Научная статья на тему 'Особенности внутренней системы повышения квалификации педагогов учреждений начального профессионального образования'

Особенности внутренней системы повышения квалификации педагогов учреждений начального профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаев А. Л., Поленин О. В.

В статье рассматривается один из путей решения актуальной проблемы современной теории и практики профессионального образования выделение содержательных компонентов и определение условий эффективности повышения профессиональной квалификации педагогов учреждений профессионального образования различных типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаев А. Л., Поленин О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности внутренней системы повышения квалификации педагогов учреждений начального профессионального образования»

4. Используются технологии проблемного обучения, за-дачного обучения.

5. При определении комплекса педагогических условий учитывается структура профессиональной культуры, особенности ее формирования и развития, а также присутствует высокая степень соответствии направлений активизации учебнопознавательной деятельности структурных компонентам профессиональной культуры.

Анализ психолого-педагогических исследований, раскрывающих отличительные черты творческой деятельности, показал важность проблемы включения студентов в творческую учебно-познавательную деятельность.

В ходе эксперимента мы выделили и апробировали пути реализации выделенных условий на занятиях по одной из учебных дисциплин - на занятиях по математике:

- использование в учебном процессе методов, способствующих развитию у студентов логического мышления, самостоятельности;

- вовлечение студентов в разнообразные виды познавательной деятельности учащихся;

- насыщение учебного процесса творческими ситуациями;

- обеспечение нарастания сложности решаемых задач;

- ознакомление студентов с методами, применяемыми в научных исследованиях и их использование в исследовательской деятельности студентами;

- организация индивидуальных заданий творческого характера;

- организация самостоятельной работы творческого характера;

- включение студентов в активные формы познавательной деятельности.

Особый интерес для нашего исследования представляют познавательные и творческие задачи, так как активизировать Библиографический список

творческую деятельность, развивать творческие способности можно посредством решения таких задач, способ решения которых известен студентам, которые оставляют свободу для выбора способа решения, при решении которых недостаточно применения готовых формул и алгоритмов, которые требуют поиска новых путей решения.

При выборе задач, направленных на активизацию познавательной деятельности студентов с целью формирования профессиональной культуры мы ориентировались на следующие требования:

- совокупность задач не должна быть случайной, она должна представлять систему;

- при определении совокупности задач необходимо соблюдать принцип возрастания уровней сложности, от алгоритмических задач к поисковым;

- система задач должна дополнять, углублять и уточнять теоретические знания, должен присутствовать элемент новизны;

- при построении системы задач необходимо ориентироваться на специфику профессиональной ситуации;

- система задач должна обеспечивать осуществление контроля и самоконтроля;

- совокупность задач должна быть направлена на создание положительной мотивации;

- совокупность задач должна обеспечивать развитие мышления, творческих процессов.

Таким образом, обеспечив путем реализации педагогических условий высокий уровень активности учебнопознавательной деятельности, мы обеспечиваем достаточно высокий уровень сформированности профессиональной культуры студентов.

1. Сластенин, В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. - М.: МПГУ, 1993.

2. Жукова, Е.Д. Культурологическая компетентность как основная составляющая процесса социализации личности педагога // Культура и образования - Уфа: БГНОЦ, 2002.

3. Каган, М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. - М.: Политиздат, 1974.

4. Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - Москва - Белгород, 1993.

Статья поступила в редакцию 08.10.10

УДК 371

А.Л. Николаев, директор НОУ «Автокурсы», г. Челябинск; О.В. Поленин, вед. специалист Министерства образования и науки Челябинской области. г. Челябинск, Е-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается один из путей решения актуальной проблемы современной теории и практики профессионального образования -выделение содержательных компонентов и определение условий эффективности повышения профессиональной квалификации педагогов учреждений профессионального образования различных типов.

Ключевые слова: профессиональная квалификация, система повышения профессиональной квалификации, педагогические условия эффективности внутренней системы повышения профессиональной квалификации.

Одной из возможных задач модернизации образования в В отечественной педагогике этой проблеме уделяется

России может стать задача повышения статуса и профессио- большое внимание и уже определены общие основания про-

нализма работников системы начального профессионального цесса повышения профессиональной квалификации педагогов.

образования (НПО). Эффективность повышения профессио- В то же время, давая общую предварительную оценку со-

нальной квалификации обуславливается теми обстоятельства- стояния проблемы повышения профессиональной квалифика-

ми, которые непосредственно касаются организации и развер- ции педагогов в рамках образовательного учреждения, отме-

тывания системы повышения квалификации педагогических тим, что дискуссионным остается понятийный аппарат прокадров внутри образовательного учреждения. блемы, отсутствуют четкие определения понятия «внутренняя

система повышения квалификации педагогов», которые бы

связывали цели, задачи, направления, методы, средства и формы их обучения с потребностями конкретного образовательного учреждения. Недостаточно внимания уделяется вопросам управления процессом повышения профессиональной квалификации педагогов. Проблема организации внутренней системы повышения квалификации педагогов актуальна не только в теоретическом, но и в практическом плане.

В частности в практике повышения квалификации педагогов существует ряд проблем.

1. В современных условиях с учетом социального заказа образованию от работников образовательного учреждения требуется исполнение ранее неприсущих им функций.

2. Отсутствует массовость и периодичность обучения педагогов из-за недостаточного финансирования.

3. Формы повышения квалификации недостаточно ориентированы на конкретные интересы и потребности педагогов и не всегда взаимосвязаны между собой.

В рамках настоящей статьи мы рассматриваем квалификацию как уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности. Показателями этих степеней или уровней являются качества, способности, умения, знания, которые и обеспечивают специалисту возможность успешно осуществлять свою профессиональную деятельность. Обращаясь к понятию «профессиональнопедагогическая квалификация», мы имеем в виду, прежде всего, способность работников образования к осуществлению профессиональной деятельности.

Следует отметить, что в науке существует два взгляда на понятие квалификация:

- как на нормативную характеристику;

- как на интегративное качество человека, его способность осуществлять профессиональную деятельность.

В рамках первого направления, квалификация как нормативная характеристика («тарифно-квалификационные характеристики», «квалификационные категории») отражена в государственных образовательных стандартах и образовательных программах профессионального образования, требованиях тарифно-квалификационных характеристиках в процессе аттестации педагогических кадров, в должностных инструкциях разных категорий работников образования, в профессио-граммах и т. д.

При решении поставленной проблемы речь должна идти, прежде всего, о создании педагогических условий, реализация которых в ходе осуществления кадрами профессиональнопедагогической деятельности будет максимально способствовать развитию их профессиональных квалификаций. Это в полной мере согласуется с положениями гуманноориентированного образования, которое, в частности, подразумевает опору на индивидуальные особенности, возможности и потребности каждого специалиста. Такой подход предполагает создание системы повышения профессиональной квалификации кадров внутри образовательного учреждения, в частности профессионального училища или лицея.

В условиях перехода современной системы НПО на новые образовательные стандарты возникает объективная потребность в такой системе повышения профессиональной квалификации педагогов, которая могла бы адекватно изменять и развивать образовательную среду внутри образовательного учреждения.

Мы исходим из того, что система повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов училища является наиболее гибкой и оперативной структурой образования. Она быстро и качественно реагирует на динамично изменяющуюся социально-экономическую и образовательную ситуацию. Обеспечивается профессиональная консультационно-методическая поддержка и практическое сопровождение инноваций. Кроме того, система должна являться конкурентоспособной, благодаря использованию различных форм и ме-

тодов, основанных на личностно-ориентированном подходе к процессу обучения. В системе происходит отбор и формирование содержания повышения профессиональной квалификации педагогов.

При определении условий повышения эффективности профессиональной квалификации педагогов профессионального училища или лицея важно учитывать и то, что немаловажную роль в обеспечении развития системы играют два фактора: создание научного методического сообщества и формирование нового современного типа педагога-

преподавателя.

Для разрешения существующего противоречия между образовательными потребностями обучающихся и способностями педагогов их удовлетворить потребовалось совершенствование как системы педагогического образования, так и системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Переход к системе повышения квалификации педагогов внутри учреждения НПО позволяет осуществить его целенаправленно, предметно и содержательно, превратить методическую работу в целостную систему непрерывного дополнительного профессионального роста педагогических кадров. Внутренняя система повышения квалификации имеет один из самых значительных аргументов - она дает возможность видеть конкретный результат обучения, меняющийся уровень профессиональной образованности.

Объективной основой организации процесса обучения педагогов и развития их творческого потенциала может стать именно система управления знаниями, то есть, с одной стороны, превращение образовательного учреждения в саморазви-вающуюся систему, а с другой, - в центр инноватики, где в процессе повышения квалификации без отрыва от образовательного процесса может повысить квалификацию весь педагогический коллектив.

Исходя из вышеизложенного, нами были выделены объективные противоречия между:

- потребностью педагогов в повышении квалификации и недостаточно эффективной ее реализацией через традиционно существующие соответствующие формы;

- растущими требованиями общества к уровню профессиональной квалификации педагогов и отсутствием у большинства из них системных профессиональных знаний, умений и навыков;

- потребностью учреждений НПО в высококвалифицированных кадрах и недостаточной разработанностью механизма их профессиональной подготовки в рамках конкретного училища или лицея.

Решение указанных противоречий, на наш взгляд, возможно путем разработки системы повышения профессиональной квалификации педагогов и комплекса организационно-педагогических условий ее эффективности.

В ходе исследования нами доказано, что повышение эффективности системы повышения профессиональной квалификации педагогов внутри учреждения НПО может быть обеспечено, если реализуется следующий комплекс организационно-педагогических условий:

- основные компоненты системы повышения квалификации педагогов определяются с учетом требований программно-целевого подхода;

- обеспечивается формирование представлений педагогов о повышении квалификации как о ценностно-значимом явлении;

- разработка и реализация комплекса форм и методов внутренней системы повышения квалификации осуществляется в соответствии с индивидуальными целями профессиональной деятельности педагогов.

При разработке внутренней системы повышения профессиональной квалификации педагогов мы уточнили ее содержательные компоненты с учетом положений системного и

программно-целевого подходов, индивидуальных особенностей педагогов.

Анализ научной литературы показал, что в педагогике большинство исследователей данной проблемы рассматривают понятие «повышение профессиональной квалификации» как послевузовское или постдипломное образование, способствующее обновлению знаний и обогащению практического опыта педагогов с учетом достижений педагогической науки и перспектив ее развития. Как получение дополнительных знаний по базовой специальности и совершенствование профессиональных умений в процессе осмысления своей деятельности с учетом полученных знаний определяет повышение квалификации В.В. Краевский [1]. С.Г. Молчанов под повышением квалификации понимает "увеличение количества и качества профессиональных компетенций" [2, с. 49].

Мы принимаем определение понятия «повышение квалификации педагогов» как процесса дополнительного профессионального образования, обновления и углубления полученных ранее профессиональных знаний, совершенствования деловых качеств работников, удовлетворения их образовательных потребностей, связанных с профессиональной деятельностью в системе непрерывного (или дополнительного) педагогического образования [3].

Повышение квалификации в процессе методической работы осуществляется без отрыва от профессиональнопедагогической деятельности. Субъектами повышения профессионально-педагогической квалификации в условиях училища или лицея являются: преподаватели и управленцы (директор, заместители директора по учебной, научнометодической и воспитательной работе).

Таблица 1

Направления и формы повышения квалификации педагогов учреждений начального профессионального образования

Направления Непрерывное Учреждения Методическая

повышения образование дополнительного работа,

квалификации образования самообразование, инновационная работа

Формы - аспирантура; - курсы повышения квалификации для управ- - семинары;

организации - повышение квалификации ленцев; - лекции;

внутри училища или лицея: - курсы повышения квалификации по теории и - работа с литературой;

школа начинающего педа- методике преподавания; - взаимопосещение

гога, лекции, семинары для - семинары-совещания педагогических кадров; учебных занятий.

управленцев, семинары - курсы повышения квалификации руководите-

для преподавателей, лей

педагогические мастерские, профессиональных заведений;

мастер- классы - научно-практические конференции.

При организации этого процесса мы учитывали, что в повышение квалификации включены преподаватели, имеющие профессиональную подготовку и профессиональную квалификацию, имеющие профессиональный и витагенный опыт и прошедшие курсовую подготовку и переподготовку; обладающие высокой мотивацией к повышению квалификации и решению профессиональных проблем; предъявляющие высокие требования к результатам и качеству обучения.

При организации процесса повышения квалификации преподавателей с учетом возможных направлений (табл. 1) мы считали необходимым организовывать обучение так, чтобы: оно носило практическую направленность; включало в основном активные методы обучения; применялись различные формы работы с преподавателями; существовала возможность выбора содержания, темпов и времени обучения.

Результатом повышения квалификации преподавателей также могут считаться результаты аттестации педагогических кадров и присвоение педагогу более высокой категории.

При проектировании программы повышения квалификации педагогов мы реализовывали следующие этапы: целепо-лагание и определение задач профессионального роста педагога; определение содержания; составление программы; выбор методов и форм повышения квалификации.

Учитывая подходы к определению функций образования [4], мы в качестве основных содержательных компонентов системы повышения профессиональной квалификации педагогов выделяем:

- целеполагание (определение направлений, видов, приоритетов и содержания в повышении квалификации педагогов);

- организацию повышения квалификации педагогов, (составление планов повышения квалификации в учреждениях дополнительного образования, составление индивидуальных планов повышения квалификации совместно с педагогами; организация и проведение семинаров, деловых игр, тренингов, осуществление консультирования, организация взаимопосе-

щений, проведение семинаров, деловых игр, круглых столов и других методов и форм повышения квалификации, обогащение научно-методической базы и т.д.), а также координацию их деятельности в процессе повышения квалификации;

- мотивирование педагогов на повышение квалификации (применение средств методической работы с педагогами, способствующих созданию и поддержанию мотива повышения квалификации; организация и проведение тренингов, направленных на создание мотивов деятельности, осуществление индивидуального консультирования, профилактика конфликтов, взаимопосещение, информирование, организация выставок литературы, ознакомление с передовым опытом и т. д.);

- контроль (разработка критериев оценки деятельности педагогов в повышении квалификации и повышении качества обучения учащихся, выявление причин недостаточного повышения квалификации педагогов и знаний и умений учащихся и корректировка программ; проведение аттестации на более высокую категорию).

Внутренняя система повышения профессиональной квалификации создается и функционирует с учетом комплекса определенных условий.

В связи со сложностью, взаимосвязанностью процесса повышения квалификации педагогов, считаем необходимым рассматривать его с позиции программно-целевого подхода. На основании этого мы сформулировали первое педагогическое условие - основные компоненты системы повышения квалификации педагогов учреждения НПО определяются с учетом требований программно-целевого подхода.

Программно-целевой подход в педагогике изучали в своих работах А.Н. Аверьянова, В.Г. Афанасьев, С.А. Репин [5] и др. При этом программно-целевой подход рассматривают как синтез различных подходов (системного, структурного и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С учетом анализа работ указанных авторов можно считать, что программно-целевой подход на практике предполагает выполнение принципов целостности, неадаптивности, системной вложенности, целенаправленности, управляемости.

Принцип целостности означает, что система повышения квалификации педагогов является целостным образованием, состоящим их частных компонентов, которые эффективно функционируют благодаря целому.

Принцип неадаптивности предполагает, что функционирование всей системы повышения квалификации педагогов не сводится к функционированию ее отдельных элементов, а свойства системы повышения квалификации не равны сумме свойств ее компонентов.

Принцип системной вложенности предполагает, что система повышения квалификации педагогов является подсистемой метасистемы образования.

Принцип целенаправленности означает, что главная и функциональная цели являются системообразующими факторами системы повышения квалификации педагогов. Главной целью является самосохранение целостности, упорядоченности и устойчивости системы, а функциональной целью выступает сохранение системы по заданному параметру.

Принцип управляемости связан с тем, что эффективное функционирование системы повышения квалификации педагогов возможно при реализации целей управлении и самоуправления на всех уровнях функционирования системы при сведении затрат информации, энергии, времени на реализацию данных целей к минимуму.

Средством достижения целей в рамках программноцелевого подхода являются программы, которые носят комплексный характер. В программах проявляются особенности конкретных методик реализации программно-целевого подхода на практике. В процессе повышения квалификации педагогов мы применяли комплексные целевые программы.

Вторым педагогическим условие эффективности системы повышения квалификации педагогов учреждения НПО является - формирование представлений педагогов о повышении квалификации как о ценностно-значимом процессе. Выделение данного условия вызвано тем, что оно способствует пониманию педагогами необходимости повышения квалификации. Повышение квалификации является одной из сторон процесса становления личности педагога. Результатом профессионального становления является формирование трех основных компонентов личности - профессиональной направленности, профессиональной компетентности и профессионально важных качеств личности [6].

В соответствии с данным условием в нашей работе мы применяли приемы, способствующие формированию мотива-

Библиографический список

ции педагогов к повышению квалификации. Формирование мотивации осуществляется с применением разнообразных форм и методов, учитывая при этом не только стаж педагогов, но и их профессиональные интересы и потребности. При выборе приемов в формировании мотивации к повышению квалификации у педагогов мы уделяли особое внимание тренинговым приемам, в том числе игровым и дискуссионным.

Таким образом, в системе повышения квалификации педагогов большое значение имеет третье педагогическое условие - разработка и реализация комплекса форм и методов внутренней системы повышения квалификации в соответствии с индивидуальными целями профессиональной деятельности педагогов.

Реализация выделенного педагогического условия, с нашей точки зрения, возможно через осуществление на практике основных положений личностно-ориентированного подхода. Основное положение личностно-ориентированного подхода заключается в переходе от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным отношениям в процессе обучения.

Комплексный характер условий определяется тем, что повышение квалификации педагогов в условиях профессионального училища или лицея должно происходить в соответствии с индивидуальными целями профессиональной деятельности педагогов, и заключается в том, что:

- ни одно выделенное педагогическое условие не в состоянии обеспечить повышение квалификации педагогов на должном уровне;

- каждое выделенное педагогическое условие выступает в

качестве основания для другого педагогического условия (так, реализация программно-целевого подхода на практике предполагает реализацию системного, ценностно-

ориентированного и личностно-ориентированного подходов, которые раскрываются во всех условиях);

- при реализации каждого педагогического условия применяются приемы, методы, формы, выделенные в рамках другого условия (в частности, разработка и реализация комплекса форм и методов повышения квалификации педагогов происходит с учетом профессиональной направленности педагогов, сформированности мотивов к повышению их квалификации на основе целевых комплексных программ; а при формировании мотивации к повышению квалификации педагогов учитываются индивидуальные цели педагогов, их стаж, профессиональные интересы и возможности).

1. Краевский, В.В. Повышение квалификации педагогических кадров // Советская педагогика. - 1992. - .№ 1.

2. Молчанов, С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. - Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-т, 1998.

3. Управление качеством подготовки слушателей в системе дополнительного профессионально-педагогического образования: моногр. / М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов [и др.]. - М.: ВЛАДОС, 2009.

4. Беликов, В. А. Философия образования личности: Деятельностный аспект. - М.: Владос, 2004.

5. Репин, С. А. Программно-целевой принцип управления образованием: моногр. - Челябинск: ЧГПУ, 1999.

6. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997.

Статья поступила в редакцию 08.10.10

УДК 378

В.Э. Першукова, соискательМГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва, Е-mail: [email protected]

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

В статье изложена сущность и содержание различных стилей обучения исследуемых различными авторами, а также описан проведенный автором эксперимент, связанный с подготовкой студентов к проектной деятельности с учетом их индивидуальных стилей обучения. Также рассмотрены требования, предъявляемые к методу проектов, на которые должны ориентироваться и преподаватели и учащиеся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.