этого взаимодействия происходит приобретение социального опыта при последовательном освоении социальных ролей: исполнитель - организатор - активный участник. Потребность и способность проявлять социальную активность делают студенческую молодежь причастными к решению проблемам современного общества. Именно социальная активность является одним из детерминирующих качеств личности, которая формируется в деятельности, характеризуется социально-значимыми мотивами и дает общественно ценный результат.
Литература:
1. Кеттлер Д., Мейя Ф., Карл Мангейм // Немецкая социология / отв. ред. Р.П. Шпакова. - СПб.: Наука, 2003. - 562 с.
2. Лапина Т.С. Этика социальной активности личности / Т.С. Лапина. - М.: Высшая школа, 1974. - 117 с.
3. Мальковская, Т.Н. Социальная активность старшеклассников / Т.Н. Мальковская. - М.: Педагогика, 1988. - 144 с.
4. Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 424 с.
5. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений, 14 изд. - М.: Издательский Центр Академия, 2012. - 656 с.
6. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. - Ростов-на-Дону, 2009. - 512 с.
7. Рожков М.И. Социальная педагогика: учебник для академического бакалавриата / М.И. Рожков, Т.В. Макеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 287 с.
8. Ситаров В.А. Изучение профессиональной активности личности будущего учителя / В.А. Ситаров. -М.: Прометей, МГПИ им. В.И. Ленина, 1990. - 45 с.
Педагогика
УДК 37.02
доктор экономических наук, доцент Александрова Ольга Борисовна
Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат исторических наук Дрожжин Михаил Анатольевич Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат технических наук, доцент Моисейкин Дмитрий Александрович Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КАК ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ КАТЕГОРИИ В ОСВОЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Аннотация. Знания, полученные из теоретического курса преподаваемой дисциплины не должны ограничиваться только теоретическими основами, знаниями нормативных документов, способами и методами воздействия на ситуацию, но и иметь практическую направленность. Повышение уровня развития научных знаний, требований к практической деятельности выпускников, приводит к педагогической необходимости использовать потенциал интеграционного обучения, способного нераздельному освоению теории и практики, что обеспечивает целостность образовательного процесса.
Ключевые слова: образовательный процесс, учебная мотивация, учебная активность, мотивационная система, интеграционный подход.
Annotation. The knowledge obtained from the theoretical course of the taught discipline should not be limited only to theoretical foundations, knowledge of normative documents, methods and methods of influence on the situation, but also have a practical orientation. Increasing the level of development of scientific knowledge, requirements for practical activities of graduates, leads to the pedagogical need to use the potential of integration training, capable of inseparable development of theory and practice, which ensures the integrity of the educational process.
Keywords: educational process, educational motivation, educational activity, motivational system, integration approach.
Введение. В жизни каждого человека и общества в целом безопасность занимает важное место, о чем свидетельствует особый интерес к проблематике безопасности во всех сферах жизнедеятельности. В учебном процессе изучению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» отводится значимое место в подготовке компетентных специалистов по обеспечению безопасности в повседневной жизни, в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Полученные знания и умения помогут ориентироваться в нестандартных ситуациях, определять способы защиты в них, предвидеть возможное развитие подобных ситуаций.
В настоящее время безопасность, как в повседневной, так и в профессиональной жизни является актуальной темой исследования. Повышение уровня знаний в области безопасности жизнедеятельности гарантирует снижение негативных последствий от несчастных случаев. Для создания комфортного и безопасного взаимодействия человека со средой обитания необходимо объединить методические основы в единые знания через реализацию различных инновационных подходов в образовательном процессе, нацеленных на улучшения качества профессиональной подготовки, в основе которых лежит интеграционный подход.
Для успешной реализации теоретических знаний, необходима тесная связь с практикой, позволяющая отработать полученные знания на лекционных занятиях. Усилить взаимосвязь теории и практики способны интеграционные процессы в образовательной деятельности, что позволит определить единство теории и практики, повысить готовность обучающихся к выполнению социальных и профессиональных функций.
Изложение основного материала статьи. В настоящее время вопрос безопасности человека в техносреде является одной из важных тем, что связано с ростом угроз от преобразующей деятельности человека. Результаты научно-технического прогресса, призванные облегчать и делать более комфортной жизнедеятельность человека, несут в себе потенциальную угрозу. Деятельность человека, как в повседневной, так и в профессиональной деятельности, происходит в постоянном контакте с различными средами обитания, что требует грамотного применения полученных знаний на практике.
Устойчивое, безопасное развитие современного мира, приобретает все более глобальный характер. Данная проблема является основополагающей в человеческой цивилизации и стоит перед всеми странами мира. Рост чрезвычайных ситуаций различного характера, увеличение количества жертв среди населения, вызвал острейшую необходимость подготовки специалистов, со знаниями в области безопасности жизнедеятельности.
За последнее время в нашей стране произошли сложные и разноречивые изменения, что требует полного переосмысления качества подготовки специалистов в различных сферах деятельности. Возникла необходимость инициировать формирование нового мышления - концепции устойчивого развития, что требует изменений отношений к вопросам собственной безопасности и безопасности окружающих. В современных условиях роль знаний возросла настолько, что они стали выступать в качестве главного фактора развития общества. Необходимо сформировать готовность к безопасной деятельности, осмысленное и ответственное отношение к своему здоровью, личной безопасности и безопасности окружающих.
Важной составляющей образовательного процесса является мотивация. Мотивационная система человека имеет сложную, многоуровневую систему побудителей, включающую в себя: потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т. д. Такая структура мотивированной сферы определяет направленность личности человека, который имеет разный характер в зависимости от того, какие мотивы по своему содержанию и строению стали доминирующими [5].
Целевое состояние отношений в системе «Индивид - Среда» определяет мотив, количество которых, как и их многообразие формируется в процессе индивидуального развития человека, и определяют устойчивое оценочное его отношение к окружающей среде.
Различие людей по индивидуальным предпочтениям определяет поведение человека в конкретный момент не всеми возможными мотивами, а только теми которые при данных обстоятельствах приводят с большей вероятностью к достижению цели. Пока мотив участвует в мотивации поведения, или достижении цели, или произойдет переоценка ценностей и замена мотива на более актуальный по сложившейся ситуации, мотив является действенным. Сам процесс мотивации основан на выборе между различными действиями, который направляет действия для достижения определенных состояний, т.е. мотивация, объясняет целенаправленность действия. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы функциональные ресурсы и способности человека, его интересы и устремления, какой выбор между возможными действиями будет сделан [7].
Желание овладевать знаниями, умениями, учиться приводит к возникновению учебной мотивации, что играет огромную роль в образовательном процессе. Мотивация сложный психологический процесс, определяющий поведение человека, как в повседневной жизнедеятельности, так и в нестандартных ситуациях на основе полученных знаний по дисциплине и отработанных умений и навыков на практических занятиях за счет применения интеграционного подхода. Для возникновения учебной мотивации необходимо создать условия, способные влиять на интеллектуальное, личностное, деятельностное развитие обучающихся.
Обучение направляется желанием учиться, овладевать знаниями и умениями человеческой деятельности, что обеспечивается учебной мотивацией. Создавая условия для возникновения учебной мотивации, мы запускаем процесс обучения, в основе которого лежит собственная активность обучающегося [10]. Именно собственная учебная активность обучающегося определяет процесс обучения, которая зависит от скорости процесса обучения и степени осознанности усвоения опыта. Перевод внешней информации в сознание обучающегося лежит через учебную деятельность. Положительная учебная мотивация обучающегося к изучению предмета способствует эффективному обучению за счет внедрения методов гарантирующих достижение поставленных целей. Для роста учебной мотивации необходимо заинтересовать обучающегося ситуациями, событиями или решениями, в которых знание предмета играет важную роль в разрешении конфликта или, наоборот, не знание, приводит к трагическим последствиям. Положительный результат достигается за счет четкого осознания обучающимся действительной потребности в изучении предмета [3].
Курс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», позволяет дать общие закономерности опасных явлений и жизнедеятельности человека среди опасностей. Полученные знания способствуют формированию у обучающихся идеологии безопасного мышления и поведения, необходимые каждому человеку. Обучающийся должен почувствовать себя ответственным за свою безопасность, понять, что его безопасность невозможна без безопасности других, его знаний, умений и навыков [2].
Развитие знаний, улучшение условий жизни, рост знаний во всех областях деятельности человека ведет к стремительному росту научно технологического процесса, что приводит к увеличению потенциальных угроз. В связи с чем меняются требования к современным специалистам, которые должны быть достаточно подготовлены к соответствующей обстановке для успешного решения возникающих задач по обеспечению безопасности как личной, так и коллективной [2].
Неоднозначно научно-технический прогресс сказывается и на образовательном процессе, что требует постоянного совершенствования системы подготовки специалистов, которые должны отвечать главным характеристикам: компетентности и мобильности.
Перед современным профессиональным образованием ставится задача не только передача информации, но и эффективное использование освоенной информации. Для этого учебный процесс необходимо выстраивать с учетом потребностей и возможностей, как общества, так и конкретно каждого обучающегося, что может быть осуществлено, только с применением новых технологий обучения, с учетом всех современных проблем, т.к. безопасность захватывает все сферы человеческого общества [4].
Практические занятия в подготовке обучающихся к безопасной жизнедеятельности занимают особое место, цель которых приобретение практических навыков и умений в различных экстремальных ситуациях, навыки работы с приборами радиационной и химической разведки, применение и изготовление простейших средств индивидуальной защиты.
Реализации практических видов деятельности предшествуют теоретические знания. Причины многих явлений, процессов объясняются научно-теоретическими знаниями и являются источником получения новых научных фактов. Хорошо развитая теоретическая база дает возможность предвидеть существование неизвестных науке явлений. К теоретическим знаниям, применимым в практической деятельности предъявляются следующие требования: абстрагирование от многих признаков для сосредоточении на конкретном; четкое представление границ понятий для упорядочивания знаний; широта применения теоретических знаний для различных ситуаций. На всех этапах познания теория и практика взаимопроникают друг в друга. Потребности практики порождают различные науки, а научные знания постоянно используются в практической деятельности [1].
Важным фактором жизнедеятельности человека является соотношение теоретических и практических знаний, которое выступает в форме единства, что способствует активности познавательного процесса, и образует целостную систему взаимодействия. Теоретические знания формируются под воздействием практического опыта, который нацелен на удовлетворение потребностей и определяет процесс обучения всем необходимым навыкам и умениям.
В основе образовательного процесса лежит соединение теории и практики, которое выстраивается в иерархической последовательности: необходимость наук предопределена задачами познания и практики; логика познания требующая антропологического подхода в решении проблем; принцип отбора источника знаний и методов познания [6].
Действующая система профессиональной подготовки обучающихся, позволяет сделать следующие выводы: в системах профессиональной подготовки соотношение теории и практики выступает в форме взаимосвязи; обучающиеся приобретают профессиональные умения и навыки труда посредством наблюдения за работой опытных специалистов, в процессе освоения форм и видов профессиональной деятельности в условиях образовательного учреждения под руководством преподавателей наставников; проблема интеграции теории и практики, междисциплинарных знаний, их трансформации в практические умения в процессе решения профессиональных задач не рассматривается.
В системе профессиональной подготовки выделяют основные подходы при подготовки обучающихся [9].
В первом подходе профессиональная деятельность рассматривается как процесс решения профессиональных задач.
Во втором подходе выделяются профессиональные области, которой соответствуют определенные группы умений, подлежащие освоению будущими специалистами в процессе профессиональной подготовки.
Концепция современного образования должна включать следующие положения: единство теоретической и практической подготовки; активность, самовоспитание, собственные усилия студентов по профессиональному совершенствованию; ориентация учебных программ, учебников и учебных пособий на систему знаний, умений и навыков, необходимых для решения реальных задач.
Полученные знания при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» не должны ограничиваться только теоретическими основами безопасности, знанием нормативно - правовых основ, средств и методов повышения безопасности, но и иметь практическую направленность, которая проявляется в умении проводить контроль параметров отрицательно воздействующих факторов на человека, эффективно применять средства защиты, оказывать первую помощь пострадавшим.
Способ изложения знаний в учебном процессе имеет специфику усвоения: от общего к частному. Обучающиеся изначально ищут и фиксируют общее в изучаемом материале, а затем основываясь на этих знаниях выделяют множество частных особенностей того или иного явления, выявляют условия происхождения конкретной ситуации [8].
Педагогическая необходимость использования потенциала технологии интеграционного обучения обусловлена, прежде всего, противоречием между объективно существующей потребностью в интеграционных знаниях обучающихся, создающих основу для комплексного решения проблем реальной жизни человека, и отсутствием адекватной системы профессионального образования, технологии ее реализации.
Интеграция теории и практики способствует нераздельному освоению требуемых компетенций, что уменьшает деление полученных обучающимися знаний на теоретические и практические и способствует целостному применению освоенных знаний, умений и опыта в своей жизнедеятельности
Выводы. Таким образом, анализ проблемы соотношения теории и практики показал, эти категории являются, взаимно обусловленными элементами образовательных систем, которым присуще диалектическое единство. В профессиональной подготовке обучающихся теория рассматривается как система, обобщенных знаний, составляющих содержание специальных учебных дисциплин, объединенных в блоки стандарта высшего профессионального образования. Преобразования в социальной жизни общества обусловили необходимость подготовки специалистов, способных решать сложные задачи на основе интеграции теории и практики. Следовательно, в обновленной системе профессиональной подготовки соотношение теории и практики осуществляется в форме интеграции теории и практики. Проблема интеграции теоретических знаний обучающихся, трансформации в практические умения по решению реальных задач различного уровня сложности в практической работе специалиста подлежит исследованию как новое явление.
Литература:
1. Александрова О.Б., Дрожжин М.А., Моисейкин Д.А. Интеграция теории и практики в рамках изучения курса дисциплины «безопасность жизнедеятельности» в военном авиационном вузе. // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: -Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 62. - Ч.1. - С 25-28.
2. Александрова О.Б., Дрожжин М.А., Моисейкин Д.А. Интерактивное обучение курсантов высшего военного авиационного училища культуре безопасности // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 60. -Ч.2. - С 10-13.
3. Андриенко Е.В. Интегративные тенденции в современном образовании как фактор его модернизации // Вестник педагогических инноваций. - 2016. - № 1 (41). - С. 5-10
4. Ардабацкая И.А. Процессы интеграции в образовательном пространстве современной школы // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 6. С. 36-40
5. Бугаков И., Кот А., Царьков А. Концепция интегрированного образования // Высшее образование в России. Военная кафедра - 2004. - № 12. - С. 124-129
6. Перминова Л.М. Конструктивно-техническая функция дидактики: дидактическая модель обучения // Проблемы современного образования. - 2015. - № 5. - С. 59-68
7. Попова Ю.Ф., Соренсен О.Ю. Интеграция теории и практики в процессе подготовки и переподготовки специалистов на экономическом факультете Сыктывкарского Университета: // Темпус-Проект: - Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского университета, - 1999. - 40 с.
8. Пузанкова, Е.Н. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики / Е.Н. Пузанкова, Н.В. Бочкова // Образование и общество. - 2009. - № 1. - С. 21-23
9. Стрельников П.А. Сущность и содержание интеграционных образовательных процессов // научное педагогическое обозрение - 2016. - № 3 (13). С. 169-174
10. Словари. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: https://slovar.cc/enc/slovarik/1831992.html (Дата обращения 20.10.2019 г.)
Педагогика
УДК: 376
кандидат педагогических наук, доцент Алексеев Илья Александрович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Шадринский государственный педагогический университет (г. Шадринск); учитель-логопед лаборатории «Технологии диагностики и коррекции психоречевого развития ребенка» кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Вебер Алина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Шадринский государственный педагогический университет (г. Шадринск); студентка четвертого курса, обучающаяся по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование профиль
«Логопедия» факультета коррекционной педагогики и психологии Гостева Яна Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Шадринский государственный педагогический университет (г. Шадринск)
ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ «ЛОГОРИТМ» В КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ РИТМИЧЕСКОЙ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧИ
Аннотация. Статья посвящена раскрытию содержания компьютерной программы «ЛОГОРИТМ», которая направлена на коррекцию заикания через ритмическую стимуляцию речи с помощью метронома. В статье рассматривается теоретический обзор формирования темпо-ритмической стороны речи у заикающихся, структура и механизм данного речевого дефекта. Также представлены взгляды различных исследователей на применение метронома при коррекции заикания для формирования темпо-ритмической стороны речи.
Ключевые слова: заикание, коррекция заикания, темпо-ритмическая сторона речи, метроном, компьютерные технологии.
Annotation. This article is devoted to the disclosure of the contents of the «LOGORITM» computer program, which is aimed at correcting stuttering through rhythmic stimulation of speech using a metronome. The article discusses a theoretical overview of the formation of the tempo-rhythmic side of speech in stutters, the structure and mechanism of this speech defect. Also presented are the views of various researchers on the use of the metronome in correcting stuttering, to form the tempo-rhythmic side of speech.
Keywords: stuttering, stutter correction, tempo-rhythmic side of speech, metronome, computer technology.
Введение. Одним из наиболее сложных механизмов высшей нервной деятельности является речь. Она развивается позднее других функций и является наиболее ранимой. Неблагоприятное влияние на развитие детей, на их поведение и обучение, а в дальнейшем и на выбор профессии, оказывает такое тяжелое речевое нарушение, как заикание.
На протяжении многовековой истории изучения и лечения заикания, до сих пор многие исследователи высказывают самые различные точки зрения по поводу сущности этой речевой патологии, ее этиопатогенетической основы, методов и приемов лечения [3].
На современном этапе развития информационных технологий в коррекционной работе с заикающимися, в настоящее время, особую актуальность приобретает использование специализированных компьютерных программ, направленных на формирование определенных компонентов речи, которые нарушены при данной речевой патологии [1].
Изложение основного материала статьи. Л.С. Волкова рассматривает заикание, как нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Оно осложняется психогенными патологическими реакциями, которые превращаются в итоге в тяжелый психоневроз, нарушающий всю жизнедеятельность больного. Механизм заикания, как правило, объясняется: поражениями центральной нервной системы, несовершенствами нервных процессов, нарушениями корково-подкоркового взаимодействия, или другими факторами дезонтогенеза и дисгармоничного развития личности. Мозговый механизм трудностей овладения речью состоит в нестандартном профиле полушарной ассиметрии у людей страдающих заиканием, а именно в гиперактивности правого полушария, предуготованного к «периодическому говорению». Основным проявлением заикания является наличие судорог в процессе речевой деятельности, также наличие непроизвольных пауз, повторы отдельных звуков, слогов и даже слов [5].
Заикание представляет собой одно из наиболее тяжелых форм патологии речи. Оно относится к системным неврозам с гипо- и гиперергическим вариантами проявления. Возникновение заикания чаще можно наблюдать у детей с ослабленной нервной системой или с задержкой речевого развития. Со временем у подростков и взрослых, которые страдают заиканием, вторичным путем появляются сопутствующие