Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Петрова Нина Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); доктор педагогических наук, профессор Петров Алексей Юрьевич
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород); обучающийся кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна Чумакова Лада Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)
РОЛЬ СТРУКТУРЫ И СУЩНОСТИ МНОГОУРОВНЕВОЙ И РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА
Аннотация. В статье рассмотрены понятие и сущность многоуровневой и ранней профориентационной деятельности в условиях колледжа. В современном образовании все более осознается необходимость в педагогическом обеспечении развития индивидуальности обучающихся и построении ими индивидуальной образовательной траектории, но следует отметить, что современное образование имеет ряд проблем, которые относятся к традиционным. Именно в процессе обучения происходит последовательное формирование тех индивидуальных и личностных образований, которые лежат в основе многоуровневой и ранней профориентационной деятельности обучающихся и подводят их к позиции субъекта учебной деятельности.
Ключевые слова: профориентационная деятельность, обучающийся, деятельностный процесс, система.
Annоtation. The article discusses the concept and essence of multi-level and early career guidance activities in college. In modern education, the need for pedagogical support for the development of students' individuality and the construction of an individual educational trajectory is increasingly recognized, but it should be noted that modern education has a number of problems that are traditional. It is in the process of learning that the individual and personal formations that form the basis of the multilevel and early vocational guidance activities of students take shape and lead them to the position of the subject of learning activities.
Keywords: vocational guidance activity, student, activity process, system.
Введение. Обучающийся, являясь активным субъектом многоуровневой и ранней профориентационной деятельности способен целенаправленно преобразовывать объективную действительность, изложенную в отечественной психолого-педагогической литературе на теоретическом и методологическом уровнях. Все более отчетливое проявление в психолого-педагогических работах «субъектного подхода» к решаемым проблемам вовсе не случайно, так как это направление сформировалось в отечественной психологии в контексте различных научных направлений. Концептуальное осмысление естественным образом поднимает проблему субъектного становления обучающегося в число наиболее актуальных проблем для психолого-педагогической науки в целом. Проблема личностных качеств обучающегося и закономерностей их развития является актуальной для педагогической науки и для профессиональной педагогики.
Изложение основного материала статьи. Системой всей человеческой психики обеспечивается и реализуется через субъективное бытие обучающегося, так как оно многоаспектно [12]. Существенным проявлением субъектности обучающегося является его осознанная активность, которая гарантирует достижение его целей [11]. При содержательном анализе субъектных характеристик обучающегося речь идет об обучающемся как о субъекте деятельности и социального поведения, и относительно которой обучающийся выступает в качестве ее инициатора и творца.
Осознанная профориентационная деятельность понимается нами как целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей обучающихся в различных видах деятельности.
Важность ранней профориентационной деятельности в жизни обучающегося достаточно очевидны, так как данная деятельность определит качества всей дальнейшей жизни. На самом деле проблема выбора профессии и профориентация как таковая возникли относительно недавно. К вопросу оказания помощи и поддержки обучающимся в профессиональном самоопределении в своей работе также обращаются такие авторы как Е. Челнокова и Р. Набиев, достаточно развёрнуто трактуется понятие «профессиональное самоопределение», рассматриваются различные подходы к пониманию сущности профессионального самоопределения, даётся характеристика процесса профессионального самоопределения [14].
При построении общей концептуальной модели процесса осознанной профориентационной деятельности приходим к выводу, что наиболее адекватным для решения данной задачи является системно-функциональный подход, поэтому проектировочный процесс должен быть отражен как целостная, замкнутая по структуре, информационно открытая система, которая реализуется взаимодействием функциональных звеньев.
При рассмотрении модели в более или менее развернутом и содержательном виде можно ограничиться лишь обозначением функциональных звеньев, таких как:
• Принятая субъектом цель деятельности.
• Субъективная модель значимых условий.
• Программа исполнительских действий.
• Систeма субъективных критериев достижения цели.
• Контроль и оценка реальных результатов.
• Решения о коррекции системы профориентационной деятельности.
Все звенья деятельностного процесса, будучи информационными образованиями, работают в системе целостного процесса профориентационной деятельности [1], поэтому реализация обучающимся деятельностного процесса есть самостоятельное принятие им ряда взаимосвязанных решений [2]. Профориентационная деятельность как система функциональных звеньев обеспечивает создание и
динамическое существование в сознании субъекта целостной модели его деятельности, предвосхищающей его исполнительскую активность.
Возможности конкретного использования общей модели строения многоуровневых и ранних профориентационных деятельностных процессов, выделяют роль в понимании субъектного развития обучающегося, а также связанную с этим особую педагогическую задачу. Деятельностный процесс в наибольшей мере обеспечивает успешное достижение принятой обучающимся цели. Структурно-функциональный дефект деятельностного процесса существенно ограничивает деятельностные возможности обучающегося, поэтому совершенство функциональной структуры деятельностных процессов является исходно необходимой и весьма существенной предпосылкой деятельностного бытия во всем разнообразии его проявлений. Психическое развитие принципиально не может автоматически обеспечить совершенство системной функциональной структуры профориентационных деятельностных процессов, которые формируются в разных видах осуществляемой обучающимся активности и далеко не всегда успешно.
Педагогическими средствами реализовываются профориентационные деятельностные процессы, которые имеют несовершенную функциональную структуру, поэтому эти процессы не смогут привести к наиболее эффективному построению и реализации самой исполнительской активности, обеспечить ее продуктивность, а формирование у обучающегося полноценной функциональной структуры процессов является специальной педагогической задачей, которая и должна решаться в качестве таковой в разных видах доступной обучающемуся произвольной активности, при разных формах педагогического взаимодействия обучающихся.
Рассмотренное приводит к убеждению, что проблема многоуровневой и ранней профориентационной деятельности произвольной активности является наиболее значимой при педагогическом исследовании субъектного аспекта человеческого бытия; что при формировании всестороннего целостного представления о многоуровневых и ранних профориентационных деятельностных процессах в качестве базисного, исходного выступает вопрос об их принципиальном строении, об их структуре как собственно деятельностных информационных процессов; что обобщенная модель функциональной структуры деятельностных процессов является необходимым концептуальным средством содержательного воплощения при решении теоретических и практических задач, связанных с изучением обучающегося как субъекта различных видов и форм его произвольной активности.
Социальное развитие обусловливает необходимость обращения к исследованию многоуровневой и ранней профориентационной деятельности как необходимому качеству обучающегося. В педагогических исследованиях Е.В. Бондаревской, О.С. Гребенюка, А.К. Осницкого, В.В. Серикова, И.С. Якиманской показано, что результативность образовательного процесса в значительной степени обеспечивается наличием сформированной учебной деятельности. Это позволяет обучающимся стать инициаторами в организации и осуществлении учебной деятельности, а также развитии своей индивидуальности [4, 5, 10, 13, 15]. В современном образовании все более осознается необходимость в педагогическом обеспечении развития индивидуальности обучающихся и построении ими индивидуальной образовательной траектории, но следует отметить, что современное образование имеет ряд проблем, которые относятся к традиционным. Именно в процессе обучения происходит последовательное формирование тех индивидуальных и личностных образований, которые лежат в основе многоуровневой и ранней профориентационной деятельности обучающихся и подводят их к позиции субъекта учебной деятельности. В законе Российской Федерации «Об образовании» в статье 2 провозглашается «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности...» [6, с. 5], поэтому ключевая задача - создание условий для становления самостоятельности каждого обучающегося и в выборе своей профессии.
В педагогической, психологической и философской науках сложились противоречивые точки зрения на деятельность обучающегося, что вызывает затруднения при изучении обозначенной проблемы. Целенаправленное формирование навыков профориентационной деятельности предусматривает знание ее сущности и закономерности развития.
Можно полагать, что перечисленные философские, психологические и педагогические подходы к понятию многоуровневой профориентационной деятельности отражают разные стороны одного явления. Проведенный анализ определения позволил нам выявить ключевые моменты, обозначенные разными авторами при рассмотрении данного понятия. Следует отметить, что существуют различия в определении предмета в философских, психологических и педагогических исследованиях.
Таким образом, предпринятый анализ проблемы профориентационной деятельности в условиях колледжа дает возможность сделать вывод, что по-разному расставлены акценты в оценке данного междисциплинарного понятия.
Проанализировав разработанные перечисленными выше учеными понятие и сущность профориентационной деятельности в условиях колледжа, считаем, что деятельность обучающихся представляет собой одно из проявлений индивидуальности обучающегося. Субъективно принятая цель является основным компонентом, определяющим особенности протекания профориентационной деятельности. Цель должна оцениваться реальными условиями, в которых происходит получение результата. А.Н. Леонтьев отмечает, что «.важная сторона процесса целеобразования состоит в конкретизации цели, в выделении условий ее достижения» [9, с. 106]. Реализуя программу действий, субъект упорядочивает действия, их способы и средства. На этапе оценки информация о результатах сопоставляется с субъективными критериями успеха. О.А. Конопкин отмечает, что формирование субъективных критериев является сложным субъективным образованием и может переходить в самостоятельную деятельность-оценивание, которое необходимо для всех видов деятельности. На основе оценки результатов субъектом принимается решение о возможной коррекции осуществляемой им деятельности. В результате выполнения деятельности наблюдаются изменения в самом обучающемся, а также в арсенале используемых им средств. Происходит процесс научения, совершенствования. Именно эта сторона деятельности является для педагогов наиболее важной. Определяющим деятельность аспектом является целенаправленность, которая в методологическом понимании характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и ее реализацию с помощью определенных средств [7]. Согласно А.Н. Леонтьеву, цель деятельности связана с мотивами и «необходимо становится полимотивированной» [9, с. 201].
Выводы. В процессе нашего исследования мы отметили, что структура профориентационной деятельности соотносится со структурой всех иных видов деятельности.
Как субъект профориентационной деятельности обучающийся оказывает влияние на все компоненты деятельности. Отношение обучающихся к профориентационной деятельности проявляется в умениях и навыках: «самостоятельно ставить цели деятельности, управлять и контролировать данный процесс, вносить изменения по ходу деятельности, осуществлять самоконтроль и самооценку, вносить коррективы в способы деятельности» [8, с. 96]. Таким образом, уровень субъектности в профориентационной деятельности свидетельствует о формировании деятельности, получении теоретического подтверждения.
Активность личности проявляется в способности регулировать свое поведение и деятельность по мнению Л.И. Божович [3]. В процессе деятельности возникает необходимость в специфическом механизме регуляции. Концептуализация такого механизма выступает важным теоретическим этапом, так как определяющим качеством личности является его способность к активности и самоизменению. Мы выделяем существенную для нашего исследования идею о взаимосвязи профориентационной деятельности и внутренних мыслительных действий обучающихся, которые есть ни что иное, как проявление рефлексии.
Проецируя разработанные ранее и высказанные выше положения на проблему нашего исследования, считаем необходимым уточнить сущность профориентационной деятельности как системно организованный рефлексивный процесс. Следовательно, методологическим основанием исследования являются представления об осознанной профориентационной деятельности обучающегося как о системном процессе по организации, построению, управлению, коррекции видами и формами внешней и внутренней активности, направленными на достижение целей.
Литература:
1. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем [Текст] / П.К. Анохин // Принципы системной организации функций. - М.: Педагогика, 1973. - 323 с.
2. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П.К. Анохин // Избр. труды. Философские аспекты теории функциональной системы. - М., 1978. - 276 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович // Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. — 3-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 352 с.
4. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования / Е.В. Бондаревская // Методист. - 2003. - № 2. - С. 2-6.
5. Гребенюк О.С. Основы педагогики индивидуальности // Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / Калинингр. гос. ун-т. — Калининград, 2000. — 572 с.: табл.
— Библиогр.: с. 565-571.
6. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст]: 4- е изд. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 53 с. -(Сер. «Федеральный закон»).
7. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека [Электронный ресурс]. URL: https://portalus.ru/modules/psychology/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1107367184&archive=1120045935 &start_from=&ucat=27& (дата обращения: 30.03.2019).
8. Кулюткин Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия [Текст] / Ю.Н. Кулюткин, И.В. Муштавинская. - СПб.: СПб ГУПМ, 2002. - с. 48 - 53.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
10. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности / А.К. Осницкий. - М.; Обнинск: ИГ
- СОЦИН, 2010. - 232 с.
11. Петров Ю.Н. Ранняя профориентация и развитие социальной, нравственной и патриотической ориентации обучающихся колледжа / Ю.Н. Петров, А.Ю. Петров, Н.С. Петрова // Многоуровневое профориентационное образование: современные вызовы и перспективы в условиях системы СПО: материалы Международной научно-практической конференции, 19 декабря 2018 г. - Городец: ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж», 2018. - С. 30 - 35.
12. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности / В.А. Петровский. - Ростов-на-Дону, 1993. - 159 с.
13. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование: поиск новой парадигмы [Электронный ресурс]. URL: http://www.bim-bad.ru/docs/serikov_education_of_ personality.pdf (дата обращения: 30.03.2019).
14. Челнокова Е. Тьюторская деятельность педагога в условиях профессионального самоопределения школьников / Е. Челнокова, Р. Набиев // Вестник Мининского университета. 2017. №2 [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/24
15. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения [Электронный ресурс]. URL: http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/952/952031.htm (дата обращения: 30.03.2019).
Педагогика
УДК 37.012
кандидат педагогических наук, доцент Пискунова Елена Николаевна
Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (г. Димитровград); педагог-психолог, аспирант Чадкина Светлана Вячеславовна Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (г. Димитровград)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА
Аннотация. Статья посвящена изучению педагогических условий, обеспечение которых способствует эффективности реализации технологий формирования социальной компетентности студентов техникума. Авторами описана процедура проведенного педагогического эксперимента. Приведены результаты исследования.
Ключевые слова: социальная компетентность, педагогические условия, педагогические технологии, среднее профессиональное образование, студенты техникума.
Annоtation. The article is devoted to the study of pedagogical conditions, the provision of which contributes to the effectiveness of the implementation of technologies of formation of social competence of College students. The authors describe the procedure of the pedagogical experiment. The results of the study are presented.
Keywords: social competence, pedagogical conditions, pedagogical technologies, secondary vocational education, College students.
Введение. Одна из главных задач обучения в техникуме - формирование личности студента, обладающего готовностью к активному социальному взаимодействию, что является одним из аспектов социальной компетентности.
Как отмечается в докладе Правительства Российской Федерации, государственная политика в сфере среднего профессионального образования направлена на создание необходимых условий для подготовки рабочих кадров и специалистов, востребованных на рынке труда, с учетом изменений, происходящих в российской экономике, в том числе региональной, перехода к инновационным технологиям, инженерии знаний [1]. В связи с этим обучение в сфере среднего профессионального образования требует тщательного отбора организационно-педагогических условий, обеспечение которых позволит успешно реализовать эффективные технологии обучения и воспитания. Наличие социальной компетентности у студента - это важнейшая предпосылка высокой эффективности его будущей профессиональной деятельности, а также залог успеха в учебной и личной сферах. Социальная компетентность обеспечивает свободную адаптацию к быстро меняющимся условиям профессионально-личностного общения, что позволяет достичь высокого уровня самореализации.
Изложение основного материала статьи. Социальную компетентность студентов техникума мы понимаем как сложное системное свойство личности, включающее в себя следующие компоненты: 1) когнитивный (знания, необходимые для будущей профессии; знание современных способов сбора и обработки информации; 2) эмоционально-волевой (морально-волевые качества; владение эмоциональной культурой); 3) рефлексивно-ценностный (ценностные установки и ориентиры; умения адекватно оценивать социальную обстановку; 4) коммуникативно-речевой (свободное владение всеми видами речевой деятельности, культурой речи и культурой общения); 5) культурно-творческий (социокультурный; творческие способности; творческое мышление) [7].
Обучение в техникуме имеет свою специфику, обусловленную как объективными закономерностями этого процесса, так и субъективно-личностными характеристиками студентов, которые необходимо учитывать при выборе психолого-педагогических технологий формирования социальной компетентности. На основе изучения исследований А.В. Петровского, Р.С. Немова, И.С Кона, М.Р. Гинзбурга можно выделить следующие психолого-возрастные особенности, характерные для студентов техникума (средний возраст от 16 до 19 лет):
1. Характер взаимоотношений: деятельностно-опосредствованный, отношения складываются с наиболее значимой (референтной) группой (группами) в этот период. Развитие группы выступает одновременно и как фактор развития личности в группе [9, с. 79].
2. Потребность в личностном самоопределении (представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой соединены представления о себе и о мире; личностное самоопределение ориентировано на будущее; связано с выбором будущей профессии, но не сводится к нему) [3, с. 47]. Основными мотивами этого возрастного периода являются самопознание, самовыражение и самоутверждение.
3. Изменение социальной среды: развитие личности можно представить как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. В связи с этим А.В. Петровский выделяет три фазы развития личности в условиях группы: адаптация, индивидуализация и интеграция. В связи с этим очень важно педагогам при организации педагогического взаимодействия учитывать следующие особенности протекания этих стадий [9].
Попадая в учебную группу у первокурсника начинается адаптация (первая фаза), включающая активное усвоение действующих норм и овладение соответствующими формами и средствами поведения и деятельности. Индивидуальность пока слабо проявляется или почти не проявляется. Студент-первокурсник не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в данном учебном заведении и группе нормы (поведенческие, нравственные, учебные и др.) и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. У него возникает объективная необходимость «быть таким, как все», максимально адаптироваться. Групповая деятельность во многом обеспечивает благоприятные условия для развития социального интереса.