Научная статья на тему 'Влияние учебной мотивации на профессиональное становление студентов СПО'

Влияние учебной мотивации на профессиональное становление студентов СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / LEARNING MOTIVATION / СПО / SVE / СТУДЕНТ / STUDENT / ПЕДАГОГ / EDUCATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демаков Денис Александрович, Пермякова Анна Владиславовна, Половников Леонид Вячеславович

В статье анализируется влияние учебной мотивации на профессиональное становление студентов, обучающихся в организациях среднего профессионального образования. Дается понятие учебной мотивации, оценивается степень изученности проблемы, показаны методы работы педагога по развитию учебной мотивации у студентов. В конце статьи даются выводы о том, как должен выглядеть выпускник, окончивший организацию среднего профессионального образования, о влиянии системы обучения на становление учебной мотивации студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демаков Денис Александрович, Пермякова Анна Владиславовна, Половников Леонид Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние учебной мотивации на профессиональное становление студентов СПО»

восприятия показали 60% испытуемых. Эти процессы у детей не сформированы, трудности вызывают даже простые формы фонематического анализа, которые при нормальном онтогенезе формируются спонтанно.

Выводы об особенностях фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: у детей экспериментальной группы вызывают проблемы сложные формы фонематического анализа, а именно вычленение первого (последнего) звука из слова, определение места звука в слове (начало, середина, конец); у дошкольников отмечается низкий коэффициент сформированности фонематического синтеза; у исследуемых отмечается нерасчлененное восприятие слога, смешение понятий слог и звук, мягкий и твердый согласный; основная сложность заключается в расчленении слога, особенно прямого, на составляющие его звуки; наблюдается отсутствие дифференциации самих понятий раньше - позже, первый - последний; дети с ФФНР имеют проблемы с формированием фонематических представлений.

Вышеперечисленные особенности фонематического восприятия детей в сочетании с данной патологией подтверждают необходимость проведения поэтапной систематической коррекционной работы, направленной на формирование фонематических процессов.

Литература

1. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г. 68 с.

2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.

3. Лукина Н. А., Никкинен И. И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). СПб.: «Паритет», 2003. 112 с.

4. Развитие фонематического анализа и синтеза // Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 2004. С. 112-129.

5. Ткаченко Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. 48 с.

6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. М.: МГОПИ, 1993. 72 с.

Study on the influence of motivation professional formation of students of SVE Demakov D.1, Permyakova A.2, Polovnikov L.3 Влияние учебной мотивации на профессиональное становление

студентов СПО Демаков Д. А.1, Пермякова А. В.2, Половников Л. В.3

'Демаков Денис Александрович /Demakov Denis — магистрант; 2Пермякова Анна Владиславовна /Permyakova Anna — магистрант; 3Половников Леонид Вячеславович /Polovnikov Leonid - магистрант, направление: региональные этнокультурные процессы в контексте исторического образования, кафедра древней и средневековой истории России, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

Аннотация: в статье анализируется влияние учебной мотивации на профессиональное становление студентов, обучающихся в организациях среднего профессионального образования. Дается понятие учебной мотивации, оценивается степень изученности проблемы, показаны методы работы педагога по развитию учебной мотивации у студентов. В конце статьи даются выводы о том, как должен выглядеть выпускник, окончивший организацию среднего профессионального образования, о влиянии системы обучения на становление учебной мотивации студента.

Abstract: the article analyzes the impact of learning motivation for professional formation of students studying in organizations of secondary vocational education. We give the concept of learning motivation, assessed the degree of scrutiny of the problem shows the methods of work of the teacher on development of educational motivation in students. At the end of the article are the conclusions that should look like a graduate, a graduate of the organization of vocational education on the impact of learning system on the formation of educational motivation of the student.

Ключевые слова: учебная мотивация, СПО, студент, педагог. Keywords: learning motivation, SVE, student, educator.

В последние годы очень большое внимание уделяется развитию в системе обучения мотивирующей составляющей. Не обошла эта тенденция стороной и среднее профессиональное образование. Связано это с тем, что на данный момент мотивация студентов колледжей/техникумов является очень большой педагогической проблемой. Ни для кого не секрет, что большинство учащихся после девятого класса приходят в учреждения СПО с полным отсутствием мотивации и интереса к обучению, неосознанно сделав свой профессиональный выбор.

В то же время в связи с усложнением условий современного производства, развитием новейших технологий повышаются требования работодателей к уровню подготовки специалистов среднего звена. В сложившейся ситуации перед учреждениями среднего профессионального образования (СПО) стоит непростая задача — воспитать из чаще всего слабо подготовленных, немотивированных к учению первокурсников современных конкурентоспособных специалистов [1, с. 6].

Прежде чем говорить о влиянии учебной мотивации на профессиональное становление студентов, следует сказать о том, как мы понимаем данные понятия.

Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности [4, с. 140]. Из этого определения можно сделать вывод, что мотивация в образовании - это активный процесс стимулирования студентов к продуктивной, творческой, познавательной деятельности, активному освоению содержания образовательных программ и практик.

Усвоив все эти понятия, мы пришли к пониманию того, что для нашего исследования нам близко понятие «учебной мотивации», которое в своей статье дают Супрун И. В. и Привалова Л. И. Учебную мотивацию можно определить как вид мотивации, который может быть включен в деятельность учения или учебную деятельность [5, с. 50].

Изучением влияния учебной мотивации на успешную учебную деятельность и профессиональное становление занималось множество ученых (как российских, так и зарубежных) -Б. Г. Ананьев, Н. Н. Ланге, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Л. И. Божович и многие другие.

Ученые, занимавшиеся данной проблемой, особо подчеркивали большую значимость ее формирования и развития у учащихся, т.к. именно учебная мотивация является основой формирования познавательной активности и актуализации учебных и познавательных мотивов и, следовательно, развития мотивов овладения профессией и самореализации, приобретения знаний, необходимых для успешной деятельности личности в будущем.

Как пишет Клычкова Е. И.: Отрицательное или безразличное отношение к учению может быть причиной низкой успеваемости или неуспеваемости студента, т.к. объем знаний, получаемых в процессе обучения в учреждениях СПО, сложно освоить при отсутствии мотивации [2, с. 6].

Нельзя развивать у студентов мотивацию, не проведя перед этим ее диагностику. Нужно выявить ее реальный уровень и возможные перспективы, зоны ее ближайшего развития. Результаты изучения учебной мотивации должны стать основой для процесса ее формирования. Изучать мотивы учения необходимо в динамике: не только на начальном и конечном этапах обучения, но и на промежуточных [3, с. 7].

Таким образом, формировать учебную мотивацию, мотивировать студентов на деятельность, учение — значит пробуждать, активировать у них те или иные группы мотивов. Также педагогу не стоит забывать, что мотивация у студентов может отличаться в соответствии с курсом обучения и выбранным профессиональным направлением.

И. Ф. Демидова предлагает следующие пути воздействия на мотивацию студентов:

1. «Сверху вниз» — характеризуется тем, что педагог проводит работу по осознанию студентами мотивов собственной учебной деятельности; им раскрывают цели, задачи учебной деятельности, которые необходимо сформировать;

2. «Снизу вверх» — воспитание мотивации через организацию взрослым разных видов деятельности обучающихся при их максимальной активности [1, с. 67].

Одним из аспектов деятельности педагога является создание на паре ситуации успеха для каждого студента. Успех на занятии — основа взаимопонимания между педагогом и учеником. Результативность выполненной учебной работы не только ведет к удовлетворению обучающихся, но и мотивирует их к дальнейшему повышению эффективности учебного труда [2, с. 9].

Перейдем к выводам: студенты СПО по окончании обучения должны не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками в своей выбранной профессии, но и ощущать потребность в достижениях и личностном успехе. Решить эту задачу можно лишь с учетом особенностей мотивации учения, когда педагог использует современные приемы и методы для формирования и развития у студентов положительной мотивации к учебной деятельности.

Литература

1. Демидова И. Ф. Педагогическая психология. Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. 224 с.

2. Клычкова Е. И. Мотивация к учению у обучающихся учреждений среднего профессионального образования // Образование. Карьера. Общество, 2014. № 2 (41). С. 6-9.

3. Маркова А. К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. Москва: Просвещение, 1990. 192 с.

4. Психология и педагогика: учебник для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум; под общей ред. проф. А. А. Реана. СПб.: Питер, 2002. 432 с.

5. Супрун И. В., Привалова Л. И. Мотивация обучения студентов // Актуальные вопросы современного образования: материалы VII междунар. конф. (Ставрополь), 2015. № 7. С. 50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.