музеев. Также, в классах экспериментальной группы были созданы два музея: «Музей класса», «Музей моей семьи». Для Музея класса обучающиеся самостоятельно собирали информацию о классе, школе. Были подготовлены несколько информационных стендов. Для Музея моей семьи каждый из подростков самостоятельно подготовил портфолио с фотографиями о своей семье. Обучающиеся для каждого музея самостоятельно разрабатывали концепцию музея, план работы музея, положение музея, тематику экскурсий, работали в качестве экскурсоводов. В рамках проектной деятельности были созданы музеи в виде презентаций.
В учебно-исследовательской краеведческой работе использовались следующие методы работы: интегрирование, изучение учебных и исследовательских работ-докладов, наблюдение, беседы, интервьюирование, опрос, практического манипулирования с музейными предметами, использования ассоциативных связей и другие.
Использовались следующие формы работы организации деятельности обучающихся: работа в группах, индивидуальная работа с обучающимися, самостоятельная работа, встречи с интересными людьми, экскурсии и занятия в музеях, исследовательская практика обучающихся, ученическое научно-исследовательское общество, участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, предметных неделях, интеллектуальных марафонах, факультативных занятиях, образовательных экспедиций (походы, поездки, экскурсии) и другие.
Так, например, факультативные занятия в рамках организации учебно-исследовательской краеведческой деятельности, предполагали углубленное изучение культурных и исторических мест в районе Лефортово. И одновременно давали большие возможности для реализации самой учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся: включиться в краеведческую деятельность, способствующую ориентации их на постижении истории своего рода, школы, города и в целом истории своей страны, воспитывать уважение к культуре разных народов России и мира; приобретению общекультурных знаний, умений и навыков, интереса в самостоятельном освоении культурного наследия, желания познавать новые культурные явления, готовность к получению эстетического удовольствия от общения с культурными ценностями, эмоциональную оценку произведений культуры через свое отношение к ним, достаточно развитый уровень коммуникации.
Следует отметить, что учебно-исследовательская краеведческая работа оказала большое воздействие на формирование общекультурной компетентности подростков, дала не только социально-культурное просвещение, но и вовлекла обучающихся в культурно-познавательную деятельность, которая способствовала обогащению знаний о культуре, трансформацию этих знаний в нравственно-этические убеждения, нормы и принципы культурной жизни.
Выводы. В результате опытно-экспериментальной работы мы приходим к заключению о том, что формирование общекультурной компетентности подростков в процессе музейно-педагогической деятельности будет проходить успешно при реализации следующих педагогических условий: активизация музейно-педагогической деятельности посредством использования инновационных форм и методов работы с подростками; реализация музейно-педагогической деятельности в ходе факультатива «Культурная Москва -школьникам»; включение подростков в учебно-исследовательскую краеведческую деятельность.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2011 - 48 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sch2036v.mskobr.ru/files/federal_nyj_gosudarstvennyj_obrazovatel_nyj_standart_osnovnogo_obwego_obrazo vaniya.pdf.
Педагогика
УДК:378.2
доктор педагогических наук, профессор Александрова Наталья Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (г. Киров); кандидат педагогических наук Бельтюкова Оксана Витальевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кировский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Киров)
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НЕЙ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы социальной активности личности, различные подходы ученых к ее изучению. Авторская позиция на феноменологию социальной активности заключается в том, что она реализуется в системе целевых установок, ценностных ориентаций, определяющих мотивационную сферу личности, направленность ее интересов, выбор способов деятельности по удовлетворению возникшей потребности. Критерием социальной активности личности выступает позиция личности, характеризующая многообразные отношения ее носителя с окружающей средой, деятельный характер этих отношений. В статье представлены результаты исследования по представлениям студенческой молодёжи о социально активной личности.
Ключевые слова: активность, социальная активность, студенческая молодежь, общество, социальные институты, развитие, будущие медицинские работники.
Annоtation. The article deals with the issues of social activity of the individual, different approaches of scientists to its study. The author's position on the phenomenology of social activity is that it is implemented in a system of target settings, value orientations that determine the motivational sphere of personality, the direction of its interests, the choice of ways of activity to meet the needs. The criterion of social activity of the person is the position of the person characterizing the diverse relations of its carrier with the environment, the active nature of these relations. The article presents the results of a study on the ideas of students about the socially active personality.
Keywords: activity, social activity, student youth, society, social institutions, development, future health workers.
Введение. Инновационные процессы, происходящие в современном обществе, государственный социальный заказ акцентируют внимание на специалистах нового формата с высокой социально активной направленностью. Возникла ситуация, когда социально активная молодежь способна взять на себя ответственность за собственное будущее и будущее своей страны. Существенная роль в развитии социальной активности студенческой молодежи принадлежит образованию, призванному не только готовить квалифицированных специалистов для сферы здравоохранения, но и воспитывать в них социальную активность.
Изложение основного материала статьи. Следует констатировать, что вопросы формирования социальной активности личности всегда были предметом внимания отечественной педагогики. В настоящее время не теряют актуальности труды о воспитании социальной активности детей и подростков (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.). Современные теоретико-методологические подходы к изучению социальной активности личности в разные возрастные периоды обозначены в исследованиях Т.Н. Мальковской, В.Г. Маралова, В.С. Мухиной, М.И. Рожкова, В.А. Ситарова и др. [3; 4; 5; 7; 8]. Проанализировав теоретические подходы к изучению проблемы социальной активности личности, позволяет отметить неоднозначность позиций ученых в понимании сущности исследуемого явления.
Понимание феноменологии социальной активности представлено в различных исследованиях.
В.С. Мухина, излагая в своих трудах феноменологию самосознания личности, постулирует о том, что социальная активность личности основана на трех ипостасях: мировоззрение - долженствование - воля [5]. Социальная активность, считает В.С. Мухина, проявляется в способности действовать сознательно, не только приспосабливаться к внешней действительности, но и изменять ее, то есть приспособлять среду к своим интересам, причем в этом взаимодействии со средой личность изменяет и саму себя.
Т.Н. Мальковская определяет социальную активность «как интегральное понятие, которое может проявляться и как побудитель к деятельности и как устойчивое свойство личности, ее характерологическая черта. Как актуальная потребность социальная активность реализуется в определенной системе целевых установок, мотивов, определяющих интересы личности, ее включение в деятельность по удовлетворению возникшей потребности; как преобразующая способность социальная активность реализуется в соответствующих социальных знаниях, умениях, навыках» [3, с. 11]. На наш взгляд данная трактовка в полной мере раскрывает смысл социальной активности.
Развитие компонентов социальной активности студентов происходит в многообразной интегративной, общественно значимой деятельности, в результате которой обеспечивается саморазвитие личности. В исследованиях Т.С. Лапиной высказывается суждение: «Социальная активность выражается в ярком, творческом выполнении субъектом заданных ему системой общественных отношений функций, когда он соответственно осуществляет ту или иную деятельность» [2, с. 35].
В психологическом аспекте социальная активность личности определяется мотивами поведения, ценностными ориентациями, мировоззрением и деятельность субъекта. «Личность, - как отмечает A.B. Петровский, - выступает как идеальная представленность индивида в других людях, как его «инобытие» в них (и, между прочим, в себе как «другом»), как его персонализация. Важнейшая особенность личности -обрести имеющую свою динамику вторую жизнь в других людях, производить в них долговечные изменения» [6, с. 245]. Научная идея ученого в том, что деятельность, совершаемая человеком, становится объектом переживаний других людей и понятной им.
Несмотря на различные подходы исследуемого феномена, отметим, что общим для различных определений социальной активности является признание того, что она проявляется через осознанную, социально-значимую деятельность человека (познавательную, коммуникативную, проектную, просветительскую, трудовую) в разнообразных жизненных сферах, направленную на преобразование социальной среды. В этой преобразующей деятельности происходит реализация имеющихся возможностей и потребностей личности, следствие этого является ее саморазвитие.
Следует отметить, что социальная активность определяется сочетанием и проявлением внешних и внутренних ресурсов. К внутренним психологическим ресурсами человека можно отнести: познавательный и социальный интерес, мотивы, потребности личности, жизненные ценности, мировоззрение. Внутренние ресурсы проявляются через определение собственного социального интереса как мотивирующего фактора, осознание возможностей реализации своих социальных потребностей в социуме, построение эффективных стратегий достижения личностных целей и приобретении социального опыта. Внешними ресурсами личности, способствующими развитию социальной активности, являются: организация совместной деятельности преподавателя и студентов; разнообразные виды деятельности с учетом личностных особенностей студентов; эмоционально-положительные переживания в процессе выполнения деятельности и личностное принятие происходящего; выстраивание эффективных коммуникаций при проявлении социальной активности.
На каждом возрастном этапе активность имеет тенденцию к приумножению в соответствии с приобретенным социальным опытом личности и собственными ценностями. В этих условиях социальная активность становится существенной предпосылкой в развитии личности, ее успешной адаптации к общественной жизни с учетом потребностей современного общества. Таким образом, социальная активность выступает как побудитель к деятельности (актуальная потребность), как свойство личности на определенном этапе ее развития и как результат социально- ценной деятельности. Поскольку социальная активность не является врожденным свойством личности, а формируется в социально-значимой деятельности, следовательно, она имеет свои особенности развития на каждом возрастном этапе. Показатели социальной активности, как и личностные характеристики тесно взаимосвязаны между собой и являются интегрированными. Воздействуя на один из показателей социальной активности происходит изменение личностной черты.
Как актуальная потребность социальная активность реализуется в системе целевых установок, ценностных ориентаций, определяющих мотивационную сферу личности и наилучший выбор способов деятельности по удовлетворению актуальных потребностей. На наш взгляд, в развитии социальной
активности студенческой молодежи следует исходить из концептуальных основ деятельностного подхода, поскольку личность формируется, развивается и проявляется в деятельности, как специфичной форме активности. Но без желания самого человека, без интериоризации ценностей внутренний рост личности невозможен. Поэтому научное понимание феноменологии социально активной личности может быть только исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в той деятельности, в которую он включается.
Важную роль в развитии социальной активности имеют такие социальные институты как вуз, школа, учреждения дополнительного образования, общественные организации. Показателем сформированности социальной активности на том или ином этапе ее развития является изменение мотивации, направленность этой мотивации на удовлетворение потребности в общественно значимой деятельности и социально ценном общении и продуктивном взаимодействии с другими людьми.
Студенческая молодежь как наиболее динамичная социальная группа населения, является инновационной силой общества, значительно меняющаяся в своих интересах, взглядах, ценностях и культуре за период обучения в образовательном учреждении. Вопросы развития ее социальной активности имеют теоретический и практический интерес у ученых и практиков.
Под молодежью в настоящее время в соответствии с действующими нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно, то есть социально активная часть населения, которая желает реализовать свои интересы. Для этой социальной группы характерно: завершение формирования эго-идентичности личности, становление мировоззрения, целенаправленный поиск своего места в мире, выбор дальнейшего жизненного пути, а также смысла жизни. Освоение новых социальных ролей, что обусловлено высокой мобильностью и сменой социального статуса молодёжи. Однако молодежь характеризуется неопределенностью социальных идентификаций, высокой социальной мобильность. Особенно ярко эти, характерные для молодежи отличительные черты, проявляется в условиях трансформации общества, при выработке новых приоритетов политики государства на современном этапе.
Один из ведущих ученых по разработке теорий молодежи К. Мангейм утверждает: «Молодежь - это один из скрытых ресурсов общества, от мобилизации которого зависит его жизнеспособность» [1, с. 301]. Молодежь, как социальная группа находится на этапе своего социального и профессионального становления, освоения социальных ролей через активное участие в социальной жизни современного общества.
Сознание современной молодежи обладает особой восприимчивостью к переменам, способностью усваивать и перерабатывать большие информационные потоки. В этот возрастной период развивается критичность мышления, рефлексия, формируется собственная оценка происходящим явлениям и исходя из этого оригинальные решения. Период активной ценностно-созидательной деятельности сталкивается у молодежи с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включенностью в систему общественных отношений. В связи с этим в поведении молодежи могут проявляться противоречивые черты и личностные качества - стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешенность от внешнего мира.
Понятия «социальная активность» и «социально активная личность» используются в работах философов, социологов, психологов и педагогов, но в научной литературе нет единого подхода к пониманию данного феномена. При высказывании своих представлений о социальной активности студенты опирались на ее базовое определение и собственные представления о ней.
Для изучения представлений студентов - будущих медицинских работников о социально активной личности было проведено анкетирование. В исследовании принимали участие 300 студентов Кировского государственного медицинского университета, где 46% это юношей и 54% - девушек в возрасте от 18 до 30 лет. После проведенного исследования и обработки полученных данных получили следующие результаты.
По мнению студенческой молодёжи социально активный человек должен быть инициативным, энергичным, решительным, самостоятельным, уверенным в себе, иметь организаторские способности и высокий уровень коммуникативной компетентности. Большинство респондентов считают, что социально активные люди необходимы обществу, востребованы на рынке труда, имеют много друзей и проявляют эмпатию к окружающим людям (понимают чувства, потребности других людей, способны сопереживать им), являются лидерами в группе и хорошими ораторами, умеют радоваться жизни и получают удовольствие от проделанной работы. Кроме того, было выявлено, что социально активный человек не должен быть суетливым, агрессивным, раздражительным и эгоистичным.
На вопрос: «Считаете ли вы себя социально активной личностью?» 80% опрошенных студентов не считают себя такими, а 70% студенческой молодёжи выразили желание проявить себя в разных формах социально - значимой деятельности.
Причинами, препятствующими проявлению социальной активности студенты считают следующие: отсутствие соответствующих способностей, социальных компетенций, опыта участия в социальной-значимой деятельности; групповые формы работы не предполагают активность, отсутствие свободного времени. Кроме того, 60% опрошенных студентов, отметили, что нуждаются во внешнем руководстве и помощи при организации социально-значимой деятельности; 55% не умеют определять свои жизненные цели и соотносить их со своими личностными особенностями. Такие качества личности как инициативность, коммуникативная компетентность, нравственная ответственность к своей профессии, как к делу будущей жизни, осознании своего профессионального долга, недостаточно сформированы у будущих специалистов системы здравоохранения и их надо развивать.
Исходя из проведенного исследования, можно предположить, что необходимо проводить специальные мероприятия, по развитию социальных компетенций и формированию социальной активности студенческой молодежи. В настоящее время медицинскому работнику недостаточно только профессионализма, ему необходима хорошая этико-деонтологическая подготовка и высокий уровень социальной активности. Специфика социальной активности будущих медицинских работников заключается в наличии у него профессиональной мотивации, здоровьесберегающих ценностях, коммуникативных умениях и таких личностных качеств как ответственности, инициативности, гуманных способах взаимодействия с различными возрастными и социальными категориями населения при оказании медико- социальной помощи.
Выводы. Таким образом, социально активный человек - это личность, наиболее полно реализующая себя в отношении и взаимодействии с другими людьми в социально-значимой деятельности. В процессе
этого взаимодействия происходит приобретение социального опыта при последовательном освоении социальных ролей: исполнитель - организатор - активный участник. Потребность и способность проявлять социальную активность делают студенческую молодежь причастными к решению проблемам современного общества. Именно социальная активность является одним из детерминирующих качеств личности, которая формируется в деятельности, характеризуется социально-значимыми мотивами и дает общественно ценный результат.
Литература:
1. Кеттлер Д., Мейя Ф., Карл Мангейм // Немецкая социология / отв. ред. Р.П. Шпакова. - СПб.: Наука, 2003. - 562 с.
2. Лапина Т.С. Этика социальной активности личности / Т.С. Лапина. - М.: Высшая школа, 1974. - 117 с.
3. Мальковская, Т.Н. Социальная активность старшеклассников / Т.Н. Мальковская. - М.: Педагогика, 1988. - 144 с.
4. Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 424 с.
5. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений, 14 изд. - М.: Издательский Центр Академия, 2012. - 656 с.
6. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. - Ростов-на-Дону, 2009. - 512 с.
7. Рожков М.И. Социальная педагогика: учебник для академического бакалавриата / М.И. Рожков, Т.В. Макеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 287 с.
8. Ситаров В.А. Изучение профессиональной активности личности будущего учителя / В.А. Ситаров. -М.: Прометей, МГПИ им. В.И. Ленина, 1990. - 45 с.
Педагогика
УДК 37.02
доктор экономических наук, доцент Александрова Ольга Борисовна
Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат исторических наук Дрожжин Михаил Анатольевич Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат технических наук, доцент Моисейкин Дмитрий Александрович Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КАК ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ КАТЕГОРИИ В ОСВОЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Аннотация. Знания, полученные из теоретического курса преподаваемой дисциплины не должны ограничиваться только теоретическими основами, знаниями нормативных документов, способами и методами воздействия на ситуацию, но и иметь практическую направленность. Повышение уровня развития научных знаний, требований к практической деятельности выпускников, приводит к педагогической необходимости использовать потенциал интеграционного обучения, способного нераздельному освоению теории и практики, что обеспечивает целостность образовательного процесса.
Ключевые слова: образовательный процесс, учебная мотивация, учебная активность, мотивационная система, интеграционный подход.
Annotation. The knowledge obtained from the theoretical course of the taught discipline should not be limited only to theoretical foundations, knowledge of normative documents, methods and methods of influence on the situation, but also have a practical orientation. Increasing the level of development of scientific knowledge, requirements for practical activities of graduates, leads to the pedagogical need to use the potential of integration training, capable of inseparable development of theory and practice, which ensures the integrity of the educational process.
Keywords: educational process, educational motivation, educational activity, motivational system, integration approach.
Введение. В жизни каждого человека и общества в целом безопасность занимает важное место, о чем свидетельствует особый интерес к проблематике безопасности во всех сферах жизнедеятельности. В учебном процессе изучению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» отводится значимое место в подготовке компетентных специалистов по обеспечению безопасности в повседневной жизни, в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Полученные знания и умения помогут ориентироваться в нестандартных ситуациях, определять способы защиты в них, предвидеть возможное развитие подобных ситуаций.
В настоящее время безопасность, как в повседневной, так и в профессиональной жизни является актуальной темой исследования. Повышение уровня знаний в области безопасности жизнедеятельности гарантирует снижение негативных последствий от несчастных случаев. Для создания комфортного и безопасного взаимодействия человека со средой обитания необходимо объединить методические основы в единые знания через реализацию различных инновационных подходов в образовательном процессе, нацеленных на улучшения качества профессиональной подготовки, в основе которых лежит интеграционный подход.
Для успешной реализации теоретических знаний, необходима тесная связь с практикой, позволяющая отработать полученные знания на лекционных занятиях. Усилить взаимосвязь теории и практики способны интеграционные процессы в образовательной деятельности, что позволит определить единство теории и практики, повысить готовность обучающихся к выполнению социальных и профессиональных функций.