УДК 378.048.2
совершенствование кадровой политики в образовательных учреждениях высшего и профессионального образования в условиях введения профессионального стандарта «педагог профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования»
Статья посвящена проблеме совершенствования кадровой политики в образовательных организациях в условиях введения профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования».
Способы переноса требований профессионального стандарта в практику управления персоналом образовательной организации, совершенствование технологий, регулирующих трудовые отношения между руководителями и профессионально-педагогическими работниками, набора, отбора, оценки, аттестации, обучения и профессионального развития профессионально-педагогических кадров представлены в статье как составляющие кадровой политики в образовательной организации. Рассмотрены вопросы методологии и содержательные аспекты использования профессиональных стандартов в системе управления персоналом в образовательной организации.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, образовательная организация, профессионально-педагогические кадры, кадровая политика, управление персоналом, технология управления персоналом.
fl. A. WunuflUHa L. A. Shipilina
improvement of staff polícy iN educatíonal institutions of higher education and professional training under conditions of introducing the professional standard «teacher of vocational training, professional education, additional professional education»
The article is devoted to the problem of the staff policy improvement in educational organizations under conditions of introducing the Professional Standard «Teacher of vocational training, professional education, and additional professional education».
Methods of transferring the demands of the Professional Standard into the practice of personnel management of an educational organization, improvement of technologies, regulating labour relations between managers and professional pedagogical employees, recruitment, selection, evaluation, certification, training and professional development of professional pedagogical staff are represented in the article as the components of the staff policy in a professional organization. The questions of methodology and substantial aspects of applying the Professional Standards to the system of the personnel management in a professional organization are considered.
Key words: Professional Standard, educational organization, professional pedagogical staff, staff policy, personnel management, technology of personnel management.
Современные социально-экономические условия в России обусловливают острую необходимость пересмотра правил игры на рынке труда и, в частности, на рынке образования. Кризисные проявления в экономике, социальной сфере являются следствием проявления многих причин. Среди этих причин выделим острую, требующую незамедлительного решения проблему несоответствия профессионально-квалификационной структуры занятости населения существующим уровням профессионального образования. Иначе говоря, непрофессионализм. Неслучайно в конце 2016 года при традиционном подведении итогов многими политиками, экономистами, учеными год уходящий характеризовался как год торжествующего непрофессионализма. Сложившаяся ситуация подтверждает актуальность введения профессиональных стандартов в практику кадровой политики организаций.
В системе образования, конкретно в системе высшего и, особенно, в системе профессионального образования,
проблема профессиональной компетентности преподавателей и педагогов актуализируется в ситуации отсутствия у многих из них базового педагогического и профессионально-педагогического образования. Например, в профессиональном образовании (образовательные организации СПО) около 75-80 % преподавателей дисциплин профессионального цикла не имеют педагогического образования, а в прошлом являлись инженерными работниками. Не говоря уже о том, что они должны иметь профессионально-педагогическое образование (ППО) [1]. Как показывают наши исследования, для Омского региона это состояние является также характерным.
В педагогических исследованиях и в образовательной практике чаще всего рассматриваются проблемы «чему учить?», «на чем учить?» и «как учить?», а проблема «кто будет учить?» остается в тени. На протяжении десятилетий высококвалифицированных специалистов в вузах, высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего
звена в образовательных организациях профессионального образования готовят быть таковыми специалисты из разряда опытных «предметников», т. е. юристов, экономистов, инженеров, менеджеров, технологов, и список можно продолжить. Безусловно, большая часть из них действительно специалисты своего дела. Но задача преподавателя и педагога заключается в том, чтобы не просто научить будущих специалистов тому, что сами знаем, но и сделать это педагогически компетентно. Так, чтобы они могли, выйдя на производство, быть изначально самостоятельными в своей профессии, конкурентоспособными, умело адаптирующимися к изменениям на производстве и рынке труда. Этого требуют новые подходы, сложившиеся в профессиональном образовании за последнее десятилетие и характеризующиеся ориентацией на результат, оценкой со стороны потребителей, гибкостью образовательных программ, увеличением ресурсоемкости программ, непрерывной актуализацией содержания подготовки, переходом от автономной деятельности преподавателя к работе в команде, преемственностью в реализации основных профессиональных образовательных программ. Знаниевый подход в реализации профессиональной подготовки повсеместно вытесняется модульно-компетентностным; локализация образовательного процесса в одном образовательном учреждении вытесняется сетевыми моделями организации образовательного процесса; на смену информатизации приходит ИКТ-насыщенная образовательная среда [2].
Перед педагогом профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования сегодня ставятся задачи поддержки обучающегося в его самостоятельной познавательной деятельности, обеспечения возможности приобретения обучающимся практического опыта, стимулирования процесса учения, организации работы группы и т. п. Качественные изменения в деятельности педагогов связаны с возрастанием значимости компетенций в области педагогического проектирования, создания практико-ориентированной образовательной среды, сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, формирования и оценивания компетенций, организации самостоятельной работы, обеспечения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
За продолжительные годы реформирования профессионального образования проблема профессионализма и компетентности профессионально-педагогических кадров систематически поднималась на различного уровня научных конференциях, форумах, звучала в управленческих отчетах и планах различного уровня. Фактически проблема так и не была решена, потому что реальные механизмы ее решения отсутствовали: Единый квалификационный справочник должностей, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и рабочих профессий не дают точного, научно обоснованного ответа на вопрос о требованиях к профессионально-педагогической деятельности и компетентности. Справочники ограничиваются слабо структурированным, фрагментарным описанием должностных обязанностей, знаний, требований к образованию и стажу работы [3].
В последние годы развитие Национальной системы квалификаций и ее ключевого элемента - Профессионально-
го стандарта, призванного описать трудовую деятельность сотрудника (работника) в логике деятельностного и компе-тентностного подходов, определить и оценить результаты его труда, - характеризует появление реальных инструментов повышения эффективности системы работы с персоналом организаций.
С утверждением профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования» и введением его в действие с 1 января 2017 года появляется возможность практически решить назревшую проблему профессионализации педагогических кадров для высшего и профессионального образования, совершенствовать кадровую политику в образовательных организациях ВО и СПО. Профессиональный стандарт разработан с целью совершенствования деятельности профессионально-педагогических работников и является нормативным документом для руководителей и специалистов подразделений управления персоналом образовательных организаций, реализующих программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров; специалисты в области сертификации персонала, разработчики государственных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ; психологи и профконсультан-ты, оказывающие населению услуги в области профессионального самоопределения и построения профессиональной карьеры, также будут руководствоваться в своей деятельности этим документом. Рассматривая значимость профессионального стандарта в плане деятельности педагога профессионального обучения, можно сказать, что это многофункциональный документ, систематизирующий виды профессионально-педагогического труда, выполняемого профессионально-педагогическими работниками при реализации профессиональных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров для видов экономической деятельности, и требования к необходимым для этого компетенциям педагога профессионального обучения [4]. Значение профессионального стандарта для сферы высшего и профессионального образования многопланово и многоаспектно. Это инструмент для реализации стратегии образования и повышения его качества, оценки квалификационных уровней профессионально-педагогических кадров, регулирования кадровых вопросов и трудовых отношений. Объективно, профессиональный стандарт призван значительно повысить интерес специалистов к профессионально-педагогической деятельности, увеличить их ответственность за результаты профессионально-педагогической деятельности, избавить их от выполнения ненужных функций и помочь сконцентрироваться непосредственно на прямых обязанностях. Кроме всего прочего, профессиональный стандарт - это инструмент мотивации педагога, побуждающий его к постоянному и непрерывному повышению квалификации.
В основу разработки профессионального стандарта положена методология, учитывающая законодательные, экономические, правовые, организационные, информационные и другие аспекты научного обоснования профессиональной деятельности педагога профессионального обучения. Методика функционального анализа деятельности
путем ее последовательной декомпозиции позволила разработать структуру и содержание профессионального стандарта. Профессиональный стандарт как характеристика квалификации описывает вид профессиональной деятельности, а не должность.
С позиций системно-деятельностного подхода под видом профессиональной деятельности понимается с одной стороны, составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций обеспечивающая реализацию этапа производственного процесса и сложившееся в данной области разделение труда, с другой стороны, совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда [5, с. 7]. Трудовые функции выделены по каждой обобщенной трудовой функции в логике процессуального подхода (представлен цикл деятельности) и с учетом объектов (предметов) профессиональной деятельности [3]. В качестве отправной точки анализа использован перечень должностей педагогических работников. Каждая из обобщенных трудовых функций в силу своей автономности может быть выделена в отдельную должность: преподавателя СПО, мастера производственного обучения, методиста и старшего методиста, преподавателя, ассистента, старшего преподавателя, доцента, профессора.
Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения, описывая функции, выполняемые работником в профессионально-педагогической деятельности, а также их структурные составляющие в виде трудовых действий и необходимых для этого знаний и умений, фиксирует не только результат, то есть то, что должно быть достигнуто, но и возможность решения сложной методологической и дидактической задачи «перевода» «языка» профессионального стандарта на «язык» образовательного стандарта. Но это возможно только при учете требований работодателей как к рабочему, так и к педагогу профессионального обучения, который осуществляет профессиональную подготовку этого рабочего [4].
Внедрение стандарта позволяет снять ставшие сегодня очевидными проблемы профессионального образования: неясность комплекса трудовых функций, обеспечивающих функционирование и развитие систем профессионального и дополнительного образования; отсутствие понятных (прозрачных) критериев, позволяющих оценивать уровень квалификации специалистов в области образования и создавать на этой основе систему стимулирования качества профессиональной деятельности и профессионального развития; оторванность подготовки педагогических кадров от реалий образования и перспектив его развития.
Системное, полное описание трудовых функций профессионально-педагогической деятельности в основном и дополнительном профессиональном образовании, представленное в профессиональном стандарте, позволит решить комплекс задач:
- в области управления образовательной организацией - качественное выполнение всех трудовых функций, описанных в профессиональном стандарте и в совокупности обеспечивающих достижение цели(ей) профессиональной деятельности за счет рационального их распределения и организации взаимодействия сотрудников;
- в области подготовки кадров - определения перечня основных и дополнительных образовательных программ профессионально-педагогического образования, разработка их содержания, организационных моделей непрерывного профессионально-педагогического образования.
Профессиональный стандарт в системе высшего и профессионального образования является инструментом для работодателей при оценке квалификации, подборе и расстановке педагогических кадров, разработке систем стимулирования их качественного труда, включая «эффективный контракт», подготовки и повышения квалификации. Знание требований профессионального стандарта как ориентира развития профессионально-педагогической деятельности поможет самим педагогам определить свой профессиональный уровень, планировать повышение квалификации и карьерный рост. Органы власти получают инструмент формирования и реализации кадровой политики в сфере образования, оценки соответствия педагогов требованиям профессионального стандарта. Система непрерывного профессионального образования получает возможность формировать и обновлять образовательные программы, оценивать соответствие подготовки выпускников требованиям профессионального стандарта.
В современных исследованиях по управлению образованием и практике управления образовательными организациями все настойчивее пробивается идея о том, что способность организации эффективно управлять своими сотрудниками, их знаниями является основным источником повышения качества образования, эффективности управления развитием организации [6; 7; 8]. Соответственно, кадровая политика, которую проводит руководство образовательной организации, является важным условием, обеспечивающим ее успех в достижении поставленных целей. Это связано, в первую очередь, с такой особенностью образовательной организации, как роль человеческого фактора в качестве системообразующего, оказывающего непосредственное влияние на достижение организацией результатов, позволяющих ей быть конкурентоспособной на рынке образования. Именно поэтому, и еще потому, что профессионально-педагогическая деятельность подпадает под требования части второй статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации, выполнение требований профессионального стандарта является обязательным [9]. В кадровой политике профессиональной образовательной организации как системе норм и правил, которые определяют отношения педагогического персонала и организации, и в которой сформулированы принципиальные установки руководства по работе с персоналом на долгую перспективу, с введением профессионального стандарта педагога на первый план выходит профессиональная компетентность работников как основная ценность организации.
Технологию внедрения профессионального стандарта в систему работы с кадрами возможно представить следующими шагами:
1) анализ руководством профессиональной образовательной организации описания в профессиональном стандарте трудовых функций профессионально-педагогических работников, квалификационных уровней;
2) формирование рабочей группы по внедрению профессионального стандарта в практику управления персоналом;
3) обучение членов рабочей группы по вопросам применения профессиональных стандартов в работе с кадрами;
5) разработка планов внедрения профессионального стандарта в кадровые процессы системы управления персоналом. Под кадровыми процессами понимается совокупность последовательных действий для достижения определенного результата кадровой политики путем рационального использования интеллектуальных, трудовых и материальных ресурсов в соответствии с действующим законодательством и организационно-правовыми основами, принципами, функциями и методами современного управления [10];
6) реализация плановых мероприятий;
7) анализ результата внутреннего аудита и реализации плана, формирование спектра управленческих решений по изменениям кадровых процессов;
8) разработка и реализация программы мониторинга изменений в кадровых процессах, подготовка материалов для органов управления по актуализации профессионального стандарта [5, с. 15-16].
Специалисты по управлению персоналом выделяют пять групп кадровых процессов:
1) формирование профессиональной команды (планирование, набор, отбор, формирование системы оплаты и нормирования труда персонала, адаптация (обучение));
2) контроль результативности профессионально-педагогической деятельности (аттестация, оценка);
3) развитие кадрового потенциала (формирование кадрового резерва, перемещение, повышение квалификации, обучение);
4) кадровое делопроизводство;
5) организация корпоративной социальной политики [11].
Несмотря на объективную необходимость стандартизации профессионально-педагогической деятельности, в профессионально-педагогическом сообществе сегодня сложилось неоднозначное отношение как к самому профессиональному стандарту, так и к процессу его внедрения. Анализ исследования мнений профессионально-педагогических работников высшего и профессионального образования, проведенный нами в начале 2017 года в связи с введением в действие профессионального стандарта педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования, позволил получить данные, которые совпадают в целом с данными, полученными в свое время Е. А. Ямбургом при анализе отношения педагогов общего образования к профессиональному стандарту «Педагог» [12]. Как и в исследовании Е. С. Ямбурга, нами выявлено три сценария развития события: сценарий первый - скептический «Введение стандарта ничего не даст. Как работали, так и будем работать» (30 % от числа опрошенных); сценарий второй - пессимистический «Станет гораздо хуже, чем было» (30 %); сценарий третий - оптимистический «Новый стандарт профессиональной деятельности вернет нас к сути педагогической деятельности» (40 %). Данные опроса свидетельствуют о неверии значительной части профессионально-педагогического сообщества в возможность профессионального
стандарта стать действенным инструментом для вывода российского высшего и профессионального образования из кризисного состояния. Поэтому для повышения действенности реализации требований профессионального стандарта при его введении в практику образовательной и управленческой деятельности необходимо предусмотреть риски для их последующей минимизации в технологии кадровой политики в профессиональных образовательных организациях. Выделяются следующие риски:
- когда речь идет о сфере образования, неприятие до сих пор вызывает сам термин «стандарт»; многие считают, что с приходом профессионального стандарта из содержания профессионально-педагогической деятельности уйдут свобода и творчество, все ее многообразие будет сведено к нескольким формализованным функциям;
- высказываются опасения по поводу чрезмерного завышения требований к преподавателю, выполнение которых не под силу одному человеку;
- в профессиональном стандарте видят только инструмент манипулирования педагогами, закрепления их зависимости от административных решений.
Перечисленные риски имеют место по многим причинам, одна из них - это недостаточная информированность преподавателей и педагогов, которая не позволяет дать документу объективную оценку. Эта причина является легко устраняемой. Вторая и очень важная причина - это боязнь перемен, которые стали в образовании перманентными, но отнюдь не приносящими реальных положительных результатов, не оказывающими существенного влияния на повышение качества образования, конкурентоспособность нашего отечественного образования и его специалистов. Констатируя этот факт, все-таки хочется сказать: перемены неотвратимы. Они уже наступили, и нам нужно быть готовыми работать в условиях этих перемен, чтобы «подготовить обучающихся к их будущему, а не нашему прошлому...».
1. Жуков Г. Н. Подготовка выпускников профессиональных образовательных организаций к занятости на рынке труда // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : материалы 20-й Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 22-23 апреля 2015 г. / науч. ред. д-р пед. наук, проф. Е. М. Дорожкин, д-р пед. наук, проф. В. А. Федоров. Екатеринбург : ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун.-т», 2015. Т. I. С. 70-73.
2. Блинов В. И., Батрова О. Ф., Есенина Е. Ю., Факто-рович А. А. Профессиональные стандарты: от разработки к применению // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 5-14.
3. Блинов В. И., Есенина Е. Ю. Развитие концептуальных подходов к стандартизации в профессиональном образовании // Образование и наука. 2013. № 7. С. 17-35.
4. Дорожкин Е. М., Тарасюк О. В., Осипова И. В. Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения как современный нормативный документ ориентиров профессионально-педагогической деятельности // Профессиональное образование и рынок труда. 2014. № 1. С. 28-30.
5. Данилова Н. В., Федотова В. В., Шинявская С. И., Пур-това Н. В. Алгоритм и принципы внедрения профессиональных стандартов в систему управления персоналом организации. Екатеринбург : УрФУ, 2016. 76 с.
6. Разработка программ подготовки профессорско-преподавательского состава к проектированию образовательного процесса в контексте компетентностного подхода : монография / под ред. Г. А. Бордовского, Н. Ф. Радионовой, А. В. Тряпицына. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 243 с.
7. Зарыгин В. А. Формирование профессиональной компетентности специалиста в системе корпоративного обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 22 с.
8. Нечаев Н. Н., Рябков О. А. Управление знаниями в образовательных учреждениях // Вестник Московского госу-
УДК 378
отношение студентов К УЧЕБЕ: основные причины успеваемости и неуспеваемости
Статья содержит результаты исследования, проведенного среди студентов и посвященного сбору и анализу данных об основных причинах успеваемости и неуспеваемости студентов.
Ключевые слова: отношение к учебе, успех в учебной деятельности, саморазвитие, повышение успеваемости.
Проблема успеваемости сегодня особенно актуальна, так как она напрямую связана с качественной подготовкой будущих специалистов. Между тем не секрет, что в каждом вузе есть некоторое количество студентов, которые отчисляются почти сразу на первом или втором курсах обучения. Бюджетные средства при этом уже потрачены, но эффективной отдачи от их использования не получено. Кроме того, были заняты бюджетные места, которых желающим обучиться данной специальности могло не хватить. Те же из неуспевающих студентов, которые все-таки доучились до старших курсов, могут стать впоследствии плохими специалистами, не обладающими достаточными компетенциями для осуществления своих трудовых обязанностей.
Причины неуспеваемости могут быть разные [1; 2; 3; 4; 5]: нежелание учиться, неспособность учиться, невозможность хорошо учиться, неправильный выбор профессии и, как следствие, потеря интереса к учебе и многие другие. Но результаты плохой учебы могут иметь отрицательные последствия в будущем как для самого человека, так и для экономики и общества в целом. Неквалифицированный специалист неуверен в себе, у него отсутствуют необходимые знания. Вследствие этого он получает более низкую зарплату, у него нет перспектив карьерного роста, а в дальнейшем
дарственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. 2009. № 562. С. 209-218.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_34683/ (дата обращения: 19.02.2017).
10. Коваленко Е. Г. Региональная экономика и управление : учебное пособие. СПб. : Питер, 2005. 288 с.
11. Егоршин А. П. Основы организации труда : учебник. М. : Инфра-М, НИМБ, 2014. 384 с.
12. Ямбург Е. А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога. М. : Просвещение, 2014. 175 с.
© Шипилина Л. А., 2017
E. B. Wyntea, B. M. Wyntea E. V. Shulga, V. I. Shulga
students' attitudes toward
sTuDiEs: MAiN REASoNS oF AcADEMic AcHiEvEMENT AND uNDERAcHIEvEMENT
The article contains the results of the research, carried out among the students and dedicated to collect and analyze the data about the main reasons of the students' academic achievement and underachievement.
Keywords: attitudes to studies, success in learning activity, self-development, improving academic achievement.
появляется неудовлетворенность жизнью и психологические проблемы. Государство затрачивает средства на обучение квалифицированных специалистов, но в результате не получает их.
Тема данного социологического исследования коррелирует с психологическим исследованием на тему «Способность к выбору профессии в возрасте 18-19 лет» [4], проведенным нами ранее. Однако в данном исследовании мы исходили из предположения, что будущая профессия выбрана правильно, нравится студенту и устраивает его.
В университете уже после нескольких месяцев учебы прослеживается четкая дифференциация студентов на тех, кто учится вполне успешно, и тех, чья успеваемость оставляет желать лучшего. Почему некоторые довольно неглупые ребята остаются с тройками, хотя могут демонстрировать лучший результат? Возможно, для этого существуют вполне конкретные причины, одна из которых - определенное отношение к учебной деятельности.
В данном исследовании нас интересовало, какими факторами обусловлен успех в учебной деятельности, можно ли что-то изменить для улучшения ситуации в целом и можно ли что-то сделать, чтобы научиться учиться.
Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского государственного экономического университета и Ом-