Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Петрова Нина Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); доктор педагогических наук, профессор Петров Алексей Юрьевич
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород); доктор педагогических наук, профессор Петров Юрий Николаевич
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород)
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МНОГОУРОВНЕВОЙ И РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА
Аннотация. В данной статье рассматриваются психолого-педагогические условия, раскрывающие сущность профориентационной деятельности, представлена собственная точка зрения на дефиниции базовых понятий, исследована проблема формирования профориентационной деятельности в рамках деятельностного, рефлексивного, субъектного подходов в процессе обучения, а также с позиции педагогики индивидуальности и представлена модель формирования многоуровневой и ранней профориентационной деятельности в условиях профессиональной образовательной организации.
Ключевые слова: профориентационная деятельность, обучающийся, рефлексия, осознанная профориентация, учебная деятельность.
An^tatton. This article discusses the psychological and pedagogical conditions that reveal the essence of career guidance, presents its own point of view on the definition of the basic concepts, the problem of the formation of career guidance activities in the framework of activity, reflexive, subjective approaches in the learning process, as well as from the perspective of pedagogy of individuality and presents a model of formation of multi-level and early career guidance activities in a professional educational organization.
Keywords: vocational guidance activities, student, reflection, conscious career guidance, learning activities.
Введение. Для эффективного управления процессом формирования познания профориентационной деятельностью обучающихся при подготовке требуется глубокое знание их возрастных и индивидуальных особенностей. В соответствии с задачами данного исследования необходимо рассмотреть существующие этапы развития сферы профориентационной деятельности.
Изложение основного материала статьи. Проблема обучения является фундаментальной в педагогической науке и до сих пор остается в центре внимания исследователей. Обучение представляет собой деятельность обучающихся и, с точки зрения И. Я. Лернера, зависит от уровня сознания субъекта. И.Я. Лернер выделяет элементы обучения: деятельность преподавания, деятельность учения, содержание образования [8]. Преподавание определяется как деятельность по организации усвоения содержания образования и руководству этим процессом. Данную деятельность организует и обеспечивает педагог. Учение рассматривается как деятельность обучающегося по организации условий, обеспечивающих усвоение им содержание образования. В процессе обучения происходит изменение качеств обучающегося, его личностных свойств, что является главной характеристикой данного процесса [16].
Среди особенностей развития сферы профориентационной деятельности обучающихся Р.С. Немов отмечает возникновение нового отношения к миру, предметам, явлениям [10]. Рефлексия как основа профориентации проявляется в особом познавательном отношении к самому себе, выступающем в виде желания и умения анализировать, оценивать собственные и чужие поступки, умение вставать на точку зрения другого обучающегося. Сфера профориентации характеризуется свободой выбора целей, а также средств их достижения и осознанностью этого выбора, что необходимо учитывать при формировании навыков профориентации у обучающихся в процессе профессиональной подготовки.
А.В. Петровский подчеркивает, что важнейшим фактором развития личности становится ее социальная активность, которая рассматривается как состояние готовности к деятельности и направлена на усвоение определенных образцов и ценностей [15]. Вслед за А.В. Петровским А.К. Осницкий доказывает, что помимо природных законов, регулирующих отношения между ними, в деятельность взаимоотношений вступает система оценок действий и поступков друг друга, а также личных усилий [11].
А.К. Осницкий отмечает, что обучающийся занимает субъектную позицию посредством собственной активности, находясь в поиске того, что представляет смысл для его жизнедеятельности [11]. О.А. Конопкин такую ситуацию определяет как произвольную осознанную активность, которая обеспечивает достижение принимаемых целей, и относительно которых он выступает как собственный творец [7]. Следовательно, понимание значимости собственной активности способно пробуждать у обучающихся деятельностную инициативу, так как активность проявляется в стремлении и готовности к деятельности.
Образовательный процесс должен не только обеспечить обучающихся системой знаний в различных научных областях, но и научить их самостоятельно и осознанно приобретать новые научные знания, то есть научить учиться. В образовательном процессе П.Ф. Каптерев выделяет его внутреннюю и внешнюю стороны. Внешняя сторона процесса обеспечивает передачу культурных приобретений и обучение младшего поколения старшими, внутренняя - саморазвитие обучающегося [6].
Многочисленными исследованиями подтверждено, что навыки профориентации формируются только в процессе деятельности, поэтому рассмотрим этот процесс в контексте учебной деятельности обучающихся. Структура учебной деятельности включает в себя следующие компоненты: овладение системами знаний, овладение навыками, личностный (мотивационный компонент), овладение системами приемов учебной работы, овладение системами обобщенных приемов управления своей учебной деятельностью [14, с. 73]. Мы добавляем рефлексию, которая обеспечивает осознанную реализацию функций профориентации на каждом этапе учебной деятельности. Как мы видим, главной задачей для достижения целей в процессе обучения является осознание у обучающихся своих возможностей и недостатков.
На основе анализа литературы мы пришли к выводу о том, что профориентация учебной деятельности осуществляется поэтапно. Важным моментом является то, что конечная цель обучения - сформированная профориентация учебной деятельности, следовательно, проектирование этой деятельности целесообразно начинать не с формулировки системы знаний, а с осознания будущей деятельности и создания условий для её осмысления. Данные положения являются основополагающими для нашего исследования, поскольку их реализация в процессе организации учебной деятельности будет способствовать процессу формирования навыков учебной профориентации на рефлексивной основе. Таким образом, мы предполагаем, что становление обучающегося как субъекта учебной деятельности свидетельствует о формировании навыков профориентационной деятельности.
В процессе развития потребности и мотивы обучающегося изменяются, они опосредуются сознанием и начинают действовать через сознательно поставленные цели, принятые намерения и решения. «Мотив - это не просто условия развертывания актуальной мыслительной деятельности, а фактор, влияющий на ее продуктивность». В зависимости от формирования мотивационной сферы осуществляется развитие умственных способностей обучающихся, развитие общеучебных навыков, а свои действия обучающийся выстраивает на основе размышлений с учетом имеющихся обстоятельств. Для обучающегося становится характерной сознательная профориентация своих побуждений в процессе деятельности.
В рамках инновационной деятельности предполагается:
• разработать систему многоуровневой профориентационной работы в условиях колледжа;
• организовать деятельность по ранней профориентации, познавательному развитию дошкольников и школьников через допустимые виды детской деятельности с использованием Smart технологий, международных стандартов WorldSkillsRussia (чемпионата молодых профессионалов);
• реализовать практико-ориентированный подход в системе многоуровневой профориентационной работы при подготовке обучающихся профессиональной образовательной организации по специальностям: «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование»;
• создать учебно-методическое обеспечение реализации системы многоуровневой профориентации;
• обобщить и провести анализ результатов в модели многоуровневой профориентации в условиях муниципального образования.
В основу новой системы профориентационной работы легла идея о том, что профессиональная ориентация - это длительный и сложный процесс, который осуществляется на всех этапах жизни обучающегося. В условиях профессиональной образовательной организации она должна быть многоуровневой и охватывать профессиональную ориентацию:
S детей дошкольного возраста. Цель этапа - формирование положительного отношения к профессиональному миру - видам профессиональной деятельности и людям труда. На этом этапе дети приобретают первоначальные трудовые умения, выполняя доступные их возрасту виды деятельности;
S обучающихся младшего школьного возраста. Цель этапа - формирование у детей любви и добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к миру профессий;
•S обучающихся среднего школьного возраста. Цель этапа - формирование у подростков профессиональных предпочтений, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии своего места в обществе. Обучающиеся включаются в деятельность, связанную с профилем дальнейшего обучения;
S обучающихся старшего школьного возраста. Цель этапа - определение обучающимися личностного смысла в выборе направления профессионального образования. В результате полученных знаний о профессиях, востребованных на рынке труда, обучающийся должен сформировать умения, необходимые для профессионального выбора, осуществить профессиональные пробы, и определиться с выбором дальнейшей образовательной траектории;
S обучающихся профессиональных образовательных организаций. Цель этапа - формирование профессиональных знаний, умений и опыта, развитие общих и профессиональных компетенций; самоутверждение в правильности профессионального выбора. На этом этапе осуществляется «вхождение» в профессиональную деятельность, формируются основы профессионального мастерства, освоение методов карьерного проектирования;
S молодых специалистов. Цель этапа - совершенствование уровня профессионального мастерства в процессе трудовой деятельности, адаптация к постоянно меняющимся условиям труда и повышение качества профессиональной культуры, формирование траектории карьерного роста специалиста;
S работников организации. На этом этапе продолжается процесс профессионального и личностного развития человека, возникает необходимость расширения сферы его профессиональной деятельности и освоения им новых компетенций.
Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, А.М. Матюшкин, Н.Ф. Талызина однозначно утверждают, что основной путь достижения осознанности усваиваемых знаний лежит в активизации учебной деятельности обучающихся. Так, А.М. Матюшкин подчеркивает, что знания становятся убеждениями, составными частями их мировоззрения в том случае, если они сами принимают участие в выработке этих знаний и открывают их для себя. В процессе усвоения новых знаний познавательные действия, по мнению Н.Ф. Талызиной, могут быть определены и спланированы совместно с педагогом, но обучающимися выполнены осознанно и самостоятельно. Д.Б. Эльконин доказывает целесообразность активной учебной деятельности обучающихся, которую обучающийся выстраивает самостоятельно, но по присущим ей объективным законам. Активность проявляется как в учебных мотивах, интересах, так и результатах учебной деятельности. В таком случае выстраивается процесс профориентации учения, а степень осознанности может достичь еще более высокого уровня [17]. Таким образом, формирование навыков профориентации посредством лишь осмысления и знания невозможно, так как доказано, что профориентация проявляется только в процессе реальной деятельности, чему мы находим подтверждение у Л.И. Божович, П.Я. Гальперина, В.И. Слободчикова, Г.И. Щукиной, Д.Б. Эльконина.
З.И. Калмыкова считает, что осознанность своей деятельности, то есть рефлексия, проявляется как в понимании цели и результата учебной деятельности, так и в понимании тех способов, приемов, с помощью которых достигается результат, то есть в профориентации.
Осознанная профориентация формируется на основе содержательной рефлексии, которая, по мнению В.В. Давыдова, характеризуется поиском и рассмотрением обучающимся существенных оснований собственных действий. Содержательная рефлексия является основным источником и обеспечивает процесс анализа и моделирования условий, а также планирование деятельности. Учебная деятельность приводит к возникновению рефлексивного отношения к собственным учебным возможностям в пределах этой деятельности, а также к пониманию и разрешению противоречия «я неумелый, незнающий - я умелый, знающий». Обучающийся выделяет и выстраивает систему осознанных целесообразных действий. Этап контроля, по мнению В.В. Давыдова, также основывается на содержательной рефлексии. В результате рефлексивного контроля обучающийся самостоятельно способен установить действия, необходимые для выполнения деятельности. Таким образом, рефлексия учебной деятельности, с точки зрения В.В. Давыдова, представляет собой ее контроль и оценку [5]. Как подчеркивает А.В. Петровский, одним из важных условий учебной деятельности является умение обучающимися обосновывать и анализировать свои действия. Необходимость самостоятельного рассуждения предполагает формирование умения оценивать собственные мысли и действия, данные умения лежат в основе рефлексии как важного качества, позволяющего объективно анализировать с точки зрения цели и условий деятельности.
В результате помимо увеличения учебной предметной компетентности, выраженной в объеме конкретных знаний, навыков, достигается развитие навыков постановки целей, а для их достижения -способности выстраивать индивидуальный образовательный маршрут, способности самооценки и коллективного взаимодействия, обогащения личного образовательного опыта. Таким образом, рефлексивное обучение осуществляется на всех этапах формирования навыков профориентационной деятельности.
Совершенство процессов профориентации определяется как успешность, продуктивность, конечный результат осознанной произвольной деятельности. В процессе развития структуры деятельности изменяются не только особенности общего поведения, но и построение собственно учебной деятельности.
Анализу целеполагания в педагогике посвящены работы В.А. Кальней, Ю.А. Конаржевского, А.К Марковой, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, С.Е. Шишова и др. В русле нашего исследования мы обращаемся к позиции В. П. Беспалько, которая в наибольшей степени соответствует теории формирования осознанной профориентации деятельности, в том числе и учебной. Обращаясь к проблеме целеобразования, В.П. Беспалько представляет подход, предусматривающий предельную конкретизацию предполагаемых педагогических результатов: «цель должна быть поставлена диагностично, т.е. настолько точно и определенно, чтобы можно было сделать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время». Следовательно, педагог должен определить конкретные технологические шаги и выделить способ постановки целей, позволяющий обучающимся освоить навыки профориентационной деятельности.
Идея об определяющей роли активности личности в собственном развитии стала в педагогике общепризнанной. В настоящее время системообразующим ядром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции обучающегося, уровень его притязаний, всю систему оценок [12, 13].
В связи с переходом профессионального образования к непрерывному образованию неизбежно меняется среда обучения, которая все больше ориентируется на самостоятельную работу обучающихся [2]. Актуализируется принцип саморазвития, увеличивается продолжительность и усиливается значимость этапов самообразования в общей системе обучения, существенно возрастает объем самостоятельной учебной работы обучающихся [2].
Процедуру самооценки в профориентационном процессе необходимо планировать и организовывать, поэтому в педагогическом опыте используются следующие этапы:
• разработка педагогом четких критериев оценивания;
• создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов;
• критерии оценивания результатов обучения должны быть известны обучающемуся, в результате чего они самостоятельно ведут четкий контроль за исполнением, согласно выполненным действиям в процессе деятельности и сопоставляют с ними свои результаты.
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его профориентации, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Доминирующие функции самооценки таковы:
• констатирующая - на основе самоконтроля;
• мобилизационно-побудительная;
• проектировочная.
Объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки.
В рамках нашего исследования мы выделили некоторые характерные субъектные признаки профориентационной деятельности. Первый из них - понимание смысла заданий, осмысление и принятие цели, определение необходимых средств для ее достижения и последовательности действий, выбор продуктивных способов и средств деятельности, позволяющих получить позитивный результат.
Второй субъектный признак - определение путей и средств представления результатов деятельности, её оценивание по определенным параметрам, внесение целесообразных корректив. На данном этапе мы наблюдаем несколько вариантов профориентации:
• обучающийся испытывает затруднения в самостоятельном представлении результатов деятельности, соответствующих поставленным целям, и не может определить, за счет каких ресурсов получен результат, либо определить причины его отсутствия;
• обучающийся четко представляет ожидаемый результат, который имеет субъектную либо коллективную ценность только с помощью других, при этом ограничивается единственным способом достижения цели;
• обучающийся четко и детально представляет ожидаемый результат, выходит на поиск нескольких способов получения результатов и сопоставляет их.
В современных исследованиях определены уровни профориентации, которые возможно рассматривать как динамичное образование, зависящее от опыта включения в профориентационную деятельность, от этапов обучения. У Г.И. Щукиной подчеркнута мысль: «Уровень профориентации - основной показатель, механизм
формирующейся личности». Например, О.С Гребенюк, Т.Б. Гребенюк выделяют три уровня сформированности профориентационной деятельности [4]:
• низкий уровень - индивид подстраивается под обстоятельства, не способен осознавать жизненные перспективы, не самокритичен, не требователен к себе;
• средний уровень - присутствует ряд элементов профориентации, однако они непоследовательны и непостоянны;
• высокий уровень - самостоятельная организация индивидом своей жизни и деятельности.
Выводы. Специфика формирования профориентации у обучающихся заключается в том, что структура профориентации дополнена рефлексивным компонентом, поэтому мы выделяем ведущие подходы (деятельностный, рефлексивный, субъектный) к сложному педагогическому явлению - процессу формирования профориентационной деятельности на основе рефлексии в процессе обучения. Следовательно, процесс обучения, выстроенный на принципах деятельностного, рефлексивного и субъектного подходов, способствует эффективному решению как задач возрастного развития, так и образовательных задач, что предотвращает у обучающегося деформирование способности к профориентационной деятельности.
На основании проведенного анализа мы делаем вывод, что формирование профориентации на основе рефлексии у обучающихся в процессе обучения предполагает целенаправленно организуемую педагогическую деятельность, которая позволяет обучающемуся стать субъектом осознанной профориентационной деятельности.
Литература:
1. Абульханова К.А., Рубинштейн С.Л. - ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М.: Изд-во "Академический проект", 2000. - С. 11-26.
2. Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования. Часть 2. Практические аспекты: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2009. - 134 с.
3. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение [Текст] / А.В. Брушлинский. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. - 392 с.
4. Гребенюк О.С. Основы педагогики индивидуальности / Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие // Калинингр. гос. ун-т. — Калининград, 2000. — 572 с.: табл. — Библиогр.: с. 565-571.
5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
6. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптеров; под ред. А.М. Арсеньева. -М.: Педагогика, 1982. - С. 704.
7. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека [Электронный ресурс]. URL: https://portalus.ru/modules/psychology/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1107367184&archive=1120045935 &start_from=&ucat=27& (дата обращения: 30.03.2019).
8. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М, 1981. - 186 с.
9. Машарова Т.В. Социальное самоопределение учащейся молодежи в условиях современного общества [Текст] / Т.В. Машарова, М.И. Рожков, Е.А. Ходырева и др. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2003. - 155 с.
10. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
11. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности / А.К. Осницкий.- М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. - 232 с.
12. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 608 с.
13. Пепло Л., Мицели М., Морали Б., Одиночество и самооценка / Самосознание и защитные механизмы личности / Самара, Изд. дом «Бахрах», 2008. - 257 с.
14. Петров Ю.Н. Фундамент профессионального образования - содержание: Учебно-методическое пособие / Ю.Н. Петров, А.Ю. Петров. - Н. Новгород: 2012. - 138 с.
15. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности / В.А. Петровский. - Ростов-на-Дону, 1993. - 159 с.
16. Плотникова Е.В. Социально-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников / Е.В. Плотникова, Н. Быстрова // Вестник Мининского университета. 2017. №2 [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/347. (Дата обращения: 14.03.2019).
17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст] / Д.Б. Эльконин; под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 224 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Петрова Нина Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); доктор педагогических наук, профессор Петров Алексей Юрьевич
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород); обучающийся кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна Чумакова Лада Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)
РОЛЬ СТРУКТУРЫ И СУЩНОСТИ МНОГОУРОВНЕВОЙ И РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА
Аннотация. В статье рассмотрены понятие и сущность многоуровневой и ранней профориентационной деятельности в условиях колледжа. В современном образовании все более осознается необходимость в педагогическом обеспечении развития индивидуальности обучающихся и построении ими индивидуальной образовательной траектории, но следует отметить, что современное образование имеет ряд проблем, которые относятся к традиционным. Именно в процессе обучения происходит последовательное формирование тех индивидуальных и личностных образований, которые лежат в основе многоуровневой и ранней профориентационной деятельности обучающихся и подводят их к позиции субъекта учебной деятельности.
Ключевые слова: профориентационная деятельность, обучающийся, деятельностный процесс, система.
Annоtation. The article discusses the concept and essence of multi-level and early career guidance activities in college. In modern education, the need for pedagogical support for the development of students' individuality and the construction of an individual educational trajectory is increasingly recognized, but it should be noted that modern education has a number of problems that are traditional. It is in the process of learning that the individual and personal formations that form the basis of the multilevel and early vocational guidance activities of students take shape and lead them to the position of the subject of learning activities.
Keywords: vocational guidance activity, student, activity process, system.
Введение. Обучающийся, являясь активным субъектом многоуровневой и ранней профориентационной деятельности способен целенаправленно преобразовывать объективную действительность, изложенную в отечественной психолого-педагогической литературе на теоретическом и методологическом уровнях. Все более отчетливое проявление в психолого-педагогических работах «субъектного подхода» к решаемым проблемам вовсе не случайно, так как это направление сформировалось в отечественной психологии в контексте различных научных направлений. Концептуальное осмысление естественным образом поднимает проблему субъектного становления обучающегося в число наиболее актуальных проблем для психолого-педагогической науки в целом. Проблема личностных качеств обучающегося и закономерностей их развития является актуальной для педагогической науки и для профессиональной педагогики.
Изложение основного материала статьи. Системой всей человеческой психики обеспечивается и реализуется через субъективное бытие обучающегося, так как оно многоаспектно [12]. Существенным проявлением субъектности обучающегося является его осознанная активность, которая гарантирует достижение его целей [11]. При содержательном анализе субъектных характеристик обучающегося речь идет об обучающемся как о субъекте деятельности и социального поведения, и относительно которой обучающийся выступает в качестве ее инициатора и творца.
Осознанная профориентационная деятельность понимается нами как целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей обучающихся в различных видах деятельности.
Важность ранней профориентационной деятельности в жизни обучающегося достаточно очевидны, так как данная деятельность определит качества всей дальнейшей жизни. На самом деле проблема выбора профессии и профориентация как таковая возникли относительно недавно. К вопросу оказания помощи и поддержки обучающимся в профессиональном самоопределении в своей работе также обращаются такие авторы как Е. Челнокова и Р. Набиев, достаточно развёрнуто трактуется понятие «профессиональное самоопределение», рассматриваются различные подходы к пониманию сущности профессионального самоопределения, даётся характеристика процесса профессионального самоопределения [14].
При построении общей концептуальной модели процесса осознанной профориентационной деятельности приходим к выводу, что наиболее адекватным для решения данной задачи является системно-функциональный подход, поэтому проектировочный процесс должен быть отражен как целостная, замкнутая по структуре, информационно открытая система, которая реализуется взаимодействием функциональных звеньев.
При рассмотрении модели в более или менее развернутом и содержательном виде можно ограничиться лишь обозначением функциональных звеньев, таких как:
• Принятая субъектом цель деятельности.
• Субъективная модель значимых условий.
• Программа исполнительских действий.
• Систeма субъективных критериев достижения цели.
• Контроль и оценка реальных результатов.
• Решения о коррекции системы профориентационной деятельности.
Все звенья деятельностного процесса, будучи информационными образованиями, работают в системе целостного процесса профориентационной деятельности [1], поэтому реализация обучающимся деятельностного процесса есть самостоятельное принятие им ряда взаимосвязанных решений [2]. Профориентационная деятельность как система функциональных звеньев обеспечивает создание и