнике и в существующих нормативных актах. В статье представлены некоторые результаты опроса руководителей по выявлению значимости и частоте выполнения трудовых функций. Анализ позволяет сделать вывод о противоречивости требований к руководителю, необходимости конкретизации трудовых функций в связи с новыми задачами системы образования в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкляева Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы определения компетентности руководителя муниципального образовательного учреждения»

Автор: Шкляева Надежда Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента Сургутского государственного педагогического университета, e-mail: [email protected]

Проблемы определения компетентности руководителя муниципального образовательного учреждения

Аннотация

Статья посвящена анализу подходов, посвященных определению содержания профессиональных компетенций руководителя муниципального образовательного учреждения. В статье предпринята попытка раскрыть особенности деятельности руководителя муниципального образовательного учреждения в современных условиях. Автор сравнивает трудовые функции, представленные в квалификационном справочнике и в существующих нормативных актах. В статье представлены некоторые результаты опроса руководителей по выявлению значимости и частоте выполнения трудовых функций. Анализ позволяет сделать вывод о противоречивости требований к руководителю, необходимости конкретизации трудовых функций в связи с новыми задачами системы образования в современных условиях.

Ключевые слова

Профессиональная компетентность, профессиональные компетенции руководителей муниципальных образовательных учреждений, квалификационный справочник, трудовые функции, требования к результатам деятельности руководителя муниципального образовательного учреждения, региональный профессиональный стандарт руководителя муниципального образовательного учреждения.

Problem of determining the competence of the municipal educational institution’s director

Abstract

This article analyzes the approaches dedicated to defining the content of professional competencies of the municipal educational institution’s director. The article attempts to reveal the features of the municipal educational institution’s director in the modern world. The author compares the labor functions presented in the qualification handbook and in the existing regulations. The article presents some results of a survey to identify the leaders of the importance and frequency of performance of work functions. Analysis suggests the contradictory requirements for directors, specification required job functions in connection with the new challenges of education in the modern world.

Keywords

Professional expert knowledge, professional competence of the municipal educational institutions’ directors, qualification handbook, labor functions, performance requirements of the municipal educational institution’s director, the regional professional standards of the municipal educational institution’s director.

Изменения в системе образования обусловлены новыми тенденциями в политике, экономике, технологическими прорывами и изменениями социальной сфере. Система образования в целом и муниципальные образовательные учреждениями в частности получили новый

государственный заказ, сформулированный в Стратегии 2020, Национальной инициативе «Наша новая школа» и закрепленный Федеральными государственными образовательными стандартами.

Новая школа рассматривается как институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе предполагается изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. В национальной инициативе «Наша новая школа» названа главная задача современной школы «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [1]. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего. Школа должна стать более самостоятельной как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. В такой школе существенно изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности.

В этой связи актуализируются исследования направленные на формирование профессиональных характеристик, уточнение трудовых функций, необходимых для их качественного выполнения компетенций.

Среди исследований, посвященных изучению особенностей профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения с позиций компетенций следует назвать работы Гришиной И.В. [2]. Достаточно публикаций, раскрывающих различные аспекты деятельности директора школы. В работах предпринимается попытка найти пути формирования руководителей образовательных учреждений (школ, детских садов, учреждений дополнительного образования), идентифицируется набор компетенций, позволяющий формировать профессиональную

компетентность, предлагаются программы повышения квалификации и др.

[3].

Безусловно, существуют школы, которые уже сегодня решают стратегические задачи. Опыт этих школ обобщен в монографиях и других публикациях их руководителей ( Ямбург Е.А. Заметки российского педагога ; Ямбург Е.А. Эта скучная наука управления; Ямбург Е.А. Школа для всех; Ямбург Е.А. Педагогический декамерон и др.). Но массовая школа, по-прежнему находится в ожидании перемен.

Каким должен быть руководитель современного муниципального образовательного учреждения? Какими компетенциями и компетентностями он должен владеть для того, чтобы построить новую школу? Как подготовить руководителя, соответствующего требованиям времени? Эти и ряд других вопросов активно обсуждаются на форумах и в публикациях ряда журналов

[4].

Задачи управления образовательным учреждением требуют существенных изменений в содержании и формах организации управленческого труда как вида профессиональной деятельности руководителя муниципального образовательного учреждения. Актуально уточнить в этой связи, что представляет собой профессиональная управленческая деятельность руководителя современного муниципального образовательного учреждения.

Профессиональная деятельность руководителя муниципального образовательного учреждения осуществляется в особых экономических условиях, в особой среде - муниципальной. Различия в уровне социальноэкономического развития субъектов Российской Федерации (дотационные субъекты и субъекты доноры) создают диаметрально противоположные условия функционирования муниципальных образовательных учреждений. Это в свою очередь вносит коррективы в процесс управления муниципальных образовательных учреждений.

Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью профессиональной деятельности руководителя муниципального образовательного учреждения как специфического вида деятельности. Этому есть объективные причины.

Во-первых, образовательные учреждения в период с 2000 г. по настоящее время меняли свой статус по мере изменения законодательства и укрепления вертикали управления. В связи с разграничением полномочий на федеральные, полномочия субъектов федерации и полномочия муниципальных органов власти, образовательные учреждения получили новый статус, из бюджетных (БОУ) они трансформировались в муниципальные бюджетные образовательные учреждения (МБОУ).

Во-вторых, процесс изменений на данный момент не завершен. С введением новых законов и подзаконных актов образовательные учреждения продолжают менять свой организационно правовой статус [5].

Так появились новые организационно правовые формы образовательных организаций - это казенные, бюджетные и автономные образовательные учреждения, каждое из которых имеет специфику управления.

Безусловно, за указанный выше период в системе общего образования произошли существенные изменения не только в организационно правовой форме образовательных учреждений, но и в содержании образования, в организации образовательного процесса, в педагогических технологиях, применяемых, в процессе обучения. Изменились требования к педагогическим кадрам, которые отражены в новом Порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (Приказ Минобрнауки от 24 марта 2010 г. № 209). Приняты новые положения о лицензировании образовательных учреждений, об аттестации и аккредитации, систематизированы требования государственного контроля и надзора в сфере образования, что существенно

изменило подходы к определению результатов деятельности образовательных учреждений [6].

Введение подушевого финансирования образовательных учреждений, участие образовательных учреждений в системе госзакупок, котировок, тендеров, изменения в подходах к стимулированию и мотивации педагогического труда - все это требуют новых компетенций от руководителя муниципального образовательного учреждения.

Таким образом, переосмысление требований к должности руководителя муниципального образовательного учреждения, набора компетенций, составляющих его компетентность насущная потребность как науки, так и практики управления образованием.

В настоящее время утверждение школьный руководитель не только должность, но и профессия, уже не оспаривается. Хотя еще в начале 2000 г вопрос активно обсуждался. За двенадцать лет в системе подготовки руководителей учреждений образования - «менеджеров образования» подготовлены стандарты, учебники, методические материалы, сформировались институты, осуществляющие целевую подготовку менеджеров образования. Среди них как учреждения высшего профессионального образования, так и учреждения дополнительного образования.

Тем не менее, вопрос о требованиях к качеству подготовки руководителя муниципального образовательного учреждения (менеджера образования), его компетентности остается недостаточно изученным.

К основным компонентам профессиональной компетентности по мнению

Э.Ф. Зеера относится: специальная компетенция, социальная компетенция, индивидуальная компетенция .

Кричевкий В.Ю. выделяет методическую компетентность директора школы, которая ориентирует его в выборе подходов к познанию, к управлению деятельностью образовательного учреждения [7].

В исследовании И.В. Гришиной представлен системно-структурный и генетический подход к анализу сложного феномена «профессиональная компетентность» руководителя школы [8]. Она считает, что в своей структуре профессиональная компетентность директора школы, представляет собой сложное многоаспектное личностное образование, которое включает функционально связанные между собой компоненты: мотивационный,

когнитивный, операционный, личностный, рефлексивный.

Закон РФ "Об образовании" определяет круг компетенций директора школы. Директор школы несет ответственность перед государством за организацию и качество учебно-воспитательной работы с учащимися, укрепление их здоровья и физическое развитие, повышение квалификации работников, связь школы с семьей, а также за хозяйственно-финансовое состояние школы.

Современный руководитель должен обеспечивать опережающий, инновационный характер образования, ставить задачи, которые важны сегодня и станут еще более важными завтра, и находить пути их решения.

Т. Пучкова считает, что должность обязывает его мыслить стратегически, быть дальновидным, работать над созданием совершенной системы управления. Эта постановка вопроса предполагает, что руководители образовательных учреждений «профессиональные и умелые инновационные менеджеры» [9].

Официальный подход к профессиональным качествам руководителя образовательного учреждения закреплен в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих [10].

Справочник оперирует понятием «компетентность». Под компетентностью в документе понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия. Определены основные составляющие компетентности руководителей образовательных учреждений:

профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, информационная компетентность и правовая компетентность.

Таким образом, в квалификационных характеристиках закреплены базовые компетентности, составляющие руководителя образовательного учреждения. Каждая группа компетентностей предполагает свой набор компетенций, задача их конкретизации, безусловно, остается за исследователями. Попытки конкретизировать набор компетенций предпринимаются рядом исследователей, в том числе и автором данной статьи. Под компетентностью руководителя муниципального образовательного учреждения нами понимается интеграция базовых компетенций, позволяющая руководителю качественно выполнять свои трудовые функции. Задачей нашего исследования является конкретизация набора базовых компетенций, их содержания и уровней проявления, инструментов оценки и критериев соответствия занимаемой должности.

Мы сопоставили требования к директору школы, представленные в Законе «Об образовании» и в квалификационном справочнике и соотнесли их с базовыми компетенциями, необходимыми для выполнения трудовых функций. В статье представлен фрагмент сравнительной таблицы (Таблица 1), полностью результаты сравнения представлены в монографии автора «Аттестация руководителей муниципальных образовательных учреждений».

Таблица 1.

Компетенции и трудовые функции директора школы

Область компетенций Компетенции и ответственность по Закону «Об образовании» Трудовые функции по Квалификационному справочнику

Правовые компетенции - Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемых в пределах собственных финансовых средств; -Осуществление руководства ОУ в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом ОУ.

- Разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение; - Разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов;

Финансово экономические компетенции - Привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита; - Обеспечение системной образовательной (учебновоспитательной) и административно-хозяйственной (производственной) работы ОУ; - Привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом ОУ дополнительных источников финансовых и материальных средств.

Организационные компетенции - Самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и настоящим Законом; - Формирование контингента обучающихся (воспитанников, детей), обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся, во время образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников, детей) и работников ОУ в установленном законодательством РФ порядке

Проведенный анализ представляет веер требований к руководителю

образовательного учреждения. К сожалению, существует определенная несогласованность в предъявляемых требованиях. В своем исследовании мы взяли за основу официальные документы, регламентирующие набор требований к руководителю. Прежде всего - это «Закон об образовании», «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Анализ этих документов выявил наличие ключевой связи. Ниже приводятся положения, которые так или иначе отражены в названных документах.

- Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса;

- Подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

- Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

- Установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования;

- Самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида ;

- Установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

- Предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования);

- Обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;

- Координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом;

- Использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий;

- Самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации.

Квалификационный справочник определяет двадцать семь функций, которые должен выполнять руководитель образовательного учреждения в рамках своих полномочий.

Проанализируем результаты исследования, проведенного среди руководителей муниципальных образовательных учреждений. В опросе приняли участие более 300 человек, руководители, заместители руководителя муниципальных образовательных учреждений. Целью исследования явилось определение важности, значимости и частоты выполнения трудовых функций, определенных в тарифно-квалификационном справочнике в их ежедневной практической деятельности.

К очень важным функциям согласно опросы были отнесены следующие функции руководителя:

1. Осуществление руководства ОУ в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом ОУ

2. Обеспечение системной образовательной (учебно-воспитательной) и административно-хозяйственной (производственной) работы ОУ

3. Обеспечение реализация федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований

4. Обеспечение охраны жизни и здоровья, обучающихся во время образовательного процесса

5. Соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников, детей) и работников ОУ в установленном законодательством РФ порядке

6. Определение стратегии, целей и задач развития ОУ, принятие решений о программном планировании его работы

7. Принятие решений об участии ОУ в различных программах и проектах

8. Обеспечение соблюдение требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам, результатам деятельности ОУ и к качеству образования

9. Обеспечение непрерывного повышения качества образования в образовательном учреждении

10. Совместно с советом ОУ и общественными организациями осуществление разработки, утверждения и реализации программ развития ОУ, образовательной программы ОУ, годовых календарных учебных графиков, устава и правил внутреннего трудового распорядка ОУ.

11. Поддержание благоприятного морально-психологического климата в коллективе

12. Распоряжение бюджетными средствами в пределах своих полномочий

13. Обеспечение результативности эффективность использования бюджетных средств

14. Утверждение структуры и штатного расписания ОУ и др.

Дополнительного исследования требует вывод о функциях, которые «не

используются никогда» или «очень редко». К этой категории функций респонденты отнесли:

1. Формирование фонда оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую часть.

2. Организацию и координацию реализации мер по повышению мотивации работников к качественному труду по повышению престижности труда в ОУ.

3. Создание условий, обеспечивающих участие работников в управлении ОУ.

4. Обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества с органами государственной власти.

5. Обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества с гражданами.

6. Учет и хранение документации.

Следует предположить, что большая часть образовательных учреждений, что составило 78% от общего числа респондентов работает через систему централизованной бухгалтерии, что, естественно не мотивирует руководство к освоению навыков самостоятельного решения финансовых вопросов. Мало того, приходится наблюдать на совещаниях, нерыночное поведение и

соответствующие высказывания руководителей, что «бухгалтер должен вникать в финансовые вопросы, это не сфера компетенции руководителя».

Отсутствие или недостаток финансовой самостоятельности, высокий уровень заорганизованности, поток периодической отчетности создают противоречивую ситуацию на пути ожидаемых от образовательных учреждений изменений.

С одной стороны, государство приветствует рыночную активную позицию, демонстрацию лидерских качеств, умение создать инновационную команду, образовательное учреждение как культурно-образовательный центр с особым колоритом и воспитательными традициями, стремление к самостоятельности со стороны образовательных учреждений, как в реализации образовательного процесса, так и ведения хозяйственной деятельности.

Но с другой стороны, чтобы реализовать данную самостоятельность требуется недюжинный энтузиазм, ежедневное преодоление бюрократических барьеров, созданных в бюджетной системе финансирования и прочих трудностей реальной жизни от школьных туалетов и лампочек до детской преступности, а еще учет требований госпожнадзора и СЭС в условиях перманентного дефицита или полного отсутствия финансирования статей, обеспечивающих соответствие данным требованиям.

Муниципальное образовательное учреждение это особая социальноэкономическая система со сложнейшим механизмом управления.

Руководить современным образовательным учреждением в настоящее время не проще, и не менее ответственно, чем любым производством. Воспроизводство человеческого капитала, которым собственно и занимается система образования от дошкольного до высшего образовательного учреждения - это одна из основных функций системы образования.

Кроме вопросов стратегического развития, что обычно решает высшее руководство предприятий в рыночных условиях, руководитель

муниципального образовательного учреждения в реальной практике обязан решать стратегические, тактические и оперативные задачи по всем направлениям деятельности образовательного учреждения ежедневно - это определено Законом «Об образовании», и другими нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность образовательного учреждения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время набор функций руководителя образовательного учреждения и требований к нему от всех инстанций, так или иначе курирующих его деятельность, постоянно расширяется.

Если рассматривать с позиций управления производством в рыночных условиях, то требования к руководителю образовательного учреждения должны быть близки к требованиям к любому менеджеру рыночного сектора. Это финансовая грамотность, умение привлекать инвестиции в развитие, умение создать команду профессионалов, умение создать условия для того, чтобы эта команда продуктивно работала на результат, привлечение инновационных технологий, как в производственный процесс, так и в управление человеческим капиталом. Кроме этого обладание набором качеств менеджера, который достаточно описан в научной литературе, например в исследовании Ричарда Бояциса [11].

В итоге результатом деятельности руководителя должны стать:

- образовательное учреждение, в котором хотят работать талантливые учителя, то есть высокий уровень мотивации к творческой и инновационной деятельности удовлетворенных трудом работников образования (высокий уровень мотивации и удовлетворенности трудом);

- рост числа родителей, желающих привести своих детей именно в это образовательное учреждение ;

- рост числа учащиеся, которые любят свою школу, потому что там интересно, серьезно, все по - взрослому, по - настоящему (достижения обучающихся по реализуемым направлениям образования);

- высокая мотивация учащихся на развитие личностных качеств и возможность проявить лучшие, получить признание сверстников, ощутить

радость успеха и горесть поражений в дружественной нравственной среде (реализация проектов, реальных дел, позитивный имидж образовательного учреждения) и др.

Таким образом, в исследованиях преобладает психолого-педагогический подход к определению компетенций руководителя образовательного учреждения. Подчеркивается, что руководитель, прежде всего педагог, учитель - мастер, методист, имеющий авторитет среди учителей. И предполагается, что этот авторитет он может заработать только на педагогической стезе. Пора задать вопрос, кто создаст «Нашу новую школу» руководитель «учитель - мастер», педагог, хороший человек, который дает прекрасные уроки, но при этом ничего не смыслит в финансовой сфере, управлении коллективом и конфликтами?

На наш взгляд необходимо открыть путь в школу руководителям с опытом управления предприятием в рыночных условиях хозяйствования. К тому же любой руководитель организации, предприятия, фирмы выполняет функцию педагогическую, воспитательную. Выполнение педагогических функций сопровождает работу руководителя- менеджера любого звена от низшего к высшему. Следует подчеркнуть, что опыт управления для успешного руководства образовательным учреждением важен и приоритетен при назначении на должность. Поэтому необходимо принимать к участию в конкурсах на замещение вакантной должности руководителя образовательного учреждения заявления от лиц, имеющих опыт успешного управления организацией, предприятием, фирмой. В настоящее время это невозможно, так как в квалификационных характеристиках и в положениях об аттестации руководителей образовательных учреждениях закреплено, что руководитель образовательного учреждения должен иметь стаж педагогической деятельности не менее пяти лет.

Создавшуюся проблему может решить развивающаяся в Российской Федерации система оценки и сертификации квалификаций или лицензирования на право ведения деятельности. Получение объективной

оценки профессиональной компетентности, в специализированных центрах, подтверждающих готовность и дающей право, претендовать на должность руководителя образовательного учреждения позволит сделать систему образования более открытой.

В иных условиях «старой» школе придется ждать, когда педагог мастер, станет рыночником и хозяйственником. Опыт показывает, что многие становятся, но это эволюционный путь.

Таким образом, в результате исследования сформулированы следующие выводы:

- В научной литературе продолжается дискуссия о компетентности и компетенциях руководителя образовательного учреждения. Самым современным, на наш взгляд, в исследованиях, данной проблемы является подход Л.М. Асмоловой, которая весь набор компетенций делит на области: правовых компетенций; финансово-экономических компетенций; эргономических компетенций; кадровых и методических компетенций; организационных компетенций; психолого-педагогических компетенций; управленческих компетенций. Данный подход в определении содержания компетенций руководителя ОУ включает весь набор трудовых функций, необходимых для реализации новых задач по управлению и муниципальным образовательным учреждением.

Следовательно, система дополнительного образования, осуществляющая повышение квалификации и переподготовки руководителей должна формировать именно этот набор компетенций. Большинство подходов к определению компетентности и компетенций сформированы в педагогических исследованиях, в которых преобладает психологопедагогическая составляющая компетенций, в ущерб управленческой.

- В большей части педагогических исследований, рассматривающих компетенции руководителя, не анализируются документы сферы труда, в частности Квалификационный справочник работников образования.

- Понятийный аппарат педагогических исследований, посвященных анализу компетенций руководителя, существенно отличается от понятийного аппарата, используемого в сфере труда.

В исследованиях компетенций руководителя не достаточно представлена ориентация на результаты деятельности образовательного учреждения, и персональные результаты руководителя.

- Исследований, посвященных изучению особенностей управленческих компетенций руководителя муниципального образовательного учреждения недостаточно.

- В современных условиях требуется конкретизация трудовых функций и компетенций, необходимых для качественного их выполнения, закрепленных в профессиональном стандарте руководителя муниципального образовательного учреждения.

- Необходимость формирования компетенций руководителя, требует внедрения инновационных подходов повышения квалификации и переподготовки.

Список использованной литературы

1. Национальная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] : http:// президент рф/ news/ 6683

2. Гришина И.В. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования: Монография. СПб.: СПбГУПМ, 2002.- С.103.

3. Булавенко О. Сущностные характеристики профессиональной компетентности.[Текст] // Школьные технологии .- 2005 .- №3.- с.40; Гаджиев Г. Управленческая культура будущего руководителя в образовании. [Текст] //Стандарты и мониторинг в образовании .- 2007 .- №5 .-с.54 и др.

4. Водянский А. Что тормозит инновационные процессы в школе? // Народное образование. - 2009. - № 8.-С. 77-81; Гликман И. Как стимулировать педагогический труд // Народное образование.- 2004. - №4. - С. 109 -114; Жаркова Е. Руководитель школы в целостной системе управления // Народное образование. - 2008. - №8. С.73-79; Каменский А. «Наша новая школа»: мечты или реальность? // Народное образование. - 2009. - №8. С.21-23; Лебедев О. Кто вы, директор школы? // Народное образование.-2008.-№4. - С. 142-150.

5. Федеральный закон Российской Федерации № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от12 января 1996 (ред. от 16.11.2011) "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012; Федеральный закон Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

6. Боровик В.Г. Об изменениях в порядке лицензирования образовательной деятельности.// [Текст] Администратор образования, № 10, 2011. С.69 - 78.; Положение о лицензировании образовательной деятельности. Постановление Правительства РФ от 16 марта 2011г. № 174;

Боровик В.Г. О требованиях нового положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций.// Администратор образования .№ 9,11. 2011.- С. 76-86; С.64-76.

7. Кричевский В.Ю. Очерки истории и теории управления образованием. - СПб.: СПбГУПМ, 2001. - С.28

8. Гришина И.В. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект

исследования: Монография. СПб.: СПбГУПМ, 2002.- С. 1-2-103; Гришина

И.В.Профессиональная компетентность директора школы :Теория и практика формирования.дис.. .док.. .пед. наук, 2004

9. Пучкова Т. Директор школы как инновационный менеджер образовательного учреждения (кадровый аспект) // Теория и практика общественного развития. - 2010. - № 3.

10. Квалификационные характеристики должностей работников образования (раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей специалистов и служащих) - Сборник нормативных правовых актов с комментариями под ред. В.Н. Понкратовой, Ж.П. Осипцовой. - М.: Издательство МИСИС, 2009. 94 с.

11. Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы. Пер. с англ. М.: ГИППО, 2008.-352с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.