Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ'

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жирохова Зинаида Трифоновна, Егорова Римма Игнатьевна

Статья посвящена реализации педагогических условий развития мотивации студентов к обучению. Рассматриваются вопросы, отражающие проблемы развития мотивации у обучающихся, с невысоким уровнем обученности, с низкой мотивацией к учению и с неосознанным профессиональным выбором. Описывается организация учебного труда в средней профессиональной школе. В статье обозначены результаты опросных методов, проводимых в одном из колледжей Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жирохова Зинаида Трифоновна, Егорова Римма Игнатьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ACTIVITIES AS A FACTOR IN DEVELOPING STUDENT MOTIVATION FOR LEARNING

The article is devoted to the implementation of pedagogical conditions for the development of students' motivation to study. The issues reflecting the problems of motivation development in students with a low level of training, with low motivation to study and with an unconscious professional choice are considered. The organization of educational work in secondary vocational school is described. The article outlines the results of survey methods conducted in one of the colleges of the Republic of Sakha (Yakutia).

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ»

Педагогика

УДК 37.026.6

кандидат филологических наук, заведующий кафедрой педагогики Жирохова Зинаида Трифоновна

Министерство образования и науки Республики Саха (г. Якутск),

ГБПОУ РС (Я) «Якутский индустриально-педагогический колледж» (г. Якутск);

кандидат педагогических наук, доцент Егорова Римма Игнатьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К

ОБУЧЕНИЮ

Аннотация. Статья посвящена реализации педагогических условий развития мотивации студентов к обучению. Рассматриваются вопросы, отражающие проблемы развития мотивации у обучающихся, с невысоким уровнем обученности, с низкой мотивацией к учению и с неосознанным профессиональным выбором. Описывается организация учебного труда в средней профессиональной школе. В статье обозначены результаты опросных методов, проводимых в одном из колледжей Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, мотивация, развитие мотивации.

Annotation. The article is devoted to the implementation of pedagogical conditions for the development of students' motivation to study. The issues reflecting the problems of motivation development in students with a low level of training, with low motivation to study and with an unconscious professional choice are considered. The organization of educational work in secondary vocational school is described. The article outlines the results of survey methods conducted in one of the colleges of the Republic of Sakha (Yakutia).

Keywords: research activity, motivation, motivation development.

Введение. Вопрос учебной мотивации - один из самых проблемных в профессиональном образовании, поэтому образовательный процесс направлен на развитие мотивации студентов. Решение этих проблем возможно путем применения новых способов - привлечения внимания и повышения мотивации к научно-исследовательской работе в процессе подготовки студентов. Одним из продуктивных способов повышения положительной учебной мотивации студентов является организация исследовательской деятельности. В этой связи, определяющим фактором необходимых условий для развития исследовательских способностей является изучение мотивационной составляющей деятельности студента. Поскольку развитая мотивационная сфера является показателем готовности человека к деятельности и определяет наличие интереса к ее выполнению, а так же влияет на ее результат. Таким образом, целью нашего исследования предусматривается выявление динамики развития мотивации студентов к обучению и их готовность к исследовательской деятельности.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что развитие мотивации студента возможно, если определены условия научно-исследовательской деятельности в учебном процессе.

Изложение основного материала статьи. Вопросом мотивации к исследовательской деятельности и способами ее повышения занимались как отечественные, так и зарубежные специалисты (Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу и др.) [1, 4], которые рассматривали мотивационный профиль студентов в процессе формирования интереса к научной деятельности. Исследователи считают, что мотивация представляет собой «внутреннее побуждение к действию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении», а мотивационные сочетания различного плана позволяют обеспечить успешность обучающихся в научно-исследовательской деятельности [1].

Вклад в развитие мотивации в учебной деятельности сделан Л.И. Божович, А.К. Марковой [2, 3]. Исследователи подчеркивают, что развитие мотивации в учебной деятельности у обучающихся является гарантом формирования у них познавательной активности, и, как следствие, развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.

В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:

1) через усвоение учащимися общественного смысла учения;

2) через саму деятельность обучения студента, которая должна чем-то заинтересовать его.

Используя методику диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса определили вовлеченность студентов исследовательской деятельностью В эксперименте участвовали 31 студент четвертого курса Якутского индустриально-педагогического колледжа. 35% участников эксперимента реализуют исследовательскую деятельность через участие в научных исследованиях; 35% - через выполнение заданий научно-исследовательского характера во время учебной или производственной практики и 30% - опрошенных в научных конференциях. Большинство студентов на вопрос: «Хотели бы вы более активно участвовать в исследовательской деятельности?» ответили положительно. В ответах на вопрос анкеты «Каковы, на ваш взгляд, причины низкой вовлеченности обучающихся в исследовательскую деятельность?», преобладающим является ответ «Нет интереса» (76% респондентов), что, вкупе с ответами «неосведомленность» (48%), «плохое руководство» (33%), «нет поощрения» (30%), «не пригодится» (19%), подтверждает высказанную мысль о недостаточной мотивации обучающихся к занятиям исследовательской деятельности со стороны преподавателей. Обращает на себя внимание факт недооценки обучающимися традиционных форм работ в рамках учебного процесса: лабораторных и курсовых работ (41%); написания рефератов (32%), подготовки докладов (23%). Низкий уровень вовлеченности обучающихся в такие формы исследовательской работы, как групповые исследования (14%), проекты (9%), олимпиады (5%).

Следующим диагностическим инструментарием была методика диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реана и В.А. Якунина.

Диаграмма 1

Как видно из диаграммы 1, у студентов 1 группы доминируют учебно-познавательные мотивы, на втором месте профессиональные мотивы как значимые, на третьем - мотивы избегания и престижа.

Диаграмма 2

На диаграмме 2 у испытуемых преобладают также учебно-познавательные мотивы, на втором месте профессиональные мотивы, а в третьем - мотив избегания.

Таким образом ведущими мотивами у обеих групп студентов (Диаграмма 3) являются учебно-познавательные мотивы, профессиональные и личный престиж, менее значимы мотивы творческой реализации. На успешность обучения в большей степени влияли «профессиональный» и «познавательный» мотивы. Прагматические» мотивы были в основном характерны для слабоуспевающих студентов. Эмпирическое исследование показало, что в области учебной мотивации между обеими группами нет различия. Подобранные методики диагностики позволили определить мотивы учебной деятельности.

Общий результат исследования

43,5

50 Т1 _ 30,8 30,3 3^6 ^т 4

1 1 9 I & I ■

Диаграмма 3

Таблица 1

Группировка осознаваемых мотивов учебной деятельности

Группа мотивов Мотивы

Учебно-познавательные мотивы Успешно продолжить обучение на последующих курсах. Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично». Приобрести глубокие и прочные знания. Получить интеллектуальное развитие. Быть постоянно готовым к очередным занятиям. Не запускать изучение предметов учебного цикла.

Профессиональные мотивы Стать высококвалифицированным специалистом. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. Хочу получить диплом.

Мотивы избегания Не отставать от сокурсников. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

Мотивы престижа Быть примером для сокурсников. Достичь уважения преподавателя. Добиться одобрения родителей и окружающих. Постоянно получать стипендию.

На основе анализа результатов диагностики с целью развития уровня развития мотивации студентов нами предложены рекомендации по повышению уровня мотивации к обучению и упражнения к мотивационному тренингу, которые заключаются в следующем: упражнения мотивационного тренинга направлены на развитие мотивации достижения и интереса к деятельности, способы её оживления и причины, по которым эти способы могут оказаться действенными.

С целью повышения заинтересованности студентов для научно-исследовательской деятельности преподаватель колледжа организует свою аудиторную работу так, чтобы грамотно интегрировать приемы исследовательской деятельности непосредственно в учебный процесс, применяя исследовательский метод, или метод проектов на аудиторных занятиях и в качестве заданий для самостоятельной работы. В этой связи свои научно-исследовательские работы студенты представляют в форме докладов на практических занятиях, где у студентов есть возможность представить результаты своей работы перед аудиторией, ответить на вопросы, услышать предложения, пожелания. Более успешные студенты, с наиболее актуальными и глубокими исследованиями получают возможность принять участие во внутриколледжной научно-практической конференции, которая проводится ежегодно. Так и они постепенно вовлекаются в особенность и в специфику своей будущей профессиональной деятельности, работая над проблемой исследования, начинают проявлять интерес к изучению. Тем самым, достижение личностных результатов является ведущим мотивом.

Проанализировав ответы студентов на вопросы о данном способе вовлечения их в научно-исследовательскую деятельность по профилю подготовки, мы выделили следующие положительные моменты:

1) Целеполагание: студенты осознают чего хотят и ожидают, выполняя данный вид деятельности, и ставят задачи достижения цели (изучить состояние проблемы по интересующей их теме по профилю подготовки, договориться с преподавателем о времени на консультацию, создать команду единомышленников по интересующей теме и т.д.

2) Результативность деятельности: учитывая индивидуально-личностный подход, преподаватель создает условия, которые позволяют пошагово, порционно вводить и отрабатывать материал или вид деятельности с учетом специфики каждого студента. Это позволяет достичь видимых (в первую очередь для студента) результатов, что подкрепляет и усиливает их мотивацию.

3) Форма организации подготовки к выступлениям на конференции, например, урок-конференция, или деловая игра. В этой связи общение представляет собой чередование определенных ролей: коммуникативных и социально-коммуникативных ролей (говорящего, слушающего и оппонента).

4) Воспитывающая функция: профориентация в процессе занятия и научно-исследовательской деятельности по исследуемой проблеме, отбор и анализ литературы.

Проведенное исследование повышения мотивации к изучению дисциплин по профилю подготовки, путем вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность, показало, что главным компонентом мотивации является внутренняя активность студентов, а в учебной деятельности, ведущим компонентом является потребность в познании. Мотивы студентов разнообразны и они зависят от интереса и социального опыта студентов. В развитии мотивации личности студентов в профессиональных учебных заведениях важную роль играют мотивы, связанные с будущей профессиональной деятельностью. А так как, повышение учебной мотивации строится на достижении успеха в общеобразовательных и в профессиональных дисциплинах, то создание ситуации успеха требует особых подходов к самому процессу преподавания учебной дисциплины и способов организации теоретических и практических модулей, подобных тем и т.д.

Студент будет ориентирован на развитие новых умений и будет проявлять инициативу при занятии любым видом деятельности в том случае, если это будет составлять его внутреннюю цель. Осознание того, что занятие научно-исследовательской деятельностью приведет его к самосовершенствованию и развитию как в личностном, так и в профессиональном плане, является ведущим компонентом для повышения мотивации к изучению дисциплин по профилю подготовки, извлекая необходимую информацию из любой учебной дисциплины.

Выводы. Таким образом, проведенный эксперимент позволил охарактеризовать ситуацию мотивации в целом, оценить уровень учебной мотивации студентов, определить доминирующие мотивы учебной деятельности, а так же опросный метод выявил причины ненадлежащего отношения к учебе студентов.

Условиями заинтересованности студентов к научно-исследовательской деятельности колледжа является организация учебного труда с применением исследовательского и проектного методов на аудиторных занятиях и частично-поисковых заданий в самостоятельной работе студентов. Тем самым данное исследование является опорой для организации научно-исследовательской занятости студентов в студенческих научных кружках, привлечение студентов к выполнению научно-исследовательских проектов, грантов, а также участие в научных конференциях. Поскольку современное общество нуждается в образованных, предприимчивых специалистах, которые могут самостоятельно проектировать, исследовать и принимать ответственные решения, обладающих креативным мышлением и готовых преодолевать препятствия, достигая поставленной цели.

Литература:

1. Богоявленская Д.Б. О природе исследовательской деятельности [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Исследователь. -№ 4(32). - 2020. - С. 29-39.

2. Божович Л.И. и Благонадеждиной Л.В. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст]: [Сборник статей] / Под ред. [и с предисл.] Л.И. Божович и Л.В. Благонадеждиной; Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. - Москва: Педагогика. - 1972. - 351 с.

3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990.

4. Маслоу А. Мотивация и личность [Текст] / Абрахам Маслоу; [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. - 3-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2013. - 351 с.

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Смирнова Дарья Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАИКАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Аннотация. В статье представлено описание коррекционной работы с заикающимися дошкольниками на основе логопедической ритмики. Проведено обоснование использования логоритмических упражнений для формирования просодических компонентов речи, рассмотрена работа на каждом этапе коррекции, представлен методический инструментарий коррекции данного вида дизонтогенеза. В качестве обоснования эффективности программы предложен качественный и количественный анализ итогов логопедической работы, проведенной в ДОУ № 123 г. Нижнего Новгорода.

Ключевые слова: заикание, преодоление заикания, просодические компоненты речи, логопедическая ритмика, плавность речи.

Annotation. The article describes the correctional work with stuttering preschoolers based on speech therapy rhythmics. The substantiation of the use of logorhythmic exercises for the formation of prosodic components of speech is carried out, the work at each stage of correction is considered, methodological tools for correcting this type of dysontogenesis are presented. As a justification of the effectiveness of the program, a qualitative and quantitative analysis of the results of speech therapy work carried out in the pre-school No. 123 of Nizhny Novgorod is proposed.

Keywords: stuttering, overcoming stuttering, prosodic components of speech, speech therapy rhythm, smoothness of speech

Введение. Преодоление заикания у дошкольников является важнейшей задачей педагогов-логопедов, поскольку такие дети при поступлении в школу, как правило, переходят в разряд неуспевающих. Вопрос о механизмах формирования у дошкольников заикания и выработке на этой основе рекомендаций по логопедическому воздействию является особо актуальным, что подтверждается выводами ведущих исследователей в данной области (Г.А. Волкова, Е.Л. Ворошилова, Е.В. Жулина, В.И. Лубовской, А.В. Петряева, М.А. Польшина и др.). Так, Ю.А. Баженова, Ю.С. Мохова подчеркивают необходимость ранней коррекции данного речевого нарушения, поскольку с течением времени заикание у ребенка укрепляется, а процесс коррекции может занять длительное время и не всегда является успешным [2]. Таким образом,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.