ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 662:378
Н. П. Гончарук, В. П. Гатинская, Е. И. Хромова РАЗВИВАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Ключевые слова: профессиональная мобильность, интеллектуальные компетенции, интеллектуализация профессионального образования, непрерывное профессиональное образование, развивающие ситуации, развивающие задания.
Выявлены основные характеристики и содержание профессиональной мобильности будущих инженеров. Нами были обоснованы подходы к конструированию развивающих ситуаций на материале иностранных языков, лежащих в основе технологического обеспечения развития профессиональной мобильности.
Keywords: professional mobility, intellectual competencies, intellectualization of vocational education, continuing vocational
education, developmental situations, developmental tasks.
The main characteristics and the content offuture engineers’ professional mobility were revealed. We substantiated the approaches to the design of developmental situations on the basis of foreign languages that are a foundation of technological ensuring development of professional mobility.
Развитие профессиональной мобильности будущих инженеров необходимо осуществлять в контексте решения проблемы профессиональной самореализации, опираясь на идеи опережающего образования и непрерывного самообразования, а также на принципы фундаментализации и интеграции профессионального образования, многообразия и развивающего характера образовательных структур. Интеграция профессиональной и иноязычной подготовки инженера обусловлена, как требованиями современной экономики, так и процессами глобализации и интернационализации. Глобализация образования проявляется в приоритете международных исследований, совместных научных и образовательных проектов, возрастании академической мобильности, обмене научным опытом, расширении сферы международных контактов. Ориентироваться необходимо не только на рынок труда, но и на интеллектуальный потенциал студента, его индивидуальную стратегию саморазвития и самообразования, личностные потребности в самосовершенствовании и профессиональной самореализации [1,3,4,5].
Рост научного интереса к проблеме развития профессиональной мобильности связан с усилением процессов мобильности современных специалистов, социальных групп в динамично развивающемся, быстро изменяющемся обществе и возрастанием их значимости как важнейшей характеристики процессов социального развития. В условиях глобализации студенты и выпускники технических вузов все больше интегрируется в единое образовательное пространство, постоянно сталкиваются с необходимостью усвоения и переработки иноязычной информации при решении познавательных и профессиональных проблем [2,3].
Формирование интеллектуальных компетенций, играющих роль важнейших компонентов профессиональной культуры инженера становится обязательным условием формирования профессиональной компетентности, как способности эффек-
тивно осуществлять профессиональную деятельность. Основное назначение компетентностного подхода состоит в том, что акцент делается на развитие интегративных ключевых и профессиональных компетенций студентов, обеспечивающих готовность использовать освоенное содержание образования для решения познавательных, ценностноориентационных, коммуникативных задач и профессиональных проблем. Только тогда инженерное образование становится механизмом, обеспечивающим опережающее развитие личностных и профессиональных качеств специалистов для наукоемких, интеллектоемких экономик [1,3,7,17].
Динамика социально-экономических изменений, развитие интеграционных процессов в мировом образовании обуславливают потребность в личности, способной к профессиональной иноязычной коммуникации, адекватной культурной самоидентификации, активной самореализации. Теперь от инженера требуются не столько знание иностранного языка, сколько готовность и способность эффективно участвовать в межкультурном взаимодействии. Все более востребована профессиональная гибкость и культурная мобильность в качестве необходимого условия успешного социального и профессионального функционирования современного специалиста, расширения перспектив жизненных шансов на успех.
В педагогических исследованиях к этому понятию «профессиональная мобильность» начинают обращаться сравнительно недавно. В работах Б.М.Игошева изучается профессиональная мобильность педагога, которая определяется как динамическое качество личности, обуславливающее успешность ее адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, способность осваивать инновации в образовании, готовность к самосовершенствованию, саморазвитию и реализации себя в педагогической деятельности и профессиональном сообществе [4]. А.А.Реан отмечает, что истинная
адаптация - это всегда активный процесс, будь то активное изменение социальной среды или активное изменение себя. Содержанием адаптации является совокупность новообразований, к которым относится психические качества, знания, умения, свойства интеллектуальной сферы, коммуникативные навыки, компетенции, полученные в результате адаптации. Адаптация всегда включает в себя целый спектр самоизменений, выработку новых качеств, характеристик личности и деятельности, так как речь идет об активном осознанном самоизменении, целенаправленной самокоррекции в соответствии с требованиями меняющихся условий среды [9].
Л.А.Амирова в своей докторской диссертации определяет мобильность, как экзистенциальную ориентацию личности, представленную в ее структуре в виде ценностно-смыслового конструкта, соз-здающего в определенные моменты жизни виды, типы, уровни мобилизации, адекватные требованиям среды. В исследовании автора понимание мобильности связано с выявлением определенного типа (способа) реагирования личности на окружающую (прошлую, настоящую, будущую) действительность, продуцирующего конкретную жизненную стратегию поведения и деятельности, определенную жизненную позицию личности в смысле ее отношения к миру, которая одновременно составляет существо личностной деятельности [5].
Способ и адекватность реагирования на происходящие изменения, способность принимать правильные решения в кратчайшие сроки, и способность к внутренним изменениям и адаптации к новым условиям внешней среды (подвижность в жизни и поведении человека) являются скоростными факторами возникновения и торможения нервных процессов человеческого мозга. Сказанное определяет необходимость осмысления сущностных характеристик понятия «мобильность» с помощью психологических знаний. В психологии мобильность определяется, как способность сконцентрироваться, собранность, готовность к действию, умение быстро и правильно принять решение [5,7,9,17]. Такая готовность актуализирует целый ряд психических процессов: внимание, память, мышление, речь, воображение.
Лингводидактическое осмысление проблемы формирования профессиональной компетентности выпускника технического вуза в целом и развития профессиональной мобильности студентов в процессе изучения иностранных языков характеризуется сегодня особой актуальностью. Это связано с необходимостью выявления развивающих возможностей процесса обучения иностранному языку, потенциалу этих учебных предметов в развитии профессиональной, культурной мобильности будущих инженеров. Иностранный язык, как учебный предмет, обладает огромными возможностями, определяющими профессиональную состоятельность современного специалиста, в том числе его способность быстро и эффективно реагировать на изменяющиеся обстоятельства профессиональной деятельности [12]. Наиболее востребованными сегодня являются такие черты языковой личности, которые
позволили бы человеку вписываться в постоянно изменяющееся социальное пространство. Вторичная социализация - приобщение к социокультурным особенностям иного (иноязычного) жизненного (бытового, профессионального и др.) пространства -позволяет сформировать соответствующие личностные установки и ценности. Согласно словарю
А.С.Хорнби быть мобильным означает быть подвижным, способным к быстрому передвижению с места на место, легко и часто меняться, демонстрировать быстроту мышления, смену эмоциональных состояний [14].
В целях нашего исследования необходимо наполнить понятие «профессиональная мобильность» таким содержанием, которое было бы востребовано с позиций профессиональной подготовки инженера, образовательного процесса, в которых формирование данного качества является одной из социально востребованных целей обучения и воспитания. Уточнение определения понятия «профессиональная мобильность» связано со следующими соображениями. Профессиональная мобильность специалиста определяется готовностью к непрерывному самообразованию, стремлением осваивать новые достижения в профессиональной сфере на базе полученного образования. Особую роль здесь играет мотивация самообразования, его направленность на активное освоение последних профессиональных достижений, на расширение сферы деятельности. Профессиональная мобильность связана с такими качествами, как способность отказаться от стереотипов мышления, готовность к освоению новых технологий познавательной и профессиональной деятельности, способность к творческому мышлению, созидательное отношение к миру (креативность). Таким образом, профессиональная мобильность - один из высших ориентиров саморазвития специалиста, наличие которого свидетельствует о его высокой социально-профессиональной подготовке.
Мобильность способствует гибкому многовариантному восприятию происходящих изменений и актуализирует интеллектуальный потенциал при выборе возможных вариантов решения жизненных, профессиональных проблем, планировании поставленных целей собственной интеллектуальной деятельности, средств их реализации, модификации своих действий, прогнозировании стратегий профессиональной самореализации, путей самоизмене-ния и саморазвития. Она невозможна без таких качеств как готовность к принятию необычной информации, гибкость и многовариантность оценок происходящего, готовность использовать приемы стимулирования и самонастройки работы собственного интеллекта, творческая инициатива, творческое мышление, рефлексивные способности [1,6].
Таким образом, под профессиональной мобильностью специалистов мы понимаем такое интегративное интеллектуальное качество, которое обеспечивает способность оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в профессиональной деятельности; гибко адаптироваться к ним; перестраивать (корректировать) в соответствии с
происходящими изменениями свои действия; быстро ориентироваться в наступающих изменениях в своей профессиональной области и активно содействовать внедрению передовых достижений науки, техники и технологии [1,2].
Источником мобильности специалиста выступает его индивидуальный интеллектуальный опыт. Одним из показателей интеллектуальной зрелости, как считает М.А.Холодная, является открытая познавательная позиция, о которой можно судить по ряду специфических состояний индивидуального ума: широта умственного кругозора; осознание возможности множества разнообразных мысленных «взглядов» на одно и то же явление, необходимости учета точки зрения другого человека, а также способность синтезировать разные познавательные позиции в условиях диалога с другими людьми; особое отношение к парадоксам и противоречиям, связанное с готовностью принимать любые необычные сведения без каких-либо субъективных защитных искажений [7,18].
Однако, исследования показывают, что постоянно снижается уровень информационного соответствия обучаемых и информационной насыщенности окружающей среды, а также общий уровень интеллектуальных компетенций, готовности к непрерывному самообразованию, необходимому выпускникам учебных заведений для успешной социальной и профессиональной адаптации в реальной жизни [7,8,17]. М.Барбер пишет, что хотя информационное общество - это бесспорный факт, во многом остается неясным, какую пользу и кому оно принесет. Несомненно, что только хорошо образованные люди смогут быть активными гражданами в информационном обществе. Если мы будем продолжать недодавать образование довольно большой группе молодежи, мы получим в итоге не просто разочарованных, недовольных и потерянных людей, а нечто худшее. Мы создадим изгоев - тех, кто живет в нашем обществе, но к нему не принадлежит [13].
В этой связи необходимо подчеркнуть роль иностранного языка как одного из средств, расширяющих доступ к информации. Его востребованность, как инструмента информационного обеспечения, обусловлена тем, что современный мир по своей природе очень динамичен: возникают новые информационные технологии, новые сферы деятельности, новые коммуникативные техники и новые средства общения. Потребность оперативно овладевать последними достижениями в области науки, техники и производства обеспечивается благодаря развитию умений чтения и понимания иноязычной литературы, причем сведения, которые получает специалист, пользуясь иноязычными способами кодирования, являются актуальными по времени, аутентичными по содержанию.
Умения эффективного чтения в условиях бурного развития информационных и коммуникативных технологий трансформируются в сложные интегрированные системы умственных действий, которые непрерывно развиваются, подвергаясь дальнейшему обобщению и свертыванию [3,7]. В процессе овладения иноязычным общением студент
вынужден создавать для ее переработки специальный инструментарий, основу которого составляют базовые умственные операции: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, умение отделять главное от второстепенного и т.д. Это свидетельствует о том, что процессы получения, переработки и хранения данных, процессы освоения новой информации, являющиеся по сути общими для когнитивной деятельности специалистов при оперировании родным или иноязычным кодом. Но они подвергаются интенсивному воздействию со стороны обучающего контекста при овладении иноязычным общением.
Изучение иностранных языков открывает новые грани культуры и стили познания, новые аспекты видения мира, все это оказывает огромное влияние на формирование мобильной личности. При овладении иноязычным общением студент постоянно погружен в деятельность активного реагирования. Причем активизируемые действия разнообразны: это восприятие и понимание нового, осмысленное воспроизведение изучаемого материала, творческий процесс создания новой информации. В ходе овладения иностранным языком активизируются такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, речь, воображение, развиваются связанные с ними способности, развивается интеллект, обеспечивающий успех в решении разнообразных задач. Как результат, специалистам, владеющим иностранным языком, свойственна склонность к критическому мышлению, у них более развито воображение и познавательный интерес, они обладают более высоким творческим потенциалом и более быстрой обучаемостью, они более склонны к инновационной деятельности [11,12].
Поскольку иноязычная деятельность характеризуется коммуникативностью, целенаправленностью, мотивированностью, творчеством, ситуатив-ностью, то становится понятным, почему в настоящее время технология создания и анализа развивающих ситуаций становится все более распространенной в преподавании иностранных языков [10,11].
Для формирования у студентов в процессе изучения иностранных языков компонентов профессиональной мобильности в нашем исследовании сконструированы и апробированы на практике следующие виды развивающих ситуаций.
• Ситуации стимулирования ценностносмысловой сферы студентов, актуализации личностного опыта студентов, потребности в непрерывном самообразовании.
• Ситуации актуализации индивидуального ментального опыта студентов, способствующие самопознанию, обогащению индивидуальных интеллектуальных стилей, изучению новых техник работы с информацией, приемов интеллектуальной деятельности.
• Ситуации личностного саморазвития и профессионального самоопределения, как средства адаптации к новым условиям, развития качеств мобильности.
• Ситуации рефлексии, направленные на осознание студентами индивидуальных интеллекту-
альных ресурсов, трудностей и барьеров учебной, познавательной и профессиональной деятельности.
• Ситуации активизации самостоятельности, критического мышления, которые создают условия для построения индивидуальных траекторий непрерывного самообразования и саморазвития [1,2, 6].
Основным содержанием развивающей ситуации являются развивающие задания, способствующие преодолению учебно-познавательных, информационных, межличностных, коммуникативных, нравственных, правовых, экологических, эстетических барьеров и развитию интеллектуальной сферы. Развивающее иноязычное задание (РИЗ) - узловой момент развивающей ситуации, собирающий все содержание планируемого в соответствии с программными установками профессионально ориентированного обучения иностранному языку, который «разворачивается» из задачи.
Однако, как считает В.В.Сериков, не всякая образовательная ситуация может считаться личностно-развивающей. Она становится ею только тогда, когда способствует включению внутренних механизмов личностного и интеллектуального развития обучающихся с учетом имеющихся у них ценностей, смыслов, значений, характерным для них индивидуальным ментальным опытом [10]. Содержание ситуации должно соответствовать не только поставленным образовательным задачам, но и возможностям применения в целях профессионального самоопределения и самореализации. При разработке содержания развивающей ситуации необходимо учитывать следующее: актуальность и типичность отбираемых фактов или событий; отбор наиболее острых социальных и образовательных проблем, допускающих разные варианты их решения; дискуссионный характер обсуждаемых событий или способов решения образовательных, жизненных ситуаций; дилемм, требующих осуществить свой самостоятельный выбор отношения, оптимального решения конкретной проблемы; демонстрацию ярких примеров каждого типа отбираемых событий, явлений; насыщение разными контекстами; выявление препятствий, требующих многообразного арсенала познавательных средств; стимулирование самостоятельного подбора материала студентами, постановки своих проблем или корректирование поставленных проблем; реализацию роли соавторов развивающей ситуации.
В процессе конструирования развивающих ситуаций система РИЗ может быть построена с учетом всех компетенций, имеющих социокультурную и профессиональную направленность в комплексе или задания могут быть решены в русле одной-двух компетенций. Приведем примеры конструирования развивающих ситуаций на материале изучения английского и французского языков.
Ситуации актуализации интеллектуальных ресурсов студентов, способствующие самопознанию, рефлексии личного опыта студента, его интересов, потребностей можно создать, при постановке следующих познавательно-исследовательских заданий. Задание 1. Студентам предлагается организо-
вать выставку или сделать презентацию на тему «Книги о себе». Студенту предлагается назвать свои любимые книги; дать краткое описание каждой книги; рассказать об авторах выбранных произведений; показать с помощью примеров, что является особенно значимым, интересным и важным, что понравилось, а что натолкнуло на размышления. Следующее задание состояло в том, что студентам нужно высказать свои суждения о тех книгах, которые они прочли в течение последнего года и которые им очень понравились, тем самым стимулируется процесс создания «портрета студента» на основании его интересов, любимых книг, увлечений и предпочтений. В задании 2 требуется выделить наиболее важное и значимое произведение, проанализировать его и даже попытаться представить себя на месте одного из главных героев. Задание заканчивается вопросами ко всей группе студентов: «Как бы вы поступили в той или иной ситуации на месте героев данного произведения?»; «Что могло бы произойти, если бы главный герой выбрал другой путь или руководствовался другими ценностями?». Каждый студент должен написать небольшое эссе, чтобы донести свои основные идеи, взгляды и убеждения.
Акцент делается на проблемный способ презентации иноязычного материала, имеющего социокультурную и профессиональную направленность, что нацеливает студента на глобальное понимание этого материала. По такому принципу построены современные учебники с обилием аутентичного материала в виде газетных статей, интервью, репортажей и обзоров, которые носят ярко выраженный дискуссионный характер. Какие же актуальные проблемы, затронутые в темах современных учебников по английскому и французскому языку, могут представлять наибольший интерес для наших студентов? К таким проблемам могут быть отнесены следующие: проблемы мировосприятия молодых людей разных стран; проблемы современной семьи, проблемы обустройства дома; проблема отношений между родителями и детьми, проблемы отношений между преподавателями и студентами (школьниками), межличностные отношения в молодежной среде; проблемы свободного времени у молодёжи; проблемы организации и участия молодежи разных стран в спортивных мероприятиях, проблемы волонтеров, организация путешествий в разные страны и др. Очень важным моментом является то, что эти проблемы можно продуктивно решать только в совместной работе, на основе сотрудничества и взаимодействия преподавателей и самих студентов, с использованием доступным языковых средств. Так, например, в теме «Protective parents» (Face2face) студенты могут обсудить такую животрепещущую в наши дни проблему, как проблема взаимоотношений детей и родителей. После предложенного текста имеются такие вопросы, как: 1) We used to worry about our children more than we do now, didn’t we? 2) Why don’t children spend as much time with other children as they used to? 3) Do parents protect their children too much these days? 4) Life for children is harder now than it used to be, isn’t it? 5) How is this different to when you were a child? Вопро-
сы стимулируют студентов к дискуссии, к рефлексии собственного опыта взаимоотношения с родителями. Следующее задание состоит в том, что студенты должны составить собственную анкету на базе данных вопросов, найти в психологической литературе подобные анкеты, затем провести анкетирование других студентов, преподавателей, а также обсудить подобные вопросы с родителями.
Ситуации активизации самостоятельности, критического мышления, которые создают условия для построения индивидуальных траекторий непрерывного образования, самообразования и саморазвития могут быть сконструированы только тогда, когда создано развивающее образовательное пространство, в котором студенты имеют возможность в свободной атмосфере открыто ставить, обсуждать любые интересующие их проблемы, что гораздо важнее, чем традиционное воспроизведение текстов из учебника, представлений других людей, особенно, если это касается другой культуры, чужого стиля и образа жизни. В развитии критического мышления большую роль играет сравнительный подход, который реализуется с помощью специальных заданий. Не достаточная эффективность традиционных моделей обучения обусловлена в значительной степени тем, что оно слишком «очищено» от реальных жизненных ситуаций и порождаемых ими задач, от конкретной деятельности студентов с их личностными переживаниями, ценностями, мотивами и интересами [10,12,17].
Ситуации профессионального самоопределения, адаптации к новым условиям, развития качеств мобильности могут конструироваться с помощью различных познавательных задач. В качестве примера создания такого вида развивающей ситуации можно привести задания, составленные на основе материала преподавания французского языка. В теме «Parisiens, qui etes-vous» (Le nouveau Taxi3) вниманию студентов предоставляется рассказ о семье, в которой отцу предлагают работу в Канаде и он принимает предложение только потому, что его сын хочет поступить в университет Монреаля, а дочь мечтает о путешествиях, новых странах, ей хочется лучше узнать Канаду и проверить свои возможности к адаптации в совершенно другой стране. По тексту предлагаются следующие вопросы и задания: 1) Quelles sont les activites preferees de ces enfants? 2) Quelles sont les choses que ces enfants aiment / n’aiment pas? 3) Preparez votre portrait prochain et presentez-vous a la classe. 4) Parlez de vos gouts et de vos activites. 5) Dites, s’il vous plait, pourquoi la mobilite est tres importante dans notre vie?
Создание ситуаций актуализации ценностно-смысловой сферы, личностного опыта студентов, их потребностей в непрерывном самообразовании должно опираться на изучение интересов, мотивов, стремлений молодежи. Чтобы создать ситуацию, стимулирующую обсуждение ценностей, нравственных норм и смысла жизни, студентам была предложена для обсуждения статья «Does a lot of money REALLY make you happy?» (New Opportunities). В статье речь идет о реальной жизненной ситуации, в которой человек выиграл в
лотерее более 9 миллионов фунтов, потратил их за 2 года и почувствовал себя совершенно одиноким, всеми покинутым, без близких и друзей. Студентам предлагается обсудить следующие темы: 1) Professor Argyle has found that very poor people and very rich people are unhappier than those in between. Do you agree with him? Why do you think so? Could you give any examples? 2) According to Professor Larsen, a lot of people who get rich very quickly are at risk because of this, a few young millionaires are changing their lifestyles. Could you give any examples? Does money play the biggest role in your life? What do you choose: your favorite activity (job) or big bucks? Особый интерес для студентов представляют темы, связанные с выбором будущей профессии, карьерного роста, возможных перспектив. Какую роль играют деньги для самореализации и самоопределения современного человека? Достаточно ли материального благополучия для самоутверждения личности? Могут ли деньги принести счастье и решить все жизненные проблемы?
Большое количество развивающих ситуаций на материале иностранного языка можно разработать с целью привлечения студентов к культуре разных стран. Чтобы стимулировать у студентов интерес к искусству Франции, потребности в непрерывном самообразовании приводится очень интересное развивающее задание «L’art de la composition» (Le nouveau sans frontieres 4). В этом задании вниманию студентов предлагается 3 картины: Jean Baptista Gaulli di Baciccia «le Triomphe du Nom de Jesus», Robert Delaunay «L’Equipe de Caradiff» et Nicolas Poussin «Regne de Flore» и вопросы к ним:1) Reperez (le cas echeant) les elements suivants : la presence d’une perspective, la repartition des masses et des volumes, les jeux d’ombres et de lumieres, le mouvement general du tableau. 2) Analysez tous les tableau en details. Создается развивающая ситуация, побуждающая студентов проанализировать различные особенности этих работ (композиция, тона, перспектива). На основании полученного материала, студенты должны провести самостоятельное исследование основных тенденций в искусстве 17-18 веков. Студентам предлагаются различные информационные источники, один из которых это французский энциклопедический словарь «Le petit Robert», другие информационные источники студенты должны найти самостоятельно. Результатом работы служит эссе и презентация по теме, которая выбирается каждым студентом индивидуально [15,16].
Для стимулирования рефлексии и самопознания своего интеллектуального опыта студентам могут быть предложены развивающие ситуации, в основе которых заложены проблемы связанные с трудностями запоминания и воспроизведения информации. Ситуации актуализации индивидуального ментального опыта студентов, способствующие самопознанию познавательных ресурсов могут конструироваться на основе познавательных заданий, содержащих современные данные психологических исследований памяти, мышления, интеллекта. В теме «YOUR MIND. Do you make the most of it? » (Advanced English C.A.E.) рассматриваются психо-
логические рекомендации по эффективному запоминанию информации, описываются типичные трудности запоминания и воспроизведения, подчеркивается значение личностной установки на успешную умственную деятельность. Материал текста учебника создан на основе результатов разнообразных психологических исследований, поэтому он позволяет создать развивающие ситуации не только в форме дискуссий, обсуждений, но и в форме интеллектуальной игры «Other people can provide you with information, but only you can learn it». Студентам предлагается серия вопросов и заданий: «Почему каждый человек воспринимает и запоминает информацию по-своему?». «Опишите свои собственные способы запоминания информации и подкрепите их примерами». «Что помогает и что, наоборот, препятствует эффективному запоминанию?». Студентам предлагается написать свои собственные рекомендации по эффективному запоминанию; они по очереди выходят к доске и пишут по 2 наиболее эффективных приема для успешного запоминания (подкрепляя аргументами). Затем, группа студентов обсуждает данные приемы и выбирает наиболее удачные, составляет схемы и интеллект-карты изучаемой информации, делают презентации личного опыта работы со сложными текстами.
Следовательно, развитие профессиональной мобильности будущих инженеров требует создания таких образовательных ситуаций, в которых студенты осознают себя субъектами деятельности, носителями определенных общественных ценностей, индивидуального опыта не только профессиональной деятельности, но и опыта самообразования. Развивающие ситуации создают для студента «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым, осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных и профессиональных отношений. Это обязывает преподавателя конструировать для студентов в процессе обучения такие ситуации, которые обеспечивают возможности отстаивать свои взгляды, жизненные позиции, способствуют удовлетворению познавательных потребностей и интересов, осуществлению их личностной включенности в процесс обучения, созданию условий для обогащения их индивидуального опыта, коррекции прежних и проектирования новых самообразовательных траекторий.
Литература
1. Гончарук, Н.П. Развитие интеллектуальной компетентности и профессиональной мобильности научнопедагогических кадров в условиях информационного
общества. / Н.П.Гончарук. - Казань: Изд-во МОиН РТ, 2011. - 224с.
2. Гончарук, Н.П. Формирование профессио-нальной мобильности будущих инженеров в образовательном процессе вуза./Н.П.Гончарук, Е.И.Хромова // Вестник казанского технологического университета. - 2012. -№13. - С.274-279.
3. Гончарук, Н. П. Интеллектуализация инженерного образования / Н.П.Гончарук. - Казань: РИЦ «Школа»,
2008. - 160с.
4. Игошев, Б.М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных педагогов: ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук / Б.М.Игошев. - М.,2008. -42с.
5. Амирова, Л.А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. /Л.А.Амирова. - Уфа,
2009. - 52с.
6. Гончарук, Н. П. Интеллектуальные компетенции как основа непрерывного профессионального образования специалистов по направлению подготовки «Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий» / Н.П.Гончарук, Е.И.Хромова // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - №8. - С.434-439.
7. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. / М.А.Холодная - СПб.: Питер, 2002. -272с
8. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация. / Дж.Равен - М., 2002. - 576 с.
9. Реан, А.А. Психология адаптации личности / А.А.Реан,
A.Р.Кудашев, А.А.Баранов. - СПб.: Прайм -
ЕВРОЗНАК, 2008. - 479 с.
10. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. /
B.В.Сериков - М.: Логос, 1999. -272 с.
11. Зорина Н.А. Проблемно-развивающее обучение иностранному языку. - Гродно. 2000. -124c.
12. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000, №№ 2,3
13. Барбер, М. Обучающая игра: аргументы в пользу революции в образовании. / М.Барбер. - М.: Просвещение, 2007. - 349 с.
14. Hornby, A.S. (2010): Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English. Oxford University Press, Incorporated.
15. Robert, P. (1977): Le Petit Robert 2. Dictionnaire univer-sel des noms propres alphabetique et analogique. SNL - Le Robert.
16. Robert, P. (1978): Le Petit Robert 1. Dictionnaire al-phabetique et analogique de la langue franjaise. SNL - Le Robert.
17. Sternberg, R. J., & Grigorenko, E. L. (2000): Teaching for successful intelligence. Arlington Heights, IL: Skylight
18. Glaser R. (1984): Education and thinking: The role of knowledge.// Amer. Psychologist. - V.39 (2). - P.93-156
© Н. П. Гончарук - д-р пед. наук, проф. каф. методологии инженерной деятельности КНИТУ, [email protected]; В. П. Га-тинская - доц. каф. иностранных языков в профессиональной коммуникации КНИТУ, [email protected]; Е. И. Хромова -студ. факультета иностранных языков К(П)ФУ, [email protected].