Научная статья на тему 'Теоретические аспекты активизации учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов'

Теоретические аспекты активизации учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1081
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ACTIVITY / LEARNING ACTIVITY / COGNITIVE ACTIVITY / HISTORICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF COGNITIVE LEARNING ACTIVITY ACTIVIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мешкова Людмила Михайловна

В данной статье дается оценка исторического и современного состояния проблемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в теории и практике высшего образования, раскрывается сущность понятия «деятельность». Рассматриваются такие виды деятельности, как учебная и познавательная. Раскрываются особенности учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов при изучении дисциплины «Математика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мешкова Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Aspects of Activization of Students' Cognitive-Learning Activity at Technical Universities

In this article the assessment of historical and modern condition of the problem of activization of students' cognitive learning activity \in the theory and practice of higher education is given, as well as the essence of the notion activity is discovered. Also, such types of activity as learning activity and cognitive activity are examined. The special features of students' cognitive learning activity at technical universities during the Mathematics studying are revealed.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты активизации учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов»

УДК 378.013 ББК 74.58

Мешкова Людмила Михайловна

соискатель

кафедра теории и методики профессионального образования Сургутский государственный университет г. Сургут Meshkova Lyudmila Mikhailovna Applicant for a Degree Chair of Theory and Methodology of Professional Education Surgut State University Surgut

Теоретические аспекты активизации учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов Theoretical Aspects of Activization of Students’ Cognitive-Learning Activity at Technical Universities

В данной статье дается оценка исторического и современного состояния проблемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в теории и практике высшего образования, раскрывается сущность понятия «деятельность». Рассматриваются такие виды деятельности, как учебная и познавательная. Раскрываются особенности учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов при изучении дисциплины «Математика».

In this article the assessment of historical and modern condition of the problem of activization of students’ cognitive learning activity \in the theory and practice of higher education is given, as well as the essence of the notion “activity” is discovered. Also, such types of activity as learning activity and cognitive activity are examined. The special features of students’ cognitive learning activity at technical universities during the Mathematics studying are revealed.

Ключевые слова: деятельность, учебная деятельность, познавательная деятельность, исторический анализ проблемы активизации учебнопознавательной деятельности.

Key words: activity, learning activity, cognitive activity, historical analysis of the problem of cognitive learning activity activization.

Рассмотрению проблемы активизации учебно-познавательной деятельности студентов посвящено значительное количество научных работ.

Уже в XV веке в трудах таких итальянских ученых Леонардо Бруни, Верджирио Дегембрио, Гварини встречаются первые упоминания о деятельности учащихся и способах ее активизации. Они предлагали придавать большое значение играм, развитию физических и духовных сил ребенка, что способствовало развитию личности, позитивному отношению к обучению.

Французский писатель-гуманист Франсуа Рабле (ХУ-ХУ1 века) призывал в обучении развивать самостоятельное мышление, творчество, активность учащихся.

Английский философ, политик и педагог Джон Локк уже в конце XVII века выявил методы воспитания и образования учащихся. Цель данных методов заключалась в развитии у учащихся способностей к самостоятельным суждениям и умозаключениям.

Немецкий педагог XIX века Адольф Дистервег призывал к внедрению активных педагогических методов и приемов для формирования у учащихся интереса к обучению.

Пути и средства активизации учебной деятельности учащихся волновали и отечественных ученых. Так известный реформатор И.И. Бецкой внедряет передовые педагогические мысли в России. Он убежден, что нельзя принуждать детей к обучению, применять в процессе обучения жестокие методы наказания.

К использованию в обучении элементов занимательности, игры, оживляющих занятий призывал Ф.И. Янкович, что избавляло учеников от бездумного заучивания и способствовало активизации их деятельности.

60-е годы XIX века ознаменовались в России повсеместным оживлением методической работы. Н.И. Пирогов призывает к законности в воспитании, уважении достоинства личности учащегося. Н.Х. Вессель утверждал, что школа должна обеспечивать в первую очередь общечеловеческое воспитание. Он считал, что быть человеком - значит быть самостоятельным, сознательно избрать себе деятельность и правильно ее исполнять, а для этого и нужно верное самопознание собственных духовных и телесных сил [1,С.131].

К.Д. Ушинский видел связь позитивного отношения к обучению, и как следствие активизацию учебной деятельности учащихся, с умением педагога создавать в классе атмосферу сотрудничества, положительного отношения учащихся друг к другу.

Главное в обучении, по утверждению Н.А. Корфа, побудить учащихся к деятельности, которая направляется чувством удовольствия.

Ученые в области педагогики, психологии конца XIX-го начала XX веков также внесли весомый вклад в решение проблемы активизации учебнопознавательной деятельности учащихся.

В настоящее время исследования по данной теме осуществляются в различных направлениях. Так активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся Б.П.Есипов, П.И.Пидкасистый, Н.А.Половникова, А.В.Усова, Т.И.Шамова и др. связывают с организацией самостоятельной познавательной деятельности.

Б.И.Коротяев, Р.А.Низамов, П.И.Пидкасистый, В.Г.Рындак, Н.М. Яковлева и др. утверждают, что активизировать деятельность студентов можно за счет развития и организации творческой и поисковой познавательной деятельности.

Поиск рациональных методов и приемов познавательной деятельности и вооружение ими учащихся рассматривают Б.И.Коротяев, Е.Н.Кабанова-Меллер, А.В.Усова, Р.А.Низамов и др.

Г.И.Щукина, Л.И.Божович и др. придерживаются мнения о том, что формирование познавательных интересов положительно влияет на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов.

В педагогическом аспекте мы выделяем и рассматриваем проблему активизации учебно-познавательной деятельности студентов вузов путем организации их деятельности. Прежде всего, рассмотрим такие понятия, как деятельность, учебная деятельность, познавательная деятельность студентов.

По утверждению Р.С. Немова «Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя» [6, С. 551].

Деятельность, как активный процесс взаимодействия субъекта с субъектом рассматривает А.Н. Леонтьев. Он говорит, что «те специфические процессы, которые осуществляют то или иное жизненное отношение субъекта к действительности, мы будем называть в отличие от других процессов процессами деятельности» [5, С. 24].

По мнению Л.П. Буевой «Деятельность - способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природной и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами» [4, С. 63].

Таким образом, в нашем исследовании мы под деятельностью будем понимать способ проявления активного отношения личности к окружающему миру; совокупность действий человека, направленных на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

Исследуя деятельность учащихся в рамках учебного процесса, в психоло-го-педагогической литературе учебно-познавательная деятельность подразделяется на познавательную деятельность и учебную. В. А. Сластенин познавательную деятельность понимает, как «единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся, а также путем выполнения различных предметнопрактических действий в учебном процессе. Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или учении» [7, С. 147].

В учебном процессе познавательную деятельность Г. И. Щукина определяет как «сложнейший процесс перехода учащихся от незнания к знаниям, от случайных наблюдений, почерпнутых в опыте жизни и из разрозненных сведений, приобретенных от взрослых либо через средства массовых коммуникаций (радио, кино, телевидение), к системе познания» [10].

«Познавательная деятельность в целом складывается из внутренних взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых и определяет её структуру» [9, С. 37].

Мы согласны с В.А.Беликовым, который под познавательной деятельностью понимает «элемент целостного процесса обучения, представляющий собой целенаправленное, систематически организованное, управляемое извне или самостоятельное взаимодействие учащегося с окружающей действительностью,

результатом которого является овладение им на уровне воспроизведения или творчества системой научных знаний и способов деятельности» [2, С. 54].

Ведущей деятельностью студентов является учебная. Именно в процессе учебной деятельности и посредством ее достигаются основные цели подготовки специалистов.

Д.Б. Эльконин дает такое определение учебной деятельности «это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, ...такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть ...мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы, собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы, деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности» [11, С. 245].

Оригинальную концепцию учебной деятельности предложил В.В. Давыдов. В процессе учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества. В учебной деятельности, по мнению В.В. Давыдова, человек начинает не с рассмотрения чувственно-конкретного многообразия действительности, а с уже выделенной другими (исследователями) всеобщей внутренней основы этого многообразия. Таким образом, в учебной деятельности происходит восхождение от абстрактного к конкретному, от общего к частному [3, С.151].

Итак, в нашей работе мы будем опираться на определение познавательной деятельности студентов, данное В.А.Беликовым. И под учебно-познавательной деятельностью студентов будем понимать «один из видов деятельности студента, представляющий собой целенаправленное, систематически организованное, управляемое извне или самостоятельное взаимодействие с окружающей действительностью, результатом которого является овладение им на уровне воспроизведения или творчества системой научных знаний, умений, с целью повышения активности, возбуждения интереса.

Следует напомнить, что спецификой нашего исследования является изучение активизации учебно-познавательной деятельности студентов младших курсов технических вузов при изучении дисциплины «Математика».

Используя разработки отечественных психологов П.Я. Гальперина, Н.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, получили концепцию обучения математике, как обучения определенного рода мыслительной деятельности. «Обучение математике есть дидактически целесообразное (обоснованное) сочетание обучения математическим знаниям и познавательной деятельности по приобретению этих знаний, т.е. специфической для математики познавательной деятельности» [8, С. 51].

В связи с возросшей ролью математики в современной науке и технике большое число специалистов нуждаются в серьезной математической подготовке, которая давала бы возможность применять современную вычислительную технику, использовать теоретические достижения в практике, математическими методами исследовать широкий круг новых проблем.

Разумеется, эффективное обучение математике возможно, если у студента уже сформирована положительная мотивация и есть определенное стремление получить знание. Большая роль здесь отводится профессионализму педагога. Именно он может увлечь студентов своей учебной дисциплиной, сформировав познавательный интерес и познавательную потребность к учению.

Однако это не всегда получается, так как не все студенты могут осознать свой мотив, побуждающий их к активной учебно-познавательной деятельности. Если у студентов при усвоении математики, а также при выполнении ими расчетных заданий отсутствуют познавательные мотивы, даже чтобы избежать отрицательной оценки со стороны преподавателя, то такую их деятельность нельзя назвать учебной. В этом плане положительной тенденцией можно считать определение у студентов младших курсов мотивов изучения дисциплины «Математика» и их значимости в учебной деятельности.

Итак, в результате анализа по проблеме исследования мы убедились, что проблема активизации учебно-познавательной деятельности студентов техни-

ческих вузов практически не освещается в научно-педагогической литературе, причиной чего, на наш взгляд, является ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность.

Можно сделать предположение, что учебно-познавательной деятельности студентов во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения, от деятельности студентов, от их желания участвовать в учебном процессе.

Библиографический список

1. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. Межвузовский сборник научных трудов / Г.И. Щукина - Ленинград, 1984. - 144 с.

2. Беликов, В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности: Монография. - Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. - 141 с.

3. Богаров, В.М., Сущенко, Л.Г., Сущенко, С. А., Терещенко, Ж. А. Психология и педагогика для студентов вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 248 с.

4. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.:Мысль, 1978.- 216с.

5. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1974. - 304 с.

6. Немов, Р.С. Психология. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение, 1994. - 576 с.

7. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 576 с.

8. Столяр, А.А. Педагогика математики: Учебное пособие для пединститутов. - Мн.: Выш. шк., 1986. - 414 с.

9. Шамова, Т.И. Активизация учения студентов. - М.: Педагогика, 1982. - 209 с.

10. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.

11. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 554 с.

Bibliography

1. Belikov, V.A. Personal Orientation of Cognitive Learning Activity: Monograph. - Chelyabinsk: “Fakel” Publishing House, 1995. - 141 p.

2. Bogarov, V.M, Sushchenko, L.G., Sushchenko S.A., Tereshchenko, Zh.A. Psychology and Pedagogics for University Students. - Rostov-on-Don: “Pheonix” Publishing House, 2006. - 248 p.

3. Bueva, L.P. Human Being: Activity and Communication. - Moscow: Mysl, 1978. - 216 p.

4. Elkonin, D.B. Selected Psychological Works. - Moscow: Pedagogika, 1989. - 554 p.

5. Leontiev, A.N. Activity, Awareness, Personality. - Moscow. Politizdat, 1974. - 304 p.

6. Nemov, R.S Psychology: In 2 Books. Book 1. Fundamentals of Psychology. - Moscow, Prosveshchenie, 1994. - 576 p.

7. Shamova, T.I. Activation of Student Learning. - Moscow: Pedagogika, 1982. - 209 p.

8. Shchukina, G.I. The Role of Activity in the Learning Process: Teacher’s Book. - Moscow: Prosveshchenie, 1986. - 144 p.

9. Slastenin, V.A. Pedagogics: Manual for Higher Pedagogical Institution Students / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov; Edited by V.A. Slastenin. - Moscow.: “Akademia” Publishing Center, 2003. - 576 p.

10. Stolyar, A.A. Pedagogics of Mathematics: Manual for Pedagogical Institutions. - Mn.: Vysshaya shkola, 1986. - 414 p.

11. Students’ Cognitive Learning Activity Activization / G.I. Shchukina // Inter-University Journal. - Leningrad, 1984. - 144 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.