Научная статья на тему 'Формирование у студентов рефлексивных навыков и умений'

Формирование у студентов рефлексивных навыков и умений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКА / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / РЕФЛЕКСИЯ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баракаева Сурайё Халиловна

В статье названы некоторые аспекты рефлексии. Перечислены три вида рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов рефлексивных навыков и умений»

Познавательная активность как ситуативное состояние студента в определенный момент деятельности проявляется в готовности реагировать на значимые для него сигналы. Эта готовность указывает на нахождение его психики в актуальном состоянии для восприятия и усвоения учебного материала. Началом и необходимым условием усвоения учебного материала по турецкому языку является внимание. Именно этот психический процесс обеспечивает выбор личностью значимых сигналов из окружающей среды и отбрасывает все неактуальное в данный момент из сферы психического анализа. Учебной информации представляется много и в большом объеме. Даже осознание ее значения в будущем не обеспечивает ее восприятие и обработку психикой. Любые более сильные и актуальные раздражители могут отвлечь внимание студента.

Полученная информация может стать знанием и личным приобретением студента только тогда, когда она приобретает для него личностный смысл. Большую роль в этом играет эмоциональный компонент. Эмоциональное состояние студента в процессе обучения является своеобразным индикатором его успешности и, кроме того, играет роль обратной связи [1, с. 27]. Волевая сфера объединяет высшие проявления психической активности: активное восприятие, произвольное внимание, запоминание и обработку учебной информации. Познавательная активность выражается в том, что все познавательные процессы, эмоции и воля готовы к работе с учебным материалом. Именно использование приемов активизации познавательной деятельности способствует оптимизации обучения, что в итоге влияет на его качество, которое становится главным механизмом решения целого комплекса социально-экономических проблем, определяющих развитие страны.

Список литературы

1. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.

190 с.

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ РЕФЛЕКСИВНЫХ НАВЫКОВ И

УМЕНИЙ Баракаева С.Х.

Баракаева Сурайё Халиловна — старший преподаватель, кафедра практических дисциплин английского языка № 3, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье названы некоторые аспекты рефлексии. Перечислены три вида рефлексии. Ключевые слова: практика, английский язык, рефлексия, вуз.

В результате изменения стратегических ориентиров в развитии системы высшего образования в Узбекистане происходят изменения учебных и воспитательных целей образования, переход от «знаниевой» парадигмы к «компетентностной», обеспечивающей формирование у студентов таких знаний, умений и навыков, познавательных и личностных качеств, которые обеспечивали бы их готовность к саморазвитию и профессиональному самоопределению в современных условиях.

Саморазвитие невозможно без познания личностью собственных качеств и потенциальных возможностей. Понимание и переосмысление собственного опыта обеспечивает рефлексия, которая служит одним из механизмов самопознания. Нынешнему обществу нужна личность, способная осуществлять своё саморазвитие, опираясь на рефлексию своих способностей, знаний, умений, деятельности и ее результатов.

Философские основы понимания и развития рефлективных процессов изложены в работах Р. Декарта, Г. Гегеля, И. Канта, Д. Локка, М.М. Бахтина, В.А. Лекторского и др. На методологическом уровне проблемы рефлексии исследованы В.В. Краевским. Основой становления рефлексии являются рефлексивные умения, без которых невозможно конструирование нового знания, понимания, новых способов деятельности. Согласно К.А. Абульхановой-Славской, способность к конструктивной рефлексии, к рефлексивной работе с проблемами наиболее эффективно развивается в студенческом возрасте, и это объясняет необходимость их формирования в период обучения, когда закладываются основы личностных и профессиональных качеств человека.

В понимании рефлексии мы выделяем философский, педагогический и психологический аспекты.

В философском понимании рефлексии для нас особенно важны несколько позиций, а именно: рефлексия есть психический процесс, который объективно связан с процессом познания и может

рассматриваться как его средство; рефлексия есть процесс обращения сознания на себя; она невозможна в переделах индивидуального сознания без взаимодействия с другими субъектами; результатом рефлексии является изменение существующей системы знаний о себе и, как следствие, развитие индивидуальности.

В педагогическом понимании рефлексия есть обращение личности на себя, т.е. способность личности к анализу своих качеств и деятельности, а умения - это система осознанных действий, направленных на достижение какой-либо цели. Рефлексивные умения понимаются как система осознанных действий и операций, направленных на понимание, осмысление и оценку субъектом собственного Я, своей деятельности и поведения. Рефлексия рассматривается как готовность личности к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно на основе усвоенных знаний и личностного опыта.

В психологическом плане рефлексия рассматривается в неразрывной связи с сознанием и понимается многосторонне: как сущностная характеристика сознания; как процесс, через который определяется сознание (т.е. сознание есть процесс рефлексирования); как основная функция сознания, характеризующая его сущность; как уровень развития сознания. Такое понимание позволяет говорить о формировании рефлексивных умений и рассматривать его с процессуальной точки зрения.

Рефлексия бывает следующих видов:

* по уровню развития - элементарная, научная и философская рефлексия, приводящая к анализу знаний и деятельности, а также к размышлению об их границах и значении;

* по функциональным возможностям при осуществлении деятельности - личностная (ситуативная, ретроспективная, перспективная) и интеллектуальная (экстенсивная, интенсивная, конструктивная) рефлексии;

* по качеству анализа деятельности - формальная и содержательная рефлексии; при полном рефлексивном анализе невозможно ограничиться только формальной рефлексией [1, с. 416].

Среди множества умений мы выделяем рефлексивные умения в силу их особой значимости для познавательного процесса, поскольку они обеспечивают успешность протекания процессов обучения, так как формируют объективную самооценку субъектом личностных качеств, поведения, деятельности. Учеными выделены три сферы реализации рефлексивных процессов: самосознание; мышление и деятельность; коммуникацию и взаимодействие. Значит, рефлексивные умения - это одни из важнейших интеллектуальных умений личности, влияющие на сформированность структур произвольного интеллектуального контроля и, как следствие, на интеллекутальное развитие в целом.

Список литературы

1. Лопарева М.А. Коммуникативно-познавательная деятельность как фактор формирования

рефлексивных умений студентов // Известия ОГПУ им. А.И. Герцена, 2008. № 29 (65). С. 415-418.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.