Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ИНТЕГРАЦИОННОМ ПОДХОДЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ИНТЕГРАЦИОННОМ ПОДХОДЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОДХОД / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМНОСТЬ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTEGRATION APPROACH / EDUCATIONAL PROCESS / SYSTEM / DIDACTIC SYSTEMS / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Ольга Борисовна, Дрожжин Михаил Анатольевич, Моисейкин Дмитрий Александрович

Теоретические знания, полученные при изучении дисциплины, должны подкрепляться практическими навыками. Современные педагогические технологии на основе интерактивных методов позволяют использовать интеграцию теории и практики, что способствует нераздельному освоению компетенций, системному применению полученных знаний, умений и навыков в своей жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Ольга Борисовна, Дрожжин Михаил Анатольевич, Моисейкин Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE METHODS IN AN INTEGRATION APPROACH WHEN STUDYING THE DISCIPLINE “SAFETY OF LIFE”

Theoretical knowledge obtained in the course of studying the discipline should be supported by practical skills. Modern pedagogical technologies based on interactive methods allow using the integration of theory and practice, which contributes to the undivided development of competencies, the systematic application of the acquired knowledge, skills and abilities in their life activities.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ИНТЕГРАЦИОННОМ ПОДХОДЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»»

соответствующий учебным задачам - например, выбор содержания, качество языка, контакт с аудиторией. Умение находить контакт с публикой и чувствовать реакцию слушателей приходит с практикой. Но предварительное обсуждение с преподавателем может помочь представить, будет ли презентация понятной и достаточно интересной для людей, которые не являются специалистами в данной области. Из нескольких критериев, которые студентам заранее известны, складывается общий балл. Более высокие оценки от презентации к презентации повышают уверенность в себе и способность чувствовать себя более свободно при любом публичном выступлении.

Выводы. Работа над учебными презентациями является эффективным средством формирования надпрофессиональных навыков. Если она осуществляется в процессе преподавания иностранного языка, она не требует никакого дополнительного методического обеспечения и может проводиться в рамках методов, обычно используемых в учебной программе. Также важно, что она способствует формированию не только soft skills, но и hard skills.

Литература:

1. Россия 2025 - от кадров к талантам.йе Boston Consulting Group, 2017, p. 9. URL: bcg.com/images/Russia-2025-report.

2. Сизова Ю.С., Лаврентьева Е.А. К вопросу о работе с аутентичным текстом научной статьи на занятиях по английскому языку для специальных целей в неязыковом вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. №1. С. 230-235.

3. Цаликова И.К., Пахотина С.В. Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science) // Образование и наука. Том 21, №8, 2019 / The Education and Science Journal. Vol. 21, №8. 2019. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-187-207.

4. Ananiadou Katerina, Claro Magdalean. 21st Century Skills and Competences for New Millenium Learners in OECD countries // OECD Education Working Papers. 2009. No.41. https://dx.doi.org/10.1787/218525261154.

5. Buzina Y.N., Alasaniya E.P. Cross-cultural education in non-linguistic universities: the effectiveness of case studies. Russian Linguistic Bulletin. 2017. №4 (12). pp. 88-89.

6. Cinque Maria. "Lost in Translation". Soft skills development in European countries // Tuning Journal for Higher Education. 2016. Vol.3 Issue 2. P. 389-427.

7. ESCO Handbook: European Skills, Competences, Qualifications and Occupations. EC Directorate. 2017. p. 6.

8. Gruzdev Mikhail V., Kuznetsova Irina V., Tarkhanova Irina Yu., Kazakova Elena I. University Graduates Soft Skills: the Employers' Opinion. // European Journal of Contemporary Education. 2018. 7(4). p. 692.

9. Tikhonova E., Raitskaya L., Solovova E. Developing soft skills in English for specific purposes courses: the case of Russian universities. // SGEM Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts, 2018, Vol. 5, Issue 3.4, P. 223-231. URL: mgimo.ru/library/publications.

Педагогика

УДК 37.02

доктор экономических наук, доцент Александрова Ольга Борисовна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат исторических наук Дрожжин Михаил Анатольевич Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат технических наук, доцент Моисейкин Дмитрий Александрович Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ИНТЕГРАЦИОННОМ ПОДХОДЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Аннотация. Теоретические знания, полученные при изучении дисциплины, должны подкрепляться практическими навыками. Современные педагогические технологии на основе интерактивных методов позволяют использовать интеграцию теории и практики, что способствует нераздельному освоению компетенций, системному применению полученных знаний, умений и навыков в своей жизнедеятельности.

Ключевые слова: интеграционный подход, учебный процесс, системность, дидактические системы, педагогические технологии.

Annotation. Theoretical knowledge obtained in the course of studying the discipline should be supported by practical skills. Modern pedagogical technologies based on interactive methods allow using the integration of theory and practice, which contributes to the undivided development of competencies, the systematic application of the acquired knowledge, skills and abilities in their life activities.

Keywords: integration approach, educational process, system, didactic systems, pedagogical technologies.

Введение. Стремительное развитие научно-технического прогресса, совершенствование и создание новых технологий призваны служить на благо общества и человека, но наравне с новыми положительными результатами несут потенциальную опасность. Изучая источники опасностей можно выделить три агрегированных направлений: природа; социум; мир техники и технологии. Создавая комфортные условия для пребывания человека в био- и техносреде необходимо повышать степень безопасности, и прежде всего на индивидуальном уровне, который зависит от личных качеств человека. Увеличение числа чрезвычайных ситуаций разного характера с большим количеством жертв среди населения требует подготовки компетентных специалистов, способных обеспечить безопасность в повседневной жизни, и в экстремальных ситуациях.

В образовательном процессе выделяют три уровня в области изучения безопасности жизнедеятельности: общеобразовательный; обучение в вузе; подготовка инженеров по безопасности жизнедеятельности. Каждый уровень нацелен на получение определенной информации и строится по принципу кумулятивности знаний. Знания, полученные на различных уровнях подготовки к безопасной жизнедеятельности, помогут

ориентироваться в нестандартных ситуациях, определять способы защиты, предвидеть возможное развитие подобных ситуаций. Для успешного осуществления учебного процесса необходимо объединить методические основы в единые знания через реализацию различных инновационных подходов в образовательном процессе, нацеленных на улучшения качества профессиональной подготовки, в основе которых лежит интеграционный подход.

Изложение основного материала статьи. Безопасность занимает одно из главных мест в жизни человека и выступает в качестве потребности. Саму потребность в безопасности можно отнести к социальному инстинкту каждого человека и общества, что является основополагающим мотивом любой деятельности, и человека, и общества. Условно области обеспечения безопасности представлены: личная безопасность, безопасность в производственной среде, безопасность при чрезвычайных ситуациях, умение оказать первую само и взаимопомощь.

Проблема обеспечение безопасности находится в центре внимания различных структур и уровней, основной целью которых является формирование идеологии безопасности, воспитание безопасного мышления и поведения. Увеличение антропогенной деятельности связано с ростом общественных потребностей и требует создание адекватных систем защиты населения от техногенных катастроф различного происхождения [2].

Создание систем защиты необходимо начинать с первого звена системы - с человека. Именно человеку отводится особая роль в безопасности жизнедеятельности, т.к. он является и объектом защиты; и источником опасности; и специалистом по обеспечению безопасности. Поэтому воспитывать культуру безопасного поведения, прививать навыки и умения безопасного существования в различных ситуациях необходимо на индивидуальном уровне.

Критериями профессиональной компетентности обучающегося являются: теоретическая база, перечень умений и навыков, необходимых для конкретной профессии, которые достигаются во время учебного процесса. Учебный процесс является важнейшей, основополагающей категорией, выступает как система, в основе которой единство и взаимосвязь преподавания и учения, и имеет целенаправленное взаимодействие педагога и обучающегося. Перед учебным процессом ставятся задача формирования гармонично развитой личности, способной к постоянному обновлению научных знаний, профессиональной мобильности и быстрой адаптации к изменениям, происходящим в условиях переходной экономики, что возможно применяя современные технологии в образовании.

Учебный процесс в высшем учебном заведении строится на следующих принципах диалектики: научности; проблематичности; связи теории с практикой; системности и последовательности в подготовке специалистов; сознательности, активности и самостоятельности обучающихся; соединения индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе; сочетания абстрактности мышления с наглядностью в преподавании; доступности научных знаний; прочности усвоения знаний [3].

Обучение в высшем учебном заведении ориентировано на профессиональную подготовку и организуется в условиях, когда обучающиеся уже имеются определенный опыт учебно-познавательной деятельности, сформированы основные общенаучные навыки, а именно умение самостоятельно получать знания.

Основой учебного процесса являются теоретические знания, в ходе овладения которыми у обучающихся развиваются основы теоретического мышления и сознания, что способствует реализации практических видов деятельности. Учебный процесс построен на осуществлении дедуктивного метода познания - от общего к частному и традиционно включает четыре ступени: изложение; понимание; обобщение; применение. Однако подобная логическая цепочка не способствует развитию у обучающегося мышления, активности, творчества и как следствие сдерживает самостоятельность обучающегося [1].

Современные дидактические системы участвуют в формировании знаний, общего развития учащихся, их интеллектуальных, трудовых, творческих умений, что позволяет осуществить современные педагогические технологии и педагогику сотрудничества.

Педагогические технологии, применяемые в учебном процессе должны обеспечивать, оптимизировать образовательный процесс, и гарантировать достижения учащимися запланированных результатов обучения. Используемые технологии обучения выступают связующим звеном между теорией обучения и практической ее реализации.

Неразрывному освоению требуемых компетенций способствует процесс интеграции теории и практики в учебной деятельности. Интеграционный подход позволяет уменьшить деление полученных знаний на теоретические и практические, что приводит к целостному применению освоенных знаний, умений и навыков в своей жизнедеятельности. Целью интеграционного подхода является образование связей, которые обеспечивают целостность образовательного процесса и способствуют формированию особого стиля умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности обучающихся [1].

Для закрепления полученных теоретических знаний необходимо создать условия, относящиеся к реальным ситуациям, и предлагать обучающимся пользоваться современными средствами и методами для их разрешения, что приводит к необходимости проводить обучение в ситуации приближенной к реальным или ее имитирующую [5]. Особенно важно единение теории и практики в изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», когда от умения применить в экстренной ситуации полученные знания зависят здоровье и жизнь человека.

Из всего многообразия современных педагогических технологий при интеграции теории и практики в рамках изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» наиболее приемлемыми на наш взгляд являются: технология проблемного обучения; игровые педагогические технологии; метод конкретных ситуаций. Все эти методы предполагают создание преподавателем какой-либо ситуации, решение которой требует активного, самостоятельного участия обучающихся. Усвоение материала происходит за счет активной поисковой деятельности обучающегося. Учебный процесс, где реализовываются подобные способы обучения, способствуют формированию у обучающегося необходимой системы знаний, умений и навыков; позволяют достигнуть высокого уровня развития к самообучению и самообразованию.

Возникновение теории проблемного обучения вызвано потребностями жизни и самого учебного процесса. Данная технология предполагает постоянную постановку проблемной ситуации перед обучающимся. Проблемная ситуация создается преподавателем на всех этапах учебного процесса. Преподаватель организует поиск решения и направляет обучающегося к выходу из проблемной ситуации, что приводит к получению новых знаний и позволяет овладеть новыми способами действия [4].

Основой игровых педагогических технологий являются различные игровые приемы и ситуации, которые выступают средствами побуждения и стимулирования к учебе. Педагогическая игра ориентирована на обучение, нацелена на достижение определенных результатов, имеет учебно-познавательный характер [4].

В ходе игры обучающиеся осваивают правила поведения в определенных ситуациях; рассматривают поведение, роль различных социальных групп в нестандартных ситуациях; приобретают, накапливают навыки совместного и индивидуального действия для получения положительного результата при сложившейся ситуации. В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность.

Для совершенствования уже полученных навыков применяют метод анализа конкретной ситуации, который позволяет получить опыт: при выявлении, отборе и решении поставленной проблемы; работы с информацией; работы с гипотезами; при оценке альтернативных вариантов и при принятии решения.

В основе данного метода положены анализ рассматриваемой ситуации, выбор способа ее решения, оценка предложенных алгоритмов. В результате обучающие получают не только знания, но и развитие жизненных установок, навыки профессиональной деятельности, мироощущения и миропреобразования [4].

Метод анализа конкретной ситуации содействует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, учит учитывать альтернативную позицию, аргументировано высказываться и находить наиболее приемлемое решение.

Рассмотренные методы являются интерактивными методами обучения, имеют положительную реакцию со стороны обучающихся, обеспечивают не только овладение теоретическими знаниями, но и практическое использование материала, а также имеют положительную мотивацию к учебе. Однако у этих методов существует недостаток, связанный с неравнозначным владением информации по обсуждаемым вопросам. Как правило, преподаватель более информирован, что осложняет во влечение в дискуссию обучающихся [2].

Реализация современных педагогических технологий не возможна без взаимодействия педагога и обучающегося, которое предполагает принятие собеседников в системе «преподаватель-обучающийся» как равноправных субъектов, т.е. два субъекта одного процесса должны действовать вместе, ни один из них не должен довлеть над другим. И преподаватель и обучающиеся являются субъектами учебного процесса. Но преподавателю так же отводится роль руководителя учебно-познавательной деятельностью обучающихся, который стимулирует их самостоятельную работу, активность и творческий поиск.

Развитию у обучающихся самостоятельности суждений, выводов, адекватной оценки ситуации и правильному применению полученных знаний на практике способствует сочетание сознательности и активности. Такое сочетание служит источником инициативы и творческого отношения при рассмотрении проблемных ситуаций.

Для успешной реализации принципа сознательности, активности и самостоятельности необходимо соблюдать следующие правила: добиваться четкого понимания цели для решения поставленной задачи в конкретной ситуации, используя при этом активно методы интерактивного обучения; уделять больше внимания формированию навыков самостоятельной работы; активировать мыслительную деятельность обучающегося, понимание и осознание изучаемого материала, исключая механическое заучивание.

Реализуя метод интеграции теории и практики, следует соблюдать принцип системности и последовательности при изучении дисциплины, в основе которого лежит строгое соблюдение логики изложения материала, формирующая систему знаний на основе понимания их взаимосвязи и сохраняя при этом преемственность занятий.

Выводы. Для успешной реализации взаимосвязи теории и практики в учебном процессе необходимо ориентироваться на системность получения знаний, в основе которой научнообоснованный выбор цели, тщательный отбор материала, методов и средств организации деятельности обучающихся, а также формирование благоприятных условий для обучения.

Применяя интерактивные методы, в интегральном подходе обеспечивается практическое использование теоретических знаний. У обучающихся при этом активируется мыслительная деятельность, познавательная активность, формируется интерес и положительная мотивация к учебе.

Литература:

1. Александрова О.Б., Дрожжин М.А., Моисейкин Д.А. Интерактивное обучение курсантов высшего военного авиационного училища культуре безопасности // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 60. -Ч.2. - С 10-13.

2. Александрова О.Б., Дрожжин М.А., Моисейкин Д.А. Теория и практика как взаимосвязанные категории в освоении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 65. - Ч.4. - С 13-16.

3. Ардабацкая И.А. Процессы интеграции в образовательном пространстве современной школы // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 6 - С. 36-40

4. Современные педагогические технологии : учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям / Автор-составитель: О.И. Мезенцева; под. ред. Е.В. Кузнецовой; Куйб. фил. Новосиб. гос. пед. ун-та. - Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018. - 140 с.

5. Стрельников П.А. Сущность и содержание интеграционных образовательных процессов // научное педагогическое обозрение - 2016. - № 3 (13). С. 169-174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.